Исихазм

Автор Тема: Об умирании самости  (Прочитано 104706 раз)

Ака

  • Сообщений: 175
    • Просмотр профиля

Re: Об умирании самости
« Ответ #90 : 09 Январь 2009, 23:27:43 »
  К сожалению, у нас в приходе сложилась весьма печальная история когда к нам в настоятели прислали довольно молодого, но амбициозного священника. Который, в каком-то смысле попал в опалу, и воспринял свое служение у нас как нечто не соответствующее его далеко идущим планам.
... Служба у нас сокращена до минимума, от силы полтора часа. А строительство храма топчется на месте. А самое главное- ему это не нужно и не интересно. Нет заинтересованности в постройке...и он стал тормозом...все продвижки в этом направлении на корню пресекает...Староста и прихожане, которые заинтересованы в постройке не знают что делать. Единственное на что решилась староста и объявила о сем настоятелю, что решила встретиться с Благочинным и обсудить эту ситуацию...
   Не надо бояться священника, особенно если он не желает участвовать в стройке - и не надо, пусть правит службы, требы, получает за это зарплату и все. В остальное он вмешиваться не в праве, если не ездит по спонсорам, не выбивает денег и не устраивает дел стройки. И если начнет мешать, то нужно к владыке, он с ним разберется или даст вам благословение, допустим, чтобы благочинный за стройку отвечал. Можно даже просто священнику намекнуть - мол, будешь мешать, к владыке поедем, и вполне возможно успокоится. К благочинному - малоэффективно, он не отвечает за стройки в своем округе, он решает другие вопросы, да и власть не та. Все стройки обычно курирует сам владыка. Исключение может быть только Москва и подмосковье.
    Вообще я больше других примеров знаю - отправляют молодого на дальний приход и обещают, мол построишь колокольню (к примеру) будет тебе золотой крест или "хороший" приход (стимулов много можно найти). Вот этот молодой и расшибает себе лоб пробивая стройки и прочее.
« Последнее редактирование: 09 Январь 2009, 23:45:28 от Ака »

Maria

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Re: Об умирании самости
« Ответ #91 : 10 Январь 2009, 10:48:11 »
Ещё из разговоров на форуме я понял, что чаще всего встречается (как бы это сказать?) долгосрочная тенденция перехода что ли, из "я лучше всех" в "я хуже всех". А если наоборот? Бывает, что по нескольку раз, а то и на дню, они сменяют друг друга: то лучше - то хуже, и уже продолжительный период времени. Какие могут направления выхода из этой сложившейся ситуации, нахождения равновесия, средины? может быть это предсмертные конвульсии самости :-), в чем я конечно сильно сомневаюсь?
Обе стороны могут проявляться даже не с разрывом во времени, а практически одновременно. "Я – хуже всех", как наслаждение самоуничижением или упоение обнаруженной (в покаянии) порочностью. "Я – лучше всех", как тщеславие тем, что "дошел" сам или Господь показал (намек на его благосклонность) и гордыня от своей "святости" И другие наслоения.
Все это раскрывается и прогрессирует при последующих попытках осмыслить и тем более описать и донести до других момент богообщения (каким бы подлинным он ни был), превращаясь, чаще всего, в смакование и раздувание своего опыта, ярую защиту и отстаивание его истинности.
Золотая середина, думаю, в том, чтобы видеть оба лика, не отмахиваясь от более "ужасающего" применительно к себе. И молиться.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Об умирании самости
« Ответ #92 : 10 Январь 2009, 14:16:46 »
Напомню слова прп.Силуана о том, что истинное смирение дает только Сам Бог. Так и самостью. Она умирает в благодати, а не под топотом ног.

Это так, но здесь может возникнуть еще одна лазейка для той самой самости. Т.е. я к тому, что так можно и Бога обвинить во всех грехах - мол, не дает благодати (или смирения), вот и грешим... чаще, конечно, лишь на подсознательном уровне - но этого вполне достаточно. И получается замкнутый порочный круг, в то время, как благодать-то стоит у двери и стучит, смиренно ждет пока будет наконец принята она и ее направление. Топот ног, самоуничижение и прочая грубая аскеза, конечно, не открывает этой двери, и не размыкает круга. Часто и благодати ищут не для того, чтобы она стала закваской Царства Божьего, в которой может самость умереть, но ради удовольствия или временного утешения, или даже - какой абсурд! - спасения той же самой самости. Борьба самости с самостью очень тонка и изысканна, поэтому, я считаю, надо также (кроме всей остальной необходимой работы над собой и молитвенного делания) найти ту часть себя, которая пребывает за пределами самости. Как говорили и философы, и святые отцы и много кто еще: "Человек, познай себя!"
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

варюшка

  • Гость
Re: Об умирании самости
« Ответ #93 : 10 Январь 2009, 14:19:58 »
Бога наверно?
поиск Его , это уже жертва самости.
то есть все делать "за ради Христа" ( как по-простому говорили)
вот и будет соработничество.

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Об умирании самости
« Ответ #94 : 10 Январь 2009, 14:21:55 »
Цитировать
Часто и благодати ищут не для того, чтобы она стала закваской Царства Божьего, в которой, может самость умереть, но ради удовольствия или временного утешения той же самой самости.
Цитировать
найти ту часть себя, которая пребывает за пределами самости.
Найти себя изначального.
А вообще это конечно вопрос синергии.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Об умирании самости
« Ответ #95 : 10 Январь 2009, 14:23:54 »
А вообще это конечно вопрос синергии.

Безусловно. Иначе и быть не может ИМХО.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Об умирании самости
« Ответ #96 : 10 Январь 2009, 14:44:40 »
А вообще это конечно вопрос синергии.

Безусловно. Иначе и быть не может ИМХО.
Да.
Тут главное для себя раз и навсегда решить "Я САМ" иду к Богу или Бог меня ведет за собой, а мое дело по возможности не сопротивляться.

Почему по возможности? Потому, что мы разные да и сатана не спит.

Кстати была ли тема о реальности диавола в нашей жизни?
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Об умирании самости
« Ответ #97 : 10 Январь 2009, 15:21:11 »
Афанасий, я думаю, что Бог не будет вести за Собой того, кто сам не идет к Нему. Синергия не означает пассивность, но активное взаимодействие, соучастие, сотворчество. Я так вижу. При этом, конечно, очевидно, Кто Главный, и Кому принадлежит вся слава, но и главный - не в таком смысле, как в обществе или при рабовладельческом строе, и не в таком, как в робототехнике. А пассивность - всего лишь противоположная крайность, как и в случае с гордыней и самоуничижением. Другая грань все той же мирской игры.

* * *

Я САМ... вспоминается интересный момент. Один автор уловил этот момент, и в своем труде предложил рассматривать отдельно Я и отдельно САМ. Я во многом считаю оправданным такой подход, при условии отказа от превращения его в абсолютистскую схему. Также в книге "Для тех, кто имеет веру в Бога..." рабы Божьей Ники говорится о том (если я правильно помню), что дух человеческий существует, как, своего рода, отпрыск и продолжение Духа Божьего, зато человек умудряется существовать отдельно от своего же духа, или - другими словами, в контексте "Я" и "САМ" - "САМ", отдельно от своего же истинного Я.

* * *

Господь говорит: "Я Сам от Себя не могу делать ничего..."; но уточняет: "Отец Мой доныне делает и Я делаю..."

Такова, на мой взгляд, и истинная синергия.
« Последнее редактирование: 10 Январь 2009, 15:39:26 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Об умирании самости
« Ответ #98 : 10 Январь 2009, 15:28:25 »
Возможно, потому не представляете, что не знаете. Не знаете, какой созидающей силой обладает настоящая община, поэтому и не видите каким кошмаром является обыкновенный приход. Не знаете, как много зависит от того, чист и устремлен к Богу священник или отбывает срок и отрабатывает требы. Не знаете, что Церковь это не храм, а единство людей во Христе - и идете в храм, в котором нет этого единства - и уходите домой с крохами.
Насколько человек отождествлен со своим эгоизмом или коллективным, настолько и не видит его.

Менять шило на мыло не стоит. Я о другом. Это трагедия церкви, когда большинство ее членов просто не знают - опытно не знают! - единства, соборности, взаимопомощи... Не знают, потому что ни разу не видели...

Стоит только одному человеку со своим отождествленным эгоизмом прорваться в общину -- община разваливается. Не такая ли трагедия с Ананией и его женой описывается в "Деяниях Апостольских"? И апостолы не помогли. И никто не поможет. Вот и остается искать Бога где угодно, только не в храме.

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Об умирании самости
« Ответ #99 : 10 Январь 2009, 15:47:52 »
Афанасий, я думаю, что Бог не будет вести за Собой того, кто сам не идет к Нему. Синергия не означает пассивность, но активное взаимодействие, соучастие, сотворчество. Я так вижу. А пассивность - всего лишь противоположная крайность, как и в случае с гордыней и самоуничижением.
Синергия - содружество.
Когда говорим, что Бог не будет вести за собой того, кто не идет к нему, то мы тщимся его замысл знать. А не знаем.
Захочет - поведет. Захочет и содружество будет.
Пример Савла. Просто в отношении каждого свой промысл Божий.
Я так думаю.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Синица

  • Сообщений: 68
    • Просмотр профиля

Re: Об умирании самости
« Ответ #100 : 10 Январь 2009, 17:37:17 »
ой как классно сказано о том, что человек может существовать как бы отдельно от своего Духа :) ну от Духа вообще.

Вся суть падения.

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Об умирании самости
« Ответ #101 : 10 Январь 2009, 17:47:38 »
ой как классно сказано о том, что человек может существовать как бы отдельно от своего Духа :) ну от Духа вообще.

Вся суть падения.

Можно ссылку? Я этого не увидел ни у кого.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Об умирании самости
« Ответ #102 : 10 Январь 2009, 20:07:13 »
Часто и благодати ищут не для того, чтобы она стала закваской Царства Божьего, в которой может самость умереть, но ради удовольствия или временного утешения, или даже - какой абсурд! - спасения той же самой самости. Борьба самости с самостью очень тонка и изысканна, поэтому, я считаю, надо также (кроме всей остальной необходимой работы над собой и молитвенного делания) найти ту часть себя, которая пребывает за пределами самости. Как говорили и философы, и святые отцы и много кто еще: "Человек, познай себя!"
Да первое выделение очень верно...
А по поводу второго выделения---Это о чём речь...Непредвзятый наблюдатель...Безстрастная часть ума?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Пространство Покоя

  • Гость
Re: Об умирании самости
« Ответ #103 : 10 Январь 2009, 20:09:59 »
Возможно, потому не представляете, что не знаете. Не знаете, какой созидающей силой обладает настоящая община, поэтому и не видите каким кошмаром является обыкновенный приход. Не знаете, как много зависит от того, чист и устремлен к Богу священник или отбывает срок и отрабатывает требы. Не знаете, что Церковь это не храм, а единство людей во Христе - и идете в храм, в котором нет этого единства - и уходите домой с крохами.
Насколько человек отождествлен со своим эгоизмом или коллективным, настолько и не видит его.

Менять шило на мыло не стоит. Я о другом. Это трагедия церкви, когда большинство ее членов просто не знают - опытно не знают! - единства, соборности, взаимопомощи... Не знают, потому что ни разу не видели...

Стоит только одному человеку со своим отождествленным эгоизмом прорваться в общину -- община разваливается. Не такая ли трагедия с Ананией и его женой описывается в "Деяниях Апостольских"? И апостолы не помогли. И никто не поможет. Вот и остается искать Бога где угодно, только не в храме.
Уважаемый Юрий Петрович а кто и где учил что Бога надо искать в Храме???
Даже разрушал такие убогие представления…

Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё. (Деян 17-24:25)….

Чтобы люди искали Его не в определенном месте … В первую очередь надо искать Его в себе.

….дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: (Деян. 17:27)
А Господь учил , что Царствие Божье внутрь нас есть.

Так в себе надо искать Господа…

Не воспринимайте этот пост как призыв неходить в храмы , надо собираться вместе и где двое или трое то там и Господь, но это незначит что Он не там где не собраны двое или трое.

Уместно процитировать Аврелия Августина
Цитировать
  Августин. Исповедь
1. "Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость Твоя". И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих; человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты "противостоишь гордым". И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе. Дай же мне, Господи, узнать и постичь, начать ли с того, чтобы воззвать к Тебе или с того, чтобы славословить Тебя; надо ли сначала познать Тебя или воззвать к Тебе. Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то другому может незнающий. Или, чтобы познать Тебя, и надо "воззвать к Тебе?" "Как воззовут к Тому, в Кого не уверовали? и как поверят Тебе без проповедника? И восхвалят Господа те, кто ищет Его". Ищущие найдут Его, и нашедшие восхвалят Его. Я буду искать Тебя, Господи, взывая к Тебе, и воззову к Тебе, веруя в Тебя, ибо о Тебе проповедано нам. Взывает к Тебе, Господи, вера моя, которую дал Ты мне, которую вдохнул в меня через вочеловечившегося Сына Твоего, через служение Исповедника Твоего.
II.
2. Но как воззову я к Богу моему, к Богу и Господу моему? Когда я воззову к Нему, я призову Его в самого себя. Где же есть во мне место, куда пришел бы Господь мой? Куда придет в меня Господь, Господь, Который создал небо и землю? Господи, Боже мой! ужели есть во мне нечто, что может вместить Тебя? Разве небо и земля, которые Ты создал и на которой создал и меня, вмещают Тебя? Но без Тебя не было бы ничего, что существует - значит, все, что существует, вмещает Тебя? Но ведь и я существую; зачем прошу я Тебя прийти ко мне: меня бы не было, если бы Ты не был во мне. Я ведь еще не в преисподней, хотя Ты и там. И "если я сойду в ад, Ты там". Меня не было бы, Боже мой, вообще меня не было бы, если бы Ты не был во мне. Нет, вернее: меня не было бы, не будь я в Тебе, "от Которого все, чрез Которого все, в Котором все". Воистину так, Господи, воистину так. Куда звать мне Тебя, если я в Тебе? и откуда придешь Ты ко мне? Куда, за пределы земли и неба, уйти мне, чтобы оттуда пришел ко мне Господь мой. Который сказал: "Небо и земля полны Мною"?
III.
3. Итак, вмещают ли Тебя небо и земля, если Ты наполняешь их? Или Ты наполняешь их и еще что-то в Тебе остается, ибо они не вмещают Тебя? И куда изливается этот остаток Твой, когда небо и земля наполнены? Или Тебе не нужно вместилища. Тебе, Который вмещаешь все, ибо то, что Ты наполняешь Ты наполняешь, вмещая? Не сосуды, полные Тобой, сообщают Тебе устойчивость: пусть они разбиваются. Ты не выльешься. А когда Ты изливаешься в нас, то не Ты падаешь, но мы воздвигнуты Тобой; не Ты расточаешься, но мы собраны Тобой. И все, что Ты наполняешь, целиком Собой Ты все наполняешь. Но ведь все не в состоянии вместить Тебя, оно вмещает только часть Тебя, - и все сразу вмещают ту же самую часть? Или отдельные создания - отдельные части: большие большую, меньшие меньшую? Итак одна часть в Тебе больше, а другая меньше? Или же повсюду Ты целый и ничто не может вместить Тебя целого?
IV.
4. Что же Ты, Боже мой? Что, как не Господь Бог? "Кто Господь, кроме Господа? и кто Бог, кроме Бога нашего?" Высочайший, Благостнейший, Могущественнейший, Всемогущий, Милосерднейший и Справедливейший; самый Далекий и самый Близкий, Прекраснейший и Сильнейший, Недвижный и Непостижимый; Неизменный, Изменяющий все, вечно Юный и вечно Старый, Ты обновляешь все и старишь гордых, а они того и не ведают; вечно в действии, вечно в покое, собираешь и не нуждаешься, несешь, наполняешь и покрываешь; творишь, питаешь и совершенствуешь; ищешь, хотя у Тебя есть все. Ты любишь и не волнуешься; ревнуешь и не тревожишься; раскаиваешься и не грустишь; гневаешься и остаешься спокоен; меняешь Свои труды, и не меняешь совета; подбираешь то, что находишь, и никогда не теряешь; никогда не нуждаешься и радуешься прибыли; никогда не бываешь скуп и требуешь лихвы. Тебе дается с избытком, чтобы Ты был в долгу, но есть ли у кого что-нибудь, что не Твое? Ты платишь долги, но Ты никому не должен; отдаешь долги, ничего не теряя. Что сказать еще, Господь мой, Жизнь моя, моя Святая Радость? И что вообще можно сказать, говоря о Тебе? Но горе тем. которые молчат о Тебе, ибо и речистые онемели.
5. Кто даст мне отдохнуть в Тебе? Кто даст, чтобы вошел Ты в сердце мое и опьянил его так, чтобы забыл я все зло свое и обнял единое благо свое. Тебя? Что Ты для меня? Сжалься и дай говорить. Что я сам для Тебя, что Ты велишь мне любить Тебя и гневаешься, если я этого не делаю, и грозишь мне великими несчастиями? Разве это не великое несчастие не любить Тебя? Горе мне! Скажи мне по милосердию Твоему, Господи. Боже мой, что Ты для меня? "Скажи душе моей: Я - спасение твое". Скажи так, чтобы я услышал. Вот уши сердца моего пред Тобой, Господи: открой их и скажи душе моей: "Я спасение твое" Я побегу на этот голос и застигну Тебя. Не скрывай от меня лица Твоего: умру я, не умру, но пусть увижу его.
6. Тесен дом души моей, чтобы Тебе войти туда: расширь его. Он обваливается, обнови его. Есть в нем, чем оскорбиться взору Твоему: сознаюсь, знаю, но кто приберет его? и кому другому, кроме Тебя, воскликну я: "От тайных грехов моих очисти меня, Господи, и от искушающих избавь раба Твоего" Верю и потому говорю: "Господи, Ты знаешь". Разве не свидетельствовал я пред Тобой "против себя о преступлениях моих. Боже мой? и ты отпустил беззакония сердца моего". Я не сужусь с Тобой, Который есть Истина, и не хочу лгать себе самому, да не солжет себе неправда моя. Нет, я не сужусь с Тобой, ибо "если воззришь Ты на беззакония, Господи, Господи, кто устоит?". 


Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь.(Иеремия 23:24)

Как думаете стоит ли учить людей тому что Бога надо искать в храме?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Об умирании самости
« Ответ #104 : 10 Январь 2009, 20:35:38 »
Человеческая природа - это то, что  принадлежит всему человечеству вместе, а не каждому по отдельности. Так было изначально. И внутреннее самоощущение, центр личности был глубого укоренен в Боге. Не по  разделенности природы люди различали себя, а из неповторимости личностной жизни. Общая для всех природа проживалась каждым на свой уникальный манер (как жизнь Лиц в Божественной Троице).

Но вот этот скрепляющий стержень по грехопадении утерян. Вместо центростремительных сил в наличии центробежные. Произошел раскол человечества и каждый человек потерял единство природы, стал как бы отдельным субъектом, присваивая себе природу, природные качества, думая, что этим определяет определяет себя.

Чтобы отличить себя от другого выстраивается целая система внешних границ. Идет постоянное сравнение, оценка себя и других, стараешься увидеть себя глазами другого - собственное существование призрачно, пока не получишь о нем свидетельство со стороны, пока не поместишь его в систему внешних координат.

Умирание - это кропотливая работа по отслеживанию "деятельности разделения", по упразднению внешних границ.

Но это возможно лишь когда нащупаешь и задействуешь внутренний центр  притяжения, который не от тебя.

« Последнее редактирование: 10 Январь 2009, 20:49:53 от Maska »