Исихазм

Автор Тема: "Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?" (бл. Августин)  (Прочитано 111950 раз)

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Если не разбирать человека на составные части, то можно ответить словами самого Господа, что мы есть:
"Я сказал - вы  боги, и сыны Всевышнего все вы."

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

"Я сказал - вы боги, и сыны Всевышнего все вы."

До такого понимания нужно тоже дорасти.

Начать понимать эту высокую истину можно, когда человек освобождается от гнета "долженствования" (то есть ты должен слушаться маму и папу, ты должен учиться, ты должен создать семью, ты должен работать, ты должен воспитывать своих детей, ты должен … и так до бесконечности). Человек в "долженствовании" не свободен. Быть свободным не означает, снять с себя ответственность за жизненные обязательства. Это означает взять сознательно на себя бремя возложенных забот и нести их как "божественное задание" (часто говорит о нем Максим Исповедник).

Ее не осилит человек пребывающий во всякого рода филавтии – родовой, национальной, социальной. Деление на своих и чужих помогает только хорошо выживать в этом мире.

Смысл библейского вы боги, и сыны Всевышнего все вы  глубок. До содрогания глубок.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Конечно, полностью согласна.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Keleynick:
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1627.msg25860#msg25860

Keleynick, остался доволен Вашими рассуждениями.

Цитировать
Взглянув же на красоту и совершенство природы, даже в сравнении с несовершенством падшего человеческого ума, у кого есть глаза - видит, что она произошла не спонтанно...

Да, всякое творение Божие совершенно до изумления. Предревнейший скорпион или клоп, или всякий мотылек-однодневка поражает ученых-исследователей своим совершенством. Всё премудро сотворено. Всё, что творит Господь – совершенно! Премудрое совершенство творений – ответ эволюционизму.

Цитировать
Человеческая природа, как природа падшего существа является иллюзией, точнее сложной совокупностью иллюзий в человеческом падшем уме. Падшим может быть ум, но не природа. Природа пассивна, и отображает то, что на нее проецирует ум. Человек по своей инертности, точнее человеческий падший ум по своему лукавству и невежеству стремится всю вину свалить на природу... или на загадочных Адама и Еву, или даже на Бога. Но каждый, кто пал, виноват сам в своем падении.

Но на этом нужно заострить внимание.

***Человеческая природа, как природа падшего существа является иллюзией, точнее сложной совокупностью иллюзий в человеческом падшем уме.***
Keleynick, в каком смысле природа падшего существа является иллюзией?

***Падшим может быть ум, но не природа.***
Святые отцы говорят и о падшей природе. То есть  о природе, зараженной умом. Все было бы проще, если бы первородный грех повредил бы только ум. Но вся человеческая природа заразилась грехом. И не только вся человеческая природа, но и все тварные природы исказились. Вся тварь от греха содрогнулась (и исказилась) – святоотеческая мысль.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Keleynick:
Цитировать
Природа пассивна
Вопрос: что такое природа?

Раскроем вопрос пошире: что такое природа, а что такое энергия?

То и другое можно определить по их свойству.

Свойство (предикат) энергии - творить.

Свойство (предикат) природы - рождать.

У свв. отцов по этим свойствам различается природа (=сущность)  от энергии.


Пассивна ли природа, обладающая таким "мощным" свойством?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Gior:
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1627.msg25858#msg25858

Gior, Леонид заговорил о корпускулярно-волновой теории. Может быть, открыть отдельную тему. Как Вы считаете?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Keleynick:
Цитировать
Игорь, объясните, пожалуйста, как Вы понимаете слова из Псалмов "Аз рех: вы бози есте и сынове Вышняго вси"? Пантеизм? Или все-таки есть разница все же между Сыном, сыном и тварью?

Святоотеческое: Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом.

Вопрос: Как может человек стать богом?
Ответ: Только по благодати ( и неоднократно свв. отцы об этом говорят).

Мы с Вами, Keleynick, никогда, обладая человеческой природой, не сможем переместиться в Божественную природу. Грубый пример: захотели бы мы с Вами переселиться из Земли на Солнце. Понятно, что мы сгорим только в начале пути до подступов к Солнцу.
Мы с Вами имеем человеческую природу, и никогда не приобретем ни ангельскую, тем более, ни Божественную природу. Равно как, ни природу животных, ни природу растений.

У нас планида с Вами такая – жить в этой человеческой природе и здесь, и в будущей жизни. :-)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: "Что же я такое, Боже мой? Какова природа мо
« Ответ #22 : 16 Январь 2008, 00:32:36 »
Цитата: Igor
Вот бы очень и хотелось разобраться, что есть человеческая природа, что есть материя, что есть энергия (какая? Божественная? человеческая? или еще какая?), и что есть человеческая воля.

А зачем вам хотелось бы разобраться  с человеческой природой, с материей и энергией? И зачем рассматривать именно в этой связи (в связи с природой) человеческую волю?

Вы хотите понять механизм действия человеческого организма (как функционирует воля, например)?

Может вы хотите уточнить общую картину мироздания?

Или это просто любопытство?

Какого именно знания вам лично не хватает в этой области?

Цитировать
В этой теме хотелось бы затронуть вопрос именно о человеческой природе. Для участников форума, надеюсь, понятна тональность заданной темы… Задам  тон еще раз (от бл. Августина) :

"я знаю о Тебе нечто, чего о себе не знаю".

Общая тональность налицо - иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что... И если не принесешь - тоже ничего страшного.

Пока не выйдем  на животрепещущий уровень решения конкретного острого для вас вопроса - до тех пор  обсуждение будет иметь вид пространных рассуждений, когда добавляется все новая информация, плюсуются все новые цитаты  - и все без особых результатов.

Я не поняла под каким углом зрения рассматривать, какой смысл искать.



« Последнее редактирование: 16 Январь 2008, 01:03:35 от Maska »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: "Что же я такое, Боже мой? Какова природа мо
« Ответ #23 : 16 Январь 2008, 00:49:43 »
Ну вот, например, что означает этот ваш вопрос:

Цитата: Igor
Пассивна ли природа, обладающая таким "мощным" свойством?

По интонации этот вопрос риторический. В ответ так и просится фраза в стиле известного лектора из "Карнавальной ночи": "есть ли жизнь на Марсе, нет ли - это науке неизвестно..."

Если я отвечу - активна.

Этот мой ответ вас устроит?

До чего вы хотите докопаться?

Не сочтите за придирки, Игорь. Надеюсь на понимание.

« Последнее редактирование: 16 Январь 2008, 01:08:17 от Maska »

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Gior, Леонид заговорил о корпускулярно-волновой теории. Может быть, открыть отдельную тему. Как Вы считаете?
Почему бы и нет? Возьметесь сформулировать "затравку"?  :-)

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Keleynick:
Цитировать
Природа пассивна
Вопрос: что такое природа?

Раскроем вопрос пошире: что такое природа, а что такое энергия?

То и другое можно определить по их свойству.

Свойство (предикат) энергии - творить.

Свойство (предикат) природы - рождать.

У свв. отцов по этим свойствам различается природа (=сущность)  от энергии.


Пассивна ли природа, обладающая таким "мощным" свойством?
Хм! Igor, строго говоря активность/пассивность есть относительные характеристики. Природа пассивна по отношению к энергии (как Вы ее охарактеризовали), но активна по отношению н.п. нашему абстрактному интеллекту способному только отражать лежащее вовне.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Много хотелось бы сказать, на это потребуется вовремя, и сделаю это потом. Вобще очень важная, интересная и многогранная тема.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Человек, его рождение, жизнь, смерть  :?
имхо интересно посмотреть с точки зрения энтропии,
которая, как известно, может только возрастать
и если нет внешнего источника - система гибнет.
(пример приводился - охотничья избушка. Пока ее посещают охотники -
стоит, забыли про нее - развалилась, или клумба - ухаживают - растет, нет -
буряном поростет и клумбы не станет). Кажется и
человек без Бога энергия конечно, но с постоянно растущей
энтропией, ведущей в смерть, а с Богом - как с неиссякаемым
внешним источником, останавливающем рост энтропии и дарующем
Жизнь.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Maska, попытаюсь ответить на Ваши вопросы по порядку.
Первый вопрос:
Цитировать
А зачем вам хотелось бы разобраться с человеческой природой, с материей и энергией? И зачем рассматривать именно в этой связи (в связи с природой) человеческую волю?
Неофит, сказавший свое "да" Господу мало задается этими вопросами. Его занимает насущный вопрос, находящийся в сопряженности "я" и "Бог". Несомненно в своем "да" Господу налицо волевой акт человека. Но он еще, сильно эмоционально окрашенный, в "нечаянной" благодати плохо осознается. Это даже не волевой акт, а "подвижка" человеческой воли, щедро одаренная Господом. Осознание этого факта приходит с годами, когда приходится уже "по-настоящему" в этом направлении попотеть.

Вопрос человеческой личности и человеческой воли приходит с пробуждением души. Пробуждение души неминуемо связано со вторжением в бессознательное человека. Лишь только здесь возникает (по-настоящему) вопрос о человеческой природе.

Вопрос о человеческой природе созревает долго и нудно. Но он как бы второстепенный вопрос.

Материя?   … о ней может говорить в контексте.
Энергии? … здесь есть тесная взаимосвязь с природой.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Вопрос человеческой личности и человеческой воли приходит с пробуждением души. Пробуждение души неминуемо связано со вторжением в бессознательное человека. Лишь только здесь возникает (по-настоящему) вопрос о человеческой природе.
Подавляющее большинство из нас "счастливо" закрыто от своего бессознательного, или, скорее, наоборот- наше бессознательное сокрыто от нас. Есть несколько уровней бессознательного, и только с развитием души и ее способности выносить поэтапный сход в бессознательное вместе с ростом осознавания и умением преодолевать страх, можно заниматься исследованием своих собственных глубин, не рискуя оказаться в дурдоме, или получить какое-нибудь более серьезное повреждение типа инсульта.
Есть некоторая намеренная и весьма успешная попытка "демиургов" (архонтов) не пускать нас ниже определенного слоя. Подозреваю, что на определенной глубине начинается чудовищная борьба звероящеров Юрского периода, где льется кровь рекой и разлетаются клочья мяса. Как эмбрион в утробе матери совершает весь эволюционный цикл, проходя от простейших форм, через жабродышащих к рептилиям и потом к млекопитающим, так и наше бессознательное содержит в своей глубине все фазы психической жизни на планете. И это - форменный ад...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.