Исихазм

Автор Тема: Предопределение  (Прочитано 7292 раз)

Пространство Покоя

  • Гость
Предопределение
« : 04 Декабрь 2008, 23:14:26 »
Прочитав немного ваши посты я понял, что “вы” люди начитанные или скажем так продвинутые, даже напомнили мне Афины времен Павла. :-)

Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. (Деян. 17:21)

Вот и хочу услышать вас и ваше мнение о предопределении.
Дело в том, что я поднимал эту тему в другом форуме и, не услышав конкретных ответов от представителей разных христианских конфессий, сам себе и ответил и можно сказать «разгромил» эту теорию. Но в глубине души я похоже допускаю что есть предопределение. И в последнее время я вижу как бы всё и все события взаимосвязано. Кальвин верил и ссылался на библейские тексты. бл. Августин верил в предопределение, но говорил, что невозможно это объяснить, надо лишь верить этому.

И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится. (Дан. 11:36).


Начнем отсюда, что вы  думаете уважаемые форумчане есть ли предопределение или нет? и объясните мне по мере ваших возможностей, еще интересно услышать, как решается этот вопрос в исихазме.
Буду благодарен .

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Предопределение
« Ответ #1 : 04 Декабрь 2008, 23:45:31 »
Цитировать
«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» .
     Когда апостол Павел в своих посланиях говорит о предопределении участи людей, он имеет в виду только спасаемых (Рим. 8, 29–30; Еф. 1, 5, 11), но отнюдь не погибающих. Никогда и нигде он не говорит о предопределении к погибели.
  Это я к цитате от(Рим. 8, 29–31)

  Но... у  Иоанна Дамаскина по поводу предопределения  можно найти такие слова( более широкого спектра):
"Следует иметь в виду, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели. Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти; ибо Бог уже предопределил по Своему предведению все так, как того требует Его благость и справедливость.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Пространство Покоя

  • Гость
Re: Предопределение
« Ответ #2 : 05 Декабрь 2008, 19:07:15 »
Здравствуйте! спасибо за ответ.
Цитировать
Когда апостол Павел в своих посланиях говорит о предопределении участи людей, он имеет в виду только спасаемых (Рим. 8, 29–30; Еф. 1, 5, 11), но отнюдь не погибающих. Никогда и нигде он не говорит о предопределении к погибели.
  Это я к цитате от(Рим. 8, 29–31)
В смысле Бог который хочет спасения всех согласно Писанию, одних предопределил к спасению а иных нет?Кровь Христа пролитая за весь мир... так если не предопределены то и не могут спастись?
 Я правильно вас понял?
« Последнее редактирование: 05 Декабрь 2008, 19:22:04 от Пространство Покоя »

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Предопределение
« Ответ #3 : 05 Декабрь 2008, 21:04:07 »
 "Виднейший русский православный экзегет профессор Η. Η. Глубоковский делает по этому поводу следующее замечание: «Благовестник судьбу погибающих вовсе не приписывает предопределению божественному и скорее оттеняет их личную виновность» [63]. То же утверждает и профессор Нового Завета ректор Свято-Сергиевской Академии в Париже епископ Кассиан: «В 8-й главе послания к римлянам апостол Павел говорит только о спасении… Он ничего не говорит о предопределении осуждения» [64].

     Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), и предопределение ко спасению следует понимать как выражение непреклонной воли Божией сделать все необходимое для спасения тех, кто хорошо пользуется своей свободной волей, кто со страхом и трепетом совершает свое спасение (Флп. 2, 12), кто «ищет благодати и свободно покоряется ей» (Послание восточных патриархов, член III) и остается верным до смерти (Откр. 2, 10).

     Те же, которые худо пользуются своей свободной волей и противятся благодати, своей нераскаянностью и греховным образом жизни сами обрекают себя на погибель и духовную смерть, то есть на лишение возможности находиться в общении с Источником вечной жизни."

         доктор богословия, профессор протоиерей Ливерий Воронов
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Galia

  • Сообщений: 11
    • Просмотр профиля

Re: Предопределение
« Ответ #4 : 05 Декабрь 2008, 23:54:02 »
 Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), и предопределение ко спасению следует понимать как выражение непреклонной воли Божией сделать все необходимое для спасения тех, кто хорошо пользуется своей свободной волей, кто со страхом и трепетом совершает свое спасение (Флп. 2, 12), кто «ищет благодати и свободно покоряется ей» (Послание восточных патриархов, член III) и остается верным до смерти (Откр. 2, 10).

Iunija, мне кажется, это близким к истине. Хочется, подтвердить это жизненным опытом, но боюсь утомить всех вас рассказами о снах. Может сложиться впечатление того, что мне больше нечего рассказать. Но, поскольку раньше читала больше научной, а не духовной литературы, считаю себя новичком. Чувствую во многих постах на форуме не просто ум, а мудрость. Поэтому все-таки поделюсь.
Я уже упоминала о том, что в восемнадцать лет имела  подарок, все величие которого, наверное полностью не осознала и сейчас, речь я вела только о первой части своего сна, в котором видела и слышала Сына Божьего и Господа нашего. Он говорил: "Надо людей учить добра". Потом мне открылась такая картина: територия, отведенная под строительство, кучи камней, рвы для забивки фундамента и возле камней с лопатой стоит ОН, говоря:"Этот дом должен быть построен". Прошли годы. Мои родители помогли нам с мужем построить новый дом, в который мы перешли жить. Возле нашего жилища наши соседи возводили тоже дома на своих участках. И вот наш массив облетает новость, что возле наших домов, на окраине города дано разрешение на строительство храма. Прогуливаясь с маленьким сыном, я очень захотела посмотреть на это место. Увидев его я словно ощутила состояние дэжавю. Да, я действительно узнала его. Именно здесь Исус говорил мне 12 лет назад во сне: "Этот дом должен быть построен".
Приход только организовывался, а с ним и церковный хор. Я пошла петь в хор. Много приходилось делать для созидания храма не только мне, но и тем немногим, кто поверил и полюбил, кто ежедневно ходил на репетиции, работал на строительстве. Женщины и дети подавали кирпичи, старики готовили строительный раствор у мешалок. Бывало, что разгрузить кирпич сбегались все, кто только мог ходить и был на тот момент дома. Люди, которые раньше не знали один одного, живя совсем неподалеку, сейчас смотрели друг на друга с добротой и надеждой. Всех объединило одно общее дело, посланное нам Господом. В городе не все одобряли это. Не однажды можно было услышать: "Это совсем не нужно. Разве вам не хватает тех храмов, которые уже есть? Для кого строите? ведь все держится на каких-то двадцати-тридцати семьях!". Да и спонсоров- толстосумов не было. Бывало, ходили по селам просить милостыню на строительство храма(многого стоило мне, учительнице с высшим образованием, побороть гордыню, склонить голову перед людьми, прося для общего дела; некоторые так и не смогли этого сделать - отказались идти просить). И колядовать на Рождество с хором ходили, отдавая вырученные деньги на строительство. Прошло уже 8 лет. Над нашими домами высится Божий храм. Люди к нему потянулись, к Богу потянулись. И в других храмах нашего города меньше людей не стало. Я о своем сне только священнику рассказала еще вначале. Он, раздумывая, ответил: "Странно, почему не мне, не священнику..."
Мне сейчас кажется, что не только о земном храме говорил тогда Учитель. Наверное, и о моем телесном храме. Ничего случайного в жизни не бывает и то, что я нашла таких замечательных собеседников, очень родные души, узнала об исихазме, совсем не просто так.
 Бог показывает нам путь, который ведет к добру, а идти по нему или не идти - выбирать только нам, потому что ОКЕАН ЛЮБВИ И МУДРОСТИ уважает выбор и личное мнение КАЖДОЙ СВОЕЙ КАПЕЛЬКИ.

Слава Тебе, Господи!!!

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Предопределение
« Ответ #5 : 06 Декабрь 2008, 00:15:46 »
Цитировать
Бог показывает нам путь, который ведет к добру, а идти по нему или не идти - выбирать только нам, потому что ОКЕАН ЛЮБВИ И МУДРОСТИ уважает выбор и личное мнение КАЖДОЙ СВОЕЙ КАПЕЛЬКИ.

Слава Тебе, Господи!!!
       Аминь.
                           
                             

 
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Пространство Покоя

  • Гость
Re: Предопределение
« Ответ #6 : 06 Декабрь 2008, 00:24:09 »
Интересно читать вас... спасибо.
Я пока послушаю вас.
Я услышал ничего случайного не бывает... какпонять вас ?

Galia

  • Сообщений: 11
    • Просмотр профиля

Re: Предопределение
« Ответ #7 : 06 Декабрь 2008, 01:18:24 »
Ничего случайного, как ничего ненужного именно для каждого в его жизни, с его опытом, с его неповторимой душой. Все, что мы видим, что слышим, в какие ситуации попадаем - это усилия нашего Творца для нашего спасения. Радость - чтобы ЕГО ЛЮБОВЬ в Твоей душе расцветала. Боль и испытания - чтобы крепла душа Твоя, сильнее становилась.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Предопределение
« Ответ #8 : 06 Декабрь 2008, 03:14:39 »
Предопределение Бога, если говорить о нем, то оно за пределами всяких рамок. Часто имеет место ошибка - когда предопределение Божие подменяется существующими рамками, или рамками, созданными даже на базе понимания некоторой грани предопределения - без учета бесконечного множества всех остальных граней.

Ситуации в которые мы попадаем... может быть, и "подстроены" - в некотором смысле. Но они начинаются в нашем уме. Если мой ум, к примеру, любит спорить или доказывать правоту своей точки зрения, или любой точке зрения - включая точку зрения Церкви - принятой за свою и т.д., то Бог даст мне такие возможности поспорить, что я должен буду приложить неимоверные усилия, чтобы не увидеть, что любые споры бессмысленны, тщетны и иллюзорны. Что парадоксально - что люди, действительно, часто прикладывают эти неимоверные усилия, чтобы не учиться в каждой ситуации, хотя гораздо легче сделать последнее. Впрочем, это - лишь одна из бесконечного множества граней понимания :-D, и предложенное здесь ее описание может быть весьма слабым.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Pobedinssky

  • Гость
Re: Предопределение
« Ответ #9 : 13 Декабрь 2008, 09:23:01 »
Начнем отсюда, что вы  думаете уважаемые форумчане есть ли предопределение или нет? и объясните мне по мере ваших возможностей, еще интересно услышать, как решается этот вопрос в исихазме.
Буду благодарен .
   исихаст св.Максим Исповедник не считает предопределение ригидным.У него выводятся понятия Промысел (предопределение Божие как таковое) и Судьба - результат уклонения человека от промысла.Обладая свободной волей,человек сам выбирает или спасение(по Промыслу,ибо Бог хочет всем спастись) или Суд(кризис
по-гречески :-D).
   Линию своей жизни всегда и в любой момент можно вывести на Промысел через покаяние.Когда возникают скорби я задаю себе вопрос:"В чем Божья воля? Да исполню её!" и скорби кончаются.Я выхожу в пространство покоя. :-)

Пространство Покоя

  • Гость
Re: Предопределение
« Ответ #10 : 31 Декабрь 2008, 01:01:24 »

   исихаст св.Максим Исповедник не считает предопределение ригидным.У него выводятся понятия Промысел (предопределение Божие как таковое) и Судьба - результат уклонения человека от промысла.Обладая свободной волей,человек сам выбирает или спасение(по Промыслу,ибо Бог хочет всем спастись) или Суд(кризис
по-гречески :-D).
   Линию своей жизни всегда и в любой момент можно вывести на Промысел через покаяние.Когда возникают скорби я задаю себе вопрос:"В чем Божья воля? Да исполню её!" и скорби кончаются.Я выхожу в пространство покоя. :-)
Когда я начинаю думать об этом(предопределении) ... то просто понимаю насколько ограничен... И ум мой успокаивается в словах написанных в книге Второзаконие - Сокрытое принадлежит Господу Богу а открытое нам и сынам нашим. И вспоминаю слова Апостола Павла- мы видим как через тусклое стекло...

Твои последние слова просто зажигают!  :-)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Предопределение
« Ответ #11 : 31 Декабрь 2008, 04:18:31 »
Тут в соседней ветке поговорили немного о "кинематографическом" подходе к вопросам восприятия "реальности".
Мне очень нравится эта аналогия, где разные аспeкты моего Я суть - сценарист, режиссёр, актер в главной роли, и во  всех остальных ролях также, включая даже каскадеров и массовку. К тому же я и зритель в зале, даже вся аудитория зрителей, и киномеханик в проекционной будке. Словом, весь набор.
Так вот, на мой взгляд, Предопределение в этой схеме это сценарий. А его можно переписать по ходу съемок, а неудавшиеся эпизоды переснять.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Предопределение
« Ответ #12 : 31 Декабрь 2008, 08:52:45 »
Актеры разыгрывают роли совершенно противоположные по заказу Гостелерадио..Пример фильм Колчакъ...Когда то это был злостный враг трудового народа-тоесть большей части населения России-потому что родина в большинстве а не в нацменах-каких то групировках числится..Теперь развернули Родину в другую сторону он уже этот же колчак сильно переживает и страдает за ту же Родину-там он предает народ-тут он гибнет за народ..Женщины вообще в его понимании христианском имеют отдельно от веры вопрос как бы личный-вот решил так-и это справедливо-по его понятию..Разворачивать можно как угодно-и будет все трагически и патриотически и по христиански..судьба вообще не просматривается-вот у апостолов там ясно-ни где нет женских лобзаний-нету возвращение в семью-как пошли так и с концами-забыли все свои личные -идут как пророки и заканчивают тем же всех постигает жестокая смерть от их деятельности-профессиональная болезнь смерть от убийц-злых людей-вот тут рок идет на всех ахота и так бы было по сей день  если бы не последние времена-и последние дерективы как вести в последние времена -типа уже ннебудет того что было и надо уже делать иначе..и все поняли что ничего другого они не получат..Потому первые апостолы не брались за дела-а вели образ учителей-подвижников аскетов-вся жизнь как один день..У них было как написано апостолом..Многое соответствует тем временам и совершенно не идет ныне-спокойно в костюме пастырь кричит во всю мощь по ТВ-проповедует тысячам все хлопают-никто не вяжет..смеется над правителями..Хотя пустили слух уже что Абама новый пророк-давно не было тут пророков со времен мармона Адама Смита-ну это так вчера нищие сообщили хотя они сомневаются в этом-но было предсказано многими что будет вам президент черный-вот он появился по предначертаному-как тут не крутили с выборами-потратили миллиарды долларов-может надо было у вас купить нефть на эти деньги-а вы бы тут купили бы дома на колесах-треллеры-мобильные дома-и при цеквях сделали приюты для нищих..Не буду в ваши дела влазить но Бог избрал апостолов Сам-и кроме сына погибели-значит отец его был Погибель-всех усыновил -стали Божии-решение было всеже на небесах-по обетованию а не по закону..По закону-всё запутано-пробовали евреи следовать и не получилось по сей день -талмудят -еще с равином Лазарем ведутся переговоры-а он по закону должен этих переговорщиков считать как скатину-которая должна ему повиноваться..

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Предопределение
« Ответ #13 : 27 Май 2009, 22:37:56 »

Мне видится так:

Мне кажется прежде бытия может быть ИСХОДНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СВОБОДНОЙ ВОЛИ по отношению к Творцу. Твари еще не созданной, но каким-то образом уже познанной Создателем.

"...кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. (Рим 8:29-30)"

Меня вообще интересует тайна сотворения свободы. 

Мир  - это ведь плоть отношений Бога и Им созданного, обладающего свободой. Бог от начала творения в особом акте предузнает волю сотворяемого существа и управляет его путь в соответствии с этим знанием. Сплетая все индивидуальные волеизъявления в узор всеобщей истории мира. Все это реализуется во времени и окончательно открывается в ДЕНЬ СУДА.

Проживаем мы, не кто иной, и самоопределяющий волевой посыл - от нас, не от Бога. В вечности же(там где Бог) - там все уже состоялось, что сейчас нами проживается.

Как вывод мысль: тварь (та, что наделена качеством свободы) - соучастник творения.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Предопределение
« Ответ #14 : 27 Май 2009, 22:39:28 »
Как может "самоопределиться" ещё не созданная воля?

в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле,
и всякую полевую траву, которая еще не росла (Бытие,2)


Приблизительно так же и с нашей волей. Когда появляется наша ЛИЧНАЯ ВОЛЯ - во времени, (в момент нашего рождения), или еще в изначальном замысле? Склоняюсь ко второму.

У Экхарта красиво об этом. Он тоскует по этому качеству "предрожденности".

Ибо не-сущее бытие - по ту сторону Бога, по ту сторону различности. Там был я только самим собою, там хотел я себя самого и видел себя самого, как того, кто создал вот этого человека. Там я первопричина себя самого, моего вечнаго и временнаго существа.

В моем рождении рождены были все вещи; я был сам своей первопричиной и первопричиной всех вещей. И желал бы, чтобы не было ни меня, ни их. Но не было бы меня, не было бы и Бога. Нельзя требовать, чтобы это было понято.

...в этом прорыве приемлю я то, в чем Бог и я - одно. Тогда я сам то, что я был; не прибываю и не убываю, ибо я сам тогда то неподвижное, что движет всеми вещами.