Исихазм

Автор Тема: Ум книжника  (Прочитано 17252 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Ум книжника
« : 25 Февраль 2009, 16:01:31 »
Сначала думал поставить этот пост в тему "О душе и духе". По написании решил вынести в отдельную тему.

1. Молчащий ум быстро осознает пределы обычного мышления и начинает обращаться к иному источнику знания. Если сердце нечисто, то этот источник знания будет испорчен. И вот что получается. У ума есть лекала из святоотеческого опыта и богословия и есть неверный источник знания, и тогда ум начинает облекать неверные знания в принятую (и правильную) форму. Чем более развивается ум, тем он более искусно соединяет неверное содержание с верной формой. Происходит демоническое одухотворение ума. Он может подделывать почти все, в т.ч. богословие, послушание, формальное смирение и покаяние.

2. Характерный признак такого ума - изворотливость. Она необходима ему, чтобы согласовать верную форму с искаженным содержанием. Обычно "место" расположения изворотливости находится в зоне перехода от внутреннего человека к внешнему. Внутренний человек уже служит бесам, а внешний - благочестив. Внешне человек может даже не понимать своей внутренней испорченности... Книжничество (в отрицательном смысле этого слова) - ментальная форма фарисейства. В таком книжничестве соединяется острый и развитый ум с нечистым сердцем.

3. Чистое сердце интуитивно говорит: аминь, это так, это истинно. Ум, если не умеет молчать, умаляет и замутняет чистую интуицию сердца. Он начинает рассматривать интуитивное знание, сравнивает, накладывает на него схему... И сердце начинает сомневаться, и на сомнении входят другие страсти. Чистое сердце без чистого и спокойного ума ведет на путь юродства...

4. Поэтому так и важно успокоение ума и обретение чистого сердца. Поэтому и необходимо пройти святоотеческим путем молитвы: от молитвы словесной к молитве сердечной, в которой ум соединяется с сердцем.

5. Ясный ум, поверенный чистым и добрым сердцем, может начинать путь богословского восхождения, ибо только сердце способно открыть святоотеческие истины, которые находятся много глубже формального усвоения богословской терминологии и схемы рассуждения.

o2inhal

  • Сообщений: 215
    • Просмотр профиля

Re: Ум книжника
« Ответ #1 : 25 Февраль 2009, 17:13:42 »
...необходимо пройти святоотеческим путем молитвы: от молитвы словесной к молитве сердечной, в которой ум соединяется с сердцем.

Книги нужны чтобы найти святоотеческий путь и идти по нему. Молитвою надо очистить и ум и сердце, Господь соединит их Своею благодатью. Тогда только можно уразуметь правильно и святоотеческие творения и Св. Писание. Иногда духовные книги горячие головы больше применяют оправдания собственных мыслей и желаний, для доказательства своей точки зрения, для обоснования своей правоты в ненужных спорах, но меньше для собственного наставления в благочестии или для, в подходящих случаях, совета ближнему. По творениям св. отцов надо учиться внимать себе, помыслы о наставничестве, о положении "советчика доброго" некнижных, которые посещают во время или после чтения, надо гнать не медля, они ведут в другую сторону.  Нехорошо когда эти помыслы вольно или невольно становятся словами или сообщениями на этом или каком-нибудь другом форуме.

Ясный ум, поверенный чистым и добрым сердцем, может начинать путь богословского восхождения

Да, без ясного ума и чистого доброго сердца богословие становится суетой заблуждений. Св. Игнатий пишет о том же: богословие свойство чистого бесстрастного ума.


Inok

  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля

Re: Ум книжника
« Ответ #2 : 25 Февраль 2009, 17:19:08 »
Спасибо! Очень современная и важная тема, хотя и не очень широко распространенная. Однако. Года 3 назад, живя в Черногории в монастыре, беседовал с одним иеромонахом 40 лет. Из неофитов, бывший инженер, разведенный. в церковь пришел года 4 назад но уже в сане. Так вот он делился своими планами. "Владыка отпускает меня в Салоники изучать греческий язык в течении года (митрополит отговаривал этого иеромонаха, но по любви все-таки отпустил), затем 1 год буду жить в греческом монастыре на Афонге, а затем буду писать научную работу об исихазме". При этом о.N незаметно посмотрел на меня. какое впечатление произвели его слова.
Вот современные ученые монахи _ год на язык, год на общежитие и пора делиться опытом созерцательного безмолвия.
Жалко стало этого иероманаха и множество его духовных чад.
Ну, ладно бы сказал: "Буду писать об исихастах", но нетушки, бери глубже. Что с ним сейчас не знаю, но вероятно написал исследование об умном делании.
Смещаются сегодня понятия в духовной жизни. Происходит выхолащивание самих понятий. подмена терминов, фальсификация. И справа и слева, кстати. Боятся богословы заглянуть внутрь живой трепещущей, ищущей Бога души. Сознательно заброшена старая присказка: "Кто молится - то и богослов"
Поэтому прежде всего надо каждому лично для себя ответить на вопросы:
Что такое молитва?
Что такое богословие?
Что такое христианство?
и самое больное: "Христианин ли я?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ум книжника
« Ответ #3 : 25 Февраль 2009, 17:43:42 »
Цитата: Alexander
1. Молчащий ум быстро осознает ...

2. Характерный признак такого ума...

3. Чистое сердце интуитивно говори...

4. Поэтому так и важно...

5. Ясный ум...

Я тут тоже вижу некую схему. Где главный элемент, главный персонаж, цетральный герой - ум. Это о чем-то говорит.

Не знаю, на определенном этапе очень мне полезно было соприкоснуться с такой точкой зрения на ум, которая представлена на форуме.

Но уход от умственных извращений - он не через прямое противостояние "уму". Все само налаживается через другие рычаги.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Ум книжника
« Ответ #4 : 25 Февраль 2009, 18:31:21 »
Но уход от умственных извращений - он не через прямое противостояние "уму". Все само налаживается через другие рычаги.
Мы не говорили здесь (на форуме) о противостоянии уму.
Не понимаю, зачем ходить всё время вокруг да около.
Речь всегда шла об опущении (поселении) ума в сердце. И только там он в состоянии переплавиться в Ум Христов, по определению Keleynick'a.
Нет смысла сражаться с умом, борьба всегда будет неравной. Мы это видим на замечательном примере Солохина.
Надо показать уму его законное место в сердце, где он окажется не злейшим врагом, а послушным сотрудником.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ум книжника
« Ответ #5 : 25 Февраль 2009, 18:36:13 »

Цитата: Леонид
Речь всегда шла об опущении (поселении) ума в сердце. И только там он в состоянии переплавиться в Ум Христов
Надо показать уму его законное место в сердце, где он окажется не злейшим врагом, а послушным сотрудником

Для меня все эти ваши слова -  тоже некие умственные конструкции, не всеобщие.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Ум книжника
« Ответ #6 : 25 Февраль 2009, 18:41:29 »
Для меня все эти ваши слова -  тоже некие умственные конструкции, не всеобщие.
Это Ваше отношение к молитве давно заметно, Maska.
Эти "конструкции" не мои, а прописи Умного Делания. Проверяю их практикой, только поэтому и говорю, а тo бы молчал в тряпочку.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4515
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Ум книжника
« Ответ #7 : 25 Февраль 2009, 20:29:31 »
Цитировать
Что такое молитва?
Что такое богословие?
Что такое христианство?
и самое больное: "Христианин ли я?

Вот именно отвечая на эти вопросы мы дадим новую пищу уму...

Единственный ответ который можно дать.... "я не знаю"(такой вот ответ)

Алёша

  • Сообщений: 31
    • Просмотр профиля

Re: Ум книжника
« Ответ #8 : 25 Февраль 2009, 23:43:19 »
Я слышал, что разум (в другом варианте словестность) дан нам для познания Воли Божией, а через это и для познания Бога - Вы с этим не согласны?

Какое назначение и место в духовной жизни Вы отводите разуму?

Inok

  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля

Re: Ум книжника
« Ответ #9 : 26 Февраль 2009, 00:43:21 »
Вот именно отвечая на эти вопросы мы дадим новую пищу уму...

Единственный ответ который можно дать.... "я не знаю"(такой вот ответ)
[/quote]

Прекрасный ответ! Только признав, что мы ничегошеньки из себя не представляем и абсолютно ничего не можем без Бога. Без Бога не до порога! Мы начнем искать помощь и имеем шанс обрести, встретить бога Бога. Затем отложив всякий стыд, открыть себя Ему и завопить о помощи. А это уже начало молитвы. А если мы еще ощутим в сердце болячку, не дающую нам покоя,  из-за проблем наших близких. То это уже будет сердечная молитва.
Но первый шаг христианина задуматься: "А ты обрел личного Бога, Спасителя?" Тогда возникает религия=связь между Богом и человеком. Только личность может общаться с Личностью. Как сказал преп Симеон Новый Богослов: "Кто не увидит Бога здесь, тот не увидит Его и там!"

kirill_mkv

  • Сообщений: 492
    • Просмотр профиля

Re: Ум книжника
« Ответ #10 : 26 Февраль 2009, 00:45:28 »
Человек, рожденный лишь от плоти, более-менее сносно описывается моделью Фрейда. Где "я", или сознание,  это лишь слуга плоти, не ведающий своей роли. Плоть же горазда улавливать демоническое, и посылать своего слугу к разным анчарам. Можно надеяться, что рождение свыше меняет эту ситуацию с мотивацией ума.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Ум книжника
« Ответ #11 : 26 Февраль 2009, 11:19:22 »
Цитата: Alexander
1. Молчащий ум быстро осознает ...
2. Характерный признак такого ума...
3. Чистое сердце интуитивно говори...
4. Поэтому так и важно...
5. Ясный ум...
Я тут тоже вижу некую схему. Где главный элемент, главный персонаж, цетральный герой - ум. Это о чем-то говорит.
Не знаю, на определенном этапе очень мне полезно было соприкоснуться с такой точкой зрения на ум, которая представлена на форуме.
Но уход от умственных извращений - он не через прямое противостояние "уму". Все само налаживается через другие рычаги.
Маска, это не ментальная схема и не конструкция. Это побуждение к работе над собой, к очищению сердца. Можно уловить некую схему, показывающую пути неочищенного сердца, но эти схемы давно известны и без этого топика: изворотливый ум всегда включает "фильтр" при опасности его низложения.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Ум книжника
« Ответ #12 : 26 Февраль 2009, 12:22:22 »
Я слышал, что разум (в другом варианте словестность) дан нам для познания Воли Божией, а через это и для познания Бога - Вы с этим не согласны?
Какое назначение и место в духовной жизни Вы отводите разуму?

   До падения разум в человеке имел правильное употребление, то есть ум ощущал Бога, а разум выражал опыт ума. Однако после падения.... Ум человека был помрачен, покрыт страстями и оказался под властью непроницаемой тьмы. Разум, не имея возможности выражать опыт ума, отождествился с мышлением. Таким образом, разумное начало возвысилось над умом, и после падения оно господствует в человеке. Разумная способность приобрела гипертрофированные размеры и поработила ум.
   Если прежде ум приобретал опыт богопознания, то теперь на это претендует разум......он пытается продвинуться по пути богопознания и терпит неудачу: он либо вовсе не находит Бога, либо принимает за Него некий искаженный образ, созданный им самим. 
   Таким образом в разные времена были созданы различные философские учения о Боге и различные религии. Ереси, смутившие Церковь Христову, обязаны своим происхождением именно этим хвастливым притязаниям разума.
   Поэтому отцы подчеркивают, что святые богословствуют не по-аристотелевски, с помощью логики и философии, но как рыбаки, то есть подобно апостолам, на основании собственного опыта, пройдя через внутреннее очищение и откровение ума.

   Митрополит Ирофей Влахос "Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души"  Разум и помыслы. http://www.hesychasm.ru/library/psychology/vlhs_3.htm#n3#n3


   Истинное богословие это не плод концентрации мысли человека, но проявление Святого Духа. Очистившись, ум человека озаряется, и тогда человек, если он располагает необходимой способностью ума, то есть мудростью, может богословствовать.
   Митрополит Ирофей Влахос "Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души" Об уме, сердце и помыслах. http://www.hesychasm.ru/library/psychology/vlhs_3.htm#n3#n3

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Re: Ум книжника
« Ответ #13 : 26 Февраль 2009, 12:49:06 »
Вспомнились слова Господа о том, что всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину дома, который выносит из сокровища своего новое и старое (Матф.13:52). Как их можно воспринимать в контексте сказанного?  Или это вообще не относиться к данной теме?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Ум книжника
« Ответ #14 : 26 Февраль 2009, 17:45:04 »
Вспомнились слова Господа о том, что всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину дома, который выносит из сокровища своего новое и старое (Матф.13:52). Как их можно воспринимать в контексте сказанного?  Или это вообще не относиться к данной теме?
В самом последнем переводе с греческого это место выглядит так: "Вот поэтому, - сказал им Иисус, - всякого учителя Закона, ставшего учеником Царства Небес, можно сравнить с хозяином дома, который выносит из своей кладовой и новые вещи, и старые."
Похоже, что Господь имеет ввиду, - наученный Царству не скрывает от других сокровищ, накопленных в Ветхом и Новом Заветах.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.