Исихазм

Автор Тема: Страх Божий - страх человеческий  (Прочитано 10130 раз)

о. Вадим

  • Гость
Страх Божий - страх человеческий
« : 06 Январь 2005, 07:11:00 »
Давно хотел начать такую тему.  Здесь соседняя тема подобная, но я все же решил начать похожую тему, но немного в другом контесксте.  
И на меня бывают нападают страхи, не в молитве, но при некотором погружении в себя, это может быть парализующий страх без ощущения присутствия кого-либо. Очень тяжелое переживание, как будто уносишься куда-то и можешь потерять всякую ориентацию.  В другом варианте это страх самого себя, сложно точнее объяснить, но тоже очень неприятно. Мне не хотелось бы объяснять это с точки зрения психологии, детских психотравм и т.д. к чему я был склонен, когда был еще психотерапевтом. Теперь хочется от такого направления уйти все дальше и дальше.  И вот после того как летом мне в лавре архимандрит сказал начать со страха Божия, я стал об этом думать и как-то в это погружаться. Искать места в Священном Писании и т.д.  Я как-то стал переживать или чувствовать, что страх Божий есть некая противоположность страху человеческому или некая возможность преображения человеческого страха.  Страх Божий собирает человека в чем-то другом и не оставляет места для человеческого страха. В тоже время Господь часто говорит в Евангелии, не бойся. Значит преодоление страха связано и с верой во Христа.
Но это только наметки, ничего четкого пока не отложилось, просто умом понять страх Божий тяжело, его не объяснишь. Вот прочитал в форумской библиотеке о борьбе со страхом из книги  Трезвенное созерцание. Но там слишком круто, такое на моем уровне не осилить.   Может быть кто-нибудь поделится опытом из этой сферы?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Страх Божий - страх человеческий
« Ответ #1 : 06 Январь 2005, 17:51:04 »
Здравствуйте, о. Вадим. Я думаю страх Божий на начальном этапе есть страх человека за свою судьбу в плане вечности, за своё спасение. Это страх спасительный, и думаю возбуждаемый неявно Святым Духом, но всё же некий рабский страх о собственной судьбе. Когда же человек понемногу начинает ощущать действие благодати и Божией любви в сердце, и начинает ценить этот дар любви превыше всего на свете, страх рабский изменяется в благоговение и изумление перед Богом, в страх ничем не оскорбить Духа Святого, не нарушить союз любви. Я думаю в этом смысле апостол Иоанн писал что "совершенная любовь изгоняет страх". И ещё, кто-то из отцов сказал, что когда страх Божий вселяется в человеческое сердце, человек пререстаёт бояться чего-либо кроме Бога. "Человек который боится Бога, не боится ничего другого". Я думаю Вы верно сказали что страх Божий есть некое преображение человеческого страха.

Но бывает конечно и страх человеческий и даже демонский, мы все это испытываем. Я тоже иногда испытываю пристуры страха, обычно они связаны с искушением неверия. Меня иногда искушает очень сильный демон неверия, внушая мне - "Вся эта вера - выдумка твоего больного воображения", и при этом меня охватвывет ужас от ощущения некой бездны безнадёжности и безсмысленности - если Бога нет то всё не имеет никакого смысла и нет никакой надежды. Мне приходится делать усилие воли, приводить на память чудеса Божии, плащаницу, Воскресение, посещения Божией благодати, и гнать этого беса, пусть сам мучается от этой вечной тоской безнадёжности. Действительно, как Вы сказали, преодоление такого страха возможно только через веру в Бога.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Страх Божий - страх человеческий
« Ответ #2 : 07 Январь 2005, 14:03:17 »
С праздником Рождества!

Различные страхования, как понимаю, обычны для любого человека, но при работе над собой они выплывают на поверхность и иногда становятся очень назойливыми. Мне кажется, что погружение в себя является предначинательной частью умной молитвы, когда внешний человек передает контроль внутреннему и как бы входит в душевную область, не известную для себя, поэтому теряет ориентацию и чувствует себя неуютно. Одна моей знакомой в эти моменты становилось так нехорошо, что она падала в обморок. Я также испытывал некоторые неприятности, пока не наладился мостик перехода. В этом помогло поэтапное вхождение, которое, вообще-то, предлагается отцами.

На первом (условно) этапе очищался и успокаивался головной ум без излишнего всматривания внутрь себя и в сторону сердца. А по иному и не получалось: как только пытался войти внутрь, наталкивался на сопротивление и неприятные ощущения. Поворотным моментом стало ощущение пустоты головы, когда мысли успокаивались и уходили далеко на периферию. Лучше всего добиться этого состояния удавалось на церковных службах, которые поддерживали и помогали сохранить ровное и очищенное состояние. В состоянии "пустой" головы я как бы увидел поднимающиеся к горлу мутные потоки наподобие змей, соприкосновение с которыми и вызывало неприятные ощущения. И в змеевник этот входить было страшно. Потом я разобрался, что это змеи совершенно "обычных" эмоций и страстей, которые, поднимаясь, побуждали к действию соответствующие мысли. Страх ушел по мере осознания этих процессов. И пока страх не ушел, углубление внутрь себя было весьма затруднительным.

Евгений Жуков

  • Гость
Страх Божий - страх человеческий
« Ответ #3 : 12 Январь 2005, 23:12:04 »
Очень интересная тема. Пишу сразу после вечерней молитвы. Как раз сегодня находили демоны страха. А после молитвы вдруг просветление в котором узреваешь часто истину. Скажу может банальность, но сегодня я это именно прочувствовал: бояться надо завидовать, бояться надо гневаться на брата, блудить, врать, творить зло. Вот чего мы все не боимся. Тут мы первые смельчаки. Тут в смелости мы не уступим Александру Македонскому. А как можно бояться молиться? Да, воистину понимаешь всю мерзость и зло лукавого. Это ж надо так ненавидить молитву!!! Да укрепит нас Господь!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Страх Божий - страх человеческий
« Ответ #4 : 14 Январь 2005, 12:50:03 »
Пока человек слепой раб своих страстей - страсти же по учению святых отцов суть бесы - и ведет жизнь внешнюю, бесы им руководят скрыто, не показывая свою безобразную личину. Если захочет порвать с хозяинами, должен прозреть и увидеть свое ужасающее положение. Тогда бесы уже не будут скрываться и начнут нападать явно, чувствуя, что могут потерять "дойную корову".

о. Вадим

  • Гость
Страх Божий - страх человеческий
« Ответ #5 : 16 Январь 2005, 03:43:24 »
Со святыми днями (святками)!
Спаси Господи, Александр. Именно этот мостик ко внутреннему человеку у меня пока что не налажен в совершенстве, хотя я и двигаюсь в этом направлении. Есть этот страх себя внутреннего, страх передать ему контроль от головного ума. Прошу написать у каких отцов посмотреть о поэтапном вхождении.  Мысли часто уносят, так что потом приходиться возвращаться к молитве.  Инок Всеволод в Джорданвиле посоветовал спускать молитву из головы (т.е. рационального), но не концентрироваться на сердце, а держать фокус на словах молитвы и на кончике языка или на горле.  Пока что все равно тяжело с помыслами, все время роятся в голове, совлекают.  Во время службы хуже всего, самые жестокие атаки, самые мощные помыслы. Оно понятно, что так и должно быть, но непросто это все переносить.  Служить-то надо. Конечно, бывают и просветления Божьей милостью.  
Вопрос: А что после ухода страха появилась возможность столкнуться лицом к лицу со страстями, ведь они остаются независимо от присутствия или отсутствия страха. Как тогда происходит борьба с темной энергией страстей.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Страх Божий - страх человеческий
« Ответ #6 : 17 Январь 2005, 02:20:38 »
Здравствуйте, о.Вадим!

Говоря о поэтапном вхождении, я подразумевал переход от одного вида молитвы к другому (от словесной к умной, от умной к сердечной). Об этих видах, как Вы хорошо знаете, говорят многие подвижники. Мне очень понравилась книга-наставление архиеп. Антония (Голынского-Михайловского) "О молитве Иисусовой и божественной благодати"
http://www.ccel.org/contrib/ru/Other/Antony/main.htm

Как я понимаю, если мы живем деятельной жизнью, обмен чувственными впечатлениями и мыслями неизбежен. Поэтому когда мы, успокоившись, входим в себя в молитве, первым делом наталкиваемся на дневные переживания и роение мысленное. Когда с круговертью мыслей сразу не справиться - времени нет или обстоятельства не позволяют, мне помогает один простой способ: мысли надо отодвинуть или, что то же самое, отстраниться от них. Это очень важный момент - мы уже не отождествляем себя с головной деятельностью, хотя с мыслями совладеть в силу разных причин еще не можем. Сосредоточение на кончике языка, горле, дыхании, четках и др. (или без явного объекта) в этой ситуации служит якорем, который удерживает, чтобы не унесло нас. Если научились держаться крепко, пусть мысли еще роятся в стороне, можно и подтягиваться, используя то же сосредоточение.

Помыслы во время службы. Было время, когда я (не специально) даже изучал их природу, потому что, как Вы верно говорите, набег помыслов во время молитвы в храме бывает особенно жесток. Во-первых, мы сами как бы обнажены умом своим во время службы, во-вторых, мы молимся соборно. Много раз я наблюдал интересный эффект, когда все люди в храме стояли, сосредоточенно молясь (захожан и "туристов" не было), и в это время входил человек с улицы в недолжном состоянии. Сразу резко падало внутреннее пространство тишины и покоя, которое обычно бывает при молитвенном настроении. Могли даже возникать беспорядочные и искаженные мысленные образы. И набегал поток помыслов. Надо сказать, помыслы очень заразительны, и если в храме какой-либо человек блудит умом, он быстро начинает заражать других. Конечно же, больше всех должно достаться предстоятелю, на него ложится основная брань...

Иногда к нам в строящийся храм приезжал о.Александр Зайцев (зять о.Глеба Коляды, ныне, увы, покойный). Он служил молебны с акафистом. Служил истово, так, как будто в последний раз. У него было очень больное сердце - несколько операций. Иногда во время службы ему становилось плохо, и он не знал, доживет ли до ее конца. Его служба была для меня примером, как надо молиться, не обращая внимая на все, что мешает, даже на страх смерти.

Интересно вспомнить, что о.Иоанн Кронштадский служил, не боясь проявить свои эмоции. Мне кажется, что динамичная служба (конечно, если она вершится не в монастырской созерцательной обстановке), в которой может присутствовать и эмоциональный накал, способна побороть набег помыслов.


О действии страсти, когда утихает страх перед ней. Страх действует двояко. Он может ослепить, не дать увидеть приходящую страсть и заставляет свернуть. И он же может усилить действие страсти, показывая ее большей, чем она есть. Другая проблема: справившись со страхом, надо изжить и отвращение, в котором страх присутствует в скрытом виде. Конечно, отвращение - нормальная реакция, позволяющая избежать недолжного, но при умном делании само отвращение становится недолжной страстью. Чувствуя (и видя) прикосновение страсти в "очищенном" виде, т.е. приходящей без свиты помыслов, которые были отсечены, и не имея страха и отвращения, мы можем мысленно (более чем мысленно) войти в нее. Но входить должно, если есть благословение Божие на это, чтобы не быть побежденным страстью. Проблема не только в том, что при таком вхождении сразу начинаешь чувствовать, словно душу твою мытарят, жалят, кусают и пр, но и в жизни вдруг накатывают события, которые воспринимаются неприятными и искусительными. И только свет благодати, к которой взываем мы во время молитвы, может правильно разрешить эту ситуацию.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Страх Божий - страх человеческий
« Ответ #7 : 17 Январь 2005, 17:25:12 »
Цитата: Alexander
Чувствуя (и видя) прикосновение страсти в "очищенном" виде, т.е. приходящей без свиты помыслов, которые были отсечены, и не имея страха и отвращения, мы можем мысленно (более чем мысленно) войти в нее. Но входить должно, если есть благословение Божие на это, чтобы не быть побежденным страстью. Проблема не только в том, что при таком вхождении сразу начинаешь чувствовать, словно душу твою мытарят, жалят, кусают и пр, но и в жизни вдруг накатывают события, которые воспринимаются неприятными и искусительными. И только свет благодати, к которой взываем мы во время молитвы, может правильно разрешить эту ситуацию.


Позвольте немного отклониться в оффтоп. Александр, Вы затронули здесь важный момент. Вхождение в сердце позволяет бороться не с последствиями страсти - помыслами и действиями, а с её корнем, обнаружить, почувствовать страсть и противостать ей в с самый момент её возникновения, ещё до того как возник помысел.  Как писал преп. Симеон Нов. Богослов, сражающийся с помыслами в уме подобен сражающемуся с врагами в тёмной комнате - он не видит кто и откуда наносит по нему удары и отвечает ответным ударом слишком поздно , когда уже вражеский удар - помысел страсти - нанесён. Сражающийся же со страстями в сердце подобен сражающемуся при свете - он видит заранее приближающегося врага и наносит удар первым.

Бывают правда случаи когда помысел возникает мгновенно одновременно со страстью, без предварительного возникновения страсти в сердце (об этом писали отцы, и наверно каждый сам по опыту знает). Обычно это - явный вражеский набег (штурм), такое развитие страсти не свойственно естественным движениям сердца.

У меня нет опыта вхождения в страсть, как Вы говорите, и я думаю это небезопасно без явной помощи благодати. Возможно Вы имели ввиду некое углубление, поиск корня страсти - тогда я здесь с Вами согласен. До корня можно добраться не входя в страсть, с а внмательно прослеживая её возникновене в сердце. Конечно, для этого необходимо крайнее внимание к движениям сердца, тишина помыслов и свет благодати освещающий всё сердечное пространство и всех гадов живущих на его дне. В борьбе с любой страстью самое эффективное - добраться и обнаружить её глубокий корень, и вырывать именно корень, а не побеги. Если отсекать побеги, они опять взойдут (хотя при долгом и терпеливом отсечении побегов страсть иссохнет), но более эффективно посекать корень страсти.

AlexS

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

Страх Божий - страх человеческий
« Ответ #8 : 17 Январь 2005, 18:52:40 »
Здравствуйте, о. Вадим!

Этот поток помыслов, уводящий внимание от молитвы, постепенно стихает при постоянном самоосуждении. Это видимо единственный ключ к миру помыслов.

===========
http://www.hesychasm.ru/library/Name/caucasus/mount7.htm

Если монах действительно не увидит себя хуже всякой твари, то не получит ничего. Он должен всегда молится так: "Господи, даруй мне зреть грехи мои и всё моё греховное растление, якоже есмь; Господи, даруй мне печаль и болезнь сердечную о грехах своих многих, как песок морской. Духа Твоего Святаго не отыми от мене; воздаждь ми радость спасения Твоего: сердце чисто созижди во мне, отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти" (Пс.50).

- Знай,- сказал старец,- когда Святый Дух восхощет вселиться в человека, то прежде всего возбудит в нём именно эти чувства. Человек узнаёт от Духа Божия свою совершенную нищету и убожество духовное; исчезнет в бездне самоохуждения, как капля в море: смирится не на словах только, а в чувстве сердца своего - истинно и действительно. Он будет радоватся при мысли, что мучения его в будущем веке будут легче тех, что приготовлены сатане.
======

Однажды блаженный Антоний молился в келлии своей, - и был к нему глас: Антоний! ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии. Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошел в Александрию. Когда он пришел к указанному ему мужу, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец сказал кожевнику: поведай мне дела твои, потому что для тебя пришел я сюда, оставив пустыню. Кожевник отвечал: не знаю за собою, чтоб я сделал когда-либо и что-либо доброе: по этой причине, вставая рано с постели моей, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: все жители этого города, от большого до малого, войдут в царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Эти же слова повторяю в сердце моем, прежде нежели лягу спать. Услышав это, блаженный Антоний отвечал: по истине, сын мой, ты как искусный ювелир, сидя спокойно в доме твоем, стяжал царство Божие; я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь словами твоими
=======
Однажды, демоны приступили к авве Арсению в келье и смущали его. Прислужники его пришли к нему и, став вне кельи, слышали, как он взывал к Богу и говорил: Боже! Не оставь меня; я не сделал пред тобою ничего доброго, но даруй мне по милости Твой, положить начало!
=======


Простите за многословие.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Страх Божий - страх человеческий
« Ответ #9 : 17 Январь 2005, 19:17:35 »
Спасибо, Алекс, Вы совершенно правы. Без смирение никакое умное делание, никакое христианство невозможно. "Только смирение привлекает благодать" как сказал преп. Исаак Сирин. Непрестанное самоосуждение - одно из проявлений смирения.

о. Вадим

  • Гость
Страх Божий - страх человеческий
« Ответ #10 : 19 Январь 2005, 00:23:19 »
Всех форумчан с праздником Крещения Господня!

Александр,
благодарю за разъяснение.  
Пока сложно отстраниться от мыслей, бывает даже параллельно с
молитвой они идут и оттягивают на себя.  Тут только продолжать молиться надо, что я и стараюсь делать.  Страх видимо тоже постепенно изживается таким же образом, в процессе делания.  Отвращение как я понял относится к страсти, но ведь эта страсть в то же время есть часть нашей личности еще не очищенной от греха. Поэтому важно иметь живую связь с подлинным самим собой, образом Божьим в себе, который за этими страстями погребен.  Иначе можно потеряться.  Такое страхование тоже бывает как я писал в первом посте. Но постепенно от усиления  связи со своим подлинным центром,  думаю оно должно быть изжито.   Спасибо и за ссылку,  прочитал только предисловие, но уже почувствовал духовную силу этого труда, видно, что из опыта написано.  Вот только о. Иосифа Исихаста дочитаю по второму разу и возьмусь.  

Евгений,
согласен со всем. Демон безнадежности и бессмысленности действительно очень силен в наше время. И меня атакует часто.  Надо  в страхе Господнем укрепляться, а не искать смысла только головой. В наше время такого рационального смысла уже, наверное и не найти. Поэтому я ориентируюсь на делание с терпением и мужеством. И надо  сказать Бог помогает, что-то происходит.  "Страх Господень пребывает вовек".  

Алекс,
Аминь, истинно так.  Самоосуждение оно опять же ко грехам и страстям относится, а образ Божий в человеке только проясняется от этого и дает положительный импульс к жизни и деланию.  
Вот только тяжело это самоосуждение из головы спустить в глубины сердечные.  Это тоже процесс, но все равно, хоть и так, но иногда пробирает.  Спасибо за ключ.  


Уже надо ехать служить, а потом и дома святить.  Но я всем вам братья, сестры благодарен за вразумление.  То о чем вы написали - это задание на годы духовной работы.  Поэтому я буду стараться и напишу по ходу как оно идет. А то ведь есть еще одно искушение - задавать вопросы без конца и ничего не делать.  "Господи даждь по благодати Твоей положити начало благое".  


Всех с праздником еще раз.