Исихазм

Автор Тема: Внутрьпребывание  (Прочитано 40088 раз)

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #15 : 12 Октябрь 2007, 06:36:15 »
Внутрьпребывание есть состояние замкнутости с размышлением своих грехов, Божией благости, памятования Божия....А то,что было с вами в Храме есть наитие духа...фактором являющаяся и состояния стояния в храме и благодатной службы...нередко встречающееся чувста прихожан описанное вами...Сам не раз бывал в таком состоянии...
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #16 : 12 Октябрь 2007, 10:14:52 »
О внутреннем пребывании говорят многие Отцы, Например, Исаак Сирин: "войди во внутрь себя и смотри".

Примечательно понятие "внутреннее пространство", подсказанное Alexander'ом.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #17 : 12 Октябрь 2007, 14:31:02 »
r.b.Alexander и Igor,спасибо за ответ.Значит Свв.Исаак Сирин и Феофан Затворник говорят об одном.Но,думаю,это состояние невозможно без наития благодати.Долго старался сосредоточится внутри себя(на верхушке сердца)-току мало.Пока Бог не даст "привязку" к сердцу за смирение-ничего не выйдет.Но,предполагаю,моя дежурная ошибка собираться умом в сердце усилием воли(Своей грешной воли)т.е.дерзко,несмиренно.Поэтому,нужны подарки от Бога,чтобы понять,куда опираться.Но,выходит,Бог дает подарки за БЕСПЛОДНОЕ ПОСТОЯНСТВО.Выходит как в кино:"пилите Шура,они золотые..."Благодать нечаянно нагрянет и всё расставит по своим местам и,как мне кажется,внутрьпребывание-НЕОБХОДИМОЕ (его не обойти)УСЛОВИЕ умнаго делания и у меня его нет...Простите.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #18 : 12 Октябрь 2007, 14:59:18 »
    Что Вы имели ввиду, Александр? Не поняла. Что церковное обращение -это не есть рождение свыше? Или...что ни то ни другое не имеют отношения к внутрьприбыванию?  Поясните, будьте добры.

Внутрьпребывание не есть ни церковное обращение, ни рождение свыше.
---

Благодать способствует приобретению состояния внутрьпребывания, но этого состояния можно добиться и не благодатью.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #19 : 12 Октябрь 2007, 15:38:39 »
  Вспомнила.....
     Действительно, есть некое глубинное проникновение в себя-  в святая святых, в тайное; туда, где обитает дух человеческий,  где безмолвие и покой и первозданная чистота.  Но что б туда попасть нужно пройти через огонь очищения и положить немало трудов....и то, если Богу будет угодно ввести человека туда. Потому что туда ничто нечистое войти не может.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #20 : 12 Октябрь 2007, 15:57:03 »
iunija, глубинное проникновение в себя -  в святая святых, - больше, чем внутрьпребывание.

Паисий

  • Сообщений: 10
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #21 : 13 Октябрь 2007, 08:20:59 »
Благодать способствует приобретению состояния внутрьпребывания, но этого состояния можно добиться и не благодатью.
Каким образом?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #22 : 13 Октябрь 2007, 11:54:37 »
Благодать способствует приобретению состояния внутрьпребывания, но этого состояния можно добиться и не благодатью.
Каким образом?

1. Благодать вводит человека внутрь себя, однако не всегда. Неподготовленный человек вместо того, чтобы войти внутрь себя, может возбудиться, например, эмоционально (сильно расплакаться или возрадоваться)  - и, оставаясь вовне (внешним), растерять саму благодать.

Благодать может и вывести человека из себя - восхищать. Здесь уместно вспомнить Павлово: Знаю человека во Христе, который ... восхищен был до третьего неба.

2. Внутрьпребывание - это еще не есть нахождение внутри себя в единении с Господом. Митр.Антоний Сурожский так определяет его:  какой-то опытностью разовьется в нас внимание, собранность, то, что Феофан Затворник называл “внутрьпребывание”, т.е. то состояние, когда мы собраны внутри себя, живем в глубинах, и из этой глубины можем видеть надвигающееся на нас нападение. Внутрьпребывание - это внутренняя собранность и внимание. Если внутрьпребывание перед лицом Господа, то оно и освещено Божией благодатью, что, впрочем, еще не исключает ошибок и падений.

Если же внутрьпребывание не перед лицом Господа, то оно и не благодатно. Состояние внутрьпребывания может быть создано и не божьими силами. Все определяется тем, кому человек покланяется. И наконец, возможны всяческие подмены и наслоения, когда и было внутреннее пространство создано и освещено благодатью, и вошел в него человек перед лицом Господним, а затем потерял благодать, а приобретение - внутреннее пространство и внутрьпребывание - осталось.

Паисий

  • Сообщений: 10
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #23 : 13 Октябрь 2007, 15:03:40 »

Если же внутрьпребывание не перед лицом Господа, то оно и не благодатно. Состояние внутрьпребывания может быть создано и не божьими силами. Все определяется тем, кому человек покланяется. И наконец, возможны всяческие подмены и наслоения, когда и было внутреннее пространство создано и освещено благодатью, и вошел в него человек перед лицом Господним, а затем потерял благодать, а приобретение - внутреннее пространство и внутрьпребывание - осталось.
Именно это я и имел ввиду. Только одно "но".  Я думаю, когда благодать теряется по какой-либо причине, то и говорить о, если хотите, полноценном внутрьпребывании вряд ли возможно. Это уже будет нечто иное, как и не будет истинного внутрьпребывания без Христа.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #24 : 13 Октябрь 2007, 15:27:18 »
Alexander:
 
Цитировать
Внутрьпребывание - это внутренняя собранность и внимание.

Вот такое определение кажется мне удачным. Внутрьпребывание - это "рабочее место" того, кто находится в процессе "собирания себя".
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
(Матф.12:30)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #25 : 13 Октябрь 2007, 16:00:11 »
А вот, что же касается "внутреннего пространства" у Иоанна Кронштадтского... Мне кажется, это не совсем то "место" внутри себя, та "внутрення клеть" о которой говорят многие Отцы.

Отец Иоанн часто обращался к этому слову. Впечатление такое, что это понятие (кстати, он, вроде бы, почти не говорит о "внутреннем" пространстве, а о "пространстве сердца") сформулировалось у него, так сказать, психосоматически. Оно "родилось" у него в оппозиции острому переживанию греха, который теснит. Он часто говорит о тесноте сердца во время греха и о просторе во время благодати (напр. в его дневниках: "простор души и тела" или "для груди был простор").

Психосоматическое ощущение "простора" с годами становилось у него тоньше, духовнее. Он стал говорить о "пространстве сердца":

"...Зло сопровождается скорбью и теснотою в сердце, а добро - миром, радостью и пространством сердца. Этот закон неизменен: он закон неизменяемого, всесвятого, праведного, премудрого и вечного Бога."

Далее, он, перечисляя, по Апостолу, "плоды духовные", указывает среди них и пространство:
"...исполняешь Духом Твоим Святым - Духом святыни, благодати; подаеши душе моей правду, мир и радость, пространство, силу, дерзновение, мужество, крепость..."

И всегда оппозиция тесноте:
"...тесноты греховные обращаеши в пространство оправдания Твоего..."

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #26 : 14 Октябрь 2007, 16:08:12 »
Alexander:
 
Цитировать
Внутрьпребывание - это внутренняя собранность и внимание.

Вот такое определение кажется мне удачным. Внутрьпребывание - это "рабочее место" того, кто находится в процессе "собирания себя".
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
(Матф.12:30)


Igor, а возможны варианты, когда обретение сердечного места используется как рабочее место собирания не-христианами?

Восточная теория чакр, имхо, немного другое. Иначе, странно было бы проходя по каналам вверх-вниз мимо сердечной чакры не войти в общение с нетварными божественными светами и Христом. Тем более, процесс раскрытия в восточных практиках начинается с самого низа - местоприбывания змеи-кундалини и поднимается вверх, чтобы спустится затем вниз, преображая все чакры.

Если сформулировать точнее, возможно ли пребывать внутри сердечного места и не вести битву именем Христовым? И идентично ли сосредоточение на сердечной чакре внутрьпребыванию в сердечном месте?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #27 : 14 Октябрь 2007, 18:03:27 »
Sергий:
 
Цитировать
Если сформулировать точнее, возможно ли пребывать внутри сердечного места и не вести битву именем Христовым? И идентично ли сосредоточение на сердечной чакре внутрьпребыванию в сердечном месте?
Существуют же раличные виды концентрации. Не-христианин Гурджиев многие годы упражнялся в Иисусовой молитве.
Сложно говорить о молитвенной концентрации, когда этот вопрос рассматривается в синкретической плоскости. Зачем, спрашивается, занимался Гурджиев умным деланием? - Он ухватился за метод умного делания, как за инструмент, с помощью которого он смог бы достичь своей цели. А какая была у него цель? - Самообожение. А ко Христу же он никогда не стремился!

Мне кажется, для православного исихаста вопрос об идентичности сердечной чакры или "сердечного места", как у некоторых Отцов, - вопрос праздный. Внутрьпребывание - не самоцель. Цель - (внутренний) поиск Господа. А еще лучше сказать, что цель - не сам поиск, а Сам Христос.
 Боголюбивая душа в поиске, подобно Марии Магдалине, ищет вначале "снаружи" (Ср. Ин. 20, 11). Но потом начинает поиск внутри "гробницы". На вопрос, что ищет боголюбивая душа, - она отвечает подобно Марии: "взяли Господа моего, и не знаю, где положили Его"(Иоан.20:13).

То есть аберрация цели в синкретической плоскости налицо. Боголюбивая душа ищет не само то "место", а Господа, Которого в этом "месте" можно обрести. 

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #28 : 14 Октябрь 2007, 19:56:55 »
Мне кажется, для православного исихаста вопрос об идентичности сердечной чакры или "сердечного места", как у некоторых Отцов, - вопрос праздный. Внутрьпребывание - не самоцель. Цель - (внутренний) поиск Господа. А еще лучше сказать, что цель - не сам поиск, а Сам Христос.
 Боголюбивая душа в поиске, подобно Марии Магдалине, ищет вначале "снаружи" (Ср. Ин. 20, 11). Но потом начинает поиск внутри "гробницы". На вопрос, что ищет боголюбивая душа, - она отвечает подобно Марии: "взяли Господа моего, и не знаю, где положили Его"(Иоан.20:13).

То есть аберрация цели в синкретической плоскости налицо. Боголюбивая душа ищет не само то "место", а Господа, Которого в этом "месте" можно обрести.
-----------------------------------------------

В каком-то смысле согласен. Цель - поиск Христа. С другой стороны, "блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Имхо, исихасты спускаются в сердце не для поисков Бога. Бог везде. Смысл в очищении сердца, чтобы оно стало способным видеть Бога в мире духа и за его пределами. И очищается оно именем Христа, которое прогоняет бесов из сердца, тем самым очищая его.

В буддизме смысл подъема, а затем спуска кундалини - преображение чакр (в том числе и сердечной). по крайней мере, в тибетском буддизме сердечная чакра имеет центральный характер. Как буддистам удается очистив сердечную чакру не узреть Бога. Или сердце не-христиан(буддистов) остается неочищенным в Евангельском смысле?

согласен, что вопрос праздный. но на форуме он почти центральный.  По крайней мере по количеству споров. :)

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #29 : 14 Октябрь 2007, 20:28:22 »
Сергий, Вы видимо не знаете, сердечная чакра - это Анахата, а есть еще более глубинная "чакрочка" - Ананда Канда, она расположена, как бы, внутри Анахаты и глубже... и она намного важнее, однако о ней не все учения говорят. Так вот, видимо, буддисты не видят (если не видят, хотя я сомневаюсь в том, что прям все буддисты не видят) Нетварный Свет, потому что не заходят в Ананда Канду... не ищат ее и Живущего в ней.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.