Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Исихазм



22 Ноября 2017, 13:58:46

Автор Тема: О видах молитвы  (Прочитано 102595 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9789
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

О видах молитвы
« : 01 Мая 2008, 15:44:27 »
Какие виды молитвы доступны для человека в зависимости от его состояния.

Святые отцы выделяют три основных состояния человека: плотское, душевное и духовное.

Человек плотской увлечен грубыми вещами материального мира - он овнешлен, плохо понимает душевные подвижки и слеп на духовное.

Душевный человек имеет более развитое душевное тело (слова ап.Павла). В душевном теле выделяется ум (который, в свою очередь, имеет свои ступени или уровни развития) - это разумная часть души - и страстная часть, в которую входят страстные и жизненные силы. И страстные, и жизненные силы также имеют свой строй.

Человек духовный находится в зародыше и глубоко спрятан за человеком плотским и душевным, поэтому его сложно определить. Мы знаем, что он имеет духовное тело, и можем различать его духовное сердце и духовный ум (ум Христов).

Человек, не прозревающий на внутреннее обустройство, - внешний, т.е. это человек плотской и отчасти душевный. Человек внутренний - скрытый за внешней оболочкой - включает в себя (отчасти) человека духовного и глубинные пласты человека душевного.

Напомню о видах умной молитвы. Различают молитву словесную устную, молитву умно-словесную (мысленную), молитву умную (мысленное слово как бы затухает), молитву умно-сердечную, молитву сердечную, молитву-созерцание.

Плотскому человеку доступна устная словесная молитва и отчасти умно-словесная молитва. Душевный человек может уже молиться молитвой умной и умно-сердечной молитвой, также душевный человек иногда способен различить молитву сердечную и созерцательную (сверхобразную). Эти два последних вида молитвы уже принадлежат человеку духовному.

О соотношении молитвы чувственной и бесстрастной, образной и безОбразной.

Принято считать, что в православии проповедуется бесстрастная и безОбразная молитва. Это так, но только на высотах молитвы. В начале же молитвы, когда молится человек плотской, молитва может быть (и будет) и образной (напр., с открытыми глазами перед иконой), и чувственной (с покаянием, слезами, умилением и пр.). Человек плотской вырастает в человека душевного через развитие (и очищение) страстной и разумной частей души. На этом этапе роста все благое в проявлении чувств и развитии ума должно только приветствоваться. И только по мере становления душевного человека и очищения его страстной и умной природы открывается возможность молитвы бесстрастной и безОбразной.

Забегание плотского (да и душевного человека) вперед в попытке стяжать чистую молитву (без образов и чувств) чревато большими проблемами  в виде ссохшихся мозгов и атрофированных чувств.

Итак, и чувственная, и образная молитвы в православной практике не запрещены, они имеет свое место и время в деле созидания нового человека, но и чувственная, и образная молитва не принадлежат молитвенным высотам исихазма.

---
Взвешенные дополнения и поправки приветствуются.

« Последнее редактирование: 01 Мая 2008, 15:58:17 от Alexander »

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #1 : 01 Мая 2008, 16:15:09 »
Спасибо. Только не совсем понимаю, как может быть молитва (умная, не устная) бессловесной, если она еще не сердечная? Вы не могли бы пояснить?
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля
    • фотографии

Re: О видах молитвы
« Ответ #2 : 01 Мая 2008, 16:19:05 »
Спасибо Александр.
Один вопрос-уточнение:
При "преодолении" охарактеризованной Вами "образной молитвы перед иконой", еще некоторое время сохраняется образность (непроизвольная) и это, ИМХО, нормально. Хочется знать Вашу позицию.
И еще, молитва умная когда по Вашим словам "мысленное слово как бы затухает" может, поначалу, сопровождаться подобными непроизвольными образами (не словесными) - опять же - что Вы об этом думаете?

Цитировать
Только не совсем понимаю, как может быть бессловесная (умная, не устная) молитва, если она еще не сердечная?
Запросто! :-) Мысли и слова - не одно и то же.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9789
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Re: О видах молитвы
« Ответ #3 : 01 Мая 2008, 16:31:05 »
Сейчас убегаю, отвечу вечером.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #4 : 01 Мая 2008, 16:32:38 »
Ну да... т.е. умная молитва делается не на каком-либо внешнем языке, а на "универсальном языке мысли", так?
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #5 : 01 Мая 2008, 20:27:46 »
молитву умную (мысленное слово как бы затухает)
:-)Немного непонятно...Молитва становится тише...Как бы шепотом?...

В лекции Осипова было что-то вроде---(отличие умной от устной)Умная молитва произносится в груди умом...Язык при этом перестает шевелиться...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Barlaam

  • Гость
Re: О видах молитвы
« Ответ #6 : 01 Мая 2008, 22:24:28 »
Спасибо. Только не совсем понимаю, как может быть молитва (умная, не устная) бессловесной, если она еще не сердечная? Вы не могли бы пояснить?
  Да это молитва из междометия: "О-о-о!",например.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9789
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Re: О видах молитвы
« Ответ #7 : 02 Мая 2008, 11:09:12 »
Спасибо. Только не совсем понимаю, как может быть молитва (умная, не устная) бессловесной, если она еще не сердечная? Вы не могли бы пояснить?

Мысленное произношение слов - калька молитвы словесной. Такую молитву, пожалуй, следует назвать скорее не умной, а мысленной или грубо-мысленной. И эта молитва никак не сердечная.

Если проследить путь  мысли, то можно увидеть, что она, утончаясь, поднимается (или углубляется) к своему источнику. Один из центров (центр рождения личной мысли) сопряжен с верхней частью груди - верхушкой сердца, и об этом говорят православные молитвенники. Только на уровне горла мысль облекается в слово. Поэтому при опускании ума в сердце, когда происходит их соединение, молитва становится умно-сердечной. Это традиционное описание.

Однако, путь развития умной молитвы на молитве сердечной не останавливается. Освоившись в сердце, ум может продолжить свое молитвенное движение, осваивая внутренние просторы души. (Мы помним, что запрет опускать ум ниже сердца был дан поздним - расслабленным - подвижникам, а отцы в древности сходили умом в чрево безбоязненно.) При этом связь с сердцем (духовным сердцем!) не теряется, хотя может утончаться до паутинки.

И это еще не все. Очистившийся ум может восходить вверх в умной созерцательной молитве - к уму Христову. В этом восхождении ум уже не принимает образов и избегает ловушек, которые описываются прп.Симеоном в трех образах молитвы - в первом ее образе http://www.hesychasm.ru/library/stsymeon/symeon1.htm Прп.Симеон ясно указывает на то, что первый образ молитвы  прелестен потому, что проходится не по чину. Это и понятно. Неподготовленный ум (вкупе с неочищенными страстями) принимает навязанные образы и пленяется ими.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля
    • фотографии

Re: О видах молитвы
« Ответ #8 : 02 Мая 2008, 11:10:42 »
Ну да... т.е. умная молитва делается не на каком-либо внешнем языке, а на "универсальном языке мысли", так?
Я не уверен, что Вы подразумеваете под "языком мысли"... По моему опыту существует определенная "градация" (не совсем удачный термин), причем словесное устное произношение мало отличается от произношения слов "про себя". Это все еще "мышление" словами. Далее идет, условно говоря, "понятийное" мышление, когда понятие не связывается однозначно с "термином" (знаете как при "внутреннем переводе" с языка на язык - ум как бы "приподымается" над словом в одном языке и "спускается" к уже другому). Но это все еще "головное" не "сердечное" (это то же не совсем верно, но подробности потом - после ответа Александра)... Вот дальше, если удастся "подняться" над понятием - можно "нащупать" нечто надпонятийное, но все еще в некотором смысле "образное".

ЗЫ Прозевал ответ Александра - поэтому частично продублировал :)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9789
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Re: О видах молитвы
« Ответ #9 : 02 Мая 2008, 12:15:46 »
Один вопрос-уточнение:
При "преодолении" охарактеризованной Вами "образной молитвы перед иконой", еще некоторое время сохраняется образность (непроизвольная) и это, ИМХО, нормально. Хочется знать Вашу позицию.
И еще, молитва умная когда по Вашим словам "мысленное слово как бы затухает" может, поначалу, сопровождаться подобными непроизвольными образами (не словесными) - опять же - что Вы об этом думаете?

Эта тема вообще не разработанная - в молитвенной практике православия. Разработка соотношения образа и первообраза заглохла давным-давно, когда были изложены основные постулаты иконопочитания, а в молитвенной практике было закреплено правило безвидной (безОбразной) молитвы. Если уж сама Иисусова молитва была в дальнейшем чуть ли не выброшена из одебелевшего исторического православия, то что говорить об ее многочисленных нюансах. Все свелось к грубому образу.

Глубочайшие положения теории иконопочитания стали извлекаться на свет Божий только в прошлом веке. А уж о связи этой жизненной феории с молитвенной практикой... Господи, да у нас ни одного приличного богослова сейчас нет, а чтобы богослов еще и молился...

Тайна же образа оказалась скрыта в парадоксальном образе правильной Иисусовой молитвы - в необходимости превзойти образность молитвы, чтобы войти в сверхобразность нетварных энергий Бога.

Прежде всего, я хочу отметить одну вещь, на которой, как ни странно, часто претыкаются: молитва едина. Молитва перед образом не оторвана от умной безвидной молитвы - они едины! И только исходя из этого единства, следует говорить о различиях и переходах от молитвы образной к молитве безОбразной - переходах без разрывов.

Я уже неоднократно говорил: если молящийся закроет глаза и будет стараться молиться, ничего не воспринимая, то это не означает, что он молится безвидно. Это означает, что он создает (или погружается в) образ безвидной темноты. Т.е. никуда от засилия образного восприятия он не уходит, а только обманывает себя, если полагает свою молитву безвидной - в подражание св.отцам. Эта правило якобы безвидной темноты, возведенное в ранг обязательности, - фантазия и прелесть.

Золотое правило св.отцов гласит: не принимать и не отвергать. Образы (мысли) отводятся в сторону, но не следует придумывать. что их нет. И не следует считать, что, если молитвенник не видит образов, их нет. Не видит, не потому что их нет, а потому что слеп и дебел.   

И в самой словесной, умно-словесной и даже умной молитве молитвенник постоянно обращается к образам молитвенных слов. Молитвенные слова (напр., Иисусовой молитвы) - это его икона, пред которой он предстоит и которая ведет его к Первообразу.

В самом же начале молитвенного пути молитвенник может обращаться и к другим благочестивым образам, которые он представляет в своем воображении. О чем прямо говорится в научениях некоторых православных подвижников. Создание благочестивых образов в своем воображении - прием весьма разумный, поскольку заставляет работать воображение в нужном направлении. Естественно, нельзя, чтобы воображение брало верх над молящимся. Хорошее воображение (как говорил раньше) также позволяет плотскому человеку развивать душевные качества и переходить на стадию человека душевного.

konart

  • Сообщений: 258
  • Константин, Москва
    • Просмотр профиля
    • ЖЖ

Re: О видах молитвы
« Ответ #10 : 02 Мая 2008, 12:35:49 »
И в самой словесной, умно-словесной и даже умной молитве молитвенник постоянно обращается к образам молитвенных слов. Молитвенные слова (напр., Иисусовой молитвы) - это его икона, пред которой он предстоит и которая ведет его к Первообразу.
Правда, а как иначе следовать совету "заключать ум в слова молитвы", или "молиться внимательно".
Может быть, понимание слова "образ" в настоящее время отличается от его понимания св. отцами. Сузилось очень и понимается нынче на уровне чувственных образов, типа как в католических практиках.
Если Царствия Небесного нет в тебе, неважно, что ты выбрал вместо него и почему ты это выбрал.

К. С. Льюис

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #11 : 02 Мая 2008, 14:31:04 »
Благодарю за ответы.

И это еще не все. Очистившийся ум может восходить вверх в умной созерцательной молитве - к уму Христову.

Но имеется в виду, я надеюсь, метафорически, не физически же восходить вверх? Ведь все же "Царство Божие внутрь вас есть". Ум Христов, он, как я понимаю, на то и Христов, что видит себя везде и во всех, посему и тот, кому Он дарует Себя, безо всяких препятствий возлюбит ближнего своего, как самого себя.

Или же, как бы, восходить вверх изнутри себя, не внешнее, но, как бы, внутреннее восхождение Вы имеете в виду?
« Последнее редактирование: 02 Мая 2008, 14:52:56 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля
    • фотографии

Re: О видах молитвы
« Ответ #12 : 02 Мая 2008, 16:03:44 »
Спасибо Александр. Если сочтете уместным ответить на мои комментарии - буду рад.
Эта тема вообще не разработанная - в молитвенной практике православия.
Не сочтите за бестактность, но значит ли это, что Вы далее опираетесь на Ваш личный опыт или иные традиции?
Цитировать
Тайна же образа оказалась скрыта в парадоксальном образе правильной Иисусовой молитвы - в необходимости превзойти образность молитвы, чтобы войти в сверхобразность нетварных энергий Бога.
[...]
Золотое правило св.отцов гласит: не принимать и не отвергать. Образы (мысли) отводятся в сторону, но не следует придумывать. что их нет. И не следует считать, что, если молитвенник не видит образов, их нет. Не видит, не потому что их нет, а потому что слеп и дебел.   
Странно, мне это всегда казалось вполне очевидным...
Цитировать
Создание благочестивых образов в своем воображении - прием весьма разумный, поскольку заставляет работать воображение в нужном направлении. Естественно, нельзя, чтобы воображение брало верх над молящимся. Хорошее воображение (как говорил раньше) также позволяет плотскому человеку развивать душевные качества и переходить на стадию человека душевного.
Рискну немного усилить - если воображение не берет верх над молящимся, то практически любой образ может быть использован для этой цели. Хотя "благочестивые образы" безопаснее. И еще, прежде чем человек освоится на этом "уровне" попытки перескочить на "безОбразный" уровень приведут либо к самообману (как Вы написали), либо к "усыплению".

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #13 : 02 Мая 2008, 16:53:38 »
Рискую поместить в этой теме точку зрения Трансперсональной психологии на молитву.

Нормальный и здоровый во всех отношениях человеческий организм содержит свой ум под полным контролем сердца. Ум не генерирует мыслей и несущественных забот. Ум максимально пробужден, постоянно аллертен и готов к мгновенному выполнению насущной задачи, которая может появиться в любой момент жизни.

У среднестатистического же человека ум занимает главенствующее положение. Человек сильно отождествлен со своей ментальной активностью, и, зачастую, намеренно пестует свой ум и гордится им.
Основной источник ментальной активности содержится в многочисленных блоках в теле, образовавшихся в результате родовой травмы, которая является зерном для "наматывания" любого негативного жизненного опыта с помощью опущения его в подсознание и складирования его в теле.
Болевые сигналы от этих, опущенных ниже порога восприятия, блоках и являются инициаторами мыслеобразования в уме.

Намеренное и волевое прекращение ментальной активности, что, собственно, и является сутью молитвы, выводит скрытую боль тела в сознание. Молитвенник на высших этапах молитвы повторно переживает процесс собственных родов и освобождается таким образом от блокировок тела и приобретает полный контроль над своим умом, который охотно переходит в подчиненное состояние.
При этом человек приобретает никогда ранее не бывшую у него целостность, полноту восприятия своей жизни и ясное видение ее задач, ненарушаемую радость бытия и счастье.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Barlaam

  • Гость
Re: О видах молитвы
« Ответ #14 : 02 Мая 2008, 19:12:37 »
Леонид,укажите,пожалуйста,источник.
 

Поиск