Исихазм

Автор Тема: Псалом 90. Исчезновение беса уныния в переводе  (Прочитано 25879 раз)

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Подскажите, кто знает - почему, когда и как исчезло упоминание об оном бесе в текстах. Сравните:

5Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, 6язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень

vs

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго.

О нем, в частности, вполне конкретно говорит тот же Евагрий:

12. Бес уныния, который также называется "полуденным" (Пс.90:6), есть самый тяжелый из всех бесов.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Может быть переводчик был в столь радостном состоянии души, что бес уныния пришел и ничего не нашел в нем? :-D

Вообще, очень много ляпов в синодальном переводе Библии с церковно-славянского на русский. И очень жаль! Еще предстоит выяснить, что это на самом деле было - ляпы или сознательные искажения, почему или с какой целью это имело место...
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Вот да, таки странно - ведь не литератор же мирской переводил, делая литературній перевод  8-) Вещь ведь изветная и из иных источников. Странно все это  8-)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

У Аверинцева тоже наблюдается отсутствие "полуденного беса", а он, похоже, переводил с древне-еврейского напрямую.

http://ksana-k.narod.ru/Book/averincev/psalm/PSALOM_90.htm
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Александр*

  • 3
  • Сообщений: 336
    • Просмотр профиля

у меня вот, в переводе Бируковых, все на месте:

Не убоишься страха ночного, стрелы, летящей днем, беды во тьме приходящей, недуга и беса полуденного:-)
" Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума..."

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

А может на древне-еврейском "мор" и "бес" являются значением одного и того же слова, или однокоренные и близкие слова? В английской Библии Короля Якова (Джеймса):

Цитировать
91:5 Thou shalt not be afraid for the terror by night; nor for the arrow that flieth by day;
91:6 Nor for the pestilence that walketh in darkness; nor for the destruction that wasteth at noonday.

Destruction - вполне можно перевести, как мор. Первое значение: разрушение, уничтожение. Тут еще дело в чем может быть - Евагрий пользовался, очевидно, византийским текстом, т.е. греческим. Псалмы на ЦС были переведены, мне кажется, именно с греческого, как и вся Библия.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Вульгата

90:6 a sagitta volante in die a negotio perambulante in tenebris ab incursu et daemonio meridiano

Святитель Афанасий Великий
Толкование на псалмы

(5). От стрелы летящия во дни. Стрелою наименовал теперь какую-то нечистую силу. (6) От сряща и беса полуденного. Бесом полуденным называет духа лености.

Греческий:

6   ἀπὸ πράγματος διαπορευομένου ἐν σκότει ἀπὸ συμπτώματος καὶ δαιμονίου μεσημβρινοῦ
    nor of the pestilence that walks in darkness,
    nor of the destruction that wastes at noonday.


Думаю, что этот случай наверное не един. ИМХО так легко утрачивается связь между текстами разных времен... захотели перевели так и ни слова о том, что оно связано с иными переводами других книг...

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Вот еще один аргумент в пользу чтения на церковно-славянском языке (по сравнению с современным русским).
Сегодня слушал лекцию А. Кураева, где он приводит некоторые высказывания из книги "Бытие" на иврите, кажется, проливающие некоторый свет на текст.
Конечно, хотелось бы знать и тот язык, и другой, и третий. Да как же это возможно? Приходится довольствоваться современным русским, тем самым лишая себя некоторой части истины.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Послушайте еще лекции Авдеенко, pilgrim. В них иврит-арамейский-греческий подстрочник Ветхого Завета сопоставляется с Синодальным.

angel

  • Сообщений: 608
    • Просмотр профиля

Цитировать
У Аверинцева тоже наблюдается отсутствие "полуденного беса", а он, похоже, переводил с древне-еврейского напрямую.
В расширенном переводе его тоже нет...по крайней мере именно такого понятия...

Псалом 90 (Расширенный перевод)

"Тот, кого жительство в сокровенной близости со Всевышним, в тени Славы Всемогущего Искупителя имеет обитель и ночлег

 Я постоянно говорю Господу: прибежище мое и моя горная крепость. Мой Бог, вверяюсь Которому всецело

 Когда я пребываю в Нем, Он избавляет меня от ловко расставленной сети, от катастрофы бурлящих эмоций.

Своим присутствием и силою Он покрывает меня и становится шатром надо мной, под Его крыльями я нахожу прибежище и приют! Броня и щит Его верность!

 Душа моя! Не страшись ужаса бесовского ночного, стрелы ангела смерти, летящей днем, погибели во мраке ходящей, армии демонов, опустошающей при свете дня!

Когда ты пребываешь с Господом, падает тысяча их по левую сторону твою, и десять тысяч справа от тебя! К тебе же не приблизятся и не повредят. Только очами своими будешь глядеть и видеть как гибнут нечестивые.

Когда открываешься Ему: Ты, Господь, прибежище мое, доверяю Тебе!. Ты жилищем своим делаешь Всевышнего.

Не случится с тобой зла и ему не будешь подвластен; ни поражение, ни бесы не приблизятся к жилищу твоему, ибо ангелов Своих Он посылает к тебе охранять тебя на всех путях твоих

На своих могучих руках они поднимают и несут тебя, чтобы ты не разбился о камень, положенный лукавым под твоими ногами!
Ты наступаешь на детеныша льва и на кобру. Попираешь подобного льву и змею!

Когда ты пребываешь со Мной в тесной близости, я избавляю тебя! Ты будешь жить со Мной в недосягаемом месте, когда познаёшь Имя Мое!

Ты зовешь Меня, и Я откликаюсь. Я Сам с тобою в испытаниях. Вызволяю и прославляю тебя.
Долготою дней насыщаю тебя и являю тебе торжество Мое и спасение! "
Господь - свет мой и спасение мое. (Пс. 26)
Любовь должна быть в корне всей нашей жизни. А корень всего - только в Боге.

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Послушайте еще лекции Авдеенко, pilgrim. В них иврит-арамейский-греческий подстрочник Ветхого Завета сопоставляется с Синодальным.
хорошо

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Набрел на нечто близкое к вопросу темы.

 - А некоторые, Геронда (Старец, примерно соответствует нашему “батюшка.” Такое обращение применяется у греков как для простых монахов-старцев, так и для игуменов монастырей), говорят, что диавола нет.

- Да, мне тоже один человек посоветовал убрать из французского перевода книги "Преподобный Арсений Каппадокийский" те места, где говорится о бесноватых. "Европейцы, - говорит, - этого не поймут. Они не верят в то, что диавол существует".


Своим грехом мы даем диаволу права над собой
старец Паисий Святогорец

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

...Они не верят в то, что диавол существует...
Это известная примочка.
Диаволу удобнее и выгоднее всего, чтобы люди думали, что его не существует вовсе.

Так и бесы "исчезают в полдень".
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Синодальный перевод, это отличный перевод. Нельзя обвинять переводчика в потере буквализма, если он не ставился за цель изначально. Перевод делался для простого народа, так как люди образованные полностью удовлетворялись ЦС языком.

Бесом полуденным, евреи называли тепловой удар, который в полдень косил не мало людей. Обеденный сон, тоже от этого происходит. Переводчики посчитали правильным упустить упоминание беса по этой причине. Так как собственно беса там и нет. Пошли по принципу минимализма, ради ясности восприятия.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Никто никого не обвиняет. По поводу второго абзаца - можете указать источник знаний? Спасибо

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

К сожалению нет. Лет 15 назад попалась книга с толкованием на псалмы, еще царского издания, информация осталась а данные нет.  Я признаться, до сегодня думал что это обще церковное мнение.   

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Цитата: (Люсьен Реньё, Повседневная жизнь Отцов-пустынников IV века)
Полуденный бес

В апофтегмах мы можем почувствовать настроение отшельника, сидящего в келье и мучимого бесом уныния – чувством назойливой тоски, столь свойственной монашеской жизни. И выход из кельи это, конечно, не лекарство от него, как пишут об этом теоретики монашества Евагрий и Иоанн Кассиан: «Во время искушений нельзя покидать келью, придумывая благовидные предлоги, но следует оставаться в ней, терпеливо и мужественно перенося всех нападающих, особенно беса уныния, который, будучи самым тяжёлым из всех, делает душу весьма испытанной. Ибо избегать таких борений – значит научить ум быть неискусным, робким и склонным к бегству».

Евагрий и Иоанн Кассиан замечательно описывают проявления этого опасного демона, которого они идентифицируют с тем «полуденным бесом», о котором говорится в известном псалме (Пс. 90, 6), поскольку тот нападает на монаха именно в середине дня, когда жара становится наиболее тягостной. Отшельнику кажется, что время течёт очень медленно, солнце застыло в зените, а день никогда не закончится. Он постоянно смотрит в окно кельи и ждёт гостя, который поможет ему отвлечься и приблизить час трапезы. Но, как он думает себе, братия не имеет более милосердия, никто не приходит к нему, чтобы ободрить. И если кто-то недавно опечалил монаха, бес, конечно же, использует это, чтобы усилить его неприязнь. Инок мечтает пойти в иные места, где и люди, и вещи были бы более приятными и где он легче сможет найти то, что ему нужно, выучиться ремеслу более доходному  и менее тяжёлому. А здесь всё у него вызывает отвращение: работа, чтение, эта монотонная нудная жизнь, где, как ему кажется, он просто теряет время, тогда как он мог бы сделать много доброго родственникам и друзьям, больным, оставленным без присмотра, или даже какой-нибудь благочестивой женщине, посвятившей себя Богу… И сколько лет ещё пребывать в этой скуке? В конце концов монах не видит никакого иного лекарства от этого угнетения духа, кроме как покинуть свою келью или склониться ко сну.


http://mrodine.livejournal.com/21360.html


Цитировать
"Это акклиматизировавшийся в Европе гость из знойной Африки, потомок египетского Сета и карфагенских Ваала и Молоха. Он гораздо старше христианских бесов.  В языческом Риме и Карфагене эпохи империи благочестивые люди опасались выходить из дома в часы полуденные, т.е. в пору сиесты, когда все порядочные люди в южных странах закрывают в домах свои ставни и спят.”


Собственно, у него и русское собственное имя есть.
Звать его полденник или полуденник.
« Последнее редактирование: 09 Июль 2009, 23:24:47 от Melong »

Глойнус Алеос

  • Сообщений: 5
  • У всех свой путь… Быть может, так решил Он.
    • Просмотр профиля

Это известная примочка.
Диаволу удобнее и выгоднее всего, чтобы люди думали, что его не существует вовсе.

Так и бесы "исчезают в полдень".

Угу, а ещё понятием "Дьявол" или, что чаще, "Бес" и "Лукавый" удобно пользоваться для оправдания. Судя по всему, понятие "Бес/Лукавый/Дьявол" ввели для того, чтобы людям было проще объяснить, почему нельзя осуждать: "Это его лукавый толкнул на такой поступок" - подобными оправданиями пользуется мой папа и в основном оправдывая других. Польза в этой приёме иллюзорна, так как если кому-то доказать, что беса нет, то он сразу же решит, что можно осуждать (я о большинстве). А ведь не судить нужно по причине любви, которой, увы, у большинства недостаток, из-за чего кто-то решил, что можно неосуждать обходясь без любви. Подобное, кстати, можно применить и к христианству, если кому-то доказать, что оно лжёт, то кто-то может даже умрёт от депрессии, ведь для большинства христианство стало – жизнью, Миром и Богом. А Бог – это не религия, Богу не нужна религия, Он не зависит от того, во что люди превратят знания о нём. Уверен, Ему не так важно за счёт чего к нему приходят, лишь бы Его правильно понимали, в чём хорошо помогает чувство совести.

Беса нет в той форме, о котором говорит христианство, в какой-то другой, скорее всего, есть. Каждый отвечает за свои поступки сам, и за свои слабости, и за свою лень, и за своё поражение перед животными желаниями. Никакому бесу не нужно толкать кого-то на что-либо. Какая ему в том польза? Человек совершает грех сам, без помощи беса и отвечает за свой поступок сам. Я знаю только одни термин обозначающий процесс «Сделал - ответил», термин – карма, но не суть важно.

От того, что в переводе исчезает мифическое существо, нет чего-то страшного, скорее полезное: хватит искать оправданий, хватит создавать иллюзорные причины, по которым, например, мы должны друг друга неосуждать. Уж давно пора бы радовать Отца нашего самостоятельностью. А мы всё объясняем ему.. отцы, представьте, что ваш сын, лет так двадцати пяти, звонит вам по телефону и в который раз ноет: «Пап, ну какая самостоятельность?! Посмотри на своего сыночка! Ты родил грязного и немощного раба своего. Давай я лучше буду жить с тобой и мамой как раньше?». Грустно, наверное, будет услышать подобное и бесполезно пытаться объяснить сыну, что нужно самому вставать на ноги и пытаться что-то делать.

Ой, разогнался :)
Все мне дозволено, но ничто не должно обладать мною

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

В жизни о.Ионы Киевского старца описан случай когда Господь попустил по его молитве показаться бесу одной молодой паре, которая к батюшке за советом приходила и в существование бесов не верила. Вопросы у молодых отпали как осенние листы а штанишки похоже помокрели слегка. Так же в Писании и у с.о. есть достаточно упоминаний о них. Не верить им (Писанию и с.о.) - значит отрицать все - и Писание и придание. Значит ложь в них присутствует. Это не верный ход мысли и ведущий в никуда, то есть от Бога уводящий. В словах Леонида есть смысл.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Attraction

  • Гость
Даже если они и есть как некие сущности..просто так они ни к кому не подойдут))) Подобное притягивает подобное...Так что Ин вина веритас , ты молодец!!!!Страшно человекам взять ответственность за все на себя............ :lol:

Глойнус Алеос

  • Сообщений: 5
  • У всех свой путь… Быть может, так решил Он.
    • Просмотр профиля

Знаете, есть также случаи внушения. Сильный экстрасенс или гипнотизёр может показать вам тоже что-то такое. Судя по тому, как были описаны явленные бесы, фантазии на них у простого гипнотизёра не хватит, но стоит добавить и то, что у страха велики глаза, а у писателя велико перо. Более того, я не отрицал существования бесов, я сказа: «Беса нет в той форме, о котором говорит христианство, в какой-то другой, скорее всего, есть» - и что ещё важнее, я говорил о том, что вера или не вера в их существование никак с верой в Бога не связаны и не снимают ответственности за собственные поступки. Ещё, замечу, что борьба с этими бесами аналогична самовоспитанию. Ничего принципиально отличного: стараться не поддаться бесовским наваждениям = поступить согласно своей совести = не делать глупостей и бессмысленных вещей, не поступать безнравственно и аморально…
Все мне дозволено, но ничто не должно обладать мною

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Наличие бесов от ответственности не освобождает. Аттракшн, почитай книгу Иова. Может немного изменишь мнение насчет подобного.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Attraction

  • Гость
Я бросила всякие чтения... Вот Позова прочла...в принципе нашла там все что нужно основу так скажем. Господь научит тому что надо....каждого по своему. Наличие бесов не освобождает , просто есть на что спихнуть...ой бес попутал, да никто тебя не путал, сам запутался по уши и распутываться нет желания.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Научит если будешь учиться. А будешь прогуливать школу - не научит :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Глойнус Алеос

  • Сообщений: 5
  • У всех свой путь… Быть может, так решил Он.
    • Просмотр профиля

Если будешь прогуливать школу – будишь учиться на ошибках и боли, но всё равно будешь и никуда не денешься.
А вообще, куда лучше перейти для обсуждения того, на что перешли мы? ;-)
Все мне дозволено, но ничто не должно обладать мною

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: Rodion
Наличие бесов от ответственности не освобождает. Аттракшн, почитай книгу Иова.

Где там бесы? Там "противник" в иудейском понимании этого персонажа. Ангел суда (отвлеченной справедливости, лишенной элемента милости).

Сама ситуация общения Бога с этим персонажем - она не позволяет видеть здесь христианского падшего ангела.

Иов стоял в центре нападок противника (духовных в том числе - тон речей Иова мятежный, там много горечи, это на грани). При всем том Иов умудрился не увидеть лицо нападающего. Цельно предстоя Богу.

Цитата: Rodion
В жизни о.Ионы Киевского старца описан случай когда Господь попустил по его молитве показаться бесу одной молодой паре, которая к батюшке за советом приходила и в существование бесов не верила.

В существование бесов  у нас нет обязанности верить. Этого нет в Символе Веры.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Цитировать
В существование бесов  у нас нет обязанности верить. Этого нет в Символе Веры.

  И все-таки при крещении трижды отрекаемся от сатаны. :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Подчищено.

Делаю последнее предупреждение Attraction перед вечной баней.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4515
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Цитировать
В жизни о.Ионы Киевского старца описан случай когда Господь попустил по его молитве показаться бесу одной молодой паре, которая к батюшке за советом приходила и в существование бесов не верила.

подобный случай описан и в дневниках Варсонофия Отинского...не понятно зачем это попускалось, там вообще священник от это виденья с ума сошел...

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Цитировать
В жизни о.Ионы Киевского старца описан случай когда Господь попустил по его молитве показаться бесу одной молодой паре, которая к батюшке за советом приходила и в существование бесов не верила.

подобный случай описан и в дневниках Варсонофия Отинского...не понятно зачем это попускалось, там вообще священник от это виденья с ума сошел...

 :-)  :lol:Вы серьезно о священнике? Какие же священники были слабенькими тогда в вере...если что знамо могло с ума свести. :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

В существование бесов  у нас нет обязанности верить. Этого нет в Символе Веры.

Но как же Евангелие? Страна Гадаринская, страна Гергесинская... Многочисленные описания изгнания Иисусом бесов. Мы не обязаны в это верить?

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

А Вот у меня таки есть маленький, но реальный опыт общения с "зелёными, рогатыми человечками"! Так что они всё таки есть, вот так то Господа!

И прессинг их жесток, и когти их цепки! Но Господь избавляет...

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4515
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Цитировать
Вы серьезно о священнике?
Со  мной  в  корпусе,  в  соседней  келии  рядом, живет  послушник Федор,  родом  из
Вологодской губернии, Тотемского уезда, из посада Васчи [?], лет двадцати с небольшим.
Весьма набожный, простосердечный, общительный и ласковый ко всей братии. Кажется,
его все любят, каждому он старается услужить. Вот что он мне рассказал: "Недалеко от
нашего посада есть село Липки. В этом селе был священник, человек еще не старый, лет
тридцати пяти, родственник наш. Однажды он был со своей женой на свадьбе у одного
посадского;  разговорились  между  прочим  о  приражениях  вражеских,  то  есть  о
привидениях.  Священник  начал  отрицать  существование  бесов,  говоря,  что  он  их  не
видал,  что  это  все  выдумка.  Нужно  заметить,  что  священник  отличался  трезвенной
жизнью и если позволял когда выпить немного, то единственно сладкой водки, то есть
наливки, или виноградного вина.
После пира, выходя из комнаты на крыльцо, он вдруг, обращаясь к жене, которая шла
за ним, сказал: "Посмотри! Вон он стоит, да какой высокий, выше крыши сарая!" — и с
этими  словами  сошел  с  ума.  В  таком  положении  он  находится  несколько  лет.  По
наружности спокоен и иногда рассуждает правильно, даже хозяйством заправляет, но в
церковь не ходит никогда. Когда его спрашивают и говорят: "Батюшка! Вы бы в церковь
сходили!" — он отвечает: "Я и вам бы не советовал ходить". Так наказывается иногда грех
неверия.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Да, впечатляет.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Глойнус Алеос

  • Сообщений: 5
  • У всех свой путь… Быть может, так решил Он.
    • Просмотр профиля

А меня это не впечатляет. Когда посвящённые в духовные дела люди говорят, что не верят во что-то тонкоматериальное (бес, приведение и т. п.), внутри их, скорее всего, звучит мольба любопытства. И они это чувствуют, чувствую, что тем самым искушают судьбу, но делают это нарочно – «Ну давай, покажись?».
   У меня были видения в детстве.. один раз и я переживал бесовское нападение и атаки других подобных тварей, но это меня ни разу не убедило в существовании христианских бесов, лукавых и дьяволов (тут я, конечно, немного вру, так как маленьким от страха поверишь во всё, что тебе говорят взрослые). Они есть, как есть и многие другие существа, просто при узком взгляде на мир, к которому принуждает христианство, всё это становится бесами, что, якобы, толкают людей на грехи. Конечно, логика христианства тут естественна: нужно оградить людей от знаний, чтобы у них было меньше пространства для блужданий и тем самым лучше держать их под собственным контролем. Согласен, что всё это неплохо для начала, но ведь люди развиваются. Способность уйти из религии – примерно как окрепший ребёнок уходит из семьи для самостоятельной жизни – но тут главное не потерять себя и не забыть всего того, чему научила тебя семья и религия.
   Развитие мы можем принести в этот мир, если будем стремиться развивать себя, ну а если останемся в семье и сделаем себя рабами нашего Отца, независимо от того, чего он ждал от нас, мы так и будем стоять на месте. Грустно и то, что когда умные люди узнают, что религия их обманывала, они бросают её (хотя, может, это замысел Отца, его удар ремнём заставляющий умных вставать на ноги за счёт дарованного им ума), и уверенно говорят, что не верят в Бога (противоречивая фраза, конечно). Можно и нужно поддерживать связь с семьёй и после того, как ты становишься самостоятельным, ведь заповедь о почитании родителей вполне уместно применить и в духовном плане.
Все мне дозволено, но ничто не должно обладать мною