Исихазм

Автор Тема: Богатство неправедное  (Прочитано 32429 раз)

Александр*

  • 3
  • Сообщений: 335
    • Просмотр профиля

Богатство неправедное
« : 03 Январь 2009, 22:33:12 »
Друзья, как вы понимаете слова Господа:
И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. (Лк. 16, 9)?

Феофилакт толкует: "Неправедным называется то богатство, которое Господь вручил нам для употребления на нужды братьев и сослужителей, а мы удерживаем оное для самих себя" - т.е. подразумевается по сути тот же смысл, что и в притче о талантах - "нам дали, так и мы (от)дадим".

Как еще можно понять это самое неправедное богатство?
" Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума..."

Александр*

  • 3
  • Сообщений: 335
    • Просмотр профиля

Re: Богатство неправедное
« Ответ #1 : 03 Январь 2009, 22:51:27 »
Вот еще нашел:
богатство мира сего называет Христос "неправедным" потому, что нередко оно либо наживается нечестными путями, либо является обыденным орудием всевозможных злоупотреблений, но, прежде всего, это богатство "неправедно" в противоположность единственному праведному богатству - духовному.

Но остается вопрос: как приобретать друзей таким богатством?
" Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума..."

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4514
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Богатство неправедное
« Ответ #2 : 03 Январь 2009, 22:56:20 »
Да и возникает ещё вопрос. Кто(или что имеется ввиду под этим словом) эти друзья? 

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Богатство неправедное
« Ответ #3 : 03 Январь 2009, 23:03:46 »
И тут-же вопрос по поводу: "В доме Отца Моего обителей много." Почему это в этой притче?
Количество или качество обителей?
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Александр*

  • 3
  • Сообщений: 335
    • Просмотр профиля

Re: Богатство неправедное
« Ответ #4 : 03 Январь 2009, 23:16:49 »
Цитировать
"В доме Отца Моего обителей много." Почему это в этой притче?


Афанасий, тут вы цитируете Евангелие от Иоанна!

Согласен, вопросов при чтении Св.Писания возникает немало, но давайте, все таки, не будем валить все в одну кучу!



" Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума..."

Александр*

  • 3
  • Сообщений: 335
    • Просмотр профиля

Re: Богатство неправедное
« Ответ #5 : 03 Январь 2009, 23:29:48 »
Цитировать
Да и возникает ещё вопрос. Кто(или что имеется ввиду под этим словом) эти друзья?

может быть, друзья - это добродетели?
" Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума..."

Александр*

  • 3
  • Сообщений: 335
    • Просмотр профиля

Re: Богатство неправедное
« Ответ #6 : 04 Январь 2009, 00:14:15 »
иеромонах Иов (Гумеров):

При толковании слов: обретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (Лк.16:9) ключевым является понятие богатство неправедное. Здесь говорится о мирском богатстве в противоположность понятию сокровища на небесах. Раздавая мирское богатство в качестве милостыни, мы приобретаем друзей: получившие милостыню выступят как ходатаи за нас перед Богом, чтобы нам войти в вечные обители.

" Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума..."

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Богатство неправедное
« Ответ #7 : 11 Февраль 2009, 08:38:51 »
Это не раз обсуждалось у нас внутри. Очень часто об этом спрашивают во время катехизации, было еще на Евангельских встречах выбирали такой отрывок...

Тут сложно определить само понятие - богатство. В итоге сошлись, что это все, что имеем - включая способности, таланты, мысли, которые приходят в голову. Еще, например, дар молитвы, прорицания - все что угодно.

Потом как-то пришли к мнению, что любое богатство - неправедное. Все не наше, мы этому только управители.

Что такое расточать - тут больше всего попыток было перевести на юридически-правовое русло. Например, много было претензий, когда оценивали поведение управителя, прощающего долги не свои, а хозяйские - что, дескать за чужой хозяйский счет сие творит, а значит ущерб хозяину наносит. За что хвалить-то...

Потом, про управителя не сказано, что он есть расточитель, в этом качестве он не осужден.  На него только донесено, и хозяин еще только попросил дать отчет, т.е. ситуация проверки, результаты которой впереди.

А в результате хозяин похвалил управляющего. И произнес знаменитое "приобретайте друзей богатством неправедным".

Тут принципиальный момент в изменении поведения управителя  (что  принципиально меняет смысл его действий) - это выход из отношений "я - богатство" в отношения "я - другой человек". Изменение области пользования благ, к которым имеем доступ. Выход из товарно-денежного в сферу общения и любви.

Пусть это для управителя вынужденное, это он от стресса такое измыслил, желая обеспечить себе теплое место в будущем. Но вот что важно - это теплое место ему гарантирует не наличие у него украденных средств, а приобретенное хорошее отношение людей, у которых надеется в будущем найти приют. Это какя-то "твердая небесная валюта" получается.

Тратить на себя (свое ли, чужое ли...) - это всегда расточать. Когда расточать (пусть и не свое, а чужое) для ближнего - это приобретает смысл "собирать сокровище на небесах". Хорошее отношение - его возможно на тот свет богатством переправить. А материальное тут останется.
« Последнее редактирование: 11 Февраль 2009, 08:52:04 от Maska »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Богатство неправедное
« Ответ #8 : 11 Февраль 2009, 08:46:07 »
Тут самое загадочное не о самом управителе, а о сынах света.

Что значит "сыны века сего догадливее сынов света в своем роде".

Я рискнула предположить, что это о людях и ангелах. О том, что люди спасаются сообща (молитвы, заступничество святых), а ангелы - только индивидуально. Не уверена, правда...

Можно еще сравнить путь индивидуального монашества (сыны света) и мирской (сыны века сего)... Не в плане молитв за кого-то (монашествующие за других молятся), но вот когда подвижник попадает в личную кризисную "околопогибельную" ситуацию, он в силу одинокости пути может пропасть там, где ведущий "неодинокий путь" имеет возможность маневра.


Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Богатство неправедное
« Ответ #9 : 11 Февраль 2009, 11:20:34 »
А зачем Господу называть ангелов сынами света и тем более сравнивать их с сынами века сего (бесами, получается :) ) по догадливости?

Это разделение скорее по избранию и предузнанию.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Богатство неправедное
« Ответ #10 : 11 Февраль 2009, 12:20:38 »
Вот еще нашел:
богатство мира сего называет Христос "неправедным" потому, что нередко оно либо наживается нечестными путями, либо является обыденным орудием всевозможных злоупотреблений, но, прежде всего, это богатство "неправедно" в противоположность единственному праведному богатству - духовному.

Но остается вопрос: как приобретать друзей таким богатством?

Придерживаюсь мнения, что неправедным богатство названо в сравнение с духовным. А преобретать очень просто. Помогать братьям и сестрам, если есть чем. Меня к Господу женщина привела, которая в трудный момент моей жизни, когда работы не было и детей нечем было кормить, помогала мне, выделяя из того, что сама имеет, а потом в отпуск пошла, а меня на свою работу за место себя устроила. Стала она мне духовной мамой, а не только другом, до сих пор признательна ей. Потом пришло время и мне помогать одной христианской семье , теперь они мне лучшие друзья.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Богатство неправедное
« Ответ #11 : 11 Февраль 2009, 16:35:11 »

Цитата: Alexander
Это разделение скорее по избранию и предузнанию.

Александр, раскройте, пожалуйста, что вы имеет в виду? Буду вам благодарна.
Меня вопрос об избрании и предузнании очень интересует.

Цитата: Alexander
ангелов сынами света и тем более сравнивать их с сынами века сего (бесами)

Сыны света - это бесплотность и светоносность изначальной природы, соприсущность вечности (тварной вечности) - характеристика ангельских сил.

Сыны века сего - это люди (не бесы), их природа не есть чистый свет, они сместь с перстным, они по природе причастны "веку сему" - т.е. времени.

Не говорю, что это правильно - мое такое восприятие. Просто раскрываю логику как это можно видеть.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Богатство неправедное
« Ответ #12 : 11 Февраль 2009, 17:05:47 »
Ваша логика никак не привязана к логике притчи. Зачем Господу сравнивать ангелов с людьми? И при этом называть ангелов сынами света, а людей - сынами века сего? Не потому ли решили так, что определили для себя: сыны света - это ангелы, и точка?

Тот же ап.Павел говорит:  Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы.  В этой его фразе и ответ об избранности.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Богатство неправедное
« Ответ #13 : 11 Февраль 2009, 20:30:31 »
Что значит "сыны века сего догадливее сынов света в своем роде".
Где то что то по моему слышал :-)...Так прозаически...Сыны века сего-люди мира с мирской философией, но в данном случае соображают практичнее сынов света-тех кто не от мира сего...и по тому сообразили КАК можно выйти из положения...

Богатство неправедное-материальные ценности которые даёт нам Бог (с походом) что бы мы делились ими с теми кто нуждается...А это хорошо для нас(помогать) по этому они(нуждающиеся) как бы будут ходатайствовать за нас...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Богатство неправедное
« Ответ #14 : 11 Февраль 2009, 20:57:23 »
 Вот что нам вещает митрополит Московский Филарет:
",,,,,Конечно, слово притчи ясно показывает, что она, употребляя мирское мудрование, в подобие духовной мудрости, отнюдь их не смешивает: сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (Лк. 16, ). То есть: как жаль, что чада мудрости мирской имеют довольно искусства, среди самого разрушения, темными средствами устроить свое временное благосостояние, а чада света, ученики мудрости божественной, часто не употребляют довольно тщания, чтобы при ее свете, с ее силой, уравнять и управить свой путь в вечные кровы!» Чтобы объяснить смысл слов — приобретайте себе друзей богатством неправедным (Лк. 16, 9), или, как сказано в славянском переводе, сотворите себе друга от маммоны неправды, митрополит Филарет говорит, что «у сириян был идол, который назывался маммона и суеверно почитался покровителем богатства. От сего и к самому богатству перенесено то же название: маммона. Господь, конечно, не без причины, вместо простого названия богатства употребил слово маммона, в котором с понятием богатства объединяется понятие идолослужения; и причину сего иную можно предложить, как ту, что хотел означить не просто богатство, но богатство, с пристрастием собираемое, с пристрастием обладаемое, делающееся идолом сердца. Таким образом определяется смысл и целого выражения: маммоны неправды. Это значит богатство, которое через пристрастие к нему сделалось неправедным или порочным; ибо в священном языке неправда может означать вообще порок, подобно как и правда — вообще добродетель. Что же посему значит наставление: сотворите себе друга от маммоны неправды? Это значит: богатство, которое через пристрастие легко становится у вас маммоною неправды, веществом порока, идолом, обратите в доброе стяжение через благотворение бедным и приобретите в них духовных друзей и молитвенников за вас."
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.