Исихазм

Автор Тема: понимание молитвы  (Прочитано 4721 раз)

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

понимание молитвы
« : 08 Сентябрь 2007, 23:55:23 »
Нашел статью в инете. Вроде как по поиску ее здесь не было.

Николай Тимонин "Понимание молитвы".
Начну с того, что мир, покой, безмолвие на всех уровнях человеческого существа, и, прежде всего, в сердце, является ключом для последующего восприятия в себе воли Божией, сходящей свыше мудрости, ключом к тому, чтобы УВИДЕТЬ И УСЛЫШАТЬ Отца Творящего (Ин 5:19,20,30).
Более того установление внутреннего безмолвия, мира и есть ключ к тому, чтобы мы «исполнились познанием воли Его» (Кол 1:9), дабы «остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет 4:2), ибо «Бог производит [в нас] и хотение и действие» (Флп 2:13).
Известно, что принцип внутреннего безмолвия, достигаемого концентрацией и медитацией, существует уже многие века в религиях востока. Однако принцип внутреннего безмолвия отнюдь не чужд и христианству, хотя практика достижения безмолвия именуется не медитацией, не концентрацией, а молитвой: «Открыто искал я мудрости [сходящей свыше] в молитве моей» (Сир 51:18). Отметим, что Иисус Сирахов говорит именно о мудрости, сходящей свыше, и доказательством этого могут служить следующие слова: «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…» (Иак 1:16,17).
Более того, только та молитва и может собственно называться молитвой, которая совершается при полном внутреннем молчании и отрешении от всего постороннего.
Ясно, что в молитве, которая, будучи заучена наизусть, совершается под аккомпанемент размышлений о мирском, о плотском, не больше пользы, чем в разгадывании кроссвордов. Однако молитва может служить незаменимым помощником в установлении внутреннего молчания как способ концентрации для отвлечения от плотских помышлений.
Молитва ни в коем случае не есть способ выражения своего я в обращении к Всевышнему уже хотя бы потому, что «мы не знаем, о чем молиться, как должно» (Рим 8:26). Бог не нуждается в молитве человека. В ней нуждается человек! И МОЛИТВА НЕ ЕСТЬ ТВОРЧЕСКИЙ АКТ, ибо человек ничего не может творить от себя: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» (Ин 3:27). Вспомним еще раз: «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь» (Ин 5:19,20). Так вот молитва и есть способ «увидеть Отца», после чего только и может стать возможным творить.
Молитва есть способ сМИРения своего я (в смысле установления внутреннего мира) с целью услышать ответ на прошение у Него того, что Он знает лучше человека, прежде осознания им своей нужды в просимом: «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа» (Рим 8:26,27).
«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в МНОГОСЛОВИИ своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф 6:5-13).
«Да будет воля Твоя»! Поэтому, любая молитва, ставящая целью иное, чем установление внутреннего безмолвия, тщетна и суетна.
Подчеркну, что речь идет не об устранении лишь тех помышлений, кои считаются плотскими, греховными, а об установлении полного безмолвия, полной пустоты, дабы сия пустота могла быть затем заполнена волей Божией или, если хотите, Духом Святым целиком, не оставляя места для постороннего. Ведь нечто малое, будучи не уничтожено, может послужить тем, о чем сказано: «малая закваска квасит все тесто» (1 Кор 5:6; Гал 5:9), и, оставив не уничтоженной малую часть, мы тем самым оставляем и то, что не от Бога, а как мы знаем «никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Лк 16:13; Мф 6:24).
Закончу словами Игнатия Богоносца: «Лучше МОЛЧАТЬ и быть, нежели говорить и не быть. Хорошее дело учить, если тот, кто учит, и творит. Поэтому один только Учитель, Который сказал и исполнилось, и то, что совершил Он в БЕЗМОЛВИИ, достойно Отца. Кто приобрел слово Иисусово, тот истинно может слушать и Его безмолвие, чтобы быть совершенным, дабы и словом действовать и в молчании открываться»(Послание к Ефесянам 15).

------------------------------------------
Вопрос вот в чем. Какой смысл тогда концентрироваться на частях тела, если это уже не есть безмолвие?

Vlad_Ts

  • Гость
Re: понимание молитвы
« Ответ #1 : 09 Сентябрь 2007, 02:18:15 »
Концентрация на сердечной части - искусственный приём, позволяющий обрести или удержать безмолвное состояние.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: понимание молитвы
« Ответ #2 : 09 Сентябрь 2007, 05:57:09 »
Бог не нуждается в молитве человека. В ней нуждается человек! И МОЛИТВА НЕ ЕСТЬ ТВОРЧЕСКИЙ АКТ, ибо человек ничего не может творить от себя: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» (Ин 3:27).
Как мой крестный любил мне говорить:
Твой ум постоянно занят болтовней. Бог не может до тебя "дозвониться". Положи уже эту телефонную трубку на место, чтобы "звонок" от Бога прошел, наконец. Это и есть смысл молитвы.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

Re: понимание молитвы
« Ответ #3 : 09 Сентябрь 2007, 11:59:03 »
Позволю себе привести несколько интересных выдержек о молитве из "Лествицы":

“Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина же ее - в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим и помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу” (XXVIII: 19)

“Старайся всегда возвращать к себе уклоняющуюся твою мысль, или, лучше сказать, заключай ее в словах молитвы. Если она, по младенчественности твоей, утомится и впадет в развлечение, то опять введи ее в слова молитвы; ибо непостоянство свойственно нашему уму. Но Тот, Кто силен все утвердить - может и уму нашему дать постоянство. Если ты неослабно в сем делании подвизаешься, то и к тебе приидет Полагаяй пределы морю ума твоего, и скажет ему в молитве твоей: деселе дойдеши и не прейдеши (Иов 38, 11)” (XXVIII: 17)

“Непрестанно борись с парением твоих мыслей, и когда ум рассеялся, собирай его к себе, ибо от новоначальных послушников Бог не ищет молитвы без парения. Поэтому не скорби, будучи расхищаем мыслями, но благодушествуй и непрестанно воззывай ум ко вниманию; ибо никогда не быть расхищаему мыслями свойственно одному Ангелу” (IV: 92)


Интересно также то, что говоря о стадии совершенных в молитве (то есть духовных учителей), Иоанн упоминает о неких "глаголах неизреченных" (XXVII: 26), которыми Бог одаривает сих блаженных. Эти глаголы, как мне думается, можно вполне противопоставить обычным человеческим рассуждениям, происходящим в искушенном состоянии ума. Прежде всего, это касается способности к речи о божественных вещах. Приведу в этом плане примечательный пассаж:

“Совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно научается от Него словесам Его. Но когда это соединение с Богом еще не совершилось, тогда и беседовать о Боге трудно… Слово Господне, дарованное от Господа, чисто, и пребывает в век века; непознавший же Бога разглагольствует о Нем по догадке” (XXX: 21-23)

Лествичник даже где-то пишет, что богословствовать может лишь человек совершенный, что - как я уже говорил - есть определенная стадия на пути молитвенного делания (наверное, в "Лествице" мало говорится о метафизике как раз по той причине, что Иоанн считает себя новоначальным... хотя такую самоидентификацию можно рассматривать как дань смирению). Хотя вот, по-видимому, это касается не только богословия, но и простых речей о вещах "далеких" (с другой стороны - для совершенного человека разве может быть что-то далекое от Бога? И разве может он говорить о чем-то, что не причастно божественному? Само его состояние, как мне думается, есть понимание того, что "Бог есть все во всем").

“Сомневаться в суждениях, и долго не решаться на избрание чего-либо из двух, есть признак непросвещенной свыше и тщеславной души” (XXVI: 116)
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

Re: понимание молитвы
« Ответ #4 : 09 Сентябрь 2007, 12:11:26 »
Цитата: Николай Тимонин
Однако принцип внутреннего безмолвия отнюдь не чужд и христианству, хотя практика достижения безмолвия именуется не медитацией, не концентрацией, а молитвой
По-моему, в основе христианской молитвы - если опираться на того же Лествичника - лежит как раз концентрация ума на словах молитвы. Это как бы "удержание" внимания. И если вы обратитесь к вышеприведенным цитатам, то заметите, что непрестанное "удержание" внимания на словах молитвы свойственно средней стадии молитвенного делания, то есть это не высшая стадия молитвы. Мне кажется, не нужно так резко отнекиваться от религий востока в этом плане, т.к. там полным-полном подобного рода практик (дастоточно вспомнить мантра-йогу). Насколько я знаю, христианство относится к молитве, как к средству единения с Богом, и если судить с высшей точки зрения, то сами слова молитвы не так важны; главное - чтобы они помогали сосредоточиться на Божественном (такая трактовка, правда, не свойственна несколько маргинальным ветвям, вроде имяславия). В Индии, например, те же Веды в некоторых школах (пурва-миманса) рассматриваются как вечные и несотворенные, и само сосредоточение на словах Вед уже есть практика, близкая не только к традиционно христианскому сосредоточению, но и к маргинальному имяславию. На самом деле, параллелей здесь можно найти очень много, и не только с индуизмом (возможно, есть религиоведческие работы, в которых эти параллели изучаются).
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

surrge

  • Сообщений: 184
    • Просмотр профиля

Re: понимание молитвы
« Ответ #5 : 10 Сентябрь 2007, 00:15:34 »
христианство относится к молитве, как к средству единения с Богом
В этом-то как раз и заключается ключевая разница с религиями востока. Так что, параллелей тут никаких нет. Подобность практик, только и всего, цели же - диаметрально противоположные.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

Re: понимание молитвы
« Ответ #6 : 10 Сентябрь 2007, 13:34:25 »
Я и не говорил, что практики прямо-таки тождественные. Просто некоторые параллели провести представляется возможным. А то автор статьи так свысока сразу говорит... некрасиво
« Последнее редактирование: 10 Сентябрь 2007, 13:47:57 от Sergey_Voody »
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон