Исихазм

Автор Тема: Политический исихазм  (Прочитано 22132 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Политический исихазм
« : 26 Март 2009, 14:45:04 »
Вышла новая книжка: Петрунин В.В. Политический исихазм и его традиции в социальной концепции Московского Патриархата. 2009 г.

Знакомимся по автореферату (обсуждали его на курайнике в 2003 г.)
 
Петрунин Владимир Владимирович

Политический исихазм и его традиции в <Основах социальной концепции Русской Православной Церкви>
 
I. Основная характеристика работы
Актуальность темы исследования. Состоявшийся 13-16 августа 2000
года юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви утвердил <Основы социальной концепции Русской Православной Церкви>. Этот документ содержит богословское определение позиции церкви по проблемам церковно-государственных и церковно-общественных отношений.
Сам факт опубликования такой концепции, впервые за всю тысячелетнюю историю русского православия, вызвал большой интерес как в самой России, так и за ее пределами. Наконец-то появился официальный церковный документ, необходимость существования которого признавалась как самими верующими, так и светским обществом и государством.
Некоторые положения социальной концепции, относящиеся к сфере церковно-государственных отношений, были восприняты как революционное изменение Русской православной церковью своих взглядов на характер взаимоотношений с государством. Речь, прежде всего, идет об объявленной церковью возможности отказать государству в повиновении, если оно будет принуждать верующих к богоотступничеству или греховным действиям.
Само священноначалие считает появившийся документ <свидетельством того неизменного учения Церкви, от которого она не может отступить>. Данная социальная доктрина не содержит <ничего принципиально нового>, наоборот, она показывает, что <во все времена своей жизни, в своей древней, новой, новейшей и грядущей истории, вплоть до эсхатологического ее завершения, Церковь будет хранить и проповедовать все ту же веру, учить все тем же Божиим заповедям>.
Подобные утверждения доказываются самими <Основами социальной концепции Русской Православной Церкви>, в которых целый ряд положений
Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский. Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Социальная концепция Русской Православной Церкви не угроза гражданской смуты, а свидетельство неизменного учения Церкви // НГ - религии. - 2000. 11 окт.
подтверждается или обосновывается не только ссылками на Священное Писание или мнение отцов церкви, но и примерами, взятыми из двухтысячелетней истории христианства.
Однако, интересующее нас положение, объявляющее о возможности неповиновения церкви государственной власти не обосновывается авторитетом Священного Писания и не подтверждается историческими примерами, что заставило нас обратиться к поиску не только идейных источников данного положения социальной доктрины, но и к нахождению прецедентов в истории православия, свидетельствующих о реальном претворении в жизнь объявленного церковью принципа неповиновения.
Обращение к истории церковно-государственных отношений в православном мире позволило нам выявить наличие идеологических источников, объявленных политических принципов социальной доктрины Русской православной церкви в политической традиции исихазма. Более того, именно в момент господства исихастской идеологии в Константинопольском патриархате в 1351-1453 годах, произошли события, могущие быть историческим свидетельством, подтверждающим реальное исполнение призыва церкви отказать государству в повиновении.
. Системное изучение политической традиции исихазма было проведено в 60-70 годах прошлого столетия Г.М. Прохоровым. Результатом его исследований стало введение в научный оборот понятия <политический исихазм> и разработка основ политической доктрины исихазма.
Однако, предложенная Г.М. Прохоровым концепция <политического исихазма> требует, на наш взгляд, некоторых уточнений. Представляется совершенно необходимым дальнейшее научное развитие теории исихастских понятий, в связи с логико-методологической потребностью замещения привычного, но не точного понятия <политический исихазм> на более верное -<социальный исихазм>. Подобное замещение требует реконструкции старого значения понятия <политический исихазм>.
Научное теоретическое познание разворачивается, как правило, в движении от обнаружения отдельных частей целого к восприятию самого целого во всей его диалектической взаимосвязи. Конкретность объекта раскрывается через выявление взаимосвязи его различных сторон. В нашем случае таким целым является исихастская традиция православия, определяющую роль которой в жизни поздней Византии показал Г.М. Прохоров, через исследование отдельных сторон этой традиции - культурных, политических, общественных.
Однако, соответствующего отображения объекта в понятиях не произошло. Целое (социальное влияние исихазма) получило наименование части целого (политического аспекта этого влияния). Многостороннее, сложное целостное воздействие исихазма на византийское общество было ограничено рамками политического влияния исихазма.
Наблюдаемая расчлененность объекта и его наименования подвигают к необходимости устранения такой ситуации.
Кроме того, актуальность темы исследования приобретает особое значение в виду продолжающегося идеологического расхождения между церковью и государством в современной России.
После распада СССР светская элита страны пытается построить новую российскую государственность на либеральных ценностях, выработанных западноевропейской культурой. Принятием социальной доктрины Русская православная церковь обозначила свое право на разработку собственной, альтернативной либерализму, концепции развития России на основе христианских ценностей.
Появление подобной программы делает актуальным изучение различных аспектов традиции церковно-государственных отношений в истории православия, поиск идейных источников современной политической доктрины Русской Православной Церкви.
Степень научной разработанности проблемы. Влияние идей <политического исихазма> на ряд положений <Основ социальной концепции Русской Православной Церкви> не рассматривалось как специальная тема в отечественной науке. Это обусловлено, прежде всего, недавним появлением самого церковного документа, что явилось причиной отсутствия научных работ, исследующих и другие аспекты данной социальной концепции. В нашем распоряжении имеется лишь коллективная монография, посвященная общему анализу <Основ социальной концепции Русской Православной Церкви>1, кроме того - большое количество публикаций в научных журналах, сборниках, в различных конфессиональных и светских средствах массовой информации . Изучение ряда публикаций, посвященных социальной доктрине православия, позволяет говорить о практически полном отсутствии научных исследований, рассматривающих современные принципы церковно-государственных отношений Русской православной церкви в связи с политической доктриной исихазма.
Совершенно иное дело обстоит с изучением исихастской традиции православия. В настоящий момент имеется большое количество работ, освещающих аскетические, богословские, философские, социально-политические и культурные аспекты исихазма.3
Научное осмысление православной мистической традиции в России началось со второй половины XIX столетия.
К 1917 году русская византология и патрология достигли значительных
О социальной концепции русского православия / Под общ. рел. М.11. Мчедлова. -
М..2002. > " См., напр.: Церковь: шаг в новый век. Итоги дискуссии. - М. 2000.
См.: Кришталева Л.Г. Хоружий С.С. Библиография мистико-аскетической (исихастской} традиции Православия // Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. М., 1995. С. 295-361; Медведев И.П. Современная библиография исихастских споров в Византин XIV века // Античная древность и средние века. Сб. 10. -Свердловск, 1973. -- С.270-274; Stiemon D. Bulletin sur les palamisme // REB. - T.XXX. - 1972. --P.231-351.
4
результатов в деле изучения исихастской традиции. После Октябрьской революции научное изучение исихазма проводилось, в основном, за рубежом представителями русской диаспоры. Труды Г.А. Острогорского, монаха Василия (Кривошеина), архимандрита Киприана (Керна), В.Н. Лосского, Г.В. Флоровского, протоиерея И. Мейендорфа внесли значительный вклад в фундаментальное теоретическое осмысление исихастского наследия.
В Советском Союзе научный интерес к исихазму возродился в 60-70 годы, когда стали появляться исследования, в которых освящалась история исихастских споров, их философское содержание, влияние исихастского учения на политическую и культурную жизнь православного мира.
Интересующая нас политическая традиция исихазма, впервые, довольно обстоятельно, была изучена в работах Г.М. Прохорова3, ставших теоретической основой нашего исследования. Впрочем, о политическом значении победы исихазма в Византии говорили и многие другие исследователи. Еще в конце XIX века К. Радченко указывал на <политический смысл> победы исихастов.4
См.: Порфирий (Успенский), еп. Исгория Афона. Ч. Ill Афон монашеский. Отд. Первое. - Киев. 1877: Отд. второе. - СПб., 1892; Успенский Ф.И. Очерки по истории монашеской образованности. - СПб., 1892; Алексий (Дородницын), еп. Византийские церковные мистики XIV века. - Казань, 1906; Алексий (Дородницын), еп. Христианская мистика п се главных представителях IV-XIV вв. - Саратов, 1913; Соколов И.И. Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский. Его труды и учение об исихии, - СПб., 1913; Сырку П.А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. Т.1. Вып.1. - СПб., 1890; Яцимирский А.И. Византийский религиозный мистицизм XIV в. перед переходом его к славянам // Странник. - 1908. - Ноябрь. - С.507-513; Декабрь. - С.61S-672 и др.
См.: Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV - начало XV в.). - М. - Л., 1962; Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. - М., 1966; Он же. Феофан Грек и его школа. -М., 1961; Медведев И.П. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. - Л.. 1973; Он же. Византийский гуманизм XIV-XV веков. - Л., 1976; Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева (некоторые проблемы). -М. 1974 и др.
'' См.: Прохоров Г.М.: I) Исихазм и общественная мысль в Восточной Ьвропе в XIV в. '/ ГОДРЛ. I.XXIII. -- 1968. - С.86-108: 2) Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы /,' Прохоров Г.М. Русь и Византия в jnoxy Куликовской битвы -- СПб., 2000. - С.96-!30. 3) Повесть о Мигяе: Русь и Византия в 'люху Куликовской битвы. - Л.. 1978; 4) Этническая интеграция в Восточной Европе в XIV веке (от исихастских споров до К\.1иковской битвы) // Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. - СПб., 2000. - С.5-43.
4 Радченко К. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. -Киев, 1898. -С. 151.
5
Тогда же Ф. Успенский видит в исихастских спорах <борьбу национальной византийской партии с западническою и латинствующею>.1 Современник Г.М. Прохорова И.П. Медведев также говорит о политическом влиянии исихазма.2 Применительно к русской истории одним из первых отметил политическое значение исихазма Г.П. Федотов, прямо указав на слияние мистики и политики в деятельности Сергия Радонежского.3
« Последнее редактирование: 26 Март 2009, 20:26:00 от Alexander »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Политический исихазм
« Ответ #1 : 26 Март 2009, 14:46:49 »
(продолжение автореферата)

Однако, только в работах Г.М. Прохорова были тщательно изучены исторические аспекты политической доктрины исихазма. В 1966 году выходит статья <Этническая интеграция в Восточной Европе в XIV веке {от исихастских споров до Куликовской битвы)>. В ней автор исследует процесс этногенеза великорусской народности. Отмечается распространение в Русской земле с середины XIV столетия исихастских идей, оказавших влияние не только на культурные процессы. Автор убежден, что исихазм сыграл важную роль в формировании великорусской народности и в создании сильного православного государства на Руси. Православная Церковь в лице Москвы нашла новую <точку опоры>, взамен гибнущего Византийского государства. Результатом внешнеполитической деятельности Константинопольского патриархата становится смещение центра Восточной Европы с берегов Босфора на берега Москвы-реки.
В двух последующих статьях <Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV веке> и <Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы> Г.М. Прохоров продолжает исследование поздневизантийской истории. Рассматривая эволюцию исихазма, он отмечает, что в середине XIV века, благодаря поддержке византийского народа, исихазм становится влиятельной социальной силой, позволившей возродиться и окрепнуть православию. В
Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности. - СПб.. 1892. -С 31 5
 Медведев И.П. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. -Л.. 1Ч73.-С.66.
3 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - М., 1990. - С. 151-153.
6
Византии наблюдается культурный и духовный подъем, который Г.М. Прохоров называет Православным Возрождением. Отмечается распространение этого процесса и на Русь, благодаря деятельности императора Иоанна Кантакузина, патриарха Филофея, митрополита Киприана. Автор впервые вводит в научное обращение понятие <политический исихазм>, которое должно было обозначать определяющее влияние Церкви в Византии XIV столетия.
В монографии <Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы> систематизируются полученные ранее результаты исследования исихастской традиции, и вместо <политического исихазма> предлагается новое обозначение исихазма как <международного общественного движения>, Кроме того, более основательно рассматривается влияние исихастской политики на Русь. Политическая деятельность Кантакузина, Филофея и Киприана, по мнению Г.М. Прохорова, способствовала открытию перед Москвой новых геополитических перспектив. Благодаря исихастским политическим деятелям у Москвы к задаче стать национальной столицей Великороссии прибавилась задача стать столицей огромного мира, расположенного между Востоком и Западом.
Результаты исследовательской работы Г.М. Прохорова были неоднозначно восприняты научной общественностью. Одни ( А.А.Нгоров, И.Ф.Мейендорф) согласились с возможностью научного употребления понятия <политический исихазм>. Другие ( В.А. Грихин, А. А. Кузьмин, Я. С. Лурье ) подвергли критике вывод Г.М. Прохорова об определяющем влиянии исихазма на Русь, не согласились с обозначенной ролью митрополита Киприана в этом процессе.
Кроме Г.М. Прохорова большой вклад в изучение влияния исихазма на общественную, политическую и культурную жизнь Восточной Европы XIV века внес И.Ф. Мейендорф.1
В его работах рассматриваются различные аспекты, разработанного Григорием Паламой учения, анализируются исихастские споры, изучаются политические и культурные последствия победы исихастов на соборах 1341, 1347 и 1351 гг. византийской Церкви. Говоря о культурном возрождении Византии, автор подчеркивает православный характер этого возрождения, его исихастскую основу. В оценке русско-византийских связей рассматриваемого периода И.Ф. Мейендорф придерживается мнения об их безусловно религиозно-церковном характере, отмечая тот факт, что именно <Церковь на Руси стала главной хранительницей византийских культурных ценностей и византийского мироощущения>.'
Отдельным аспектам влияния исихастских идей на культурные процессы в Восточной Европе XIV-XV вв. посвящены исследования целого ряда отечественных ученых ( Н. К. Голейзовский, Д. С. Лихачев, А. И. Клибанов, Ю. Малков и др.).
Таким образом, наблюдается весьма своеобразная ситуация вокруг исследований, посвященных исихастской традиции. Мы имеем достаточно полные и системные результаты ее изучения, но без должного понятийного обобщения и анализа.
См.: Мейендорф И.Ф.: 1) История Церкви и восточно-христианская мистика. - М.. 2000. 2) Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. - СПб., 1997; 3) О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной [Европы в XIV веке // ТОДРЛ. - T.XXIX. 1974. С.291-305; 4) Православие и современный мир (лекции и статьи). - Минск, 1995 и др.
Мейендорф И. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке // Мейендорф И. История Церкви и восточно-христианская мистика,-- М..2000.-С.Ч64.
Цель и задачи исследования.
Основной целью диссертационного исследования является философско-религиоведческий анализ феномена <политического исихазма> середины XIV - середины XV вв. и его традиции в <Основах социальной концепции Русской Православной Церкви>.
Постановка указанной цели предполагает решение следующих задач:
- выявить особенности социальной системы Византийской империи путем изучения богословских, религиозно-философских, социально-политических и культурных компонентов, представленных в византийском обществе исследуемого периода;
- провести изучение политической традиции исихазма на примере деятельности Константинопольского патриархата в середине XIV-серединеХУвв.;
- показать особенности отношения Русской православной церкви к государству и нации на основе принципов, изложенных в <Основах, социальной концепции Русской Православной Церкви>;
- определить степень влияния традиции <политического исихазма> на современную идеологию Русской православной церкви.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является исихастская традиция православия. Возникнув в IV веке, исихазм проходит сложный путь развития от исключительно отшельнической практики монашеского безмолвия до общественного явления, оказавшего определяющее влияние на социально-политическую и культурную жизнь православного мира середины XIV -середины XV вв.
Предметом исследования при этом становится политическая теория и практика исихазма, сложившаяся в 1351-1453 годах на основе христианских идей о принципах церковно-государственных отношений и их реального
применения в условиях кризиса византийской государственности, а также ее влияние на современную идеологию Русской Православной Церкви.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются работы отечественных и зарубежных философов и религиоведов (А.Я. Гуревич, Э. Штейн, И.Н. Яблоков и др.)> раскрывающие принципы современной методологии.
В диссертации были использованы общенаучные методы каузального анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнительно-исторический и критическо-аналитический подходы к исследуемому материалу. Кроме того, использован системно-комплексный метод в сочетании с социо-культурным анализом, позволяющие дать синтез социальных, культурных и политических сторон исихастской традиции.
При анализе наличия традиции <политического исихазма> в социальной концепции Русской православной церкви использовались принципы сравнительного анализа, аналогии, методы интерпретации и сопоставления, описания и моделирования, а также общенаучный диалектический метод изучения и анализа общественных явлений.
Целый ряд элементов исихастской традиции может быть истолкован только посредством глубинного вчувствования и непосредственного (интуитивного) понимания предмета анализа. Подобное обстоятельство обусловило применение в процессе исследования ряда методов феноменологической эмпатии.
Источниковую базу диссертационного исследования составили: 1) <Основы социальной концепции Русской Православной Церкви>, прежде всего, содержащиеся в них положения, рассматривающие взаимодействие церкви с государством и нацией, а также другие официальные церковные документы, принятые на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года (<Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию>, <Устав Русской Православной Церкви>); 2) произведения византийской богословской литературы XIV-XV вв. (Григорий
10
Палама, Николай Кавасила, Марк Эфесский и др.) в которых раскрывается религиозно-философское учение о сущности Божией и Его энергиях; 3} памятники поздневизантийского церковного законодательства (<Алфавитная синтагма> Матфея Властаря, патриаршие и митрополичьи грамоты), показывающие особенности юридического оформления церковно-государственных. отношений в Византийской империи исследуемого периода.
Основные результаты исследования и их научная новизна состоят в следующем:
- в научный оборот вводится и обосновывается необходимость нового понятия <социальный исихазм>, характеризующего общественную ситуацию в Византийской империи середины XIV - середины XV веков;
- проводится реконструкция понятия <политический исихазм> и раскрывается его новое значение, обозначающее характер церковно-государственных отношений в Византии исследуемого периода;
- впервые выявляется и анализируется проблема влияния политической традиции исихазма на <Основы социальной концепции Русской Православной Церкви>.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Проведенное диссертантом исследование систематизирует имеющуюся в науке информацию об исихастской традиции православия в Византии середины XIV- середины XV вв., что позволяет рассматривать исихазм как сиетемообразутощий фактор в структуре поздневизантийского общества.
Раскрытие автором теоретической составляющей практической деятельности византийских политиков-исихастов способствует более полному и углубленному пониманию политической традиции православия особенно на современном этапе ее развития.
Результаты исследования позволяют наметить перспективы дальнейшего изучения политической традиции исихазма. Представляется возможным
11
рассмотреть наличие данной традиции не только в современном русском православии, но и в теоретической и практической деятельности Иосифа Волоцкого, старца Филофея, патриарха Никона, митрополита Ростовского Арсения (Мациевича) и других. Одним из направлений дальнейшего исследования политической доктрины исихазма может стать выявление степени ее влияния на мессианскую и имперскую направленность политической идеологии складывающегося в XV - XVI вв. Российского централизованного государства.
Фактический материал диссертации и содержащиеся в ней теоретические выводы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов, учебников и учебно-методических пособий по истории Византии и России, политологии, истории религии, а также по широкому кругу религиоведческих дисциплин, содержащих разделы, посвященные православию.
В вузах, где имеется специализация по религиоведению, возможна разработка специального курса по данной теме.
Апробация работы.
Основные результаты исследования изложены автором на научной конференции "Ломоносовские чтения" (апрель 2001г., МГУ им. М.В.Ломоносова) ; Международной конференции, посвященной 60-летию воссоздания философского факультета в структуре МГУ им.М.В.Ломоносова ( февраль 2002г.). Они нашли отражение в четырех публикациях по рассматриваемой теме.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова 11 июня 2002года.
Объем и структура работы.
Диссертация изложена на 132 страницах машинописного текста и состоит HJ введения, двух глав, заключения и библиогрфии.
12
11.Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи работы, указывается ее методологическая основа, раскрывается научная новизна.
В первой главе - <Политический исихазм в системе исихастской традиции православия> - на основе изучения социальных, политических и культурных аспектов исихастской традиции в Византии середины XIV -середины XV веков и ее влияния на православный мир, обосновывается необходимость введения в научный оборот нового понятия <социальный исихазм>. Одновременно критически рассматривается предложенная Г.М. Прохоровым концепция <политического исихазма> и показывается необходимость реконструкции понятия <политический исихазм> с определением его нового содержания.
Прежде всего автор рассматривает эволюцию исихазма. Начиная с момента своего возникновения в IV веке, вплоть до последнего десятилетия XIII столетия исихазм является достоянием монахов-отшельников. Затем, благодаря подвижничеству Григория Синаита (1268-1346), исихастская практика завоевывает общежительные монастыри Афона и всего Балканского полуострова. Победа монахов-исихастов, во главе с Григорием Паламой (1296-1359), на соборах 1341, 1347 и 1351 годов отдает в руки исихастов всю византийскую церковь, а победа в гражданской войне Иоанна Кантакузина, ставшего императором Иоаном VI (1347-1354), делает исихазм политическим фактором восточноевропейского масштаба.
С середины XIV столетия начинается новый этап в эволюции исихазма, связанный с проникновением исихастской мистики в социальную систему Ромейской империи. Последователи Григория Паламы призывают открыть исихазм миру. Онтологическая открытость исихазма обусловливает
расширенное и динамичное видение феномена человека. Происходит своего
13
рода социальная революция, когда исихастское мировоззрение становится той защитной средой, позволившей византийскому обществу не только подавить ростки собственного нарождающегося секулярного гуманизма, но и стать основой для Православного Возрождения, охватившего в XIV - XV веках не только Византию, но и весь православный мир. Исихазм становится той силой, которая позволила Византии, до самой своей гибели в 1453 году, остаться в человеческой истории исключительным примером православной цивилизации.
« Последнее редактирование: 26 Март 2009, 20:31:43 от Alexander »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Политический исихазм
« Ответ #2 : 26 Март 2009, 14:47:20 »
<политический исихазм>.
Сам автор понятия, сознавая необходимость такого уточнения, укажет впоследствии, на не совсем удачное его применение, предлагая вместо <политического исихазма>, обозначающего общественную, политическую и культурную деятельность сторонников Григория Паламы, определение исихазма как <международного общественного движения XIV века>.
Действительно, вполне очевидно явное несоответствие между определением исихазма как <политический>, что, естественно, указывает на принадлежность данного понятия к политической сфере, то есть непосредственно связанного с политикой и государством, и включением в <политический исихазм> не только политической деятельности византийских исихастов, но и социального и культурного аспектов исихастского движения. Совершенно очевидна невозможность ограничения феномена исихазма в православном мире только лишь политической сферой.
Однако, на наш взгляд, новое определение исихазма как <международного общественного движения> не отражает полностью влияния исихазма на жизнь Византии и всего православного мира в XIV-XV веках. Новый термин ограничивает исихазм рамками <движения>, то есть придает ему некий альтернативный, оппозиционный смысл, противоречащий общепринятому, господствующему, что также не соответствует социальной ситуации того времени. Если и можно говорить о каком-то движении в 1 Византии того времени, так это о движении византийских интеллектуалов-гуманистов, противостоящих ортодоксально настроенному духовенству, монашеству и народу. Исихазм - это не духовное движение, но одна из форм монашеской жизни, в XIV веке вышедшая из монастырской кельи и ставшая одной из форм жизни византийского народа в православии, открывавшей уже в этой жизни возможность реального соединения с Богом.
Завоевание исихазмом византийского общества позволяет диссертанту характеризовать общественную систему Византийской империи того периода как систему <социального исихазма>. Введение нового понятия не исключает
употребления в научном обороте и понятия <политический исихазм> при
15
условии, что под ним будут понимать политическую деятельность Константинопольского патриархата и, в частности, характер церковно-государственных отношений в Византийской империи в середине XIV ~ середине XV вв.
Таким образом, <социальный исихазм> определяется диссертантом как общее понятие, характеризующее общественную ситуацию в Византии в последние 100 лет ее существования, а <политический исихазм> - структурная часть этого общего понятия, относящаяся исключительно к политическому взаимодействию церкви с обществом и государством.
Анализ политической деятельности исихастов, прежде всего императора Иоанна Кантакузина, патриарха Филофея, митрополита Киприана, Марка Эфесского, Геннадия Схолария позволил автору систематизировать основные составляющие политической доктрины исихазма.
Теоретической основой данной политической доктрины следует считать следующие положения:
- приоритет Царства Божия над царством кесаря, а, следовательно, церкви над государством;
- автономия церковной власти, прежде всего в вопросах вероучения;
- сохранение единства и вселенского характера Константинопольского патриархата;
- поддержка официальной византийской имперской идеологии, приоритет ромейского империализма над греческим национализмом;
- проповедь христианского ойкуменизма;
- активная миссионерская деятельность;
- признание возможности поддержки государства только в случае его верности православию;
- последовательное антилатинство и антиуниатство.
Данные принципы свидетельствуют о включенности <политического исихазма> в христианскую политическую концепцию. Более того, автор предлагает именовать <политическим исихазмом> не только конкретные
16
действия политиков-исихастов середины XIV - середины XV веков. На наш взгляд, <политическим исихазмом> следует обозначать любые действия церковных политиков, свидетельствующие о бескомпромиссном претворении в жизнь церковью своих идеалов. <Политический исихазм> являет, таким образом всю полноту православного политического учения.
Рассматривая второе византийское влияние на Русь, диссертант обозначает его как исихастское. Это подтверждается характером переведенной литературы, поступавшей в Россию из Византии, усвоением русскими тырновской книжной реформы, рассматриваемой рядом исследователей ( Д.С Лихачев, В.Мошин, Н.И.Толстой и др.) как исихастская, исихастскими мотивами русской иконописи, особенно в творчестве Андрея Рублева. Важным последствием данного влияния становится усвоение в Москве византийской имперской идеи, повлекшее за собой принятие нового официального наименования страны - < Россия>.
Подводя итог проделанной работе, диссертант отмечает, что политический закат Ромейской империи сопровождался необычайным духовным и культурным подъемом. Основой его было возрождение исихастской традиции православия. Все это позволяет автору характеризовать общественную систему, сложившуюся в поздней Византии, как систему <социального исихазма>. <Политическим исихазмом> обозначаются не только конкретные действия Царьградского патриархата в поздней Византии, но и желаемый для всей православной традиции образец взаимодействия церкви и государства.
Во второй главе -<Традиции политическою исихазма в <Основах социальной концепции Русской Православной Церкви> - автор анализирует положения <Основ социальной концепции Русской Православной Церкви>, посвященные проблемам взаимодействия церкви с государством и нацией. Посредством применения ряда научных методов исследования выявляется наличие политической традиции исихазма в современном социальном учении
Русской православной церкви.
17
Прежде всего, автор проводит сравнение изложенного в <Основах социальной концепции Русской Православной Церкви>, принципа говорящего о возможности церкви отказать государству в повиновении, если власть принуждает православных верующих к отступлению от Бога и Его церкви, с действиями политиков-исихастов в Византиии в 1439 - 1453 годах. Для нас представлялось интересным выявить прецеденты в истории православия, которые могут быть определены не только как претворение в жизнь церковью принципа неповиновения, ибо таких примеров множество - гонения на христиан в эпоху языческой Римской империи, во времена иконоборчества, в период Лионской унии 1274 года, в советский период русской истории. Важно было найти такой исторический факт, который мог бы свидетельствовать о том, что провозглашенный церковью принцип неповиновения повлек за собой гибель самого государства. Такие события и разворачивались в Византии в 1439-1453 годах.
Возглавляемая монахами-исихастами церковь отказалась выполнять решения Ферраро-Флорентийского собора 1438-1439 годов. Право соблюдения и охраны православного вероучения при любых обстоятельствах, являющееся исключительной компетенцией власти духовной, было нарушено прямым вмешательством императорской власти.
Фактическое столкновение церкви и государства по вопросу об унии обострилось в момент осады Константинополя турками. Церковь отказалась поддержать императора-униониста и предпочла турецкое владычество возвращению во времена Латинской империи.
Сравнивая деятельность церковной партии в Византии с положениями современного заявленного Русской православной церковью принципа неповиновения, мы видим следующее: I) Константинопольский патриархат не властен был что-либо изменить в своем учении, то есть он не мог согласиться с принятием католического вероучения -- непременного условия Флорентийской унии; 2) православное духовенство было не властно умолкнуть и прекратить
проповедование истины православия даже в условиях, когда государственная
18
власть предписывала выполнять, решения унии; 3) церковь отказала государству в повиновении, когда оно продолжало принуждать православных верующих к отступлению от православия; 4) отказав государству в повиновении, церковь обратилась к царьградцам с призывом к гражданскому неповиновению, которое и послужило главной причиной падения Константинополя в 1453 году.
Как видим, действия церкви в 1439-1453 годах практически полностью совпадают с теоретическими положениями принципа неповиновения современной Русской православной церкви.
Однако этим примером сходство политической позиции византийских исихастов и их единоверцев - современных русских богословов - не исчерпывается. Политики-исихасты были убеждены в абсолютном превосходстве церкви над царством кесаря. Отсюда и стремление Царьградской патриархии руководствоваться в своей политике интересами православия, а не интересами гибнущей Ромейской империи. О превосходстве церкви над государством говорится и в социальной доктрине Московского патриархата, строго разграничивающей природу, функции, цели, задачи духовной и светской власти.
В поздней Византии именно церковь продолжала отстаивать идею универсального христианского царства, противостоя попыткам превратить Византию в национальное греческое государство. Церковь не желала становиться принадлежностью одной лишь греческой нации, упорно защищая свой вселенский, наднациональный характер. Сегодняшняя Русская православная церковь твердо противостоит попыткам ограничить ее рамками Российской Федерации. Кроме того, Московский патриархат прямо заявляет о желательности воссоздании единого государственного пространства на территории бывшего СССР.
Другой чертой сближающей <политический исихазм> с современной позицией Русской православной церкви является их обоюдная принципиальная уверенность в неприемлемости и невозможности соглашательства с еретиками
19
и схизматиками. Речь идет, прежде всего, о Римско-католической церкви. Сегодняшняя Русская православная церковь прямо заявляет о том, что только православная церковь является истинной церковью Христовой.
Кроме того, Московский патриархат, как и раннее Константинопольский, продолжает вести активную миссионерскую деятельность, считая миссию спасения рода человеческого самой важной своей задачей.
Таким образом, сравнивая теоретические положения социальной доктрины Русской православной церкви, рассматривающие взаимоотношения церкви с государством и нацией, с действиями византийских политиков-исихастов, диссертант выявил наличие идейного тождества в следующих положениях:
- во взгляде на природу, функции, цели и задачи церкви и государства;
- в отстаивании вселенского, наднационального характера церкви;
- в приверженности идее православного имперского универсализма;
- в миссионерской активности;
- в отношении к инославным церквам.
Кроме того, для нас представляется особенно важной связь современной богословской мысли с мистикой православия. Основную свою задачу Русская православная церковь видит в спасении всего человечества, возможном только в церкви Христовой посредством действия Святого Духа. Своего наивысшего развития такой христианский гуманизм достигает именно в исихастском учении, открывавшем для всех христиан возможность уже в этой жизни <соделываться причастниками Божественного естества> (2 Петр. 1, 4).
Подытоживая проведенный сравнительный анализ идейных принципов <политического исихазма> с политическими положениями социальной доктрины русского православия, представляется возможным говорить о наличии исихастской политической традиции в <Основах социальной концепции Русской Православной Церкви>.
Ю.М.Лотман, рассматривая проблему византийского влияния на русскую культуру, подчеркивал, что русско-византийский диалог, стоявший у истоков
20
русской культуры, совершенно не является эпизодом, существенным лишь для изучения давно ушедшей эпохи, наоборот, он является долго действующим структурным фактором, определяющим русскую культуру в целом.1 Этот тезис совершенно подтверждает нашу убежденность в продолжающемся процессе усвоения русской церковной культурой политических идей византийского исихазма.
Заключение.
Проделанное автором исследование может рассматриваться в контексте проблемы цивилизационной идентификации православия, приобретшей особое значение в силу специфики современного периода русской истории. Разрешение вопроса о качественной самобытности православной цивилизации в конечном итоге определяет направление дальнейшего развития России и ее место в мире.
При исследовании политической традиции исихазма были получены результаты, дающие основание говорить о влиянии на сформировавшуюся в XVI веке идею < Москва - третий Рим> политической доктрины исихазма, а также о прямой связи появления официального наименования страны -<Россия> с процессом усвоения русской государственной элитой имперской составляющей политической традиции исихазма.
Изучение политической доктрины исихазма позволяет выявить важнейшие моменты и общие направления развития политической традиции православия в целом. Эта проблема сегодня настолько актуальна, что требует всестороннего раскрытия и интерпретации проповедуемого церковью политического учения в его связи с разными разделами богословия, философии и ряда других научных дисциплин, а также с социально- политическими процессами, происходящими в современной России.
См.: Лотман Ю.М. Проблемы византийского влияния па русскую культуру в шпологическом освещении/УВизантия и Русь. -- М, 1989. - С.227-236.
21
Основные выводы и положения диссертации отражены в следующих
публикациях:
К К вопросу о Богопознании в православно-аскетической традиции// Феномен человека: наука, философия, религия: Сборник научных статей (материалы конференции). - Орел: Орловский государственный университет, 1999.- С.55-58.- Статья.
2. О политическом значении исихазма// Научный альманах Орловского университета. Серия: Религиоведение. Вып.2. -Статья (в печати).
3. Об отношении Русской православной церкви к государству в современной России // Человек - Культура - Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. Материалы Международной конференции, посвященной 60 - летию воссоздания философского факультета в структуре МГУ им. М. В. Ломоносова. (Том 3 ). - М: Изд-во <Современные тетради>, 2002. - С. 90 - 91. - Тезисы доклада.
4. Традиции политического исихазма в социальной концепции Русской Православной Церкви // Патристическое наследие: традиции религиозно-философской и педагогической мысли в России. Материалы конференции: Сборник научных статей. - Орел: Орловский государственный университет, 2002. - С. 33 -42. - Статья.
22
« Последнее редактирование: 26 Март 2009, 20:32:49 от Alexander »

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Политический исихазм
« Ответ #3 : 26 Март 2009, 17:30:48 »
Господь говорит: "Царство мое не от мира сего".
Какое отношение Исихия (Тишина Ума) имеет к любым концепциям?
Политическая "тишина ума" выглядит как оксюморон.

Если им так нравится в последнее время слово "исихазм", то настоящим (не политическим) исихастам нужно им его отдать и назваться по-другому.
А еще лучше - вообще остаться без имени.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Политический исихазм
« Ответ #4 : 26 Март 2009, 20:35:54 »
По наводке mirnestranik чуть подправил текст (от самых грубых ошибок скана).

В блогах мне встретилось несколько тем с обсуждением данной книги, точнее ее названия... Отношение скорее отрицательное по вполне понятным причинам.

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Политический исихазм
« Ответ #5 : 27 Март 2009, 22:18:38 »
«Политический исихазм» или «Политическая Тишина Ума»!!! дааа....это нужно отправлять Задорнову. :-D         

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Политический исихазм
« Ответ #6 : 28 Март 2009, 19:02:26 »
Насколько я понял из прочтения вышеуказанной статьи, в книге рассматривается взаимосвязь исихазма, влияние его на общество. Исихасты не только все время сидели в своих келиях или бегали от людей. Некоторые оказывали значительное влияние на общество, в том числе и на политику государства. С этой позиции для меня данный термин приемлем. Книгу интересно было бы почитать, в сети пока ее не нашел.
яко немощен есмь

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Политический исихазм
« Ответ #7 : 28 Март 2009, 20:54:44 »
stas, думаю, Вы верно уловили положительный посыл текста. Есть и отрицательные моменты. О них я, возможно, скажу, когда посмотрю саму книгу. Пока я прочитал только предисловие к ней Прохорова... без большого энтузиазма. (Прохоров в свое время и ввел термин "политический исихазм".)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Политический исихазм
« Ответ #8 : 02 Май 2009, 14:04:15 »
Какое-то время назад посмотрел эту книгу. Впечатление весьма отрицательное. Книга не только слабая, но и тупоидеологическая (очень напоминающая выступления на кафедре марксизма-ленинизма в советском прошлом). Вторая глава - по идеям и стилю изложения - сильно отличается от первой. Появляется ощущение уверенной руки человека, причастного к строительству церковному института.

Политический исихазм (и причастность к нему) определяется по каким-то формальным признакам. В результате в социальной концепции МП пытаются обнаружить политический исихазм - страшно сказать - в "революционной" заяве принципа неповиновения гос.власти, если она принуждает верующих к отступлению от Христа и Церкви. При чем тут исихазм, пусть даже и политический? Какое отношение имеет мертвая концепция к реальной жизни исторической церкви? Наверно, такое же, как коммунистические и социалистические лозунги к печальной действительности победившего социализма. И вот за 9-ть лет существования концепции автор работы находит только одно применение этого принципа неповиновения, когда Патриарх Алексий 2 поддержал (в очень деликатной форме) выступления пенсионеров против монетизации льгот. Право же, звучит как анекдот. Церковь в России, много десятилетий полностью подмятая под государство, вдруг "взбунтовалась" и сказала...

Е.Шварц "Обыкновенное чудо"

 Первый министр. Да, ваше превосходительство.
   Король. Ох! Как вы меня назвали?
   Первый министр. Ваше превосходительство.
   Король. Меня, величайшего  из королей,  обозвали генеральским титулом? Да
ведь это бунт!
   Первый министр. Да!  Я взбунтовался.  Вы, вы,  вы вовсе  не величайший из
королей, а просто выдающийся, да и только.
   Король. Ох!
   Первый министр. Съел? Ха-ха, я пойду еще дальше. Слухи о вашей святости
преувеличены, да, да! Вы вовсе не по заслугам именуетесь почетным святым. Вы
простой аскет!
   Король. Ой!
   Первый министр. Подвижник!
   Король. Ай!
   Первый министр. Отшельник, но отнюдь не святой.
   Король. Воды!
   Эмилия. Не давайте ему воды, пусть слушает правду!
   Первый министр. Почетный  папа римский?  Ха-ха! Вы  не папа  римский,  не
папа, поняли? Не папа, да и все тут!
   Король. Ну, это уж слишком! Палач!

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4514
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Политический исихазм
« Ответ #9 : 02 Май 2009, 14:19:06 »
скоро сказка сказывается да не скоро дело делается... :-)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Политический исихазм
« Ответ #10 : 02 Май 2009, 15:06:33 »
Вообще сейчас наметилась тенденция привязывать исихазм к политике и своей политической выгоде... как бы благословение отцов-молитвенников и богословов получить. Да и преемство от Второго Рима - к Третьему - самолюбие тешит. Вплоть до оправданий действий таких монстров как Сталин.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Политический исихазм
« Ответ #11 : 02 Май 2009, 17:35:12 »
Политизация исихазма в таком виде ведет к его профанации. В политике разумно руководствоваться высшими принципами. Даже не то, чтоб разумно, а только так и должно быть на самом деле. Принципы же конфессионального или религиозного эгоизма и высшие духовные принципы - это не одно и то же.

Исихазм всегда терпел нападки - то хулителей, то профанаторов. И некоторое время это будет еще продолжаться. А нападки профанаторов намного опаснее нападок хулителей, ибо профанаторы умеют хитро маскировать себя под исихастов и даже учителей умного делания. Посему, чтобы не профанировать свою молитвенную жизнь, надо держать "ухо в остро" :)
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Политический исихазм
« Ответ #12 : 03 Май 2009, 15:41:49 »
На курайнике появился человек откровенно абсолютизировавший эти идеи...Лично меня пугает...Я просто понимаю что объяснять бесполезно...но многие высказанные этим человеком идеи, мне кажется могут бы "реализованы в жизнь" некоторыми деятелями церкви...Мне так кажется...
Вот о чём пишет этот человек:
http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=251731.msg3026558#msg3026558
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Политический исихазм
« Ответ #13 : 04 Май 2009, 01:32:07 »
mirnestranik, я познакомился с его взглядами. В его изложении они достаточно грубы и вульгарны, а в более тонкой форме уже воплощаются в церкви. И давно воплощаются.

Книжка Петрунина выполняет конкретные задачи: профанировать идеи исихазма и дать идеологическое обоснование разворачивающимся процессам в церкви, на крайнем полюсе которых и находится православный сталинизм.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Политический исихазм
« Ответ #14 : 04 Май 2009, 12:46:37 »
Когда-то читал я (не помню уже чьи) размышления о том, как порой опасны бывают технари, ударяющиеся в гуманитарную и духовную сферу :)
У "технического" мышления - свои законы, свои цели и приоритеты. И все это автоматически переносится в другую - гуманитарную или духовную - область, где все по-другому. Плюс незнание, непонимание, презрение (и тайный страх) к традиционным научным школам или к церковной традиции.
Яркий пример в исторической науке - математик Фоменко.
Церковь тоже переживает "техническое нашествие". В каком-то смысле большинство из нас  - "технари", поскольку сформировались как личности - вне церковной традиции.
И при определенном раскладе "технари" могут привести Церковь, да и общество - к очередной катастрофе.
Важно переболеть собственным "технарством", не дать ему развиться.