Исихазм

Автор Тема: Ум Христов  (Прочитано 150526 раз)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #90 : 17 Сентябрь 2010, 19:49:50 »
По моему, вы меня не поняли. Перечитайте несколько раз внимательно, я ни о женщинах, ни о мужчинах вообще не говорил. У Бога нет М и Ж.
Верно, у Бога нет М и Ж, а "Домострой", тем не менее, был написан в лоне православной культуры, и до сих пор отрыгивается в виде приведённой Вами "максимы", объясняющей нам (тут) почему муж в храме стоит с непокрытой главой, а у женщины (по очень, кстати, иудейской идее) не должно быть видно её волос на голове.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

viktor-sher

  • Сообщений: 218
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #91 : 17 Сентябрь 2010, 19:58:15 »
Верно, у Бога нет М и Ж, а "Домострой", тем не менее, был написан в лоне православной культуры, и до сих пор отрыгивается в виде приведённой Вами "максимы", объясняющей нам (тут) почему муж в храме стоит с непокрытой главой, а у женщины (по очень, кстати, иудейской идее) не должно быть видно её волос на голове.
Вы меня опять не поняли. Прочитайте еще раз. Я про храм вообще не говорил.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #92 : 17 Сентябрь 2010, 20:16:46 »
viktor-sher, простите и не сочтите за наезд.
Я вполне понял Вашу "иносказательность". Речь о том, что мудрость, подобная приведённой Вами, толкуется некоторыми буквально и превращается в обоснование суеверия.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

viktor-sher

  • Сообщений: 218
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #93 : 17 Сентябрь 2010, 23:14:29 »
viktor-sher, простите и не сочтите за наезд.
Я вполне понял Вашу "иносказательность". Речь о том, что мудрость, подобная приведённой Вами, толкуется некоторыми буквально и превращается в обоснование суеверия.
Понял. Но это не мудрость. Это простой язык.
Я рад, что язык этот доходит  к простым сердцем.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #94 : 30 Октябрь 2010, 00:03:06 »
В рамках этой ветки хотел бы обсудить взаимосвязь следующих внутренних движений человека:

Умозрение Господа, Ум Христов, Богопознание и молитва

Приведу цитату, просто и прямо восхищающую ум к высоте умозрения Господа

Из Уцелевших глав Каллиста Катафигиота "О Божественном единении и созерцательной жизни"

"...человек, имея ум и, естественно, размышление о жизни, ощущает наибольшее наслаждение и действительный покой тогда, когда он помышляет относительно себя о лучшем состоянии ... Это состояние бывает действительно у того, кто, имея Бога в уме, помышляет о свойствах Его, как Существа действительно Верховного, мыслимого превыше ума, любящего человека бесконечно и свыше разума и уготовляющего высокие дары и непостижимые блага и красоты своим созданиям, и притом главным образом в вечности ..."

Отвлеченное умозрение применяется не только в философии, но во всех специальных науках. Некоторые из них , например математика, механика, теоретическая физика, сполна основываются на этом виде умозрения. Чем большая чистота умозрения требуется для для разработки какой-либо науки, тем более разнообразного таланта
требует она от своих жрецов и тем труднее дается ее широким кругам общества.
Такова, например, высшая математика. Достоверность и точность знаний, сообщаемых ею достигает краинего доступного человеку предела. Кто обладает талантом отвлечен-ного созерцания математических объектов, тот свободно шествует в этом
царстве идей и совершает великие открытия в нем, как бы играя и наслаждаясь своею игрою. А не способные к такому умственному видению потеют, пытаясь усвоить уже прочно разработанные отделы этой науки и нередко принуждены бывают после бесплодных усилий покинуть занятия ею, не войдя даже в предверие ее. Объясняется
это тем, что человек прежде всего практический деятель, даже и на современной ступени культуры занятый преимущественно борьбою за физическое существование;и поэтому эволюция всех наших предков и собственные наши интересы выработали в нас способность сосредотачивать внимание преимущественно на чувственно данной среде, на реальном пространственно-временном бытии и опознавать его. Однако выше было уже указано, что всякая чувственная интуиция должна сопутствоваться нечувственной, например, во всякое суждение входит опознавание какого-либо отношения между вещами, всякое почти наблюдение требует различения множественности, доступной счислению, и т. п.

Воспитав в себе способность умозрения на столько, чтобы усмотреть бытие, принципиально отличное, от реальных вещей и процессов, мы начинаем видеть в новом свете и само реальное бытие".

Лосский - умозрение как метод философии

Само направление видения в процессе умозрения, задаваемой той или иной гранью мира, реальности позволяет настроить умозрение, ориентировать его определенным образом.
Думаю, что умозрение очень важный элемент духовной жизни, крайним пределом совершенствования умозрения является стяжание Ума Христова, что является основой познания Господа и способствует достижению полноты молитвы и составляет важнейшую грань умного делания.

Таким образом правильно ориентированное умозрение, т.е. умозрение с целью Богопознания, подкрепленной молитвенной жизнью, а на высших его ступенях единое с молитвой позволяет в крайнем пределе совершенства стяжать Ум Христов. Во всяком случае если не в полноте, то в некоторой степени

Итак, восхищение ума ко Господу, умозрение направленное на соединение с Ним, пути, опыт???
« Последнее редактирование: 30 Октябрь 2010, 00:18:41 от Игорь Спасский »

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #95 : 30 Октябрь 2010, 01:41:02 »
Каллист в главах прямо говорит об умозрении Духом. Дух не как аморфная энергия, благодать, а конкретно сам вселяется и сообщает троический разум своему носителю через сияние. В то время как многие вхожие в церковь чувствуют благодать или даже видели чудесные действия на себе, но еще Духа конкретно в себя не приняли, а наставляются благодатью пока что со вне. У таковых тоже может быть весьма развитое умозрительное вИдение Бога и промысла, более собирательное, а не непосредственное. Господь сказал апостолам: Дух с вами пребывает и в вас будет (потом). Сие часто !!! вводит людей в заблуждение о том, что они уже духовны, в то время как Дух их только слегка касается.. Когда Господь вселяется, то происходит это отчетливо и производит глубокий переворот, перелом в душе. Катафигиот не затрагивает особо ясно этот момент, но и не умалчивает о духовном рождении, "слитии многих светочей во один непрестанный". И далее открываются уму неизъяснимые просторы Духа.. Они уже не просто вызывают радость, эмоции; а представляят нечто необъяснимое, необъятное, которое не может быть неинтересным, жажда и насыщение одновременно. При этом соединение видится не точкой или гранью, а постепенным погружением или пропитыванием всей души и далее тела, т.е. ощущается как умным чувством, так и телесными одним единением в Духе. После рождения задача заключается в том, чтобы удержать благодать и далее развить добродетели, тем самым давая силе Божией все сильнее себя заквасить. Главное учиться приносить "жертву - дух сокрушен", которую Господь "не уничижит" и в таком случае быстрее совершит нового человека, бога. Важные вехи, такие, как схождение на низы для полного очищения ("дондеже вскисе вся") и рождающегося от этого целостного самоощущения (целомудрия, одной из 4 основных добродетелей; остальные: мудрость, мужество, праведность) на форуме обозначены. Но на это чуткого делателя, заботящегося о подлинном смирении, не упорствующего на конекретных методах концентрации, соблюдающего свою уже немного расчищенную храмину наставит Дух в свое время. Отсюда человек становится чище, глубже и целостнее и сущностно более способным воспринимать божественные озарения. Отчего и ум более и более очищается и познает "из ядра". По Максиму ум с все более чистых скрижалей сердца читает все больше написуемого на них перстом человеколюбивого и милующего грешников Бога

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #96 : 30 Октябрь 2010, 08:59:45 »
Цитировать
далее открываются уму неизъяснимые просторы Духа.. Они уже не просто вызывают радость, эмоции; а представляят нечто необъяснимое, необъятное, которое не может быть неинтересным, жажда и насыщение одновременно.

Elm, большое Вам спасибо. Очень очень вдохновляет на дальнейший духовный поиск.

Как мне как-то говорил один cхимонах схидиакон Яков (всего с 3-мя классами образования), он же келейник преподобного Кукши Одесского:

 "Летчик водит самолет, танкист - танк, капитан - судно, машинист - поезд, а Бог управляет всем миром, Он всемогущий, все все можеть" Сказано "по простому", без богословских изысков. Но меня лично это очень вставило.

 Это очень трудно представить, а тем более помнить, но непрестанная память о Божьей полноте и всемогуществе восхищает умственное видение очень и очень высоку, а если еще вспомнить парадоксальное сочетание Божьего величия и смирения, кротости и полноты жизни ...

У меня лично молитвенный путь с умозрением несколько несовподают. Ощущение благодати сердцем, действие внутри и восхищение ума до высот Божьих не происходят одновременно. Молитва дает силы уму - несомненно, несомненно настраивает умственные учи на определенный лад, но восхищение ума в высоту - это и еще что-то. Думаю это что-то высокое богословение - именно не высокоумное, а высокое в настоящем смысле, как у Златоуста или в тех главах Каллиста.

В общем надо их по чаще видимо перечитывать, но не забывая и о внутренней молитве ... Сложно, но можно :)

Сам путь ощущений и погружения во внутреннее пространство и умозрение - это грани одного и того же пути, но видимо умозрение автоматически не получается из молитвенной жизни, видимо здесь еще важно Богомыслие, вытекающее из него Боговидение ...
« Последнее редактирование: 30 Октябрь 2010, 09:45:17 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #97 : 30 Октябрь 2010, 10:38:45 »
Думаю важно богомыслие происходящие из глубокой молитвенной жизни, чтобы избежать излишней сухой умственности и академичности ...

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #98 : 30 Октябрь 2010, 23:12:31 »
Как пишу в другой ветке есть проблема с совмещением:
1. Умозрения - т.е. восхищения ума ко Господу
2. Смотрения внутрь, внутреннегой взора
3. И молитвы, т.е. присутствует на уровне ощущений, но явно не полных (пока не умное делание, а глупое получается)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #99 : 31 Октябрь 2010, 15:20:28 »
думаю, что часто главная проблема заключается в том, чтобы пользуясь молитвенными приемами (слова, богомыслие, концентрация и прочее), не требовать от них самих отдачи. Т.е. в процессе этой молитвенной работы до крови, человек работает и целится на образ Бога, который у него сложился. Но он не может быть верным, часто этот образ скорее даже демонический, кривой, тонко и хитро всеянный бесами, как это становится ясно после духовной встречи со Христом. Поэтому с.о. учат не брать никаких образов и копать безобразно как можно глубже в себя. Но если совсем безобразно, то вектор, направление поиска будут совсем аморфны. Поэтому богомыслие тоже должно обильно присутсвовать у делателя, задавать этот вектор в нужную сторону, но не заканчивать его, причем этот пустой конец должен быть как можно шире и чище. Т.е. вектор этот должен как бы получиться в пустоту, представте себе вместо стрелки пустоту. И это весьма непросто и требует опыта, чтобы было и хорошее основание, начало, сам прочный отрезок, возвышение, направленность ума, души и в результате этого еще и одновременно чистый ум, способный воспринимать и улавливать. Часто уму не получается осводиться как от суеты, страстных мыслей, так и от вклинившихся молитвенных устоек. Поэтому, если словесная молитва не входит так прочно в ум, то, может быть, это и весьма хорошо. Важно этими методами натренировать, подготовить душу так, чтобы она по инерции двигалась горе к Богу. Тогда легко держать ум чистым, корректируя его намеренными движениями. В таком случая он в смиряющейся душе, водимый Духом сразу увидит искомое сквозь свои образы. И так все далее будет отходить от лжеобразов, а истинный образ будет впечалеваться не ментально в уме, а конкретно отображаться на душе. Самое простое - повторение имени Спаса дает уму вертеться вокруг него, постепенно перебирая все смыслы, потом ум уже все перебрав, отходит "на покой", и тогда благодать яснее двигает его и просвещает таким образом нацеленный ум. Совместить простую память или повторения имени с глубокой концентрацией внутрь себя в спокойствии не трудно. Но опять же, если голова забита посторонней информацией, то она будет уводить в сторону. Поэтому богомыслием надо выправить направление. Очень полезно, как радио, на фоне что-нибудь частенько слушать из духовных предметов. Если даже не запоминается, но подсознательно всеравно задает течение. Поначалу, конечно, одной религией без передыху ограничиваться не очень результативно

Air

  • Сообщений: 662
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #100 : 31 Октябрь 2010, 16:03:48 »
Гениальное все просто. В этом смысле Вы, elm, написали очень по сути - конспективный план делания и воспитания собственной души. Соделать ее способной вмещать Бога.
Это по сути монашеское житие, но в миру.

Этот план начнет срываться однажды грубыми искушениями.
Тогда понадобится существенное понимание - как продолжить делание, оставаясь в миру.
Оставаясь реальным человеком, то есть с ясным пониманием жизни, а не зомбировавшим самого себя прелестником.

Понимаю, что я пишу о другом, не о том, о чем Вы.
Но это очень очень существенный вопрос.
Re: Ум Христов
« Ответ #101 : 31 Октябрь 2010, 22:41:13 »
Простите, что вмешиваюсь в обсуждение, но для меня важна эта тема и то, как ее понимают. Полагаю, много возникает сейчас путаницы из-за того, что отцы пренебрегали терминологией. Потому слова душа, сердце, ум, дух использовали свободно, не строго. Может быть они это делали по внушению Духа, для того, чтобы не поняли внешние, подобно тому, как Господь говорил не прямо, но в притчах. Те же, кто подвижники, в свое время поймут, просвещаемые светом Духа.
Удивительно, хотел предложить вам обсудить терминологию, но пока писал, выразилось сомнение в необходимости этого. Во всяком случае, если будет желание, можно об этом поговорить.
Я как-то всегда с удивлением выслушиваю о том, что "ум опускается в сердце". Сам бы я сказал, что точку сознания следует переместить из области, где в теле человека находится головной мозг или того места, в котором она находится, в область, где находится телесное сердце.
А для слов душа, сердце, дух, ум следует использовать более возвышенные смыслы. Если же обсуждение не нужно, то можно подумать об этом наедине.
Тогда, мне кажется, легче будет понять, что такое Ум Христов, и как его приобрести.
Простите...
Богу нашему слава. Аминь.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #102 : 31 Октябрь 2010, 22:54:54 »
Вот!!!! Наконец-то дождалась. СОЗНАНИЕ!!!!. Мне всегда хотелось об этом говорить. Что не умом мы концентрируемся в районе сердца, а сознание наше опускается туда, тогда как ум остается на своем месте. Сознание и контролирует околосердечное пространство фиксируя мелкие нюансы приходящих помыслов. Это сознание может заставить " не тарахтеть" ум...Роль сознания велика в деле молитвы, но поскольку у нас с терминологией "ум и сознание" туговато, и вечная путаница, и как следствие, непонимание друг друга, хотелось бы выслушать Вам о. Дионисий.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #103 : 31 Октябрь 2010, 23:03:21 »
Цитата: иеромонах Дионисий link=topic=1711.msg81163#msg81163
date=1288554073
Тогда, мне кажется, легче будет понять, что такое Ум Христов, и как его приобрести.
Мы неоднократно к этой теме обращались здесь и, в частности, про Ум Христов были высказаны такие соображения:
Обычный ум человека, размещённый в голове, видит себя полным хозяином положения и, как ему кажется, является единственным выразителем человеческой личности.

При научении этого "головного" ума опущению в сердечную область и укоренении его там, он приобретает новые свойства, одни из важнейших - тишина его, а также полнота внешнего внимания.

При этом место, освобождённое умом в голове, имеет шанс заместиться Христовым Умом, который и предназначен Создателем пользоваться в полной мере и объёме супер-компъютером мозгом, проявляя при этом всю Полноту раскрытия человеческой личной Индивидуальности в режиме "неслиянно-нераздельно".

Другими словами, личность человека приобретает "в собственность" самого Господа Христа, который и совершает преображение падшего человека в нового Адама.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

margav

  • Гость
Re: Ум Христов
« Ответ #104 : 01 Ноябрь 2010, 08:44:02 »
... Что не умом мы концентрируемся в районе сердца, а сознание наше опускается туда, тогда как ум остается на своем месте. ...
Воопще то вроди бы  вниманием мы концентрируемся в районе сердца, ну или, точнее, в области, где рождается мысленное слово...в преддверии сердца...стоим и стучимся: открой, Господи, впусти...
В одной умной книжке под редакцией иг.Петра Пиголя в отношении ума написано примерно так (ну, если что, не обессудьте, это мое скудное понимание написанного), что в результате грехопадения энергия ума ушла в голову и прилепилась к рассудку, а сущностная составляющая ума (или иначе, дух) осталась в духовном сердце...задача делания вернуть энергию ума на свое место, чтобы сущностная и энергетическая составляющая ума соединились во едино...А в отношении Ума Христова (но это уже чисо мое мнение, может и глупое), полагаю, что после воссоединения ума в сердце, т.е. обретения молитвы умно-сердечной деятельной, если Господь дарует подвижнику благодатную (самодвижущуюся, созерцательную) молитву, то начинается постепенная трансформация и его ума и он приходит в то состояние, которое и именуется Ум Христов...но только вот вряд ли Он в голове то будет, а не в духовном сердце...хотя точно трудно сказать, ведь человек весь преображается...тайна сия велика есть...вот как то так примерно...может и ошибаюсь...простите...