Исихазм

Автор Тема: Ум Христов  (Прочитано 149569 раз)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« : 04 Май 2008, 15:45:16 »
Отделено от темы "О видах молитвы": http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1708.0
---


Существует развернутая практика опускания ума в сердце. Но есть ведь и практика стяжания ума Христова, если судить по тем (немногим) святым, которые стяжали этот ум. Это Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Григорий Палама, Серафим Саровский...
Насколько я понял вы разделяете, как 2 направления..."практика стяжания ума Христова", а чем отличаются?...Объясните пожалуйста...Или где прочитать :-)
« Последнее редактирование: 07 Май 2008, 15:41:14 от Alexander »
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #1 : 04 Май 2008, 16:39:05 »
Насколько я понял вы разделяете, как 2 направления..."практика стяжания ума Христова", а чем отличаются?...Объясните пожалуйста...Или где прочитать :-)

Да, говорю о двух направлениях (в их единстве, мере и порядке). Однако, о практических приемах стяжания ума Христова упоминается мало. И эта "малость" не означает, что таких приемов нет, и не означает, что ум Христов только абстракция, и не означает, что ум Христов и духовное сердце - одно и то же.

К примеру, о практических приемах пути юродства тоже не говорится - и это не означает, что такого пути нет (и нет соответствующих приемов).

Посему читаем жития святых, имеющих такой ум и находим отличительные черты. Это всеохватное видение, мудрость, проникновение в суть и понимание логосов вещей, бесстрастие и созерцательность, сверхобразное восприятие и умение изложить в точном слове знания, полученные в сверхобразном созерцании. Ярчайший пример такого святого - прп.Максим Исповедник. Есть же святые и подвижники, которые были устремлены на развитие сверхумственных способностей, возможно, в некоторой его неполноте. Яркие примеры: Ориген, Климент Александрийский, Евагрий Понтийский. Развитие умственных и сверхумственных способностей (без чистоты сердца) характерно для представителей деградирующего гностицизма.

Для более близких к нам времен я бы назвал двух святых, с очевидностью стяжавших ум Христов. Это прп.Серафим и прп.Силуан. Однако, образ прп.Серафима изолган, и судить больше приходиться по рукописи "странного" Мотовилова. Также и знания прп.Силуана были раскрыты благодаря другому человеку.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #2 : 04 Май 2008, 18:55:46 »
Однако, о практических приемах стяжания ума Христова упоминается мало. И эта "малость" не означает, что таких приемов нет,
:-)Спасибо за ответ...Жаль что информации о них мало...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #3 : 04 Май 2008, 19:31:00 »


 
Цитировать
"...  ум Христов принимает участие, мысля и разумея, и устраняя не как обычный ум человека, но как ипостасно соединенный с Богом и получивший наименование ума Божия"
                                                                  И. Дамаскин.
    Слишком высоко! :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #4 : 05 Май 2008, 15:16:38 »
 
Существует развернутая практика опускания ума в сердце. Но есть ведь и практика стяжания ума Христова, если судить по тем (немногим) святым, которые стяжали этот ум. Это Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Григорий Палама, Серафим Саровский...

Да, говорю о двух направлениях (в их единстве, мере и порядке). Однако, о практических приемах стяжания ума Христова упоминается мало. И эта "малость" не означает, что таких приемов нет, и не означает, что ум Христов только абстракция, и не означает, что ум Христов и духовное сердце - одно и то же.
 

   Простите,  :-) но… все равно не вполне  уловил.
   Я в библиотеке данного сайта, наткнулся как-то на ниже приведенную цитату  д.ф.н. Катасонова Н.В. «Концепция целостного разума в русской философии и Православие».  - 
   « Православие исходит из того, что путь спасения человека в Церкви есть - и необходимо! - изменение его ума. Апостол Павел учит: Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Духовное исцеление в христианстве есть процесс, в котором происходит и преображение ума человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. 3, 10). Протоиерей Василий Зеньковский справедливо писал: "Венцом этих указаний являются слова ап. Павла в I Кор. (II, 6) о том, что мы имеем ум Христов . Обретение этого ума Христова есть одна из задач, стоящих перед христианином. И задача эта в своей основе не философско-теоретическая, а религиозно-аскетическая.
   Задача преодоления греховной расколотости ума, его отвлеченности, формулируется обычно в святоотеческой письменности как задача "соединения ума с сердцем" или "сведения ума в сердце". Как мы уже отмечали, под "сердцем" здесь обычно понимается орган воли и оценки, а под "умом" - способность рассуждения. Ум должен "сойти в сердце", должен бдительно наблюдать за тем, каким влечениям подчиняется воля, не допуская одержимости греховными страстями. Сердце, в свою очередь, должно руководить деятельностью ума, направляя его к познанию благого, той Жизни, которая всегда была свет человеков (Ин. 1, 4). Несмотря на тщательно разработанную духовную технику, православная традиция постоянно подчеркивает, что это соединение ума и сердца, исцеление человека есть, в конце концов, результат прямого действия Бога, результат благодати, и не может быть получен никакими чисто человеческими усилиями. Вот, что пишет об этом свт. Игнатий Брянчанинов: "Разъединение ума с сердцем, противодействие их друг другу, произошло от нашего падения во грех: естественно Божественной благодати - когда она прострет перст свой для исцеления сокрушенного и раздробленного на части человека его падением - воссоединять разделенные его части, воссоединять ум не только с сердцем и душою, но и с телом, давать им одно правильное стремление к Богу. Вместе с соединением ума с сердцем подвижник получает силу противостоять всем страстным помыслам и страстным ощущениям. Может ли это быть следствием какого-либо механизма? Нет! это - последствие благодати, это - плод Святаго Духа, осенившего невидимый подвиг Христова подвижника, непостижимого для плотских и душевных человеков" .
   Практика "сведения ума в сердце" была тесно связана с православной традицией исихазма
.»,
   полный текст, приведен здесь - http://www.hesychasm.ru/library/thlg/ktsnv.htm .
   ИМХО полагал, что приведенная выше цитата является наиболее  адекватным  описанием способа стяжания Ума Христова (или процесса тут уж кому как угодно обозначить это явление  :-) ).
   И если опираться на приведенную, мной цитату, то разделение  на практики :
- опускание ума в сердце:
- стяжание Ума Христова;
  неправильно (имхо), так как одно вытекает из другого.
   Поэтому повторяюсь  :-), почему вы разделяете направления ???
 

« Последнее редактирование: 05 Май 2008, 15:56:27 от 000 »

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #5 : 05 Май 2008, 15:37:47 »
Стяжание Ума Христова - это процесс, кроме технических приемов (которые могут и не помочь нисколько), можно сказать, творческий и не может быть сведен к одному ограниченному определению, описанию, деланию и т.д. Надо выходить за пределы, особенно за пределы человеческих представлений о Боге и Христе Его. Равно, как и, чтобы научиться чему-либо, надо прежде выбить всю дурь из головы :), также и отказаться от отрицания близости Бога к себе и ко всему сущему... ИМХО
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #6 : 05 Май 2008, 19:38:40 »


 
Цитировать
"...  ум Христов принимает участие, мысля и разумея, и устраняя не как обычный ум человека, но как ипостасно соединенный с Богом и получивший наименование ума Божия"
                                                                  И. Дамаскин.
    Слишком высоко! :-)

iunija, Вы забавным образом привели урезанную цитату и сами недоумеваете, и других приводите в недоумение.  :-)  А спросите себя в чем ум Христов принимает участие? :-)  Приведу мысль Иоанна Дамаскина полностью, где он говорит не о человеке, а о Самом Христе, Который в воплощении имел два ума – человеческий, как Человек и ум Божий, как Бог:
Цитировать
Должно еще знать, что святой ум Христов и естественные свои действия совершает, мысля и разумея, что он есть ум Божий, и что ему поклоняется вся тварь, и вместе памятуя Свое пребывание и страдания на земле. В действовании Божества Слова, в Его устроении и управлении всем, ум Христов принимает участие, мысля и разумея, и устраняя не как обычный ум человека, но как ипостасно соединенный с Богом и получивший наименование ума Божия.
И как видите, всё становится на свои места. :-)  Говоря о двух умах в Богочеловеке, Иоанн Дамаскин опровергает, тем самым ересь Аполлинария, ссылавшегося на строки и Слово стало плотью (Ин. 1,14) и утверждавшего в Богочеловеке только один ум Божий. А иудеи в разговорном языке частенько именовали человека плотью (как у нас - душою).

Во Христе две природы были соединены в одной ипостаси. В человеке ум, движимый мановением Божиим, соединяется с умом Христовым не ипостасно, а по благодати.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #7 : 05 Май 2008, 19:46:08 »
 :-o/ Ну, что Вы хотите, у женщин длинный волос,да ум короток! :-) Простите! Сожелею!
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #8 : 05 Май 2008, 19:47:14 »
Igor,
Цитировать
В человеке ум, движимый мановением Божиим, соединяется с умом Христовым не ипостасно, а по благодати.
подозреваю, что это определение нуждается в серьезном разъяснении... Не могли бы Вы изложить Ваше понимание?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #9 : 05 Май 2008, 20:36:12 »
подозреваю, что это определение нуждается в серьезном разъяснении... Не могли бы Вы изложить Ваше понимание?
Gior, Вы уж скажите тогда, что Вас смущает, чтобы я знал, в каком направлении эту мысль истолковать. :-)

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #10 : 05 Май 2008, 20:44:11 »
Gior, Вы уж скажите тогда, что Вас смущает, чтобы я знал, в каком направлении эту мысль истолковать. :-)
:) Igor, мне интересно узнать как Вы трактуете различие соединения с умом Христовым "по благодати" и "ипостасно". (Как ни странно, мне кажется что второе "понятнее" :roll:) Хотя, в принципе, интересно все что Вы захотите сказать об этом :)
Спасибо!

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #11 : 05 Май 2008, 21:14:57 »
Цитировать
Как ни странно, мне кажется что второе "понятнее.

Gior, а рассудите сами, как человек сущностно или ипостасно может соединиться с Богом? Между этими двумя природами - пропасть! Как хорошо сказал один богослов - "онтологическое зияние". В Троице - только три ипостаси. :-)

Впрочем, понимаю Ваше недоумение. Вы бы меня могли спросить, а как же Отцы называли человека "частицей Бога". Или еще: "Бог сотворил человека, дав ему повеление стать богом". Все правильно - стать богом по благодати. А может быть, яснее сказать, наполнившись нетварными энергиями Божества.

Вот католики только сейчас начинают потихоньку признавать правильность учения Григория Паламы (от них же первый есть нынешний Папа :-). А то ж смущались они этим Божеством при Живом Боге во все века, а сами пытались пролезть в божественную Сущность. :-)

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #12 : 05 Май 2008, 21:35:35 »
Все правильно - стать богом по благодати. А может быть, яснее сказать, наполнившись нетварными энергиями Божества.
Т.е. Вы понимаете соединение с умом Христовым "по благодати" как наполнение нетварными энергиями?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #13 : 05 Май 2008, 21:55:12 »
Т.е. Вы понимаете соединение с умом Христовым "по благодати" как наполнение нетварными энергиями?
Да, а Вас это смущает? :-)

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #14 : 05 Май 2008, 22:08:56 »
Да, а Вас это смущает? :-)
Смущение - не совсем верное слово :)
Попробую пояснить.
Когда речь идет об "обожении" - "наполнение нетварными энергиями" представляется вполне адекватным термином, но если не считать соединение с умом Христовым синонимом обожения, а чисто интуитивно мне представляется что это не так (хотя и не рискну настаивать), то и т.с. "условия" должны быть иными.
Обожение (наполнение нетварными энергиями), как мне кажется есть нечто более тотальное, сравнимое с обретением тела воскресения - тогда как ум Христов присутствует и в "простых Святых".