Исихазм

Автор Тема: О паламизме  (Прочитано 52835 раз)

Alex-naon

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

О паламизме
« : 12 Август 2007, 22:34:01 »
Интересное мнение старообрядческого священноинока о Григорие Паламе и его последователях:

Цитировать
Я не имею морального права подвергать сомнению то, что боговидение, подобное апостольскому, возможно и иным христианским подвижникам.

Но ведь зрение славы Господней в Преображении не зависело от их подвигов, оно было дано им даром, скорее, в видах на будущее. Опыт боговидения не удержал ап. Петра от падения.... Но впоследствии он в своем Втором послании мог ссылаться на него, утверждая Церковь в правом исповедании. Равным образом, гораздо позже и Иоанн в начале своего Евангелия подтверждает: "Мы видели славу Его, яко Единородного от Отца". Опыт Преображения стал созидательным для Церкви, т. обр., не сразу, А ЧЕРЕЗ СОБЫТИЯ КРЕСТА И ВОСКРЕСЕНИЯ.

Поэтому рассматривать его отдельно, изолированно от Креста и Воскресения, - не отвечает евангельскому духу. Но именно этот соблазн возникает, когда мистический опыт безмолвника рассматривается, как "Царствие Божие, пришедшее в силе", как Фавор, при чем последний трактуется как некая вершина подвига.

Архим. Софроний Сахаров в своем сборнике "Рождение в Царство непоколебимое" последнюю главу называет "Восхождение на гору Фавор" и последнюю главу в нем полностью посвящает видению Нетварного, по его убеждению, Света. А почему не восхождение на Голгофу? - хочется спросить...

Митр. Иерофей Влахос называет Преображение "главным событием земной жизни Спасителя". Удивительно. Всегда вселенская Церковь считала таким событием Крест.

Очевидна подмена богословия Креста богословием элитарного, для избранных, Боговосхождения. Я уверен, что у св. Григория этого не было в мыслях. Но то, что Преображение в "Триадах" явилось как некое самодостаточное Богоявление, и из исключительного, промыслительно данного апостолам опыта, низведено было до ежедневного монашеского, привязано было к определенным приемам молитвы (будто апостолы следовали этим приемам!)- дало повод для такого перетолкования.

Далее следуют выводы: разделение Церкви на профанную (священноначалие и простецы) и избранную, элитарную Церковь "старцев". В профанной делай что хочешь, она на то и профанная. С нее и спрашивать нечего. Табаком торгуют? Ну, так в миру же живут. Блудят потихоньку? Ну, они же не на Афоне. Мирян не воспитывают? А чего их воспитывать, мир же во зле лежит. Хочешь спасаться, иди в монастырь. За то, вот, у нас - СТАРЦЫ есть, творцы умной молитвы, причастники Боговидения... Поэтому, у нас Истина и Благодать. Вот так, умные люди взяли линию, начатую св. Григорием, и вывели из нее прекрасную идеологическую платформу для... того, что мы все сейчас видим.

взято отсюда http://staroobrad.borda.ru/?1-0-30-00003778-000-10001-0-1186718617
За молитвъ святыхъ отецъ нашихъ Господи Iсусе Христе Сыне Божiй помилуй нас. Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О паламизме
« Ответ #1 : 13 Август 2007, 01:50:34 »
Нахожу ряд замечаний и выводов, сделанных старообрядческим священноиноком, верными. За искл. упоминаний об архим.Софронии и митр.Иерофее. Здесь уже явственно вторгается полемический дух, и этим уважаемым людям приписывается очень странное мнение.

Не соглашусь и с тем, что "Преображение в "Триадах" явилось как некое самодостаточное Богоявление". Не явилось, а могло быть так истолковано нерадивыми и ограниченными комментаторами.

Ака

  • Сообщений: 175
    • Просмотр профиля

Re: О паламизме
« Ответ #2 : 20 Ноябрь 2008, 00:19:18 »
  Тут не богословский спор, тут действует духовная зависть (см. "Старец Силуан"), больше ничего. Пример, - в одной из книг Паисия афонского (Слова) он рассказывает про одного американского грека, чья жена, которую он очень любил, ушедши от него постепенно опустилась и была уже работницей панели, этот грек так жалел ее, молился о ней, что сподобился узреть нетварный свет. Т.е. мирянин, понятия не имеющий о учении Паламы и прочее сподобился видения нетварного света. Так при чем тут каста или избранная и элитарная часть церкви. Тут еще есть один момент - в монашеской среде духовная образованность это норма, поэтому такие вещи описаны хорошо, сохраняются писания, жития. В мирской среде даже если что-то подобное происходит из-за необразованности человека он даже рассказать толком не сможет что с ним произошло, даже может статься, что будет считать это нормальным естественным явлением при молитве - что об этом говорить. Вспоминается житие св. Германа аляскинского, когда одному новокрещеному алеуту являлся архангел Михаил и беседовал с ним, этот алеут по простоте своей не понимал какое это событие, считал это вполне естественным, а удостоился этого, несомненно, по смирению и чистоте своего сердца.
  Просто в миру это не ставится целью - ну много забот, попечений, а  для монахов богопознание, богообщение это цель подвига, поэтому и методы специфические - безмолвие, послушание и пр. Но никто не закрывал дверь благодати от мирян, просто мы не знаем тех, кто удостаивался таких даров, ведь чтобы это даже описать правильно, нужно владеть весьма специфической терминологией, которой владеют только духовно опытные монахи (раньше, во всяком случае, когда книг было мало).
  Вывод - у кого сердце чистое - тот и Бога узрит, а монах он исихаст или священноинок старообрядческой церкви, не так важно. Только если у этого священноинока что-то не получается с боговидением, то не Палама тому виной и каста старцев, которые как-то отгородились от него и не пускают в свой избранный круг, а скорее это у него с чистотой сердца проблемы.

Ака

  • Сообщений: 175
    • Просмотр профиля

Re: О паламизме
« Ответ #3 : 20 Ноябрь 2008, 19:27:00 »
  Вчера немного погорячился и поторопился. Но вот что еще хочется сказать, этот вопрос  более сложен и имеет дух межконфессионального разделения, также неправильного догматического сознания. Если внимательно читать Новый Завет, то

1) У Христа были ученики, а были избранные ученики 12 и 70, также были избранные из избранных, которые взошли на гору Фавор. (Как факт.) Далее: "Могущий вместить, да вместит".

2) Тот же момент всеобщего равенства отвергал и апостол Павел, только более развернуто - помните его слова: "Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе: Другому же вера, темже Духом: иному же дарования исцелений, о томже Дусе: Другому же действия сил, иному же пророчество, другому же рассуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков: Вся же сия действует един и тойже Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет."(Кор.12.7)

 Дьякон о.Андрей Кураев говорит, что только 10% людей имеют религиозный дар или талант, а широта Православной Церкви вмещает в себя все - и высокий подвиг подвижника - исихаста, и последнюю лепту вдовы - убогую свечку в храме, которую ставит нищая бабулька, и добропорядочных христиан в браке и т.п.. Всегда у неправославных христиан тяга сузить Христово откровение. Не самим вырости до него, а его понизить до себя, чтобы им проще было. Поэтому православных часто пытаются заставить от чего-то отказаться - от почитания икон, например. Впрочем кому интересно -  обращайтесь к книгам и лекциям о.Андрея, он там это подробно разбирает.

 Далее, отвечая на нападки против архимандрита Софрония (Сахарова): "Велик дар - созерцать вечность в неприступном Свете Божества. Испытавшие сие блаженство не стремяться к стяжанию временных ценностей. Благодать этой силы не прибывает неотступно с человеком, и Свет умаляется в душе. Лишение ТАКОГО Бога вызывает страдание всего нашего существа, - но подобные оставления необходимы всем и каждому, чтобы не почил никто на лаврах, но продолжил свое следование за Господом, восходящим на Голгофу, высочайшую из всех гор в плане духа. Как бы ни была беспомощна подобная попытка, она все же перерождает человека, сообщая ему новую силу для восприятия подобия Христу."("О молитве". стр. 180)
  Приоритет у отца Софрония всеже другой: не "вершина подвига", а "Велик дар...", далее "...на Голгофу, высочайшую из всех гор в плане духа...", нежели в измышлениях священноинока которые он делает по построению (или недостатку, по его мнению) глав в книге "Рождение в царство непоколебимое" - заметьте какая "сильная" и очень "корректная" аргументация. Кстати, просьба, у кого есть электронная версия книги - очень хочется почитать, - дайте ссылку (или пишите) в личку!

  Далее  разсуждения: "Очевидна подмена богословия Креста богословием элитарного, для избранных, Боговосхождения. Я уверен, что у св. Григория этого не было в мыслях. Но то, что Преображение в "Триадах" явилось как некое самодостаточное Богоявление, и из исключительного, промыслительно данного апостолам опыта, низведено было до ежедневного монашеского, привязано было к определенным приемам молитвы (будто апостолы следовали этим приемам!)- дало повод для такого перетолкования."  -   и прочие уже помоему не нуждаются в комментариях, тут  скорее  "непонимание" темы в своих узкоконфессиональных целях.

     Критика православия как цель, повод всегда найти можно. Сейчас это у него неправильное понимание православными св. Григория Паламы и Фаворского света, завтра что еще - все одно никто не разберет, но зато авторитет старообрядцев поднимет.  Слон и моська.
« Последнее редактирование: 20 Ноябрь 2008, 20:07:02 от Ака »

Alex-naon

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: О паламизме
« Ответ #4 : 05 Январь 2009, 01:14:12 »
Цитировать
Критика православия как цель, повод всегда найти можно. Сейчас это у него неправильное понимание православными св. Григория Паламы и Фаворского света, завтра что еще - все одно никто не разберет, но зато авторитет старообрядцев поднимет.  Слон и моська.

Это тебя, дорогой, по-моему обуял полемический дух. Видишь то, чего нет.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1862.0
За молитвъ святыхъ отецъ нашихъ Господи Iсусе Христе Сыне Божiй помилуй нас. Аминь.

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: О паламизме
« Ответ #5 : 05 Январь 2009, 11:15:46 »

Это тебя, дорогой, по-моему обуял полемический дух. Видишь то, чего нет.

Вот прямо вот так?  Типа и рассуждать тут нечего и некому? :| И неча тут всяким-никаким "Акам" выступать?
Суждения Ака мне показались более убедительными.  :lol:
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: О паламизме
« Ответ #6 : 05 Январь 2009, 13:32:48 »
Для меня вопрос не в этом. Для меня вопрос в том, что сами-то православные в большинстве своем про свт. Григория Паламу "слышали" только разве что в церковном календаре - в лучшем случае. Чего уж говорить об его учении?

И элитарность, конечно, неприемлема ни в коей мере; и учение в систему превращать не надо, каким бы хорошим оно ни было. Благ только один лишь Бог.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О паламизме
« Ответ #7 : 10 Январь 2009, 21:20:56 »
+++мнение старообрядческого священноинока о Григорие Паламе и его последователях
+++Архим. Софроний Сахаров в своем сборнике "Рождение в Царство непоколебимое" последнюю главу называет "Восхождение на гору Фавор" и последнюю главу в нем полностью посвящает видению Нетварного, по его убеждению, Света. А почему не восхождение на Голгофу? - хочется спросить...
+++Митр. Иерофей Влахос называет Преображение "главным событием земной жизни Спасителя". Удивительно. Всегда вселенская Церковь считала таким событием Крест

Под "вселенской Церковью" он имеет ввиду старообрядцев (как раз  не имеющих к Вселенской церкви никакого отношения). Весьма прохладное (мягко говоря) отношение "древлеправославных" к паламизму вызвано тем очевидным фактом, что их богословие сложилось в ту эпоху, когда Россия была оторвана от византийского богословия. Россия-то в конечном итоге двинулась дальше (то есть ближе к византинизму), а они так в той эпохе и остались.
Преувеличенное (по сравнению с другими событиями земной жизни Спасителя) почитание Креста сложилось у старообрядцев под влиянием латинского богословия, в котором оно занимает центральную роль.
Для православных же и Крест - -центральное событие земной жизни Спасителя как окончание (условное) Его земного подвига, и Фавор -- как прообраз преображения тварного мира в конце времен.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О паламизме
« Ответ #8 : 10 Январь 2009, 22:03:49 »
 Интересную вещь я вычитала у Игумена Илариона (Алфеев)
(Апофатизм заключается в отрицании всего, что не есть Бог.)

Апофатическое восхождение ума к Богу Отцы и учители Церкви (в частности, Дионисий Ареопагит, Григорий Нисский) сравнивают с восхождением Моисея на гору Синай к Богу, Который окружил Себя мраком (ср. 2 Цар. 22:12). Божественный мрак означает отсутствие чего-либо материального или чувственного. Вступить в Божественный мрак означает выйти за пределы умопостигаемого бытия. Израильский народ во время встречи Моисея с Богом должен был находиться у подножия горы, то есть в пределах катафатического знания о Боге, и лишь один Моисей мог вступить во мрак, то есть, отрешившись от всего, встретиться с Богом, Который вне всего, Который там, где нет ничего. Катафатически мы говорим о Боге, что Он есть Свет, но, говоря так, мы невольно уподобляем Бога чувственному свету. И если о преобразившемся на Фаворе Христе говорится, что "просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет" (Мф. 17:2), то катафатическое понятие "свет" употреблено здесь символически, так как речь идет о нетварном сиянии Божества, превосходящем всякое человеческое представление о свете. Апофатически мы можем назвать Божественный свет, который превосходит всякое представление о свете, сверхсветом или мраком. Таким образом, Синайский мрак и Фаворский свет - это одно и то же.

М-да! Вот такие дела! На которые я раньше не обращала внимания; мне и в голову не приходило проводить какую-то аналогию между этими двумя, а по сущности своей, выходит, единой энергии.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О паламизме
« Ответ #9 : 10 Январь 2009, 22:05:48 »
Евгений, приветствую с выходом из затвора!

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О паламизме
« Ответ #10 : 10 Январь 2009, 22:34:41 »
Цитата: iunija
Таким образом, Синайский мрак и Фаворский свет - это одно и то же.

М-да! Вот такие дела! На которые я раньше не обращала внимания; мне и в голову не приходило проводить какую-то аналогию между этими двумя, а по сущности своей, выходит, единой энергии.

Об этом есть у Лосского:

Цитировать
В эту эпоху, когда Соборами Православной Церкви будет точно определен догмат о благодати, образ Божественного мрака в том виде, как мы встречаем его у Григория Нисского и Дионисия, утратит свое прежнее значение.

Богословие мрака, которое было только догматической метафорой, уступит место богословию нетварного Света, как реального элемента мистического опыта.

Мрак горы Синайской претворится в свет горы Фаворской, в котором Моисей смог, наконец, увидеть в славе Лицо Воплотившегося Бога.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О паламизме
« Ответ #11 : 10 Январь 2009, 22:55:17 »
Евгений, приветствую с выходом из затвора!

я еще не вышел, так как не входил:-)

Air

  • Сообщений: 662
    • Просмотр профиля

Re: О паламизме
« Ответ #12 : 10 Январь 2009, 23:28:55 »

Елена, приветствую , с возвращением!

Air

  • Сообщений: 662
    • Просмотр профиля

Re: О паламизме
« Ответ #13 : 10 Январь 2009, 23:29:32 »
Евгений, приветствую с выходом из затвора!

я еще не вышел, так как не входил:-)

Старая гвардия вновь на форуме. Приветствуем, Евгений!
А от Evgeny из Канады есть ли у кого-нибудь вести? Админ, может у Вас есть?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О паламизме
« Ответ #14 : 10 Январь 2009, 23:40:37 »
Цитата: Air
Елена, приветствую , с возвращением!

Рада со всеми общаться. Как домой вернулась, скучала...