Исихазм

Автор Тема: О видах молитвы  (Прочитано 179534 раз)

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #525 : 19 Июнь 2017, 11:47:17 »
gainfaiter, Вы это связываете с изменением молитвы? Согласен с Сергием что нужна искренность.

Искренность  к самому себе нужна и мужество, чтобы честно сказать (признать) - да, мне пофиг на всё и ничего-то я на самом деле не хочу.
У человека есть свобода менять себя в любую сторону.



Pavel

  • Сообщений: 388
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #526 : 19 Июнь 2017, 13:41:21 »
Да, Скай, сегодня вы меня поняли верно, за что и спасибо: чтобы себя куда-то менять, от чего-то очищать - надо сперва искренне себя познать и найти в себе мужество признать сво. падшесть, греховность.  А не ковыряться в дерьме, которое усохло тысячу лет азад, выдавая это за покаяние и умное делание.

Артемий

  • Сообщений: 370
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #527 : 19 Июнь 2017, 13:42:39 »
gainfaiter, Вы это связываете с изменением молитвы? Согласен с Сергием что нужна искренность.

Искренность  к самому себе нужна и мужество, чтобы честно сказать (признать) - да, мне пофиг на всё и ничего-то я на самом деле не хочу.
У человека есть свобода менять себя в любую сторону.

Спорный вопрос про свободу, пока человек не наиграется в игры социального мира и не станет на путь, много жизней понадобится, а только потом созревшая душа начинает дорогу домой...
ни себе, ни чему-либо другому не принадлежа, с совершенно не ведающей всякого знания бездеятельностью, в наилучшем смысле соединяясь и ничего-не-знанием, сверхразумное уразумевая.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #528 : 19 Июнь 2017, 14:17:16 »
молитва действует с двух сторон,
1) с одной стороны как слово Божие (если молитва его содержит), которое преображает внутренний мир и челвоека за счет вибраций
2) за счет веры, которая сваязывает с источником. Таким образом воздействие идет с двух сторон. Без веры связь с источником не осуществить.
P.S: прошу прощения если задел чью-то картину міра.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #529 : 19 Июнь 2017, 15:03:01 »
Да, Скай, сегодня вы меня поняли верно, за что и спасибо: чтобы себя куда-то менять, от чего-то очищать - надо сперва искренне себя познать и найти в себе мужество признать сво. падшесть, греховность.  А не ковыряться в дерьме, которое усохло тысячу лет азад, выдавая это за покаяние и умное делание.

Имитация и подмены реального духовного устремления для меня большая беда. Вот, например, бегаешь, суетиться и кажется, вот если бы возникли благоприятные условия - зажил бы духовной жизнью. Появляются такие условия - а мне не до молитвы, все тупо скучно. Ум хочет частой смены декораций.

Когда реально чего-то хочешь - можно между всем выкроить время для практики. И вообще для всего чего угодно.

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #530 : 19 Июнь 2017, 16:20:26 »
чтобы себя куда-то менять, от чего-то очищать - надо сперва искренне себя познать и найти в себе мужество признать сво. падшесть, греховность.
Или ещё проще - когда реально видишь свою падшесть и греховность, тут даже и мужества не надо чтобы признать - всё равно факт.

Спорный вопрос про свободу, пока человек не наиграется в игры социального мира и не станет на путь, много жизней понадобится, а только потом созревшая душа начинает дорогу домой...
Есть разные игры - социальные, родовые, в практику, в путь к свободе, в религию, в освобождение от реинкарнаций. Каждый может добавить ещё что-то своё, если замечал на чём попадался. И пока чел играется в игры, свобода просто в зачатке. Но она рядом. Ждёт и не отворачивается. Когда же до него доходит что что-то в этих играх не так, что это фуфло, тут уже можно повернуться к свободе самому и прибщиться к ней. Искренность, пребывание в моменте, в Присутствии, основная заповедь - хорошие критерии проверки: свободен ли я?

Когда реально чего-то хочешь - можно между всем выкроить время для практики. И вообще для всего чего угодно.
Когда искренне практикуешь, то условия начинают складываться сами, мне кажется такое замечали многие. И часто не такие какие хочешь, а какие нужны - Ему виднее.  :-)

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #531 : 19 Июнь 2017, 18:06:00 »
Я начал практиковать свой вариант ИМ: Господи Иисусе Христе, помилуй и очисти мя. Хотелось бы знать мнение людей по этому поводу. Хорошо ли так будет или это только усложнит практику?
Я думаю, что содержание здесь не критично. Тут, в принципе, важнее помнить, что технология в молитве вещь сомнительная и пытаться подчинить под неё последнюю это суетный труд. Анализируя обстоятельства жизни могу сказать, что иногда и стараешься, а ничего получается, нету сердечного отклика. А бывает наоборот - само приходит. Тогда ум погружается в такое молчание, что любое слово, в т.ч. молитвенное сродни взрыву атомной бомбы, а появление мыслей - как приближение локомотива, его еще нет, но ты уже слышишь, что едет (гудит и грохочет)...
От чего это все зависит я не знаю.
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #532 : 19 Июнь 2017, 18:29:28 »
akellah,

Так и есть. И даже то, что не знаете, тоже.

gainfaiter

  • Сообщений: 74
  • Виталий
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #533 : 20 Июнь 2017, 21:14:32 »
Из всего сказанного, понятно, что пока нужно оставить практику, и возобновить после очищения от страстей и освобождения от грехов.
Виталий

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #534 : 20 Июнь 2017, 21:47:23 »
Из всего сказанного, понятно, что пока нужно оставить практику, и возобновить после очищения от страстей и освобождения от грехов.

А как без практики очищать страсти и от грехов освобождаться? А если можно, зачем тогда практика?

И что вообще такое практика?

Pavel

  • Сообщений: 388
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #535 : 21 Июнь 2017, 09:21:10 »
Да, Скай, сегодня вы меня поняли верно, за что и спасибо: чтобы себя куда-то менять, от чего-то очищать - надо сперва искренне себя познать и найти в себе мужество признать сво. падшесть, греховность.  А не ковыряться в дерьме, которое усохло тысячу лет азад, выдавая это за покаяние и умное делание.

Имитация и подмены реального духовного устремления для меня большая беда. Вот, например, бегаешь, суетиться и кажется, вот если бы возникли благоприятные условия - зажил бы духовной жизнью. Появляются такие условия - а мне не до молитвы, все тупо скучно. Ум хочет частой смены декораций.

Когда реально чего-то хочешь - можно между всем выкроить время для практики. И вообще для всего чего угодно.

Верно, у меня похожая ситуация :) К примеру, днём  думаю - "Вот наступит ночь, и я  ка-ак намолюсь!"; но приходит ночь, и тот же голос говорит - "НЕт, сейчася устал,  давай спать, а утром помолимся" - и я ложусь спать. А утром, понятное дело,  этот же голос говорит - "НЕт, поздновато уже молиться, пора завтракать, давай уж тчно ночью будем молиться" (поясню: поставить себе будильник или перенести завтрак на попозже  не могу). И так можно бегать по кругу неделями и месяцами.

Когда что-то действительно интересно, то ты как бы сам собой возвращаешься к этому - даже не задумываясь... Лично для себя  я рисую примерно такую картину: для  св. отцов молитва бла тем же самым, что для меня - компьютерные игры - думаешь только о них, разговариваешь только  на эту тему, даже сны о них видишь а коли отключат интернет - ходишь как зомби и не знаешь, чем заняться. А когда  играешь - так увлекаешься, что забываешь обо всём на свете, есть только ты и твой игровой персонаж (ну и мирок, его оркужающий) - вот прекрасное медитативно-молитвенное состояние, толк вместо молитвы - комп :)

Вот не знаю, как бы такого интереса, искреннего интереса и такого внимания достичь и в молитве.  Потому что, если откровенно - то к ней и не тянет, ведь дело это сухое,  не  парк аттракционов (хотя, наверно, это уже как Бог даст) , а с другой стороны лично для себя вижу проблему в том, что  не до конца я всё эт дело понимаю... Третьейпомехой для  мен является то, что  толи тело  то ли ум всё же требует внешней деятелности, а с этим у меня не особо.

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #536 : 21 Июнь 2017, 10:11:24 »
Полагаю ошибкой будет считать что заниматься практикой это значит сесть уединённо и молиться. Необходимо между делами поддерживать ручеёк молитвы. Во внешней деятельности стараться сохранять частичное внутрьпербывание. Внешние дела могут выбивать из внутрьпребывания, захватывать во внешний мир. Ничего, спохватился и терпеливо возвращаешься внутрь. Периодически, со стороны, отстранённо, посматривать на мусорные мысли в голове и мусорные страстные движение в своём существе. Хорош приём из адвайты: "кто думает вот эту мысль", "кто это злится", "кто это отвлёкся", "кто это молится"... - отстранение и возврат в себя. Потом можно так настроить своё внимание, что осматривая этот копошащийся мусор в себе, будешь не вовлекаться в эти движения а притормаживать их, утихомиривать. Такая работа по освоению внутренних пространств может вестись весь день.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #537 : 13 Июль 2017, 17:58:47 »
смутно вспоминал этот пост...
Как-то я попытался собрать набор "ересей", в которых меня обвиняли (и обвиняют), исходя из существующих точек зрения. Итак:
1) оригенист (услышал в свой адрес от одного дзен-буддийствующего иудея)
...
7) фарисей (а кого в этом не обвиняли?)
...
10) теперь вот, похоже, в квиетистах заодно с другими оказался.
недавно забабахали статью про квиентизм на вики
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B8%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC
интересную позицию высказал о. Петр :D

Про отношение квиетизма к исихазму я, наверное, напишу отдельную статью. Западники почему-то любят исихазм (немцы меньше всего), а это сущий фейк, на мой взгляд. Если рассматривать квиетизм и исихазм как практики, а не как отвлечённые богословские системы (а именно так их и надо рассматривать; нельзя же всерьёз думать, что можно "влезть в Бога" и различить в Нём то сущности, а то энергии), то исихазм — это практика без Бога.

По "Слову о трёх образах молитвы" Симеона НБ: сосредоточься на сердечном месте, и, соединив ум и чувство, нерассеянно, напрягши все силы, повторяй Иисусову молитву. Теплота, которая от этого возникнет — не благодатная, а естественная (это особо св. Феофан Затворник подчёркивает). Вот три это сердечное место такой молитвой, три и три. Благодать и придёт. А может, не придёт (в чём ты будешь сам виноват, потому что или помысл какой греховный гнездится, который ты не видишь, или ещё что-то вроде этого). Короче, Бога нет, Он только должен придти в результате твоих психо-душевных действий. Плюс убить тело, разумеется: не есть, не спать, палками себя дубасить (как Иосиф Исихаст).

А квиетизм начинает с Бога. Обратись к Богу и в Бога верой и слушай Его. Минимум своего "активничания" и максимум того, чтобы "дать место Богу и Его действию в нас". Диаметрально противоположное (там много, конечно, своих "косяков", но основа именно такая). Поэтому никак нельзя ставить квиеизм и исихазм в один ряд. Исихазм — это неорганическая химия (эвклидова геометрия etc.), а квиетизм — органическая (геометрия Лобачевского etc.), подросшая и развившаяся. Поэтому у православных ничего и не получается (личный опыт и мой, и всех без исключения "горящих духом монахов" конца 80-х / 90-х гг. прошлого века), потому что у нас только начальный учебник химии есть, и не более того. Ну и, разумеется, претензии, что мы-то химию лучше других понимаем, а всякие бензольные соединения — это сущая ересь.

Вот где-то так. Навеяно чтением статьи Катасонова "Квиетизм и исихазм".

Мишаня

  • Сообщений: 94
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #538 : 19 Май 2018, 17:36:19 »
Извините, что пишу в заброшенную тему..
Так сложились обстоятельства, что пришел я к молитве, и пришел, как слепой котенок. Примерно месяц назад.
Сначала читал больше святым и немного Отче наш.. Спустя неделю стал почти всё время читать Отче наш, изредка святым, получал огромный прилив энергии и успокоения. Читал, естественно, как новоначальный, вслух или мысленно, но каждую уединенную минутую.
Через неделю такого состояния "наткнулся" на Иисусову молитву, но только в том плане, что её тоже надо читать (за себя и за других).
И вот тут началось самое интересное. За несколько дней она трансформировалась в основную, в перерывах читал Отче наш. И всё это на фоне тяжелейшего стресса (подробности не хочу писать, личная драма). И вот на третий день такой жизни произошло очень странное событие, про которое хотелось бы услышать знающих людей. Я получил в итоге по башке. А дело было так:
Во мне начал просыпаться зверь. Другого слова не нахожу. В жизни я безобидный. Даже в молодости по пьяни не хотелось лезть в драку. А тут, именно зверь. На третий день, когда я его пробудил, я параллельно со своим зрением видел в этот приступ себя внутри (от пояса до шеи). И вот слева, примерно на 1/3, было ощущение себя и ещё много кого-то, и спопровождалось это свечением (или освещенностью). другие 2/3 занимала в порядке таком - три полосы: 1я) некая пустота, чернота, ничто; 2я очень мощный поток энергии снизу-вверх, который я и прозвал зверем 3я полоса как первая. Зверь, потому что агрессия, представления, как я поступаю жестоко.
И вот этого зверя я чувствовал, как чужого, что это не я. Осознавал, что наружу сам он выбраться не может. При этом понимал, что сдержать его не смогу. Боролся дня 3 и проиграл.. Потом, выждав дня 2, успокоившись, и возобновив молитвы, пришло осознание, почему так случилось. Во время молитвы я напрягался. (Стресс, неприятие ситуации очень сильно сказались). Я почувствовал, что поддаваясь напряжению, отвергая тем самым волю Бога, начинаю снова пробуждать этого зверя. Начал обращать внимание на напряженность в теле и шагнул дальше. Больше мы с ним не встречались так лицом к лицу.
Зато теперь, оглядывая назад, понимаю, что каждый день привносит что-то новое. Что-то меняется. Да и на форум этот я попал после того случая в тему "Усиление брани во время Иисусовой молитвы".
Перечитал много всего тут, понял, что излишняя информация сейчас отвлекает, хоть и интересна.
Каждый день по ощущениям длиться стал как 7.
Прогресс, конечно, ещё ни о чем. Радует, что он есть. Особенно, когда после молитвы просишь помочь в чем-то разобраться.
Редко замечаю, что молитва иногда в фоне сама произносится (пока делом занят), а вчера ощутил, поверхностно, конечно, как молитва спустилась в район груди. Бесформенно, без определенного места, но на уровне верха груди, и что молитва начинает исходить отттуда. Одновременно с этим, при каждом чтении, всё тело начинало пронизывать дрожь, а сама молитва приобрела чувства (более искренние?).
А неделю назад начал ощущать давно забытое чувство, что чего-то не хватает. Потом рука стала тудя тянуться. Крестика! Обыскался - не нашёл. И даже не вспомнил, почему перестал носить (потерял? цепочку порвал? нигде не нашел). Пошел в церковную лавку, купил новый. Молитва стала сразу другой. Ещё заметил, что чтение в храме меняет процесс. И сохраняет его дома на время.
Ну и самое главное, постепенно приходит осознание греховности, и не в ум, а в сердце. А ум всё пытается крутить мысли, порой очень тяжело отмахиваться. Не умею ещё. Только учусь. И если сильный напор, как вчера или сегодня, то мысли побеждают. На время. Даже чтение про себя не помогает. Но это что-то новое. Новая ступенька. Постепенно, прося Христа помочь разобраться, признаваясь, что без него я не смогу, удается проходить до следующей.
Ух, понаписал... Хотелось бы услышать от знающих немного пояснений, или советов, в направлении движения или об очевидных ошибках, который я совершил.

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #539 : 19 Май 2018, 20:37:33 »
Мишаня, вы лучше, не придавая особого значения возникшему у вас явлению и не погружаясь с головой в его толкование и интерпретацию, сходите на Причастие. Но и молитву не оставляйте, ведь ее можно будет совершать в размеренном темпе, без горячки и стресса, но на более постоянной и спокойной основе (без притязаний на сиюминутный результаты в виде чего-го необычайно-сверхъестественного).
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)