Исихазм

Автор Тема: Обсуждение плана докторской диссертации по специальности «Богословие»  (Прочитано 17625 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

ТЕМА: «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ В СВЯТООТЕЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ». (Пути применения опыта в современном воспитании и образовании)».

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Пропедевтика аскетики как научно-богословская основа исследования
1.2 Предмет и методы мистического богословия. Мистическое богословие как опытно-экспериментальная наука
1.3 Противоречия научно-богословского и опытного познания. Пути их преодоления. Непрестанная молитва и процесс мышления
1.4  Соотношение открытий светской системы научных знаний и мистического богословия
1.5 Выводы по 1 разделу

РАЗДЕЛ 2. АСКЕТИКА В ПАТРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ИСТОРИЧЕКОЕ РАЗВИТИЕ АСКЕТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ,  ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ОСМЫСЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ
2.1 Ветхозаветная аскетика и ее специфические формы
2.2 Аскетика в апостольские времена
2.3 Аскетика в раннехристианский период
2.4  Аскетика в средние века
2.5 Аскетические подвиги и учение 19-20 вв.
2.6 Выводы по 2 разделу

РАЗДЕЛ 3. АСКЕТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ УСТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В МОЛИТВЕННОЙ ЖИЗНИ
3.1 Духовное, душевное и телесное начала в строении человека. Нижеестественное,  естественное и вышеестественное состояния
3.2 Грех и страсти. Пути излечнения человека в молитвенной жизнь
3.3  Повиг и подвижничество. Крест. 
3.4  Выводы по 3 разделу

РАЗДЕЛ 4. НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
4.1  Непрестанная молитва как движение души к Богу
4.2  Основные принципы стяжания Иисусовой молитвы, основанные на обобщении святоотеческого наследия
4.3  Возможности стяжание Иисусовой молитвы в современном мире
4.4  Выводы по 4 разделу

РАЗДЕЛ 5. ПРИМЕНЕНИЕ АСКЕТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННОГО БОГОСЛОВИЯ. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АСКЕИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНЫХ И СВЕТСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
5.1  Современное духовно-нравственное состояние общества и возможности непрестанной молитвы
5.2  Молитвенное делание в современном мире, его особенности и препятствия
5.3  Применение православного аскетического наследия в современном учебно-воспитательном процессе
5.4  Выводы по 5 разделу

ПРИЛОЖЕНИЕ. МЕТОДИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОСНОВАННАЯ НА СВЯТООТЕЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ В АСКЕТИЧЕСКОМ ПРЕДАНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ВВЕДЕНИЕ

I. ТРОИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ
1.1  Отражение духовного опыта познания Пресвятой Троицы в богословской науке
1.2  Троическое богословие и молитвенный опыт. Как “Закон веры определяется 
        законом молитвы”

II. АСКЕТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ УСТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ  МОЛИТВЕННОЙ ЖИЗНИ
2.1 Духовное, душевное и телесное начала в строении человека. Нижеестественное,   
       естественное и вышеестественное состояния
     2.1.1 Состав и внутренняя субординация основных структурных элементов
               человека
     2.2.2  Грех, действие страстей и состояние основных начал человека
2.2 Непрестанная молитва как путь к восстановлению утерянного богообщения, 
       раскола между умом и сердцем
2.3 Пути исцеление от греха на уровне духовного, душеного и телесного начал в 
       процессе молитвенной жизни. Интеграция сил человека при совершении      непрестанной молитвы

III. СУЩНОСТЬ И БОГОСЛОВСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ
3.1 Виды богообщения в духовной жизни членов православной церкви
     3.1.1 Богомыслие, изучение Св. Писания и Св. Предание
     3.1.2 Литургический опыт, общественные богослужения
     3.1.3 Келейная молитва
3.2 Непрестанная молитва в Ветхом и Новом Заветах: приемственность, отличия
3.3 Обоснование необходимости непрестанной молитвы в аскетическом предании   
      Святых Отцов Православной Церкви
3.4 Непрестанная молитва как путь к живой встрече с Господом и вхождения в 
       церковную полноту
3.5 Непрестанная молитва как основа духовной жизни современного человека

IV. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СТЯЖАНИЯ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ
4.1  Любовь в контексте Священного Предания Православной Церкви. 
        Непрестанная молитва и заповеди любви
4.2  Повиг и подвижничество. Крест. 
4.3  Непрестанная молитва и заповеди блаженства. “Иго мое благо, и бремя мое   
        легко есмь ”
4.4 Молитвенные правила рекомендуемые для совершения непрестанной молитвы, 
      критерии выбора. Единение с церковной полнотой через непрестанное 
      призывание Спасителя, Божьей Матери и Святых в молитвенном обращении
4.5 Роль духовника в стяжании непрестанной молитвы

V. ДОГМАТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ КАК НАИБОЛЕЕ УДОБНОГО ПРАВИЛА ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ
5.1 Имя Господне и его сила
5.2 Догматическое объяснение Иисусовой молитвы и обоснование удобства ее 
       применения в практике стяжания непрестанной молитвы


РАЗДЕЛ VI. ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В АСКЕТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
6.1 Историческая ретроспектива опыта применения Иисусовой молитвы
6.2 Опасности, встречающиеся на пути делателей Иисусовой молитвы
6.3 Основные принципы стяжания Иисусовой молитвы, основанные на обобщении
       святоотеческого наследия
        6.3.1 Молитва и труд
        6.3.2 Молиться как дышать
        6.3.3 Уровни стяжания Иисусовой молитвы

РАЗДЕЛ VII. ПРИМЕНЕНИЕ АСКЕТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННОГО И ПАСТЫРСКОГО БОГОСЛОВИЯ. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНЫХ И СВЕТСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
7.1  Современное духовно-нравственное состояние общества и возможности непрестанной молитвы.
7.2  Молитвенное делание в современном мире, его особенности и препятствия. Непрестанная молитва в жизни современных монахов и мирян
7.3  Применение православного аскетического наследия в современном учебно-воспитательном процессе

ПРИЛОЖЕНИЕ. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ СТАНОВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕКА, ОСНОВАННАЯ НА СВЯТООТЕЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ
1. Подготовка к совершению непрестанной молитвы
2. Непрестанная молитва и упражнение тела

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Это Ваши диссертации?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Да, это 2 редакции плана диссертации

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

а саму диссертацию можно где-нибудь скачать?
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Я же еще только план обсуждаю, писать собираюсь :)

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

OK. Тогда сразу вопрос по первому пункту: каким образом, если вкратце, учение о Троице связано с практическим аспектом "умного делания"? Что вы здесь имеете в виду?
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

А вообще, какие диссертации уже написаны на тему исихазма,
сколько их, и каковы их планы?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Мы в духовной стремимся познать, т.е. соединиться с бытием Бога Пресвятой Троицы. Поэтому и должны иметь связь, доступную нам через Св. Предание. Троица - совершенная любовь, один -мало, двое -замкнуты сами на себе, трое - полнота. Это как в семье, без детей семьи в полном смысле нет.

Троица Рублева - Исихастская икона, там образ полноты Троической любви, ее круг, завершенность. Вот к этому мы и идем в духовном пути.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Цитировать
А вообще, какие диссертации уже написаны на тему исихазма,
сколько их, и каковы их планы?

Их не очень много, есть греческие и в США. Их планы в большей степени с историческим аспектом, нежели догматически-практическом.

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

Игорь Спасский, я так понимаю, вы имеете в виду практический аспект связанный с идеей любви? Мне не совсем понятна данная идея, т.к. полно разных "умных" практик и в других традициях, где Бог не троичен в своей основе... Вот я и подумал: может быть, в христианстве как-то именно идея троичности связана с практикой? Пока мне не совсем понятно... (в работах христианских аскетов [восточных] я не встречал каких-либо ссылок именно на необходимость троичности Божества; более того, скажу даже, что этот аспект как-то зачастую упускается ими из виду, как мне показалось; в плане метафизическом на это, конечно, часто ссылаются, но даже тут учение о Троице представляется для меня, честно сказать, совершенно темным :) )
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Прочтите пожалуйста внимательно тему, посвященную Троическому богословию в разделе аскетическая практика и примените к жизни, в том числе и молитвенной

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Мне представляется что учение о Троице, а именно о божественности Духа,
было предложено св. Григорием Богословом с целью догматизации учения о божественности Сына, в пику арианам.

Тем более никакого другого смысла в обожествленнии Духа нет,
и к исихазму учение о Троице вообще не относится.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Исповедание веры преп. Никиты Стифата.
(...) 3. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, безначального и вечного, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, единородного, рожденного бесстрастно и вечно от Самого Бога и Отца – и мы не знаем другого начала, как только Отца – и исповедую Его как Свет от Света и Бога истинного от Бога истинного, и единосущного, и совечного Отцу. И в Духа Святого, исходящего вечно от Бога и Отца, постигаемого как Свет, и Бога истинного, пребывающего с Отцом и Сыном, совечного и единосущного Им и имеющего ту же природу, сущность и силу.
4. Исповедую это от юности, верую в единосущную Троицу единочестную, единосильную и единодержавную, составляющую единое Божество и Господство, хотя три Лица и Ипостаси не сливаются и не смешиваются в одно лицо. Исповедуя эту Троицу в Единице и Единицу в Троице, верую в Троицу в трех Ипостасях и в Единицу по единой сущности и по Божеству. Так я исповедую единого Бога в трех Ипостасях и единого Господа. Ибо я не отношу к единому Божеству трех господств и не ведаю иного Бога вне трех Лиц, и не знаю других трех единосущных Лиц Троицы вне единого Бога, которые суть Отец, Сын и Святой Дух, но считаю, что всесвятая Троица состоит не из сущностей и природ, или из различных божеств, или трех господств, но из Ипостасей и разумных и совершенных особенностей, существующих ипостасно каждая сама по себе. А различаю Ее по Лицам, то есть по Ипостасям, хотя Она и пребывает нераздельной и несекомой по сущности, то есть по природе и по Божеству. Но я не мыслю в Троице ни трех божеств, ни трех природ, ни трех сущностей, ни трех богов, превосходящих в чем-либо друг друга. И тех, кто думает иначе, предаю анафеме.
5. Знаю единое начало единого Божества, единое царство, единую власть, силу и действие, единый совет, единую волю, единое владычество и единое господство единой в трех Лицах и Ипостасях сущности и природы. Я совершенно не сливаю в одну ипостась или в одно лицо три Ипостаси и три Лица, но знаю совершенного Бога Отца, совершенного Бога Сына, совершенного Бога Духа Святого, ибо каждое Лицо имеет то же единое, нераздельное, полное и совершенное Божество, и, являясь Богом, каждое Лицо, узреваемое само по себе, составляет то же самое – только ум может постичь неразделимое – Отца и Сына и Святого Духа, Бога в трех [Лицах].
6. Ибо Отец не иной Бог, и Сын не иной Бог, и опять Дух Святой не иной Бог, ибо Отец не иная природа, и Сын не иная природа, и опять же Дух Святой не иная природа, но Отец – Бог, и Сын – Бог, и Дух Святой – Бог, так как три Лица неразделимо и без остатка составляют полноту единого Божества и в каждом из них есть полностью Божество. Ибо Божество неделимо, пребывая трех Лицах в полноте и совершенстве. Отец, будучи Богом, есть Отец, а не Сын и не Святой Дух. Он по сущности есть то, что то, что Дух Сын, и по природе Святой. И Сын, будучи Богом, есть Сын, а не Отец и не Святой Дух. Отец по природе возвещает Его и Дух Святой по сущности зрит Его. И Дух Святой, будучи Богом, есть [Дух] и не созерцается как Отец, и не приемлется как Сын. Отец возвещает Его по сущности. Итак, каждый узнается по своей особенности. (…)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Цитировать
Тем более никакого другого смысла в обожествленнии Духа нет,
и к исихазму учение о Троице вообще не относится.

Сама суть учения Св. Григория Паламы в том, что человек может соединиться с Божественными Нетварными энергиями, Благодатью Духа Святого, т.е. получить не мнимое, а реальное обожение. Если бы Святой Дух не был Богом во всей Его полноте это было бы невозможно. Обожение - это соединение со всей полнотой Господа, в противном случае это препятствие или еже другими словами - идол.  Равно как если бы Сын Божий не был бы Богом во всей полноте не было бы возможно спасение.


А Св. Отцы для вас вообще то в авторитете?  Как Вы думаете они отстаивая Троическое богословие ценой своей жизни ошибались?

Совет: Изучите внимательно наследие Свт. Григория Паламы, а потом поговорим.

Зачем писать о том, в чем не до конца разобрался и причем в виде безапеляционного утверждения?
Троическое богословие вещь весьма тонкая, многогранная и высокая.

Вспомните Исихастскую картину Андрея Рублева - Троица. Там полнота, круг любви, с которой и стремиться соединиться исихаст, стать соучастником жизни Пресвятой Троицы.

Предлагаю для всех желающих пройти курс по "Основам догматического богословия".Возникает впечатление, что здесь есть люди, которые не понимают элементарных вещей, которые были доказаны или явлены еще в 1-х веках христианства.

Можем прямо здесь на форуме создать закрытый раздел, если позволит Администратор и для всех желающих можно организовать процесс дистанционного обучения (БЕЗВОЗМЕЗДНО :)).

Запись предлагаю по предварительному собеседованию, чтобы учились те, кому это действительно нужно, а не те, кто просто любит вставить свои 5 копеек и поспорить на любой почве и по любому вопросу.


« Последнее редактирование: 26 Ноябрь 2009, 09:45:54 от Игорь Спасский »

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

  пользуясь случаем все таки еще раз попытаюсь для себя выяснить...
  какое значение для молитвенной практики, а именно для соединения нетварным могут иметь  "представления" о круге любви  и иных аспектах внутри Троичной  жизни, зафиксированной  в "Основах догматического богословия" ?
  не Игорь я не  против Вашей дисертации,  я  не опровергаю  и не отвергаю учение Паламы и Троическое богословие, я даже не  говорю о ненужности догматики…..
  но я не понимаю  ваших увещеваний о необходимости  применения Троического богословия в молитвенной жизни..
  мне просто интересно как  это можно  сделать  на практике…Вы сами Игорь как это  применяете в молитве ?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Помните притчу о четырех слепых мудрецах, которые ощупывали слона, один ногу и решил, что это тумба, другой хвост и решил, что это веревка, третий хобот и решил, что это змея.

Мы по отношении к Богу находимся в таком состоянии, но нам помогает Церковь путем Священного Предания и Св. Писания понять каков же Бог в полноте. Именно Св. понимание  Бога в Его полноте помогает в молитве мне лично, понимать что со мной происходить, те или иные состояния, наметить дальнейшие пути и т.д.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

 
 направление понятно. спасибо за ответ.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Исповедание веры преп. Никиты Стифата.


Преп. Никита Стифат подвизался в 11 веке,
и естественно его символ веры включает догматическое учение,
и соответственно догмат о божественности Духа.

А я писал о 5 веке, о времени главенства в церкви решений арианского вселенского собора, и о борьбе с этим свт. Григория Богослова.

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

Имеено с молитвенной точки зрения - если посмотреть практически - мне по-прежнему непонятно, как здесь помогает учение именно о Троице. О том, что Иисус - есть Бог, что восхождение к нетварному возможно только посредством божественной энергии, благо-дати, так сказать, "направленности божества вовне" - это понятно. Но все это прекрасно "работает" и в рамках строгого "не-троичного" монотеизма. В том же исламе по отношению к Богу употребляет практически такое же слово "дух" (руах), и при этом никакого учения о сущности и ипостасях там не имеется; и практика мистическая есть - что некоторые ученые даже доходят до того, что ставят исихазм в зависимость от суфизма. Но это неважно. Вопрос все-таки по учению о Троице - в чем же его специфическая необходимость для молитвенной практики? Я понимаю, что мы сейчас рассуждаем исключительно на теоретическом уровне,и всегда можно сказать - "как можно молиться и находиться в христианской традиции, не исповедуя Троицы". Но речь не о том. Заявление ведь ваше, так скажем, научное, богословское - и здесь не трепать языком, выясняя что-либо, никак нельзя... иначе и науки никакой не будет :)

ps. что касается Паламы. Мне кажется, что его учение о нетварных энергиях никак не детерминировано учением о Троице; развитие данного учения идет по линии разделения катафатического/апофатического в Божестве, что не имеет прямого отношения к троичности.
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Опять же, зачем призывать Имя Сына, если цель это Дух?

Тогда не Иисусову молитву надо произносить а, Царю небесный.

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

Да, справедливый вопрос :)
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Обращаемся к Сыну ("никто не может прийти к Отцу, как только через Сына") чтобы Он послал нам Духа Утешителя.
Никто не может прийти, потому что Господь открыл нам Себя в Сыне. И мы открываем для себя Отца через Сына, в Существе  же (бытии как таковом) Своем Отец есть Свет Неприступный.
Слава Троице Единосущной и Нераздельной!
« Последнее редактирование: 27 Ноябрь 2009, 06:58:41 от юнга »

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Мне думается, что "никто не может прийти" - это значит никто не может познать/знать/ведать/прийти к Богу иначе, потому как Он - Непознаваем И Не-Непознаваем, но посредством именно воплощенного Иисуса (ближе к человеческой природе, а значит пониманию) можно понять, посредством сказанных слов и пояснить их содержимое Духом Святым, Который одновременно и объединяет... Как то так..

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Иисусова молитва - это одно из наиболее удобных правил для практики  стяжания непрестанной молитвы, но в некоторых случаях это и "Отче наш..." и "Царю небесный..." и "Богородичны" Я таких людей знаю и живут они действительно большой жизнью. Главное здесь, вы же это знаете лучше меня, память Божья, покаяние и любовь к Господу, которая и заставляет Его искать.

Слово "Троица" (греч. Τρίας) имеет небиблейское происхождение, в христианском контексте оно впервые встречается в творениях свт. Феофила Антиохийского (II в). Павел Флоренский называл догмат о Троице "крестом для человеческой мысли". Для того чтобы принять догмат о Пресвятой Троице, человеческий рассудок, поврежденный грехом, должен отвергнуть свои претензии на способность все познать и рационально объяснить, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы человек должен «отвергнуться своего разумения». Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни.
Вера в Троицу отличает христианство от других монотеистических религий: иудаизма и ислама. Свт. Афанасий Александрийский определяет христианскую веру как веру "в неизменную, совершенную и блаженную Троицу"1.
Учение о Троице есть основание всего христианского вероучения, например, сотериологии и экклезиологии, христианских нравственных заповедей. По словам В. Н. Лосского, учение о Троице "не только основа, но и высшая цель богословия, ибо... познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте — значит… войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы

Чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, святые отцы пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из тварного мира.
Приведем несколько примеров:
а) солнечный диск и исходящие от него свет и тепло. Эту аналогию, в частности, использовал в своей проповеди среди язычников св. равноап. Кирилл (Константин Философ).
б) источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река.
в) устроение человеческого ума: "Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа".1
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую из них — солнце, исходящие лучи и тепло, — то она предполагает некоторый процесс, протекающий во времени. Источник воды, ключ и поток различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. 
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что в ней "один и тот же свет и непрерывен сам в себе и разделен… Невозможно распознать середины, в которой смешиваются и отделяются один от другого разные цвета, потому что отблески всех цветных лучей, видимы вместе, белы… Одна.. сущность, издающая многоцветное это сияние, и преломляемая в солнечном луче; но цвет явления многовиден"2. Недостатком этой аналогии является то, что цвета спектра не есть самостоятельные лица.
 В целом для святоотеческого богословия характерно весьма осторожное отношение к аналогиям. Проанализировав по порядку все известные аналогии, свт. Григорий Богослов пишет: "Заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях [Писания]..."3
Иначе говоря, все образы, заимствованные из тварного мира для представления в нашем уме догмата о Пресв.Троице, являются весьма несовершенными.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Доникейский период в истории троичного богословия
Одним из важнейших оснований христианского догмата о Троице является учение евангелиста Иоанна о Христе как воплощенном Логосе (Ин. 1, 1-2, 14). Во II веке христианские апологеты, желая сделать христианское вероучение понятным для образованных греков, сопоставляют учение Евангелия с античным философским учением о логосе как всеобщем порядке и законе мироздания. Апологеты подчеркивали, что Логос — истинный и совершенный Бог. Но при этом они, разумеется, продолжали стоять на библейской монотеистической позиции, согласно которой Бог един и один. В такой ситуации у людей, рационально мыслящих, возникало сомнение,  не заключает ли учение о Сыне Божием как о Логосе в себе скрытого двубожия? В начале III века Ориген писал: "Много любящих Бога и Ему искренно предавшихся смущает, что учение об Иисусе Христе, как Слове Божьем, как бы принуждает их верить в двух богов"1.
Когда мы говорим об обстоятельствах тринитарных споров II и III века, мы должны иметь в виду, что в то время церковная экзегеза (толкование Св. Писания) еще только зарождалась, крещальные символы, которыми пользовались поместные Церкви, из-за своей краткости не могли служить надежной опорой для богословия. Поэтому в изложении богословских формулировок неизбежно присутствовал элемент субъективизма. Кроме того, ситуация усугублялась отсутствием единой богословской терминологии.

3.1.1. Монархианство
Приверженцы этого учения заявляли "monarchiam tenemus": "мы чтим монархию". Монархианство существовало в двух видах: 1) динамизм (адопцианство); 2) модализм (савеллианство).
1) Динамизм или адопцианство
Динамистов-адопциан еще называли "феодотиане", т.к. среди идеологов этого направления было два человека по имени Феодот: Феодот Кожевник, выступивший с проповедью в Риме около 190 года, и Феодот Меняла, который проповедовал там же около 220 года.
Современники свидетельствуют о них, как о людях ученых: они "прилежно занимались геометрией Евклида, дивились философии Аристотеля." Наиболее видным представителем динамизма был епископ Самосатский Павел (на кафедре в 250-272 годах).
Феодотиане понимали Бога в духе Аристотеля, как единое абсолютное всемирное существо, чистую самодеятельную мысль, бесстрастную и неизменную. Понятно, что в такой философской системе для Логоса, в христианском его понимании, места нет. Логос для динамистов — свойство Божие, подобное разуму в человеке, а также безличная сила (греч. dinamis) Бога (отсюда название учения). С точки зрения динамистов, Христос был простым человеком и отличался от других людей только добродетелью. Они признавали его рождение от Девы, но не считали Его Богочеловеком, учили, что после благочестивой жизни Он получил некоторую высшую силу, которая отличала Его от всех ветхозаветных пророков, однако, это отличие было лишь отличием по степени, а не качественным. Эта сила (Логос), по мнению динамистов, и снизошла на Иисуса. При этом соприкосновение Логоса и человека Иисуса было лишь соприкосновением по мудрости, воле и энергии, неким движением дружбы. Однако динамисты допускали, что Христос постепенно достиг такой степени единства с Логосом, что в некотором переносном смысле о Нем можно говорить как о предвечном Сыне Божием.
Монархиане-динамисты для обозначения единства Логоса с Отцом использовали термин "единосущный". В результате этот термин, который впоследствии сыграл огромную роль в развитии догматического учения, был скомпрометирован. Учение динамизма в лице Павла Самосатского было осуждено на двух Антиохийских Соборах 264-65 и 269 годов. Очевидно, что в рамках этой доктрины нет места ни учению об обожении человека, ни учению о единстве человека с Богом.
Реакцией на эту ересь стала другая разновидность монархианства, которая получила наименование модализм (от латинского "modus", что значит "образ" или "способ").

3.1.1.2. Модализм
Модалисты считали, что Христос, несомненно, Бог, но чтобы не было двубожия, следует некоторым образом отождествить Его с Отцом. Возникает это движение в Малой Азии, в городе Смирна, где с проповедью этого учения выступил некий Ноэт. Он учил, что Христос есть Сам Отец, Сам Отец рожден и пострадал (отсюда одно из названий этого учения – патрипассианство, от лат. pater – отец и passio – страдание). Сущность учения Ноэта сводится к следующему: в Своем существе Бог неизменен и един, но Он может быть изменчив по отношению к миру, внешнему восприятию. Отец и Сын различны как два аспекта, модуса Божества. Тертуллиан по этому поводу говорил, что Бог Ноэта — это "единый, меняющий шкуру Бог".
Затем центр модализма перемещается в Рим, где проповедниками его стали Праксей, а затем (примерно с 200 г.) римский пресвитер Савеллий, в лице которого эта ересь достигла своего полнейшего выражения (по его имени она нередко называется савеллианством). Римские папы Виктор I и Каллист некоторое время оказывали модалистам поддержку.
Савеллий исходит из идеи единого Бога, Которого он называет монадой, или Сыноотцом. В качестве геометрического образа, поясняющего идею Бога-монады, Савеллий предлагает безразмерную точку, которая все в себе заключает. Монада, по Савеллию, есть Бог молчащий, Бог вне отношения к миру. Однако в силу некоторой неведомой внутренней необходимости, молчащий Бог становится Богом «глаголющим», и вследствие этого изменения изначально свойственная Богу сокращенность сменяется распространением. Эта речь дотоле молчаливого Бога отождествляется с творением мира. Вследствие этой метаморфозы Сыноотец становится Логосом. Это изменение существует только в отношении к сотворенному миру.
Логос, по Савелию, в свою очередь, также есть единая сущность, которая последовательно проявляет себя в трех модусах, или лицах. Отец, Сын и Святой Дух — это модусы Логоса. Отец создал мир и даровал Синайское законодательство, Сын воплотился и жил с человеками на земле, а Святой Дух со дня Пятидесятницы вдохновляет Церковь и управляет ею. Но во всех этих трех модусах, последовательно сменяющих один другой, действует единый Логос.
Модус Святого Духа, по Савеллию, также не вечен. Он тоже будет иметь свой конец. Святой Дух возвратится в Логос, Логос опять сожмется в монаду, и говорящий Бог опять станет Богом молчащим, и все погрузится в молчание.
В III веке учение Савеллия было дважды осуждено на Поместных Соборах: Александрийском  (в 261 г.), который проходил под председательством святителя Дионисия Александрийского, и Римском (в  262 г.) - под председательством папы Дионисия Римского.

3.1.2. Учение Оригена о Троице
Чтобы понять дальнейшую историю развития троического богословия, необходимо иметь общее представление об учении о Троице Оригена (III в.), поскольку большинство доникейских отцов по своим тринитарным взглядам были оригенистами. Учение Оригена о Троице имеет как сильные, так и слабые стороны. 
К первым относится то, что Ориген впервые попытался установить в троичном богословии различие терминов, провел границу между терминами сущность и ипостась. Термин "сущность" он стал употреблять для обозначения единства в Боге, а "ипостась" — для различения Лиц. (Со времен Аристотеля никакой принципиальной разницы между терминами "сущность" и "ипостась" не существовало, и эти термины даже в V веке некоторыми авторами употреблялись в качестве синонимов). Однако, установив терминологические различия, Ориген не дал положительного определения этих понятий.
В своем учении о Логосе Ориген исходил из идеи Логоса-посредника, заимствованного им из философии неоплатонизма. Логос рассматривался в ней как посредник между Богом и творимым им миром. Поскольку считалось, что Бог Сам по Себе, будучи существом трансцендентным, не может соприкоснуться ни с чем тварным, то для сотворения мира и управления им Он нуждается в посреднике, и этот посредник есть Божественное Слово — Логос. Рассматривая отношения Божественных Лиц исключительно с точки зрения их отношения к тварному миру, Ориген не поднимался до того, чтобы рассматривать отношения Отца и Сына вне зависимости от тварного бытия.
Кроме того, нужно отметить, что Ориген неверно учил о Боге как Творце. Он считал, что Бог есть Творец по природе, т. е. творение является актом Божественной природы, а не актом божественной воли. (Различие между тем, что по природе и тем, что по воле, было установлено значительно позже святителем Афанасием Александрийским). Поскольку Бог — Творец по природе, творение, согласно Оригену, совечно Богу: Он не может не творить, потому постоянно занят созданием некоторых миров. Так, в одной из своих работ Ориген пишет: "Мы верим, что так же, как по разрушении этого мира будет иной, существовали иные миры, ранее, чем был этот".
Исходя из ложных посылок, Ориген, тем не менее, пришел к правильному выводу: Бог есть Творец, Он творит вечно, Сын рождается Отцом именно для того, чтобы быть посредником при творении, а, следовательно, и само рождение Сына нужно мыслить как предвечное. Учение о предвечном рождении Сына - главный положительный вклад Оригена в развитие троического богословия.
Кроме того, говоря о предвечном рождении, Ориген верно заметил, что предвечное рождение нельзя мыслить как эманацию («излияние» Божества), как  это делали гностики, или как рассечение Божественной сущности, как иногда подразумевалось в западном богословии, в частности, у Тертуллиана.
Однако, отсутствие единой троичной терминологии приводило к тому, что у Оригена встречалось немало противоречивых высказываний. Зачастую он явно принижал достоинство Сына, считая Его некой средней природой между Богом Отцом и творением, иногда прямо называл Его созданием («κτίσμα» или «ποίημα»). В то же время он отрицал создание Сына из ничего.
Учение о Святом Духе у Оригена осталось неразработанным. С одной стороны, Ориген говорил о Святом Духе как об особой ипостаси, об изведении Святого Духа Отцом через Сына, но по достоинству ставил Его ниже Сына.
В целом, Троица Оригена — это «убывающая» Троица. В его учении каждое из Лиц находится в подчиненном положении по отношении к предшествующему, т. е. Божественные Лица не равночестны, не равны по достоинству. Такое учение получило название субординатизма (лат. subordinatio -  подчинение). Однако, в  отличие от монархиан (динамистов и модалистов), Ориген, безусловно, признает ипостасность (личный способ бытия) Сына (Логоса) и Духа.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

А зачем эти цитаты из диссера? Можно своими словами? Это и в книгах можно прочитать. Или выложите уж диссер где-то

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

А какая разница что это и откуда? главное суть

Это из конспекта, а не из диссера :). Конспекта священника Олега Давыденкова. Я уже пробовал и своими словами и не своими. Есть люди, которые стремяться весь мир втиснуть в свою голову. Монотеизм значит монотеизм и безо всяких яких.

Это раскол между умом и сердцем, о котором говорят отцы. Давайте помолимся об их вразумлении.
А выпады против Пресвятой Троицы - это обычное дело для людей которые чаще всего далеки от молитвенной жизни. Они любят свой ум и рацио более чем Бога и ближних.

Здесь ничего не докажешь. Доказательство -это сама молитвенная жизнь. А остальное болтовня.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

А кто "выпадал"? Простите. Вы постите сразу переплетаясь во множестве тем - теряется и нить и связь

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Цитировать
А кто "выпадал"? Простите. Вы постите сразу переплетаясь во множестве тем - теряется и нить и связь

А вы читаете мои сообщения вне контекста темы форума??? :)))

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Честно говоря, как раз пытаюсь в контексте, именно потому и написал. Видимо не догоняю мысль ;)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Жду вопроса :) Можно в личку

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

А выпады против Пресвятой Троицы - это обычное дело для людей которые чаще всего далеки от молитвенной жизни. Они любят свой ум и рацио более чем Бога и ближних.

   меня эта фраза очень заинтересовала, получается что молитвенная практика  позволяет  любому и каждому проникать во внутри Троичную жизнь,  вплоть до уровня интеллектуального восприятия взаимоотношений Лиц Святой Троицы,  ибо молящийся, не может не осознавать всех  нюансов Сверхличностного Божества?
   или я Вас не правильно понял ?

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Жду вопроса :) Можно в личку
Не могу понять методы исследования, поэтому в легкой растерянности. Все изложенное - из опытного познания или методом сравнительного богословия, в том числе в исторической перспективе? Может пропустил в теме, но где-то указана цель исследования как это принято в диссере. Потому как, если можно так сказать, то разговор уходит в Ареопагит, то выскакивает на статью википедии (образно говоря). Полагаю, что нельзя одновременно смотреть мистическим оком и "научным", поскольку семантика словаря разная и это сбивает как птицу, которую привязали веревкой к ноге. Вроде взлетает но не летит

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

да вот пытаюсь и так и так :). Согласен методология хромает. Но я учусь только на 1-м курсу Православного Святотихоновского университета, поэтому думаю еще подтянусь в методе.

А в духовной жизни тоже вижу проблемы, много у меня теоретического как у нас на Украине говорят: "Тэорэтычно кобыла, а практычно нэ вэзэ" (Теоретически кобыла, а практически не везет).
Буду работать. Господи помоги! Чувствую что упустил уже много времени. Но сругой стороны многие и в 80 не знают вообще о внутренней жизни в Православии, так что пути Господни не исповедимы. Я так думаю

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Как для первого курса - неплохо. Как для темы - ИМХО не очень. Духом не наполнено 8) Хотя - откуда мне знать. ИМХО Мне кажется, что вы собрали достаточно стройматериала на свою стройплощадку, но не набрались дерзость совершить новый дизайн ;) Без укоризны, но так - подзадорить 8)

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Обращаемся к Сыну ("никто не может прийти к Отцу, как только через Сына") чтобы Он послал нам Духа Утешителя.
Никто не может прийти, потому что Господь открыл нам Себя в Сыне. И мы открываем для себя Отца через Сына, в Существе  же (бытии как таковом) Своем Отец есть Свет Неприступный.
Слава Троице Единосущной и Нераздельной!

А почему епископы перед началом соборов поют Царю Небесный,
призывая Духа, а не обращаются к Сыну?

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Игорь Спасский Вы меня опять не поняли,
я Троицу не отрицаю, и всё что Вы читали, тоже в своё время читал :-)

вопрос о применении учения о Духе,
именно применении, а не просто прославлении Духа,
с полным между тем небрежением к его божеству,

так вот, если применить догматизацию исихазма,
вычленить правильный исихазм и отлучить от Церкви
всех уклонившихся в молитвенные ошибки,
что это даст, зачем это?

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Обращаемся к Сыну ("никто не может прийти к Отцу, как только через Сына") чтобы Он послал нам Духа Утешителя.
Никто не может прийти, потому что Господь открыл нам Себя в Сыне. И мы открываем для себя Отца через Сына, в Существе  же (бытии как таковом) Своем Отец есть Свет Неприступный.
Слава Троице Единосущной и Нераздельной!

А почему епископы перед началом соборов поют Царю Небесный,
призывая Духа, а не обращаются к Сыну?
"26  Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;"Ин.15:26 Это тайна действия Троичности Божества в молитвенной жизни, открытая для нас. Святая Троица нераздельна и обращаясь к Святому Духу мы обращаемся к Сыну, потому что в Нем познаём Сына (свидетельство). В Духе открывается Христос.  Троичность постигается только реальным молитвенным опытом.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

"26  Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;"Ин.15:26 Это тайна действия Троичности Божества в молитвенной жизни, открытая для нас. Святая Троица нераздельна и обращаясь к Святому Духу мы обращаемся к Сыну, потому что в Нем познаём Сына (свидетельство). В Духе открывается Христос.  Троичность постигается только реальным молитвенным опытом.

Похоже это ересь, смешивать все личности Троицы.

аФон+

  • 3
  • Сообщений: 101
    • Просмотр профиля

Иисусова молитва - это одно из наиболее удобных правил для практики  стяжания непрестанной молитвы, но в некоторых случаях это и "Отче наш..." и "Царю небесный..." и "Богородичны" Я таких людей знаю и живут они действительно большой жизнью. Главное здесь, вы же это знаете лучше меня, память Божья, покаяние и любовь к Господу, которая и заставляет Его искать.

У Феофана Затворника на этот счет есть очень точные слова, что бубнение слов молитвы - это еще не молитва, Истинная Молитва - это  чувство к Богу и в словах оно не нуждается и именно ЧУВСТВО К БОГУ и есть непрестанная молитва


Цитировать
удовольствоваться уменьем попугая произносить известные слова, даже такие, как "Господи, помилуй". Плод от этого такой: будешь думать, что имеешь, тогда как ровно ничего не имеешь.
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/feofan_o_neprestannoy_molitve_03-all.shtml

...Состоит сия молитва не в словах, а в чувстве к Богу неотходном




Цитировать
Чувство, что душу тянет ко Господу, есть сокровенная молитва, и оно одно может заменить молитвословия... Ибо оно-то и есть непрестанная молитва! (8, 238)
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/feofan_o_neprestannoy_molitve_04-all.shtml
То же, о прекращении словесной молитвы можно найти у Саровского


Цитировать
Но и тут надобно молиться лишь до тех пор, пока Бог Дух Святый не сойдет на нас в известных Ему мерах небесной Своей благодати. И когда благоволит Он посетить нас, то надлежит уже перестать молиться. Чего же и молиться тогда Ему: "прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша", когда уже пришел Он к нам, воеже спасти нас, уповающих на Него и призывающих Имя Его святое во истине, т.е. с тем, чтобы смиренно и с любовью встретить Его, Утешителя, внутрь храмин душ наших, алчущих и жаждущих Его пришествия. Я вашему Боголюбию поясню это примером: вот хоть бы вы меня в гости к себе позвали, и я бы по зову вашему пришел к вам и хотел бы побеседовать с вами. А вы бы все-таки стали меня приглашать: милости, де, просим, пожалуйте, дескать, ко мне! То я поневоле должен был бы сказать: что это он? из ума что ли выступил? Я пришел к нему, а он все-таки меня зовет! – Так-то и до Господа Бога Духа Святого относится.
http://www.omolenko.com/biblio/serafim.htm
Не случайно исихасты выбрали сердечный центр для молитвы, заметьте не горловой, не центры (чакры) головы, а менно центр любви, потому что душа можеть излить свою любовь только через сердечный центр.
К сожалению, в христианстве нет развернутых знаний о центрах (как в йоге), которые для души - окна в тело, но возможно это и не всем полезно знать.
"Ум должен соблюдать меру познания, чтобы не погибнуть"(Каллиста Катафигиота);

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Приведу слова тогда еще митрополита Кирилла:"В отличие от Ветхого Завета, Новый Завет говорит о Боге как о едином существе в трех Лицах — об Отце, Сыне и Святом Духе. Бог есть единство трех Лиц, имеющих одну и ту же Божественную природу, которая во всей полноте принадлежит каждому из трех Лиц, так что они являют собою не трех Богов, но одного, единого Бога. И вместе с тем в Нем присутствуют три Божественные Личности, три Лица, три Ипостаси. Это сочетание единства и множественности остается для человеческого воображения непознаваемой тайной.http://arhiv.smoleparh.ru/slovo/cap21.htm

аФон+

  • 3
  • Сообщений: 101
    • Просмотр профиля

А в духовной жизни тоже вижу проблемы, много у меня теоретического как у нас на Украине говорят: "Тэорэтычно кобыла, а практычно нэ вэзэ" (Теоретически кобыла, а практически не везет).

Так бывает, когда теория ложная, не отражает реальность, это еще прелестью называют.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

А в духовной жизни тоже вижу проблемы, много у меня теоретического как у нас на Украине говорят: "Тэорэтычно кобыла, а практычно нэ вэзэ" (Теоретически кобыла, а практически не везет).

Так бывает, когда теория ложная, не отражает реальность, это еще прелестью называют.


Пожалуйста поясните сказанное в данном контексте. Спасибо

аФон+

  • 3
  • Сообщений: 101
    • Просмотр профиля

да вот пытаюсь и так и так :). Согласен методология хромает. Но я учусь только на 1-м курсу Православного Святотихоновского университета, поэтому думаю еще подтянусь в методе.


Помню у какого-то святого есть такая емкая фраза, в которой он изложил свой поиск Бога.
"Я пришел в семинарию, там все говорили о Боге, но Бога я там не нашел, но когда я пришел на Афон там никто не говорил о Боге, но Бог был во всём" (цитата не дословная)

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

аФон+

  • 3
  • Сообщений: 101
    • Просмотр профиля

Пожалуйста поясните сказанное в данном контексте. Спасибо

Умствования об устройстве Троицы - это и есть модель не имеющая ничего общего с реальностью, не надо туда лезть с неочищенным умом, плохо это кончается

аФон+

  • 3
  • Сообщений: 101
    • Просмотр профиля

Кто это сказал?

Не помню, более того не уверен, что там был Афон может и Оптина пустынь

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Ясно. Спасибо. ИМХО Наверное "умствование" нужно отнести таки к реальности хотя в целом с постулатом и согласен

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Кто это сказал?

Не помню, более того не уверен, что там был Афон может и Оптина пустынь
;) Может и не святой и не так сказал? 8) Простите..

аФон+

  • 3
  • Сообщений: 101
    • Просмотр профиля


;) Может и не святой и не так сказал?

Вот, нашел
Цитировать
Отец Моисей: Очень сложный вопрос. Старец Софроний имел хорошее образование, путешествовал по разным странам, был художником, однако чувствовал какую-то пустоту в себе. В то время как у него были все блага этого мира, он не имел мира в своем сердце. В атмосфере такого отчаяния он принял решение стать монахом: "Я не мог аргументировать свое внутреннее убеждение, но я решил пойти учиться богословию в Богословский институт преподобного Сергия в Париже. Все там говорили о Боге, но Бога я там не нашел. На Святой Горе, куда я приехал, никто не говорил о Боге, но вся жизнь была посвящена Ему. Поступив в русский монастырь, только через шесть лет я узнал святого Силуана Афонского. Преподобный Силуан явился важнейшим фактором в моей жизни http://www.dnkrus.ru/issue.shtml/obuch/248.html

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Спасибо за поиск. Значит таки старец Софроний 8)
Тут тоже есть http://www.hesychasm.ru/library/silouan/index.htm