Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Исихазм



26 Сентября 2017, 21:19:25

Автор Тема: о том, что было после преждевременного сведения ума в сердце  (Прочитано 17890 раз)

Гость из провинции

  • Гость
Знаю человека, который уже года три занимается чтением Иисусовой молитвы.
Сначала он начинал с гласной молитвы, потом перешел к чтению молитвы одним умом, потом решил практиковать художественный метод сведения ума в сердце, по Добротолюбию.
Результатом (хоть и не сразу) такой практики было попущение от Бога некоторого бедственного духовного состояния (повреждения умом), что, по моему мнению, показывает истинными слова святых отцов о том, что без наставника и не предочистившись достаточно покаянием, начинать осваивать методы Добротолюбия нельзя.
Слава Богу, с моим товарищем умоповреждение прошло (не путайте с умопомешательством), все вернулось в прежнее состояние, но что было, то было. Сразу оговорюсь, что сам я свидетелем его умоповреждения не был, но то, что он мне поведал, думаю, сочинить было бы трудно. Я испросил у него разрешение поведать об этом попущении от Бога, с сохранением его имени в тайне.

Владислав

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

А сейчас он этим закончил заниматься? Или опять перешел на более простые этапы. И если возможно, скажите, на скольк интенсивными были его занятия. Поймите, пож. правильно, не любопытства ради, но пользы для спрашиваю.

Anonymous

  • Гость
Цитировать
А сейчас он этим закончил заниматься?

Последний раз я разговаривал с ним в прошлое воскресенье, т.е. 15 августа, именно в этот день он мне это все поведал. После того попущения от Бога, которое он испытал, находясь в состоянии бодрствования, он не решается опять начать молиться точно так же. Он практиковал главным образом сведение ума в сердце посредством дыхания.

Цитировать
Или опять перешел на более простые этапы.

Думаю, что как молился умом раньше, так и молится теперь, однако я у него этого не спрашивал.

Цитировать
И если возможно, скажите, на скольк интенсивными были его занятия.

Он был где-то с осени 2003 года алтарником и с начала Великого поста, в 2004 году, он уже начал интенсивно заниматься этими методами сведения ума в область сердца. Надо сказать, что у него были довольно благоприятные условия - мирской работы у него небыло, он алтарничал в кафедральном соборе нашего города и почти весь день у него был занят. Он говорил, что часто понуждал свой ум сходить в область сердца, доходило до того, что он прятался в углу в алтаре и только и делал, что молился, говорил, что в те моменты ему больше ничего не нужно было, кроме молитвы. По его словам "пистолет мне ко лбу приставь, я молитву не бросил бы".

Цитировать
Поймите, пож. правильно, не любопытства ради, но пользы для спрашиваю.


Поймите и меня правильно - мне тоже очень назидательна тема умного делания, тем более что Бог сподобил познакомиться вживую с товарищем-алтарником, занимающимся молитвой.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Спасибо за сообщение. Это только доказывает на практике правоту св. отцов, в частности Игнатия и Амвросия, утверждавших что заниматься искусственными приемами сведения ума в сердце преждевременно и без наставника крайне опасно и часто приводит к прелести и помешательству. Это не значит однако что не надо стремиться к сердечной молитве, просто нельзя забегать вперед и слишком форсировать, а следует терпеливо ждать пока Господь откроет двери сердца. Помнте как жены мироносицы вопрошали - "Кто отвалит нам камень от гроба" нашего сердца? Только Христос, когда воскреснет в сердце нашем, отвалит камень. А нам остается лишь молться - "Воскресни, Господи, и спаси мя, Боже мой". Не сказано "ломитесь в двери, и войдете", а сказано "Стучите, и отворят вам". А преп. Исаак Сирин говорил что того кто самовольно вламывается к Богу ждет кара Божия.

"Кто сначала проходит правильно устную молитву, заключая ум в слова молитвы: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную”, а потом будет проходить правильно и умную молитву, со смирением держа внимание ума в персях, то по времени и без наставника у некоторых умная молитва сама переходит в сердечную. Впрочем, у кого не переходит, должны довольствоваться устною и умною. " преп. Амвросий Оптинский  

"Предоставим Самому Господу преобразовать внимательную устную молитву нашу в умную, сердечную и душевную. Он непременно совершить это, когда узрит нас сколько-нибудь очищенными, воспитанными, возращенными, приуготовленными деланием евангельских заповедей. Благоразумный родитель не даст острого меча младенцу, сыну своему. Младенец не в состоянии употребить меча против врага, он будет играть мечом грозным, скоро и легко пронзит себя им. Младенец по духовному возрасту не способен к дарованиям духовным, он употребит их не во славу Божию, не в пользу свою и ближних. .... При избрании механических способов постараемся поступить со всевозможной осмотрительностью и благоразумием, не увлекаясь пустой пытливостью, безотчетливой ревностью, которая неопытным представляется добродетелью, а святыми Отцами названа гордостной дерзостью, разгорячением безумным. Будем преимущественно обращаться к способам простейшим и смиреннейшим, как к безопаснейшим. Повторяем: все механические способы должно считать не иным чем, как только способами, сделавшимися для нас полезными по причине немощи нашей. Не возложим упования нашего ни на них, ни на количество делания нашего, чтобы не похищено было у нас таким образом упование на Господа, чтобы по сущности дела мы не оказались уповающими на себя, или на что-либо вещественное и суетное." св. Игнатий Брянчанинов, Слово о молитве Иисусовой

о. Вадим

  • Гость
Да, очень поучительное сообщение от Гостя. Спаси Господи.  
 Вчера прочитал у старца Софрония Сахарова (Духовные Беседы,  том I, стр. 110), о том что "в наше время выдержка наших организмов с детских лет потрясенных в плане нервной системы страшно уменьшилась." Там  говорится о посте, но я думаю это можно перенести и на все виды аскезы.  В нас есть по-моему какая-то очень глубокая и трудно осознаваемая немощь, которую надо учитывать при наших духовных усилиях.  Мы не можем сравнивать себя даже с  христианами дореволюционного периода, не говоря уже о святоотеческом. Поэтому надо быть осторожным. Гордыня ведь толкает и место сердечное искать и духовные состояния.   Я сейчас после года практики умной молитвы стараюсь отказаться (не без борения) от таких движений.  
Пытаюсь только заключать ум в слова молитвы, а сердце подвигаю к покаянию, сокрушению о грехах, о жестокосердии.  На результат от молитвы стараюсь не ориентироваться.  Очень редко, но дается некоторое сокрушение и немного слезы (еще поверю с духовником правильность этих слез) и на какое-то время мир в душе.  Слава Богу и за это.  
   

Трезвение необходимо. Привожу цитату из преп. Макария Оптинского, адрес всей книги внизу.  Может кому пригодится.

Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву
 
Настоящее "Предостережение" составлено около полутора столетий тому назад преподобным оптинским Старцем Макарием (Ивановым). Обращено оно к желающим проходить умную Иисусову молитву, но не имеющим к тому искусных наставников-руководителей. Однако в равной степени творение Старца Макария может быть адресовано и всем христианам — как совет не искать в себе высоких духовных дарований и таких же состояний, а смиренно шествовать путем исполнения Христовых заповедей, положившись во всем на Божью волю. Приводя свидетельства великих отцов-подвижников, Старец убеждает: несвоевременное стремление к "высокой","созерцательной" жизни чревато прелестью, умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической гибелью.
Вместе с тем, преподобный Макарий, сам опытно проходивший путь умного делания, ни в коем случае не стремится отвратить современных ему иноков и благочестивых мирян от спасительного и святыми отцами заповеданного моления именем Господа нашего Иисуса Христа. Он только утверждает: мера новоначального — молитва устная, не сопровождаемая никакими "художественными способами", сведения о которых содержатся в святоотеческих творениях.
Очень определенно пишет об этом же в своих наставлениях об Иисусовой молитве современник Старца Макария — святитель Игнатий (Брянчанинов): "Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою Иисусовою одного благоговейнейшего внимания, одного заключения ума в слова молитвы. (...) Вот тебе (новоначальный) завет мой: не ищи места сердечного. Не усиливайся тщетно объяснить себе, что значит место сердечное; удовлетворительно (в свое время) объясняется это одним опытом. Если Богу угодно дать тебе это познание, то Он даст в свое время. Занимайся исключительно молитвою покаяния со всею тщательностью; старайся молитвою принести покаяние [1].
Также преподобный Макарий объясняет, в каком душевном устроении нужно совершать молитву Иисусову, какой при этом должна быть деятельная жизнь христианина и к стяжанию каких именно духовных плодов обязан стремиться молящийся именем Христовым. Полагаем, что "Предостережение" оптинского Старца будет полезно и современным христианам, стремящимся к провождению духовной жизни, поможет избежать различных козней врага рода человеческого и не сделаться жертвой прелести или неправильного "мнения" о себе.

http://www.pravbeseda.org/library/index.php?page=book&id=510

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9643
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

***В нас есть по-моему какая-то очень глубокая и трудно осознаваемая немощь, которую надо учитывать при наших духовных усилиях.***

Да, подвизаться так, как прежде, мы не можем: слабы и Господь не укрепляет. Время телесной аскезы ушло и брань утончилась, поэтому опыт святых отцов и подвижников буквально перенять не получается. Требуется большая осторожность, сопряженная с величайшей решимостью, без которых в умное делание лучше не соваться, чтобы вспять не повернуть или в прелесть не впасть.

Помню откровенный рассказ одного священника, который стал заниматься умной молитвой и спустя некоторое время бросил. Как только начинал он усиленно молиться, заболевала его жена, переставал - жена выздоравливала. Так и прекратил молиться. Поехал в монастырь к своему духовнику, а тот сказал, что неправильно сделал: не надо было молитву бросать. Не помог совет духовника справиться со страхом - не стал этот священник молиться, выбрав внешнее благочиние.

Очень многие сворачивают с молитвенного пути, испугавшись реальных искушений и трудностей. Еще больше тех, кто и знать об этом пути не желают. Шествующих же опасности ожидают. Хоть и протоптан святыми отцами и подвижниками этот путь, да узок и многотруден он.

Я так полагаю, что умное делание - это образ жизни христианина, включая и умную молитву. Если образ жизни не по Господу, то умная молитва в соблазн и в прелесть.

Гость из провинции

  • Гость
***В нас есть по-моему какая-то очень глубокая и трудно осознаваемая немощь, которую надо учитывать при наших духовных усилиях.***

Цитировать
Да, подвизаться так, как прежде, мы не можем: слабы и Господь не укрепляет.

Нет, не так и не в этом дело.
Большинство из нас идет самочинным путем умного делания. Самочинным - не в смысле того, что выбранный путь не правильный, а в том, что мы НЕ ИМЕЕМ НАСТАВНИКОВ делания христианского, которым мы О ГОСПОДЕ могли бы оказывать послушание (то есть, не человека самого по себе слушаться, а Бога, действующего через такого человека). К тому же, мы НАВЫКЛИ с молодости слушать и слушаться ТОЛЬКО СЕБЯ, то есть свои страсти, от чего постигла нас душевная гибель.
От того и все беды ВЕЛИКИЕ и напасти, немощи и все остальное прочее, так как все отцы сходятся в том, что идущий путем послушания с отсечением своей воли и своего мудрования, имеет ПОКОЙ на душе, мир и безмятежность (не то, чтобы у него помыслов небыло, иначе тогда не нужно было бы делание откровения помыслов).

А мы идем не так, поэтому Господь посылает нам скорби и искушения, самые разные и от которых мы недоумеваем. Надо же хоть как-то учиться смирению, а не то близко уже до осуждения (хоть и в скрытой форме) ближних, не желающих и знать об умном делании.

Цитировать
Время телесной аскезы ушло и брань утончилась, поэтому опыт святых отцов и подвижников буквально перенять не получается.

Тем из нас, кто не находится в послушании - да.

Цитировать
Требуется большая осторожность, сопряженная с величайшей решимостью, без которых в умное делание лучше не соваться, чтобы вспять не повернуть или в прелесть не впасть.


К величайшему сожалению, да. Вот потому из узкого пути этот путь превратился в "игольное ухо" в нашей действительности и при наших возможностях.

Цитировать
Помню откровенный рассказ одного священника, который стал заниматься умной молитвой и спустя некоторое время бросил. Как только начинал он усиленно молиться, заболевала его жена, переставал - жена выздоравливала. Так и прекратил молиться. Поехал в монастырь к своему духовнику, а тот сказал, что неправильно сделал: не надо было молитву бросать. Не помог совет духовника справиться со страхом - не стал этот священник молиться, выбрав внешнее благочиние.


Вот так бес ломает те крохи решимости, которые есть в нашей душе. Но слава Богу, что есть у нас пастыри!

Цитировать
Очень многие сворачивают с молитвенного пути, испугавшись реальных искушений и трудностей. Еще больше тех, кто и знать об этом пути не желают. Шествующих же опасности ожидают. Хоть и протоптан святыми отцами и подвижниками этот путь, да узок и многотруден он.


Сладок этот путь для тех, кто НАВЫК отсекать свою волю перед отцами, сподобившимися воскресения души и духовного разума.
Вы посмотрите на гимны святого преподобного Симеона Нового Богослова!
"Не говорите, о, друзья,
Что невозможно никому
Святого Духа воспринять!
Не говорите никогда,
Что можно без Него спастись!

Не говорите никогда,
Что может человек любой
Святого Духа получить,
Не сознавая сам того!

Не говорите никогда,
Что Бог невидим для людей!
Не говорите, что они
Не могут свет Его узреть,
И что по нашим временам
Никак нельзя узреть тот свет.

Ведь невозможным никогда
Все это не было, друзья:
Вполне возможно это тем,
Кто жаждет Бога всей душой,
Кто, жизнь святую проводя
И очищаясь от страстей,
Соделал чистым глаз ума.
Для остальных же грязь грехов
Бывает вечной слепотой,
Что там и здесь их отлучит
От света Божьего навек
И - не прельщайтесь! - в темноту
И в вечный огнь их отошлет.

"

А этот святой - ВЕЛИКАЯ ПОХВАЛА послушания, даже до того, что не усомнился словам своего наставника:
Цитировать
Мудрейший Симеон, как только это услышал, возжелав получить благодать Святого Духа, тотчас же падает ниц и касается святых ног старца, горячо умоляя, чтобы скорее обрести ему благодать по его молитвам, чем сподобиться получить ее собственными деяниями и трудами. Сострадательный старец умягчается сердцем и говорит простертому ученику: “Встань, чадо! Я и сам человек. Однако, надеясь на человеколюбие Бога, говорю, что тебе будет дарована благодать вдвое больше, чем мне”. Крайне изумившись этим словам и с непоколебимой верой приняв их, Симеон встал с глазами, полными слез, а старец, поцеловав, отпустил его с миром.


Я так полагаю, что умное делание - это образ жизни христианина, включая и умную молитву. Если образ жизни не по Господу, то умная молитва в соблазн и в прелесть.
Да, все это так.

Но, как разсуждаю, и для нашего времени осталась "лазейка", которой, при ПОЛНОМ УПОВАНИИ НА БОГА, можно протиснуться в Царство Небесное - это жительство по совету единомысленных и осуществляющих то же делание, христиан. В перспективе - так же, как это было в случае преподобного Паисия (Величковского).

Как думаю, не зря Бог вел прп. Паисия именно таким путем, тогда как на Афоне можно ему было встретить скрытых отшельников, созерцающих Бога. Это, как думаю, пример для всех нас, но мы и этим не пользуемся да и сатана РАЗРУШАЕТ МОМЕНТАЛЬНО всякие попытки осуществить на деле такое: завистью друг к другу, подозрительностью  и всем прочим...

Гость из провинции

  • Гость
Цитировать
Но, как разсуждаю, и для нашего времени осталась "лазейка", которой, при ПОЛНОМ УПОВАНИИ НА БОГА, можно протиснуться в Царство Небесное - это жительство по совету единомысленных и осуществляющих то же делание, христиан. В перспективе - так же, как это было в случае преподобного Паисия (Величковского).


Вот еще хотелось бы добавить. Читал книгу-жизнеописание, которая называется "Сестры", там как раз описывается то жительство по совету, которое принесло великие духовные плоды. Речь в этой книге идет о семье из Шацка (Рязанская область), из которой и были эти три сестры, жившие в миру, не вступавшие в брак и жительствовавшие во взаимном отсечении воли. К ним ездили многие православные люди, за советом. Сестры сподобились от Господа большой чистоты души.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9643
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

***Большинство из нас идет самочинным путем умного делания. Самочинным - не в смысле того, что выбранный путь не правильный, а в том, что мы НЕ ИМЕЕМ НАСТАВНИКОВ делания христианского, которым мы О ГОСПОДЕ могли бы оказывать послушание ***

Нет хороших наставников, нет хороших послушников - какую чашу выбрать у этих пустых весов? И как только начинаем выбирать, забываем об истинном Наставнике. И потому что начинаем выбирать, уже о Нем не помним, хотя и крестились, и в церкви...

Смысл и утверждение: "мы НЕ ИМЕЕМ НАСТАВНИКОВ делания христианского" должны ВСЕГДА идти позади Слова и слов: мы, христиане, имеем Наставника. И вот мы видим, что Он не дает наставников, или, что равносильно, мы не видим наставников, которых Он дает, потому что не зрим Его.

Далее. Тем, кто не находится в послушании у Бога, не поможет и послушание у самых лучших человеков, ибо не человеков надо слушаться, а Господа, говорящего через них. И вот говорит Господь: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его... Если же Царство Божие искать будем, то не лазейка откроется, а дверь Истины.

Жительство по совету единомысленных и осуществляющих то же делание, христиан... Такое жительство невозможно (как ярко свидетельствует практика) при формальных отношениях, при внутренней несвободе и подчинении авторитету, не обладающим действенной духовной властью (именно духовной, раскрывающейся в совете единомысленных). Посему такое жительство в наше время будет скрытым для мира внешних сношений, полным ненависти, зависти и подозрительности.

Книгу "Сестры" постараюсь прочесть - это интересно.

Отмечу, что сообщение уважаемого Гостя из провинции было читать интересно и назидательно. Хочется надеется, что Гость еще не раз посетит сей форум.

Anonymous

  • Гость
Цитировать
Книгу "Сестры" постараюсь прочесть - это интересно.


Вот я списал с этой книги некоторые данные, чтобы легче было ее найти:

Цитировать
Сестры
Очерк жизни сестер Анисии, Матроны и Агафии
,
подвизавшихся и почивших в селе Ялтуново Шацкого района
Рязанской епархии.

Издание второе, исправленное.
Новоспасский монастырь, 2001 год.



На обложке книги изображены сестры: Анисия, Матрона и Агафия,
в преклонном возрасте. Книга светло-коричневого цвета.

URL обложки:
http://www.ihtus.ru/82003/l25.jpg

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Хотелось бы еще добавить в этой теме что в умном делании важно навыкнуть некоторому сочетанию терпения и настойчивости, и в то же время постепенности. По св. отцам  и по своему опыту знаю что здесь требуется прежде всего терпение и настойчивость делания в сочетании с трезвым пониманием своей меры. Превышение своей меры, попытки резко увеличивать "молитвенную нагрузку", "давление" на сердце по своему собственному рвению приводят часто к срывам, духовной усталости и последующему оставлению делания, а иногда даже к умоповреждению, как показывают примеры из жизни. Лучше идти не рывками и остановками, а медленным, но настойчивым и непрерывным шагом. Впрочем, Господь временами утешает и дает более интенсивную молитву на время для подкрепления и научения.

"Добродетель не груша, сразу не съешь" (преп. Серафим Саровский)
"В духовной жизни скачков не бывает" (по-моему Иоанн иг. Валаамский)

Гость из провинции

  • Гость
Цитировать
Нет хороших наставников, нет хороших послушников - какую чашу выбрать у этих пустых весов? И как только начинаем выбирать, забываем об истинном Наставнике. И потому что начинаем выбирать, уже о Нем не помним, хотя и крестились, и в церкви...


По своему опыту могу сказать так - если бы я не осознал, на сколько важной является заповедь о почитании родителей, то я думал бы в точности также, как и вы написали в этом абзаце.

Приуготовление нашей души к подвигу послушания должно бы начинаться уже с детства, послушанием родителям (внешнее послушание) и отсечением воли перед старшими (не путать с солдафонством). Оно же (внешнее) продолжается с успехом и простым обычным священникам, а внутреннее поверяется книгами отцов. Не беда, если священник не постоянный созерцатель Бога - внешнее послушание все равно смиряет (где сколько и когда поклонов положить и т.д. и т.п.) и способно приуготовить душу к деланию непрелестной умной молитвы со вниманием в сердце. А отсюда - уже и путь к сердечной молитве. Думаю, что если человек пройдет этой дорогой внешнего послушания (а оно и есть делание заповедей Божиих), то Бог сам потом вразумит человека, где и в какой форме искать ему окормления в плане внутренней духовной жизни.

Но это - только мое мнение.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Уважаемый Гость, я не вижу противоречия между взглядом Вашим и Александра.

Цитата: Alexander
Тем, кто не находится в послушании у Бога, не поможет и послушание у самых лучших человеков, ибо не человеков надо слушаться, а Господа, говорящего через них. И вот говорит Господь: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его... Если же Царство Божие искать будем, то не лазейка откроется, а дверь Истины.


Послушание - это некая внутренняя установка не верить собственному рассудку и не следовать собственной воле, а во всем что происходит как во внутренней духовной жизни, так и во внешней, видеть волю Божию и следовать ей. Такой человек полагается во всем на Бога, ни о чем не заботится и ни о чем не переживает, а просто делает то что от него требуется. Во внутренней жизни такой человек как должное принимает от Бога как периоды духовной сухости и искушений, так и периоды посещения благодати. Не имеющий же такого послушания Богу постоянно мучается мечтаниями о том как бы можно было бы устроить дела лучше и пытается настаивать на своем и делать все по своему мнению, входя в конфлиты с людьми, а во внутренней жизни пытается устроить все по своему и забегать вперед, исходя из собственных представлений о духовной жизни.

При такой установке послушания Богу человек легко будет находиться и в послушании у родителей и у духовных наставников, ибо верит что через них творится воля Божия. В противном случае человек всегда будет сомневаться в правоте наставников. Об этом Александр и говорил - если нет наставников, будем просто во всем следовать воле Божией, если же сподобились обрести наставника, будем в послушании у него веря что через него творится воля Божия. Я согласен с Вами, даже если найдется наставник не очень опытный во внутреннем делании (при условии, конечно, что он не принципиальный противник этого), послушание ему и совет с ним очень полезны для воспитания отсечения своей воли. И кроме того, трезвый взгляд со стороны может легче обнаружить прелесть.

о. Вадим

  • Гость
Добавлю немного о наставниках. Все же есть они еще на Руси, да оскуде преподобный, но все же не до конца. Я вот съездил в Россию впервые за 9 лет.  Сугубое благословение с вразумлением получил в Троице-Сергиевой Лавре. Прошел в боковой придел Успенского собора где в алтаре исповедовал монахов пожилой архимандрит о.Виссарион. Очередь была из братии, но все меня протолкнули вперед, видно заступничество преп. Сергия, к мощам которого я приложился перед этим. Исповедь была на коленях, минут через десять меня закачало.  Собственно исповедную часть исповеди, я, естественно, опущу. Главное отец исповедник мне дал совет по Иисусовой молитве. Никакого отбивания по числам, а медленно и даже плаксиво  тянуть молитву, чтобы доходило до сердца (я попробовал так молиться,  это на порядок сложнее чем я делал до того).  Одна из его чад по 10 тысяч в день делала, а он ей сказал, что он за 50 лет в лавре не отчитал столько. Поэтому дело не в числах. Но было и еще духовное воздействие, которое в словах описать не могу. Какой-то священный трепет охватил меня, когда я глядел на лица монахов, как они молятся, общаются друг с другом. Просто ангельское присутствие.  Вообщем после этого я в гостях  молчал целый вечер, никаких баек,  проняло до самой глубины и это очень хорошо, правда потом страсти стали нападать, но и это признак того что принял освящение. Главное Русь жива, пусть крохотный огонечек веры, но все же еще теплится на Руси.  Вообщем мне жить можно после этого.  Пусть немного таких мест и опытных отцов, но они еще есть, слава Богу.   Подлинно смирил меня батюшка, никакого советского давления, шибания по голове (чего так много вижу в себе), несколькими словами, исходящими из его духовного состояния/опыта, он вызвал и углубил во мне смиренное, покаянное настроение, так что всем сердцем хотелось открыться и слушать его.  Сдвинул меня с установки на числа и теперь я учусь молиться по другому. Впрочем не рекомендую всем сходу следовать такой практике, а лучше посоветуйтесь со своими отцами и опытными братьями, потому что все мы находимся на разных уровнях и в разных духовных состояниях.  Все же хотелось поделиться с вами таким благословением, которое сподобил получить Господь.  
Помоги всем вам Господи.

Гость из провинции

  • Гость
Цитата: о. Вадим
Добавлю немного о наставниках. Все же есть они еще на Руси, да оскуде преподобный, но все же не до конца. Я вот съездил в Россию впервые за 9 лет.  Сугубое благословение с вразумлением получил в Троице-Сергиевой Лавре.


А вы были у архимандрита Наума там же, в Лавре? Говорят, тоже очень духоносный батюшка. Только я не хочу, чтобы в этой теме лилась грязь на этого священнослужителя, потому как приходилось слышать не лестные отзывы об отце Науме.
 

Поиск