Вчера немного погорячился и поторопился. Но вот что еще хочется сказать, этот вопрос более сложен и имеет дух межконфессионального разделения, также неправильного догматического сознания. Если внимательно читать Новый Завет, то
1) У Христа были ученики, а были избранные ученики 12 и 70, также были избранные из избранных, которые взошли на гору Фавор. (Как факт.) Далее: "Могущий вместить, да вместит".
2) Тот же момент всеобщего равенства отвергал и апостол Павел, только более развернуто - помните его слова: "Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе: Другому же вера, темже Духом: иному же дарования исцелений, о томже Дусе: Другому же действия сил, иному же пророчество, другому же рассуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков: Вся же сия действует един и тойже Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет."(Кор.12.7)
Дьякон о.Андрей Кураев говорит, что только 10% людей имеют религиозный дар или талант, а широта Православной Церкви вмещает в себя все - и высокий подвиг подвижника - исихаста, и последнюю лепту вдовы - убогую свечку в храме, которую ставит нищая бабулька, и добропорядочных христиан в браке и т.п.. Всегда у неправославных христиан тяга сузить Христово откровение. Не самим вырости до него, а его понизить до себя, чтобы им проще было. Поэтому православных часто пытаются заставить от чего-то отказаться - от почитания икон, например. Впрочем кому интересно - обращайтесь к книгам и лекциям о.Андрея, он там это подробно разбирает.
Далее, отвечая на нападки против архимандрита Софрония (Сахарова): "Велик дар - созерцать вечность в неприступном Свете Божества. Испытавшие сие блаженство не стремяться к стяжанию временных ценностей. Благодать этой силы не прибывает неотступно с человеком, и Свет умаляется в душе. Лишение ТАКОГО Бога вызывает страдание всего нашего существа, - но подобные оставления необходимы всем и каждому, чтобы не почил никто на лаврах, но продолжил свое следование за Господом, восходящим на Голгофу, высочайшую из всех гор в плане духа. Как бы ни была беспомощна подобная попытка, она все же перерождает человека, сообщая ему новую силу для восприятия подобия Христу."("О молитве". стр. 180)
Приоритет у отца Софрония всеже другой: не "вершина подвига", а "Велик дар...", далее "...на Голгофу, высочайшую из всех гор в плане духа...", нежели в измышлениях священноинока которые он делает по построению (или недостатку, по его мнению) глав в книге "Рождение в царство непоколебимое" - заметьте какая "сильная" и очень "корректная" аргументация. Кстати, просьба, у кого есть электронная версия книги - очень хочется почитать, - дайте ссылку (или пишите) в личку!
Далее разсуждения: "Очевидна подмена богословия Креста богословием элитарного, для избранных, Боговосхождения. Я уверен, что у св. Григория этого не было в мыслях. Но то, что Преображение в "Триадах" явилось как некое самодостаточное Богоявление, и из исключительного, промыслительно данного апостолам опыта, низведено было до ежедневного монашеского, привязано было к определенным приемам молитвы (будто апостолы следовали этим приемам!)- дало повод для такого перетолкования." - и прочие уже помоему не нуждаются в комментариях, тут скорее "непонимание" темы в своих узкоконфессиональных целях.
Критика православия как цель, повод всегда найти можно. Сейчас это у него неправильное понимание православными св. Григория Паламы и Фаворского света, завтра что еще - все одно никто не разберет, но зато авторитет старообрядцев поднимет. Слон и моська.