Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Исихазм



26 Сентября 2017, 21:11:19

Автор Тема: Теплота в сердце  (Прочитано 108926 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9643
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Теплота в сердце
« : 10 Декабря 2006, 22:59:02 »
В связи с периодически возникающим вопросом о теплоте в районе сердца при молитве: является ли она признаком благодати или прелести - несколько замечаний.

1. Теплота в сердце носит психосоматический характер, т.е. она является следствием или кровяного разгорячения, или проявлением более тонких душевных подвижек, возникающих при сосредоточении и сосредоточенной молитве.

2. По теплоте в сердце нельзя судить ни о благодатности, ни о прелестности сердечной молитвы.

3. Теплота в сердце может сопровождать благодатную молитву - как проявление духовной радости и силы на душевном и физическом уровне, но сама духовная радость в сердце может не иметь следствием сердечную теплоту, а быть скрытой или проявляться в других более тонких состояниях.

4. Теплота в сердце может быть следствием концентрации и нагнетания душевных сил (энергий) в районе сердца. Благодати (скорее всего) за такой теплотой нет.

5. Существует два типа молитвы и отношения к теплоте в сердце. Одно отношение, выпестованное в  школе свт.Игнатия Брянчанинова (условно), относится сдержано к вызыванию и поддержанию явной теплоты в сердце, предупреждая об опасностях оккультных феноменов, возникающих в этом случае. Другая, афонская школа (также условно) в лице некоторых представителей, направлена на сосредоточение вплоть до приболезненного чувства и явного притока крови.

6. Переживание теплоты в сердце (равно как и отсутствие оной) является прелестью в том случае, когда подменяет истинную цель молитвы ради самого переживания или из-за страха получить такое переживание. В ином случае теплота в сердце может способствовать сердечной молитве, пожалуй, много больше, чем сердечная сухость и холодность при отстраненной "аскетической" молитве.

7. Кроме теплоты в сердце при молитве может быть отмечено множество необычных (для обычного состояния) явлений. Например, давление, ощущение тока, тесноты, некоторой болезненности в районе сердца. Эти ощущения лучше не развивать до уровня неприятных, ибо они по большей мере выражают инертность нашей души и дебелость нашего тела. По мере приобретения опыта неприятные ощущения уходят, и появляются более тонкие душевные переживания: как бы ручейка, текущего в сердце, наполненной чаши, реки, океана, прободенного сердца и др. Это уже мистические переживания, которые (сами по себе) также не есть точный признак благодати, но могут сопровождать ее.

8. Уже при переживании теплоты в сердце ее могут сопровождать слезы, иногда обильные. Могут возникать световые явления и образы, которые - это надо четко усвоить - никакого отношения к Фаворскому Свету не имеют (в подавляющем числе случаев). Ублажение световыми образами и принятие их за благодать легко ведет в прелесть. Вообще ублажение любыми переживаниями (в т.ч. слезами) вгоняет в прелесть. Также вгоняет в прелесть (еще более крутую) ублажение отсутствием переживаний и принятием некой темной пустоты и сухости за истинный молитвенный путь.

9. Мы взыскуем в сердце Господа, а не переживания. Господь же может придти тихо и незаметно, а может подарить знак своего посещения.
« Последнее редактирование: 10 Декабря 2006, 23:00:40 от Alexander »

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #1 : 11 Декабря 2006, 12:27:55 »
Так получается, самая лучшая защита от прелести - не блаженствовать. А образы лучше вобще не принимать никакие. Кто-то говорил, что если видение от света, то мысли никакой нет, только благоговействуешь, думаешь только о святости посетившего тебя.

Но ведь Фаворский свет - не единственное прояление благодати, это высшая цель исихазма, но ведь есть множество других нетварных энергий Бога, которые, например, помогают востановить духовные силы, скажем после тяжелого рабочего дня, утешают, смиряют, есть еще и Абсолютная Безусловная Любовь, без которой не видать Фаворского Света?
« Последнее редактирование: 11 Декабря 2006, 12:34:27 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9643
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Re: Теплота в сердце
« Ответ #2 : 11 Декабря 2006, 12:57:08 »
Так получается, самая лучшая защита от прелести - не блаженствовать.
...
Но ведь Фаворский свет - не единственное прояление благодати, это высшая цель исихазма, но ведь есть множество других нетварных энергий Бога, которые, например, помогают востановить духовные силы, скажем после тяжелого рабочего дня, утешают, смиряют, есть еще и Абсолютная Безусловная Любовь, без которой не видать Фаворского Света?

Блаженствовать, ибо верущие в Бога - блаженны, но не ублажаться (грубо говоря: не балдеть).

Фаворский свет - одно из именований божественной энергии. Вообще, верно, что источник восстановления сил человека - в нетварных энергиях, но само действие восстановления обычно осуществляется посредством тварных сил.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #3 : 11 Декабря 2006, 14:50:58 »
А я просто думал, что Фаворский свет, это одна из божественных энергий, преображающая энергия.

Насчет восстановления, я так понимаю, что нетварные энергии как-бы облагораживают, благославляют и очищают тварные? Ибо тварные сами себя востановить уже не могут.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9643
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Re: Теплота в сердце
« Ответ #4 : 11 Декабря 2006, 22:26:31 »
Насчет восстановления, я так понимаю, что нетварные энергии как-бы облагораживают, благославляют и очищают тварные? Ибо тварные сами себя востановить уже не могут.

Лучше добавить: преображают.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #5 : 11 Декабря 2006, 23:27:37 »
А между "блаженствовать" и "ублажаться" - громаднейшая разница (касается пункта 8 ). Да, в темной пустоте и сухости можно дойти до отвержения благодати, до полного ее неприятия. Этот вопрос мы уже обсуждали  где-то в начале этого года.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #6 : 12 Декабря 2006, 15:20:23 »
Кто-то в нете цитировал Иоанна Лествичника, о том, что если приходит благодать, надо ее отвергать, как недостойный, но как же тогда победить грех?
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #7 : 12 Декабря 2006, 19:34:05 »
Только в благодати, Духом Святым познается Господь. Поэтому отвергать или не принимать благодать равносильно самоубийству.
 В «Лествице»  преп. Иоанн неоднократно говорит о благодати как знаках божественной милости, приносящей духовную радость (веселие).  И нигде у Иоанна Лествичника нет слов о неприятии или отвержении благодати. Есть другое, может быть, предвзято понятое читающими Лествичника: он упоминает, например, о Ефреме Сирине, который просил Господа «убавить токи благодати» или об Иоанне Колове, который стал просить Господа вернуть его страсти. Сказанное созвучно толкованию Экклезиаста в одной главе «Лествицы»: всему свое время. Зимой идет подготовка к севу. Весной – горячий посевной сезон. А о сборе урожая пекутся летом. Также и для «урожая» благодати нужно хорошенько поработать.
А просить «убавить токи благодати»...  -  здесь тайна богообщения. Внимательный к себе замечает, что милость Божия несравненно превышает его "работу". Отсюда и чувство недостоинства и желание "отработать" дарованное.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #8 : 12 Декабря 2006, 22:48:45 »
Ну это я читал работу какого-то невежественного нашего православного дьякона о св. Франциске. Это есть такой грязный полемический прием - взять выдрать кусок у кого-то и процитировать его изолированно, искажая истинный смысл... ох уж эти полемики, я частенько слышу сердечный зов их просто не читать. Милость Божья, конечно, превышает работу, такова природа Отца, и Сына Он послал, чтобы все имели жизнь в ИЗОБИЛИИ. Мне же видется истинный смысл "отработки" в отдаче. Этот мир нуждается в благодати, посмотрите вокруг, может Господь дает ее человеку так обильно, чтоб через человека принести ее в мир?
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Nikto

  • Сообщений: 14
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #9 : 18 Января 2007, 11:03:40 »
Возлюбленные братья!
Я вот что думаю по поводу теплоты в Сердце, проявлений благодати или прелести и тд:
Подвизаясь во Христе, единственная мысль и устремление Сердца должны быть сделать Сердце Богородичным (лоном для Господа) и обрести Господа внутри себя. Всё остальное: посты, молитвы, поклоны и тд - это суть средства.
Правильно или не правильно мы подвизаемся нужно судить не по теплоте в сердце или другим ощущениям, а по тому, как мы проявляемся в миру.
Если есть раздражение или хотя бы просто смотришь на кого-нибудь с осуждением, даже пусть и типа с "праведным гневом", то ещё не вохристовился, ещё на Пути к Нему.
Дерево познаётся по плодам. Плоды вохристовления это: безусловная любовь, долготерпение, всепрощение и тд как сказано у евангелистов.

hdv

  • Сообщений: 146
  • г.Пенза
    • Просмотр профиля
    • Путь к осознанности

Re: Теплота в сердце
« Ответ #10 : 18 Января 2007, 11:18:38 »
Цитировать
Я вот что думаю по поводу теплоты в Сердце, проявлений благодати или прелести и тд
красиво сказал  :-D

Цитировать
обрести Господа внутри себя
Дух находит Себя в Духе.

в остальном полностью согласен.
Иди Туда, незнаю куда. Принеси То, незнаю что...

Ioan

  • Сообщений: 124
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #11 : 18 Января 2007, 12:54:42 »
Мир Божий всем!
 Хочу поделиться  своим небольшим опытом созерцания Нетварного Света.
  Первый случай произошел со мной более десяти лет назад и был причиной моего уверования.
    Дожив до 34 лет и имея полнейшее неустройство в жизни, я начал вопиять – почему так ? Бог где ты есть?
  Начал почитывать Библию, посещать Храм. Молиться «Отче наш» на ночь. Короче начал искать Бога.
    И вот однажды после работы в Оздоровительном Детском Лагере
 я возвращался  домой в прескверном настроении. Не хотелось возвращаться  в обыденную мою реальность. Пришла мысль помолится молитвой «Отче наш», может полегчает.
  В микроавтобусе были еще люди, и я решил помолиться про себя, в уме. Состояние было унылое, но молитва была очень искренняя.
  Через минут ощутил невероятную легкость, голова была словно прозрачный родник, душа наполнилась непонятной радостью.
  Я про себя подумал… « во, наверное помогло». Вскоре произошло вообще невообразимое,  я увидел Живой Свет. Увидел, как то внутренне. Он шел сверху, пронизывая крышу автомобиля, ничто не было ему преградой.  Он весь состоял как бы с отдельных пучков, один из которых пронизывал меня и видел все мое естество.
 Он нес такую любовь в себе, что я даже не мог нечего плохого подумать. И как бы я сам себе с внутри начал говорить «  смотри
 это твой Бог, с ним ты в совершенной гармонии, без Него ты страдаешь, находишься в проклятии. Останься с Ним.
  Сразу подступили слезы, я был просто ошеломлен. Хотелось закричать «Смотрите, Бог есть».  Но разумом понимал, что окружающие неправильно поймут.   Спустя минуты Свет исчез.
 Потрясение осталось. Невыносимо хотелось с кем то поделится пережитым. Приехав в город, и прощаясь с сотрудниками, решил открыться  знакомой сотруднице. Она читала  евангельские брошюры и мне подсовывала. Начал свидетельствовать ей и ее мужу. Рассказывал сквозь слезы. Сказал, что только что принял Господа. И  попросил ее отвести меня в церковь, где есть этот настоящий  добрый Бог. Так я попал в пятидесятническую церковь.
  Мне там понравилось, много проповедовали о Боге, пели псалмы.
 Помогали ближним, старикам. Была братская любовь и взаимовыручка. Я остался в церкви. Жизнь заметно начала меняться к лучшему. Я все время помнил, о этом Свете. Всем рассказывал. Все восхищались, но вразумительно некто не мог объяснить, почему так случилось.
   Я отдавался полностью Богу, долго молился или просто включал псалмы и под музыку говорил с Богом, периодически проваливаясь в невероятное состояние покоя и радости.
 Не хотелось вообще не сем общаться, а только прибывать в Боге.
 Все казалось гармоничным, радовали цветы, трава, птицы, люди.
Начали приходить пророчества о церкви, о мне самом, вернее о моем призвании. Я начал делится в своей церкви. Это дошло до пастора.
  И меня попросили  постараться это прекратить. Опасаясь, что я на грани безумия, я это прекратил.  Я не ложился уже на спину, не включал псалмы, прекратил признаваться Богу в любви. И все
понемногу утихло.
  Но осталось четкое понимания, куда внутри себя обращаться в молитве. Я помнил, откуда мой дух свидетельствовал о Боге. По утрам я просыпался и обращаясь внутрь себя говорил «Слава Богу», я устремлялся в Бога, который внутри меня, повторял это снова и снова. Приходило состояния мирности и наполненности Богом. На утреннею молитву, после такого повторения,  было очень легко становиться.
  Однажды я ехал по работе в автомобиле, впереди у края дороги
 я увидел человека , без рук и ног, он  просил милостыню. Одно туловище с культышками. Зрелище не очень приятное. Я подумал
« Что есть жизнь человека ?… миг и нет его.» Стало тоскливо. Потом я начал думать о Боге, что я спасен, я Его дитя, Он меня хранит, я вспоминал, о том  что Он сделал для меня, как отвечал на молитвы.
 Почувствовал, что в груди опять подымается это теплое, мирное, родное состояние. Словно я был в объятиях кого то родного.
  Не хотелось это отпускать. Приехав домой, пообедав, я лег на диван. Продолжая думать о Боге, благодаря Его, за такое  ко мне отношение.
Вдруг передомной возник  невероятный свет, сеяние было ОЧЕНЬ
 сильное, Свет нес, сильную радость, покой , мир. Но было радостно до боли. Свет приближался. Я начал плакать, почему то, повторяя один и тот же вопрос. «Боже почему я? Боже, почему я?» Я не понимал до конца почему я это спрашиваю, слезы лились как с открытого крана.
 Становилось очень больно вмещать эту любовь, радость, которые исходили от Света. Казалось мои клетки сейчас лопнут.
  И я услышал тихий но сильный мужской голос( как шум вод многих) - «Потому, что ты сын мой возлюбленный». Я уже не мог снести этого Света. И попросил… «Господи отойди». Все ушло. Я был сильно смущен.
 Я думал, что я сошел с ума. Бог не мог мне сказать такие слова как
 Иисусу Христу.  Я побежал к верующим, все рассказал. Меня успокоили, объяснив, что такая сила Божьей любви.
  С тех пор я начал постоянно повторять коротенькую молитву,
 «Слава Богу» в результате начинала приходить мирность и покой в груди. Это событие  не давало мне покоя все время. Как внутренний зов.  Протестанты мне нечего не могли объяснить толкового.
 И я просто набрал ключевые слова в поисковике «Свет Божий»
 И таким образом нашел подобное в Святых Отцов. Пришел к понятию Исихазма.   Подозреваю, что я нахожусь в прелести.
 Много раз хотел описать свое переживания на этом  форуме,
но все время испытывал некое непонятное внутреннее  препятствие,
 как бы стыд. Иисусовой молитвой молюсь сводя ее в опытно приобретенное место в груди. Но все вообще остановилось, кроме одыбиления и просматривания помыслов нечего не происходит
вот уже год.
  Прошу поделится соображениями.
 СПАСЕНИЯ!
 
Господь пастырь мой !

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9643
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Re: Теплота в сердце
« Ответ #12 : 18 Января 2007, 14:52:31 »
Спасибо, Ioan, за откровенный рассказ об Вашем переживании.

Человек, получивший такой мистический опыт, встает на особую стезю, очень узкую и опасную. Чуть уклонился в одну сторону - и близко сумасшествие, чуть в другую - прелесть. И немало мистически настроенных людей, которых сильно качает на этом пути, и даже падают они.

Требуется смиренное внимание к себе и абсолютная трезвость. Трезвение, смиренное видение себя, ровность (в другой теме использовался термин "неизменность") - вот тройное основание, без которого сорвет буйный ветер с этого непростого пути.

Обычная ошибка подвизающихся - увлечение мистическими переживаниями. Это увлечение перерастает в поиск способов и мест, чтобы добиться нужного и уже известно эффекта, что порождает зависимость от невидимых сил, стоящих позади многих необычных переживаний. Силы же эти очень разные, они привлекаются на свет, озаривший человека, и увлекают его, и дают дары, чтобы сделать проводником своих устремлений. Посему и нельзя держаться за свои переживания: имеющий должен быть как неимеющий. Устремление же к Богу возгревается, и путь к Нему открывается через видение своих грехов. Свет Божий открывает человеку глаза на себя, и предстает человек перед внутренним взором в всей своей неприглядности. И это длительное переживание, которое вначале воспринимается эмоционально, а затем становится видна дебелость (инерционность) ума и души. Так Господь вскрывает более глубокие пласты нашего существа: тупого, ленивого, безрадостного - и хочется сбежать от этого неприятного опыта в первые, эмоциональные и сильные, встречи-соприкосновения. Приходится же работать в грязных рудниках своей души.

Nikto

  • Сообщений: 14
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #13 : 18 Января 2007, 15:08:00 »
Дорогой брат!
Если ты ищешь ответ на вопрос: "От Бога ли был тот Свет?", то его нужно искать только среди опытных подвижников, имеющих дар Видения. Всё остальное это будут измышления, основанные на прочтённых книгах, пусть даже очень авторитетных. Таких старцев сейчас сложно найти, но лучше ответить для себя, нужен ли тебе ответ на этот вопрос? Ну узнаешь, что этот был Свет от Бога или "прелестный свет во искушение". Что от этого изменится? "Ближе" ты станешь к обретению Благодати или "дальше"?
Более важно сосредоточиться на стяжании Духа Святаго и не отвлекаться на чудеса, знамения и тд и на помыслы от Бога ли они.

Миша

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #14 : 18 Января 2007, 18:03:42 »
«Одно ощущение из всех ощущений сердца, в его состоянии падения, может быть употреблено в невидимом Богослужении(молитве): печаль о грехах, о греховности, о падении, о погибели своей, называемая плачем, покаянием, сокрушением духа.»свт.Игнатий (Брянчининов)

Что еще можно добавить?Разве что невпасть в ложные дух.состояния-это чудо Господне ,а в наше время чудо в двойне.Во все времена было много людей(точнее большенство) не миновавших этого несчастья.
Главное не отчаеваться .Ioan .
Это - не велико: велико будет то, когда ты сочтешь себя - хуже всей твари
 

Поиск