Исихазм

Автор Тема: Духовность и здоровье  (Прочитано 40430 раз)

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« : 07 Октябрь 2006, 20:21:53 »
Отделено от: http://hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1310
-----


Цитата: Alexander
3-ий уровень (надуровень) - духовный. Связь духовного здоровья с телесным весьма опосредованная. Люди с развитой эгоистической душой чаще озабочены физическим здоровьем, а вот выход в область духа часто чревато и для телесного состояния, и для душевного.

Александр, я вижу тут предмет для прояснений и может быть его нужно вынести в отдельную ветку, а данный мой пост сделать заделом для этой ветки. Её можно назвать, например, "Что есть духовное?" или "Православная антропология".
Поводом для начала этих рассуждений послужило ваше, Александр, периодическое утверждение, что прорыв в область духа способен нанести ущерб нашему физическому и душевному здоровью. Я подобного не наблюдал и мне трудно представить, что восхождение в дух (не путать со Святым Духом - о Нём как я понимаю, речь вообще даже не идёт, а речь идёт о духовной составляющей человеческого существа) может как-то повредить здоровью (а тем более если речь идёт о Святом Духе), и потому задумался: либо я не совсем понимаю что есть область духа и прорыв в неё, либо вы. Вопрос это имхо очень важный. На мой взгляд (могу ошибаться), вы имеете в виду под духом лишь духовную составляющую души (духовно-душевную часть человеческой натуры), а то и более низкую часть спектра. принятие этой части за духовную действительно может повлечь за собой различные прелестные состояния, которые станут причиной болезней и тела и души. Но дух человека - это другое!
Странно так же, что, говоря о, например, пробуждении в человеке совести, вы говорите о душевном аспекте, тогда как это не что иное, как пробуждение в человеке его духа, потому что совесть есть одно из проявлений нашего духа. То же и со всем остальным. И та любовь, о которой говорил ап.Павел - это не душевное, а духовное явление!
Олег

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #1 : 07 Октябрь 2006, 22:24:30 »
А может быть так - прорыв в область духа у некоторых связан с причинением ущерба здоровью физическому и душевному, потому что так нужно для проявления духовного?

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #2 : 07 Октябрь 2006, 22:52:29 »
Цитата: Victor
А может быть так - прорыв в область духа у некоторых связан с причинением ущерба здоровью физическому и душевному, потому что так нужно для проявления духовного?

Всегда, перед пробуждением духа человеком с Божией помощью производится определённая работа. Эту работу можно назвать очищением души, или смирением души и её вообще-то возможно производить достаточно эффективно только уже до некоторой степени пребывая в духе, научившись абстрагироваться от своих душевных процессов, вставать над ними. Если эта работа не проделана, истинной исихии достичь невозможно, потому что человек, не имея точки опоры, неизбежно будет унесён призраками душевного мира, введён ими в заблуждение. Это как раз то, что называется прелестью. Если же человек в процессе сталкивается с нарушениями в здоровье - физическом или душевном - это не может быть связано с пробуждением духа как таковым, потому что это последнее есть здоровье.
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #3 : 07 Октябрь 2006, 23:22:40 »
Есть ещё одно узкое место: переходный момент. Когда у человека начинает пробуждаться дух, когда в нём начинает говорить совесть и страх Божий и жажда Бога, но он позволяет себе колебаться и сходить вниз и действовать наперекор духу а в согласии с законом мира сего; когда человек познал Закон, написанный в его сердце и нарушает его - как говорил ап.Павел - подобно собаке, возвращающейся на свою блевотину, вот тогда действительно возможен более или менее глубокий разлад и в физическом и в душевном здоровье. Но разве причина этого разлада лежит в "прорыве к духу"?
Олег

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #4 : 07 Октябрь 2006, 23:24:08 »
plot, извините, не понимаю Вас - Вы хотите сказать, что духовные люди ничем не болеют, что ли? Простите, если не так понял.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #5 : 07 Октябрь 2006, 23:25:22 »
Цитата: Victor
plot, извините, не понимаю Вас - Вы хотите сказать, что духовные люди ничем не болеют, что ли? Простите, если не так понял.

Нет же, хочу сказать, что если болеют - то причина этих болезней не в "прорыве к духу". Причины могут быть разные, но пребывание в духе - это естественное и богоданное состояние человека, состояние до грехопадения. И оно не может повредить тело или душу.
Олег

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #6 : 08 Октябрь 2006, 00:06:00 »
Согласен с Вами.
Но, все же - мне кажется, что у одних это проходит гладко, а других - нет.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #7 : 08 Октябрь 2006, 09:13:03 »
Цитата: Victor
Но, все же - мне кажется, что у одних это проходит гладко, а других - нет.

Проходит гладко - что? "Прорыв в дух"? Смею утверждать, что все негладкости, которые встречает человек на этом пути, происходят до того, как его дух воскрес из мертвых. Если же какие-то проблемы с физическим здоровьем происходят и после этого - то это уже не есть следствие "прорыва в дух", а следствие других причин. Если же имеет место душевная болезнь (тут надо заметить, что окружающие, бывает, принимают за душевную болезнь то, что ею не является), то это со всей определённостью говорит о том, что "прорыв в дух" просто не состоялся или был неполным, по крайней мере на момент существования болезни. Хотя обычно всё же душевные болезни связаны именно с тем, что человек так и не добрался до воскрешения духа и застрял в душевной области, запутался в ней.
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #8 : 08 Октябрь 2006, 09:20:52 »
Мы уже говорили примерно о том же в теме про юродство. Так вот, здесь - то же самое. Можно с определённостью сказать, что истинно юродивые не были душевно больными людьми, юродство было их способом служения Господу, они делали то, что им велел Господь. Те же из так называемых юродивых, которые на самом деле были душевнобольными людьми, никакого отношения к духу не имели - они потерялись в призраках, прелестях и бесах душевного мира.
Мистика и всякие морочные чудеса есть только в душевном мире. Духовный мир выше этого, он прост, тих, трезв и ясен, пропитан Сиянием Божиим и в нём нет ни пятнышка.
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #9 : 08 Октябрь 2006, 13:49:45 »
Кажется, я уже говорил об этом.

1. Проявление духовного (Божией благодати) в материальном и душевном (чувственном, умственном) мире скорее будет разрушать последние, если встречается неприятие и сопротивление. Отсюда многие недомогания, болезни и даже смерти. Божий бич никто не отменял...

2. Аскетический путь весьма опасен: если человек не улавливается обычными приемами: теплохладностью, суетностью мысли и чувств, осуждением и некоторыми др., - то он встречается внутри себя с глубокими проблемами, в частности, на физическом и родовом плане и, как следствие, получает набор душевных и физических поломок.

3. Если аскетический путь пройден в личном плане, и произошло некое согласование духа, души и тела, то проблема остается нерешенной на общественном (земном) уровне: ветхое окружение, инертная и извращенная психика и физика других людей, спящая материя.

Люди, зараженные йогическими шаблонами, плохо понимают суть мученического и сострадательного пути Христа и христианства. В Христе они видят неудачника, в мученическом следовании за ним - неполноценность и неочищенность последователей.

Христианское понимание мученичества: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира. Соразделение страданий, очищение общих грехов - это молитва за весь мир, которая является стержнем христианского исповедования. Как Господь взял на себя грехи мира, так и христианин берет часть общих грехов ради спасения всех. Берет по той "простой" причине, что человек - микрокосм, - и содержит в себе мир, поэтому меняя себя - в обожении, затрагивает и меняет весь мир. А силы, миром управляющие, меняться не желают и пытаются совратить или уничтожить подвижника.

И вот ныне, когда происходят не самые приятные подвижки в российском обществе, их можно ощутить на собственной шкуре: во множестве явных бесовских нападений, в болезнях тела... Но и укрепляющая благодать - она первична - возрастает.

Несомненно, есть люди, физически более крепкие и душевно сбалансированные, которые способны лучшим образом согласовать духовное развитие и физическое состояние. Безусловно, следует поддерживать тело в хорошей физ. форме и не умерщвлять его бессмысленными подвигами, ибо оно - храм Духа. Но... земля корчится от боли, и находясь посреди ее мук, невозможно быть полностью благополучным и здоровым.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #10 : 08 Октябрь 2006, 14:10:10 »
То есть, Alexander, правильно ли я понял, что вы утверждаете, что путь внутренней христиаской аскезы с высокой вероятностью, а точнее - почти наверняка - при водит к физическим и душевным нарушениям, а так же - к дисгармонизации отношений данного человека с окружающими людьми?
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #11 : 08 Октябрь 2006, 14:49:34 »
Не приводит, а проводит через нарушения - внутренний путь направлен на взыскание града небесного и в жизнь вечную. О дисгармонии же с окружающими людьми немало говорит Господь: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. И ап.Павел вторит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #12 : 08 Октябрь 2006, 15:19:22 »
Цитата: Alexander
Не приводит, а проводит через нарушения - внутренний путь направлен на взыскание града небесного и в жизнь вечную. О дисгармонии же с окружающими людьми немало говорит Господь: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. И ап.Павел вторит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

В пору задуматься. Лично plot'у.
Конечно, я не могу претендовать ни на какой особый опыт в этой области... Но вообще-то, то по мере продвижения ничего кроме блага во всех областях - от физического и душевного здоровья до взаимоотношений с людьми я не вижу. И более того, мне трудно представить, как может быть иначе. Поначалу конечно может быть всякое, но это искажения и они вовсе не обязательны. Да, часто проходишь словно бы сквозь внутренний огонь, но и он благотворен. Да, были болезни и физические страдания - раньше, до начала, сейчас же они в значительной мере ослабли и вообще, относиться я к ним стал намного более спокойно.
По поводу гонений... Для меня это тупик. Если слова Павла и Иисуса трактовать буквально, то получается странное: есть люди безусловно святые, которые не претерпели и капли гонений а даже и наоборот.
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #13 : 08 Октябрь 2006, 15:48:25 »
Существуют разные этапы внутреннего строительства, да и путь каждого человека уникален.

Святые без гонений... Гонения бывают и невидимые. Найти же святых, не претерпевших ни капли гонений, не так просто.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #14 : 08 Октябрь 2006, 16:22:09 »
Цитата: Alexander
Святые без гонений... Гонения бывают и невидимые. Найти же святых, не претерпевших ни капли гонений, не так просто.

По поводу гонений внутренних - согласен. Скорее всего, имелись в виду не только и не столько гонения от собственно наших братьев и сестёр - человеков.
Да, чем дальше смотрю в этот вопрос, тем яснее становится, что те нарушения, о которых вы говорите, очень возможны и почти неизбежны при насильственном форсировании аскетического пути с его атрибутами: строгий пост, уединение, усиленное (форсированное углубление в сердце). Но такие методы всегда неправильны, имхо. Они как правило продиктованы своевольными хотениями и тому подобными вещами, которыми вообще-то нельзя руководствоваться, потому что в конечном итоге они свидетельствуют о недостатке веры.
Олег