Исихазм

Автор Тема: О самомнении и тщеславии при молитве  (Прочитано 11875 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Несколько положений, которые следует помнить тем, кто приступил к молитвенной практике и уже получил какой-то опыт. От участников форума жду дополнений и исправлений.

1. В молитвенной практике существует феномен возрастания самомнения и тщеславия при достижении каких-либо (действительных или кажущихся) результатов. Эти результаты могут представлять из себя необычные переживания или раскрывающиеся способности и дары.

2. Разработаны подвижнические способы борьбы с ростом самомнения и приходящими тщеславными помыслами, среди них: смиренное видение своих недостатков, не приписывание себе никаких заслуг, самоуничижение, исповедь и совет. Иногда, боясь не понести новые дары, у Господа просят отнять их... (Хочу напомнить, что самоуничижение - в подвижническом смысле - это прежде всего не топтание себя ногами, а понижение планки требований, амбиций и претензий.)

3. Самые дурные сценарии при встрече с бесом тщеславия: 1 ) согласиться с ним - и это знак очень быстрого духовного падения, 2) впасть в уныние, отчаяние и вообще отказаться от молитвы под предлогом своего недостоинства - и это также верный знак падения.

4. Надо сохранять в себе и воспитывать трезвенное отношение. И Господь нам в этом усиленно помогает: или мы оказываемся в ситуации, которая наглядно выявляет наши недостатки, или укрепляющая благодать отступает - и мы с очевидностью понимаем, что сами по себе ничего не стоим. Поражением обернется мнение, что неуспех и ошибка случайны и виноваты другие люди или обстоятельства. И большой ошибкой будет "бегать" за растерянными дарами и благодатью вместо покаянного, трезвенного и беспощадного отношения к себе.

5. Когда начинается борьба с бесом тщеславия, важно избежать ошибки сравнения своих достижений с опытом подвижников, чтобы убеждаться - раз за разом - в какую меру мы достигли. Но и знать о подвижническом опыте молитвы, его этапах и дарах надо! Не должно быть умственного сравнения, т.е мысленного анализа своих результатов, принимаемых за бесспорный успех(!), по отношению к отцам-подвижникам. Такой мысленный анализ - злачное место для беса тщеславия, который разгорячает человеческие страсти. Духовный опыт единства с делателями молитвы - на определенном этапе делания - входит тихо, когда появляется глубинное чувство понимания переживания, о котором повествуется в подвижнической литературе. В этом чувстве есть радость узнавания, и нет никакого превозношения.

6. При сравнении своего опыта с опытом подвижников может появляться еще одна большая ошибка. Подвижники повествуют о высоком духовном опыте, а человек, сравнивающий себя с ними, получает опыт чувственный. Чувственная копирка духовного опыта обманчива - она очень похожа на истинный опыт и при этом является его тенью и даже подменой.

7. Почему дары и переживания часто способствуют развитию самомнения, покажу на примере-притче. Человеческий эгоизм подобен воздушному шарику: когда дыхание жизни наполняет его, он раздувается. Шарик эгоизма раздуется, даже если его наполнит чистейшее дыхание, и рисунок даров (или переживаний) явственнее и выпуклее проступит на его поверхности. Не умение владеть своей самостью приведет к тому, что шарик или лопнет от гордости, или сдуется, потому что чистое дыхание покинет не готовый сосуд. А затем может войти и дыхание нечистое...

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: О самомнении и тщеславии при молитве
« Ответ #1 : 14 Август 2007, 00:08:53 »
Тема важная, вот что пишут об этом св. отцы.

В общем, об искушениях:

Николай Сербский (Евангелие о победе над искушениями): «Но Евангелисты указывают на эти три главных искушения, под кои можно подвести все прочие искушения в человеческой жизни. Итак, первое - искушение тела, или нашей желательной природы; второе - искушение ума, или нашей мыслительной природы; и третье - искушение сердца, или нашей чувствующей природы. Первое искушение более соответствует юношескому, второе - зрелому, а третье - пожилому возрасту человека. Юноша борется с телесными страстями и похотями; человек зрелых лет борется с гордостью своего ума, своих знаний и умений; пожилой же человек ведет борьбу со сребролюбием, властолюбием и славолюбием, но из всего того сребролюбие - страсть наистрашнейшая. И, таким образом, три главных сатанинских искушения, которыми сатана искушал Господа Иисуса Христа и искушает каждого из нас, суть сии: сластолюбие, честолюбие и сребролюбие».

О различении видений:

Феофан Затворник (Письма о духовной жизни, п.20): «Не надо забывать, что есть видения—плод разгоряченного воображения, и есть видения — прелесть бесовская. Благодатные видения очень редки и устрояются Духом Божиим, в видах воспитания духовного. Таким образом, есть видения и от Духа Божия; но надо быть очень осторожным в различении их, ибо недалеко от себя имеем темного искусника, умеющего принимать вид ангела светлого. И сколько было неосторожных погибших от неразборчивого доверия видениям!...»

Григорий Синаит: «Но усмотревший что-либо мысленно или чувственно и принимающий то без совета опытных, пусть явление было и по воле Божией, легко прельщается или прельстится в будущем, как воспринимающий все необдуманно. Новоначальному надобно быть внимательным к сердечной деятельности, как необманчивой, все же другое не принимать до момента умиротворения страстей. Бог не негодует на того, кто, строго внимая себе, во избежание прелести не примет знамений от Него без спрашивания опытных и многого исследования, но более восхваляет его, как мудрого, хотя на некоторых и негодовал».

Силуан: «Дух прелести не может дать истинной сладости; он приносит только тревожную сладость тщеславия; в нем нет – ни смирения, ни мира, ни любви; а есть холодное безразличие и гордость».


О тщеславии, гордости. Признаки и борьба.

Варсонофий Великий и иоанн Пророк «Руководство к духовной жизни»:
Вопрос 457. Кто тщеславен? И кто горд? И как человек приходит в гордость?
Ответ. От желания человека угодия человек приходит в тщеславие. Когда же оно умножится, приходит в гордость. Прости брат, и помолись обо мне.

Вопрос 258, того же к другому Старцу, и прошение о молитве.
Господа ради, помолись о мне, чтобы мне избавиться от постыдных страстей и от тщеславия, ибо они оскверняют меня во всяком деле, о котором думаю, что делаю доброе; также прошу тебя сказать мне, с каким намерением должно совершать память Святых и как извергнуть из себя внутреннее зло.
Ответ Иоанна. Если хочешь избавиться от постыдных страстей, не обращайся ни с кем свободно, особенно же с теми, к которым сердце твое склоняется по страсти похотения; чрез то освободишься и от тщеславия; ибо к тщеславию примешивается человекоугодие, к человекоугодию - свободное обращение, а свободное обращение [72] есть матерь всех страстей. Кто совершает память Святых без тщеславия, полагая, что делает сие по Божию указанию, а не по своемыслию, тот делается сопричастником Святых и получает награду от Владыки их. Попечение же о спасении души и любовь к Богу помогают всякому извергнуть из себя внутреннее зло и чисто покаяться. Выслушай меня, сын мой, и по видимому заключай и о невидимом. Когда ты бываешь несколько нездоров телом, то воздерживаешься от вредного тебе. Почему же не стараешься воздержаться, когда ты болен душою? Много нужно нам трудов и потов, как Апостол говорит: умерщвляю тело мое и порабощаю (1Кор.9:27). Сделай по силе твоей, и Бог поможет тебе молитвами Отцев твоих; ибо жаждет видеть наше спасение Тот, Кто клялся Самим Собою, что не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иез.33:11). Великая сила восходит из места, где молитвы истинных рабов Божиих, приносимые Богу за всех нас; верую, что не посрамит их Господь. Присоедини к оным и свои две лепты и ты обрадуешь Господа, как и вдовица евангельская. Привяжи обремененную ладию твою к кораблю Отцев твоих, и они управят тебя к Иисусу, могущему даровать тебе смирение и силу, и разум, венец и веселие, аминь.

Лествица:
(слово 22, 39) Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчестия; средина же – отсечение всех помышляемых ухищрений тщеславия; а конец, (если только есть конец в этой бездне), состоит в том, чтобы стараться делать пред людьми то, что нас уничижает, и не чувствовать при оном никакой скорби.
(слово 22, 42) Когда хвалители наши, или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу.
(слово 22, 45) Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и возлетает на высоту: так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и совершительницу.

Авва Евагрий: О тщеславии. Из всех помыслов, только помысел тщеславия многопредметен, обнимая почти всю вселенную и всем бесам отворяя двери, как какой злой предатель какого-нибудь города. Он окрадывает ум отшельника и, наполняя его множеством словес и вещей, губит молитвы его, которыми напрягается он врачевать раны души своей. Этот помысел распложают все побежденные уже демоны, чрез него получая опять вход в душу и делая таким образом последняя горша первых (Лук. 11, 26). От этого помысла рождается и помысел гордости, низринувший с небес на землю печать уподобления и венец доброты (Иезек. 28, 12). Но отскочи от него, не закосневая в нем, чтоб не предать иным живота нашего, и жития нашего немилостивым (Прит. 5, 9). Обращает в бегство этого демона усердная молитва и то, чтоб ничего произвольно не делать и не говорить такого, что ведет к проклятому тщеславию.
Когда ум отшельников приобретет немного бесстрастия, тогда, взяв коня тщеславия, начинает он носиться по городам, неудержимо упиваясь похвалами и славой своей. Но, по смотрению Божию, сретив его дух блуда и заключив в какой-нибудь хлев, научает его тем, – не оставлять одра прежде выздоровления и не подражать тем нетерпеливым больным, которые, имея еще в себе остатки недуга, пускаются в дорогу, или начинают ходить в бани, и от того впадают в прежние болезни. Посему сидя в келье будем лучше внимать себе самим, чтоб, преуспевая в добродетели, сделаться нам неподвижными на зло, обновляясь в ведении, сподобиться множества различных созерцаний, а, возвышаясь в молитве, яснее узреть свет Спасителя нашего.

Много сказано об этом в Добротолюбие (II том).

Иоанн Кассиан Римлянин (Борьба с духом тщеславия (Кн. 11-я))
Седьмая брань предлежит нам с духом тщеславия, – разновидным, изменчивым и тонким, так что с самыми острозоркими глазами едва можно не только предостеречься от него, но его рассмотреть и узнать. Прочие страсти просты и однообразны, а эта многочастна и многообразна, и отовсюду и со всех сторон встречает воина, и когда он еще борется, и когда уже является победителем. Ибо она покушается уязвить воина Христова и одеждою, и статностью, и походкой, и голосом, и работою, и бдениями, и постами, и молитвою, и уединением, и чтением, и познаниями, и молчаливостью, и повиновением, и смирением, и благодушием, – и, как некий опаснейший камень подводный, покрытый вздымающимися волнами, в то время как не опасаются, причинят внезапно бедственное кораблекрушение плывущим при благоприятном ветре. Продолжение: http://psylib.org.ua/books/dobrl02/txt12.htm
Нил Синайский (от том же там же): Тщеславие есть неразумная страсть и удобно примешивается ко всякому делу добродетели.
Весь текст - http://psylib.org.ua/books/dobrl02/txt31.htm
Св. Ефрем Сирианин - http://psylib.org.ua/books/dobrl02/txt49.htm
Св. Иоанн Лествичник (Борьба с тщеславием) Тщеславие есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, муравей на гумне жизни, который, хотя мал, однако всегда готов похищать труды и плоды наших подвигов.http://psylib.org.ua/books/dobrl02/txt63.htm

Исихий Иерусалимский (из Добротолюбия, 20): «Тому, кто подвизается внутри, в каждое мгновение надобно иметь следующие четыре (делания): смирение, крайнее внимание, противоречие (помыслам) и молитву.
Смирение – чтобы, как брань у него идет с соперниками – гордыми демонами, всегда иметь в руке сердца помощь Христову: ибо Господь ненавидит гордых.
Внимание – чтобы всегда держать сердце свое не имеющим никакого помысла, хотя бы он казался добрым.
Противоречие – дабы, как только уразумевает, кто пришел, тотчас с гневом воспротиворечить лукавому, как говорится: «и я дам ответ поносящему меня» (Пс.118,42), «не Богу ли повинется душа моя» (Пс.61,1).
Молитву – дабы после противоречия, тотчас из глубин сердца возопить ко Христу с воздыханием неизглаголанным.
И тогда сам подвизающийся увидит, как враг его поклоняемым именем Иисуса, как прах ветром развевается и гонится прочь, или как дым исчезает со своим мечтанием».

PS Не самая удачная подборка, все, что мне пока удалось найти. Надеюсь, кому-нибудь пригодиться.
яко немощен есмь

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О самомнении и тщеславии при молитве
« Ответ #2 : 15 Август 2007, 02:15:12 »
Восстановленное сообщение

14:45 14.08.2007 от Keleyniсk'a
Еще важно не только не сравнивать себя с отцами, но и не сравнивать себя с "людьми мира сего", как их принято называть с позиции религиозного фанатизма. Я считаю, что важно помнить, что Бог во всем, и вобше ничего ни с чем, и никого ни с кем не сравнивать... как-то в нете случайно попал на сравнительный анализ преп. Серафима Саровского и св. Франциска - неблагодарное сие есть дело.

Еще важно помнить, что духовная жизнь и опыт - это естественно и это так должно быть, что человек не есть плоть и кровь, которая ищет духовный опыт, но больше дух, получающий материальный опыт... важно только не забывать и о духовном. Такое вот у меня ИМХО. Вобще - очень важная тема. И приемов тоже может быть много, самый эффективный продемонстрирован Господом в словах: "Я Сам ничего не творю от Себя, Отец, пребывающий во Мне, Он творит..." и помнить, что Он также говорил: "Без Меня не можете делать ничего". Т.е. противоядие от гордости №1 - благодарность, об этом вроде бы говорил св. Макарий.

Cтас, спасибо.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: О самомнении и тщеславии при молитве
« Ответ #3 : 15 Август 2007, 10:39:51 »

2. Разработаны подвижнические способы борьбы с ростом самомнения и приходящими тщеславными помыслами, среди них: смиренное видение своих недостатков, не приписывание себе никаких заслуг, самоуничижение, исповедь и совет. Иногда, боясь не понести новые дары, у Господа просят отнять их... (Хочу напомнить, что самоуничижение - в подвижническом смысле - это прежде всего не топтание себя ногами, а понижение планки требований, амбиций и претензий.)

Cв. Дионисий Ареопагит говорил, что "боготворящие лучи достигают наиболее подобных Богу людей, которые, будучи как бы прозрачными, способны быть причастниками света и передавать его."

Дары Господа - следствие появляющейся прозрачности. От человека - только некоторая степень прозрачности (с Божьей помощью), от Бога - все остальное, что через прозрачность проходит. Тщеславиться этим - только замазывать грязью с таким трудом полученную прозрачность.

Цитировать
Духовный опыт единства с делателями молитвы - на определенном этапе делания - входит тихо, когда появляется глубинное чувство понимания переживания, о котором повествуется в подвижнической литературе. В этом чувстве есть радость узнавания, и нет никакого превозношения.

в дзен это выражалось как "будды и патриархи дышат со мной через одну ноздрю".

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: О самомнении и тщеславии при молитве
« Ответ #4 : 15 Август 2007, 21:17:22 »
>>>И приемов тоже может быть много, самый эффективный продемонстрирован Господом в словах: "Я Сам ничего не творю от Себя, Отец, пребывающий во Мне, Он творит..." и помнить, что Он также говорил: "Без Меня не можете делать ничего". Т.е. противоядие от гордости №1 - благодарность, об этом вроде бы говорил св. Макарий.<<<

То есть, ничего не приписывать себе, за все благодарить Господа. Есть еще очень хорошая фраза против тщеславных помыслов:

«Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты – помощь моя и избавитель мой; Боже мой! не замедли» (Пс. 39:18)
яко немощен есмь

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Re: О самомнении и тщеславии при молитве
« Ответ #5 : 16 Август 2007, 12:22:37 »
А у меня всё как то странно..В любых обстоятельствах думаю,что это случайно или так и должно было быть. Ни как не могу поверить,что это ,что то может происходить от меня.
Я ведь знаю,что меня Бог не может слушать такого грешника..
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О самомнении и тщеславии при молитве
« Ответ #6 : 16 Август 2007, 12:48:04 »
Я ведь знаю,что меня Бог не может слушать такого грешника..

Известная ловушка тщеславия. Откуда Вы знаете, что Бог Вас не слушает? Если Ваше знание от Бога, то Он Вас не только слушает, но и разговаривает, вкладывая истину. Если Ваше знание не от Бога, то и неправильно.

Vlad_Ts

  • Гость
Re: О самомнении и тщеславии при молитве
« Ответ #7 : 16 Август 2007, 13:06:16 »
На самом деле, Бог всё слышит и всё видит. Такое у него непреложное свойство.

AlexS

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

Re: О самомнении и тщеславии при молитве
« Ответ #8 : 22 Август 2007, 16:13:39 »
Возможно, самым оперативным действием против беса тщеславия (при условии, что человек различает помыслы) бывает противоречие словами из Писания, как указывает Лествичник:

Некто из прозорливцев сказал мне виденное им. «Когда я, – говорил он, – сидел в собрании братий, бес тщеславия и бес гордости пришли и сели при мне, по ту и по другую сторону; и первый толкал меня в бок тщеславным своим перстом, побуждая меня рассказать о каком-нибудь моем видении, или делании, которое я совершил в пустыне. Но как только я успел отразить его, сказав: …да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая (Пс. 39, 15); тотчас же сидевший по левую сторону говорит мне на ухо: «благо же, благо же ты сотворил, и стал велик, победив бесстыднейшую матерь мою». Тогда я, обратившись к нему, произнес слова, следующие по порядку после сказанного мною стиха: …да возвратятся абие стыдящеся, глаголющии ми: благо же, благо же сотворил еси (Пс. 49, 16).

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: О самомнении и тщеславии при молитве
« Ответ #9 : 26 Октябрь 2007, 22:45:18 »
Зачастую бывает очень непросто распознать в себе признаки тщеславия, гордости и гордыни. Хорошо если, например,  проскочила мысль тщеславная или горделивая и ты сразу «поймал ее за хвост». А  если не поймал? Все начинается с тщеславия, дальше гордость, потом гордыня и полное отпадение от Бога. Прочитал записи Схиигумена Саввы об этом. У него приведены вопросы КАК РАСПОЗНАТЬ В СЕБЕ ГОРДОСТЬ? Задал их себе, и понял, что радоваться то особо нечему. Возможно это далеко не все признаки этой страсти, но я думаю будет хорошим дополнением к уже имеющимся или не имеющимся знаниям. Итак, если форумчане будут не против, я приведу не большой отрывок из записей.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Как распознать в себе гордость?"

"Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко".

Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости.

Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: "Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься".

И еще он же пишет: "Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет".

В книге есть еще много о гордости, смирении и о мнимом смирении, любви и милосердии, посмотреть все это можно здесь http://www.wco.ru/biblio/books/savva1/Main.htm?mos

яко немощен есмь