Исихазм

Автор Тема: Основные этапы духовного пути  (Прочитано 28238 раз)

Елена К.

  • Сообщений: 14
    • Просмотр профиля

Основные этапы духовного пути
« : 12 Сентябрь 2007, 16:04:15 »
Представим себе человека, который пришел к вере,покаялся, исправил прежнюю жизнь, не творит смертных грехов, ведет, насколько это можно представить благочестивую жизнь. Можно ли сразу сказать, что он уже освятился, достиг своей цели, пришел к Богу. Нет, конечно. Обычно только после долгих лет борьбы и испытаний Бог вселяется в человека ощутительно для него. Тогда только человек вдруг ощущает в себе совершенно новую жизнь, и себя другим, в полной мере узнает,что доселе был мертв, слеп.

   Таким образом, есть два состояния человека, принципиально отличные друг от друга. Святитель Игнатий называет их плотским и духовными состояниями, или, другими словами, состояниями до и после освящения. Думаю, что такое деление должно всем понятным, известным. Сначала этап борьбы со страстями, а потом уже освящение, Боговселение,, не так ли?
Итак:

1-й этап: борьба со страстями,
2-й этап: освящение.

   Что имеет в виду святитель Игнатий, когда говорит «соединение ума с сердцем»?  - «Место духовным дарованиям сердечной молитвы – весь сосуд, как душевный, так и телесный, очищенный от страстей». Значит, словами «соединение ума с сердцем»,  святитель Игнатий как раз и называет освящение, Боговселение.
    Однако Симеон Новый Богослов и Феофан Затворник  пишут, что борьба со страстями и постепенное очищение от них начинаются тогда, когда «ум войдет в сердце», а прежде этого сама борьба со страстями невозможна. Получается противоречие – для того, чтобы получить сердечную молитву нужно уже очиститься от страстей, а очиститься от них можно только после стяжания сердечной молитвы. Чепуха какая-то! Значит, Симеон Новый Богослов и Феофан Затворник, говоря о сердечной молитве имеют в виду совсем другое нечто, нежели имел в виду преосвященный Игнатий. Итак, теперь уже получаем три этапа:

1-й этап: топтание на месте,
2-й этап: борьба со страстями осуществляется блюдением ума в сердце,
3-й этап: освящение, бесстрастие (по св.Игнатию сочетание ума с сердцем).

   Такое деление, думаю, уже не будет так понятно и очевидно, как прежнее разделение на два этапа.
   Действительно, как так: человек покаялся, решился посвятить оставшуюся часть жизнь единственно Богу и своему спасению, понял, что начало не другое какое есть, как борьба со страстями за очищение души… И  не может никак начать эту борьбу, топчется на месте…
   Что же это за второй этап, с которого и начинается движение, характеризующийся сердечной молитвой, блюдением ума в сердце, которым и осуществляется борьба со страстями, и как его достигнуть? Некоторые, может быть, понимают это слишком «технически»: будто они как-то должны сами «вводить ум в сердце».
   Но, кажется, Феофан Затворник и пр.Игнатий, объяснили это загадочное выражение.
   Вот, как пишет Затворник. Обычное наше состояние в течении дня  - думаем о том, о сем, занимаемся делами, думаем о делах, и во всей нашей будничной суматохе редко удается вспомнить о Боге, молитвенно к нему обратиться. А между тем, мы должны бы все время в течении дня и при всех делах внутренне предстоять Богу в безмолвии помыслов. Но это не получается – ум отбегает и забвение одолевает, человек ничего не может поделать с собою, как бы ни старался. Так описывает этот этап «топтания на месте» Феофан Затворник, - «ничто не спеется». В таком состоянии не может осуществляться и борьба со страстями, потому что при рассеянности  ума мы почти не замечаем страстных движений, а значит и не сопротивляемся им. (я говорю о тонких движениях, а грубые к тому времени должны быть уже пресечены.) Но, говорит Затворник, случается и такое, что ни с того ни с сего находит молитвенное молчание на ум само собою, и человек делает те же дела, но уже в молитвенном предстоянии Богу, ум перестает отбегать. Пр. Игнатий называет это благодатным вниманием.
   Может не все, но многие, наверное, испытывали такое на себе. Я, например, хорошо понимаю это. Но потом, через более или менее продолжительное время это молитвенное бдение почему-то прекращается, начинают одолевать всякие помыслы, и никак не управишься с собою.
   Вот такое находящее молитвенное предстояние Богу и характеризует 2-й этап, как я понимаю. Только необходимо, чтобы оно сделалось как можно более непрерывным и всегдашним.
   Только, вот, беда, - это доброе молитвенное состояние находит редко и оно совсем не зависит от произвола. Что делать? Ведь нужно сделать его постоянным! К этому обязывает нас заповедь: «бдите и молитесь на всякое время».
   Но что же делать, если такое состояние находит редко и не зависит от произвола? Что сделать, чтобы  оно сделалось более менее постоянным? Отчего оно уходит от нас?
   Разрешением как раз этих вопросов занята большая часть деятельных аскетических писаний отцов.
   Основополагающим принципом успеха считается смирение, самоотвержение, отсутствие всякой самонадеянности. А дальше практический путь здесь расходится на две разные тропиночки (приводящие к одной цели). Одна из них для монахов, имеющих опытного руководителя, другая –для всех остальных.
   Была такая традиция, когда для того, чтобы ум не «отбегал» от молитвы, его искусственными приемами «сводили» в сердце. Здесь главное – полное отречение от своей воли у ученика и опытность руководителя. Пишет Никифор монах: Это великое из великих делание все почти перенимают от других чрез научение. Очень редкие ненаученно получают его прямо от Бога, теплоты ради веры их».
   Поскольку ни у кого из нас нет такого руководителя, да мы и не монахи (в большинстве), то не вижу смысла дальше писать об этой «тропиночке». Если кто-то, несмотря на предостережения отцов, пытается идти по этому несвойственному нашему положению пути, я не осуждаю его. Если есть у этого человека живая вера, то Бог Сам будет его руководить, выведет из всех дебрей прелести и приведет в пристань спасения. Но, все-таки, отцы очень не рекомендуют это. (некоторые, например, Паисий Величковский , Григорий Синаит – категорически запрещают.)
   Но какова же «тропиночка», представленная именно нам?
   А вот какова – просить Бога, надеяться на Него. Нет для нас никаких приемов, или методов, которыми мы могли бы достичь желаемого. Напротив, условием успеха является уничтожение упования на все эти приемы, на все собственные усилия. Одна остается нам надежда! – На Бога! Просить, умолять, а самим искать, толкать, делать все от нас зависящее.
   Ну,пусть это и так, но от чего же, все-таки, получается,что человек хочет начать путь к Богу, но не может сдвинуться с места? Неужели в Евангелии нигде не говорится об этом?
   Говорится: «Если хочешь быть совершен, продай свое имение и следуй за мною». И еще: «Если, кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, то не может быть Моим учеником».
   Так может, от того происходит это топтание на месте, что не хватает самоотвержения?… Ну пусть нам кажется, что мы от всего отреклись (хотя бы внутренне), и готовы с Ним хоть на смерть идти, но, может быть, такое самоотвержение еще не полное, мы многое оставили себе, например: возможность почитать (духовное), поразмышлять в тишине, может быть просто посидеть, посмотреть на звездное небо… Без всего такого человек не может жить? Но, все-таки, полное отсечение своей воли  у монахов – это совсем другой уровень самоотвержения, чем у нас, в миру. И, наверное, понять это можно только опытом.
   Вот такие мои гипотезы. А вы что скажете?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #1 : 12 Сентябрь 2007, 16:35:13 »
А вот какова – просить Бога, надеяться на Него. Нет для нас никаких приемов, или методов, которыми мы могли бы достичь желаемого. Напротив, условием успеха является уничтожение упования на все эти приемы, на все собственные усилия. Одна остается нам надежда! – На Бога! Просить, умолять, а самим искать, толкать, делать все от нас зависящее.
В Новом Завете также сказано, что Царство Божие силой берется и применяющие усилие восхищают его. Как же "оставить упования на все собственные усилия"?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #2 : 12 Сентябрь 2007, 16:55:34 »
Кроме того, ИМХО, Елена Вы неверно понимаете "отсечение своей воли" - даже среди монашества.

Елена К.

  • Сообщений: 14
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #3 : 12 Сентябрь 2007, 17:24:05 »
Леонид,  я же не говорю, что собственные усилия не нужны. Я только говорю, что уповать мы должны не на них, а на Бога. Я так и написала: "просить,а самим делать все от нас зависящее". Вот цитата из Феофана Затворника: "строй тот производится не одними нашими усилиями. Его подает Господь, но без искания и усилия не подает." И еще:  "Господь ждет, пока, истощив все свои усилия,не видя успеха, во глубине сердца изречешь ты: "имиже веси судьбами, спаси, Господи." Но чтобы истощить усилия , надобно усиливаться,или с усилием трудится. Так уж положено, и по духу ревнующего так требуется."

Елена К.

  • Сообщений: 14
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #4 : 12 Сентябрь 2007, 17:34:29 »
Gior, я вполне допускаю, что вы правы. Обьясните, пожалуйста, для пользы моей души, как же надо понимать правильно отсечение своей воли.

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #5 : 12 Сентябрь 2007, 17:48:39 »
Полное осознание того..Что вы ничего не можите сотворить без Бога!
Понимание своей немощи...
На опыте это чувтвуется по разному...У меня было переживание "Боже я отпустил руки на всё..делай всё как Тебе угодно" и почувтвовать себя, что кто то распоряжается твоей жизнью и судьбой..а ты как маленький грудной беззаботный младенец :-)
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #6 : 12 Сентябрь 2007, 18:03:37 »
Беда такая: получилась голая ментальная схема на уровне - и сомнительном - введения в духовную брань.

Ну, и сами (основные) замечания.

Освящение, как венчающий этап, только упоминается, хотя в теме заявляется об основных этапах духовного пути.

В борьбе со страстями (2-ой этап) уделено внимание просьбе к Богу и надежде на него - в противовес неким приемам сведения ума в сердце, оставленным мифическим монахам. Вспоминаю древний анекдот: поселили чукчу в гостинице и сказали: кушать захочешь, звони. День проходит, два... ни звонка, ни чукчи. Приходят к нему в номер, а чукча сидит около телефона и плачущим голосом повторяет: телефона, телефона, чукча кушать хочет...

Технику молитвы надо осваивать - и на полном серьезе, - если мы не хотим уподобиться этому незадачливому чукче. Кроме того, просить и надеяться - это тоже приемы, и, уверяю, не менее опасные, чем приемы сведения ума в сердце, если используются неверно. Да и сведение ума в сердце - один из начальных приемов, очень важный, но никак не завершающий.

Елена К.

  • Сообщений: 14
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #7 : 12 Сентябрь 2007, 19:33:19 »
Александр, я писала о тех этапах, которые предположила актуальными для нас. Предположение мое таково,что людей, достигших освящения чрезвычайно мало. Исаак Сирин писал, что достигает чистой молитвы один из тысячи, а достигших более высоких степеней еще гораздо меньше. Так же и Василий Поляномерульский пишет,что достигших высоких степеней один из тьмы. И Игнатий Брянчанинов писал, что
в своей жизни встретил только одного,  и все это вы наверняка знаете. Как может быть то, что происходит после освящения, актуально для нас в своей массе? К тому же, достигшим освящения, не нужны
уже никакие эти приемы, а так же и мои писания.

Однако я не осудила и тех, кто идет путем этих "технических приемов", не считая себя вправе давать им советы. В том ли вы меня упрекаете, что я упомянула о мнении на этот счет святых отцов?
А, может быть, отцы и допускали такую возможность, но только в виде исключения. Так что я никоим образом не навязываю вам своего пути. Я знаю, что в книгах одно, а в жизни - сплошные исключения.

насчет того, что просить и надеятся на Бога - это тоже "приемы и не менее опасные", вот вам цитата из
Феофана Затворника(письмо 240): "Когда ты, стоя в сердце вниманием,взывать будешь ко Господу и прося, и каясь, или благодаря, то в этом действии нет никакой опасности, такая молитва сама себе служит охраною.
Ибо тут и Господь, если с верой обращаешся к нему."

Мне думается, что очень неправильно и опасно веру и надежду на Бога сводить к каким-то приемам.
Также я не считаю, что хооршо понимаю духовную жизнь. Для того и пишу, чтобы услышать ваши советы.
Если можете сказать мне что-либо на пользу душе, буду рада.
« Последнее редактирование: 12 Сентябрь 2007, 21:17:15 от Елена К. »

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #8 : 12 Сентябрь 2007, 20:30:08 »
Gior, я вполне допускаю, что вы правы. Обьясните, пожалуйста, для пользы моей души, как же надо понимать правильно отсечение своей воли.
Елена, поймите меня правильно - я всего лишь хотел обратить Ваше внимание на то, что "отсечение" собственной воли - идея непростая и должна применяться с рассуждением... А то ведь легко можно докатиться до абсурда - дескать, стань безвольной марионеткой и Царствие Небесное тебе окрыто :wink: И тут неважно кто ты - мирянин или монах.

Елена К.

  • Сообщений: 14
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #9 : 12 Сентябрь 2007, 20:48:29 »
Gior, я совершенно с вами согласна.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #10 : 12 Сентябрь 2007, 21:00:27 »
Gior, я совершенно с вами согласна.
:-) А в таком случае, получается уже не "отсечение", а "рассудительное послушание" (простите за каламбур :lol:) ну и так далее... Сложный вопрос.

Aman

  • Сообщений: 31
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #11 : 12 Сентябрь 2007, 22:43:47 »
С вашего позволения выскажусь и я на эту тему.

В общем все правильно написано Вами, Елена ...

Есть конечно есть некоторые нюансы, которые требуют более пристального рассмотрения. Например пишете, что нет для нас никаких приемов и методов для достижения желаемого. (как я понимаю Господа.) Но если отбросить все методы в борьбе со страстями, то это будет похоже на ведение войны толпой и навалом.  Размахивая вслепую дубинкой маловероятно, что одержишь победу над лукавым врагом.
Система и методы должны применяться, да они и применяняются Вами, судя по тому, что вы все-таки пытаетесь объяснить путь, иное дело, что не надо уповать на методы, и иное дело, что нет универсального для всех, и уж совсем иное так это то, что однажды все они, все методы и приемы, во свем своем разнообразии, должны быть отброшены, так же как должны быть отброшены и все наши переживания и высокие состояния, которые мы сейчас так ценим, сюда конечно надо причислить и наши представления об этом высоком, кажущиеся нам сейчас несомненными. Однажды мы оставим позади и сам разум, ибо увидим в нем только способ дойти до чистой веры, не более. Чистоте пути веры разум не только мешает, но и препятствует этому благому пути. Чтобы подойти к алтарю созерцания и любовного слияния с Богом, надо оставить за воротами нашего коня-разума, на котором мы прискакали на свидание.
Поэтому Вы верно пишете, что топтание на месте может быть следствием нежелания оставить нечто нам дорогое, причем это может произойти как на первых ступенях многотрудной лесницы, так и на последующих, вплоть до последней, когда остается сделать только шаг, так говорят. Именно во время таких остановок особо опасен враг, готовый сбросить нас на самое дно.
Чем выше в гору простирается тропа, тем тоньше и незаметнее уловки привычек разума, связующие движение, тем более оне принаряжаются в благие намерения и само благо. Только Сам Бог благ... Истинно! Но только зачем же отказываться от коня-разума и силы его, отбивающих ритм, ног, как метода, раньше времени, пока мы не достигли Любви? Важно только, чтобы не методы нами владели, но мы владели методами с помощью Божьей, не разум нас вел, но мы им пользовались по необходимости пути, и конечно не возгордиться, что мы что-то можем полезного творить, без Бога. Тогда и любое упражнение, будь то как возвращение ума к молитве, как способу соединения с Господом нашим, или возвращение оного в сердце, где и пребывает Сам Господь, будет нам на пользу. А возгордиться и стать незаметно рабом творению, не Богу можно при любом роде деятельности.
Если что не так, простите...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #12 : 12 Сентябрь 2007, 22:50:13 »
насчет того, что просить и надеятся на Бога - это тоже "приемы и не менее опасные", вот вам цитата из
Феофана Затворника(письмо 240): "Когда ты, стоя в сердце вниманием,взывать будешь ко Господу и прося, и каясь, или благодаря, то в этом действии нет никакой опасности, такая молитва сама себе служит охраною.
Ибо тут и Господь, если с верой обращаешся к нему."

Два замечания.

1. Вы сами привели хороший пример, разрушающий Ваши предыдущие схемопостроения. Когда ты, стоя в сердце вниманием... говорит Феофан. Однако, надо уже стоять в сердце вниманием, что предполагает наличие знания: что такое сердце, где оно расположено, как в него входить и стоять вниманием. А Вы говорите, что все эти технические вещи ныне для мирян (да и монахов) не актуальны, ибо нет опытных наставников.

2. По большому счету, Феофан Затворник весьма ошибается, говоря, что нет никакой опасности в таком стоянии в сердце вниманием (взывая ко Господу, прося, каясь, благодаря). Он иногда ошибается, а иногда намеренно говорит отличное от учения святых отцов древности. Это, в общем-то, не секрет... И делать свои умопостроения на мнении и Феофана Затворника, и Игнатия Брянчанинова - без учета мнения других подвижников (афонитов и сторонников паламизма, с которым вышеназванные духовные писатели были мало знакомы) - в наше время будет немалой ошибкой.

Во-первых, сердце может быть еще не чисто (напр., от гордости), а только эмоционально подчищено, что позволяет находиться в нем уму. И эта великая опасность, ибо истинное покаяние еще впереди. Во-вторых, и великая брань еще впереди - при опускании ума ниже. В-третьих, и ум при таком стоянии - на своих высотах - недоступен и неочищен, что создает дополнительную опасность совершить ошибку на этом этапе.  Образец такой ошибки подает сам Феофан Затворник, подправляя того же Симеона Н.Богослова (напр.,  в трех образах молитвы).

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #13 : 13 Сентябрь 2007, 14:16:00 »
Цитировать
Вот такие мои гипотезы. А вы что скажете?
Мне показалось, что автор топика не верит, что в нынешнее время возможно практическое и  результативное молитвенное делание.
Гипотеза только тогда становится теорией, когда она прошла проверку практикой (или выросла из практики).
Также я допускаю, что у разных людей практические этапы могут отличаться в зависимости от жизненной ситуации и характера человека: Господь наш -- Он Живой и понимает нас лучше нас самих. Поэтому мне не нравится излишняя "догматизация" этапов молитвенного пути. Тем не менее доскональное знакомство с этапами считаю необходимым хотя бы для того, чтобы не попасть в прелесть и не взять на себя по прелести неподъемный труд, перепрыгнув или опустив какой-либо этап.

Елена К.

  • Сообщений: 14
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #14 : 13 Сентябрь 2007, 17:03:18 »
Александру.
1.   Не случайно мой первый пост был посвящен правильному и точному пониманию терминологии отцов – это необходимо как для того, чтобы правильно понять самих отцов, так и для того, чтобы мы смогли понять друг друга. Давайте еще раз попробуем разобраться в том, что же имел в виду еп. Феофан под словами «быть в сердце», «стоять в сердце».

Цитата: «Быть в каком-нибудь чувстве очень многозначительно в духовной жизни. В ком есть оно, тот уже – внутрь себя у сердца, ибо мы всегда вниманием в действующей части, и если это сердце, то – в сердце». Из этих слов Затворника видно, что всякая молитва с чувством носит у него наименование сердечной. Таким образом, словам «в сердце», «из сердца» он придавал не особое какое-то значение, а самое обыкновенное, какое мы придаем этим словам в повседневной речи. Например, когда говорим: «его слова шли из самого сердца», «в это дело он вложил свое сердце»,- и тому подобное. Так же и Игнатий Брянчанинов говорит, что внимательная молитва совершается в тщательных делателях всегда при участии сердца, и что такая молитва может назваться сердечною. (Сам Игнатий под словами «сердечная молитва» действительно всегда разумеет нечто особенное, но он допускает вкладывание в него и того смысла, какой вкладывает Феофан Затворник).

И то, что Затворник в слово «сердечная» вкладывает именно такой, а не иной смысл вполне естественно – ведь он пишет преимущественно к простым людям, далеким от исихастских традиций, людям светским и мирским, говорит с ними на их языке. А вы придаете выражению епископа Феофана «стоя в сердце» какое-то особенное значение,которое вовсе не придавал ему сам Феофан.

2.   Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов были люди достигшие освящения. Игнатий сам пишет об этом (хотя и косвенно, но вполне очевидно). И вот, что он пишет он таких, достигших освящения, духовного состояния: «Такие точно свет миру и соль земли,видят себя, видят и ближних, а их увидеть может только подобный им духовный. «духовный судит о всем, а о нем судить никто не может»(1 Кор.2,15),говорит Писание.» Таким образом  достигшие освящения могут видеть и судить друг друга и прочих, и где уж нам судить о них! Или вы уже достигли освящения?

И почему вы считаете, что я строю свои умопостроения только на мнении Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова? Читала я и других, древних отцов. О своем впечатлении выражусь словами Игнатия Брянчанинова: «Что прежде всего поразило меня в писаниях Отцов православной Церкви? – это их согласие, согласие чудное, величественное. Осмнадцать веков, в устах их, свидетельствуют единогласно единое учение, учение Божественное!» А вы находите у них противоречия, ошибки! Если бы учение отцов было бы учением человеческим, то были бы неизбежны противоречия, как это и происходит в области философии, психологии, например. Но они писали под влиянием одного и того же Духа, и потому в учении их «можно провидеть единство кроющегося под ним духа».

Кто же такие «другие подвижники», о которых вы пишете я не знаю. Знаю только, что в наше время (и не только в наше) нельзя доверять всем подряд. Если эти подвижники противоречат отцам, то они (подвижники), находятся в прелести.

Вы пишете,что Феофан Затворник ошибается, но не указываете в чем эти ошибки, не обосновываете своего мнения. Если вкладывать в вышеприведенные слова Феофана тот смысл, который вкладываете в него вы, то действительно слова эти делаются ошибочными. На самом же деле смысл, вложенный Феофаном в эти слова тождествен смыслу некоторых евангельских выражений, например: «просите и дано будет вам… ибо всякий просящий получает», и ничего более. Вот цитата из переписки Феофана и схиигумена Германа: « Вопрос. Так ли я понимаю о молитве:если я буду о чем-нибудь вас просить, то потребуете ли вы от меня держания ума на губах или на конце языка или перевода дыхания и прочего, разве одного внимания к особе вашей? – Так и Господь мой. Ответ Феофана: вижу, что вы поняли, в чем дело молитвы.»

Какие еще Феофан допускает ошибки и в чем еще «намеренно противоречит отцам» вы не указываете. Укажите, и попробуем разабраться! Да, он вымарывает отцов в своих переводах: убирает подробные описания  приемов этой  так называемой психофизической техники. Но ведь не секрет, что такие приемы в древности осваивались под руководством опытного наставника, и миряне о них просто ничего не знали. Когда же книги с такими описаниями начали выходить массовыми тиражами во времена Паисия Величковского и стали доступны простому народу, то последний выражал по этому поводу крайнюю обеспокоенность.

А это что вы пишете: «образец такой ошибки подает сам Феофан Затворник, подправляя Симеона Н. Богслова»? Читала я и перевод Феофана и славянский текст не тронутый им и не видела никаких ошибок. Убраны только некоторые «технические» подробности. Поясните свою мысль.