Исихазм

Автор Тема: Стяжание Духа Святого  (Прочитано 82216 раз)

_Дмитрий_

  • Сообщений: 30
    • Просмотр профиля

Стяжание Духа Святого
« : 20 Май 2007, 18:07:47 »
Скажите, как на себе Вы ощущаете стяжание Духа Святого?
Только не надо из Писаний, книг...только лично у Вас, как Вы это чувствуете? 
Можно в личку если на форуме не удобно, понимаю, что такие вещи не просто описать...
Спасибо  :-)

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #1 : 20 Май 2007, 20:06:56 »
Ощущаем нормально :)
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Вадим

  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #2 : 20 Май 2007, 21:17:02 »
Верю, что стяжаю благодать Святого Духа. Спасаемся благодатью.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #3 : 20 Май 2007, 23:58:48 »
_Дмитрий_ , у этого стяжания много этапов, и по разному они могут восприниматься...

Напр., чувство усыновления - человек чувствует себя как бы усыновленным Богом, и уже не страх, а любовь двигает его. Или чувство тонкой (и тихой) радости в глубине сердца. И эта же радость может стать водопадом любви, морем, нескончаемым океаном. И эти же чувства могут быть подделаны или искажены и обворованы...

Прежде всего, это вера-знание Божьего присутствия внутри.

_Дмитрий_

  • Сообщений: 30
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #4 : 26 Май 2007, 01:37:36 »
_Дмитрий_ ,  И эти же чувства могут быть подделаны или искажены и обворованы...
Скажите, а как распознать ложное стяжание (прелесть) от истинного? Есть какие-то критерии на Ваш взгляд по которым можно это определить?
Стяжание Святого Духа доступно только в Христианстве?

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #5 : 26 Май 2007, 13:15:20 »
Стяжание Святого Духа доступно во Христе, который не ограничен ни Христианством, ни вобще никакой религией, но вполне может действовать и действует весьма активно и за пределами религий... но многие Христиане нуждаются в вере в то, что их религия единственная истинная, и т.к. они подобны маленьким детям - это вполне нормально, поэтому для них стяжание Святого Духа доступно только во Христианстве :)

А критерии: "по плодам их узнаете их"... но изначально Святой Дух может, как бы заставить всю грязь всплыть... чтоб стяжающий мог увидеть это, осознать свою ошибку и принести эту грязь в жертву или исповедать... Когда же возникает чувство, что все - достиг уровня, где спасение гарантировано, и на этом уровне можно остановиться, или "у меня есть все, что мне надо" - это прелесть. Святой Дух всегда тянет вверх - стать более, чище, светлее... и предела нет этому.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #6 : 26 Май 2007, 13:34:12 »
Каждое мгновение есть действие, угодное Богу и не угодное. Потакание помыслу и отвержение его. Доброе слово или злое. Раздражение или смирение и чистота сердца. Молитва или её отсутствие.  Каждый раз, действуя угодно Богу, мы стяжаем частичку Святого Духа. Плоды же его, по Библии - любовь, смирение, особая тихая радость, внутренний покой и понимание Воли Божией. Чем дальше мы идём по этому горнему пути (в противоположность дольнему), тем сильнее проявляет Себя для нас Господь в виде Духа Святого.
Доступно ли стяжание Святого Духа только в Христианстве? Не знаю. У меня есть сомнения (положительные) по поводу ислама и буддизма. Но там это имхо скорее некий побочный эффект, не проявляющийся в полной мере из-за того, что в этих религиях человек не верует должным образом и потому не может и познать должным образом всю полноту Благодати.
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #7 : 26 Май 2007, 13:55:13 »
Распознать ложное стяжание от истинного не легко... У стяжания Духа много степеней, и каждая последующая (более высокая) вбирает предыдущую и как бы убирает некоторые недостатки, свойственные низкой ступени. Эти недостатки не являются прелестными, они выражают издержки и особенности пути (на данной ступени). Эти недостатки не являются прелестными, если изживаются в дальнейшем. Проблема начинается тогда, когда недостаток не растворяется и не становится достоинством более высокой ступени, а протаскивается наверх без исправления. Плоды стяжания начинают окрадываться и подменяются на ложные, но! это ложное еще не было прелестным (и не верным) на более низкой ступени, ибо соответствовало высоте ступени стяжания Духа. И в эту высоту ступени вложены исторические особенности данного этапа, национальные, индивидуальные и пр.

Например, Илия Пророк стоял на высокой ступени стяжания Святого Духа, но огромной прелестью и страшной ложью окажется попытка в нынешних условиях подражать Илие (в его поступках), убивая людей снопами.

Другой пример: бегство подвижников от мира в пустыню ради спасения. В этом бегстве они могли достигнуть больших духовных высот... Эта духовность должна быть принесена обратно - в те условия, от которых бежали подвижники, - поскольку бегство всегда слабость, которая может быть использована как тактическая уловка воина, еще не обретшего силу сразиться с серьезным врагом. Обретя же силу, воин идет и сражается с тем, от кого разумно сбежал в прошлом, сражается и побеждает. Воспевание же бегства в пустыню - в отрыве от возвращения в силе - воспевание слабости и возгревание прелестного отношения к подвижническому пути пустынников. Что ныне и имеем: подвижники, ушедшие в горы и достигшие там немалой духовности, ведут себя совершенно прелестно, неразумно и обольстительно, когда пытаются навязать свои представления миру, от которого сбежали и которого внутри себя не победили, потому что осудили его.

Распознать ложное стяжание от истинного просто, если иметь искреннее сердце, которому не нужны навязанные (и неверные) доводы рассудка. Для начала и середины пути огня чистого сердца достаточно, чтобы обойти ловушки, а для покорения высот нужен чистый и искренний ум, способный превзойти противоречия и подняться над образами мира.

_Дмитрий_

  • Сообщений: 30
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #8 : 26 Май 2007, 15:04:13 »
Обсуждение темы ведется так же здесь http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=30704.0

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #9 : 26 Май 2007, 17:51:52 »
Alexander, +1 - по всем пунктам!

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #10 : 26 Май 2007, 19:09:22 »
Alexander, в целом наверное да, но есть вопросы...
Например, стяжал ли Дух Святой Илия Пророк и другие Ветхозаветные Пророки, или это лишь удел тех, кто жил после Христа? Я лично склоняюсь ко второму. Ветхозаветная святость была святостью Закона, а не Духа Святого. Это вроде бы обсуждалось где-то на форуме, поэтому заранее прошу прощения.
И второе - мне немного режет слух (или ум :)), когда вы говорите, что "духовность должна..." или "не должна...". Человек-христианин должен стяжать Дух Святый - в этом суть христианства, но насчёт гор или мира - это, извиняюсь, не нам уже решать, каждому своё. И оставание в горах может быть ошибкой, и возвращение в мир... Не во внешних атрибутах жития-бытия ведь дело, не так ли? Если подвижник ушёл в горы и ДОСТИГ НЕМАЛОЙ ДУХОВНОСТИ, т.е. стяжал Дух Святый в немалой степени и при этом "ведут себя совершенно прелестно, неразумно и обольстительно, когда пытаются навязать свои представления миру, от которого сбежали и которого внутри себя не победили, потому что осудили его", то никакой немалой степени духовности такой подвижник не достиг имхо, он следует не за Господом, не за Духом. Да, кстати, и в горы-то люди уходят часто вовсе не за тем, чтобы сбежать от соблазнов мира и вовсе не в осуждение миру.
Олег

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #11 : 26 Май 2007, 22:17:30 »
Но Христос существовал еще не только до Своего Пришествия, как Иисуса, но и до сотворения мира. И "Без Него ничего не начало быть, что начало быть". Святой Дух был всегда у Бога, чтобы дать Его своим угодникам... даже если они были "язычниками" - и об этом говорил и сам Преподобный Серафим.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #12 : 26 Май 2007, 22:41:34 »
Но Христос существовал еще не только до Своего Пришествия, как Иисуса, но и до сотворения мира. И "Без Него ничего не начало быть, что начало быть". Святой Дух был всегда у Бога, чтобы дать Его своим угодникам... даже если они были "язычниками" - и об этом говорил и сам Преподобный Серафим.
Да, наверное, это так... не могу спорить. То есть, конечно, Дух Святый всегда был у Бога,но с пришествием Христа что-то изменилось в этом плане.
"Иоан.7:39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен."
Не было до Иисуса Духа Святого на людях. Они следовали не Ему, а Закону и вразумлялись не Им, а Законом - рукописным ли, или написанным в сердцах.
Но всё же я бы поостерёгся как-то спорить и настаивать по этому поводу - уж больно щепетильный вопрос.
« Последнее редактирование: 26 Май 2007, 22:45:36 от plot »
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #13 : 27 Май 2007, 00:55:28 »
Господь в беседе с Никодимом говорит о рождении от Духа, как об известной вещи. Можно говорить об излиянии особого дара Духа в НЗ церкви, но Сам Дух вне времени, и действовал Он в ВЗ церкви.

Есть разные степени Стяжания Духа (или святости), и подвижник, стяжав Духа в одной из своих умственных и чувственных областей, может оставаться неочищенным в других. Стяжание - это процесс - путь, на котором возможны подъемы и спады... и даже падения.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #14 : 27 Май 2007, 08:06:30 »
Господь в беседе с Никодимом говорит о рождении от Духа, как об известной вещи. Можно говорить об излиянии особого дара Духа в НЗ церкви, но Сам Дух вне времени, и действовал Он в ВЗ церкви.
Ну... наверное. Не чувствую себя в компетенции настаивать на чём-либо.
Есть разные степени Стяжания Духа (или святости), и подвижник, стяжав Духа в одной из своих умственных и чувственных областей, может оставаться неочищенным в других. Стяжание - это процесс - путь, на котором возможны подъемы и спады... и даже падения.
А здесь - не могу не согласиться.
Олег