Исихазм

Автор Тема: Христианство страха и христианство любви  (Прочитано 14682 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

В наши времена христианство страха стало подавляющим явлением в православии, вытеснив на периферию христианство любви. Страх Божий, как одно из полезных средств самодисциплины, нередко превращается в парализующий ум и душу параноический иррациональный страх, подобно тому как здровое опасение не подхавтить вирус у некоторых превращается в болезненную иррациоальную фобию. По выражению отцов, человек проходит этапы раба, наемника и сына на своем духовном пути к Богу. На этапе раба человеком движет страх (страх Божиего наказания, вечных мук), его мировоззрению свойственны юридизм и законничество, страх нарушить малейшие предписания устава или традиции. Человек не познал еще вполне любви Божией и поэтому не знает что ожидать от Бога и каким образом Его "ублажить", и на всякий случай боится не прогневать его малейшими проступками. В принципе для начального этапа это нормально в умеренных разумных дозах и на определенное время. На этапе сыновства человеком движет чистая любовь, а "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви."(1-е Иоанна 4.18).

Проблема в том что как любовь изгоняет страх, так и наоборот, страх изгоняет любовь, они друг другу противятся. Мировоззрение страха легко выходит из под контроля, проникает глубого в подсознание и становится параноическим. Паранойа страха распространяется как вирус, люди начинают панически бояться нарушений уставов и канонов, печатей и ИНН, всюду им видятся ереси, видение мира становится черно-белым ("мир во зле лежит", а под миром при этом понимается все что за пределами церкви), всюду видятся козни лукавого, происки "антихриста и его слуг" и прочее. Спасение представляется почти невероятным, повсюду на пути расставлены диавольские обманы, соблазны, ловушки, прелесть, ложные видения, ереси. Стоит поддаться одному из этих обманов, и все - вечная погибель, ведь "за гробом нет покаяния". Единственный шанс спасения видится лишь в том чтобы строго придерживаться веками проверенных догматов, канонов, уставов и рекоммендаций составленных св. отцами и ни на йоту от них не отклоняться. Всякое отклонение от строгой традиции вызывет страх и агрессивную реакцию защиты, поскольку подсознательно в этих отклонениях человек чувствует угрозу потерять даже тот малый шанс спасения, который он надеется обрести в традиции. Не осознавая вполне причин своего подсознательного страха и беспокойства, человек внутренне оправдывает свои реакции ревностью по вере и благочестием. Ослепленный паранойей страха человек уже даже не понимает каким жутким извергом ему представляется Бог, позволяющий диаволу расставлять повсюду ловушки и делать все возможное чтобы погубить как можно больше людей, Бог, готовый вечно мстить людям за их малейшие ошибки. Можно часто наблюдать в жизни - человек приходя в церковь, нередко впадает в состояние параноического страха и напрочь теряет даже ту естественную для человека способность любить и здраво мыслить которую он имел до воцерковления. По сути людей отбрасывает дальше от Бога и нередко они застревают в таком рабском состоянии надолго, иногда на всю жизнь. Парадокс - человек, из страха вечного наказания, пытаясь до мелочей исполнить все заповеди, предписания, советы отцов, каноны, традиции и проч., теряет способность жить по главной заповеди - заповеди любви. Происходит свого рода раскол в душе и уме, порождающий глубочайший невроз: одной частью души человек пытается любить ближних по заповеди Христа, а другой он вынужден "ненавидеть врагов церкви", постоянно смущаться и яростно сражаться с ближними, действия которых не вписывается в строгий устав и традицию церкви или взгляды которых  не вполне строго и буквально соответствуют традиционному православному богословию, вынужден подсознательно осуждать и избегать общения с неправославными и вообще неверующими и разного рода "грешниками". Естественно что такой невроз и амбивалентность сознания порождают целый клубок психологических проблем - депрессии, раздражительность, нервные срывы и болезни, и проч., снижается способность пребывать в душевном мире и любви, терпимо и милосердно без осуждения относиться к людям, светло смотреть на мир. Это в свою очередь только обостряет ощущение своей падшести и греховности и усиливает страх вечной погибели. Сам человек при этом не осознает всей ненормальности своего состояния, считая это проявлением ревности по вере и благочестия, либо, когда дело доходит до срывов, приписывая их своей особой греховности. Страх, как гомеопатическое лекарство, которое приносит пользу в размеренных дозах, становится настоящим ядом для души, когда выходит из под контроля и становится подавляющей страстью. Может я сгущаю краски, но сама жизнь дает этому слишком много наглядных примеров.

Мне кажется что в первые века христианства дело обстояло совсем по другому. Основная масса христиан были сынами Божиими, христианами любви, и приходящие в церковь новообращенные проходили этап раба (а это иногда необходимо, когда человек изначально в рабстве у грубых страстей), и затем не задерживались и сравнительно быстро достигали любви. Как бы общее окружение, духовная атмосфера в церкви подвигала человека к этому, он равнялся и учился христианству любви у достигших полноты возраста Христова, которых в церкви было много, может быть даже большинство. В наше время ситуация прямо противоположная, рабское понимание православия, христианство страха, стало подавляющим, породило массовую паранойю. Считается что христианской любви обыкновенному мирскому человеку достичь практически невозможно, что в наше время её достигают только афонские старцы, а остальным придется влачить всю жизнь в состоянии рабов, не понимая что именно состояние страха и не позволяет такой любви развится в душе. Можно по разному оценивать как и почему это произошло и возможно ли как-то изменить ситуацию, но в целом картина достаточно печальна.
« Последнее редактирование: 25 Январь 2007, 05:20:47 от Evgeny »

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #1 : 25 Январь 2007, 13:59:11 »
Evgeny, Вы затронули действительно болезненую тему... И вот, что меня смущает - было бы легко "списать" эти проблемы на (мягко говоря) некомпетентность основной массы пастырей... Но, если это так - напрашиваются и вовсе ужасные выводы.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #2 : 25 Январь 2007, 16:29:23 »
Хотел еще добавить к теме. Страх о котором здесь говорится - это страх человеческий, продукт эго, страх "за свою шкуру". Это один из действенных механизмов через который эгоизм может сам себя ослабить, но если он выходит из под контроля, он наоборот только усиливает эгоизм.

Совершенная любовь изгоняет эгоистический страх. На его смену приходит священный трепет поред Богом, страх не повредить, не нарушить гармонии совершенной любви.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #3 : 25 Январь 2007, 19:34:30 »
 Один мудрый эллин заметил, что страх рождается от «цепляния за жизнь».  Человек боиться потерять то, что имеет. Стремление к приобретениям тоже спровоцировано страхом. Страх и потеря (чего-либо, кого либо) неразрывно вписываются в один и тот же причинно-следственный ряд.
 

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #4 : 26 Январь 2007, 11:32:05 »
Перенес ряд сообщений в новую тему: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1377.0

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #5 : 26 Январь 2007, 14:56:39 »
Как говорится ключевым страхом человека есть страх смерти (страх все потерять, страх за
близких, страх умирать в муках и т.д.), это иррациональный мешающий жить страх и от него
все справедливо хотят избавиться. Но допустим это произошло. Во что может впасть такой
"бесстрашный" человек? Вряятли он сумеет сохранить душу, хотя скорее останется надолго
в памяти людей (хорошей или плохой). А вот чтобы душу не загубить и нужен страх Божий.
Это страх не Бога бояться, а бояться от Него уйти и погибнуть совсем не физически. Тогда и
память будет добрая, и от Бога не отвернешся, и не умрешь (если будет этот Страх).
Я так думаю.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #6 : 26 Январь 2007, 15:37:24 »
А вот чтобы душу не загубить и нужен страх Божий.
Это страх не Бога бояться, а бояться от Него уйти и погибнуть совсем не физически.
Родион, я процитировал именно Вас рактически случайно - большинство пишет приблизительно то-же самое.
Но, вот какой момент представляется мне сомнительным - "уйти и погибнуть совсем не физически" - таже смерть. Ведь так? "Просто" смерть - прекращение существования. Или вечные муки. Все это - "просто" страх. Животный страх.
А если не рассматривать этот аспект, то что же есть тогда "бояться от Него уйти"? Ведь если мы не боимся прекращения существования, то страх может быть потери чего-то дорогого. Но для того, чтоб боятся потери, надо сперва обрести. А тут часто говорится (наверное справедливо), что мы этого еще не имеем!
Не правильнее ли будет признать, что Александр прав и "страх" есть этап  становления отношения к Богу (раб)?
Или же, признать, что мы не понимаем о чем речь?

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #7 : 26 Январь 2007, 15:51:00 »
Мое мнение - признать.

Бояться уйти - бояться потерять Жизнь вечную, а кто не боится - уже мертв.

"Но для того, чтоб боятся потери, надо сперва обрести. А тут часто говорится (наверное справедливо), что мы этого еще не имеем!"

Потому и страха Божия у нас тоже нет. Потому боимся потерять мелочи, а рискуем потерять
душу. Если бы он был, то по мелочам бы не разбрасывались, не говорили бы как трудны заповеди.
Не перетирали о любви. Но это всего лишь мое мнение ...
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

hdv

  • Сообщений: 146
  • г.Пенза
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #8 : 26 Январь 2007, 15:51:58 »
Гиор, у меня вопрос возможно ли Быть в один момент и рабом и Сыном?
Иди Туда, незнаю куда. Принеси То, незнаю что...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #9 : 26 Январь 2007, 16:22:29 »
Но это всего лишь мое мнение ...
С которым я частично согласен. Но, с понятием страха, мне лично еще разбиратся и разбиратся... :|

Гиор, у меня вопрос возможно ли Быть в один момент и рабом и Сыном?
  :-o Разве я дал повод заподозрить, что я претендую на Сыновство? Дай Бог в Работниках "освоится"...

hdv

  • Сообщений: 146
  • г.Пенза
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #10 : 26 Январь 2007, 16:33:39 »
ваше право... :(
Иди Туда, незнаю куда. Принеси То, незнаю что...

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #11 : 26 Январь 2007, 16:49:34 »
Цитировать
Поучительно поразмышлять над тем, что писал восточный мудрец Газали о спорах:
"По мере возможности следует оставить споры и приведение доводов всякому , кто поднял какой - либо вопрос . Поистине бед и вреда от них больше , чем пользы , так как это источник всех отрицательных нравственных качеств , таких как стремление совершать что - либо напоказ , ненависть , высокомерие , вражда , хвастовство и т . п . Если между тобой и другим возник вопрос , и ты желаешь поспорить с целью выявления истины , то с подобным намерением тебе разрешается рассматривать данный вопрос . Для определения правдивости этого намерения есть два признака :
Первый : для тебя не должно быть разницы – твоими устами или же устами твоего соперника выясняется истина , а , наоборот , ты должен желать ее выявления твоим соперником , чтобы она легко принималась им , потому что ему будет легче принять ее от себя , чем от тебя ;
Второй : ты должен желать рассмотрения вопроса больше наедине , нежели перед людьми . А если ты задал кому - то вопрос , зная , что истина в твоих руках , и он насмехается над тобой , то воздержись от выставления ему фактов и оставь разговор , потому что это приведет к неприязни , в чем не будет никакой пользы."
Спасибо - Радость Моя !

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #12 : 26 Январь 2007, 17:15:28 »
Кто-то из апостолов сказал: истинная любовь страха не знает. Вне всякого сомнения: человек, исполняющий заповеди Христа, освобождается от страха. Он перестаёт бояться чего бы то ни было в этом мире и в других мирах.

"Страх Божий" - это другая материя, она только называется страхом, но ничего общего с мирским страхом не имеет. Еп.Феофан говорил, что Страх Божий - одно из проявлений просыпающегося в человеке духовного начала, духа (остальные проявления - Жажда Бога и Совесть). Страх Божий есть чувство Закона, написанного в наших сердцах, и осознание, что преступление этого Закона влечёт за собой тяжкие последствия, затмение Солнца Божиего от нас, а состояние сие для духа невыносимо. Этого-то состояния и боится просыпающийся дух, заставляя человека следовать Совести и удовлетворять одну только жажду - Жажду Бога.

Во многих людях дух хотя бы чуть чуть, мгновениями, да спит не крепко - и во многих людях поэтому есть хоть чуть чуть различение между добром и злом и такие люди не совершают больших грехов именно потому, что сознают, что последствия будут ужасны, даже если их не настигнет Фемида человеческая. То есть они боятся не закона, не столько его. Тогда чего или Кого?

Иногда мне снятся сны, в которых я совершаю какое-то преступление - например, убийство. И хотя мне не грозит наказание со стороны правосудия, на душу мою опускается мрак темнее тьмы, я ужасаюсь - зачем же я это сделал и насколько же я теперь отвергнут самим мирозданием. Смертная тяжесть ложится на моё сердце. И я не знаю, как искупить этот грех и только плачу. С каким же облегчением я просыпаюсь и понимаю, что это всего лишь сон!

Преступивший человек наказывает сам себя, затмеваясь от Господа. Это и есть наказание Господне, которого боится наш дух.

И Страх Божий есть на самом деле любовь к Нему. Точно так же, как стремление не обидеть любимого человека, боязнь причинить ему боль - не есть страх! Хотя вроде бы и называется боязнью. (Прошу, конечно, не распространять понятие "обиды" на Господа).
« Последнее редактирование: 26 Январь 2007, 17:21:26 от plot »
Олег

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #13 : 26 Январь 2007, 17:29:38 »
страх Божий - это совесть в какой-то степени..
подробнее здесь
« Последнее редактирование: 26 Январь 2007, 19:49:54 от jedi »
Спасибо - Радость Моя !

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #14 : 26 Январь 2007, 17:36:53 »
Но речь-то идет о подмене Страха Божьего страхом человеческим.
Мы пытаемся верить в Бога, но внутри у нас Его зачастую заслоняет как будто персонаж из "Божественной комедии" кукольного театра Образцова. Раздражительный дедушка, сидящий на облаке и говорящий всем что-то типа: "Ну-ну, прыгайте, скоро допрыгаетесь!".
Этот персонаж очень живуч, потому что он со своими угрозами вполне для нас постижим и понятен.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #15 : 26 Январь 2007, 19:52:08 »
страх Божий - это совесть в какой-то степени..
Да, трудно провести между ними границу. Я бы сказал, наверное, что совесть коренится в Страхе Божием.
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #16 : 26 Январь 2007, 19:59:34 »
Но речь-то идет о подмене Страха Божьего страхом человеческим.
Очень верно!
Однако, нужно помнить, что этого самого лже-бога, противо-бога внутри нас, фактически - Антихриста, мы должны выжигать в СЕБЕ, не смотря, как оно обстоит у других, в церкви вообще, не судя и т.д. Ну да вы и сами это знаете, я говорю банальности, прошу прощения, братья и сестры!
Будем же блюсти себя, пребывать в безмолвии, молитве и любви и попалять врага именем Христа. Попалять в нас самих же! Антихрист - в нас.
Олег

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #17 : 26 Январь 2007, 20:03:22 »
и делает добро, не потому боятся... а потому есть Бог, и мы его чада...
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви»
(Первое послание Иоанна, 4, 18)
Спасибо - Радость Моя !

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #18 : 26 Январь 2007, 20:11:32 »
Однако, нужно помнить, что этого самого лже-бога, противо-бога внутри нас, фактически - Антихриста, мы должны выжигать в СЕБЕ, не смотря, как оно обстоит у других, в церкви вообще, не судя и т.д.

Очень верно. И в то же время если это проблема общая, распространенная, то приходится обобщать, ставить диагноз, анализировать, включая и внешние аспекты - ситуацию в церкви, влияние массовых предрассудков. Это в принципе не осуждение, а анализ и диагноз необходимый для решения проблемы, но грань между анализом (сделанным с беспристрастием и сочувствием) и осуждением бывает тонка и надо остерегаться её не пересечь.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #19 : 26 Январь 2007, 21:32:25 »
И в то же время если это проблема общая, распространенная, то приходится обобщать, ставить диагноз, анализировать, включая и внешние аспекты - ситуацию в церкви, влияние массовых предрассудков. Это в принципе не осуждение, а анализ и диагноз необходимый для решения проблемы, но грань между анализом (сделанным с беспристрастием и сочувствием) и осуждением бывает тонка и надо остерегаться её не пересечь.
И всё же, дорогой Евгений, лично я бы поостерёгся заниматься таким анализом :) ... Зачем он вообще? (прошу не подумать, что я высказываюсь против этой темы, поднятой вами, потому что она на самом деле полезна - именно для того, чтобы выследить антихриста в себе) Улучшить ситуацию с помощью такого анализа мы не сможем. А вот воцарением в своём сердце Христа - даст Бог сможем. Если чем и сможем - то только этим. Царство Небесное как закваска перерождает человека, а если в одном человеке Оно воцарилось, то это, подобно той же закваске, начинает перерождать окружающих. В той мере, конечно, в какой в них присутствует питательная среда. Дай то Бог! Но никак иначе мы улучшить ситуацию не сможем, и, с другой стороны, через такой анализ и сами можем упасть. Вот почему я всё же склонен блюсти своё сердце, следить за ним во все глаза. И только.
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #20 : 26 Январь 2007, 21:34:59 »
и делает добро, не потому боятся... а потому есть Бог, и мы его чада...
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви»
(Первое послание Иоанна, 4, 18)
Спасибо
Олег

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #21 : 27 Январь 2007, 10:59:09 »
Кажется, давно  на форуме обсуждалась похожая тема и говорилось о двух известных крайностях - "черном христианстве", делающем упор на страхе возмездия, и "розовом христианстве" - упирающим на то, что Бог тебя любит таким какой ты есть, меняться особенно не нужно и потому не парься, живи себе спокойненько.
"Черное христианство" эксплуатирует языческие суеверия, которые живут в каждом из нас. Задобрить, замолить, откупиться... Наше существование просто пронизано магизмом, многие из нас без него не мыслят себе жизни. И "черное  христианство" является логическим продолжением, точнее - лишь частью этого магизма.
Во-вторых, "черное христианство" - это реакция на то, что в современном мире человек возведен на пьедестал. Обеспечить "удовлетворение материальных и духовных потребностей", чтобы была "свобода самовыражения". Но в глубине души каждый понимает, что "выражать-то" особо нечего. Это сильнее стало заметно сейчас, в эпоху глобальных коммуникаций. Книги, картины, журналы, фильмы, моды  - идут сплошным потоком, возникают, чтобы тут же кануть в забвение. Человек, ставший идолом, осознает свою пустоту, понимает, что катится куда-то в бездну, понимает, что в чем-то очень сильно виноват... И начинает судорожно пытаться искупить свою вину, не сознавая толком, в чем эта вина, и даже страшась ее осознать, и стремится как-то (все равно как!) остановить свое падение в пропасть. И это тоже питательная среда для "черного христианства".
Но на одном страхе далеко не уедешь. Потому что страх, монотонный,  непрекращающийся страх выматывает душевные силы. Человек устает и снова срывается, возвращается в ту же пустоту, откуда пришел (и откуда по сути и не уходил).
« Последнее редактирование: 27 Январь 2007, 11:08:12 от Антиквар »

hdv

  • Сообщений: 146
  • г.Пенза
    • Просмотр профиля

"Святой Иоанн говорит в Соборных посланиях своих: совершенна любы вон изгоняет
страх (1 Ин. 4, 18). Что хочет сказать нам чрез сие святой Апостол? О какой любви говорит
он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме: бойтеся Господа вси святии
Его (Пс. 33, 10), и много других подобных изречений находим мы в Божественных
Писаниях. Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой
Иоанн говорит: совершенна любы вон изгоняет страх? Святой хочет нам показать этим,
что есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так
сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть страх святых совершенных,
достигших в меру совершенной любви. Например, кто исполняет волю Божию по страху
мук, как мы сказали, ещё новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по
страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно
для того, чтобы благоугодить Ему: сей знает, в чём состоит существенное добро, он познал,
что значит быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую Святой называет
совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковый боится Бога и
исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того чтобы избегнуть
мучений, но потому, что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом,
боится отпасть, боится лишиться её. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви,
изгоняет первоначальный страх: посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон
изгоняет страх.
Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только
первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий, можем
мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба;
или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему
уподобляемся наёмникам; или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в
состоянии сына. Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю
отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него
награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу
почтение, что любит его и уверен, что всё имение отца принадлежит и ему. Таковой
сподобляется услышать: уже неси раб, но сын… и наследник Божий Иисус Христом (Гал.
4, 7). Таковой уже не боится, как мы сказали, Бога, конечно, тем первоначальным страхом,
но любит Его, как и святой Антоний говорит: я уже не боюсь Бога, но люблю Его"
Авва Дорофей
Иди Туда, незнаю куда. Принеси То, незнаю что...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Да не хочет нам этого сказать ап.Иоанн, это авва Дорофей вкупе с некоторыми другими отцами хотят сказать, пытаясь объединить представления о страхе, почерпнутые из ВЗ, с учением о Любви Завета Нового.

Ап.Иоанн говорит очень определенно: в совершенной любви нет страха. Если страха нет, значит его нет! В страхе есть сила мучения, и эта сила - сатанинская, поэтому совершенный страх, потеряв сатанинскую силу, перестает быть страхом, исчезает - как и исчезают многие теневые образы ВЗ в свете НЗ. ПРи этом ВЗ остается Св. Писанием, но уже прообразовательно.

hdv

  • Сообщений: 146
  • г.Пенза
    • Просмотр профиля

:) я и не отрицаю. так есть
"совершенна любы вон изгоняет страх"
Иди Туда, незнаю куда. Принеси То, незнаю что...

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Христианство страха и христианство любви
« Ответ #25 : 01 Февраль 2014, 22:47:39 »
"Как только попирается заповедь Божия, любовь как птица улетает из сердца преступника, и её место занимает страх. Страх неотделим от преступления, греха, беззакония." (Свт. Николай Сербский)
Христос воскресе, радость моя!

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.