Исихазм

Автор Тема: О сведении ума в сердце  (Прочитано 139654 раз)

rb-mixail

  • Сообщений: 132
  • Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #180 : 17 Июль 2009, 10:01:17 »
Привет Всем.

Дня два тому назад запустилась на пол часа самодвижная молитва.
Сведение ума в сердце происходило таким образом.

В книге "Старец Порфирий Кавсокаливит житие и Слова"
описан такой способ. Пишу своими словами.

Молишься до теплоты сердца, затем смотрищь вверх и видишь звезду, это Христос.
Звезда опускается в голову, затем в сердце. сердце играет.

У меня менялся ритм сердца. Обычно один удар громкий второй тихий, происходило то что оба удара были громкие.

Так вот, я пытался свести ум в сердце. По методике из рассказов странника.
Удар сердца слово из ИМ. На вдох Г И Х, на выдох ПМ.
Затем посмотрел вверх, потом голова, потом сердце и запустилась самодвижная ИМ.

На следующий день сама запустилась на минут 15. 



Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #181 : 17 Июль 2009, 13:25:34 »
Хорошо бы привести дословно способ такой молитвы по книге про Порфирия Кавсокаливита.

rb-mixail

  • Сообщений: 132
  • Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #182 : 21 Июль 2009, 10:41:12 »
Ум имей в Боге, а сердце само взыграет от радости

Послушайте, я вам расскажу что-то, что со мною произошло несколько дней тому назад. Приехал сюда со Святой Горы один монах, занимающийся умной молитвой. Так вот, он говорит мне:
Как ты молишься? Сидишь на маленьком низком стульчике, преклоняешь голову и сосредоточиваешься?
— да нет. В уме говорю слова Господи Иисусе Христе... говорю чисто и со вниманием слежу за словами. Господи Иисусе Христе, помилуй мя … Господи Иисусе... Так я творю в уме и внимаю только словам.
Батюшка, это ты неправильно говоришь, это прелесть. Ум должен находиться в сердце, поэтому она называется «сердечной молитвой».
Постой, вот что я тебе скажу. Иногда, когда у меня было искушение, я помещал в ум икону Распятого Христа с пригвожденными руками и ногами, по которым стекает кровь, в терновом венце, который уязвляет Его лоб, и я, преклонив колена у Его ног, говорил Ему: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.
И не помещал ум в сердце?
Нет, говорю ему.
Ты в прелести, говорит он мне, ум должен быть в сердце, поэтому она называется »сердечной молитвой». Это прелесть!
Он собрался уходить.
Батюшка.- говорю ему, - послушай, что я тебе скажу. Когда я произношу молитву в уме, иногда радость усиливается, и когда усиливается моя радость при словах Господа Иисусе Христе… я ощущаю, как ум взыграл радостью вместе с сердцем. То есть я чувствую, как мой ум нисходит в сердце, и там я чувствую всю эту радость, когда произношу молитву. Начинаю, заключая ум в слова молитвы, а потом ум сам входит туда, когда приходит радость.
А, вот так оно и есть! говорит он мне. Прости меня, что я сказал »прелесть».
Ум это тот орган, которым мы думаем. Сердце не думает. Ум имейте в Боге, а сердце само взыграется от радости. Оно умилится. Чтобы Христос вошел в сердце, вам нужно Его возлюбить. Чтобы полюбить Его, нужно, чтобы сначала Он возлюбил вас. Сначала Бог должен познать нас, а потом мы. И Он приклонится к вам, если вы первые попросите этого у Него. Чтобы Он полюбил вас, вы должны быть достойными. Чтобы стать достойными, нужно подготовиться.
Прежде всего, отбросьте корыстолюбие. Молитва должна быть безкорыстной. Пусть все будет в тайне, безкорыстно. То есть не думайте, что, если вы сосредоточите ум, благодать придет в сердце и оно взыграет радости. Не молитесь с таким расчетом, но молитесь просто и со смирением. Пусть все будет во славу Божию. Что я вам говорил о соловье?  Он поет, а его никто не видит. Такими и будьте, безкорыстными. Предайте себя на служение Богу тайно.
Но будьте внимательны! Как мы сказали, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3). Пусть не замечает этого наше злое «Я». Живите в раю, и пусть не знает об этом наше злое »Я», пусть не завидует. Не забывайте, что есть у супротивного и зависть.
Подготовка заключается еще и в том, чтобы сохранять заповеди Божии. Изгоняйте страсти. осуждение, гнев и другие, изгоняйте их мягко. То есть не бейте зло сразу, но, презирая страсть. обращайтесь к Богу с любовью. Занимайте себя песнопениями, тропарям святых и мучеников, псалмами Давида. Изучайте Священное Писание и святых отцов Церкви. Так душа ваша станет кроткой, освятится, обожится и будет готова услышать Божественные извещения.
Благодать будет посещать вас постепенно. Вы войдете в радость. Начнете жить в мире, и тогда по Божественной благодати станете более сильными. Не будете гневаться, нервничать, обижаться, осуждать, всех будете воспринимать с любовью. Вы будете иметь то, о чем говорит апостол Павел: Любовь не пре возносится... не безчинствует... не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется. все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4-8). Молитва очищает душу и удерживает ум. Самое совершеннейшее дело совершается во святая святых души человека, которая закрыта герметично, Известна лишь Богу. Так мы видим что-то потрясающее: людей, которые превращаются в детей Божиих, даже если они достигли глубин своего падения.
И я, бедный, прилагаю такие же усилия. Я не творю молитв явно, но молюсь в тайне. Понятно? Приходит благодать Божия и осеняет вас. Она подает свежесть, благодать вам и тем, с кем мы вместе живем, вместе трапезуем, беседуем, молимся, общаемся друг с другом в простоте. Понимаете? Только »толстокожий» человек, которого молитва не смогла привести в умиление, остается чуждым благодати. Молитесь, чтобы Бог явил вам сокровенное. Многого мы не знаем. Говорите Христу: «Что хочешь Ты, что хочет Твоя любовь, Господи». Он управит вас. Взирайте на Него.

rb-mixail

  • Сообщений: 132
  • Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #183 : 21 Июль 2009, 10:45:42 »
Вот полная глава из книги.
Где я там нашел способ о котором писал выше не знаю, хотя раз пять перечитывал эту главу. Извеняюсь.
Конечно главное в этом, любовь, и когда она спускается в сердце это и происходит.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #184 : 21 Июль 2009, 14:48:32 »
Это место:

Молишься до теплоты сердца, затем смотрищь вверх и видишь звезду, это Христос.
Звезда опускается в голову, затем в сердце. сердце играет.

- сильно выпадает из русла православного учения о молитве. Поэтому и спросил.

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #185 : 17 Август 2009, 13:41:59 »
Хм? Интересно...У меня очень при очень частенько при творении молитвы когда ум нисхоит в сердце...Сердце как бы от радости начинает играть "(как солнце в пасху на рассвете)" Не колотиться не замирает а как будтто там иная мышца неведомая начинает содрогаться. При этом радость находит такая необьяснимая.. Однако я всё время думал, что это прелесть и всё время пытался погасить её или прекращал моливу (хотя и после прекращении оно ещё играет около 20 минут). Почему я так пологал? Молитва Иисусова выражает скорбь, покаяние, стенание, прошение а не радость. Посему считаю когда во время молитвы во мгновение в сердце полагаються чувства всего что, согрешил и натворил и плач рождаеться не от того что выдавил из себя, не от того что жалко себя стало..А от того, что за всё время до сегодняшнего часа я ничего не сотворил благое а до сих пор грешу и грешу....А вот такое чувство это редкость за что и считаю за исенное непрелестное состояние молитвенного духа.
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #186 : 17 Август 2009, 14:18:54 »
При этом радость находит такая необьяснимая.. Однако я всё время думал, что это прелесть и всё время пытался погасить её или прекращал моливу (хотя и после прекращении оно ещё играет около 20 минут). Почему я так пологал? Молитва Иисусова выражает скорбь, покаяние, стенание, прошение а не радость. Посему считаю когда во время молитвы во мгновение в сердце полагаються чувства всего что, согрешил и натворил и плач рождаеться не от того что выдавил из себя, не от того что жалко себя стало..А от того, что за всё время до сегодняшнего часа я ничего не сотворил благое а до сих пор грешу и грешу....А вот такое чувство это редкость за что и считаю за исенное непрелестное состояние молитвенного духа.

Не православное - "видишь звезду" - визуализация. А сердце играет и радуется - вполне непрелестное состояние. r.b.Alexander читайте святых отцов о благодатном действии молитвы, там все сказано. Только читайте святых отцов, а не подложные тексты и суррогаты. Иначе, получается, Вы отрицаете Бога - в Его радости, мире и благодати, - и принимаете лукавого - с его грехами. Видеть истинно свои грехи можно только в свете благодати, без благодати видение грехов дают бесы - вместе с осуждением. К этому бесовскому видению и идут многие прелестные молитвенники, которые отказывают действию Божию, которые не принимают радость Его благодати.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #187 : 17 Август 2009, 18:31:47 »
При этом радость находит такая необьяснимая.. Однако я всё время думал, что это прелесть и всё время пытался погасить её или прекращал моливу (хотя и после прекращении оно ещё играет около 20 минут). Почему я так пологал?
Древний патерик
Цитировать
37. Два брата, будучи побеждены блудною похотию, пошли и взяли с собою женщин. После же стали говорить друг другу: что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, пали в эту нечистоту, и потом должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем в пустыню. Пришедши в нее, они просили отцев назначить им покаяние, исповедав им то, что они сделали. Старцы заключили их на год, и обоим по-ровному давались хлеб и вода. Братья были одинаковы по виду. Когда исполнилось время покаяния, они вышли из заключения, - и отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а другого - с веселым и светлым лицем, - и подивились сему, ибо братья принимали пищу по-ровну. Посему спросили они печального брата: какими мыслями ты был занят в келье своей? - Я думал, отвечал он, о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую я должен идти, - и от страха прильпе кость моя плоти моей (Псал. 101, 6). Спросили они и другого: а ты о чем размышлял в келье своей? Он отвечал: я благодарил Бога, что Он исторг меня от нечистоты мира сего и от блудного мучения, и возвратил меня к этому ангельскому житию, - и помня о Боге, я радовался. Старцы сказали: покаяние того и другого - равно пред Богом.
р.б.Александр :-)...Господь да пребывает с вами всегда :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #188 : 17 Август 2009, 18:33:56 »
Вы отрицаете Бога - в Его радости, мире и благодати, - и принимаете лукавого - с его грехами.
Спаси Господи Александр :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

rb-mixail

  • Сообщений: 132
  • Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #189 : 08 Сентябрь 2009, 10:27:47 »
Привет Всем.

Вот нашел

О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ
Поучения святителя Феофана Затворника

Здесь в том числе и о сведении ума в сердце. Очень понравилось.

В этой библиотеке http://psylib.kiev.ua/

rb-mixail

  • Сообщений: 132
  • Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #190 : 16 Сентябрь 2009, 11:03:31 »
Вот из Феофана Затворника

ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ –
СОЕДИНЕНИЕ УМА С СЕРДЦЕМ

Главное – надо стать умом в сердце пред Господом и стоять пред Ним неотходно и день, и ночь до конца жизни. (5, 58)

Тайна духовной жизни – сосредоточить ум в сердце

Как понимать выражение "сосредоточить ум в сердце?" Ум там, где внимание. Сосредоточить его в сердце – значит установить внимание в сердце и умно зреть перед собою присущего невидимого Бога, обращаясь к Нему со славословием, благодарением и прошением, назирая при том, чтобы ничто стороннее не входило в сердце. Тут вся тайна духовной жизни. (9, 61-62)

Не забывайте главного – того, чтоб вниманием и умом сочетаться с сердцем и неисходно быть там пред лицем Господа. Все молитвенные труды на это должны быть направлены. Молите Господа, чтоб Он даровал вам это благо. Это – сокровище, сокрытое на селе; это – бисер многоценный. (4, 359)

Существо христианской жизни – стать умом в сердце пред Богом
и оттуда управлять всем в себе

Существо жизни христианской состоит в том, чтобы стать умом в сердце пред Богом в Господе Иисусе Христе, благодатию Святаго Духа, и, оттуда управляя всеми движениями внутренними и всеми действиями внешними, всё в себе, и малое, и великое, обращать в служение Богу Триипостасному, пожершись Ему всецело сознанием и свободою. (15, 21-22)

Закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу
и всегда будешь в памяти Божией

Когда внимание сойдет в сердце, то привлечет туда в одну точку все силы души и тела... Сначала внимание держится в сердце напряжением воли, силою своею внимание порождает теплоту в сердце. Теплота же сия затем держит внимание без особого его напряжения. Они затем друг друга поддерживают и должны пребывать неразлучно, ибо рассеяние внимания охлаждает теплоту, а умаление теплоты ослабляет внимание.

Отсюда закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу, всегда будешь в памяти Божией. (7, 64-65)

Глава дела – чтобы внимание не отходило от Господа, это то же, что утверждение в сердце памяти Божией. (9, 70)

Желающим установиться в едином помышлении о Боге заповедуется оставить голову и низойти умом своим в сердце, и там стоять вниманием неисходно. Только тогда, как ум сочетается с сердцем, можно ожидать успеха в памяти Божией. (4, 326)

Постоянная память Божия в сердце хранится,
если есть соединение ума с сердцем

Предав себя всецело неусыпному попечению Божию, надо смиренно и благодушно переносить этот труд ради истинного блага, которое даруется усердному молитвеннику от Бога во свое ему время, когда Бог Своею благодатию положит пределы нашему уму и уставит его неподвижно с памятью Божиею в сердце. Когда подобное стояние ума сделается как нечто естественное и постоянное, оно носит у отцов название "соединение ума с сердцем"; при таком устроении уму уже не бывает желания быть вне сердца, напротив того, если по каким-либо обстоятельствам или многою беседою удержан будет он вне сердечного внимания, то у него бывает неудержимое желание опять возвратиться внутрь себя с какою-то духовною жаждою и с новым усердием опять заняться созиданием своего внутреннего дома. (10, 227-228)

Секрет духовной жизни:
нельзя стать в сердце без болезненных исканий

Долго или коротко бывает так – зависит от благодати Божией: иной годы, иной десятки годов проводит трудясь, пока успеет стать в сердце и получит искомое, потому что, при всем труде и искании, строй тот производится не одними нашими усилиями. Его подает Господь, но без искания и усилия не подает. Видит искание усердное, и труд болезненный, и томление жаждущего сердца – сжаливается и подает чаемое благо. Почему Он так делает – Ему Единому ведомо: только без этого болезненного искания никто не доходит до того нормального строя. Это секрет духовной жизни... В сокровищницу Божию нельзя вводить, не испытав верности вводимого. (15, 22-23)

Три силы души потребны для непрестанной молитвы

Брат сказал: "Что же должно мне делать, отче, чтоб ум мой мог непрестанно быть занят Богом?" – Старец отвечал: "Не может ум непрестанно быть занят Богом, если наперед не стяжет следующих трех добродетелей: любви, воздержания и молитвы. Любовь укрощает гнев, воздержание погашает похоть, а молитва отрешает ум от всех земных помышлений и, обнаженным от всего, представляет его Богу. Сии три добродетели объемлют все другие, и без них невозможно непрестанно пребывать в Боге". (17, 72-73)

На языке пусть будет молитва Иисусова, в уме – предзрение Господа пред собою, в сердце – жажда Бога, или общения с Господом. Когда все сие будет постоянно, тогда Господь, видя, как нудите себя, подаст просимое. (12, 94)

Суть дела – сознательное стояние в присутствии Господа со страхом, верою и любовию. Это настроение возможно и без слов. Его и надобно восстановлять в сердце прежде всего. Слова же потом будут идти, чтоб удержать на этом одном внимание и углубить те чувства и расположения. (7, 194-195)

Я вам указываю всеобъемлющий рецепт. Сокращение его – в памяти Божией, памяти смертной и в страхе Божием. Когда сии укоренятся в сердце, и молитва, и все прочее пойдет добре. (11, 29)

Страх Божий – главное. Когда он приходит, то, как добрый хозяин, все по-своему устрояет в душе... От страха Божия – первое чадо – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно... Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и суде... К сему присоедините сознание присутствия Господа близ вас и в вас, так что Он все видит, и самое сокровенное. Сие сознание – с памятию смертною – неразлучным имеют страх Божий. Когда сия троица поселится в сердце вашем, тогда пойдет у вас молитва из сердца, с непрестанными взываниями к Господу Спасителю. (8, 251-252

rb-mixail

  • Сообщений: 132
  • Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #191 : 16 Сентябрь 2009, 11:10:50 »
На физическом уровне соединение ума и сердца я сравнил бы с глотанием.
Когда проглотишь что нибудь большое тогда внимание опускается вниз по горлу с проглоченой пищей.
Примерно так глаза закатываются и внимание опускается где то сзади шеи до сердца.
Но возможно опискание и спереди если сосредоточить внимание на сердце спереди.
Это, так сказать, мои ощущения на физическом уровне.

Sothiss

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #192 : 16 Сентябрь 2009, 11:33:12 »
Собственные впечатления того, что называю сознанием душевного сердца: ощущение такое, будто бы точка сознания находится ниже головы, расширяясь вовне и разливая во все стороны потоки добра и умиротворенности. При этом и физическое зрение действует не совсем так, как обычно, а будто снизу, воспринимая окружающее несколько под другим углом.

olegio_kiev

  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #193 : 16 Сентябрь 2009, 12:55:29 »
Собственные впечатления того, что называю сознанием душевного сердца: ощущение такое, будто бы точка сознания находится ниже головы, расширяясь вовне и разливая во все стороны потоки добра и умиротворенности. При этом и физическое зрение действует не совсем так, как обычно, а будто снизу, воспринимая окружающее несколько под другим углом.
Ага, у меня практически тоже самое. Да и вообще в таком состоянии никакое место сердечное и не ищется. Молитва идет не из груди я сказал бы, а из глубины существа что ли. Когда так молишься - исчезает ощущение, что это идет откуда-то из тела, да исам почти "исчезаешь". И уж если потом спросят о физических ощущених, то начинаешь "ловить" и видеть что вот вроде бы внизу, в груди или позади нее.
Да будет воля Твоя !

Sothiss

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #194 : 16 Сентябрь 2009, 14:00:29 »
Да и вообще в таком состоянии никакое место сердечное и не ищется. Молитва идет не из груди я сказал бы, а из глубины существа что ли.
Угу, наличие сердечного места просто фиксируется частью сознания, основа которого находится вне физического тела, я бы даже сказал в астральной анахате :) .