Исихазм

Автор Тема: Психология исповеди  (Прочитано 54782 раз)

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #30 : 03 Март 2009, 11:14:09 »
Так как Иисус Христос сам добровольно взял на себя грехи всего человечества, то в первые века христианства он изображался в виде агнца, ягненка. Только постановлением Трульского собора в 692 году было велено "запечатлевать отныне на иконах по человеческому образу вместо древнего агнца Христа Бога нашего". Таким образом, исповедь, то есть перечисление вслух своих -грехов с целью "очищения" и избавления от них, существовала у многих нехристианских народов и за много веков до появления христианства. Целью её было дать кающемуся "отпущение" грехов и оправдание, "примирение" с Богом. Иными словами, помочь человеку обрести душевный покой. В православной церкви существует правило, по которому каждый верующий должен приступать к таинству покаяния не менее одного раза в год. Священник обязан хранить исповедь в тайне; за огласку исповеданных ему грехов он подлежит, по духовному регламенту, лишению сана.

"Зато здрав будешь".

"Исповедь, безусловно, необходима для очищения души. Трудность и болезненную жгучесть этой операции вынесешь, зато здрав будешь", - слова эти принадлежат Иоанну Златоусту.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #31 : 03 Март 2009, 11:16:18 »
Многие психотерапевты указывали на общие черты церковной исповеди и психоаналитического сеанса. Специалисту трудно не заметить "христианскую парадигму", лежащую в основе взглядов основателя психоанализа: представление о неотъемлемой греховности каждого человека, начиная от Адама, в значительном числе черт совпадает с представлениями самого Фрейда об "энергетических источниках" индивидуальной психической жизни.

Процедура исповеди затрагивает глубинные основы человеческой психики, общие у всех народов. То же происходит и на сеансе психоанализа. Действительно, исповедь можно рассматривать как поиск средств и условий обнаружения информации, хранящейся в подсознании, в процессе её осознания. Если в узком смысле исповедь - это всего лишь религиозный обряд, то в широком - форма изложения мыслей, при которой исключается любое, даже самое незначительное утаивание. Но это и одна из главных задач психоанализа. С информационной точки зрения исповедь и психоаналитический сеанс весьма близки, поскольку предлагают сходное воздействие на сферу подсознания.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #32 : 03 Март 2009, 11:18:02 »
Психоаналитик в обычной беседе стремится определить в сознательных высказываниях пациента то, что относится к сфере вытесненных в подсознание образов реальных процессов, продолжающих циркулировать в психике. Причём предполагается, что возвращение этих образов в сознание и контроль над ним, устраняет причину психической аномалии. Священнослужитель, в свою очередь, во время исповеди должен помочь кающемуся проанализировать прошлые грехи и из сложного сплетения внешних обстоятельств и внутренних импульсов выделить основу для дальнейшей отработки. (Не это ли проделал митрополит Антоний Сурожский?) Таким образом, исповедь позволяет освободить сферу подсознания от сохранения в ней факторов, порождённых отрицательными эмоциями, и тем самым снять скрытые стрессовые состояния. В процессе исповеди может произойти резкое изменение эмоционально-психического состояния человека. Напряжение в момент признания своих грехов, сопровождающееся угнетённым состоянием и скорбными переживаниями, сменяется после отпущения грехов облегчением, душевным успокоением. На смену отрицательным эмоциям приходят радостные. Даже давление разных, не всегда осознанных психических травм может ослабевать.
http://www.starsline.info/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=463

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #33 : 03 Март 2009, 11:26:58 »
У меня возник вопрос, имеет ли смысл говорить на исповеди о грехах, в которых ты покаялся перед Богом, и больше не совершаешь таковых? Или все равно нужно исповедывать?

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #34 : 03 Март 2009, 12:05:06 »
Самая большая проблема психологии исповеди кроется в диллеме: идем ли мы на исповедь изменить себя и обрести мир с Богом (и, с самим собой), или мы бежим от ответственности. Ведь проблема наша не в грехе как таковом, а в состоянии, которое является причиной греха. Если мы на исповеди это состояние отпускаем, приносим в жертву – а не топим в подсознании - и превосходим, тогда исповедь выполняет свое назначение. Тогда мы попадаем в цель.

Думаю, что исповедь неотделима от самоанализа и интроспекции. Профанация исповеди происходит через овнешвленно-магическое к ней отношение (мол, только бы высказать в слух о своих грехах, перечислить их без внутренней работы, без изменения ума), или же, через превращение ее в задушевную беседу человека с человеком, в которой Богу не дают принять участие. А без Бога, как известно, не можем делать ничего - ничего хорошего. Когда человек бежит от ответственности, не знаю, если Бог ему в этом поможет. Когда же человек принимает ответственность за свое состояние и приступает к изменению себя - это совсем другое дело. И ответственному за себя мало кто из внешней среды может помешать, если вообще кто-то может.

Исповедь помогает простить себя за грех, подняться над ним, и с позиции возвышения над грехом, с Божьей помощью, проработать и изменить состояние, подвигшее на грех. Это все может произойти и во время исповеди, и тогда исповедь нередко сопровождается явным действием благодати. ИМХО Исповедь должна быть не просто исповедованием греха, но и прощанием (прощением) с грехом. Исповедь подразумевает не только то, что Бог простит за грех - ибо Он и не может держать на человека никаких негативных чувств - но и что человек простит себя, и отпустит то, что подвигло его совершить грех, в т.ч. и чувство отчужденности от Бога, и негативные чувства по отношению к самому себе.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #35 : 03 Март 2009, 12:11:37 »
Самая большая проблема психологии исповеди кроется в диллеме: идем ли мы на исповедь изменить себя и обрести мир с Богом (и, с самим собой), или мы бежим от ответственности. Ведь проблема наша не в грехе как таковом, а в состоянии, которое является причиной греха. Если мы на исповеди это состояние отпускаем, приносим в жертву – а не топим в подсознании - и превосходим, тогда исповедь выполняет свое назначение. Тогда мы попадаем в цель.

Это очень верное замечание.

Светланка

  • Сообщений: 18
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #36 : 03 Март 2009, 12:18:05 »
Мне иногда становиться страшно за себя. Очень часто я не понимаю зачем я пришла на исповедь и Причастилась. Выйдя из стен храма я опять начинаю повторять те ошибки, в которых покаялась, непонимая как перебороть себя... Но как же быть тогда? Очень трудно перебороть себя. Вот сейчас начался ВП. Я никогда не забуду слова батюшки (старца) сказанные при исповеди: дай себе установку на пост. Методика постепенного отказа мало работает (и духовного, и так сказать, пищевого). Пропостись хоть 3 дня, но честно для своей души. Сначала заставляй себя, а потом привыкнешь. Но не делай этого без молитвы, а то это будет пустое дело (он это назвал гимнастикой для желудка). Ну вот прошла и неделя, и 2-я и 3-я.  Вроде всё ничего, а ты по глупости человеческой взяла да наелась, пельменей, например. Ничего страшного. Приди на исповедь, хоть в тот же день. На след. Причастись. И начинай пост заноново.  Сорвалась, опять - бегом на исповедь. Только самообличением можно чего-то добиться.
Именно так и делала. Сначала мне было трудно и казалось, что вся эта беготня на исповедь день через день - пустое дело. Ан нет, она дала такие плоды, что в один из дней, потянувшись к холодильнику, мне стало стыдно потоянно отнимать у батюшки время, да и люди косо смотреть на меня начали в храме. Вот и пришлось пристыдить себя. Один раз так отошла, другой, а потом поняла, что нужно проще быть: делать всё с молитвой. Приходить потом на исповедь с немного меньшим "грузом".

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #37 : 03 Март 2009, 12:41:49 »
И еще. Если мы бросаем жертву в огонь, то она сгорает. Если мы, приготовив жертву, стоим возле огня, рассказывая Огню о том, какую жертву мы приготовили, но не приносим ее в огонь, "зажимаем" :), то она и гореть не будет, и Господь насильно ее не заберет. И чтобы скрыть от себя тяжесть ношения непринесенной, зажатой жертвы, саму жертву и тяжесть ее ношения мы прячем в подсознании. Но от этого, она не перестает существовать и приносить трудности, не перестает создавать препятствия на пути. Только становится непонятно "откуда же это все берется"...

С этими проблемами, трудностями и препятствиями можно бороться методами грубой аскезы, подавления (чем сам тоже занимаюсь временами, к сожалению) и т.д. Но это все есть борьба с внешними следствиями, а не удаление внутренних причин. Действие же благодати не создает чувство стыда или страха, но оберегает от греха любовью, которая приносит неподдельное счастье. И счастье это никак не хочется менять на греховный кайф, который кажется удовольствием, но таковым не является. Ты не грешишь просто потому, что не хочешь.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #38 : 03 Март 2009, 13:28:41 »
...И чтобы скрыть от себя тяжесть ношения непринесенной, зажатой жертвы, саму жертву и тяжесть ее ношения мы прячем в подсознании.

Не означает ли это, что неисповеданный перед священником грех, но исповеданный перед Богом, и оставленный , неповторяющийся, в конечном итоге может снова всплыть из подсознания?

Светланка

  • Сообщений: 18
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #39 : 03 Март 2009, 13:44:32 »
Да, это так

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #40 : 03 Март 2009, 13:46:27 »
Не означает ли это, что неисповеданный перед священником грех, но исповеданный перед Богом, и оставленный , неповторяющийся, в конечном итоге может снова всплыть из подсознания?

Это означает, что грех (во всей своей тяжести, уходящей в подсознание) не исповедан перед Богом.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #41 : 03 Март 2009, 14:36:37 »
Не означает ли это, что неисповеданный перед священником грех, но исповеданный перед Богом, и оставленный , неповторяющийся, в конечном итоге может снова всплыть из подсознания?

Это означает, что грех (во всей своей тяжести, уходящей в подсознание) не исповедан перед Богом.

 Если исповедан только перед Богом в личной молитве, но без свидетеля священнослужителя, то это означает, что как бы и не исповедан вовсе?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #42 : 03 Март 2009, 14:52:47 »
Может ли Господь простить увиденный нами грех без исповеди перед священником? Может, конечно же. Иначе зачем мы просим: Господи, прости?!

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #43 : 03 Март 2009, 15:31:49 »
Спасибо

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #44 : 03 Март 2009, 16:10:25 »
Может ли Господь простить увиденный нами грех без исповеди перед священником? Может, конечно же. Иначе зачем мы просим: Господи, прости?!

  Как Вы думаете Александр: простить и отпустить- это одно и тоже?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.