Исихазм

Автор Тема: духовное толкование Псалмов и Писаний  (Прочитано 13215 раз)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Авва Филимон  http://filokalia.by.ru/3/Main.htm
Цитировать
8
чего ради, отче, паче всякого Божественного Писания услаждаешься ты Псалтырью, и чего ради, поя тихо, ты представляешся будто разговаривающим с кем-то? На это он сказал ему: "Бог так напечатлел в душе моей силу псалмов, как в самом Пророке Давиде, и я не могу оторваться от услаждеяия сокрытыми в них всяческими созерцаниями; ибо они объемлют все Божественное Писание".
у многих отцов пишутся духовные толкования Псалмов, предлагаю сюда выкладывать ссылки на литературу и толкования
очень мощно читать Псалмы созерцая в духе и понимая о чем там написано

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

Re: духовное толкование Псалмов и Писаний
« Ответ #1 : 17 Июль 2008, 13:35:19 »
Интересно, каким авторам толкований на писания отдают предпочтение форумчане ?
Мне, например, чаще рекомендуют комментарии Лопухина.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: духовное толкование Псалмов и Писаний
« Ответ #2 : 17 Июль 2008, 13:44:54 »
Афанасий Великий

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: духовное толкование Псалмов и Писаний
« Ответ #3 : 17 Июль 2008, 20:42:57 »
Евгений на форуме писал про такой древний метод, кажется с ветхозаветного времени, читать всю псалтирь за раз... очень очень сильно

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

Re: духовное толкование Псалмов и Писаний
« Ответ #4 : 18 Июль 2008, 13:30:52 »
Я на такой подвиг не способен. Усидчивости и терпения недостает.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: духовное толкование Псалмов и Писаний
« Ответ #5 : 21 Июль 2008, 16:17:19 »
можно за день с остановками

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: духовное толкование Псалмов и Писаний
« Ответ #6 : 22 Июль 2008, 16:44:11 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=330.msg2374#msg2374 вот здесь Евгений советует такую тему.
один раз прослушал сильную запись и отношение к псалмам изменилось. первый псалом http://dump.ru/file_catalog/959264 285кб

все псалмы объемом 102 м
http://dump.ru/file_catalog/959199
http://dump.ru/file_catalog/959239
http://dump.ru/file_catalog/959251

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

яко немощен есмь

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: духовное толкование Псалмов и Писаний
« Ответ #8 : 29 Июль 2008, 21:18:23 »
Интересно, каким авторам толкований на писания отдают предпочтение форумчане ?

Вобще-то подлинное духовное истолкование Слова должно быть первым и единственным. Так сказать "раскрытие сокровенного, или же божественного смыла". Всё остальное - "мнения на тему", которые по сией причине не могут быть "духовным смыслом" по определению, хотя, при этом, могут быть, конечно же, и вдохновлены духовно, и душеполезны.

Тут такой вопрос - пока умираешь от жажды в пустыне, то рад и воде из любой лужи, лишь бы влажная была. Но если есть возможность пить ключевую воду, то странно ведь предпочитать околостоящие лужи от Бог весть когда прошедшего дождя.

Правда, если все вокруг твердят что ключ отравлен, и смачно смакуют дождевую, а проверить сложно, потому что говорят, что яд длительного действия, то да.

Вот и получается, что кто-то пьёт чистую, ту самую, о которой сказано было, что "кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную", и оглядываясь вокруг с измлением смотрит на вкушаюших из вековой застоялости водоёмов, и говорит - "братцы, так ведь вкусно же, и пить уже не хочется", а остальные ему заплетающимися от ила языками  - "не пей, иванушка, козлёночком станешь".

А он пьёт, да посмеивается - "да я ж на лабораторный анализ давал, и те сертификат прислали - чистая и полезная". А ему - "никаких мы ваших либраториев не знаем, что это такое и зачем, пьём как предки наши пили - и ничего, не помирали от жажды, а век вековали. А вот ты помрёшь, и ужо будешь тогда знать!"

Ему конечно и смешно, и жалко болезных, но что делать - хотят, пусть пьют - их выбор, их жизнь. А я лучше чистенькой, из самого источника.

В общем - умора. Было бы просто смешно, если б не было так печально  :-(
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: духовное толкование Псалмов и Писаний
« Ответ #9 : 21 Август 2008, 22:25:52 »
каждый псалом охватывает много смыслов, многие отцы пишут что в псалмах "глубины" , какой смысл первый и единственный?

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: духовное толкование Псалмов и Писаний
« Ответ #10 : 21 Август 2008, 23:10:02 »
Цитировать
какой смысл первый и единственный?

Тот, который в него вложил Господь, разумеется.


Цитировать
многие отцы пишут что в псалмах "глубины"

В Божественном Слове, в частноти - в каждом Псалме, более того, во всяком слове из псалма, и дапже в каждой иоте оттуда присутсвует Вся Полнота Господня. Там не просто глубины - там, даже в каждой иоте, вся Вечность и Бесконечность Господни пребывают.

Проблема лишь в том, как к этому там приобщиться.
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

Александр*

  • 3
  • Сообщений: 336
    • Просмотр профиля

Re: духовное толкование Псалмов и Писаний
« Ответ #11 : 21 Август 2008, 23:48:31 »
мне нравится из Пс. 22:

Господь пасет мя и ничтоже мя лишит.

Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко ты со мною еси: жезл твой и палица твоя, та мя утешиста.

из Пс.90: Ну убоишися от страха ночного, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща (недуга) и беса полуденного.

На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
" Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума..."

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: духовное толкование Псалмов и Писаний
« Ответ #12 : 22 Август 2008, 01:48:48 »
У протестантов(по крайней мере у методистов) 22 Псалом считается "пасторским"...
Хотя такое разделение, конечно, весьма условно)))
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: духовное толкование Псалмов и Писаний
« Ответ #13 : 22 Август 2008, 05:04:44 »
Весь двадцать второй псалом говорит о Господе. В частности же:

Псалом Давида. Господь–Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

Здесь говорится о том, что исключительно Господь наставляет человека, и ведёт к истинам Церкви.

Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох–они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

По причине наставления Его не будет у наставленного человека никакого страха перед силами зла, ибо Он защищает и наделяет добрым и истинным всякого человека в изобилии.

Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Здесь говорится о вечном пребывании с Господом на небесах.

Это, так сказать, в общем. А в частностях же тут скрываются мудрости неизреченные о Господе и Его Небесном Царствии, которые, если будет время, попробую показать позднее
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

Re: духовное толкование Псалмов и Писаний
« Ответ #14 : 02 Сентябрь 2008, 10:47:08 »
"Вобще-то подлинное духовное истолкование Слова должно быть первым и единственным. Так сказать "раскрытие сокровенного, или же божественного смыла". Всё остальное - "мнения на тему", которые по сией причине не могут быть "духовным смыслом" по определению, хотя, при этом, могут быть, конечно же, и вдохновлены духовно, и душеполезны".
Несомненно, дорогой брат Helicon, лучше вего было бы постигать истину Божественного откровения напрямую и непосредственно от живого слова Евангелия. Но поскольку я не стяжал Духа Святого и ум мой помрачен, то многое в Евангелии я не понимаю или понимаю неправильно. Оттого и нуждаюсь в толковании Евангелия святыми отцами. В последнее время читаю толкование на Евангелие Блаженного Феофилакта (Архиепископа Болгарского). На мой дилетантский взгляд, он пишет несложно и доходчиво.

Vlamyst

  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля

Re: духовное толкование Псалмов и Писаний
« Ответ #15 : 06 Сентябрь 2008, 22:30:33 »
Вобще-то подлинное духовное истолкование Слова должно быть первым и единственным. Так сказать "раскрытие сокровенного, или же божественного смыла". Всё остальное - "мнения на тему", которые по сией причине не могут быть "духовным смыслом" по определению, хотя, при этом, могут быть, конечно же, и вдохновлены духовно, и душеполезны.
Позвольте не согласиться. На мой взгляд, наоборот, духовный смысл охватывает такой объем понятий, явлений и процессов, что они не укладываются в безвариантное толкование по законам логики, а посему не может быть однозначным. Отсюда и многочисленные противоречия в Библии, разрешить которые по законам мира сего невозможно.

И потом: что значит "по определению"? Дайте, пожалуйста ссылку на источник, где такое определение дано. Боюсь, однако, что слова эти написаны лишь с целью придать Вашему мнению убедительность..

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: духовное толкование Псалмов и Писаний
« Ответ #16 : 25 Октябрь 2008, 14:19:11 »
Цитировать
И потом: что значит "по определению"? Дайте, пожалуйста ссылку на источник,

"по определению" - значит "по законам логики". По законам логики, скажем, книга о коневодстве может содержать информацию о многих и разнообразных вещах, связаных с лошадьми, возможно об ареалах их распространения, даже о географических и исторических экскурсах с этим связанных, но она однозначно, по определению, не может содержать информации о фрейзерной обработке гильз под снаряды среднего калибра, и если кто-то уверяет, что приводит вам эту информацию из книги по коневодству, то вы вправе ему возразить, что оная книга не может содержать подобного "по определению".


Цитировать
На мой взгляд, наоборот, духовный смысл охватывает такой объем понятий, явлений и процессов, что они не укладываются в безвариантное толкование по законам логики

Смотря что понимать под "духовным смыслом". В этом и вся каверзность - что только не выдавалось, и не выдаётся за "духовный смысл писания" - от оккультных рассуждений на эти темы до политических прогнозов на ближайшее будущее. Но смысл духовный Божественного Слова с неизбежностью должен быть связан с оригиналом Писания - Словом Предвечным, тем самым, о котором говорит Евангелие от Иоанна в первом своём стихе. И этот смысл должен быть (и был по сути изначально) манифестацией этого самого Логоса, обличённой в Писании в обороты речевые.

Поэтому проявление этого смысла, есть, по сути манифестация Логоса в сознании человеческом, проявляющаяся в формах, доступных его восприятию.

Проблема в том, что если у вас нет собственного опыта подобного рода манифестации, то единственное, чем вы можете установить, подлинна эта манифестация или нет - это получением просветления от Господа, для чего нужно быть уже в Нём возрожденным. Если же человек ещё не таков, каково собствено подавляющее большинство верующих, то именно для этого ему Госпордом даруется рациональная способность, дабы сличением описания манифистации с текстами Писания установить их предполагаемую тождественность, или же наоборот.

именно по этой причине Павел и даёт ключ к распозанию, заключающийся в том, что если "даже Ангел с неба, или мы сами  будем проповедовать вам не то, что мы проповедовали вам изначально" (цитирую по памяти), то вы не должны его слушать. Изначально для нас это Святое Писание, которое должно подтверждать однородность манифестации со своей сутью (ибо важен тут дух Писания, который животворит, а не его буква, которая убивает). А дух Писания даруется лишь тому, кто живёт по букве его заповедей. И чем совершеннее эта жизнь, тем боллее совершенно дарует Господь этого самого Духа.

Из чего следует, кстати, что пока человек не вошёл в такую жизнь, для него различение подобной манифестации в других попросту невозможно, хотя рациональным исследованием он и может обнаружить эту манифестацию, при должном изучении Писания. Правда, даже обнаружив её, он от неё немного пользы получит. ибо истинная польза жизни духовной не во многих познаниях, пусть и даже самых что ни на есть вернейших духовных  манифестаций, а в жизни по основам Писания.
Именно поэтому ангелы и говорят богачу в аду, что посылать Лазаря с манифестацией к его братьям бесполезно, если они Писания не выполняют.
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове