Исихазм

Автор Тема: Обсуждение плана докторской диссертации по специальности «Богословие»  (Прочитано 17645 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

ТЕМА: «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ В СВЯТООТЕЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ». (Пути применения опыта в современном воспитании и образовании)».

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Пропедевтика аскетики как научно-богословская основа исследования
1.2 Предмет и методы мистического богословия. Мистическое богословие как опытно-экспериментальная наука
1.3 Противоречия научно-богословского и опытного познания. Пути их преодоления. Непрестанная молитва и процесс мышления
1.4  Соотношение открытий светской системы научных знаний и мистического богословия
1.5 Выводы по 1 разделу

РАЗДЕЛ 2. АСКЕТИКА В ПАТРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ИСТОРИЧЕКОЕ РАЗВИТИЕ АСКЕТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ,  ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ОСМЫСЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ
2.1 Ветхозаветная аскетика и ее специфические формы
2.2 Аскетика в апостольские времена
2.3 Аскетика в раннехристианский период
2.4  Аскетика в средние века
2.5 Аскетические подвиги и учение 19-20 вв.
2.6 Выводы по 2 разделу

РАЗДЕЛ 3. АСКЕТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ УСТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В МОЛИТВЕННОЙ ЖИЗНИ
3.1 Духовное, душевное и телесное начала в строении человека. Нижеестественное,  естественное и вышеестественное состояния
3.2 Грех и страсти. Пути излечнения человека в молитвенной жизнь
3.3  Повиг и подвижничество. Крест. 
3.4  Выводы по 3 разделу

РАЗДЕЛ 4. НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
4.1  Непрестанная молитва как движение души к Богу
4.2  Основные принципы стяжания Иисусовой молитвы, основанные на обобщении святоотеческого наследия
4.3  Возможности стяжание Иисусовой молитвы в современном мире
4.4  Выводы по 4 разделу

РАЗДЕЛ 5. ПРИМЕНЕНИЕ АСКЕТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННОГО БОГОСЛОВИЯ. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АСКЕИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНЫХ И СВЕТСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
5.1  Современное духовно-нравственное состояние общества и возможности непрестанной молитвы
5.2  Молитвенное делание в современном мире, его особенности и препятствия
5.3  Применение православного аскетического наследия в современном учебно-воспитательном процессе
5.4  Выводы по 5 разделу

ПРИЛОЖЕНИЕ. МЕТОДИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОСНОВАННАЯ НА СВЯТООТЕЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ В АСКЕТИЧЕСКОМ ПРЕДАНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ВВЕДЕНИЕ

I. ТРОИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ
1.1  Отражение духовного опыта познания Пресвятой Троицы в богословской науке
1.2  Троическое богословие и молитвенный опыт. Как “Закон веры определяется 
        законом молитвы”

II. АСКЕТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ УСТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ  МОЛИТВЕННОЙ ЖИЗНИ
2.1 Духовное, душевное и телесное начала в строении человека. Нижеестественное,   
       естественное и вышеестественное состояния
     2.1.1 Состав и внутренняя субординация основных структурных элементов
               человека
     2.2.2  Грех, действие страстей и состояние основных начал человека
2.2 Непрестанная молитва как путь к восстановлению утерянного богообщения, 
       раскола между умом и сердцем
2.3 Пути исцеление от греха на уровне духовного, душеного и телесного начал в 
       процессе молитвенной жизни. Интеграция сил человека при совершении      непрестанной молитвы

III. СУЩНОСТЬ И БОГОСЛОВСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ
3.1 Виды богообщения в духовной жизни членов православной церкви
     3.1.1 Богомыслие, изучение Св. Писания и Св. Предание
     3.1.2 Литургический опыт, общественные богослужения
     3.1.3 Келейная молитва
3.2 Непрестанная молитва в Ветхом и Новом Заветах: приемственность, отличия
3.3 Обоснование необходимости непрестанной молитвы в аскетическом предании   
      Святых Отцов Православной Церкви
3.4 Непрестанная молитва как путь к живой встрече с Господом и вхождения в 
       церковную полноту
3.5 Непрестанная молитва как основа духовной жизни современного человека

IV. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СТЯЖАНИЯ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ
4.1  Любовь в контексте Священного Предания Православной Церкви. 
        Непрестанная молитва и заповеди любви
4.2  Повиг и подвижничество. Крест. 
4.3  Непрестанная молитва и заповеди блаженства. “Иго мое благо, и бремя мое   
        легко есмь ”
4.4 Молитвенные правила рекомендуемые для совершения непрестанной молитвы, 
      критерии выбора. Единение с церковной полнотой через непрестанное 
      призывание Спасителя, Божьей Матери и Святых в молитвенном обращении
4.5 Роль духовника в стяжании непрестанной молитвы

V. ДОГМАТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ КАК НАИБОЛЕЕ УДОБНОГО ПРАВИЛА ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ
5.1 Имя Господне и его сила
5.2 Догматическое объяснение Иисусовой молитвы и обоснование удобства ее 
       применения в практике стяжания непрестанной молитвы


РАЗДЕЛ VI. ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В АСКЕТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
6.1 Историческая ретроспектива опыта применения Иисусовой молитвы
6.2 Опасности, встречающиеся на пути делателей Иисусовой молитвы
6.3 Основные принципы стяжания Иисусовой молитвы, основанные на обобщении
       святоотеческого наследия
        6.3.1 Молитва и труд
        6.3.2 Молиться как дышать
        6.3.3 Уровни стяжания Иисусовой молитвы

РАЗДЕЛ VII. ПРИМЕНЕНИЕ АСКЕТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННОГО И ПАСТЫРСКОГО БОГОСЛОВИЯ. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНЫХ И СВЕТСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
7.1  Современное духовно-нравственное состояние общества и возможности непрестанной молитвы.
7.2  Молитвенное делание в современном мире, его особенности и препятствия. Непрестанная молитва в жизни современных монахов и мирян
7.3  Применение православного аскетического наследия в современном учебно-воспитательном процессе

ПРИЛОЖЕНИЕ. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ СТАНОВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕКА, ОСНОВАННАЯ НА СВЯТООТЕЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ
1. Подготовка к совершению непрестанной молитвы
2. Непрестанная молитва и упражнение тела

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Это Ваши диссертации?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Да, это 2 редакции плана диссертации

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

а саму диссертацию можно где-нибудь скачать?
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Я же еще только план обсуждаю, писать собираюсь :)

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

OK. Тогда сразу вопрос по первому пункту: каким образом, если вкратце, учение о Троице связано с практическим аспектом "умного делания"? Что вы здесь имеете в виду?
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

А вообще, какие диссертации уже написаны на тему исихазма,
сколько их, и каковы их планы?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Мы в духовной стремимся познать, т.е. соединиться с бытием Бога Пресвятой Троицы. Поэтому и должны иметь связь, доступную нам через Св. Предание. Троица - совершенная любовь, один -мало, двое -замкнуты сами на себе, трое - полнота. Это как в семье, без детей семьи в полном смысле нет.

Троица Рублева - Исихастская икона, там образ полноты Троической любви, ее круг, завершенность. Вот к этому мы и идем в духовном пути.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Цитировать
А вообще, какие диссертации уже написаны на тему исихазма,
сколько их, и каковы их планы?

Их не очень много, есть греческие и в США. Их планы в большей степени с историческим аспектом, нежели догматически-практическом.

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

Игорь Спасский, я так понимаю, вы имеете в виду практический аспект связанный с идеей любви? Мне не совсем понятна данная идея, т.к. полно разных "умных" практик и в других традициях, где Бог не троичен в своей основе... Вот я и подумал: может быть, в христианстве как-то именно идея троичности связана с практикой? Пока мне не совсем понятно... (в работах христианских аскетов [восточных] я не встречал каких-либо ссылок именно на необходимость троичности Божества; более того, скажу даже, что этот аспект как-то зачастую упускается ими из виду, как мне показалось; в плане метафизическом на это, конечно, часто ссылаются, но даже тут учение о Троице представляется для меня, честно сказать, совершенно темным :) )
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Прочтите пожалуйста внимательно тему, посвященную Троическому богословию в разделе аскетическая практика и примените к жизни, в том числе и молитвенной

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Мне представляется что учение о Троице, а именно о божественности Духа,
было предложено св. Григорием Богословом с целью догматизации учения о божественности Сына, в пику арианам.

Тем более никакого другого смысла в обожествленнии Духа нет,
и к исихазму учение о Троице вообще не относится.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Исповедание веры преп. Никиты Стифата.
(...) 3. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, безначального и вечного, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, единородного, рожденного бесстрастно и вечно от Самого Бога и Отца – и мы не знаем другого начала, как только Отца – и исповедую Его как Свет от Света и Бога истинного от Бога истинного, и единосущного, и совечного Отцу. И в Духа Святого, исходящего вечно от Бога и Отца, постигаемого как Свет, и Бога истинного, пребывающего с Отцом и Сыном, совечного и единосущного Им и имеющего ту же природу, сущность и силу.
4. Исповедую это от юности, верую в единосущную Троицу единочестную, единосильную и единодержавную, составляющую единое Божество и Господство, хотя три Лица и Ипостаси не сливаются и не смешиваются в одно лицо. Исповедуя эту Троицу в Единице и Единицу в Троице, верую в Троицу в трех Ипостасях и в Единицу по единой сущности и по Божеству. Так я исповедую единого Бога в трех Ипостасях и единого Господа. Ибо я не отношу к единому Божеству трех господств и не ведаю иного Бога вне трех Лиц, и не знаю других трех единосущных Лиц Троицы вне единого Бога, которые суть Отец, Сын и Святой Дух, но считаю, что всесвятая Троица состоит не из сущностей и природ, или из различных божеств, или трех господств, но из Ипостасей и разумных и совершенных особенностей, существующих ипостасно каждая сама по себе. А различаю Ее по Лицам, то есть по Ипостасям, хотя Она и пребывает нераздельной и несекомой по сущности, то есть по природе и по Божеству. Но я не мыслю в Троице ни трех божеств, ни трех природ, ни трех сущностей, ни трех богов, превосходящих в чем-либо друг друга. И тех, кто думает иначе, предаю анафеме.
5. Знаю единое начало единого Божества, единое царство, единую власть, силу и действие, единый совет, единую волю, единое владычество и единое господство единой в трех Лицах и Ипостасях сущности и природы. Я совершенно не сливаю в одну ипостась или в одно лицо три Ипостаси и три Лица, но знаю совершенного Бога Отца, совершенного Бога Сына, совершенного Бога Духа Святого, ибо каждое Лицо имеет то же единое, нераздельное, полное и совершенное Божество, и, являясь Богом, каждое Лицо, узреваемое само по себе, составляет то же самое – только ум может постичь неразделимое – Отца и Сына и Святого Духа, Бога в трех [Лицах].
6. Ибо Отец не иной Бог, и Сын не иной Бог, и опять Дух Святой не иной Бог, ибо Отец не иная природа, и Сын не иная природа, и опять же Дух Святой не иная природа, но Отец – Бог, и Сын – Бог, и Дух Святой – Бог, так как три Лица неразделимо и без остатка составляют полноту единого Божества и в каждом из них есть полностью Божество. Ибо Божество неделимо, пребывая трех Лицах в полноте и совершенстве. Отец, будучи Богом, есть Отец, а не Сын и не Святой Дух. Он по сущности есть то, что то, что Дух Сын, и по природе Святой. И Сын, будучи Богом, есть Сын, а не Отец и не Святой Дух. Отец по природе возвещает Его и Дух Святой по сущности зрит Его. И Дух Святой, будучи Богом, есть [Дух] и не созерцается как Отец, и не приемлется как Сын. Отец возвещает Его по сущности. Итак, каждый узнается по своей особенности. (…)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Цитировать
Тем более никакого другого смысла в обожествленнии Духа нет,
и к исихазму учение о Троице вообще не относится.

Сама суть учения Св. Григория Паламы в том, что человек может соединиться с Божественными Нетварными энергиями, Благодатью Духа Святого, т.е. получить не мнимое, а реальное обожение. Если бы Святой Дух не был Богом во всей Его полноте это было бы невозможно. Обожение - это соединение со всей полнотой Господа, в противном случае это препятствие или еже другими словами - идол.  Равно как если бы Сын Божий не был бы Богом во всей полноте не было бы возможно спасение.


А Св. Отцы для вас вообще то в авторитете?  Как Вы думаете они отстаивая Троическое богословие ценой своей жизни ошибались?

Совет: Изучите внимательно наследие Свт. Григория Паламы, а потом поговорим.

Зачем писать о том, в чем не до конца разобрался и причем в виде безапеляционного утверждения?
Троическое богословие вещь весьма тонкая, многогранная и высокая.

Вспомните Исихастскую картину Андрея Рублева - Троица. Там полнота, круг любви, с которой и стремиться соединиться исихаст, стать соучастником жизни Пресвятой Троицы.

Предлагаю для всех желающих пройти курс по "Основам догматического богословия".Возникает впечатление, что здесь есть люди, которые не понимают элементарных вещей, которые были доказаны или явлены еще в 1-х веках христианства.

Можем прямо здесь на форуме создать закрытый раздел, если позволит Администратор и для всех желающих можно организовать процесс дистанционного обучения (БЕЗВОЗМЕЗДНО :)).

Запись предлагаю по предварительному собеседованию, чтобы учились те, кому это действительно нужно, а не те, кто просто любит вставить свои 5 копеек и поспорить на любой почве и по любому вопросу.


« Последнее редактирование: 26 Ноябрь 2009, 09:45:54 от Игорь Спасский »