Исихазм

Автор Тема: О наставниках  (Прочитано 29577 раз)

Димитрий

  • Гость
О наставниках
« : 23 Август 2004, 14:04:24 »
Здравствуйте,

расскажите, если это возможно, каким образом Вы нашли себе наставников молитвенного делания, или же дайте какие-то советы по поиску такого учителя.

Где сейчас возможно найти таких людей, куда и к кому лучше обратиться, насколько это вообще возможно, что показывает Ваш опыт, а также какие Вам известны наставления по этому вопросу у св. отцов.

Возможно ли, с Вашей точки зрения, начинать молиться до того, как обретешь учителя?

Заранее всем спасибо.

Георгий Петров

  • Гость
Re: О наставниках
« Ответ #1 : 23 Август 2004, 20:37:51 »
Цитата: Димитрий
Здравствуйте,

 

Возможно ли, с Вашей точки зрения, начинать молиться до того, как обретешь учителя?

Заранее всем спасибо.


Молиться всегда начать лучше раньше, чем позже.
Это помогает концентрировать внимание на Иисусе Христе.
Цель молитвы -  диалог. Любое действие, в том числе мысль и слово проверяйте отношением к нему Иисуса.
Молива простая:
на вдохе - Господи;
на выдохе - помилуй.

Спасения,
Георгий.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О наставниках
« Ответ #2 : 23 Август 2004, 21:54:07 »
Цитата: Георгий Петров

Молиться всегда начать лучше раньше, чем позже.
Это помогает концентрировать внимание на Иисусе Христе.
Цель молитвы -  диалог. Любое действие, в том числе мысль и слово проверяйте отношением к нему Иисуса.


Это не самый взвешенный совет :)
Диалог не цель молитвы. Практика молитвы требует подготовки и ясного понимания того, что немалые трудности на этом пути будут. Проверять любое действие отношением к нему Иисуса можно только, имея Господа в сердце. В ином случае проверяться действия будут ветхой совестью и недоочищенным умом.

Дмитрий Данилов

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

Re: О наставниках
« Ответ #3 : 23 Август 2004, 22:40:41 »
Цитата: Георгий Петров
Цель молитвы -  диалог.

Молива простая:
на вдохе - Господи;
на выдохе - помилуй.


Насколько я понимаю, цель молитвы - не диалог, а обожение. Какого рода диалог Вы имеете в виду?

Почему именно этот текст молитвы (Господи, помилуй) Вы предпочитаете, а не классический для исихазма "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго"?
С уважением,
Дмитрий Данилов

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: О наставниках
« Ответ #4 : 23 Август 2004, 23:01:15 »
Друзья, советую вам особо с Георгием не дискутировать. Он настолько далек от православия что вряд ли нам удастся найти с ним общий язык. Желающие с ним поспорить могут это сделать на кураевском форуме, или на форуме самого Георгия.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: О наставниках
« Ответ #5 : 23 Август 2004, 23:32:55 »
Цитата: Димитрий
Здравствуйте,

расскажите, если это возможно, каким образом Вы нашли себе наставников молитвенного делания, или же дайте какие-то советы по поиску такого учителя.

Где сейчас возможно найти таких людей, куда и к кому лучше обратиться, насколько это вообще возможно, что показывает Ваш опыт, а также какие Вам известны наставления по этому вопросу у св. отцов.

Возможно ли, с Вашей точки зрения, начинать молиться до того, как обретешь учителя?

Заранее всем спасибо.


Дмитрий, молиться можно и нужно начинать не дожидаясь обретения наставника. Но и наставника надо всегда искать и, главное, молиться Богу об даровании наставника. А пока не обрели - жить и молится согласно св. отцам и советоваться с братьями по вере (но не обязательно следовать советам  :wink: )

Из св. отцов можно на эту тему о духовном руководстве посоветовать св. Игнатия
http://psylib.org.ua/books/ignbr01/txt06.htm

А вообще о внутреннем делании - вся библиотека исихазма, а с чего можно начать чтение - см. тему
http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=19

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О наставниках
« Ответ #6 : 24 Август 2004, 01:39:54 »
Цитата: Димитрий

расскажите, если это возможно, каким образом Вы нашли себе наставников молитвенного делания, или же дайте какие-то советы по поиску такого учителя.
Где сейчас возможно найти таких людей, куда и к кому лучше обратиться, насколько это вообще возможно, что показывает Ваш опыт, а также какие Вам известны наставления по этому вопросу у св. отцов.


Похоже, отсутствие наставников молитвенного делания в наше время нам надо окончательно принять как данность. И не унывать, и не оправдывать свое неделание. Наследие святых отцов оставлено в книгах - мы можем читать и учиться, взирая на подвиги  веры. Но главное, мы можем непосредственно прикоснуться к их опыту, входя в Церковь и внимая сердцем.

Мы должны быть строги к себе, чтобы не перепутать Церковь с институтом и не погрязнуть в осуждениях и баталиях со всевозможными врагами нашей веры, явными и мнимыми, и не утонуть в соглашательстве, и не стать рабами маммоны.

Входя в Церковь, мы обретаем истинного Наставника. Было время, Он наставлял через старцев. Сейчас старцев нет, но Господь был и есть, и Дух Божий неизменен. Значит, форма водительства изменилась, и следует обратиться не к телесному и чувственному образу Божию в лице старца и наставника, а внутрь себя, ибо Тому, Кто говорил на протяжении столетий с учениками своими через видимых учителей, теперь стало не угодно так разговаривать. Нам надо извлечь из молчания сего правильный урок, ища, прежде всего, Царства Божия, которое внутри нас есть, и тогда все остальное будет приложено.

Хочу еще добавить, что опыт наставлений собирается по крупицам: не только на молитве, но и в мимолетных встречах, в дружеских разговорах, в общении и работе можно находить искры света, можно слышать голос Божий и ощущать Его десницу.

Димитрий

  • Гость
О наставниках
« Ответ #7 : 24 Август 2004, 13:51:22 »
Спасибо всем, кто ответил!

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О наставниках
« Ответ #8 : 26 Август 2004, 15:20:58 »
+++Похоже, отсутствие наставников молитвенного делания в наше время нам надо окончательно принять как данность

Да, это верно. Но все же, я думаю, у нашего времени есть не только трудности, которые есть у любого времени, но и преимущества, которые нужно использовать. Нужно "наблюдать времена и сроки", извлекая из них выгоду. Нет наставников, зато обилие литературы, такой которую раньше могли читать единицы, а теперь читают все, например, на этом замечательном форуме. Нет рядом по-монашески настроенных единомышленников, зато их много в виртуальном пространстве, так как время предоставляет нам такие средства общения, о которых раньше не могли и подумать. Умное делание, оставаясь одним и тем же по сути, меняется по методам передачи. Натиск цивилизации вытеснил некогда аскетически настроенные христианские общины из городов в пустыню, что воспринималось родоначальниками монашества как новый исход из Египта. Не исключено, что новый натиск цивилизации вытеснит аскетически настроенных христиан и из пустыни видимой в пустыню виртуальную. Во всяком случае такая форма аскетического общежительства не представляется сейчас чем-то фантастическим наряду со старыми, проверенными и более предпочтительными формами.
Но пока этого нет, нужно использвать два этих простых фактора. Обилие литературы для повышения собственной грамотности, в том числе и богословской, так как она придает уму гораздо большую сопротивляемость всевозможным уклонениям на ниве умного делания, что как раз ценно при отсутствии прямого руководства. И совет со своими единомышленниками, основная польза от которого даже не в содержании самих советов (хотя и это важно), а в том, что они стимулируют желание молиться у того, кто спрашивает, а особенно у того, кто отвечает. В общем, у всех собеседников:-).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

О наставниках
« Ответ #9 : 30 Август 2004, 12:42:37 »
***Умное делание, оставаясь одним и тем же по сути, меняется по методам передачи.***

Чтобы осознать это, мешают (как всегда :) ) сложившиеся стереотипы, когда ставка делается не на традицию духа, а на слепое копирование формы, что ведет к "проседанию" и, в конечной степени, самопогребению застывших приемов умной молитвы и угасанию самого делания. Опасение впасть в прелесть, возникающее у тех, кто к деланию еще и не приступал, - верный знак потери духовного смысла, закрытого кирпичами ложных представлений и зацементированного страхованиями внешнего человека.

"Виртуальная пустыня" пока не оплетена формальными связями в такой степени, как поделенная на грядки и окультуренная пустыня монашеского Египта. Это очень интересное и неоднозначное явление! В качестве примера возьмем кураевский форум: он уже почти утонул в песке массового псевдоправославного сознания, при этом не подчиняясь прямым директивам священнического наставления. Произошел как бы исход и естественная смена руководства на менее формальное со своими "+" и "-".

Феномен раскрытия сокровенного в современной литературе также очень интересен! Хочу лишь отметить, что обилие литературы не должно превысить в своем потоке разумного уровня потребления. Пржде всего, ценность имеет опытное знание, когда умственный багаж не становится тянущей на дно гирей или, хуже, ментальной палицей для теологических войн.

Совет со своими единомышленниками, когда расстояние больше не преграда, самым непосредственным (хотя и неполным) образом выражает соборность. И начинает восстанавливать значение соборности, забытое снаружи и окраденное в призывах.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

О литературе и сокровенном
« Ответ #10 : 02 Сентябрь 2004, 14:20:55 »
Цитата: Alexander
Феномен раскрытия сокровенного в современной литературе также очень интересен!


Добрый день Александр. Не могли бы Вы уточнить, какая именно современная литература приоткрывает завесу над сокровенным, просто некоторые название подобных произведений. Или имена авторов.  Просто мне эта тема очень близка и интересна.
С уважением, Владислав

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

О наставниках
« Ответ #11 : 03 Сентябрь 2004, 18:23:51 »
Извиняюсь, что ответ не совсем конкретный.

Можно говорить о литературном потоке, открывающем сокровенные моменты умного делания. Этот поток иногда уходил под землю, но никогда не прерывался. Под сокровенным же я понимаю не технические элементы и не тайные знания, а духовную силу, стоящую за словом. Книга, написанная по наитию Святого Духа, подобна чудотворной иконе, раскрывающей умы и сердца. Богомысленное чтение текстов такой книги уже есть умное делание: оно сродни созерцательной молитве перед иконой, когда ветхая завеса внешних букв и слов спадает, показывая благодатный смысл изложенного на бумаге. Из современных авторов для меня такое духовное открытие было преподнесено арх.Софронием (Сахаровым), выразившем в своих трудах благодатную силу и мощь старца Силуана. Прп.Силуан и арх.Софроний идут вместе. Затем митр. Антоний Сурожский - его выступления, занесенные на бумагу, стали неразрывной частью жизни владыки. Побуждающую силу и духовный интерес несет первая часть "Откровенных рассказов странника". А затем... приходится обратиться в глубь веков к отцам: Максиму Исповеднику, Исааку Сирину, Григорию Синаиту, Симеону Н.Богослову, Григорию Паламе и другим. Если отказаться от вивисекции рац. ума, так распространенной в совр. патрологии, можно убрать временную и языковую перегородку, и тогда тексты св.отцов прошлого заговорят, станут современными и близкими сердцу своей глубиной, мудростью и благодатью. Для многих, очевидно, интерес будут представлять труды отцов 19 в. свт.Игнатия и свт.Феофана. Я намеренно пропустил многие практические пособия и современные компиляции по умному деланию. Если серьезно относиться к практике, они должны быть прочитаны.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Спасибо (+)
« Ответ #12 : 04 Сентябрь 2004, 12:45:45 »
Спасибо за ответ. Мне почему-то показалось, что Вы имели ввиду крупицы  в секуляризованной, мирской  литературе. Теперь понятно. Еще раз, спасибо.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

О наставниках
« Ответ #13 : 06 Сентябрь 2004, 13:18:36 »
Я плохо знаю современную литературу, а в том, что знаю, мудрости нахожу не много. Из не православного. Есть некоторый свет в "Чайке..." Р.Баха, и намного меньше света в его "Иллюзиях". Не интересен Коэльо, хотя ребенок его читает. Есть оккультные сведения у Кастанеды и иже с ним. Скучен рериховский цикл. Обширна йогическая литература. Читать кое-что из нее, видимо, все же можно тем, кто опытно знает о драгоценностях православия, чтобы не соблазниться. Митр.Антоний Сурожский не только был знаком с такой литературой, но и держал на полках книги по йоге. Раньше подобное чтение запрещалось, отчасти, и разумно. Сейчас мы живем в ином мире, где рушаться стены до небес, поэтому неведение другого опыта является слабостью. И те, кто избирает эту слабость, уже терпят поражение. Здесь лучше придерживаться мнения ап.Павла: Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

Интересные вещи можно найти и в народных сказках. Скрыта пророческая сила и мудрость в некоторых известных произведениях русских писателей 19 в (напр, А.Пушкина, Н.Гоголя). Притчевый смысл можно найти в пьесах Е.Шварца и стишках К.Чуковского. И т.д.

Если еще чуть пошире (и поглубже) взглянуть на мир, то говорящим станет все и начнет раскрываться символика чисел, дат, имен, событий. У нас часто принято показывать православных подвижников в вытравленном свете, изымая любые непонравившиеся редакторам от пустой башки места. Помню, читал "неприглаженные" дневники о.Никона, где он рассказывал о сокровенных знаниях, которыми делился с молодым послушником о.Варсонуфий, - о значении написаний букв, о символике креста, об особом символическом насаждении леса у Оптиной пустыни ее основателями... Делился и переживал о.Варсонофий, что некому передать знания, и, вообще, мало желающих заниматься умным деланием.

Дмитрий Данилов

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

О наставниках
« Ответ #14 : 06 Сентябрь 2004, 14:14:55 »
Цитата: Alexander
Помню, читал "неприглаженные" дневники о.Никона, где он рассказывал о сокровенных знаниях, которыми делился с молодым послушником о.Варсонуфий


А где можно прочитать эти дневники?
С уважением,
Дмитрий Данилов