Исихазм

Автор Тема: О "внутреннем хранении", как сути "умного делания"  (Прочитано 9651 раз)

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Иже во святых, отец наш и благой наставник, святой Исаак Сирин поучал:

«Кто сосредотачивает зрение ума своего внутрь себя, тот видит в себе зарю Духа;
Возгнушавшийся всяким парением видит Владыку своего внутри своего сердца»

«Небо находится  внутри тебя, если ты чист, в самом себе ты увидишь Ангелов и свет
Их, а с ними и в них и Владыку их. Сокровище смиренномудрого внутри негою Оно – Господь!»

«Страшен бесам, возлюблен Богу и Ангелам Его, тот кто с горячею ревностью днем и ночью взыскует Бога в сердце своем и искореняет из него прилоги посеваемые врагом»

«Отечество чистого душою внутри его. Солнце сияющее там – Свет Святыя Троицы, Воздух, которым дышат жители – Утешетиль Всесвятый Дух. Совозлежащие – святые бесплотные существа. Жизнь, Радость и Веселие их – Христос, Свет от Света Отца.
Таковой и видением души своея увеселяется и удивляется красоте своей, которая во сто
Крат светлее светлости солнечной. Это Иерусалим и Царство Божие, сокровенное внутри нас, по слову Господа, это страна облак Славы Божией,  в которую войдут одни чистые сердцем, чтоб увидеть лицо своего Владыки и озариться лучем света Его в духе своем.»

Итак, как видим мы из слов подвижника Божия,  истинный молитвенный подвиг, ведет внутрь нас самих и там совершается, и  брань наша внутренняя, и, как мне кажется, вся суть нашего молитвенного делания заключается в том, чтобы звать и искать Господа внутри себя и хранить наше внутреннее пространство, в ожидании прихода нашего Владыки, свободным от прилогов бесовских и их чад, страстей, от шума житейских попечений и сладострастных парений и мечтаний.

Без хранения помыслов и чувств,без внутреннего очищения, молитва Иисусова может легко, как мне кажется, сроднится с некоей магической формулой или беспрестанно, но бездумно и внеше произносимой мантрой, а «сладость» появляющаяся при этом, вполне может иметь в своей основе, разжигаемую в оставленном без внимания внутреннем пространстве горе-подвижника, гордость или тщеславие.

Лично для себя, я уяснил(конечно же не окончательно, а лишь в меру и исходя из своего более чем минимального уровня понимания), что молитва наша заключается и имеет своею сутью именно этот Зов, внутреннее хранение чувств и помыслов в тишине и ожидании пришествия Господня, и как следствие, хождении в заповедях Его, а не в словах той или иной молитвенной формулы, внешне понятом месте сосредоточения внимания, кровохаркании, сладости телесной в точке внимания, которую нам так часто, из гордости, хочется принять за что то преестественное и т.д. и т.п.

Таковое хранение, по моему мнению, и есть то, что называют «умным деланием», насколько я сейчас понимаю…

Что же такое прилоги, парения, и как собственно на практике совершать хранение помыслов?

Вопрос этот и прост и крайне сложен одновременно.
В том смысле, что сложить общее представление об этом достаточно легко, а вот соотнести это все со своей внутренней реальностью и постичь на опыте, это, как мне кажется и есть, искусство из искусств.


Далее я, исключительно в качестве «затравки» дальнейшей беседы и исключительно в ожидании ваших, братия и сестры, изложений своего опыта и советов в этом делании, хочу описать этот процесс так, как в настоящем понимаю его я.

Вот я произношу слова молитвы, Иисусовой ли, мытаря или какой либо иной, имхо, не суть важно. Эти слова молитвы как бы якорь для моего ума, та точка внимания, к которой
Я возвращаюсь всякий раз, когда обнаруживаю себя прилепившимся к тому или иному сердечному движению чувств, телесному(плотскому) чувству или мечтанию(парению), заключающемуся в мечтах о будущем или же воздыханиях о прошлом.

Итак, я во первых привожу себя самого в точку «здесь и сейчас», во вторых я перевожу свое внимание с внешних ощущений в свое внутреннее пространство, в третьих я пытаюсь понять, где же сейчас находится мое внутреннее внимание, и найдя эту точку перевожу его к словам молитвы и безмолвному Зову-Предстоянию.

Обычно, человек только начавший этот путь, и пробующий заниматься этим деланием, находится уже в состоянии постоянной вовлеченности и бездумного следования за всеми своими внутренними страстями и побуждениями, имея мечущийся из стороны в сторону ум ни на секунду не прибывающий в покое.

Какова же должна быть последовательность действий для такого человека, чтобы прийти хоть к наималейшей степени тишины?

Я бы предложил для начала такую условную схему: во первых это успокоений мыслей, пусть мысли текут сами по себе, так как им хочется, а я, мое основное внимание, не будет ими увлекаться, а будет, всякий раз обнаруживая свою отвлеченность, сосредотачиваться на словах молитвы, четко осознавая их смысл, но не впадая в излишни чувственно-мысленные интерпретации этого смысла.

Далее, достигнув определенного успеха в этом деле, человек обычно замечает, что мысли, сами по себе не самодостаточны и, каким бы не был человек рассудочным, не являются главными движущими силами, наших поступков и действий. Это приводит человека к эмоциям, к чувствам, к этому бурлящему океану страстей и чувств внутри нас, проявления которых обычно удобнее замечаемы в области груди.

Здесь человек научается находить ту точку внутреннего внимания, которая принимая то или иное чувство, за проявление собственного естества человека и отождествляясь с ним, начинает, как запрограммированный робот, выполнять некие действия для удовлетворения этого чувства(желания, сердечного движения, страсти, раздражения, гнева,страха, уныния, маяты или неудовлетворенности) предварительно оформив в голове соответствующие мысли в виде мечтаний, образов, планов и т.д. и т.п.

И если попытаться соотнести это со святоотеческим учением, в частности в той форме, в которой это учение дошло до нас в наставлениях  преподобного Нила Сорского о внутреннем хранении http://stnil.narod.ru/grekh1.htm , то это уровень «страсти», если это уже стало стало превычкой или уровень «пленения» если это еще не срослось с нами полностью, но план удовлетворения(реализации) уже составлен, а само побуждающее внутреннее чувство, принимается нами за естественное и исходящее от нашего существа, т.е. от нас самих(не в подобном ли отождествлении себя со страстями и телесными потребностями, есть причина нашего духовного летаргического сна?)

Далее, если мы начинаем осознавать, что это чувство не есть мы сами, а лишь наш господин, которому мы неустанно служим и тем отдаляем себя от Бога, имея своим господином кого то, кроме Него, но все же, находим для себя эту страсть привычной и желанной, то это уже уровень «сложения».

Если же мы, в своем устремлении к Богу и Его чистоте, и отвращении к своей внутренней мерзости, отделяющей нас от нее, уже не находим эту страсть столь желанной, но все еще собеседуем с ней, не имея окончательной решимости с ней распроститься, то это уровень «сочетания».

Если же мы, сосредоточены на Богоискании, а внутренние чувства лишь подползают к нам,или окатывают нас волнами, но видя, что мы не намерены вступать с ними в контакт, в конце концов убираются восвоясья, то это уже уровень «прилогов», самый первичный уровень в этой цепи.

Соответственно постоянная спокойное и ненапряженное пребывание внимательным к своему внутреннему миру, хранение его от прилогов и Богоискательный Зов и есть собственно говоря, «умное делание» если я его правильно понимаю.

Хотелось бы так же, для дальнейшего обсуждения, упомянуть о так называемых благих и неблагих помыслах и их соотношении с внутренним хранением во время молитвы.

Святые отцы, и в частности, если мне не изменяет память преподобный Иоанн Лествечник, в своей знаменитой «Лествице» http://www.wco.ru/biblio/books/ioannl1/Main.htm , которая является, поистине прекрасным учебником внутренней жизни на все времена, неоднократно упомянают о том, что бесы во время молитвенного взыскания Бога, видя решимость не отвлекаться от этого молитвенного делания, начинают заходить с другой стороны, предлагая нашему сердцу увлечься некими благими, по виду, но губительными по своим последствиям, чувствами и мыслями, или же богохульствами, или же мечтаними о горнем или же представляя нас уже чего то достигшими или же иным каким способом пытаясь отвлечь нас от молитвы. Посему мы должны отклоняться от любого такого чувства и чем интенсивнее они нам предлагают себя, тем сильнее прелепляясь к взысканию Божию и молитвенному якорю в виде слов молитвы(к примеру «Боже, буди милостив ми грешному» или Иисусовой).


Вот такие вот размышления, братия и сестры, не претендующие на полноту и безошибочность, очень бы хотелось услышать ваши мысли, исправления и дополнения по этому поводу.

С уважением и любовью, Дионисий К
« Последнее редактирование: 02 Октябрь 2008, 15:13:57 от Alexander »
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Молитва - это сама по себе мысль. Но мысль произвольная, то есть, контролируемая, санкционируемая нами. Мы можем наблюдать все её стадии: предмыслие, зарождение мысли, саму мысль, послемыслие, паузу между мыслями. И так - раз за разом. Это развивает в нас навык наблюдения за мыслями.

Далее, даже если мы не знаем о сердечной молитве, при внимательном наблюдении мы увидим, что наблюдая именно в сердце, а не в голове, мы можем видеть мысль ещё ДО её возникновения-проникновения в наше существо. То есть, мы можем наблюдать предмыслие.

Далее, продолжая наблюдать, мы видим, что многие наши мысли имеют как бы внешнее происхождение. Они имеют началом то, что обычно называют прилогом (а я грешным делом привык называть пре-логом, то есть пред-словом). Это некий импульс, подаваемый в наше сердце извне.

Далее наше сердце уже подхватывает этот импульс, подпитывает своим вниманием, он развивается в цепь мыслей, часто мимолётно-мгновенных, которые уже далее порождают эмоциональное вовлечение-страсть.

Если эта операция - пре-лог - подхват - мысль - страсть - проделана достаточно многое количество раз, в нас вырабатывается навык к данной страсти. Навык этот определяется ещё и характером нашей натуры.

Далее уже даже не требуется пре-лога, в данной операции мысль - страсть уже вырабатываются на полном автомате. Часто человек полностью погребён под спудом этих схем выработки страстей.

Зачем и кому это нужно? Насколько можно видеть, имеются некие тонкие существа, питающиеся излучением наших страстей, поскольку, отвратившись от Господа, уже не способны жить одним словом Его и вынуждены заниматься паразитизмом и хищничеством.
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Так вот, научившись наблюдать до-мыслие, пребывать в этом состоянии, наблюдать мысль ещё до её возникновения, легко содержать ум, а фактически - сердце - в безмолвии и сажать в это безмолвие молитву как в удобренную почву.

Мы начинаем видеть всё более тонкие слои своих загрязнений и вот в один прекрасный день в этом безмолвии приходит Истина. Она приходит Сама, мы не можем повлиять на Неё, но чтобы Её увидеть, нужно безмолвие.

И после того, как Она пришла, мы устремляемся за Ней как истосковавшаяся по воде лошадь к водопою.
Олег

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Спасибо, брате!

Прекрасно сказано.

Хотел бы еще выделить два таких момента:

1.Это отождествленность с плотским и страстным в свете трехсоставного строения человека.

2. И второе: о тонких отождествлениях и подменах.

По первому: импульсы бывают не только внешними, но и плотскими, что по сути, тоже внешнее, но не всегда губительное, как при бесовских прилогах. Беда в том, что мы отождествляем себя с плотью и начинаем жить исключительно плотскими интересами и нуждами, выполняя любую прихоть плоти или мысленно реагирую на нее тоже, почти автоматически. И научится преодолевать этот автоматизм и различать плотские "импульсы" от осстальных это тоже наша задача.

Постепенно разтождествляясь с плотскими "импульсами" и страстями мы начинаем духовно просыпаться, и, на мой взгляд, степень духовного бодрствования прямо пропорциональна степени разтождествления. Это, кстати, известно и нехристианской аскетике, хотя бы в такой знаменитой формуле:"Я не есть это тело, Я не есть эти чувства, Я не есть эти мысли, Я не есть эти желания" Следовательно, чтобы познать, что есть истинное Я, наше духовное существо, надо растождествиться со всем, чем Я не является.

В христианском же молитвенном делании к этому добавляется и еще один аспект. Молитва это предстояние Я(Личности) пред Богом, это своего рода, даже и для семейного человека, состояние монаха(от слово монас) состояние пребывания наедине с Ним, а значит все лишнее, не твое, наносное, чуждое и т.д. должно быть отстранено, не должно мешать этому Общению и предстоянию.

Теперь насчет тонких отождествлений и подмен. Для примера возмем чувство смирения. Истинное смирение это результат честного познания самого себя и видения своего истинного положения перед Ним.(Сказано же "Зрети своя прегрешения..." т.е. видеть, а не придумывать) Видение же такого рода и достигается при внутреннем хранении, самопознании и самоуглублении. А выдуманное смирение, не являющееся выражение твоего внутреннего, глубинного осознания, и тем более отождествление с подобным смирением, ничем не лучше, чем отождествление с любой другой вещью(не обязательно грубой страстью), которой ты не являешься и имеет такой же результат: падение, прелесть и т.д. и т.п.

Итак, по моему скромному мнению, различать то, чем ты являешься пред Господом твоим на самом деле здесь и сейчас и то, что ты надумал вследствие различных установок или влияния извне, это дело очень сложное и приобретаемое исключительно опытом. Ошибки здесь неизбежны, но главное в них не застрять и сколь "благим" и "сладостным" не казалось бы любое ложное чувство в тебе от него надо уметь отказаться.

Примерно так как то)))) Жду поправок и мнений))) Д.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

В тех замечательных положениях и цитатах, которые привел здесь Дионисий К, есть для меня лично один даже и не камень, а так, камушек, можно сказать, преткновения.
Мне практически с самого начала было понятно (читая "Лествицу", к примеру), что я, со своей эмоциональностью и жизнелюбием, есть совершенно погибший и негодный для молитвы человек. И моя, с позволения сказать, практика началась с этого воя ко Господу о своей полной несостоятельности к молитве.
В приведенных же смыслах много указаний на то, что мы должны сделать это или то со своим сознанием, вниманием и проч. Много тонких вещей, которые необходимо держать в памяти, чтобы не оступиться.

Мне кажется, что только памятование о том, что без Его помощи, подталкивания, поощрения никуда мы не двигаемся, может принести реальную пользу. Ничего мы не в состоянии совершить сами по себе, сколько бы наставлений по молитве не изучили.


Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Дионисий, имхо все эти отождествления и тому подобное являются как раз теми устойчивыми структурами-искажениями, по которым привычно пробегает наша мысль, давая волю страсти.
Плоть сама по себе никакая - не греховная и не святая, это искажения в нашем восприятии делают своё чёрное дело, используя всё, в том числе и плоть и отношения с ближними - всё что угодно.
А для духа-то всё внешне, это правда.
Леонид, брат, мне кажется, что и тот твой вой стал возможен лишь потому, что каким-то чудом Господь посетил тебя отблеском Своим и ты ощутил эту тоску и эту пропасть и возопил и пустился в путь без надежды, только вопия ко Господу.
А для многих путь другой (имхо!) некоторых сначала ждёт долгая и кропотливая работа и лишь затем Отблеск и - вой по Богу.
ИМХО
Олег

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Спаси Господи, братия!
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Еще добавлю. Дионисий излагает правильную схему. Однако, как у любой схемы, есть недостаток и у этой: она схватывает ментальными обручами реальный опыт, и некая существенная часть опыта, порой иррациональная, легко теряется.

Пример.
***Истинное смирение это результат честного познания самого себя и видения своего истинного положения перед Ним.***

Истинное смирение больше (глубже) сказанного. Так про истинное смирение хорошо сказал прп.Силуан...

Dima2

  • Сообщений: 294
    • Просмотр профиля


Истинное смирение больше (глубже) сказанного. Так про истинное смирение хорошо сказал прп.Силуан...
А что он сказал?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

   Прп.Силуан о смирении.
   
    Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя, но это не есть еще настоящее смирение, которое неописуемо. Когда душа идет к Господу, то бывает в страхе, но когда увидит Господа, то от красоты славы Его неизреченно радуется, и от любви Божией и от сладости Духа Святого совершенно забывает землю. Таков рай Господень. Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя. Смирение Христово в меньших обитает; они рады, что они меньше. Так мне дал разуметь Господь.

     О, Христово смирение! Знаю я тебя, но стяжать не могу. Плоды твои сладки, потому что они не земные.

   Господь сказал: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем». Об этом скучает душа моя день и ночь, и молю Бога и все небо Святых, и вас всех, кто познал смирение Христово, — помолитесь обо мне, чтоб сошел на меня дух Христова смирения, которого слезно желает душа моя. Я не могу его не желать, ибо душа моя познала его Духом Святым, но я потерял этот дар, и потому скучает душа моя до слез.

     Гордой душе Господь не являет Себя. Гордая душа, хотя бы все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своею не дает в себе место благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым.

     Есть много родов смирения. Один послушлив и во всем себя укоряет, и это смирение. Иной кается во грехах своих и почитает себя мерзким пред Богом, — и это смирение. Но иное смирение у того, кто познал Господа Духом Святым. Кто познал Господа Духом Святым, у того другое познание и другой вкус.

     Есть много родов смирения. Один послушлив и во всем себя укоряет, и это смирение. Иной кается во грехах своих и почитает себя мерзким пред Богом, — и это смирение. Но иное смирение у того, кто познал Господа Духом Святым. Кто познал Господа Духом Святым, у того другое познание и другой вкус.
 

Глава "О смирении" http://www.golubinski.ru/ecclesia/siluan/smirenie.htm

Dima2

  • Сообщений: 294
    • Просмотр профиля

Спасибо.

Aleksei B.

  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля

   Прп.Силуан о смирении.
   
    Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя, но это не есть еще настоящее смирение, которое неописуемо. Когда душа идет к Господу, то бывает в страхе, но когда увидит Господа, то от красоты славы Его неизреченно радуется, и от любви Божией и от сладости Духа Святого совершенно забывает землю. Таков рай Господень. Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя. Смирение Христово в меньших обитает; они рады, что они меньше. Так мне дал разуметь Господь.

     О, Христово смирение! Знаю я тебя, но стяжать не могу. Плоды твои сладки, потому что они не земные.

   Господь сказал: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем». Об этом скучает душа моя день и ночь, и молю Бога и все небо Святых, и вас всех, кто познал смирение Христово, — помолитесь обо мне, чтоб сошел на меня дух Христова смирения, которого слезно желает душа моя. Я не могу его не желать, ибо душа моя познала его Духом Святым, но я потерял этот дар, и потому скучает душа моя до слез.

     Гордой душе Господь не являет Себя. Гордая душа, хотя бы все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своею не дает в себе место благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым.

     Есть много родов смирения. Один послушлив и во всем себя укоряет, и это смирение. Иной кается во грехах своих и почитает себя мерзким пред Богом, — и это смирение. Но иное смирение у того, кто познал Господа Духом Святым. Кто познал Господа Духом Святым, у того другое познание и другой вкус.

     Есть много родов смирения. Один послушлив и во всем себя укоряет, и это смирение. Иной кается во грехах своих и почитает себя мерзким пред Богом, — и это смирение. Но иное смирение у того, кто познал Господа Духом Святым. Кто познал Господа Духом Святым, у того другое познание и другой вкус.
 

Глава "О смирении" http://www.golubinski.ru/ecclesia/siluan/smirenie.htm

Некоторые мысли о гордыне и смирении
http://www.rodon.org/qout-080612220501
Раз эта тема здесь на форуме поднята... надеюсь, не сочтете за троллинг :)

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Один мой брат порекомендовал фильм про Афон, имхо в тему (о внутреннем хранении):
http://rapidshare.com/files/40675093/Afon.wmv.html
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Фильм традиционный...

Вторая часть ничего. А в первой - много опять-таки традционных (для современного монашества) противоречий. Вроде бы звучит тема потеря благодати (монашествующими в т.ч.), тут же оправдывается образ жизни, который и дает сбои. Заявляется, что у киновитов нет времени на молитву (т.е. они живут многопопечительной жизнью... как в миру). И тут же дается оправдание - предлагается извращенная схема передачи благодати: ангелы - анахоретам, анахореты - киновитам, а киновиты - живущим в миру. И получается ужасный вывод: киновиты могут и не молиться. 

Кризис монашеской жизни не утаить...

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Странно как то такие фильмы снимают. Как-то поверхностно выглядит либо наскору руку осваивание бюджета... Цитаты отовсюду для придания мистической окраски. Наверное просто не попадались..
А кризис - так топка это ИМХО переплавит  8-)