Исихазм

Автор Тема: КНИГА О ТОМ КАК НЕ НАДО ТВОРИТЬ ИИСУСОВУ МОЛИТВУ  (Прочитано 25347 раз)

Константин Н.

  • Гость
В теме: "Делатели непрестанной молитвы в миру" в сообщении от "светы" предлагается для научения деланию Иисусовой молитвы   известная книга "Откровенные рассказы странника своему духовному отцу".

НЕ ТОРОПИТЕСЬ БРАТЬ  ПРИМЕР С АВТОРА  "Откровенных рассказов странника".
Эта книга о том КАК НЕ НАДО ТВОРИТЬ ИИСУСОВУ МОЛИТВУ, если вы не хотите впасть в прелесть.
В Инете достаточно материалов на эту тему. Вот один из них: http://www.21v.ru/N43/Osipov.htm

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Благодарю за ссылку Константин. Мы как раз недавно обсуждали эту тему здесь http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=75

У меня отношение к книге двойственное. Я убеждён что эта книга - художественный вымысел написанный не на основе собственного духовного опыта, автор книги и странник - не одно и то же лицо. Возможно персонаж является вымышленным, но возможно и реальным. Известны случаи когда, по свидетельству преп. Григория Синаита, некоторые достигают благодатной молитвы в короткое время по причине исключительной веры, смирения и чистоты сердца. Возможно персонаж странника был списан с такого реального человека, однако книга на мой взгляд очень поверхностно передаёт внутренний мир и духовный опыт перснажа. Всё же, достоинством книги является то что она вдохновляет читателя не знакомого с традицией умного делания на путь Иисусовой молитвы и на дальнейшее изучение святоотеческогй литературы. Если читатель после этой книги обратится к трудам свт. Игнатия, к Добротолюбию, начнёт проходить путь молитвы с покаянием и исполнением заповедей, со смирением, вниманием, советом с духовником и с св. отцами, то недостатки книги не повредят такому человеку. Если же кто-то решит использовать книгу "рассказов странника" как единственное пособие по Иисусовой молитве, он рискует угодить в прелесть. Совершенно согласен с высказыванием свт. Феофана (Говорова): «Книжка – рассказы странника – внешний чин дела изображает, а писания отеческие – внутренний».

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Критикам надо четко усвоить простую вещь: "Откровенные рассказы странника" не говорят о том, как надо творить молитву, они (Откровенные рассказы) побуждают к молитве. И побудительная сила книги сей столь велика, что, по многим утверждениям, именно она пробудила на Западе интерес к умной молитве, также и в России призыв "странника" к умному деланию был услышан.

Строить свои представления об умном делании, опираясь только на свт.Игнатия Брянчанинова, да еще в наши времена, когда доступно богатое и разнообразное по своему неповторимому опыту наследие святых отцов... Мда :)  Разве проф. Осипов и иг.Игнатий (Душеин) - критики Откровенных рассказов" - являются подвижниками и специалистами в умном делании? Нет же! Более того, святыми отцами именно рациональное богословие разных "профессоров" всегда почиталось за вредное и прелестное. Вот ведь соблазн: почитал какой-нибудь дипломированный и смышленый (часто и не смышленый совсем) представитель нашего школярского богословия труды св.отцов, составил свое авторитетное мнение, и начинает возводить очередную гробницу-напраслину для живого опыта, которого сам не имеет.  

Пусть и резкие слова, но я скажу: Божий свет жжет очи слепых, чтобы уже никогда не прозрели.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Цитата: Alexander
Критикам надо четко усвоить простую вещь: "Откровенные рассказы странника" не говорят о том, как надо творить молитву, они (Откровенные рассказы) побуждают к молитве.


Все правильно, только начинающие читатели не знают об этом, в этом и проблема. Так что надо не критиковать огульно эту книгу, и не превозносить как шедевр исихастской литературы, а определить ей свое место как хорошее чтение для начинающих. Следовало бы издавать эту книгу с предисловием содержащим взвешенную оценку книги и предупреждающим что "Откровенные рассказы странника" не говорят о том, как надо творить молитву, они (Откровенные рассказы) побуждают к молитве. ".

Цитировать
И побудительная сила книги сей столь велика, что, по многим утверждениям, именно она пробудила на Западе интерес к умной молитве, также и в России призыв "странника" к умному деланию был услышан


Абсолютно верно

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

К тому же, "Откровенные рассказы" повествуют о частном случае стяжания молитвы, и всё происходящее с этим человеком вовсе не является чем-то общим для всех умноделателей. Это только частный случай, и дан он нам лишь для побуждения, совершенно согласен с Вами.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Я думаю, что книга поступает как божественная благодать с подвижником: она ему показывает будущие духовные богатства, а затем отступает, чтобы он сам подрудился и преодолел встречающиеся на этом пути опасности. Божественная любовь и ревность не желает, чтобы мы были в безопасности, но желает, чтобы мы были совершенны. Критики книги поступают с мудрой осторожностью, когда предупреждают об этих опасностях. И каждый сам для себя решает, в какой мере руководствоваться ему разумной осторожностью, а в какой -- божественной любовью. Разнообразие подходов здесь очень велико и зависит многих вещей: от образа жизни, от врожденного темперамента, от христианского типа личности и от многого, что и понять нельзя, но устанавливается промыслительно. Преждевременная благодать опасна, но и чрезмерная осторожность губительна. Кто осторожен похваляется за благоразумие, а кто стремителен -- за ревность, но кто знает меру всему этому, тот несомненно уже достиг совершенства:-).

tail

  • Гость
Цитировать

Строить свои представления об умном делании, опираясь только на свт.Игнатия Брянчанинова, да еще в наши времена, когда доступно богатое и разнообразное по своему неповторимому опыту наследие святых отцов... Мда :)  ....  

Пусть и резкие слова, но я скажу: Божий свет жжет очи слепых, чтобы уже никогда не прозрели.


Наилучшие творения есть именно творения святителя Игнатия. И ведут они именно к святоотеческому деланию. А по поводу нас нынешних людей и иных книг:

ОБОЛЬЩЕНИЕ

Обольщение и поругание от бесов некоторых подвижников

Некто, по имени Малпа, ведший род свой из Едессы, в одно время изобрел ересь евхитов, тогда как проводил высокое житие и переносил самые тяжкие труды и скорби. Ибо говорят, что, будучи учеником блаженного Иулиана, называемого Сава, на короткое время ходил с ним на Синай и в Египет и видел великих Отцов того времени, видел блаженного Антония, слышал от него таинственные словеса, изглаголанные им о чистоте и спасении душ, слышал тонкие вопросы о страстях, в которых Антоний объяснял, что ум, по очищении своем, имеет созерцания тайн Духа и что душа может, по благодати, сподобиться бесстрастия, когда деланием заповедей совлечется ветхих страстей и придет в здравие первобытного своего естества. И когда Малпа, в цвете юности своей, выслушал слова сии, то воспламенился как огонь, пришел в свой город, когда возгорелась в нем страсть славолюбия, и избрал себе отшельническую храмину, и посвятил себя на дела и жестокие скорби и непрестанные молитвы. И когда возгорелась в нем страсть непомерного славолюбия, т.е. надежда достигнуть ему той высоты (т.е. созерцания тайн), о которой он слышал, так как не обучился он искусству противоборствовать врагам истины, не уразумел козней, обманов и ухищрений супостата, какими сильных и крепких увлекает он в погибель, надеялся же только на дела, на скорби, на нестяжательность, на подвижничество, на воздержание, не приобретши самоуничижения, смирения, сердечного сокрушения — сих непреодолимых оружий при сопротивлении лукавого, не памятуя и Писания, которое говорит: когда исполните дела, сохраните заповеди, претерпите скорби, почитайте себя рабами непотребными (Лук. 17, 10), — и только разжигаем был высоким о себе самомнением, основанным на делании им жития своего, и сгорал желанием высоты, о которой слышал, — то по истечении многого времени, когда диавол увидел, что нет у него делания смирения, а только вожделевает созерцания, чтобы ощутить тайны, о которых слышал, явился ему в безмерном свете, говоря: "я — Утешитель, и послан к тебе от Отца, чтобы сподобить тебя увидеть созерцание, которого желаешь за дела свои, дать тебе бесстрастие и на будущее время упокоить тебя от дел". Взамен же сего злокозненный потребовал поклонения у сего несчастного. И этот объюродевший, поелику не ощутил брани лукавого, немедленно с радостию принял его, и поклонился ему, и тотчас же стал под властию его. И враг вместо Божественного созерцания наполнил его бесовскими мечтаниями, сделал, что перестал он трудиться ради истины, надмил его и поругался над ним тщетною надеждою бесстрастия, говоря ему: "Теперь не имеешь ты нужды в делах, в злостраданиях тела, в борьбе со страстями и похотями", и сделал его ересеначальником евхитов. Когда же умножились они и открылось мерзкое и неправое их учение, изгнаны они были тогдашним епископом.

И еще некто другой, по имени Асина, в том же городе Едессе, сочинив многие тресловия (духовные песнопения), которые поются и доныне, проводил высокое житие и безрассудно связал себя самыми трудными делами, пока не прославится (в надежде прославиться). Его обольстил диавол, вывел из келлии его и поставил на верху горы, называемой Сторий, уговорился с ним, показал ему образ колесниц и коней и сказал ему: "Бог послал меня поять тебя в рай, как Илию". И как скоро вдался тот в обман младенческим своим умом, и взошел на колесницу, разрушилась вся эта мечта, низринулся он с великой высоты, упал оттуда на землю и умер смертию, достойною вместе смеха и плача.

Не напрасно я сказал здесь это, но — чтобы познать нам поругание от бесов, жаждущих погибели святых, и не вожделевать не во время высоты умного жития (умных видений), а иначе — будем осмеяны лукавым супостатом нашим: ибо и ныне вижу, что юноши, исполненные страстей, безбоязненно суесловят и учат о тайнах бесстрастия.

(Слово 55, стр. 272—274)

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Цитировать


Не напрасно я сказал здесь это, но — чтобы познать нам поругание от бесов, жаждущих погибели святых, и не вожделевать не во время высоты умного жития (умных видений), а иначе — будем осмеяны лукавым супостатом нашим: ибо и ныне вижу, что юноши, исполненные страстей, безбоязненно суесловят и учат о тайнах бесстрастия.

(Слово 55, стр. 272—274)


Без желания нет движения.
Мне кажется, нужно различать желание разумное и желание безрассудное. В первом желании мы стремимся к совершенству, но при этом не обманываемся, а видим наше несоответствие Идеалу. Искренность помогает нам быть тем, кто мы есть. Горение нашего сердца толкает нас на труды по очищению души. Наследие святых отцов оказывает огромную поддержку для нашей веры. Золотые слова питают душу.
Безрассудное желание ведет нас к обману. Мы забываем о своей нечистоте, пытаясь незаконно примерить на себя одежду чужого опыта. Начинаем жить мечтаниями. В итоге мы уже не замечаем, как образ совершенства отрывает нас от реальности. Мы начинаем создавать мир иллюзий, в который мы постепенно погружаемся, сбегая от накопившихся проблем.

С уважением.

Константин Н.

  • Гость
"Alexander" писал:
 
Цитировать
И побудительная сила книги сей столь велика, что, по многим утверждениям, именно она пробудила на Западе интерес к умной молитве


"Царствие Небесное силой берется". Годы труда, покаяния,сомнений, ошибок уходят прежде чем делание умной молитвы дает свои плоды. А у "Странника" результат через неделю! Причем ничего кроме механического повторения И.М., да еще в жутком темпе от него  "духовный отец" не требует.
Конечно на Западе такого рода практика должна была понравиться. Чем легче тем лучше, никакого усилия - вот девиз западной культуры.
Чем хуже индуистские мантры. Бубнишь себе под нос что то, не совсем понимая что и получаешь гарантированный результат. Быстро и без лишних сложностей.
Правда некоторые сомоубийством кончают после такого рода "умного делания". Я встречал одного такого "исихаста", поселившегося при Оптиной пустыне что бы хоть как то избавится от последствий своих "умных подвигов".

Александр простите, что "сказал резко".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

К сожалению, укоренено мнение, что для снискания благодати (при молитве) обязательно требуются долгие годы труда. Это не так. Я вынужден (уже не первый раз на этом форуме) привести слова прп.Григория Синаита:

Снискавшие благодать деятельной жизнью, многими трудами и годами, как научились [приобретать благодать], так и прочих наставляют. Они не верят и не одобряют тех, которые по милости Божией искусно достигли этого [дара] в короткое время и теплой верой, как говорит святой Исаак. Потому, скрадываемые неразумием и самомнением, они порицают таковых и другим вполне ручаются за то, что если бывает [иное что сравнительно с ними], то это прелесть, а не проявление благодати. Они не знают, что легко в очах Господа, по Писанию, скоро и внезапно обогатить бедного (Сир. 11, 21).

Когда же не снискавшие благодать тщатся указывать, сколько время необходимо для ее обретения...

Неразумные подвиги до добра не доводят - это верно. Только помнить надо, что человек, не рожденный свыше, всегда духовный самоубийца.

Константин Н.

  • Гость
Alexander писал:



Цитировать
Когда же не снискавшие благодать тщатся указывать, сколько время необходимо для ее обретения...


Александр, похоже Вы себя считаете уже стяжавшим благодать?

Да и потом вопрос не столько во времени необходимом для стяжания благодати, сколько в условиях:  покоянии, борьбе с искушениями и прочих трудах,  безусловно необходимых и неизбежных,  чего мы не находим в описании "умного делания" "Странника" - Вами так упорно защищаемого.

С уважением, Константин.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Ах, Константин, зачем же рыть яму другому, не вылезая из нее :) Если Вы заявляете о том, что необходимо для стяжания благодати, значит, Вы прошли этим путем и знаете, что говорите. Вы снискали благодать долгими трудами? Если да, для Вас - слова прп.Григория, приведенные выше, чтобы не мерили по себе всех. Если не снискали, то ничего и не знаете. Тем более для Вас должны быть безусловным авторитетом слова прп. Григория Синаита, одного из известнейших учителей умного делания.

Также замечу, что прп.Григорий говорит не только о (коротком) времени, но и об условии, которое это время неизмеримо сокращает: теплой вере.

Теперь о главном герое "Рассказов странника..." Такое впечатление, что критики его пути к Господу читали книгу очень выборочно. Пожалуйста, посмотрите рассказ третий. Жизнь этого человека до его умной стези была предуготовлением. Из-за своего брата он стал сухоруким, затем брат, завидуя, намеревался убить его, украл деньги и сжег дом. Странник стал жить в маленькой хижине, вместе с женой часто постился, много молился - уже тогда за ночь клал тысячу поклонов. И когда жена скончалась, продал дом и стал странничать. Скажите, это ли малый задел - стать странником после стольких испытаний и уже имея такую ревность по Господу? Странник около года искал человека, который бы объяснил ему как непрестанно молиться, и когда нашел, то поверил и последовал. За такую жизнь и теплую веру Господь и даровал ему благодатную молитву. Конечно же, те, кто сидит в довольстве и теплохладном благополучии, пути странника не понимают и говорят: "Ну какое же это покаяние и борьба с искушениями:  всего лишь тысяча поклонов за ночь, брат-завистник, дом сгоревший, жена, рано из жизни ушедшая, путь страннический по весям русским - так, ерунда недостаточная. Странно и прелестно это: тридцать три года каких-то прожил и уже благодать получил!"

Получив благодатную молитву, надо ее удержать, и вот Странник рассказывает о тех искушениях, которые приходят к нему. Кстати, блудное искушение (приставание одной женщины ночью) некоторые "благочестивые" издатели постарались из книги изъять. Нет, все равно Странника критикуют: мало у него испытаний и трудов.

Посему и говорю в этой теме:

Божий свет сжег слепые очи, чтобы уже никогда не прозрели!

Константин Н.

  • Гость
Александр, мне кажется мы пошли по кругу.

В этой ситуации правильнее будет сказать: "Бог рассудит!" и "Бог в помощь!".

С уважением, Константин.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Константин, Вы поймите, что дары духовные - это не заработок, который человек получает "за труды". Как мы можем знать, почему Богу угодно одному дать молитву через десятки лет искушений, слёз и подвижничества, а другому - через неделю после обращения?
А в житиях, Вы читали про духовные дарования, которые имели в молодые годы и Симеон Новый Богослов, и Игнатий Брянчанинов и многие другие? А ведь они только начинали свой духовный путь.
Вы так пишете о "Страннике", в таком тоне, как будто бы о книге несомненно сатанинского содержания. Вы призываете не брать пример с её героя - ну так никто из присутствующих тут и не собирается брать, читают лишь как житие некоего лица. Ведь не призывают буквально брать пример с Серафима Саровского или кого иного - в житии Серафима описывается лишь как он жил, дабы мы знали о чудных делах Господних, и укреплялись и воодушевлялись примером святой жизни.
Вместе с водой выплескиваете и ребёнка.

Константин Н.

  • Гость
Виктор, моя мысль не в том что «Рассказы Странника…» бесовская книга и  не в том, что ее не надо читать. Нет!

Но, пытаясь практиковать Непрестанную молитву надо быть крайне осторожным, чтобы не впасть в прелесть и тем более не надо торопиться брать на вооружение сомнительный опыт.

Вот несколько  разных мнений о «Рассказах Странника..»:

Cвт. Феофан (Говоров): «Книжка – рассказы странника – внешний чин дела изображает, а писания отеческие – внутренний».
 «В книгу – рассказы – не смотрите. Там есть советы, не пригожие для вас, которые могут повесть к прелести».
http://www.21v.ru/N43/Osipov.htm

Проф. А.И. Осипов: «Откровенные рассказы странника» всегда вызывали разноречивые о себе суждения. Они привлекают к себе людей, недостаточно знакомых с основами святоотеческого опыта. Причина этого очевидна – «Рассказы» предлагают эффективное и быстрое средство без какой-либо борьбы со своими страстями достичь и непрестанной м-вы, и благодатных состояний. Это, естественно, в высшей степени льстит ветхому человеку.

Истинность духовного опыта Странника в сравнении с учением свт. Игнатия (Брянчанинова) вызывает, по меньшей мере, серьезные сомнения. Странник, как можно было видеть, в своей молитвенной практике нарушает многие основные законы духовной жизни. На пространстве всех рассказов у него, практически, ничего не говорится о видении своей духовной поврежденности, недостоинстве предстояния перед Богом и, тем более, недостоинстве получения каких-либо благодатных даров, нет сокрушения о грехах и плача сердечного, не просматривается никакой борьбы со страстями. http://www.21v.ru/N43/Osipov.htm


Игум. Игнатий (Душеин):
Опыт странника практически полностью соответствует “духовным упражнениям” Игнатия Лойолы – основателя ордена иезуитов. Возможно поэтому католикофилам и новообновленцам “Странник” особенно по вкусу. http://www.pravbeseda.org/library/index.php?page=book&id=211

Еп. Илларион (Алфеев): Рекомендации относительно способа совершения молитвы Иисусовой, содержащиеся в «Откровенных рассказах странника», заметно отличаются от тех, что мы встречаем у святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника. Игнатий, например, считал, что на совершение ста молитв Иисусовых требуется полчаса; при такой скорости, разумеется, невозможно совершать по двенадцать тысяч молитв в сутки [i  (как у Странника  - К.Н.) . И Игнатий, и Феофан, как мы помним, не советовали использовать психосоматический метод молитвы Иисусовой, занимающий важное место в 'Рассказах странника'. Ни Игнатий, ни Феофан не говорили о больших количествах молитв; все их внимание было обращено на качество молитвы. У святителя Игнатия, кроме того, процесс навыкновения молитве Иисусовой описывается как весьма длительный: на превращение молитвы из устной в умно-сердечную, из 'трудовой' в 'самодвижную', по его учению, требуются годы, тогда как у странника весь процесс измеряется несколькими неделями (по крайней мере, такое впечатление возникает у читателя книги).

Несмотря на эти различия, книга 'Откровенные рассказы странника' была в целом одобрена святителем Феофаном, который в 1882 году взялся подготовить ее ко второму изданию211. При подготовке Феофан счел необходимым отредактировать те места, которые, по его мнению, могли ввести читателя в заблуждение или прелесть, а также опустить некоторые святоотеческие тексты, касающиеся психосоматического метода и помещенные в приложении к первому изданию212.
 В отредактированном виде книга еще несколько раз переиздавалась. В 1911 году ее издал епископ Никон (Рождественский), добавив к оригинальным четырем рассказам еще три, принадлежащие, по-видимому, перу другого автора, хорошо, впрочем, усвоившего манеру и стиль автора первых четырех рассказов213.

__________________________________________________________


Свт. ИгнатийБрянчанинов:  «Если же кто бы то ни был, движимый, по выражению святого Иоанна Лествичника, гордостным усердием, ищет получить преждевременно сладость духовую или сердечное молитвенное действие или какое другое духовное дарование, приличествующее естеству обновленному, тот неминуемо впадает в прелесть, каким бы образом молитвы он ни занимался, псалмопением ли или Иисусовой молитвой» (Письма. №153). «Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества — необходимое условие для того, чтоб молитва была милостиво принята и услышана Богом» (1,155).

А вот назидание схимника, также без сомнения принимаемое Странником за истинное учение:[/b] «для спасения ничего более не нужно, как всегдашняя м-ва: «молись и делай что хочешь, и ты достигнешь цели молитвы… Молись и мысли, что хочешь, и мысль твоя очистится м-вою» (265). Что всё это значит, и какой Отец Добротолюбия так учит, Странник по понятным причинам оставляет без комментария.

Свт. Игнатий предупреждал ревностных искателей непрестанной м-вы Иисусовой: «Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве… Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму» (2,163).


Константин