Исихазм

Автор Тема: О наставниках  (Прочитано 29579 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

О наставниках
« Ответ #15 : 06 Сентябрь 2004, 17:45:04 »
Прочитать Дневник можно здесь:
http://ksana-k.narod.ru/Book/nicon/

Только он, ес-но, выправленный. Поскольку я сам набирал Дневник по копии оригинального текста для другого издательства (которое опередил Сатис), то, сверив по их выходу, и обнаружил изъятия. К сожалению, от полного текста у меня сохранилась небольшая часть.

С дневниками о.Никона, пусть и "слегка"  подчищенными, полезно познакомиться.

Дмитрий Данилов

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

О наставниках
« Ответ #16 : 06 Сентябрь 2004, 18:36:57 »
Цитата: Alexander
Прочитать Дневник можно здесь:
http://ksana-k.narod.ru/Book/nicon/


Александр, огромное спасибо.
С уважением,
Дмитрий Данилов

Anonymous

  • Гость
Re: О наставниках
« Ответ #17 : 26 Октябрь 2004, 14:31:17 »
Цитата: Димитрий
Здравствуйте,

расскажите, если это возможно, каким образом Вы нашли себе наставников молитвенного делания, или же дайте какие-то советы по поиску такого учителя.

Где сейчас возможно найти таких людей, куда и к кому лучше обратиться, насколько это вообще возможно, что показывает Ваш опыт, а также какие Вам известны наставления по этому вопросу у св. отцов.

Возможно ли, с Вашей точки зрения, начинать молиться до того, как обретешь учителя?

Заранее всем спасибо.


К слову, вот интересные некоторые "находки", проливающие свет на смысл, который вкладывал святитель Игнатий (Брянчанинов) в слова вроде "истинный наставник", об отсутствии которых в наше время так много говорят.

http://www.anb.nnov.ru/letters/letter.html?id=25

Письмо № 25

К АФОНСКОМУ МОНАХУ СЕРАФИМУ. О значении наставника в обучении умной молитве и о других вопросах

"
Ваше Высокопреподобие.
     Возлюбленнейший о Господе Отец Серафим! Сердечно благодарю Вас, что Вы на Святой Горе Афонской вспоминали о иноках, живущих близь шумной столицы, в монастыре, который тщетно называется Пусты­нею. О постигших Вас скорбях я узнал отчасти от о.Архи­мандрита Иоанна, Инспектора здешней Духовной Акаде­мии. И кто из проплывающих житейское море не бывает орошен волнами его? Особенно если пловец - безответный инок.
     Когда Вы были в Санкт-Петербурге, я сердечно желал видеть Вас наедине: потому что наедине надеялся побеседо­вать с Вами о глубинах монашескаго жительства, вероятно, имеющаго еще достойных делателей еще на горе Афонской, несмотря на общее ослабление, которому подверглось мона­шество все и повсюду. Но я не сподобился сего: Вас сопровождало общество такого настроения, при котором должно, по наставлению некотораго великаго Отца, скры­вать таинственное монашеское сокровище. Вы молчали, потупя взор, как Израильтянин на Реках Вавилонских, а тот, кто сказал, хотя сказал и немногое, увидел впоследствии, что сказал излишнее и неуместное. По сей причине, хотя я и имел счастье видеть Вас лицем к лицу, но знаю Вас единственно по прекрасной книге Вашей, и столько, сколько Вы захотели показать себя всей вообще читающей публике. Такое не­удовлетворительное сближение с Вами меня огорчило; но я утешил себя мыслию, что Божий Промысл часто не допускает исполниться и таким желаниям нашим, которые по наружности кажутся благими. В заключение этого длинного предисловия, должен я сказать само собою выте­кающую истину, известную всем, сколько-нибудь внима­тельным инокам: причина откровенности о предметах духов­ных, - доверенность к наставляющему лицу, а доверенность к лицу внушается точным познанием лица. «Господи! К кому идем, говорит Святый Петр Спасителю, - Глаголы живо­та вечного имаши, и мы веровахом и поэнахом, яко ты еси Христос, Сын Бога Живаго» (Иоан. 6, 68, 69). Напротив того: «Кому не извещавается сердце, тому не открывай его», - говорит великий наставник иноков Преподобный Пимен, Египетский Пустынник. Судитеж сами: зная Вас так мало, какую могу я иметь степень доверенности к Вам? Итак, первый мой недуг, который я должен обнажить пред Вами, есть мое маловерие - маловерие не к самой умной молитве, нет! Это таинственное небо, на которое выходят одни чистые сердцем для Богозрения, видится очами ума моего, хотя и пребывает для них невидимым: оно скрывается от них чудною, прозрачною, непостижимою синевою своею, в которой они мнят видеть его. Я страдаю маловерием к Вам. Исцелите меня от этого недуга. Такое исцеление - дело возможное. Многие маловерные обратились в ревностно верующих: всемогущая истина совершила их обращение. И не обидьтесь моим признанием в маловерии к Вам! Лествичник говорит в 4-й степени «Имуще о Господе выю свою подклонити разумом убо и словом смиренномудрия, соделаем известно спасение наше иному о Господе вверяти; прежде всхода, убо, аще кое лукавство и разум у нас есть, кормчаго онаго истязуем и испытаем, и, да тако реку, искусим: да не на корабленника яко кормчия, и на недугующаго яко на врача, и на страственнаго яко на бесстрастна, и на пучину яко на пристанище нападше, готово обрящем себе истопление». Если это дозволяется и советуется святыми
     Отцами вновь вступающему в монастырь: то тем более оно позволительно и даже необходимо для укосневшаго значи­тельное время в монашестве, к сожалению, крайне малоплод­ном. Опасен недостаточный наставник при обучении новоначальнаго благим нравам и первым правилам монашескаго жительства: тем опаснее он для дерзающаго слышать учение о великом таинстве умной молитвы, ведущей Христианина к сокровенному, вместе существенному и вполне ощутитель­ному соединению с Богом. Имеете ли Вы, возлюбленнейший отец, в виду опытнаго Старца в обителях Святой Горы, на духовный разум котораго Вы могли бы положиться? Слово «духовный» употреблено мною здесь не слегка, как оно употребляется в новейших писателях, но в том смысле, как оно употреблялось Святым Апостолом Павлом, а за ним и всеми аскетическими писателями нашей Церкви, из которых Преподобный Григорий Синаит говорит: «Не всех бо есть наставити и инех, но им-же дадеся Божественное разсуждение, по Апостолу, разсуждение духов, отлучающее горшее от лучшаго мечем слова. Кийждо бо свой разум и разсуждение естественно или деятельно или художественно имать, а не все духовное». (Смотри статьи о прелести, идеже и о иных многих предметах). Хотя мы и крайне омрачены по причине нашего слабаго жительства, но признаем и исповедуем, что ни естественное, ни деятельное, ни художественное разсуж­дение не могут поднять выше чина душевнаго разума, как бы они не были сильны и блестящи, даже благонамеренны и благочестивы (См. св. Исаака Сирскаго слова 26, 27, 28-е). Итак имеете ли в виду духовнаго Старца? вот тот вопрос, который по милостивому дозволению Вашему представляет Вам мои вопросы, считаю начальным и первым из всех вопросов. И святые Отцы признают таковым этот вопрос. «Прежде всех, - говорят они, - избери себе старца с совершенным, по священному тайноучению, отречением и повиновением непритворным и совершенным, сиречь потщися обрести наставника и учителя непрелестна (Каллист и Игнатий гл. 14). Тоже говорят почти все аскетические православные наставники; но большая часть из них жалуется на скудность истинных наставников. В 15-м веке, когда жил наш Преподобный Нил Сирский, посетивший Афонскую гору и заставший там разсадник умных делателей, насажденный Преп. Григорием Синаитом: тогда уже истинный наставник умной молитвы признавался важною редкостию, чтож сказать о нашем времени? Сердца всех привлечены, как и Вы находите и чему пример Вы видели в нашей Пустыни, к внешней красоте; внутренняя духовная красота, а потому филокалия, содержащяя учение о приоб­ретении сей красоты, остаются в стороне. Впрочем, некото­рые монашествующие у нас в России занимаются умною молитвою, и не без успеха. Таковых случалось мне видеть и беседовать с ними. Случалось видеть - увы! - прельщающихся и прельщенных, совлекаемых с прямаго и истиннаго пути страстями душевными и телесными. Хотя я и должен сознавать себя прельщенным, убеждаясь в таковом бед­ственном состоянии многими во мне действующими страстя­ми, которым, очевидно для совести моей, работаю явно делами и словами, неявно помышлениями и чувствованиями; однако признаю справедливым опасение впасть, а что еще хуже, самопроизвольно вдаться в большую прелесть. Свой­ственно тому, кто поражен многими болезнями, опасаться впадения в тягчайший недуг? свойственно тому, кто по шею погряз в болоте стремиться, чтобы не уйти в него и с головою!
     Затем, предложив Вам первый мой вопрос и понуждае­мый самым окончанием листа к окончанию письма, прошу Ваших святых молитв на подкрепление многочисленных немощей моих, и - буду ожидать Ваших назидательных строк, которых не лишите Вашего покорнейшего послушника.
     10 июня 1851 Сергиева Пустынь
"

Из другого письма

http://www.anb.nnov.ru/letters/letter.html?id=50
"
.....Вы правду говорите, что я в юности моей не нашел старца, который бы удовлетворил меня; но это можно еще приписать и тому, что я не искал, как должно, не умел искать, не имел достаточных средств на то. Удовлетворительнейшее лице, с которым пришлось встретиться был монах Никандр, просфирник Бабаевскаго монастыря, муж благодатный. С ним беседовал я в 1847 году. Он достиг высшаго преуспеяния в умной молитве, проходил этот подвиг очень просто, естественно, не был в славе у человеков....."

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: О наставниках
« Ответ #18 : 26 Октябрь 2004, 17:48:20 »
Цитата: Anonymous
К слову, вот интересные некоторые "находки", проливающие свет на смысл, который вкладывал святитель Игнатий (Брянчанинов) в слова вроде "истинный наставник", об отсутствии которых в наше время так много говорят.


Спасибо за цитату. Вопрос в том как нам, обладающим душевным ещё разумом, распознать духовного человека. Преп. Исаак Сир. писал что духовный человек стяжавший Божественное смиренномудрие не распознается среди людей. Я думаю, можно распознать что кто-то не есть духовный по его неподобающему поведению, но среди людей внешне благочестивых как распознать духовного?

Преп. Симеон Новый Богослов писал что он сомневался в духовности преп. Симеона Благоговейного и не был уверен выбрать ли его в наставники, пока не увидел случайно его во время молитвы стоящем в неопалимом огне.

света

  • Гость
Re: О наставниках
« Ответ #19 : 26 Октябрь 2004, 18:52:38 »
Цитата: Evgeny
Цитата: Anonymous
К слову, вот интересные некоторые "находки", проливающие свет на смысл, который вкладывал святитель Игнатий (Брянчанинов) в слова вроде "истинный наставник", об отсутствии которых в наше время так много говорят.


Спасибо за цитату. Вопрос в том как нам, обладающим душевным ещё разумом, распознать духовного человека. Преп. Исаак Сир. писал что духовный человек стяжавший Божественное смиренномудрие не распознается среди людей. Я думаю, можно распознать что кто-то не есть духовный по его неподобающему поведению, но среди людей внешне благочестивых как распознать духовного?

Преп. Симеон Новый Богослов писал что он сомневался в духовности преп. Симеона Благоговейного и не был уверен выбрать ли его в наставники, пока не увидел случайно его во время молитвы стоящем в неопалимом огне.


Cовершенно согласна. Все эти высказывания на тему, что наставников нет, у меня не вызывают доверия. Особенно при этом любят ссылаться на св. Игнатия Брянчанинова, выхватывая фразу из контекста, хотя он ясно поясняет, что он особо и не искал. По-моему, часто люди ищут, у кого "борода длиннее"(в смысле по внешним критериям, которые сами считают признаками "настоящего и духовного"), а потом причитают, что наставников нет. Я сама пару раз "накалывалась" на этом - внешне такой благообразный старец - а как начнет говорить - страшно становится - уходишь как помоями облитый... А настоящих действительно по внешним признакам трудно опознать.
Меня однажды поразил один священник - я его увидела, когда он вспылил и ругал сотрудников - но при этом колебание воздуха было примерно как будто бабочка пролетела - ни следа агрессии. Я прямо обалдела...

Anonymous

  • Гость
Re: О наставниках
« Ответ #20 : 28 Октябрь 2004, 10:31:04 »
Цитировать
Я думаю, можно распознать что кто-то не есть духовный по его неподобающему поведению

Но только не в отношении к истинным юродивым.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

О наставниках
« Ответ #21 : 28 Октябрь 2004, 13:15:13 »
Действительно, кто ищет по внешним признакам (благочестивый вид, сан, мантия и пр.), тот и находит только внешнее. Посему разочарования неизбежны.

Неподобающее поведение... Я думаю, нам лучше избавляться от желания оценить поведение другого человека, чтобы не совершить большую ошибку. Благословен поиск сердца, которое видит сквозь богатые одежды внешнего благочестия и нищую рвань юродства.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

О наставниках
« Ответ #22 : 29 Октябрь 2004, 17:01:04 »
Цитата: Alexander
Неподобающее поведение... Я думаю, нам лучше избавляться от желания оценить поведение другого человека, чтобы не совершить большую ошибку. Благословен поиск сердца, которое видит сквозь богатые одежды внешнего благочестия и нищую рвань юродства.


Вы правы, Александр, каюсь, страсть осуждения и оценивания по внешнему всё еще мучает меня. Приходит на память история из патерика о монахе который посещал блудниц.

"Ибо иные добровольно навлекали на себя название непотребных, не будучи таковыми; другие же терпели именование прелюбодеев, будучи далекими от прелюбодеяния, и слезами свидетельствовали, что несут на себе плод греха, которого не делали, и с плачем просили у обидевших прощения в беззаконии, которого не совершали, когда душа их была увенчана всякою чистотою и непорочностию. Иные же, чтобы не прославляли их за превосходные правила жизни, соблюдаемые ими в тайне, представлялись в образе юродивых, быв растворены Божественною солию и непоколебимы в своей тишине" преп. Исаак Сирин

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О наставниках
« Ответ #23 : 15 Август 2009, 18:37:20 »
О лжи как об искушении на духовном пути.

Советую прочитать.

"Если спросить меня, какое самое тяжелое искушение я испытал на своем духовном пути, которое причинило незаживающую рану моей душе и стало причиной многих моих грехов и ошибок, то я скажу: ложь человека, которому я духовно доверял. Его уже давно нет в живых; имя его я не хочу упоминать, он стоит перед Божиим, не человеческим, судом, и я желаю, чтобы этот суд был милостив для него. Это был настоятель храма, в который я был направлен вскоре после моего рукоположения. Вначале я смотрел на него как на пример для себя в служении Церкви и людям. Одно время я считал его своим духовным отцом. Я видел его труды, его милосердие к людям, даже больше — его любовь к молитве, и долгое время не хотел поверить самому себе, что этот человек мог спокойно, смотря в глаза собеседнику, говорить ложь, что это православный иезуит, который считает, что ложью во имя Бога можно угодить Богу.

Чтобы иметь искреннее внутреннее послушание, нужно верить, что через духовного наставника говорит Христос. Когда духовное чадо убеждается, что его руководитель лжет, то у него пропадает вера в то, что он через человека слышит голос Христа, что, отдавая свою волю наставнику, он отдает ее не его страстям, а Богу. Может быть, в древние времена послушники находились на такой духовной высоте, что верили наставнику вопреки очевидности и могли искренне сказать: «Лгут мои уши, лгут мои глаза, лжет мой разум, но отец мой говорит правду; а если даже и говорит неправду, то это его дело, я слушаю его во имя Христа». Тогда они были укреплены особой благодатью, чтобы выдерживать особые искушения. Они искали унижения, в том числе унижения ложью как испытания, которое надо преодолеть. Но теперь другое время. Человек не может отказаться от своего рассуждения, от оценки слов и действий своего духовного отца. Поэтому современные духовные отцы должны быть правдивыми по отношению к своим духовным чадам, чтобы не надломить их. Древние отцы иногда давали послушания, которые казались нелепыми, и смотрели, как послушник исполнит их: как благословил отец или же как подсказывает ему его собственный разум. Иногда они употребляли в беседе с учеником абсурдные утверждения, чтобы посмотреть, не будет ли ученик возражать на них и приводить свои доводы. Но теперь, когда оскудела благодать, такие методы причиняют только вред: ученик или возмутится «невежеством» своего руководителя, или же хуже — «раскусив», в чем дело, станет лицемерно соглашаться, считая в душе, что он «перехитрил» своего старца. Теперь люди болеют гордостью, и старец, зная это, должен соблюдать справедливость по отношению к своим послушникам и лечить их от гордости постепенно и осторожно, ведь больному, ослабленному болезнью, не дают сразу сильных лекарств.

Люди ищут в Церкви правду, ту правду, которую потерял мир. Они утратили чувство собственной греховности, той гнилой язвы, которая разъедает их душу, а ищут правды вовне. Древние монахи искали оскорблений и унижений, чтобы через боль этот гнойник был вскрыт и отрава постепенно выходила из него. Современному послушнику нужно, чтобы старец любил и уважал его, иначе он не выдержит послушания, он просто сломается под ударом. Теперь духовный отец должен учить прежде всего своим собственным примером и не допускать в своих словах и поступках того, что способно уязвить душу, больную гордостью, или служить соблазном для послушника, который может, совершая грех, оправдывать себя примером своего старца.

Этот процесс — оскудения благодати — начался давно. Духовный уровень снижается. Из гордых послушников получаются неумелые и страстные руководители. Раньше старцы ощущали благодать в своем сердце и говорили от благодати. Теперь духовный отец должен прежде всего проверять самого себя: не говорит ли он от своих собственных страстей, не ищет ли от послушания выгоды для самого себя. Раньше старец мог наказать своего послушника без видимой причины, чтобы смирить его дух для его скорейшего преуспеяния. С теперешними монахами так поступать нельзя. Гордость может принять наказание, если человек будет знать, что оно справедливо. Прежде духовные отцы имели более сильную молитву, и когда наказывали послушника, то брали на себя особый подвиг молитвы за него. Теперь современным наставникам надо знать меру собственной молитвы и сознавать, что, наказывая другого, они часто примешивают к этому свои страсти. Только по отношению к самым преуспевающим ученикам можно допустить унижения или насмешку.

У меня было искушение через ложь моего наставника. И кончилось оно самым печальным образом. Будучи зависимым от него или не решаясь порвать с ним, я оказался в состоянии какой-то постоянной раздвоенности. Во мне нарастал внутренний протест, я как бы реализовал его в том, с чего начал он,— стал лгать и хитрить с ним, и вместо моего послушания своему отцу и отсечения своей воли между нами образовались другие отношения — противостояния и тайной скрытой борьбы. Я несколько раз пробовал говорить с ним, но видел, что мои слова он воспринимает как обиду и оскорбление. Спрашивал других, но мне отвечали: «Тебе это все внушает диавол». Я старался поверить, что внушает диавол, но не мог победить себя в этом. Особенно мне было тяжело, что мой наставник благословлял меня говорить ложь. Я понимал ложь как грех, как потерю благодати, как трусость, которую может допустить человек только по одной причине: когда он стоит на таком низком уровне, что не находит выхода из положения, и поэтому выбирает из двух зол меньшее; а если бы он мог подняться нравственно вверх, то увидел бы, как исполнить свое дело без хитрости и лжи, так что даже в самых крайних случаях ложь надо рассматривать как уступку своей немощи, а не оправдывать ее. А тут мне внушалось другое: что есть два вида лжи — добрая и злая; «добрая ложь» приносит пользу людям, и поэтому она скорее не грех, а мудрость. Вообще, я пришел в такое состояние, что оправдывал свою ложь и порицал чужую ложь. Я понимал, что остаюсь без послушания и как бы беззащитным перед демоническими искушениями, и в то же время не мог принять учение о «святой лжи», которое казалось мне кощунством и потерей спасения. Часто, видя свои нравственные падения, я решался отдаться послушанию и не обращать ни на что внимания. От этого я вначале получал облегчение, как будто бы все становилось на свои места, но проходило время, и вновь ложь, которая образовала какое-то плотное поле, казалась мне невыносимой. Наконец случилось событие, которое развязало этот узел. Я сильно согрешил перед своим настоятелем. Я колебался: открыть ему это или скрыть, но все-таки решил рассказать. Он пришел в негодование и сказал мне, чтобы я искал другого духовника. Вместо того чтобы попросить у него прощения, чего, я думаю, он ожидал, я ответил: «Благословите». Он продолжал: «Теперь у нас будут только служебные отношения; а в остальном не спрашивай у меня ни совета, ни благословения и не исповедуйся у меня». После этого моим духовником стал один архимандрит, который не имел никакого образования, был очень прост, даже наивен, его часто обманывали люди; были случаи, когда он попадал под влияние духовных проходимцев, но этот человек даже в ошибках своих был правдивым, и я обрел духовное спокойствие. Я вовсе не хочу сказать, что мой духовный путь стал ровным, но снялось какое-то внутреннее напряжение; эта игра, которая изнуряла меня и держала в постоянной раздвоенности, прекратилась: теперь стало ясно, где добро и зло, где правда и ложь. Поэтому я храню в сердце своем благодарность к этому уже почившему архимандриту. Через свой горький опыт я вижу, как много зла может принести наставник, который не построил жизнь свою на правде. Поэтому я прошу современных духовных отцов не искушать ложью своих чад. Это будет не испытанием, а отравой. Когда пропадает вера к духовному отцу и доверие к его словам, то искривляется вся духовная жизнь. Лучше строгость со справедливостью, чем мягкость с ложью; лучше потерять и остаться с правдой, чем приобрести и запачкать приобретенное ложью.

В Ветхом Завете есть правило о жертвах. Священник осматривал жертвенное животное, и если находил в нем какой-нибудь недостаток — болезнь или уродство, то не принимал его. Жертва могла быть самой малой и скромной, но при одном условии: она должна была быть безупречной. Поэтому духовные наставники не должны достигать цели, какой бы доброй она ни была, через грязь лжи.

Теперь послушников, которые отдали бы себя в беспрекословное, полное послушание, нет. Но, добавим, теперь нет и старцев, которые могли бы мудро распорядиться таким послушанием. Теперь в основе духовных отношений должна лежать справедливость, и послушание ученика должно основываться на правде учителя.

Ложь может вызвать только два последствия: или ученик, соблазнившись, будет порицать старца и этим согрешать перед Богом, или ученику понравится путь лжи — как более легкий путь, и этим он опять будет согрешать перед Богом.

Я знал одного подвижника, который часто говорил: «Ложь — конь во спасение»[1]. Знаменательна была его смерть. Он успел поисповедоваться, но умер, когда Чашу с Причастием несли к его постели.

Я не пишу имена этих людей, чтобы не осудить их. Еще живы многие из тех, кто знал их и кому дорога их память. В то же время я хочу, чтобы те, кто прочтет эти строки, помолились о них, дабы бездна милосердия Божия поглотила человеческую немощь, а благодать стерла те грехи, которые в хартии человеческой жизни остались неисповеданными.

Когда я впервые столкнулся с ложью духовного лица, мне показалось, что пошатнулось само небо. Если бы он знал, что я пережил тогда, то, наверное, не стал бы лгать. Возможно, его научили этому греху его руководители — кто знает. Святые отцы сказали: «Первая краска одежды не стирается до конца».

Сейчас мир все более и более погружается в нравственную тьму; ложь и обман становятся нормой жизни. Диавол хочет, чтобы они стали привычными для храмов и монастырей. Поэтому, духовные отцы, дайте подышать своим ученикам тем чистым воздухом, который называется правдой; не учите их лжи ради добра: где нет правды, там нет ни добра, ни любви."

Архимандрит Рафаил (Карелин)
На пути из времени в вечность. Воспоминания
По благословению епископа Саратовского и Вольского ЛОНГИНА
 Издательство Саратовской епархии, 2008

 Надо отдать должное, Ар. Рафаил автор около тридцати книг, некоторые из которых доступны для скачивания.
И одна из них, к сожалению, мной еще не прочитанная называется "Еще раз о еретических заблуждениях профессора МДА А.И. Осипова".
        http://karelin-r.ru/books/info/10/index.html
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.
Re: О наставниках
« Ответ #24 : 15 Июль 2012, 00:24:51 »
Мы должны быть строги к себе, чтобы не перепутать Церковь с институтом и не погрязнуть в осуждениях и баталиях со всевозможными врагами нашей веры, явными и мнимыми, и не утонуть в соглашательстве, и не стать рабами маммоны.

Хочу еще добавить, что опыт наставлений собирается по крупицам: не только на молитве, но и в мимолетных встречах, в дружеских разговорах, в общении и работе можно находить искры света, можно слышать голос Божий и ощущать Его десницу.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О наставниках
« Ответ #25 : 15 Июль 2012, 02:51:07 »
Здравствуйте,

расскажите, если это возможно, каким образом Вы нашли себе наставников молитвенного делания, или же дайте какие-то советы по поиску такого учителя.

Где сейчас возможно найти таких людей, куда и к кому лучше обратиться, насколько это вообще возможно, что показывает Ваш опыт, а также какие Вам известны наставления по этому вопросу у св. отцов.

Возможно ли, с Вашей точки зрения, начинать молиться до того, как обретешь учителя?


В свое время мне помог ответ Александра, что "специальный поиск наставника ничего не даст, только потеряю время".

В слове "специальный" я увидел свое самомнение ищущего, что я могу по каким то своим критериям найти себе наставника. После такого ответа я решил, что лучше молить Господа, чтобы он послал наставника и уповать, что так и будет в нужное время. Так и случилось несколько раз.

Сначала Он послал меня к священнику, имеющему большой опыт (более 20 лет), чтобы научить меня внимательной молитве. Затем Господь организовал беседу по телефону с афонским монахом, после чего молитва опустилась в сердце. (Конечно, не сама информация от монаха опустила молитву, но разговор был необходим, чтобы правильно подготовить меня к этому преображению молитвы, которое Господь уже готовил). Затем, когда возникла острая необходимость понять, почему вдруг молитва стала твориться в быстром темпе и поменяла количество слов, Господь неожиданно свел меня с игуменом монастыря (который, кстати восстанавливал Валаам и тогда там все творили совместную ИМ по специальному правилу подобно Сахаравскому монастырю), затем Господь направил меня к другому священнику, который имел большой опыт самодвижной молитвы, затем направил к афонскому схиархимандриту. Так каждый давал мне нужное в нужное время. Я их специально не искал. Первый раз Господь дал мне знать непонятным образом, что мне надо ехать именно к этому священнику и спросить у него совета. После этого я убедился. что мне нечего беспокоится об отсутствии наставника. Иногда я специально ехал к прежини учителям и спрашивал как, но они только пожимали плечами и отвечали, что не знают как объяснить. Тогда я понял, что не человеки обучают молитве.

Основной наставник в ИМ - это сама молитва. Наверно, многие согласятся с этим.

У меня сложилось также такое представление о молитве, что если внимательно к ней прислушиваться, не бежать впереди самой молитвы, не менять ее своей волей, а просто следовать за молитвой, то она всему научит. Она может твориться по разному, менять темп и количество слов, давать образы молитвы и предвкушения благодатных состояний, отвечать на вопросы, иногда давать прямые наставления, иногда давать откровения, смысл которых становится ясен спустя многие месяцы.

Никакой наставник не может дать того, что дает благодать и Дух, творящий ИМ, если быть послушником у Молитвы, а не ее творцом.

После того, как молитва стала  сама преображаться без моего произволения, я понял, что не я творю молитву, а молитва творит меня, а я лишь послушно следую за ней. В этом следовании за молитвой я ощущал свободу от себя и своего неумения, незнания, неопытности.

Возможно, не все согласятся с таким методом "следования" за молитвой. Но когда я пытался эксперементировать, следуя прочитанным советам типа "на вдох то, на выдох это", то получал рассеяние, как знак того, что не следует не доверять Духу и пытаться навязывать Ему свою волю.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: О наставниках
« Ответ #26 : 15 Июль 2012, 12:44:12 »
Да, не человеки обучают молитве, а Сам Господь...молитва - лишь средство, тренажер, с помощью которого Господь нас обучает ... со временем надобность в тренажере может отпасть вовсе... и сама жизнь станет молитвой нон-стоп...  :-)

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: О наставниках
« Ответ #27 : 15 Июль 2012, 14:07:46 »
Мне священники именно по ИМ помогли очень мало,
несмотря на молитвы о наставнике. Очень помогли
обсуждения на форуме и переписка с участниками. Так было
и когда молитва направилась внутрь, и когда возникали
разные сильные переживания, по поводу которых
возникала сильная рефлексия. Священники же или
честно говорили, что зелены в ИМ, или смеялись по
доброму над попыткой описать совлечение ума и тп.
Иногда на конкретные вопросы получал общую "отмазку:
может, знали, но не хотели "залетному" говорить. Раз позвали
чтобы приехал в Новгород, поработал для храма (верстка,
клипы, создание DvD), присмотрелись бы ко мне и вот тогда))
Монахи в монастырях иногда кратко и дельно помогали.
Но отвечали не на мой вопрос...а все равно польза была))

Когда понял, Кто наставляет, стало очень важным - научаться
понимать язык, которым Он наставляет...иногда через иные традиции,
чтобы использоав их по своей немощи как костыль, открыл бы для
себя затем еще на чуть глубину с.о. Учения и костыль этот затем отбросил.
Бог смотрит с сердце - где моя вера, где отдание моей воли Ему, где пространство,
освобожденное от эго, чтобы вселиться Ему.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О наставниках
« Ответ #28 : 15 Июль 2012, 17:04:14 »
Некоторые выводы из моего личного опыта без претензий на учительство.

Основной мотив поиска руководителя - это желание поскорее получить то, о чем прочитал в книгах. Идеально было бы вообще не знать, что может быть, и спокойно с благодарностью принимать все, что  давал Господь в молитве.

« Последнее редактирование: 15 Июль 2012, 17:38:05 от Neovit »

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: О наставниках
« Ответ #29 : 15 Июль 2012, 17:53:56 »
Мне в этом плане крупно повезло)) никаких книжек. Сразу поставили перед фактом... До сих пор только с форума узнаю о том что знают все)) зато проще - не навоображаешь того чего не знаешь.
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа