Исихазм

Автор Тема: Рождение от воды и духа  (Прочитано 7948 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Рождение от воды и духа
« : 28 Ноябрь 2004, 05:15:20 »
Друзья, хотел бы задать такой вопрос:

Христос говорил что надлежит родиться "от воды и Духа". Рождение от воды традиционно трактуется как крещение, рождение от духа иногда понимается как рождение нового "духовного человека" происходящее в момент крещения, а иногда - как некое духовное событие не привязанное  по времени к таинстсву крещения. Бл. Феофилакт трактует это место именно в первом смысле: "человек, родившийся крещением, становится духовен". Что вы знаете по этому вопросу, что говорят другие св. отцы?


"Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. ... Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух." Ин.3.4

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Рождение от воды и духа
« Ответ #1 : 29 Ноябрь 2004, 02:29:01 »
Хм, вот сам себе и отвечаю. Сегодня поговорил на эту тему со священником, и он сказал что человек при крещении получает как бы зерно Святого Духа внутрь души, и оно, при надлежащем возделывании со стороеы человека, сначала возрастает неявно для него в земле сердца, но в определённый момент "пробивается на свет" и присутсвиие Духа становится явно ощутимым в душе - этот момент он назвал "illumination". Рождением в Духе можно называть и момент Крещения, и момент "явления Царства Божиего в силе".

Вот и у преп. Макария есть об этом:
"К тому нужно стремиться, чтобы мы сейчас загорелись желанием в краткий отпущенный нам срок удостоиться восприятия и зачатия в сердцах наших Духа Божия"

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Рождение от воды и духа
« Ответ #2 : 29 Ноябрь 2004, 13:53:57 »
Евгений, Вы подняли такую непростую тему...

Как только ветхий ум начинает заглядывать в духовную область, он лажает, и не важно, чей это ум: неискушенного в размышлениях человека или богослова-комментатора. Потому и Господь говорил народу притчами. Так и язык таинств по сути своей представляет притчу для внешнего человека.

***Рождение от воды традиционно трактуется как крещение***

Традиционно. Интересно, что сам Господь не крестил водой (крестили Его ученики). Опираясь на традиционное мнение, как понять, о каком крещении Он говорит своим ученикам:  и крещением, которым Я крещусь, будете креститься?  Как понимать слова Иоанна Предтечи: Он будет
крестить вас Духом Святым и огнем
? А сии слова Господа в каких таинствах выразить: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится?

А как быть с "критерием" рожденности от Духа: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Крещенных водой многие миллионы, а кто из этого множества скажет во истине, что слышит голос Святого Духа?

Из Деяний знаем, что Дух Святой мог сходить и до крещения. Куда "деть" некрещенного разбойника, с креста взошедшего в рай, Лазаря из притчи, попавшего на лоно Авраамово?

Если рождением в Духе назвать момент крещения, до куда девается рожденное непорочное дитя человека крещенного, но не спасенного?

***человек при крещении получает как бы зерно Святого Духа внутрь души***

Любой человек (крещенный или не крещенный) есть образ Божий, пусть и искаженный. Человек - икона Творца, освященная Самим Творцом в акте создания. Икона сия неверно используется, но скрытое зерно Духа - искра Божия остается (об искре Божьей говорил, кажется, Григорий Богослов). Не будь этого скрытого семени, не было бы и человека как образа Божия.

Если получает, значит, не имел, а если не имел, то и не был человеком! Когда эта логика выплескивается из подсознания в извращенном виде, то она дает основание не считать за людей представителей других религий (и конфессий) - все равно, погибнут, раньше или позже, не грех и помочь им, чтобы раньше, а то искушают...

Мое (частное :) ) мнение. При крещении дается шанс (возможность, толчок, инициация) прорасти зерну Духа. Если человек данной ему возможностью не воспользуется, то и не спасется. Под спасением же мы понимаем обожение человека.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Рождение от воды и духа
« Ответ #3 : 30 Ноябрь 2004, 02:00:40 »
Да, это такие Тайны Божии о которых нам не стоит рассуждать, тем более на форумах (чтобы не поднимать опять шумные дискуссии о возможности спасения некрещёных). Может лучше вообще эту тему закрыть или удалить? А всё же по поводу некрещёных существует фраза свт. Григория Богослова (которую ещё ни один из "юридистов" не осмелился опровергнуть) о том что Страшный Суд и будет для многих крещением:

"Может быть, они (грешники) там крестятся огнем - последним крещением, самым болезненным и продолжительным,- который поглощает материю, как сено, и истребляет легкость всякого греха"

"Многие захотят войти и не возмогут", но все кто возмогут вынести очищающий Огонь Божественной Любви, болезненный и обжигающий для гордости и самолюбия, - войдут.

Вообще богословские термины которые мы употребляем когда говорим о жизни в Духе - сами есть образы и притчи истинный смысл которых до конца непостижим. Конечно зерно Духа есть у каждого - это тот дух данный нам от Бога в момент рождения. Если бы этого зерна не было, мы бы и не могли начать тянуться к Богу, ибо свое тянется к своему себе подобному. О крещении же большинство отцов говорит что до него Дух Святой действует как-бы снаружи души привлекая её к Себе (что называют иногда "благодать привлекающая"), а после крещения входит и действует внутри души совершая обожение (что называют иногда "благодать спасающая"=обоживающая). Но можно и сказать как Вы выразились - это зерно оживает - получает импульс к жизни от соприкосновения с Духом Божиим в момент крещения. Или здесь уместнее будет образ зачатия Христа от Духа Божия и зерна бывшего во чреве Матери его, а образом "просвещения" будет Рождество - рождение на свет и явление Христа в душе. Потому и поёт Церковь: "Дева днесь Пресущественного раждает"

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Рождение от воды и духа
« Ответ #4 : 30 Ноябрь 2004, 16:51:32 »
Здесь уместно привести ВОПРОС VI из преп. Максима Исповедника Вопросоответы к Фалассию

"Если, согласно святому Иоанну, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить (1 Ин. 3:9), а рожденный от воды и Духа (Ин. 3:5) - рожден от Бога, то как мы, рожденные от Бога через [святое] крещение, можем согрешать?

ОТВЕТ. Двояк1 образ нашего рождения от Бога: один дает рождаемым [постоянно] присутствующую благодать усыновления в состоянии возможности, другой же — приводит всю эту благодать в состояние действительности и через нее преобразует нравственно2 всё произволение рождаемого в отношении к рождающему Богу. Первый образ рождения содержит благодать в состоянии возможности3, в одной только вере, другой же - сверх веры, по действенному познанию4, осуществляет в познавшем божественное подобие Познанному. В ком созерцается первый образ рождения, в тех еще присутствует (если, конечно, они того пожелают) возможность грехопадения, потому что воля их не стала еще чистой от плотского пристрастия настолько, чтобы быть определенной Духом в самом действительном причастии познанным божественным тайнам. Ибо не рождает Дух воли не хотящей, но Он лишь желающую [волю] преобразует для обожения. Причастный этому [обожению] в опытном познании не может уже отступать от того, что однажды реально было познано на деле5, и [прилепиться] к чему-либо другому помимо него и выдающему себя за него, подобно тому, как и глаз, однажды видевший солнце, не может ошибочно принять за него луну или какие-либо звезды на небе. А у тех, у кого Святой Дух, приняв при рождении всё их произволение, переместил [его] всецело от земли на небо и путем действительного и истинного познания претворил [их] ум в блаженных лучах Бога и Отца так, чтобы этот ум считался за другого бога6 и испытал по благодатному причастию та, чем является по сущности (а не испытывает) [Сам] Бог7, - у таких [людей] произволение явно стало безгрешным по навыку в добродетели и ведении, ибо они не могут уже отречься от того, что действенно и опытным путем было ими познано. Итак, хотя мы и имеем Дух усыновления (Рим. 8:15), Который есть семя, воспроизводящее в рождаемых подобие Посеявшего его, но, поскольку не представляем Ему своей воли свободной от наклонности и расположения [к греху], то поэтому и после рождения водою и Духом согрешаем по своему желанию. А если мы сознательно8 приготовили бы волю к принятию их, то есть воды и Духа, то тогда таинственная вода9 совершила бы очищение [нашей] совести через деятельное любомудрие и животворящий Дух произвел бы в нас непреложное совершенство через опытное ведение. Таким образом, каждому из нас, еще могущих согрешать, остается преисполниться желанием добровольно предоставить себя Духу."