Исихазм

Автор Тема: Сверхчеловечность или бесчеловечность?  (Прочитано 14098 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Мне показалась очень меткой фраза известного религиоведа Hans TenDam: "некоторых привлекает религия тем что что в ней они могут облечь свою бесчеловечность в сверх-человечность." По себе не раз наблюдал - нередко стремление к сверх-человеческому, к "неотмирному", стремление к бегству во внутреннее, к "идеальному" Богу от столь прозаического мира и столь "недуховных" людей является лишь подсознательной проекцией и оправданием моей  бесчеловечности и неспособности любить. Не случайно ап.Иоанн дает очень точный критерий тестирования нашего внутреннего состояния и установок: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?". Нередко мы, не имея реальной любви, любим некий идеальный образ неотмирного Бога, который в себе подсознательно создаем, и это придает нашей жизни некий смысл и создает иллюзию любви. Не есть ли это своего рода прелесть, самообман? У людей склонных к повышенной религиозности нередко бывает одно любопытное свойство - они обычно утверждают что любят Бога, и сами в это свято верят, и все стараются делать исходя из этой любви, но подсознательная неприязнь к людям (которая часто находит выход как неприязнь к иноверным, еретикам, грешникам, нерожденным от духа и проч.) как правило выдает всю искусственность и иллюзорность такой любви. Я вовсе не оспариваю того факта что Бог неотмирен, но дело не в этом, а в наших подсознательных эгоистических установках которые нередко на этом свойстве Бога паразитируют.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #1 : 31 Октябрь 2006, 21:59:34 »
Поэтому мы и говорили о необходимости практически изымать это подсознательное сбрасывание своих грехов и внутреннего зла на других. Молитва со сосредоточением на чреве - один из важных способов вхождения в неочищенное подсознание. Пока не очищены, то и испытываем неприязнь и переносим ее на иноверных, еретиков и пр. "злодеев".

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #2 : 31 Октябрь 2006, 22:29:54 »
Это верно, но очистить подсознание - это только пол дела, его надо еще и заполнить реальной любовью. Богословски все звучит красиво - надо очистить сердце, а Бог заполнит его благодатью Святого Духа, но на деле иногда получается что подсознание очищается, молитва практикуется и в результате душа заполняется неким вакуумом в котором человек молится идеальному образу Бога, который наполняется церковностью и богословием, но отношение к окружающим (бесстрастного равнодушия или досады что мешают духовным подвигам) выдает искусственность такого состояния. Человек вообще склонен заполнять пустоту своего внутреннего мира всякими фантазиями, и то же самое нередко происходит в религии. Проявляется это по разному, у одних более интравертивно - в бегство во внутреннее и в умное делание, у других более экстравертивно - бегство во внешнюю церковность (которая по сути является лишь внешней формой некоей внутренней сказочной мечты о Церкви и о святой жизни). Я не хочу сказать что так всегда происходит, во многих случаях человек действительно в результате приходит к реальной любви к ближним и Богу. Но тем не менее существует опасность подмены реальной любви её призраками и опасность застрять в этом призрачном душевном состоянии надолго.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #3 : 01 Ноябрь 2006, 10:23:28 »
Мне кажется что подобное происходит прежде от неумения
любить себя, уважать себя, быть не двойственным и уверенным
в себе. Тогда человек не уважает и не любит других. Невозможно
дать то чего не имеешь. Появляется конфликт, вводящий человека
в весьма нелецеприятное состояние недовольства другими как
отражения внутреннего недовольства собой. И вот тогда люди,
дабы избавиться от этого находят для себя такую штуку, как
иллюзию любви к Богу. Хотя реально и ее нет у них, но возможно
всегда существующая ответная любовь Его, которая безусловна,
таки потихоньку их вытаскивает. Они начинают любить себя, затем
и других, ну а затем и действительно способны полюбить и Бога.
Но это помоему не каждому до конца удается, потому как тут нужен
очень самокритичный взгляд на себя в первую очередь, и далеко
не всем это дано.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #4 : 01 Ноябрь 2006, 10:38:46 »
Не знаю, как вы братья на это отреагируйте, но для меня это авторитет (хоть я и православный) , и все же...

Гаутама Будда открыл великую истинну - истинный путь лежит посередине.

Я понимаю это так:
1) Любовь к Богу(мужское), и любовь к людям(женское).
2) Внутренний подход к Богу - внешний подход к Богу.
3) Христос - Бог; Христос - друг.
4) Мужчина и женщина равноправны, и ничего страшного, если сначала женщины поцелуют Крест, а потом мужчины.
5) Любовь к Нетварному - любовь к тварному, ибо все тварное берет начало от Нетварного.
6) Видение образа Христа в ближних.
7) Отсутствие ненависти, осуждение и негативных чувств к иноверцам, еретикам (правда сам не могу пока справиться с ненавистью, скорее презрением, к тем, кто утверждает, что религия и духовность - пустая трата времени, а счастье в деньгах и блуде).
 
Во всем должен быть балланс, в том числе и в религии. Жду критики. Если кто скажет, что Будду прельстили, готов обосновать обратное.

А молиться надо не образу Бога, а самому Богу, вот такая мысль.
У любви есть одна характерная черта - она изгоняет всякий человеческий страх. А страх Божий, он не является страхом, как таковым.

Обычно бывает, что человек хочет стать сверхчеловечным, чтоб люди это видели - это от эгоизма. Не надо стремиться к чему-то сверх-супер, надо просто предавать себя Богу всецело, все свое внутреннее и внешнее, все свои мысли, эмоции, идеи, чувства.

Александр, вы имеете в виду под чревом сердце?
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #5 : 01 Ноябрь 2006, 11:24:51 »
Цитата: Keleynick
Если кто скажет, что Будду прельстили, готов обосновать обратное.
Не то что бы я рискнул утверждать подобное  :no , но с интересом выслушал бы Ваши соображения.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #6 : 01 Ноябрь 2006, 12:38:08 »
Под чревом я имею в виду чрево - живот.

О схемостроительстве (у Вас из семи пунктов). Если оно помогает на каком-то начальном этапе, можно пользоваться, чтобы потом избавиться. А обсуждение каждого пункта - в своей теме, иначе смешение ужасное под знаком балансирования :)

Tigon

  • Сообщений: 32
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #7 : 01 Ноябрь 2006, 15:17:11 »
Evgeny, сам `болел ` этой бесчеловечностью в сверх-человечности.

      Многие подвижники к концу жизни ухудшали свое отношение к обычным людям, именно видя духовное в себе и безнадежную пустоту в них.

     Помогла мне, сравнительно недавно, книга Софрония(Сахарова) о Силуане Афонском, как пример его отношения. Там виден как раз срединным путь истинного духоносца. Посмотрите там.

     По поводу, что с предочищенным сердцем не получается дальше ничего, то от недостатка веры, бича века сего. Час переживания истинной веры заменяет годы богослужений. Дается то IMXO с детства, как свойство души. Молитва молитвословию рознь.

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #8 : 01 Ноябрь 2006, 16:18:37 »
Цитата: Rodion
Мне кажется что подобное происходит прежде от неумения
любить себя, уважать себя, быть не двойственным и уверенным
в себе. Тогда человек не уважает и не любит других. Невозможно
дать то чего не имеешь. Появляется конфликт, вводящий человека
в весьма нелецеприятное состояние недовольства другими как
отражения внутреннего недовольства собой. И вот тогда люди,
дабы избавиться от этого находят для себя такую штуку, как
иллюзию любви к Богу. Хотя реально и ее нет у них, но возможно
всегда существующая ответная любовь Его, которая безусловна,
таки потихоньку их вытаскивает. Они начинают любить себя, затем
и других, ну а затем и действительно способны полюбить и Бога.
Но это помоему не каждому до конца удается, потому как тут нужен
очень самокритичный взгляд на себя в первую очередь, и далеко
не всем это дано.

   Любовь к ближним является одной из "больных" тем. Я всегда ,мягко говоря, недоумеваю, когда говорят просто "заезженными" фразами типа  "Люби Бога, люби, не осуждай людей и т.д", которые не имеют никакого реального воздействия на слушающего, да , наверное, и сами говорящие, если используют эти "штампы" не очень верят в их содеражние.
   Поэтому Rodion подчеркнул очень важный аспект этой проблемы-сначала правильное отношение к себе. затем правильное отношение к ближнему. Можно сказать и больше: настоящее смирение возможно лишь у человека с чувством собственного достоинства. Если его нет,  смирение приобретает уродливые формы - "лжесмирение, как скрытая гордыня", пресмыкательство и угодничество и т.д

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #9 : 01 Ноябрь 2006, 18:34:17 »
Iraida, Rodion , вы высказали очень верную мысль: "Мне кажется что подобное происходит прежде от неумения любить себя, уважать себя". Не случайно заповедь звучит именно как "Возлюби ближнего КАК самого себя". Мы все равно дети Божии, Бог пребывает во всех нас, в том числе и в нас самих. Если мы не умеем любить себя, свое высшее Я - образ Божий в себе, то мы и не сможем любить других. Ненависть и неуважение к себе проецируется на неприязнь и неуважение к ближним, и наоборот. Это элементарный закон человеческой психологии. Заповедь "отвергнись себя", "возненавидь жизнь свою в мире сем" относится к нашему эго, но не к нашему высшему Я. Избавившись от замкнутости в нашем эго, мы разрываем панцирь эго, отделяющий нас от Бога и Его творения, и можем открыть и полюбить в себе и в людях истинный образ Божий.

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #10 : 01 Ноябрь 2006, 19:52:30 »
К слову Evgeny о понятии "мое высшее Я" /тема эта меня давно волнует/.
 Христианские мистики /что справедливо и для мистиков других религий/   видели предел своих стремлений в слиянии с Богом, в таком единении с ним, в котором свое "Я" полностью погружено в Божественное "Я" В этом состоянии нет ни субъекта ни объекта, сама душа человека как простая, безкачественная единица. Предшествует этому моменту подавление или прекращение всех душевных сил, отречение от мыслей, чувствований, желаний, своего "Я", своей индивидуальности. Но в том-то и дел, что это полное самоотречение ведет к становлению НОВОГО ВИДА САМОСОЗНАНИЯ, которое возникает как птица феникс из собственного пепла / так как не может ведь до конца произойти слияния-соединения с Богом, а лишь до некоторого предела/
  Возникает вопрос-что же это за новое сознание, которое не тождественно нашему налично-эмпирическому? И связаны ли их содеражния хоть как-то между собой ? Может и псалмопевец имеет в виду появление этого нового сознания, но тольк после смерти, когда говорит: что " в тот день исчезают все помышления /эмпирические/ их"

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #11 : 01 Ноябрь 2006, 19:57:24 »
Опыт подсказывает, что выстроенные  сложные схемы быстро рассыпаются, как карточный домик. КПД от них оказывается незначительным. Можно напрягать себя в любви к ближним, но в итоге это окажется та пирога Робинзона, над которой он пролил  много пота, а потом только понял, что она никогда не будет спущена на воду, а сгниет на суше. На нашем форуме не надо объяснять, что дар любви – самый превосходный из всех даров Божиих. Думаю, каждый из нас, в той или иной степени, испытал радость этой пасхальной нелицеприятной любви к ближним. То есть имеется уже некоторый ориентир. Есть направление. Но повседневщина, суета жизни, как знойное солнце попаляет благодатные ростки. Говорю это не для красного словца, а с желанием предложить вам простенькое «методическое» упражненьице. Оно проще исполнимо для людей, ведущих достаточно уединенный образ жизни (не знаю, как сейчас в сельских местностях России, а в Европе «на земле» не ушло еще обыкновение приветствовать каждого встречного человечка).
Итак, исходным пунктом  должно быть понимание, что «ближним» является всякий человек, с которым промыслом Божиим совершается каждодневная встреча. Углубляясь «во внутренняя своя», человек видит также в «ближних» всякое творение Божие: и сидящую на ветке пташку, и букашку проползающую через тропку и всякий цветочек и травинку… Проходит день со своими заботами. Попробуй, отходя ко сну, с Иисусовой молитвой быстро прокрутить «ленту дня», с отпечатками лиц тех ближних, с которыми у тебя состоялась встреча. Встреча – это не только разговор, но и встреча глазами, встреча в мыслях. Не пытайся при этом «логизировать», рефлектировать. Не нужно никаких оправданий типа: «этому я ответил так, потому что…» или «на этого я взглянул так, потому что…». Не нужно и раскаяний типа: «о, зачем я так ответил ему» и т.д. Не нужно вникать в подробности встречи, которые лишь отвлекут от молитвы.  Главное в этом «делании» отметить всех встречных как ближних без всякого лицеприятия и помянуть их в глубине Иисусовой молитвы. Конечная цель – снять эти отпечатки, в которых отразились твои симпатии и антипатии. Снимаются они Иисусовой молитвой!

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #12 : 01 Ноябрь 2006, 20:32:51 »
Цитата: Iraida
К слову Evgeny о понятии "мое высшее Я" /тема эта меня давно волнует/. ...  Возникает вопрос-что же это за новое сознание, которое не тождественно нашему налично-эмпирическому? И связаны ли их содеражния хоть как-то между собой ? Может и псалмопевец имеет в виду появление этого нового сознания, но тольк после смерти, когда говорит: что " в тот день исчезают все помышления /эмпирические/ их"


Это вообще-то отдельная тема, и довольно непростая. В христианстве "высшее Я" обычно называется "дух", но св. отцы мало об этом писали. На языке современной психологии налично-эмпирическое сознание - это область сознательного, а дух относится к области сверх-сознательного. Взаимодействие и связь этих уровней сознания - непростой вопрос и трудно описуемый словами. У суфистов учение о высших уровнях сознания более разработано ( http://www.psylib.ukrweb.net/books/nurbj01/index.htm ), но я не уверен насколько ему можно доверять.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #13 : 01 Ноябрь 2006, 20:48:07 »
Цитата: Igor
Говорю это не для красного словца, а с желанием предложить вам простенькое «методическое» упражненьице. ... Главное в этом «делании» отметить всех встречных как ближних без всякого лицеприятия и помянуть их в глубине Иисусовой молитвы. Конечная цель – снять эти отпечатки, в которых отразились твои симпатии и антипатии. Снимаются они Иисусовой молитвой!


Спасибо, Игорь, это верное средство. Мне кажется следует по возможности его применять не только в конце дня, а молиться за всех встречных людей в течении дня, в тот момент когда их встречаешь, молитвой отсекать все антипатии или симпатии, стараться увидеть внутренними глазами в каждом человеке добро, полюбить в нем образ Божий. Это конечно труднее и требует навыка, но очень эффективное средство непрестанно пребывать в любви и молитве, не в абстрактной любви, а во вполне конкретной любви к конкретным людям.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #14 : 02 Ноябрь 2006, 11:36:43 »
Еще возможно люди создают себе иллюзию любви к Богу
из страха смерти. Все ее боятся, но не верят что умрут.
Мнят себя сверхчеловеками. Живут в суете мира сего,
гдето понимают что смерть есть и ее не миновать, но не
верят что и их не минет чаша сия, и как подтверждение для
этого пытаются защитится духовностью. Говорят что
любят Бога, но не исправляются. На словах лишь ...
Некоторое подобие самозащиты (а реально самообман)

http://www.zavet.ru/minat.htm#01 - интересная
ссылка, как мне показалось.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #15 : 02 Ноябрь 2006, 12:17:23 »
На самом деле, один священник написал классное стихотворение, Пасхальное, кажись называется, начинается оно так...

Христос воскрес, и смерти нет,
И больше никогда не будет!
И воссиял над миром свет,
И с Богом примирились люди.

Когда приходит истинная благодать, невозможно не любить Бога, невозможно не исправляться, возникает единственное желание -  полностью отдать себя Богу, Его благой Воли.

А что касается суеты, можно жить в ней, но всегда надо быть в Боге, а не в суете, надо делать свои дела, но быть в Боге, а не в делах, не обращать внимания на вовлечения в дела сего мира, а пребывать всегда в созерцании. Это дается не сразу, и не стоит себя за это бичевать, просто смиренно приносить покаяние.

И еще, многие из нас осуждают братьев наших в чем-то, но души не виноваты, по большому счету, в этих минусах, виновато человеческое эго, от которого надо просто отказаться. Эго не может быть спасено, и для него смерть действительно страшна. Плохо, когда душа идет на поводу эго.

Когда Будда просветился, Он с благоговением воскликнул:
- Господи, да они же все Будды!

Каждый имеет потенциал быть совершенным, и... бессмертным, эго есть грех, грех есть смерть. Надо победить эго, победить грех, тогда и смерть будет побеждена. Это и есть единственная жертва, которую от нас требует Господь.

Дорогой Гиор, я обязательно напишу об этом, только попозже, и наверное в диалоге, там писать много придется. Но моего там ничего нет, только факты (история просветления Будды).
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #16 : 02 Ноябрь 2006, 12:46:23 »
Keleynick, мало кто поспорит что нужно отказаться от эго,
победить грех, и не нужно себя бичевать. Все правильно.
Но на один вопрос я для себя до конца так и не могу ответить,
почему я все это понимаю, принимаю, "знаю", но так мало
делаю? Иногда мне смешно становиться, когдато, когда я
по молодости увлекся йогой, один мой хороший друг сказал
что я йог-теоретик. И во многом он был прав. Думаю что я не
уникален. Практически все этим страдают в той или иной степени.
Вопрос - почему между пониманием и деланием такая разница? :D

Все приходит с навыком. Но как начать обретать этот навык?
Ответ - просто начать. Но как это не просто... (или кажется не
простым)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #17 : 02 Ноябрь 2006, 12:53:45 »
Igor,  
Цитировать
Не нужно и раскаяний типа: «о, зачем я так ответил ему» и т.д. Не нужно вникать в подробности встречи, которые лишь отвлекут от молитвы. Главное в этом «делании» отметить всех встречных как ближних без всякого лицеприятия и помянуть их в глубине Иисусовой молитвы. Конечная цель – снять эти отпечатки, в которых отразились твои симпатии и антипатии. Снимаются они Иисусовой молитвой!

Да, очень хороший способ, как и верна реплика Evgeny о том, что при встрече стараться смотреть на человека без предубеждения. Также и при чтении, вообще при восприятии мира. А вечером снова пройтись по событиям дня и его встречам, снимая отпечатки, освобождаясь от них.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #18 : 02 Ноябрь 2006, 13:00:17 »
Цитата: Rodion
Вопрос - почему между пониманием и деланием такая разница? :D
Потому что "понимание" - функция эго.

putnik

  • Гость
Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #19 : 02 Ноябрь 2006, 13:17:10 »
Мы знаем, что перешли из смерти в Жизнь по тому, что любим братьев своих: не любящий брата пребывает в смерти (1 Иоанн. 3:14).

Евгений, просто неоценимое замечание. Вы точно сформулировали мысли, которые витали у меня в голове довольно длительное время в неоформившемся виде.
Похоже этим неврозом страдает все человечество. Вне зависимости бежит ли человек от своей неспособности любить к Богу или идолам. Вспоминаются слова одного из героев Достоевского о том, как сильно он любит человечество, порой кажется ему, что готов претерпеть мученическую смерть во благо человеческого рода, но…, говорит, посели ко мне конкретного человека я и 2-х дней не могу с ним прожить: то раздражает как он сморкается то еще что-нибудь.  
Не всякая религиозность, в том числе «христиансая» служит духовному возрождению человека. Есть две формы религиозности: "открытая", свободная, человечная, и "закрытая", мертвящая, унижающая человека. Вечным примером столкновения между ними является антитеза Евангелия и фарисейства. Как ни странно обе они сосуществуют в человеке.

Интересно пишет на тему любви к ближнему свят. Игнатий:

Совершенство христианства - в совершенной любви к ближнему. Совершенная любовь к ближнему - в любви к Богу, для которой нет совершенства, для которой нет окончания в преуспеянии. Преуспеяние в любви к Богу - бесконечно: потому что любовь есть бесконечный Бог (Иоанн. 4:16). Любовь к ближнему - основание в здании любви. Возлюбленный брат! Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата царства небесного.

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #20 : 02 Ноябрь 2006, 15:48:59 »
Цитата: Keleynick

Когда приходит истинная благодать, невозможно не любить Бога, невозможно не исправляться,  
    Когда Будда просветился, Он с благоговением воскликнул:
- Господи, да они же все Будды!
.

    Причина нелюбви и осуждений - в сравнении нами людей между собой, что неизбежно влечет за собой  и их оценку /лучше-хуже, умнее-глупее и т.д./ Здесь значение приобретают установки, направленные на невелирование  этих различий. Например-все люди грешны и никого без греха нет или-все люди-создания Божии и оданаково ценны в Божьих очах и т.д.-каждый выбирает для себя сам. Мой выбор-помятование о смерти, о равенстве всех перед ней, мысли о своем предсмертном часе, когда стоишь на пороге Вечности и все, кроме нее теряет смысл.
    Однако думаю, что человек преисполненный благодати /или просвещенный-в других религиях/ любит всех без различий , по причине того, что находится вообще ВНЕ СФЕРЫ ДОБРА И ЗЛА /именно этическая область является областью оценок/,  Именно вне этой сферы и обитает любовь ,  Поправьте, если неверно.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #21 : 02 Ноябрь 2006, 16:45:41 »
Совершенно верно вы говорите, дорогая сестра, это в философии называется преодолением дуальности... дуальности плотского ума. Т.е. это одно из свойств эго - мир черно-белый. Но зло, на самом деле, иллюзия (но эта иллюзия существует), кто творит зло, живет(скорее существует) в иллюзии, и нуждается более в сострадании, чем в осуждении, но есть и другое "но" - грешно сострадать тому, кому нет прощения. А кому нет прощения? Мне кажется, только тому, кто от гордыни своей не соизволяет к покаянию. Должна быть непривязанность к оценкам, даже если есть привычка их выставлять. Но эти оценки внешние, только Бог знает, как оно внутри на самом деле. Т.е. не надо судить по внешним поступкам. Мы судим внешним умом, по внешним поступкам, но этот внешний ум и есть наш враг.  

В том, то и все дело, что Бог любит всех безусловно, а любовь человеческая эгоистична, часто мы любим, как язычники, только тех, кто творит нам добро. Мы не должны оценивать, мы просто должны быть ко всем одинаковы, благословлять врагов наших, и тогда потоки совершенной Божьей безусловной Любви будут проходить через нас, они поглощают все страхи и все, что отлично от себя, и если это не истребляет эго сразу, то, по крайней мере, эго "нервно курит в углу".

Для решения этой проблемы я принимаю аксиому, что Бог - это не просто какое-то существо на Небесах, а все сущее есть также Бог, т.к. в Боге находится, кто-то живет иллюзией, что Бог где-то далеко, но Господь стоит у двери и стучит, и куда не глянь, везде Господь. Однако, это противоречит христианским догмам, но зато дает повод любить всех одинаково. Вы скажете, тварное... Но ведь все тварное исходит из нетварного. Кто нам дал жизнь? Конечно, Бог. А как Бог может дать что-то, что не свято? У Него все свято. Посему человеческая жизнь также свята, и, мы просто обязаны любить всю жизнь. В таком контексте грех можно рассмотреть, в общем, как святотатство, но не нам осуждать, сначала вытащим бревна из своих глазьев, а потом сможем вытаскивать соринки из глазьев наших братьев. И это бревно, в целом, есть ничто иное, как все то же эго.

Еще такой момент - когда происходит осуждение (также гнев, ненависть, месть, предвзятость), создается связь, из негативной, темной (не то чтоб просто тварной, а именно темной-темнейшей) энергии между осуждающим и осуждаемым, и эта связь реально тянет вниз. Так зачем давать Благодать, если она посрамляется :(( ? Сначала разорви козни, потом получишь Благодать. Зная это и осуждать, как-то... просто противно.

Все истинные религии и духовные учения требуют непривязанности ко всему в этом мире (в том числе и к внешним оценкам). Ибо кто имеет такую привязанность не может попасть на Небеса. Эгоист, также не может попасть на Небеса. Совершенная Любовь, она и разрывает такие привязанности. Врага лучше прощать, еще до того, как он тебе навредил, тяжело, но надо. С чего же начать? ...уважать всех, как если бы они были святыми, ибо в каждом человеке, если ковырнуть глубоко можно найти что-то святое, что-то от Бога. Не считать себя выше кого-либо. Еще, эго, это страж порога, оно препятствует Божьей Любви проходить через человека. А человеческая любовь - это не любовь, это просто эгоистичная привязанность, она же, можно сказать, прелесть. Кстати, хорошо помагает Акафист Господу Богу об умножении Любви (кажется так называется).
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #22 : 03 Ноябрь 2006, 10:56:09 »
еще к осуждению и пр. также следует прибавить обиду и непрощение, зложелательство и проклинание.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #23 : 03 Ноябрь 2006, 18:22:18 »
Iraida, Keleynick,   :wink:  :saint
Спасибо - Радость Моя !

Христина

  • Сообщений: 52
    • Просмотр профиля

Re: Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #24 : 27 Ноябрь 2006, 00:08:44 »
"> Мать Мария
(Скобцова)[/url] о ложном аскетизме:
> (для него): <a href="http://www.heretics.com/library/apology/maria/m0.htm"
target="_blank">"Любовь есть такое же благочестивое упражнение, такая же
поделка, как и всякое другое внешнее делание. Единственно, что есть главное,
. это мое послушливое стояние перед Богом, мое Богообщение, моя обращенность
к созерцанию его вечной благости. Мир может жить в грехе, раздираться своими
недугами, . все это несравненно ничтожные величины по сравнению с
неподвижным светом Божественного совершенства, и все это опытное поле, некий
оселок, на котором я оттачиваю мою добродетель. Какая может быть речь о том,
что я могу что-то давать миру? Я, ничтожный, пораженный первородным грехом,
изъязвляемый личными пороками и грехами? Мой взор обращен внутрь себя, и
видит только собственную мерзость, собственные струпья и язвы, . о них надо
подумать, надо каяться и плакать, надо уничтожить все препятствия ко
спасению. Где уж там заботиться о чужих бедах, . разве только в порядке
упражнения в добродетели!
>  . Такова установка.
>
> Практически вы не сразу догадаетесь, что человек именно так воспринимает
христианское учение о любви, . он творит милостыню, он навещает больных, он
внимателен к человеческому горю, он дарит людям даже любовь. И только очень
пристально присмотревшись, вы увидите, что делает это он не по
самоотрекающейся и жертвенной любви, полагающей душу за други своя, а по
аскетическому заданию так воспитывать, так спасать свою собственную душу. Он
знает, что, по слову Апостола, любовь первее всего, . т.е. для спасения души
помимо иных добродетелей должна быть и добродетель любви, . и он себя
воспитывает среди других добродетелей и в этой, . он себя приучает,
принуждает любить, . поскольку это не опустошительно и не опасно.
>
> Странная и страшная святость, . или подобие святости, . открывается на
этом пути. Вы видите подлинную и отчетливую линию настоящего восхождения,
утончения, усовершенствования, . и вы чувствуете холод, вы чувствуете
безграничную духовную скупость, почти скряжничество наряду с этим.
Человек, человеческая душа, . чужая конечно, . оказывается не целью, а
средством для какой-то единственной, моей собственной души.
Это
понимание христианства является зачастую уделом сильных и мужественных душ,
оно может стать соблазном для наиболее ценных, наиболее жертвенных, наиболее
близких к Царствию Небесному. И соблазнительность его в его безграничной
чистоте, огромном напряжении, во всем этом обманчивом и влекущем виде
святости. В самом деле, что тут скажешь? Как противопоставишь свою
теплохладность, свое отсутствие подвига этому огромному и напряженному духу,
шагающему уже по вершинам? Как не соблазнишься?
>
> Тут только одна мера, одна защита от соблазна. Это слова: "Если я говорю
языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или
кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею
всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею
любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на
сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы".

i

  • Сообщений: 24
    • Просмотр профиля

Re: Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #25 : 13 Декабрь 2006, 04:51:14 »
Alexander: Молитва со сосредоточением на чреве - один из важных способов вхождения в неочищенное подсознание. Пока не очищены, то и испытываем неприязнь и переносим ее на иноверных, еретиков и пр. "злодеев".

точно. пример тому: помыслы осуждения часто подкрадываются во время приема пищи. единственно, Вы советуете иногда специально опускать внимание на чрево?

мне кажется, более предпочтительна установка "никогда не опускать сердце" (что означает всегда - "вытянутым в струнку"). правда, в городских условиях (общежитие, обществ. транспорт..., почти постоянное внешнее воздействие) это чревато физическим и психическим перенапряжением (и если серьезно подвизаться - бессонницей). Конечно, очень важно, чтобы Любовь исполняла.
Хотя порой - только воздыхание с болью, за очищение. 

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #26 : 13 Декабрь 2006, 09:37:45 »
А как можно "опускать сердце"? Может опускать ум ниже сердца?

От внешнего воздействия может защититить Архангел Михаил, если его регулярно просить об этом, хотя бы по 5-10 минут в день утром и вечером, а чем больше, тем лучше.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #27 : 13 Декабрь 2006, 10:53:51 »
Об опускании ума ниже сердца (груди). Лучшим способом будет усвоение ума в сердце и вкушение благодати, которая очистит сердце. И уже затем, почувствовав благословение Божие, опускаться умом ниже - в чрево.

i

  • Сообщений: 24
    • Просмотр профиля

Re: Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #28 : 13 Декабрь 2006, 17:25:20 »
Alexander: ...уже затем, почувствовав благословение Божие, опускаться умом ниже.

- действительно: духовный уровень некоторых братьев, видимо, позволяет такое.
i же пока просто стараюсь, как писал, "не отдавать сердца"...

решил вынести это в новую тему

p.s. под чревом здесь Вы понимаете нижнюю, "желательную" часть сердца или же какой-то иной "центр" (область пупа... собственно желудок)? 
 
« Последнее редактирование: 14 Декабрь 2006, 00:20:46 от i »