Исихазм

Автор Тема: Воображение, чувство и образное мышление  (Прочитано 93564 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Alexander, но свет может исходить также и от инфернальных сил. Не так ли?

Да, мы можем говорить и о темном (багровом) озарении. И еще. Вопрос остается открытым, до каких высот могут прозревать демоны? Вспомним книгу Иова: сатана разговаривает с Господом...

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Уважаемый Igor , а не могли бы Вы ссылочку дать на 137 глав Григория Синаита - искал битые полчаса - не могу найти. Спасибо.
...
Все же нашел, но в "Глáвах о заповедях и догматах..." Правда, там славянский перевод, и там говорится не о "влажности", а что тело было "без мокрот и дебелости". Трудно сказать, чей перевод лучше, по каким критериям судить???
Мне же кажется, что славянский перевод все-же вернее, так как "мокрота и дебелость" понимается как освобождение от действительных излишеств, о которых говорили и другие Св. Отцы. Но "влажность" - необходимая составная тела (я так думаю). Вспомним воскресшего Иисуса Христа. Фома прикасается к ранам Спасителя... Да и Св. Крещение совершается в воде. Потом ведь Спаситель наш освятил Иордан своим Крещением от Св. Иоанна Крестителя. Вообще вода в Православии да и в Библии имеет особое значение. Но, наверное, это отступление от темы, ведь тут затрагивается довольно обширная тема о теле Адама и "кожаных ризах", впрочем достаточно хорошо разработанная современными богословами, а также довольно сложные вопросы точности переводов святоотеческой литературы.
« Последнее редактирование: 19 Май 2008, 01:45:36 от Serge »

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Serge, посмотрите на сайте Саратовской епархии: http://lib.eparhia-saratov.ru/ - там должно быть. Но "137 глав" должны быть и в библиотеке нашего форума.

А более пространно о состоянии Адама говорит Максим Исповедник в "Амбигвах", толкуя Григория Богослова. Они где-то тоже должны быть в сети в недавно изданном переводе. Интересно, что он там тоже говорит о теле Адама "без течений и истечений"

Там же есть и его мысль, что Адаму не было необходимости "рассматривать природу", поскольку он обладал цельным видением. Это к началу нашей темы. :-)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Вот, кстати, это он перевел всего Григория Синаита:
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4204&Itemid=3

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Igor, большое СПАСИБО :-)

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Когда мы говорим о природе первочеловека Адама, не нужно забывать о природе Нового Адама - Иисуса Христа.

 Св. Лев Великий пишет: «В Спасителе не было и следа того, что привнесено в человека искусителем и что прельщенный человек допустил в себя впоследствии»
Правильно ли напрочь отвергать наличие в совершенном человеке силы воображения? Ведь прекрасные притчи Спасителя, преисполненные живописными картинами, красочными описаниямии и не менее чудесными диалектическими построениями - разве они сказаны Спасителем без употребления этой силы души, в которой все взаимосвязано? Думается, что у совершенного Человека Иисуса Христа Сына Божия, память и воображение, как и другие силы души функционировали соответственно здоровой (безгрешной) человеческой природе и были совершенны. Как мне кажется, образностью пронизано все Евангелие... Другое дело, признавая очевидную присущность человеку этой силы души - воображения - определить ей, так сказать, границы дозволенного. Правильно ли я мыслю?
« Последнее редактирование: 19 Май 2008, 13:47:51 от Serge »

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

А более пространно о состоянии Адама говорит Максим Исповедник в "Амбигвах", толкуя Григория Богослова...
Там же есть и его мысль, что Адаму не было необходимости "рассматривать природу", поскольку он обладал цельным видением. Это к началу нашей темы. :-)
Спасибо, Igor :-) Но ведь и мы никогда не рассматриваем (не исследуем, не изучаем подробно) вещи, которые мы уже достаточно хорошо изучили. Мы смотрим на них "цельно", не теряясь в догадках, душа реагирует на такой образ адекватно принятым душой знаниям (о вещи) и навыку созерцания. Адаму же изначала Богом было дано превышеестественное ведение логосов твари - соответственно не было необходимости в рассматривании. Но это не противоречит, на мой взгляд, естественности действия воображения в здоровом человеке в пределах, установленных Создателем. В молитве же (предварю возможное недопонимания моих слов) "умственная болтовня" и воображательность недопустимы, ибо мы, грешные,  предстоим пред Святым Богом.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Igor, я все же рискну еще раз попросить Вас прокомментировать термины раздражительная сила (θυμος), вожделевательная (επιθυμια), воображательная (φαντασια), и конечно же влажность (мокрота). Уж очень велика (ИМХО) вероятность разночтений для человека без специального образования.
« Последнее редактирование: 19 Май 2008, 17:02:34 от Gior »

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

А более пространно о состоянии Адама говорит Максим Исповедник в "Амбигвах", толкуя Григория Богослова...
Там же есть и его мысль, что Адаму не было необходимости "рассматривать природу", поскольку он обладал цельным видением. Это к началу нашей темы. :-)

Igor, изучая "Амбигвы" Св. Максима привлекли его слова по теме:
Посему-то и учили они: уму помышлять об одном только Боге и Его добродетелях и неведомо следовать за неизреченной славой Его блаженства ; слову – стать истолкователем и певцом уразуменного и право рассуждать об объединяющих его [т.е., уразуменное] тропосах ; чувству же, облагороженному разумом, воображающему разнообразные силы и действия во всем [окружающем] (ну вот же – Св. Максим показывает, что чувству, облагороженному присуще воображать всё окружающее) возвещать повсюду, насколько это возможно для души, логосы сущих . И при помощи ума и слова, словно корабль мудро направляя душу, они это [житейское] море –  то непостоянное, а то и иначе себя ведущее – перешли стопами .

Вот еще (24):
... (святые)настолько Им окачествовались, что познаются по [Нему] единому, имея подобно чистейшему зеркалу образ всего Бога Слова, видимого в них без малейшего изъяна, являемым посредством Его признаков, при том, что не лишаются ни единого из старых своих отличительных свойств, коими по природе характеризуется человек, всецело побежденных лучшими, как неосвещенный [прежде] воздух, всецело смешавшийся со светом.
Прекрасная метафора - не правда ли - завершает размышление Св. Максима.

И присоединяюсь к просьбам Giorа
« Последнее редактирование: 19 Май 2008, 18:49:10 от Serge »

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Очень приятно общаться с такими внимательными собеседниками, неравнодушными к данной теме. :-)  И вопросы, действительно, в тему. Постараюсь по мер сил отреагировать.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Serge:
Цитировать
Но это не противоречит, на мой взгляд, естественности действия воображения в здоровом человеке в пределах, установленных Создателем.
Совершенно верно. Если мы сейчас вращаемся в русле умопостижений и  умонастроений преп. Максима, то приведу и цитату из его письма некоему "Иоанну постельничему о печали по Боге" (пер. из "Христианского чтения", 1846 г., но есть и в сети). Там он рассуждая о печали, говорит в конце:

Такъ говорить побуждаетъ меня любовь къ тебѣ, ибо я не знаю, чѣмъ удовлетворить ей. Она заставляетъ меня непрестанно воображать тебя, и во время твоего отсутствія бесѣдовать съ тобою, какъ присущимъ, чрезъ переписку.

Эту "естественность и действенность воображения" мы видим  в "здоровом человеке" :-). Аналогичное проглядывает и в Посланиях ап. Павла. Да и не только – у Самого Нашего Спасителя!

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Serge:
Цитировать
В молитве же (предварю возможное недопонимания моих слов) "умственная болтовня" и воображательность недопустимы, ибо мы, грешные, предстоим пред Святым Богом.
Serge, Вы начали говорить о некоем "здоровом человеке", которому естественным образом присуща воображательность, но когда этот "здоровый человек" предстоит пред Богом, то ему уже грешному не присуща вся "умственная болтовня" (воображательность). И тут Вы смущаетесь – как так?

 Сам же Максим совершенным бесстрастием в одном месте называет "отложение всяких чувственных воображений", а там он воображает некоего Иоанна постельничего.

Serge, разделите для себя (разделять, сличать и сопоставлять удел всех нас падших человеков – не смущайтесь и этому), где Максим говорит о первозданном (не падшем) человеке, а где о человеке в состоянии падения, а где об обоженом человеке (см. http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1712.msg30683#msg30683 ).

Когда Максим говорит о "четвертом совершенном бесстрастии" он говорит о 3-м апокатастатическом состоянии.

А что он говорит о нашем падшем состоянии в конце Амбигв, приводя 16-е Слово Григория Богослова, который в свою очередь ссылается на Писание? Кто мы такие – как путь корабля в море, от которого не остается следа в море (Прем. 5, 10), как путь птицы, от которой не остается в небе никакого знака (Прем. 5,11), как прах, возметаемый ветром (Пс. 1,4), как цветок, который восходит и опадает, … опадает и иссхнет (Пс. 102, 15).

Как тут в печалях ветхозаветного человека, возводящего очи горé умещается дефиниция "здорового человека"? Cвятой Григорий, говоря о ветхозаветном , имеет в виду и новозаветного человека, получившего печать Духа Святого в Святом Крещении, то есть по Максиму, получившего не только бытие, но и благобытие (но еще не удостоившегося пакибытия).

Та же печаль по Богу и нашему, взирая горé, несовершенству, сохраняется. Да, мы новозаветные получили Обетование (об этом контрасте ветхозаветного и новозаветного можно побеседовать отдельно). Но и новозаветный носит в себе закон греха (Рим. гл. 7). И где она эта дефиниция здорового человека?

Serge, начинаю отвечать на вопрос издалека. Но нужна и здесь ясность.

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Serge, Вы начали говорить о некоем "здоровом человеке", которому естественным образом присуща воображательность, но когда этот "здоровый человек" предстоит пред Богом, то ему уже грешному не присуща вся "умственная болтовня" (воображательность). И тут Вы смущаетесь – как так?
...Serge, разделите для себя... где Максим говорит о первозданном (не падшем) человеке, а где о человеке в состоянии падения, а где об обоженом человеке...
Как тут в печалях ветхозаветного человека, возводящего очи горé умещается дефиниция "здорового человека"?
...Но и новозаветный носит в себе закон греха (Рим. гл. 7). И где она эта дефиниция здорового человека?
Да, Igor , Вы безусловно правы - во всем нужна ясность. Пока не могу сказать, что она уменя есть в отношении всего, что обсуждается в нашей теме - это и понятно - такие вещи постигаются не сразу несовершенным человеком, да и то если на то есть воля и помощь Божия.
Насчет моего "смущения" - Вы верно уловили, что эту фразу я дописал как бы вне потока своей мысли. Подумалось - не воспримутся ли мои речи как панегирик воображательной медитации сродни разгоряченным молитвоизлияниям людей с больным воображением и неустойчивой психикой (прелесть и проч.) - чему я горячий противник. В молитве же как мы услышим голос Божий, если по мере сил не постараемся "войти в клеть и молиться Отцу, который втайне"?
Когда я говорил о "здоровом человеке" - имел в виду цель или - если хотите - безгрешное Человечество Богочеловека Иисуса Христа. Чтобы двигаться к цели - нужно ее видеть и понимать, в каком направлении совершать движение. Такое понимание является для меня ключевым.
Согласен, что необходимо разграничить для себя изречения Св. Максима соответственно трем различным состояниям человека (о которых Вы упоминали). Но как раз в приведенных двух цитатах (практически без моих комментариев) из "Амбигв" я четко определил такое разграничение и привел именно эти цитаты не случайно:
Посему-то и учили они: уму помышлять ... и проч.
- Святые отцы учили уму помышлять. Кого учили? Не систасического Адама и не апокатастасических жителей будущего века - а нас несовершенных. Здесь речь - очевидно о катастасисе.
Вторая цитата начинается словами:
(святые) настолько Им окачествовались, что познаются по [Нему] единому...
Здесь - речь о совершенстве. И именно мысля о таком состоянии, я говорил о "здоровом человеке". Процитирую Вас:
Цитировать
Но и новозаветный носит в себе закон греха (Рим. гл. 7). И где она эта дефиниция здорового человека?
А вот - в 8-й главе того же послания: ...закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Простите, уважаемый Igor , но ведь читая Ап. Павла тоже нужно разделять, где он говорит о состоянии "до", а где - "после"... От себя дерзну добавить - еще и различать, к кому он говорит. В упомянутом Послании речь все же шла об абсурдности оправдания законом. Спасение - есть дар Спасителя. Ап. Павел говорил к римлянам "по-римски" на их сухом юридическом языке.
Спаситель Иисус Христос совершил домостроительство нашего спасения - и от нас зависит, воспользуемся ли мы уготованным нам даром или пренебрежем им. "Будите во Мне и Аз в Вас"; "Пиющий Мою кровь и ядущий Мою плоть во Мне пребывает - и Аз в нем". Если это так - а это так - то нет препятствий для благодатного преображения уже здесь на земле, нет смерти и нет болезни и воздыхания. Живущие Христом и во Христе уже здесь являют миру победу добра над злом - вспомните святых мучеников о Христе. Вот это и есть в моем понимании "дефиниция здорового человека".
Еще раз от души благодарю Вас, Igor , Ваши комментарии и подсказки для меня очень важны и дают мне много пользы, наводят на мысли, которые помогают (как я полагаю) несколько распутать клубок под час весьма запутанных суждений о сложных, но и весьма важных вещах.

« Последнее редактирование: 20 Май 2008, 01:20:43 от Serge »

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Цитировать
естественность действия воображения в здоровом человеке

Serge, насколько понимаю, Ваш вопрос заостряется не столько на исследовании внутренних движений систатического человека (а мы уже на 11-й странице, почти не отклоняясь от темы), сколько на проблеме воображения катастатического человека.  И в общем-то, правильно, - если у первозданного Адама отсутствовала воображательность, то тема эта наша. :-)  Она  для нас актуальна, имеющим и воображательность и образность мышления. А от образности никуда в нашем человеческом состоянии не денешься - все Писание (практически) представляется нам в образах. Стоит об этом поговорить.