Исихазм

Автор Тема: О видах молитвы  (Прочитано 180471 раз)

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #330 : 23 Июнь 2010, 08:26:16 »
Душа, по слову св. Афанасия Великого, обитает в трех частях тела - в сердце, в голове, в царских жилах, обитая в этих частях, она разливает свое действие во все тело. Таким образом, сердце человека как часть души сораспростерто сердцу как физиологическому органу, который служит орудием его деятельности: "Сердце телесное есть мускулистый серчак - мясо, … но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума" (св. Феофан Затворник).

Как часть человеческой души сердце есть центральная часть. Само слово "сердце" указывает своим значением на понятие центральности и серединности. Сердце признается наиважнейшей частью души, поскольку оно является средоточием духовно-нравственной жизни человека. Такое понимание не умаляет ум, ибо он остается господствующей, контролирующей силой души.
http://azbyka.ru/dictionary/17/serdce-all.shtml
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #331 : 23 Июнь 2010, 09:58:33 »
ломота небольшая в голове это неизбежно
По чему?...что происходит?...

Можно попытаться объяснить на примере человека, который он выходит из очень темного помещения и у него начинает ломить глаза из-за яркого света. Происходящее в этом свете еле различимо из-за его яркости. Глаза боязно открывать,приходится уходить обратно в темноту или зажмуривать их, чтобы что-то видеть и не повредить при этом зрения.

Ум тоже, когда выходит из темной комнаты образов окружающего мира, постепенно начинает видеть то, что происходит в Свете и является Им (но не является ни образами, ни представлениями, или чем-нибудь подобным). В начале он ничего не различает, но удивлен обилием Света, боится увиденного и бежит от него (обратно в темноту), потому как сказано: "От Лица Его бежит небо (ума) и земля (помыслов)". Глаза ума ломит, и приходится их прикрывать, чтобы не повредить зрения и ум не выступил из себя самого

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #332 : 23 Июнь 2010, 10:00:38 »
Есть еще интересные вещи которые встречались еще у даосов и недавно начали проникать и в медицину. Вещи вобщемто известные но можно и призадуматься почему чреву уделяется так немало вниманияи как это выражено в физиологии человека. Кстати блуждающий нерв интересный проводник. :-)

http://www.galactic.org.ua/clovo/f_n4.htm вкратце.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #333 : 23 Июнь 2010, 11:15:43 »
ломота небольшая в голове это неизбежно
По чему?...что происходит?...
Можно попытаться объяснить на примере человека, который он выходит из очень темного помещения и у него начинает ломить глаза из-за яркого света. Происходящее в этом свете еле различимо из-за его яркости. Глаза боязно открывать,приходится уходить обратно в темноту или зажмуривать их, чтобы что-то видеть и не повредить при этом зрения.

Ум тоже, когда выходит из темной комнаты образов окружающего мира, постепенно начинает видеть то, что происходит в Свете и является Им (но не является ни образами, ни представлениями, или чем-нибудь подобным). В начале он ничего не различает, но удивлен обилием Света, боится увиденного и бежит от него (обратно в темноту), потому как сказано: "От Лица Его бежит небо (ума) и земля (помыслов)". Глаза ума ломит, и приходится их прикрывать, чтобы не повредить зрения и ум не выступил из себя самого
Отсюда следует, что ум, как свойство души, находится в голове.
Раз голова болит и ум "зажмуривается".
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #334 : 23 Июнь 2010, 18:07:36 »
Не понимаю зачем  внимание ума держать в голове

может, разве что, у отцов где-нибудь написано, что Царствие Божие в голове (а не в сердце)
и что борьба с прилогами совершается там же ( в голове, а не в сердце)
Про прилоги в голове, не попадалось...
Однако вот пр.Исихий
Цитировать
14. Итак один способ (прием) трезвения есть: — смотреть неотступно за мечтанием, или за прилогом; ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и представлять их уму к его прельщению обманом
15. Другой: — иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякаго помысла безмолвствующим, и молиться.
Не оговорено где...правда ниже конкретизировано сердце...может быть просто этапы...
Ну и наблюдения такие---если оставляю внимание к голове, то широкомасштабно идут помыслы...и безконтрольно...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #335 : 23 Июнь 2010, 21:57:49 »
Ну и наблюдения такие---если оставляю внимание к голове, то широкомасштабно идут помыслы...и безконтрольно...

ну и если у отцов об этом нет и идут помыслы, зачем тогда держать ум (внимание ума) в голове
Вы этим разоряете даже то устроение, которое к этому моменту было

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #336 : 23 Июнь 2010, 22:36:35 »
ну и если у отцов об этом нет и идут помыслы, зачем тогда держать ум (внимание ума) в голове
Вы этим разоряете даже то устроение, которое к этому моменту было
У меня отчасти всегда так было...ну и то что мысли роятся в голове, по моему это общеизвестно, на вскидку Никадим Карульский говорил об этом...я по этому и не задумывался...а желания в груди...очистить ум от помыслов, в голове...и от желаний, в груди...
Может быть позже...когда у ума будет навык автоматически останавливать ВСЕ помыслы в голове...не знаю...но уйти из головы сейчас, просто невозможно...если я уведу внимание...то помыслы рождающиеся в голове, сами притянут ум к хаосу...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #337 : 23 Июнь 2010, 23:23:15 »
ну и то что мысли роятся в голове, по моему это общеизвестно, на вскидку Никадим Карульский говорил об этом...я по этому и не задумывался...а желания в груди...очистить ум от помыслов, в голове...и от желаний, в груди...
Может быть позже...когда у ума будет навык автоматически останавливать ВСЕ помыслы в голове...не знаю...но уйти из головы сейчас, просто невозможно...если я уведу внимание...то помыслы рождающиеся в голове, сами притянут ум к хаосу...

мы опять вернулись к началу нашего разговора на эту тему пару недель назад, а Вы, соответственно, к исходному состоянию

1. помыслы не рождаются в голове
2. останавливать их в голове уже поздно и невозможно

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #338 : 23 Июнь 2010, 23:55:59 »
Мне бы тоже хотелось бы Вас, Евгений, понять. Не из праздного любопытства, а в виде сравнения. Есть возможность точки соприкосновения, но мы говорим об этом(весьма возможно тоже) на разных уровнях понимания одного и того же.  Ибо я утверждаю (исходя из своего опыта), что нет проблем остановить помысел, мысль в голове.
Начнем сначала.... Представим себе что Вы подхватили помысел, и у Вас начался внутренний диалог , который всегда проходит на ментальном уровне...Как Вы его останавливаете, если ментальный уровень относится к мозговой деятельности?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #339 : 24 Июнь 2010, 00:25:23 »
Представим себе что Вы подхватили помысел, и у Вас начался внутренний диалог , который всегда проходит на ментальном уровне...Как Вы его останавливаете, если ментальный уровень относится к мозговой деятельности?

никак, так как он (внутренний диалог) у меня и не начинается
вся цепочка прерывается еще до этапа "Вы подхватили помысел", потому что это событие (иначе называемое у отцов "сосложение с прилогом") происходит в сердце
внимание ума, стоящего с молитвой в сердце, не дает прилогу приблизится к нему, а сердцу сосложится с прилогом
так как сосложения с прилогом в сердце (центре волевой жизни) не произошло, не начинается и внутренний диалог в уме
когда начинается внутренний диалог в уме, уже поздно его останавливать, так как сосложение с прилогом уже произошло и грех уже совершен

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #340 : 24 Июнь 2010, 00:41:04 »
 Ясно. Тогда другой вопрос. В какой форме Вы видите приближающийся помысел? Ведь чтобы его отогнать, надо его сначала увидеть. Как Вы его видите? Как ментальное образование на переферии сердечной области, или нечто иное смысловое...даже не знаю как сказать, пусть будет "пятно"?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #341 : 24 Июнь 2010, 01:15:40 »
В какой форме Вы видите приближающийся помысел? Ведь чтобы его отогнать, надо его сначала увидеть. Как Вы его видите? Как ментальное образование на переферии сердечной области, или нечто иное смысловое...даже не знаю как сказать, пусть будет "пятно"?

так, как видится все во внутреннем мире сердца: это не образы, не представления, не чувства

это созерцания ума (обладающего духовным зрением), которые только очень условно можно описать с помощью обычных понятий

в частности ум (видящий в сердце и себя самого) видит приближающиеся прилоги, как другие умы

они представляют собой нечто такое же простое , как он сам, но принимающее, при ближайшем рассмотрении и под действием молитвы, разнообразные уродливые формы (но опять же, описуемые только условно)

под действием молитвы они сгорают

результатом такого, даже непродолжительного, но правильно совершаемого делания является дальнейшее просветление внутренней сердечной области, безмолвие ума при полном отсутствии внутреннего диалога и, как следствие, бездействие страстей

если делание прекращается по каким-то причинам, а сердце еще не очищено, то прилоги достигают сердца невидимо для ума, возобновляется внутренний диалог и поток образов в уме, а также действие страстей

описанное делание очень полезно для очищения сердца от страстей и просвещения ума, но, конечно же, не является самоцелью

целью является боговидение и богообщение, которые постепенно начинаются по мере очищения сердца и просвещения ума

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #342 : 24 Июнь 2010, 14:45:41 »
Повторю, развивая, сказанное ранее.

Вначале замечу, что ответ Евгения #341 верен (отчасти...), но является слишком жесткой схемой.

1. Сердце - как сердцевина человека - не сводится ни к области груди, ни, тем более, к области физ.сердца. В частности, поэтому отцы прошлого и обращались к сердцу через пупок.

2. Стояние в сердце не есть просто стояние умом посередь груди. Сердце расширяется до внутреннего пространства человека, которое, по мере очищения и развития, становится намного больше (оно вообще другого измерения) человека внешнего. Человек находится во (внутреннем) сердце своем, и при этом он может быть сосредоточен на пупке (или выше, или даже ниже), если его внутреннее пространство расширилось и имеет (символическую) связь с другими местами (центрами) человека.

Кстати. Созерцания ума, обладающего духовным зрением, о котором говорит Евгений, могут иметь и демоническую природу.

3. Прилоги - на совр.языке, чтобы не путать их с одними только мысленными касаниями, - можно назвать вибрациями. Это действия невидимых сил. Грубо говоря, подошел бес - и ткнул в ребро... или дал под вздых, или по голове, или по ногам. Где вошла вибрация (от) беса, там и зародился прилог. Если такое касание произошло внизу живота, то именно там и сосложился прилог, и стал развитым помыслом (развитым, но остающимся за гранью восприятия ума), и возбудил блудную страсть. Эта страсть поднялась наверх, подсоединив по дороге ряд других, и только на уровне груди, если ум человека ниже не способен сходить, стала осознанной. Причем это осознание и на этом - грудном - уровне стояния может быть опосредованным - через мысль (помысел), а не как непосредственно бьющие вибрации страстей.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #343 : 24 Июнь 2010, 14:56:50 »
Почему бес не может толкнуть смиренного? А человека имеющего гордыню толкает?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #344 : 24 Июнь 2010, 15:11:07 »
Смиренный - прозрачен для беса, бесу не за что толкать. Смирение - от Бога - еще и огненно. Оно попаляет бесов. Есть смирение от Бога. Есть смирение от человека. И есть игра в смирение, в которой верховодят бесы.