Исихазм

Автор Тема: Сердце и чрево  (Прочитано 28177 раз)

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Сердце и чрево
« Ответ #15 : 25 Декабрь 2007, 12:37:43 »
Если развивать эту мысль, как то совсем по-другому выглядят слова Апостола:

"Приветствует вас избранная, подобно вам (церковь) в Вавилоне" (I Пет. V, 13).

может мне уже пора остановится?  :-)
яко немощен есмь

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Сердце и чрево
« Ответ #16 : 25 Декабрь 2007, 13:35:57 »
Когда мы обращаемся к образам Ветхого Завета, нужно быть вдвойне осторожным. С одной стороны, их следует понимать в прообразовательном и переносном смысле, чтобы не попасться на буквализме объяснений, а с другой стороны, нужно и не забывать, что у этих образов есть (и никуда не делся) буквальный смысл. И в этот буквальный смысл вложена и ненависть, и жажда мщения, и желание убийств, и проклятия врагов.

Видеть в "вавилонских младенцах" помыслы, которые должны быть разбиты о камень имени Христова, верно - в прообразовательном смысле и на уровне привычных представлений о православной аскетике и борьбе с помыслами. Если же вспомнить, что аскетическая борьба в своем высоком долженствовании - это не борьба в обычном смысле (как сталкивание и битва), а очищение, превосхождение и усвоение, то и "младенцы-помыслы" не должны быть убиты "головой" о "камень", а отведены в сторону, утишены и - внимание! - обращены к Богу в своей основе (это дщерь Вавилонская). (Образно говоря, Вавилон души не разрушается, а преображается - в нем строится Христова церковь - как у ап.Петра в 1Пет.5,13.) Господь пришел не губить, а спасти!

Также и молитвенное стояние в сердце и во чреве не должно противопоставляться. А то получается, привык человек православный читать, что - по учению подвижническому - нельзя спускаться умом ниже верхушки сердца, - и запомнил. А затем вдруг узнает, что отцы (и какие отцы - авторитеты!) учили как бы противоположному, и тут ум этого человека дает сбой. И невдомек ему, что само противопоставление заложено в его ум, и это противопоставление есть верный признак падшести и неочищенности ума.

Как Новый Завет раскрывает духовный и пробразовательный смысл Завета Ветхого, отметая привнесенное от человеков, так и в области аскетики и молитвы. Опыт отцов не противопоставляется, ради того, что принять одну его половину, отвергая другую, а соединяется воедино с обретением большей глубины его понимания.

И, слава Богу, у человека в его аскетическом дерзновении и молитвенном предстоянии кроме головы и сердца появляется живот и даже поясница. Так и восстанавливаются распавшиеся члены.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Сердце и чрево
« Ответ #17 : 25 Декабрь 2007, 13:46:01 »
  Но брат модератор всю дорогу намекает что,стояние на пупке пробуждает некие скрытые физические силы,обитающие в позвоночнике.Не имея своего опыта, не стоит,имхо,ему возражать.И вообще,нам повезло,что администратор- ревнитель исихазма  классического...Дай Бог ему крепкого здоровья на многая и благая лета!
  Мир всем!
     Имею смелость вернуться на форум. И имею смелость сказать, что брат модератор прав. Стояние на пупке, действительно пробуждают некие силы, сокрытые в нутре. Только верно еще то, что невсегда они благоприятные человеку, хотя обладают огромным потенциалом....и укротить их, думается мне, невозможно человеку только начавшему подвижение...здесь как падение, так и обольщение неотвратимо. В порятке вещей если на этот путь стал человек познавший свое *сердечное место*, т.е. человеку открылось его сердечное место, то обиталище, где возгорается огонь, тогда следующий этап продвижения *стояние на пупке* имеет место быть положительным и победоносным, хотя весьма опасным и трудным... и многие оставляют этот путь, возвращаясь на общепринятый путь сердечного сосредоточения.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Сердце и чрево
« Ответ #18 : 25 Декабрь 2007, 14:43:25 »
Может быть можно убивать младенцев, а можно свергнуть с трона дочь Вавилона и разрушить Вавилон  :?
Имхо,нас интересует не уничтожение, а преображение.Вспомните,в традиционно исихастских монастырях особо почиталась икона Преображения Господня.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Сердце и чрево
« Ответ #19 : 25 Декабрь 2007, 14:48:03 »
Если развивать эту мысль, как то совсем по-другому выглядят слова Апостола:~
"Приветствует вас избранная, подобно вам (церковь) в Вавилоне" (I Пет. V, 13).~
может мне уже пора остановится?  :-)
 
А нельзя ли это толковать как церковь(собрание) избранная от Вавилона(от старого способа мышления),т.е. собрание людей,изменивших свой ум?
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Сердце и чрево
« Ответ #20 : 25 Декабрь 2007, 15:02:28 »
Цитата: Alexander

И, слава Богу, у человека в его аскетическом дерзновении и молитвенном предстоянии кроме головы и сердца появляется живот и даже поясница. Так и восстанавливаются распавшиеся члены.
  Св.Григорий Палама подчеркивал-тело тоже молится,это всегда меня озадачивало - каким образом?Но,если перемещаться умом по разным членам,м\б придет благодать и облагородит органы и тогда тело запоёт Аллилуйя?
   Сейчас вспомнил,что моя кума лечилась тем,что творила Иисусову молитву в месте,которое болит.Довольно успешно.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Сердце и чрево
« Ответ #21 : 25 Декабрь 2007, 15:02:50 »
Имхо,нас интересует не уничтожение, а преображение.Вспомните,в традиционно исихастских монастырях особо почиталась икона Преображения Господня.

я с Вами соглашусь.
Спасибо, fossoris

А нельзя ли это толковать как церковь(собрание) избранная от Вавилона(от старого способа мышления),т.е. собрание людей,изменивших свой ум?

тут не совсем
общераспространненое толкование это -  "Церковь в Вавилоне есть римская христианская община"
я не стал бы переносит на внешние собрания, т.к. в них может проникнуть "Дщерь Вавилонская" 
яко немощен есмь

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Сердце и чрево
« Ответ #22 : 25 Декабрь 2007, 15:04:55 »
  WOW !!!
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Сердце и чрево
« Ответ #23 : 25 Декабрь 2007, 15:06:05 »
 Св.Григорий Палама подчеркивал-тело тоже молится,это всегда меня озадачивало - каким образом?Но,если перемещаться умом по разным членам,м\б придет благодать и облагородит органы и тогда тело запоёт Аллилуйя?

Думаю, Григорий Палама здесь не договаривает, только дает намек на некоторые изменения в теле, которые происходят в благодатной молитве.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Сердце и чрево
« Ответ #24 : 25 Декабрь 2007, 15:08:19 »
про дочь Вавилона очень хорошо у Николая Сербского:

"В потрясении смотрел я на бесчисленные порождения души моей, которые в испуге разлетелись от меня, словно вороны с падали.
А душа моя лежала, словно распутная девка с базара вавилонского, забыв о женихе своем.
В бессильном гневе начала оправдываться душа моя, по обычаю виноватого прежде обвинения оправдывалась душа моя, говоря: не рожаю ли я тебе сыновей? Не посылаю ли д`ухов?
Я же в стыд облекся и сказал: в том и есть погибель наша, что рожаешь ты мне сыновей, мне же Сын нужен, и д`ухов посылаешь, я же Духа взыщу.
Не сыновей родила мне ты, а рабов и разбойников. Не духов посылала, а грязных жителей адских.
Девой была дана ты мне под защиту, да приимешь во чреве от Духа Святаго и Сына мне родишь. Ты же, несчастная, не от Бога зачала, а от мира и родила не Бога - родила мир.
Зачем не дождалась ты Духа Божия в девственности своей, а приняла духов тьмы, которые в тебе размножились и поработили сердце мое?
Создана ты быть храмом Божиим, превратилась же в корчму придорожную, где пируют разбойники.

............

Отказалась бы ты от нечистых духов, душа моя, и прогнала бы их в стадо свиное. И выгнала бы из дома порождение свое, помоями свиными питающееся.
И окадила бы дом ладаном благоуханнейшим, и осветила бы его свечами алтарными. И украсила бы его цветами и звездами. И Ангелы, подобно белоснежным одеяниям, окружающие Небесную Госпожу свою, радостно навещали бы тебя, неся благовестие, от которого трепетала бы утроба твоя, Трепетала бы утроба твоя словно горная роса утренняя под нежными прикосновениями лучей солнечных.
И возрадовалась бы ты, душа моя, среди блудных душ земных. И родила бы сына, который светом своим изгнал бы тени небытия из моего разума и огнем своим попалил бы желания мирские в сердце. И всю жизнь мою освободил бы от власти духов злобы, и всю ее покрыл бы плащом силы и славы Духа Святаго.
Вместо гнева вижу слезы в очах твоих и радуюсь, душа моя кающаяся.
Прислушиваюсь к молчанию твоему, в котором рождается бунт твой против себя самой. Покайся и возродись, душа, покайся, пока есть еще время. Облекись скорее в девство, скорее облекись, пока твоя временность запятнанная не стала запятнанной вечностью."

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Сердце и чрево
« Ответ #25 : 25 Декабрь 2007, 15:14:53 »
 Сильно сказано - вот что значит святой...
 Спасибо, Sергий . 
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Stalker

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Re: Сердце и чрево
« Ответ #26 : 27 Декабрь 2007, 19:13:48 »
Интересно, что имелось в виду под словами  смотреть в глубину его
?

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Сердце и чрево
« Ответ #27 : 28 Декабрь 2007, 09:21:19 »
Возможно это следующий «этап» после того как ум немного «усядется» в сердце.
«Особенно уместно учить смотреть в самих себя и посредством дыхания вводить собственный ум вовнутрь начинающих»
(св.Г.Палама Триада I ч.2 п.7)

Хотя есть еще и такая мысль, может быть: смотреть в себя чувственным оком одновременно пытаясь ввести ум посредством дыхания
?
« Последнее редактирование: 28 Декабрь 2007, 09:35:54 от stas »
яко немощен есмь

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Сердце и чрево
« Ответ #28 : 28 Декабрь 2007, 11:16:47 »
Интересно, что имелось в виду под словами  смотреть в глубину его
?

видимо, это - "свободно наблюдает плещущие внизу злые помыслы и разбивает их, как вторых вавилонских младенцев о камень имени Христова"

прилоги поднимаются из глубины. если удается их распознать, Иисусова молитва разбивает прилог еще в младенчестве.

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Сердце и чрево
« Ответ #29 : 28 Декабрь 2007, 13:38:01 »
Еще не много символизма.
Alexander, если посчитаете не относящиееся это к теме удалите, пожалуйста.

"Единородный Сыне и Слове Божий"



"В центре иконы изображены мир разума и духовный мир Земли с твердью.
Образ мира разума — Премудрость или Свет Разума со свитками Истины, управляющая человеческими душами.
Выше изображен Господь Бог Творец и Созидатель Земли и Неба. В Его нимбе видим два квадрата, образ полноты знаний духовного мира и мира разума.
Управляют днем и ночью на Земле Солнце и Луна. Слева виден Дворец Царствия Небесного.
Ниже изгнанные из рая в Змея лукавого владения Адама и Еву за первородный грех — нарушение первой заповеди Господа Бога: не ешь плодов с дерева добра и зол, смертию умрешь.
Образ смерти — ад, где предстоит вечное пребывание грешным душам в адских мучениях."
яко немощен есмь