Исихазм

Автор Тема: Основные этапы духовного пути  (Прочитано 28113 раз)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #60 : 19 Сентябрь 2007, 10:25:36 »
Alexander :
Цитировать
Обретение же духовного сердца - выше любой техники
.
 Мне кажется, что именно этим принципом руководствовался Феофан Затворник. Его резкое отношение к рекламированию всякого рода исихастской техники – "губники", "гортанники", "пупники" - можно понять. В патриархальной русской народной среде исихастская техника могла быть очень легко возведена в ранг нового религиозного культа, и появились бы лишь новые секты. Если были "душители",  "воздыханцы", "дырники", то почему бы не могли бы появиться "пупники" или "пуподушники"?
Надо очень учитывать тот факт, что исихастское движение в синодальную эпоху считалось еретическим и сектантским.  Достаточно взглянуть на труд прот. Сергия (Васильевича) Булгакова "Православие"  1912-го года  (не путать с прот. Сергием Николаевичем Булгаковым!).
Цитата из его кн. «Православие»:

Цитировать
ИСИХАСТЫ (т. е. спокойные). Так называлось в Греции в XVI в. монашествующее сословие мистиков, которые отличались самой странной мечтательностью. Они почитали пупок средоточием душевных сил и, следовательно, центром созерцания и думали, что, положив подбородок на грудь и беспрестанно смотря на пуп, можно видеть райский свет и наслаждаться лицезрением небожителей. Это спокойное сосредоточие на одном пункте, отвлекающее мысль от всего внешнего, представлялось необходимым условием восприятия несозданного света. От внутреннего спокойствия () приверженцы этого учения и получили свое название.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #61 : 19 Сентябрь 2007, 13:41:58 »
Igor, согласен. Ибо патриархальная народная среда, церковный бюрократизм, разлад монашеской жизни и прочая. Сделал что смог. Недолго еще оставалось жить этому государству и этой церкви, не способных понести соленой правды и не умеющих меняться.

А теперь надо доделывать то, что он не сделал и намеренно исказил. С одним существенным отличием... Соль перестала быть соленой и уже выброшена вон! Монашествующие занимаются таким крутым "исихазмом", что их не видно и не слышно, говорят только про неких подвижников в экзотической (для нас) Греции и на далеком Афоне. Почти миф... "Губники", "гортанники", "пупники" в современном обличье расплодились немерянно и даже в официальном формате СМИ.

Можно предположить, что в нашей декоративной церкви обратят внимание на удачные политические опыты и додумаются создать (если не додумались еще) несколько образцово-показательных молитвенных скитов с "карманными" старцами, чтобы утолить жажду верующего люда. Вход, в отличие от туристических монастырей, будет ограничен, а пресса создаст необходимый ореол. И если скажет такой "карманный" старец с сформированным прессой авторитетом, что пупок - это не пупок, а сердце, с непременной добавкой, что рассуждать нельзя, благодать чувствовать нельзя, а можно только каяться, то и будет выполнен на все сто исихастский заказ в эпоху массового оболванивания людей. Или это слишком тонкий вариант, когда еще можно работать по-грубому?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #62 : 19 Сентябрь 2007, 19:50:50 »
Kyria Azatyan, спасибо!

Господь говорит о чреве. И Его слова были (могли быть) достаточным основанием для молитвы при сосредоточении на пупке. И я не помню удовлетворительных объяснений этого места у святых отцов. Вот так - по крупицам - и собирается утерянное.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #63 : 19 Сентябрь 2007, 21:32:43 »
Kyria Azatyan:
 
Цитировать
Так-что многое древнее со временем “забывается” или искажается под какими-то воздействиями, если не “оформляется”, если не пишутся “специальные” книги о том или ином явлении или понимании, хотя все это можно найти разбросанными здесь и там у древних отцов.
Верно. Нужно еще и тот факт учесть, что многие сокровенные вещи в древние времена редко записывались и передавались устно. У Максима Исповедника, например, неоднократно  письма заканчиваются замечанием о недосказанности в своих ответах и надеждой на продолжение беседы при встрече. А причина – "не должно выставлять на показ божественнейшие тайны, запечатлев их в письменном виде".

В текстах Симеона Н.Б. и Григория Паламы указания о концентрации на пупе при чтении (такое у меня создается впечатление) не воспринимаются, как какое-то новшество.   Еп. Порфирий (Успенский) после своего первого путешествия на Афон писал, что исихазм – это не новость 14-го века, а был он в монашеской традиции издревле. Вроде бы он даже употребил слово подспудно.
 В общем, "взрывая, возмутишь ключи,- питайся ими - и молчи".

Беда только в том, что даже взрывать и возмущать нечего :-) - сами ключи утеряны. Видать, настало время собирать по крупицам. 

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #64 : 19 Сентябрь 2007, 21:55:42 »
А причина – "не должно выставлять на показ божественнейшие тайны, запечатлев их в письменном виде".

Да! Чтобы не попрали и не растерзали.

Aman

  • Сообщений: 31
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #65 : 19 Сентябрь 2007, 23:01:41 »
Собирать по крупицам надо...
Только хочу напомнить, для чего все это собирание, практики, скорби, радости, все, чем живем:
"К сему (памяти о Боге) ведут все труды мысленного подвига..., если не так у него идет дело, то всуе он проподвизается. Сего подвига ради предриемлются и все разнообразные духовные упражнения". Симеон Н. Б.
Непрестанная память о Боге. Как бы не увлечься.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #66 : 19 Сентябрь 2007, 23:33:45 »
Kyria Azatyan, спасибо!

Господь говорит о чреве. И Его слова были (могли быть) достаточным основанием для молитвы при сосредоточении на пупке. И я не помню удовлетворительных объяснений этого места у святых отцов. Вот так - по крупицам - и собирается утерянное.

Alexander, простите, опять я с критикой. :)

Чрево в учении отцов имеет и значение сердца. верующий рождает в сердце Иисуса-младенца, подобно Богородице, зачавшей во чреве. Плод чрева молитвенника вынашивается в сердце. Отсюда сердце образно является чревом.

О чем есть у Симеона Нового Богослова:

"поелику Бог хочет, чтоб любовь Его к нам была явно представляема всем, дабы и мы иной раз помыслили о великой Его благости и устыдясь возревновали и сами восприять любовь к Нему; то и я подвигся к тому, чтобы письменно объявить вам о сем таинстве. Не то я доказываю, будто какой-нибудь человек уподобляется Пресвятой Деве, родившей Господа, по образу неизреченнаго рождения Ея. Да не будет. Этому быть никак невозможно; потому что ино есть воплощенное рождение Бога Слова, бывшее от Пресвятыя Богородицы, и ино то, которое бывает духовно в нас. В том воплощенном рождении, в коем Пресвятая Богородица родила Сына Божия и Бога воплощеннаго, совершилось таинство возсоздания рода человеческаго и спасения всего мира, которое есть Господь наш и Бог Иисус Христос, соединивший в Себе разстоящаяся естества — Бога и человека, и понесший грех мира. А это духовное рождение совершает в нас таинство обновления душ человеческих, благодатию Святаго Духа соединяя и сочетавая нас с воплотившимся Сыном Божиим и Богом, чрез Коего мы во чреве прияхом, и поболехом и родихом дух спасения (Ис. 26, 18). Возвещаю же я о сем для того, чтоб явно представить неизреченную любовь Божию к нам, и то, что если захотим, то и мы все, изъясненным выше способом, можем соделаться материю Иисуса Христа Господа и братьями Его, и подобными ученикам Его и Апостолам, не по достоинству оных и не по трудам, какия подъяты ими в проповеди Евангелия, но по благодати Божией, которую богатно изливает Он на верующих в Него и последующих Ему, не возвращаясь вспять, как Сам Христос всем явно возвещает о сем, говоря: Мати Моя и братия Моя си суть, слышащии слово Божие, и творящии е (Лук. 8, 21)."


О практическом опыте "рек воды живой" пишет афонский исихаст в "Трезвенном созерцании". Авторитет, конечно, не стопроцентный, но такое же понимание встречается у многих отцов:

Спаситель сказал мне:
– Эта река являет неиссякаемое умиление, истекающее из сердец, достигших Моей любви. То же, что делали голуби, являет радость, которой радуется благодать Моя в сокрушенном и умиленном сердце.
Я сказал снова:
– Что это, Господи? Иногда, когда из сердца моего струятся некоторые помыслы, одновременно исходит оттуда и некое живое утешение, которое утешает мою мысль неизреченно, подобно тому, как летом опаленного зноем путника утешает прохладный ветерок, приходящий из того места, где текут источники.
Спаситель сказал мне:
– Это то, о чем Я сказал в Своем Евангелии: Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой."

Евангелие говорит притчами. Буквальное понимание мертвит, Дух животворит.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #67 : 20 Сентябрь 2007, 01:15:56 »
Sергий, лучше говорить о таинственной взаимосвязи чрева и сердца, но не смешивать их. Еще можно (с некоторой уверенностью) предположить, что путь к духовному сердцу открывается и через грудь, и через живот.

Младенец под сердцем - вот чистый образ, над которым следует поразмышлять.

Господь часто говорил притчами, Но это не означает, что Он говорил неточно и Его надо поправлять. Он сказал: из чрева, и Его слова следует принять такими, какими были сказаны.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #68 : 20 Сентябрь 2007, 01:47:06 »
Alexander:
Цитировать
Он сказал: из чрева, и Его слова следует принять такими, какими были сказаны.
Кстати,  Григорий Нисский в толковании на Песнь Песней, а именно на П.П., 5, 14, где говорится про "живот, обложенный сапфирами", зачем-то пытается доказать, что речь идет не о животе, а о сердце. Хотя в контесте этого текста, невеста разглядывает своего жениха с головы до ног. И живот, уподобленный отполированной слоновой кости, конечно же живот :-). Толкование притянуто за уши. К правоте же своего мнения, Григорий Н. приводит, как раз, это место из Иоанна. Довод у Григория Н. - "железный": понятно, что потоки Живых Вод могут истечь только из сердца, но никак - из живота. Поэтому "чрево" здесь, конечно же, сердце.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #69 : 20 Сентябрь 2007, 02:25:20 »
В христианстве не принято рассуждать о нижней части человека, и живот часто воспринимается как нечто недостойное, много говорится о грехах зачатия, рождения и т.п. У евреев не так, и Песнь Песней откровенна... Возможно, Григорий Нисский сбегает от этой откровенности. Так и монах бежит от женщины, а современные монахи не смеют опускать внимание ниже груди. Вот и ниточка, ведущая вглубь проблемы.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #70 : 20 Сентябрь 2007, 02:55:32 »
Alexander:
Цитировать
Возможно, Григорий Нисский сбегает от этой откровенности.
Да, Григорий Нисский не до конца излечился от эллинской болезни.

 Возжаждала Тебя душа моя, сколь же больше плоть моя. (Пс. 62, 2)

 Сердце мое и плоть моя возрадовались о Боге живом. (Пс. 82, 3)

Чрево мое возгласит как гусли, и внутренность моя — как стена медная, которую Ты обновил. (Ис. 16, 11)

Эти места из Св. Писания приводит Григорий Палама, желая дать понять, что не сама плоть есть зло, а живущее в ней. И 2-я часть 1-й Триады (второй ответ) –  как раз об этом "древнем" споре. 

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #71 : 20 Сентябрь 2007, 03:01:13 »
..............................
В христианстве не принято рассуждать о нижней части человека, и живот часто воспринимается как нечто недостойное, много говорится о грехах зачатия, рождения и т.п. У евреев не так, и Песнь Песней откровенна...
..............................

Может поэтому христианство - "для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие". Обычно Ветхий Завет толкуется в свете Нового, а не Новый Завет в свете Ветхого.

В ветхие меха ведь не наливают молодое вино. Имхо, обратное толкование не должно работать.

В смысле, если иудеям, еще не выкупленным крестной жертвой Христа, Богом было разрешено в Писании говорить о центральной роли чрева во внутреннем делании, значит христианам это знание должно было быть сообщено прямо, потому что завеса была разорвана и тайное стало явным.

если обратиться к первоисточникам, на греческом чрево - однозначно живот или имеется значение внутренности? В славянском такое значение есть.

« Последнее редактирование: 20 Сентябрь 2007, 03:22:37 от Sергий »

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #72 : 20 Сентябрь 2007, 03:13:46 »
Sергий:
Цитировать
Может поэтому христианство - "для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие".

Для Еллинов уж точно безумие - как можно рассуждать об обожении плоти!

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #73 : 20 Сентябрь 2007, 03:30:07 »
Еще можно обратить внимание, что действительно не сильно компетентный в учении отцов прот. Булгаков ставит в вину Паламе пропаганду внешнего зрительного сосредоточения на пупе. Если было бы возможно доказать внутреннее сосредоточение, такие книжники и фарисеи давно заклеймили бы  труды Паламы как ересь, ссылаясь на тех же отцов, запрещавших спускаться в нижнуюю часть сердца и дальше. что тоже наводит на мысли.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #74 : 20 Сентябрь 2007, 06:41:26 »
Еще можно обратить внимание, что действительно не сильно компетентный в учении отцов прот. Булгаков ставит в вину Паламе пропаганду внешнего зрительного сосредоточения на пупе. Если было бы возможно доказать внутреннее сосредоточение, такие книжники и фарисеи давно заклеймили бы  труды Паламы как ересь, ссылаясь на тех же отцов, запрещавших спускаться в нижнуюю часть сердца и дальше. что тоже наводит на мысли.
Если внимательно и непредвзято посмотреть на цель Умного Делания, то можно обнаружить самое основное - установление тишины ума. Для этого мы пользуемся словами Иисусовой молитвы.
Ум, помещенный в сердце, затихает от удобства и, я бы сказал, даже некоего уюта пребывания "на родине".
Но есть и более радикальный, но не менее действенный способ - концентрация на дыхании в ноздрях. Дыхание может быть координировано со словами молитвы, а на продвинутой фазе слова можно оставить и смотреть только на дыхание. Возникающий при этом страх и вой не содержит в себе никаких оснований, кроме желания ума продолжать оставаться "интерпретатором" всего вообще. Сам ум от такого "насилия" над ним почти автоматом проваливается в сердце как в последнее свое убежище, без значительного усилия с нашей стороны поместить его туда.
Касательно же концентрации на так наз. "пупе", мне кажется, что нужно определить его точнее именно как солнечное сплетение, то в нем сосредоточено наше сформированное представление о себе как о личности, которое, конечно же, не соответствует никакой реальности.
При незапрограмированной на достижение молитве наш "мозоль" в солнечном сплетении может рассосаться и без специальной концентрации на нем.
ИМХО, это происходит в запланированном для нас Господом режиме, без усилия с нашей стороны. Афонцы же, концентрировавшиеся на "пупе" шли буквально напролом, будучи реальными воинами архангела Михаила.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.