Исихазм

Автор Тема: Духовные дары  (Прочитано 71622 раз)

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #45 : 11 Ноябрь 2007, 15:25:43 »
>> Бог не в православном храме живет, а в каждом из нас.

Вот это да! Поддерживаю... Но это не значит, что Он не заглянет в Его Православный Храм :)

Что касается прелести у католиков... Бывает, когда Святой Дух очищает сердце, а ум остается в невежестве. Бывает, что Святой Дух дарует смирение, а ум остается в невежестве. Бывает, Святой Дух дарует Божественное Знание, а ум оставляет в себе много или мало гордыни. Бывает, что есть Божественное Знание, есть смирение, но пока что нет еще любви. Поэтому, когда православные святые обвиняют святых католических, это напоминает, словно, как программист обвиняет писателя в том, что тот не умеет писать программы на машинном коде, называя его ламером, или в данном случае прелестником. И наоборот... В православии есть другая ошибка, что интеллектуальное знание, не поддерживаемое благодатью Святого Духа, принимается за непогрешимое Божественное Знание, что развивает гордыню. Религиозная экзальтация может быть как прелестью, так и достаточно отдаленным отголоском действия Благодати, я даже не побоюсь сказать - побочным эффектом, обусловленным человеческими факторами. То, что человек имеет сильную молитву и чистое сердце, ведет святую жизнь и водим Духом Святым - это совсем не значит, что его ум и все умопредставления непогрешимы и божественны, что его ум чист, как и сердце, и даже святые делают ошибки... и примеров тому немало имеется. Бог не есть Бог протестантов или Бог православных, католиков или кого угодно... Бог есть Бог Богов - "И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен ваш Отец небесный" (Матф. 5:47-48).

То, что человек осуждает других и призывает их считать безнадежными, только за то, что они не принадлежат его конфессии и не кушает такие же котлеты, как он, простите, это говорит о том, что тот человек любит свою религию более, нежели Живого Бога. Иисус, как видно, ясно сказал: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; " (Матф. 22:36-37)

Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #46 : 11 Ноябрь 2007, 17:35:59 »
На счет православного храма...Я уверена, что среди людей православных есть настоящие подвижники и любящие Бога христиане, иначе не заинтересовалась бы православным опытом. Впрочем, повторюсь, что меня также интересуют и католики и протестанты, но только не их религии, а их практические опыты в познании Бога.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #47 : 11 Ноябрь 2007, 17:39:28 »
" до сих пор Я был твой Бог, а теперь Я - и супруг твой " и так далее, слова полные экзальтации и эротизма. эти лекции вы сможете послушать сами. когда будут работать колонки я могу Вам найти ссылки на них.

Нет, спасибо, не нужно. Представляете, какой ужас, у меня тоже полно эротизма в отношении к Возлюбленному мной Христу.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #48 : 11 Ноябрь 2007, 17:47:31 »
Возлюбиши Господа Бога твоего всею крепостию твоею: не только все силы души да будут направлены к Богу, самое тело да примет участие в этом стремлении. Тело способно к этому стремлению. Вожделение Бога было изначала естественным нашему телу, сотворенному с вожделением Бога. Вожделение Бога духовно и свято; духовным и святым было и тело. Оно заразилось дебелостью и тлением по причине падения; оно заразилось вожделениями скотоподобными по причине падения. Искупитель возвратил ему способность к вожделению духовному, и воспользовались этим даром истинные последователи Искупителя, изгнав из тел своих пожелания страстные, стяжав вожделение святое. Телам нашим свойственна любовь божественная. Освободившись от недуга греховности, им неестественного и враждебного, они еще во время земного странствования влекутся постоянно к Богу, сообразно естеству своему и действию Святаго Духа, осеняющего естество очищенное; они влекутся к Богу всею крепостью своею, соединяя свои силы с силами души. По всеобщем воскресении освященные тела, восприяв в себя освященные души, возлетят силою божественной любви, силою Святаго Духа, в обители рая [15]; они возлетят на небо, куда предтечею человеков взошел со святою плотью Своею Господь наш Иисус Христос. Говорит апостол: Представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови [16]. Подобает бо тленному сему телу облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие [17]. Сеется тело душевное, возстает тело духовное"
http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=877

Lena

  • Сообщений: 112
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #49 : 11 Ноябрь 2007, 18:45:25 »
'''''Представляете, какой ужас, у меня тоже полно эротизма в отношении к Возлюбленному мной Христу. """"

говоря честно, я думаю что Вы блуждаете сейчас

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #50 : 11 Ноябрь 2007, 19:37:29 »
Возможно. А какие у вас чувства к Господу? Как вы Его любите?

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #51 : 11 Ноябрь 2007, 19:41:46 »
Вышеславцев"Этика преображенного эроса"

такое платоновское выражение, как именно "эрос" очень рано приобретает права гражданства в христианской богословской литературе и даже в частности в аскетических трактатах. Но по неведению, и во всяком уж случае не по бедности языка, отцы церкви часто прибегают к термину "эрос", как и св. Григорий Нисский охотно называет нашу любовь к Богу словом φιλτρον, τ. е. придавая этой любви смысл чего-то чарующего, опьяняющего, увлекающего. Западные писатели, как это указал Шольц, в процитированной выше книге, следуют скорее за ап. Павлом, но они в большом числе пользуются своим латинским "caritas". Таков был блаж. Августин, Данте и Паскаль.
Как бы то ни было, слово "эрос" часто и охотно употребляется нашими святыми подвижниками, нашими аскетами, нашими мистиками. Слово это могло, конечно, иметь и тот свой смысл, какой оно приобрело в обывательском сознании, т. е. любви специально чувственной, приближающейся таким образом к "libido" фрэйдовского психоанализа. Это и побудило псевдо-Ареопагита написать несколько строк в защиту употребления этого слова, вульгаризированного "чернью". Но образованные богословы, например: Св. Исповедник Максим, возвышенный аскет и тонко образованный эллин, неоднократно пользуется этим именем для обозначения нашей любви к Богу. Его мы найдем особенно часто у св. Фотия Константинопольского, у св. Григория Паламы и у многих мистиков православного Востока.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #52 : 11 Ноябрь 2007, 20:06:47 »
Нет, Представляете, какой ужас, у меня тоже полно эротизма в отношении к Возлюбленному мной Христу.
говоря честно, я думаю что Вы блуждаете сейчас
Потрясающе интересная могла бы быть тема (может откроем?). Вопрос этот страшно меня интриговал с момента моего воцерковления. Почему подавляющее большинство прихожан - женщины? Я опускаю сейчас социальную составляющую советского периода, где мужчины, будучи атеистами по рождению и коммунистической пропаганде, более прикованы к футболу по ящику и к пол-литре с корешами, нежели к посещению храма.
Что женщин так выгодно отличает? Их умение верить сильнее мужского? Или это все-таки неудовлетворенный в семье или от отсутствия оной эротизм, который находит свое удовлетворение в храме?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #53 : 11 Ноябрь 2007, 20:15:30 »
" Св. Исповедник Максим, возвышенный аскет и тонко образованный эллин, неоднократно пользуется этим именем для обозначения нашей любви к Богу. Его мы найдем особенно часто у св. Фотия Константинопольского, у св. Григория Паламы и у многих мистиков православного Востока"

Ну и кто из них женщина?

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #54 : 11 Ноябрь 2007, 20:17:18 »
Кстати, о эросе я уже открывала тему. Она не получила поддержки. Леонид, а как вы любите Бога?

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #55 : 11 Ноябрь 2007, 20:24:42 »
"Попытка показать абсолютную противоположность агапе и эроса обычно предполагает отождествление эроса и эпифюмии. Но эрос выходит за пределы эпифюмии. Он стремится к единению с носителем ценностей ради этих ценностей. Это стремление направлено к прекрасному, которое мы находим в природе, к прекрасному и истине в культуре и к мистическому союзу с Богом, являющимся источником этих ценностей. Эрос объединен с эпифюмией, если она есть стремление к самореализации жизни, а не удовольствие, испытываемое в результате этого единения. Подобная оценка эроса подвергается нападкам одновременно с двух сторон. Любовь как эрос недооценивается как теологами, принижающими значение культуры, так и теми, кто отрицает мистический элемент в отношении человека к Богу. Но если кто-либо преуменьшает значение культуры и делает это в терминах ее самой, то подобным подходом он создает себе непреодолимые трудности. Примером может послужить тот случай, когда тысячелетия языковой культуры используются как средство ее же отрицания. Теология не сможет существавать без эроса как любви к истине, а без эроса как любви к прекрасному не будет определенным образом выраженной ритуальной практики. Но гораздо опаснее отрицать эрос как качество любви по отношению к Богу, так как вследствие этого любовь к Богу окажется понятием, не имеющим смысла, и ее придется заменить повиновением Богу. Но повиновение не есть любовь. Оно может быть даже противоположно любви. Без желания человека воссоединиться с Творцом, любовь к Богу становится пустым звуком."
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Tillih/_LubSila.php

Lena

  • Сообщений: 112
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #56 : 11 Ноябрь 2007, 20:26:18 »
я вот сижу, думаю, как Вам ответить. только не считайте это взглядом православного христианина, я ещё только собираюсь им стать, только- только к церкви подхожу и ничего ещё не знаю- не понимаю. так что говорю про своё личное.
так вот, сижу и думаю и ответ получился несколько неожиданный и для меня, а параллельно ( совпадение наверное ) слушаю ещё один ответ проф.Осипова на вопрос : Что такое духовное сладострастие и как различить умиление духовное от душевного?

и, знаете, вот так совпало, что то что у меня оформилось в голове я почти сразу же услышала и в его ответе, ну может другими словами, но по смыслу - одно и тоже.

ну я всё же как у меня сложилось в голове скажу - я вот сейчас правду говоря вообще не могу сказать о том, что люблю Бога. то есть с любовью обычно иное совсем у нас связано, поэтому то что я испытываю, даже назвать этим словом затрудняюсь. а те моменты когда это проявляется связаны вот с чем: я скажем из-за какого-то греха или искушения попадаю в полосу душевного страдания, понимаю, что всё дело во мне обстоит, скажем во мне страсть какая-то берёт вверх, эгоизм или лень или раздражение - и выхода я никак не могу из этого найти, а когда это преркащается, я понимаю что это ушло лишь на время и я снова туда упаду как только будет к тому удобная ситуация. это всё очень мучительно, похоже на тюрьму, отчаяние возникает, что ничего не могу поделать с собой. ну, молюсь и прошу чтобы пришло понимание, как быть. и вот когда намучаюсь и вдруг - как чудо- возникает что-то, понимание или что-то меняется во мне - и это как-то связано с тем что я становлюсь чище что ли, что вдруг в сердце какое-то нравственное улучшение происходит и другой взгляд на то, что мучило, какое-то новое нравтственное понимание, как надо поступать тут по-христиански. вот, и я понимаю, что  в этот момент это как излечение такое небольшое для моей души случилось и что это от Бога помощь пришла. вот тогда возникает в душе такая благодарность и понимание, как прекрасны законы Божьи и что только потому что мы их не понимаем и поэтому ими не живём- и мучаемся так. вот тогда испытываю Любовь за это спасение меня из того страдания   и благодарность что дали прикоснуться и почувствовать как благодатны, как высоки законы Божьи. от них в сердце - услада.

ну а Осипов сказал близко к этому, он сказал что когда человек ищет каких-то сладостных духовных переживаний в молитве или ещё где- то -это прелесть, потому что это значит что человек не видит как сильно болен и вместо своего спасения у врача, ищет дополнительных наслаждений себе. тот, кто насыщен ищет деликатесов, в том числе и духовных ,а кто тонет- тот орёт во всю глотку , спасите мол ! вот, нам важно увидеть что мы тонем. я уверена, что Вы сами это тоже всё чувствуете и знаете. просто мы любовью называем обычно такие приятные моменты, а другие- когда нас Бог из ямы вытаскивает и раны наши лечит - не называем любовью. хотя наверное именно в этом она и является нам.

простите за непричёсанный текст, за отсутствие заглавных букв, это неопрятность- я знаю. но если я начну причёсывать то может захочу как-то иначе написать, а мне это не хочется. в дальнейшем постараюсь быть опрятнее.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #57 : 11 Ноябрь 2007, 20:35:55 »
Лена, спасибо вам за такой прекрасный ответ. Любить Господа ради духовных услад - это не любовь вовсе, так что я согласна с вами.

Lena

  • Сообщений: 112
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #58 : 11 Ноябрь 2007, 20:40:08 »
Svetlana, спасибо Вам ! здорово, когда что-то происходит и мы вдруг оказываемся ближе :-)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #59 : 11 Ноябрь 2007, 21:06:32 »
" Св. Исповедник Максим, возвышенный аскет и тонко образованный эллин, неоднократно пользуется этим именем для обозначения нашей любви к Богу. Его мы найдем особенно часто у св. Фотия Константинопольского, у св. Григория Паламы и у многих мистиков православного Востока"
Ну и кто из них женщина?
Это не в попад. Я задавал вопрос о женщинах в храме, а не о том как используют православные мистики слово эрос, и кто они, М или Ж.
Кстати, о эросе я уже открывала тему. Она не получила поддержки. Леонид, а как вы любите Бога?
Мне давно стало ясно, что Бог - это Любовь. Поэтому любое переживание любви я считаю прикосновением Господа.
Мы здесь как то рассуждали о  том, что Любовь это тензор, который мы по своему неразумению стремимся превратить в вектор и срочно ищем субъект применения, от чего тензорная составляющая Любви скукоживается и ускользает. Тогда, однажды ярким утром мы просыпаемся и видим рядом с собой совершенно чужого человека, которого, казалось, незадолго до того любили до умопомрачения.
Мне сложно обозначить свое личное чувство к Богу. У меня, пожалуй, нет этого "вектора" к Нему, а есть (если честно и не придуриваясь) два состояния, в которых я пребываю: в любви и без нее. Можно сказать, что моя любовь есть любовь к Любви самой. Когда я люблю, то не нужна молитва, потому что это и есть искомое молитвой состояние. Если же нет внутри любви, то я пропадаю и тогда прошу Господа; прииди и вселися в ны... При этом (опять же честно) эротическая составляющая каким-то образом остается за кадром, но понятно, что ее всегда можно при желании включить.

Я представляю себе, что бывает полноценный союз М и Ж, в котором осуществлена Господня Любовь от совместной молитвы, а также высокий Эрос в отношении к друг другу, который подпитывается самой Агапэ.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.