Исихазм

Автор Тема: Духовность и здоровье  (Прочитано 40534 раз)

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« : 07 Октябрь 2006, 20:21:53 »
Отделено от: http://hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1310
-----


Цитата: Alexander
3-ий уровень (надуровень) - духовный. Связь духовного здоровья с телесным весьма опосредованная. Люди с развитой эгоистической душой чаще озабочены физическим здоровьем, а вот выход в область духа часто чревато и для телесного состояния, и для душевного.

Александр, я вижу тут предмет для прояснений и может быть его нужно вынести в отдельную ветку, а данный мой пост сделать заделом для этой ветки. Её можно назвать, например, "Что есть духовное?" или "Православная антропология".
Поводом для начала этих рассуждений послужило ваше, Александр, периодическое утверждение, что прорыв в область духа способен нанести ущерб нашему физическому и душевному здоровью. Я подобного не наблюдал и мне трудно представить, что восхождение в дух (не путать со Святым Духом - о Нём как я понимаю, речь вообще даже не идёт, а речь идёт о духовной составляющей человеческого существа) может как-то повредить здоровью (а тем более если речь идёт о Святом Духе), и потому задумался: либо я не совсем понимаю что есть область духа и прорыв в неё, либо вы. Вопрос это имхо очень важный. На мой взгляд (могу ошибаться), вы имеете в виду под духом лишь духовную составляющую души (духовно-душевную часть человеческой натуры), а то и более низкую часть спектра. принятие этой части за духовную действительно может повлечь за собой различные прелестные состояния, которые станут причиной болезней и тела и души. Но дух человека - это другое!
Странно так же, что, говоря о, например, пробуждении в человеке совести, вы говорите о душевном аспекте, тогда как это не что иное, как пробуждение в человеке его духа, потому что совесть есть одно из проявлений нашего духа. То же и со всем остальным. И та любовь, о которой говорил ап.Павел - это не душевное, а духовное явление!
Олег

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #1 : 07 Октябрь 2006, 22:24:30 »
А может быть так - прорыв в область духа у некоторых связан с причинением ущерба здоровью физическому и душевному, потому что так нужно для проявления духовного?

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #2 : 07 Октябрь 2006, 22:52:29 »
Цитата: Victor
А может быть так - прорыв в область духа у некоторых связан с причинением ущерба здоровью физическому и душевному, потому что так нужно для проявления духовного?

Всегда, перед пробуждением духа человеком с Божией помощью производится определённая работа. Эту работу можно назвать очищением души, или смирением души и её вообще-то возможно производить достаточно эффективно только уже до некоторой степени пребывая в духе, научившись абстрагироваться от своих душевных процессов, вставать над ними. Если эта работа не проделана, истинной исихии достичь невозможно, потому что человек, не имея точки опоры, неизбежно будет унесён призраками душевного мира, введён ими в заблуждение. Это как раз то, что называется прелестью. Если же человек в процессе сталкивается с нарушениями в здоровье - физическом или душевном - это не может быть связано с пробуждением духа как таковым, потому что это последнее есть здоровье.
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #3 : 07 Октябрь 2006, 23:22:40 »
Есть ещё одно узкое место: переходный момент. Когда у человека начинает пробуждаться дух, когда в нём начинает говорить совесть и страх Божий и жажда Бога, но он позволяет себе колебаться и сходить вниз и действовать наперекор духу а в согласии с законом мира сего; когда человек познал Закон, написанный в его сердце и нарушает его - как говорил ап.Павел - подобно собаке, возвращающейся на свою блевотину, вот тогда действительно возможен более или менее глубокий разлад и в физическом и в душевном здоровье. Но разве причина этого разлада лежит в "прорыве к духу"?
Олег

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #4 : 07 Октябрь 2006, 23:24:08 »
plot, извините, не понимаю Вас - Вы хотите сказать, что духовные люди ничем не болеют, что ли? Простите, если не так понял.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #5 : 07 Октябрь 2006, 23:25:22 »
Цитата: Victor
plot, извините, не понимаю Вас - Вы хотите сказать, что духовные люди ничем не болеют, что ли? Простите, если не так понял.

Нет же, хочу сказать, что если болеют - то причина этих болезней не в "прорыве к духу". Причины могут быть разные, но пребывание в духе - это естественное и богоданное состояние человека, состояние до грехопадения. И оно не может повредить тело или душу.
Олег

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #6 : 08 Октябрь 2006, 00:06:00 »
Согласен с Вами.
Но, все же - мне кажется, что у одних это проходит гладко, а других - нет.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #7 : 08 Октябрь 2006, 09:13:03 »
Цитата: Victor
Но, все же - мне кажется, что у одних это проходит гладко, а других - нет.

Проходит гладко - что? "Прорыв в дух"? Смею утверждать, что все негладкости, которые встречает человек на этом пути, происходят до того, как его дух воскрес из мертвых. Если же какие-то проблемы с физическим здоровьем происходят и после этого - то это уже не есть следствие "прорыва в дух", а следствие других причин. Если же имеет место душевная болезнь (тут надо заметить, что окружающие, бывает, принимают за душевную болезнь то, что ею не является), то это со всей определённостью говорит о том, что "прорыв в дух" просто не состоялся или был неполным, по крайней мере на момент существования болезни. Хотя обычно всё же душевные болезни связаны именно с тем, что человек так и не добрался до воскрешения духа и застрял в душевной области, запутался в ней.
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #8 : 08 Октябрь 2006, 09:20:52 »
Мы уже говорили примерно о том же в теме про юродство. Так вот, здесь - то же самое. Можно с определённостью сказать, что истинно юродивые не были душевно больными людьми, юродство было их способом служения Господу, они делали то, что им велел Господь. Те же из так называемых юродивых, которые на самом деле были душевнобольными людьми, никакого отношения к духу не имели - они потерялись в призраках, прелестях и бесах душевного мира.
Мистика и всякие морочные чудеса есть только в душевном мире. Духовный мир выше этого, он прост, тих, трезв и ясен, пропитан Сиянием Божиим и в нём нет ни пятнышка.
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #9 : 08 Октябрь 2006, 13:49:45 »
Кажется, я уже говорил об этом.

1. Проявление духовного (Божией благодати) в материальном и душевном (чувственном, умственном) мире скорее будет разрушать последние, если встречается неприятие и сопротивление. Отсюда многие недомогания, болезни и даже смерти. Божий бич никто не отменял...

2. Аскетический путь весьма опасен: если человек не улавливается обычными приемами: теплохладностью, суетностью мысли и чувств, осуждением и некоторыми др., - то он встречается внутри себя с глубокими проблемами, в частности, на физическом и родовом плане и, как следствие, получает набор душевных и физических поломок.

3. Если аскетический путь пройден в личном плане, и произошло некое согласование духа, души и тела, то проблема остается нерешенной на общественном (земном) уровне: ветхое окружение, инертная и извращенная психика и физика других людей, спящая материя.

Люди, зараженные йогическими шаблонами, плохо понимают суть мученического и сострадательного пути Христа и христианства. В Христе они видят неудачника, в мученическом следовании за ним - неполноценность и неочищенность последователей.

Христианское понимание мученичества: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира. Соразделение страданий, очищение общих грехов - это молитва за весь мир, которая является стержнем христианского исповедования. Как Господь взял на себя грехи мира, так и христианин берет часть общих грехов ради спасения всех. Берет по той "простой" причине, что человек - микрокосм, - и содержит в себе мир, поэтому меняя себя - в обожении, затрагивает и меняет весь мир. А силы, миром управляющие, меняться не желают и пытаются совратить или уничтожить подвижника.

И вот ныне, когда происходят не самые приятные подвижки в российском обществе, их можно ощутить на собственной шкуре: во множестве явных бесовских нападений, в болезнях тела... Но и укрепляющая благодать - она первична - возрастает.

Несомненно, есть люди, физически более крепкие и душевно сбалансированные, которые способны лучшим образом согласовать духовное развитие и физическое состояние. Безусловно, следует поддерживать тело в хорошей физ. форме и не умерщвлять его бессмысленными подвигами, ибо оно - храм Духа. Но... земля корчится от боли, и находясь посреди ее мук, невозможно быть полностью благополучным и здоровым.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #10 : 08 Октябрь 2006, 14:10:10 »
То есть, Alexander, правильно ли я понял, что вы утверждаете, что путь внутренней христиаской аскезы с высокой вероятностью, а точнее - почти наверняка - при водит к физическим и душевным нарушениям, а так же - к дисгармонизации отношений данного человека с окружающими людьми?
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #11 : 08 Октябрь 2006, 14:49:34 »
Не приводит, а проводит через нарушения - внутренний путь направлен на взыскание града небесного и в жизнь вечную. О дисгармонии же с окружающими людьми немало говорит Господь: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. И ап.Павел вторит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #12 : 08 Октябрь 2006, 15:19:22 »
Цитата: Alexander
Не приводит, а проводит через нарушения - внутренний путь направлен на взыскание града небесного и в жизнь вечную. О дисгармонии же с окружающими людьми немало говорит Господь: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. И ап.Павел вторит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

В пору задуматься. Лично plot'у.
Конечно, я не могу претендовать ни на какой особый опыт в этой области... Но вообще-то, то по мере продвижения ничего кроме блага во всех областях - от физического и душевного здоровья до взаимоотношений с людьми я не вижу. И более того, мне трудно представить, как может быть иначе. Поначалу конечно может быть всякое, но это искажения и они вовсе не обязательны. Да, часто проходишь словно бы сквозь внутренний огонь, но и он благотворен. Да, были болезни и физические страдания - раньше, до начала, сейчас же они в значительной мере ослабли и вообще, относиться я к ним стал намного более спокойно.
По поводу гонений... Для меня это тупик. Если слова Павла и Иисуса трактовать буквально, то получается странное: есть люди безусловно святые, которые не претерпели и капли гонений а даже и наоборот.
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #13 : 08 Октябрь 2006, 15:48:25 »
Существуют разные этапы внутреннего строительства, да и путь каждого человека уникален.

Святые без гонений... Гонения бывают и невидимые. Найти же святых, не претерпевших ни капли гонений, не так просто.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #14 : 08 Октябрь 2006, 16:22:09 »
Цитата: Alexander
Святые без гонений... Гонения бывают и невидимые. Найти же святых, не претерпевших ни капли гонений, не так просто.

По поводу гонений внутренних - согласен. Скорее всего, имелись в виду не только и не столько гонения от собственно наших братьев и сестёр - человеков.
Да, чем дальше смотрю в этот вопрос, тем яснее становится, что те нарушения, о которых вы говорите, очень возможны и почти неизбежны при насильственном форсировании аскетического пути с его атрибутами: строгий пост, уединение, усиленное (форсированное углубление в сердце). Но такие методы всегда неправильны, имхо. Они как правило продиктованы своевольными хотениями и тому подобными вещами, которыми вообще-то нельзя руководствоваться, потому что в конечном итоге они свидетельствуют о недостатке веры.
Олег

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #15 : 08 Октябрь 2006, 20:20:27 »
Цитата: plot
Да, чем дальше смотрю в этот вопрос, тем яснее становится, что те нарушения, о которых вы говорите, очень возможны и почти неизбежны при насильственном форсировании аскетического пути с его атрибутами: строгий пост, уединение, усиленное (форсированное углубление в сердце).

 :agree
От себя рискну добавить, что подобные нарушения могут быть (в числе прочего) и следствием слепого копирования методов использовавшихся в ранней аскетике - ныне же и "исходные точки" и окружение у людей во многом другие.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #16 : 08 Октябрь 2006, 20:51:42 »
Цитата: Gior
подобные нарушения могут быть (в числе прочего) и следствием слепого копирования методов использовавшихся в ранней аскетике - ныне же и "исходные точки" и окружение у людей во многом другие.

Согласен. Эта стезя, путь Любви, не терпит копирования. Копирование это ведь тоже своеобразное насилие и искусственность. Был такой разговор у меня с хорошим знакомым. Когда Серафим Саровский стоял на камне - это был его крик души. Если бы я стоял сейчас на камне, для меня это было бы скорее всего копированием Серафима Саровского. В одну и ту же реку нельзя войти дважды.
Олег

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #17 : 09 Октябрь 2006, 15:26:12 »
plot,
Цитировать
Когда Серафим Саровский стоял на камне - это был его крик души. Если бы я стоял сейчас на камне, для меня это было бы скорее всего копированием Серафима Саровского. В одну и ту же реку нельзя войти дважды.


А как тогда назвать стояние Серафима Вырицкого на камне во время войны? Да, это был его "крик души" за всю Россию. Но подвиг его, как мы видим, "оформился" тем же образом. И в житиях многих святых мы можем найти эти "повторения". Как-будто монахи-переспичики, обремененные монастырскими послушаниями, в полудреме перепутывали лежавшие на столе святцы. :D

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #18 : 09 Октябрь 2006, 16:59:37 »
Цитата: Igor
А как тогда назвать стояние Серафима Вырицкого на камне во время войны? Да, это был его "крик души" за всю Россию. Но подвиг его, как мы видим, "оформился" тем же образом. И в житиях многих святых мы можем найти эти "повторения". Как-будто монахи-переспичики, обремененные монастырскими послушаниями, в полудреме перепутывали лежавшие на столе святцы. :D

Конечно-конечно, дело не во внешней форме повторения, а во внутренних побуждениях. Мы говорим о слепом подражании, в котором нет места тому самому "крику души".
Олег

Владимир С

  • Гость
Духовность и здоровье
« Ответ #19 : 09 Октябрь 2006, 17:16:30 »
plot и Alexander Вы говорили о патологих, которые могут случаться с подвизающимся, на которые он не шёл преднамеренно. А  Victor говорил о том, что подвизающийся иногда преднамеренно идёт на ущерб здоровью выберая, то , что ему дороже Дух.
Вот его цитата:
Цитата: Victor
А может быть так - прорыв в область духа у некоторых связан с причинением ущерба здоровью физическому и душевному, потому что так нужно для проявления духовного?

Так, вот чаще всего ИМХО болезни подвизающегося это именно следствие  преднамеренного обмена его крови на Дух.
Он вполне сознательно выбрал то, что ему дороже. И тем самым, глазах многих, уже попал в категорию "юродивых".
Пусть болезни подкашивают, но он оставшиеся месяцы, недели проживёт на пике своих духовных возможностей и своей полезности людям.
р.Б.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #20 : 09 Октябрь 2006, 19:49:36 »
Цитата: Владимир С
plot и Alexander Вы говорили о патологих, которые могут случаться с подвизающимся, на которые он не шёл преднамеренно. А  Victor говорил о том, что подвизающийся иногда преднамеренно идёт на ущерб здоровью выберая, то , что ему дороже Дух.
Вот его цитата:
Цитата: Victor
А может быть так - прорыв в область духа у некоторых связан с причинением ущерба здоровью физическому и душевному, потому что так нужно для проявления духовного?

Так, вот чаще всего ИМХО болезни подвизающегося это именно следствие  преднамеренного обмена его крови на Дух.
Он вполне сознательно выбрал то, что ему дороже. И тем самым, глазах многих, уже попал в категорию "юродивых".
Пусть болезни подкашивают, но он оставшиеся месяцы, недели проживёт на пике своих духовных возможностей и своей полезности людям.
р.Б.

Очень верно, Владимир!
Не помню где, я читал об одном святом с Кавказа, жившем лет сто пятьдесят назад, который на определённом этапе своей жизни решился можно сказать совершить самоубийство в плаче по Духу: он зашёл на вершину горы и стал молиться и плакать, решив, что лучше умрёт, так он жаждал Бога. Ему было совершенно всё равно, что будет с его плотью, он словно бы приносил в жертву свою жизнь.
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #21 : 09 Октябрь 2006, 21:18:03 »
Цитата: Владимир С

Так, вот чаще всего ИМХО болезни подвизающегося это именно следствие  преднамеренного обмена его крови на Дух.

Кто-то меняет свою кровь на дух нечистый, кто-то - на Дух Святой.
Платой всегда является наша кровь.
Олег

svl

  • Гость
Духовность и здоровье
« Ответ #22 : 24 Октябрь 2006, 11:01:49 »
Многие наверное знают, что  принятая правительством России программа  здоровья населения предусматривает диспансеризацию - обязательный профилактический медосмотр всего работающего населения.
Понятно, что цели тут политические, поскольку наукой доказана бесполезность этого мероприятия. А вот вред, наносимый духовному здоровью медикализацией жизни - несомненный.
Мне кажется удивительным, что никто из православных (да и любых других конфессий) не возвысил свой голос против этого мероприятия. Или я ошибаюсь? Может быть кто даст ссылку на публикации или обсуждения на форумах по этому поводу?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #23 : 24 Октябрь 2006, 11:09:38 »
svl,  :D

Рассудите здраво и оставьте минздравово минздраву.

svl

  • Гость
Духовность и здоровье
« Ответ #24 : 24 Октябрь 2006, 15:44:41 »
Цитата: Alexander
svl,  :D

Рассудите здраво и оставьте минздравово минздраву.


К сожалению, Alexander, в данном случае  налицо факт грубейшего вмешательства государства в частную жизнь. Мне показалось важным обратить внимание читателей форума на этот факт.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #25 : 24 Октябрь 2006, 15:53:09 »
svl,  :D если бы Вы только представляли сколько
подобных фактов не на лицо, но имеют место быть ...
это показалось бы Вам мелочью. Иначе жить в социуме опасно
для здоровья. Да и не рекомендуется.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #26 : 26 Октябрь 2006, 00:13:52 »
Цитата: plot
То есть, Alexander, правильно ли я понял, что вы утверждаете, что путь внутренней христиаской аскезы с высокой вероятностью, а точнее - почти наверняка - приводит к физическим и душевным нарушениям, а так же - к дисгармонизации отношений данного человека с окружающими людьми?

Смешно даже и говорить собравшимся здесь взрослым людям, что общепринятое представление об эталоне физического и душевного здоровья даже рядом не лежало с тем невыразимым никакими человеческими словами Месте Жизни, для которого изначально и был создан человек. Путь аскезы, а другими словами, путь возвращения к Создателю несомненно должен болезненно разрушать нашу жесткую кристаллическую структуру, сформированную эонами жизни человека в Отпадении.
А про "гармонию" наших отношений с близкими вообще лучше промолчать... У кого она реально есть?
Даже чистую и восторженную любовь юных превращаем мы со временем в уродливую привычку, на которую страшно смотреть.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #27 : 27 Октябрь 2006, 15:21:05 »
Цитата: Леонид
путь возвращения к Создателю несомненно должен болезненно разрушать нашу жесткую кристаллическую структуру, сформированную эонами жизни человека в Отпадении.
А про "гармонию" наших отношений с близкими вообще лучше промолчать... У кого она реально есть?
Даже чистую и восторженную любовь юных превращаем мы со временем в уродливую привычку, на которую страшно смотреть.

Не могу согласиться.
Для плоти и для души ЕСТЕСТВЕННО (т.е. это - изначальное, правильное сотояние для них) жить под началом духа, а он, проснувшись, и созерцая Бога, становится воистину подобен Ему. Иго Его легко и под этим игом и плоть и душа ИСТИННО процветают (здесь надо согласиться с вашим положением, что это процветание даже рядом не лежит с нашим представлением о процветании). Те же нарушения, которые имеют место, вовсе не обязательны в принципе для любого человека и являются не следствием пробуждения духа как таковым, а чем-то другим.
Олег

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #28 : 27 Октябрь 2006, 20:51:01 »
Цитата: plot
Те же нарушения, которые имеют место, вовсе не обязательны в принципе для любого человека и являются не следствием пробуждения духа как таковым, а чем-то другим.

Мы тут говорим на разных языках.
Вы, plot, называете эти явления нарушениями, а я говорил о неизбежности болезненного преодоления первородного греха в каждом молящемся, и неразрывно связанного с ним целого клубка наших преступлений против Божьего Закона, совершенных каждым из нас в течении всей жизни. Неужели Вы думаете, что попаление грехов проходит безболезненно и незаметно? Это как в каждой болезни - наступает пароксизм (кризис), наиболее тяжелая форма заболевания, после чего приходит исцеление (или смерть).

Если бы Вы столкнулись с реальной тишиной Вашего ума, то сразу обнаружили бы боль в Вашем теле, которая всегда там была, только тихо тлела, будучи вытесненной под порог Вашего восприятия.

Без вхождения в эту боль и проживания её нет никакого "пробуждения духа". Это (имхо) и есть главная цель молитвы для уровня психофизиологии.
Ум то тем и "хорош", что своей постоянной болтовней отвлекает нас от всматривания в эту боль. И мало того, именно эта самая боль и является источником ума.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #29 : 29 Октябрь 2006, 10:37:04 »
Цитата: Леонид
Цитата: plot
Те же нарушения, которые имеют место, вовсе не обязательны в принципе для любого человека и являются не следствием пробуждения духа как таковым, а чем-то другим.

Мы тут говорим на разных языках.
Вы, plot, называете эти явления нарушениями, а я говорил о неизбежности болезненного преодоления первородного греха в каждом молящемся, и неразрывно связанного с ним целого клубка наших преступлений против Божьего Закона, совершенных каждым из нас в течении всей жизни. Неужели Вы думаете, что попаление грехов проходит безболезненно и незаметно? Это как в каждой болезни - наступает пароксизм (кризис), наиболее тяжелая форма заболевания, после чего приходит исцеление (или смерть).

Если бы Вы столкнулись с реальной тишиной Вашего ума, то сразу обнаружили бы боль в Вашем теле, которая всегда там была, только тихо тлела, будучи вытесненной под порог Вашего восприятия.

Без вхождения в эту боль и проживания её нет никакого "пробуждения духа". Это (имхо) и есть главная цель молитвы для уровня психофизиологии.
Ум то тем и "хорош", что своей постоянной болтовней отвлекает нас от всматривания в эту боль. И мало того, именно эта самая боль и является источником ума.


да-да, брат Леонид.
Олег

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #30 : 29 Октябрь 2006, 11:33:25 »
Братья!
Если возможно, то хотелось бы услышать мнение участников форума о: важности или не важности телесного подвига, о его аспектах, последствиях и мн. другом.  Потому, что мы знаем, что "Глава добродетелей — молитва; их основание — пост."(Свт. Игнатий)
Как вам кажется насколько важен в духовном делании подвиг телесный? Каким образом влияет на тело - пост, бдение? И какие меры телесного подвига в нынешнее время нам подходят?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #31 : 29 Октябрь 2006, 19:45:44 »
Цитата: Виктор
Братья! Если возможно, то хотелось бы услышать мнение участников форума о: важности или не важности телесного подвига, о его аспектах, последствиях и мн. другом.


Сперва мнение св. отцов.

"Много в нынешнем веке видим подвижников, много постников, много таких, кои по целым ночам простаивают на молитве, но, к сожалению, очень мало смиренных и кротких, мало таких, которые бы украшались молчанием уст своих, а не велеречием, кои бы угощали странников, с любовию, ходили за больными, насыщали голодных, одевали нагих, посещали заключенных в темницах, т. е. мало таких, кои бы внимания для своего спасения обращали на более важные и необходимые добродетели. Нигде прямо не сказано в Св. Писании, что для спасения души необходимо морить себя голодом, делать многочисленные поклоны, носить вериги и предпринимать тому подобные подвиги, между тем Евангелие говорит ясно, что надо любить друг друга, что именно за нелюбовь к ближнему осудятся на страшном суде грешные, а праведные за исполнение оной будут оправданы. ... Сими словами никак не намерены мы сказать, что большие посты, молитвы, коленопреклонения и прочие подвиги, коими тело удручается, вовсе не нужны; но желаем только склонить вас к благоразумной умеренности в них, которую и святые Отцы похваляют, называя ее "царским путем", и притом хотим обратить ваше главнейшее внимание на исполнение животворящих и необходимейших заповедей Иисусовых."
прп. Лев Оптинский

"Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то безпечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием соделывает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою (м. б. не охочею рассуждать). Подобает убо образ питания телеснаго соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа."
Бл. Диадох

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #32 : 30 Октябрь 2006, 21:00:34 »
Цитата: Evgeny

Сперва мнение св. отцов.

"Много в нынешнем веке видим подвижников, много постников, много таких, кои по целым ночам простаивают на молитве, но, к сожалению, очень мало смиренных и кротких, мало таких, которые бы украшались молчанием уст своих, а не велеречием, кои бы угощали странников, с любовию, ходили за больными, насыщали голодных, одевали нагих, посещали заключенных в темницах, т. е. мало таких, кои бы внимания для своего спасения обращали на более важные и необходимые добродетели. Нигде прямо не сказано в Св. Писании, что для спасения души необходимо морить себя голодом, делать многочисленные поклоны, носить вериги и предпринимать тому подобные подвиги, между тем Евангелие говорит ясно, что надо любить друг друга, что именно за нелюбовь к ближнему осудятся на страшном суде грешные, а праведные за исполнение оной будут оправданы. ... Сими словами никак не намерены мы сказать, что большие посты, молитвы, коленопреклонения и прочие подвиги, коими тело удручается, вовсе не нужны; но желаем только склонить вас к благоразумной умеренности в них, которую и святые Отцы похваляют, называя ее "царским путем", и притом хотим обратить ваше главнейшее внимание на исполнение животворящих и необходимейших заповедей Иисусовых."
прп. Лев Оптинский

"Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то безпечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием соделывает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою (м. б. не охочею рассуждать). Подобает убо образ питания телеснаго соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа."
Бл. Диадох

На самом деле, к этому трудно что-либо добавить.
Телесный подвиг может быть от Бога и от человека. От человека подвиг не даст ничего, каким бы суровым он ни был. А будучи от Бога, телесный подвиг не ощущается подвигом самим подвижником, потому что в нём подвижник думает о Боге, а не о подвиге.
Олег

Владимир С

  • Гость
Духовность и здоровье
« Ответ #33 : 31 Октябрь 2006, 10:22:03 »
Цитата: plot

Телесный подвиг может быть от Бога и от человека. От человека подвиг не даст ничего, каким бы суровым он ни был. А будучи от Бога, телесный подвиг не ощущается подвигом самим подвижником, потому что в нём подвижник думает о Боге, а не о подвиге.

Телесный подвиг ИМХО нужен не Богу, а самому подвизающемуся, потому, что до определённого возраста (возраста окончательной победы души над телом) он не может добиться чистоты помыслов, а отсюда и чистоты и интенсивности молитвы.
Другое дело, однажды взяв на себя этот подвиг, подвижник как бы задекларировал его перед Богом и вдальнейшем и этот подвиг уже совершается в синергии с Господом, он чувствует помощь Господа в поставленной задаче -это и болезни посылаемые Господом, кода тело начинает брать верх над духом и наоборот наполнение тела необходимыми силами, когда их не остаётся для исполнения дел любви.
Хотя, действительно, в зачёт подвижнику, идёт не телесный подвиг, а дела, которые опять возможно исполнить только в синергии с Господом
р.Б.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #34 : 31 Октябрь 2006, 19:41:43 »
Человек, который всю ночь играл в стратегию или какую-нибудь стрелялку, забыв о питье и еде и сне и
человек, который провёл всю ночь в молитве
физически оба нудили себя, не спали и не ели всю ночь.
В чём разница?
Более тонкий пример:
человек, который всю ночь выполнял некую йогическую медитацию, чтобы например, научиться левитировать или пробудить Кундалини и
человек, всю ночь молившийся Богу.
И там и там аскеза и телесный подвиг. В чём разница?
И молиться можно по-разному, и телесный подвиг, внешне одинаковый, может быть диаметрально противополным.
И бодрение с молитвой в течение обычного трудового дня с воздержанием от излишней пищи тоже можно назвать подвигом, а полное воздержание от всего вообще - себялюбивой выходкой.
Нужно укрепляться в памятовании Господа, а Он всё подскажет. Часто помыслы и страсти, бесы науськивают человека творить излишниц подвиг, в результате которого он может сломаться или укрепиться в гордыне. Некоторым полезнее вести совершенно обычный внешне образ жизни.
Олег

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #35 : 01 Ноябрь 2006, 10:09:18 »
А как насчет, если человек, научившийся левитировать и пробудивший кундалини, всю ночь молившийся Богу :adieu?
Кстати, у христианина может пробудиться и кундалини. Но ставить это целью - это уже йогизм. Искать надо Царствия Божьего, а остальное приложиться.

А страсти, так и да, иногда наущают творить подвиг, бывает, думаешь, Богу молишься все время, а так и да, укрепляешься в маммоне, в гордыне, хоть и скрытой. А бывает, кроме Серафимова правила ничего не читаешь, и ты на вершине христианской добродетели.

Но если мы живем в миру, то лучше не называть подвиги подвигами, а просто быть в бдении, молиться, созерцать сердце свое, т.е. ничего не должно видеть в подвиге особенного, это подвиг и аскеза для атеиста, а для нас - христиан, это просто образ жизни.

И если мы ограничиваем себя в пище - это совсем не значит, что тело изнуряется, ибо сказано - ни одними хлебами будет питаться человек, но всяким Словом, исходящим из Уст Божьих.

И на здоровье это не наложит никакого вреда, только пользу, как для души, так и для тела. Если, конечно, отдаешь себя Богу всецело с полным смирением, а не ищещь славы в миру. Вред здоровью может нанести нарушение духовных законов, которые мы принимаем, отказываясь от законов мира сего. И так как мы живем в сем мире, то по законам духовным первое время немного тяжелее жить - отсюда и некоторые проблемы бывают, возникают со здоровьем. Второй источник - прошлые неисповеданные или неосознанные грехи, третий - несмирение, четвертый - человеческий эгоизм. Если приходит болезнь, то надо ее принимать со смирением, и даже с благодарением, поскольку это в большинстве случаев есть эпитимия, благославение, и не от священника, а от Бога. Индусы бы это, думаю, назвали бы балансированием кармы. У нас - это отработка грехов.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #36 : 01 Ноябрь 2006, 12:08:16 »
Отработка грехов - термин не православный и крайне не удачный. Лучше им не пользоваться.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #37 : 01 Ноябрь 2006, 13:34:27 »
Цитата: Keleynick
Но если мы живем в миру, то лучше не называть подвиги подвигами, а просто быть в бдении, молиться, созерцать сердце свое, т.е. ничего не должно видеть в подвиге особенного, это подвиг и аскеза для атеиста, а для нас - христиан, это просто образ жизни.

 :yes
Олег

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #38 : 01 Ноябрь 2006, 15:52:30 »
Цитата: Alexander
Отработка грехов - термин не православный и крайне не удачный. Лучше им не пользоваться.


OK. Ограничимся термином "эпитимия". Но для меня важно не то, как звучит тот или иной термин, а то, что под ним подразумевается.

Но термин "наказание" он хоть и православный, но не совсем точен. Ибо это не сам Бог нас наказывает, это просто Закон Его так работает. За каждое прегершение нужно дать ответ, если не даешь в жизни сей, то придется дать в будущей. И болезни, страдания - это как раз и есть ответ за грехи. Но есть другой путь - покаяние и бескорыстные добрые дела. Вот, собственно, что я хотел сказать.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #39 : 01 Ноябрь 2006, 16:57:56 »
Цитата: Keleynick
Цитата: Alexander
Отработка грехов - термин не православный и крайне не удачный. Лучше им не пользоваться.


OK. Ограничимся термином "эпитимия". Но для меня важно не то, как звучит тот или иной термин, а то, что под ним подразумевается.

Но термин "наказание" он хоть и православный, но не совсем точен. Ибо это не сам Бог нас наказывает, это просто Закон Его так работает.  

  Это из чего же такой закон следует?
  Никакой "отработки" нет, а все грехи верующего во Христа находятся в одном месте-на Кресте и две тысячи лет назад произошла их "отработка"-страданиями и смертью Сына Божьего. Из Вашего поста получется, что Бога не "удовлетворяет" такая жертва  и он "запустил" Закон "отработки", а сам в стороне сидит и наблюдает. :yes /не Сам же наказывает/
   Ну а то, что вся тварь / и человек/ страдает и мучается... Что же вы хотели в непреображенном мире?

Владимир С

  • Гость
Духовность и здоровье
« Ответ #40 : 01 Ноябрь 2006, 18:11:45 »
Между нашими болезнями и нашими грехами чаще всего никакой связи нет. Мы хотим найти логику там где её нам не увидать.
Воспитательный момент от болезней большой и не обязательно для человека страждущего, а и для окружающих его.
р.Б.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #41 : 01 Ноябрь 2006, 18:11:53 »
Т.е., допустим, я убил 100 человек, но верую во Христа... Так просто, без покаяния, без исправления. Ведь Киприан, будучи чародеем, тоже верил во Христа.

Бога не то, чтоб не удовлетворяет жертва, это даже не совсем жертва. Бог не наблюдает и не судит, Ему и так все видно, потому что Он есть все и вся. Весь суд Он отдал Сыну своему. И никаких жертв Он не требует - "милости хочу, а не жертвы". Жертва - понятие более языческое. Вы говорите, все грехи на Кресте, так зачем тогда стремиться к праведности? "Отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за мной", чего кстати не сделал в свое время Петр. Эта цитата свидетельствует о том, что мы обязаны разделить участь Христа, у кого много совершенной Любви, тот может нести чужие грехи, затем их "стирать" бескорыстными добрыми делами. Что можно увидеть из жизни многих святых - сначала, болезни и страдания, сопровождаемые подвигами, затворами, безмолвиями, затем раскрытие, обожение, добродетели и чудеса, исцеления и т.д. Т.е. они взяли часть работы Христа на себя, и по выполнении этой работы получили дары и вечное место в раю.

Вы хотите сказать - что если человек болеет, то это не за грехи, а потому что он непреображенный? Но ведь и Господь наш в свое время тоже был непреображенный, но был безгрешен.

А закон един для всей жизни - каждое следствие имеет причину. И ничего не случайно. Он был и до Явления Христа миру и после, и будет всегда. Можно поговорить об этом в отдельной теме.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #42 : 01 Ноябрь 2006, 18:18:14 »
Согласен, не всегда болезнь - эпитимия, бывает это воспитательный момент для ближних. Но очень многие болезни - эпитимии, об этом даже священники говорят.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #43 : 01 Ноябрь 2006, 19:15:54 »
Цитировать
Ведь Киприан, будучи чародеем, тоже верил во христа

  Это что-то новое :yes


Цитировать
Так зачем тогда стремиться к праведности

  Вы путаете  оправдание  и обожение

Цитировать
...у кого много совершенной любви, тот может нести чужие грехи, затем их "стирать" бескорыстными делами . Что можно увидеть из жизни многих святых...они взяли часть работы Христа на себя и по выполнении этой работы получили дары и вечное место в раю


  В свете абсолютного значения  Христовой жертвы, что является краеугольным камнем евангельского учения заявления о несении  кем-то чужих грехов и о том, что святые взяли часть Его работы на себя выглядят по-крайней мере нелепо.  
    Тысячелетиями над человечеством довлела проклятая причинно-следственная связь: грех-возмездие, грех-возмездие . Люди стонали в этом адовом кругу и понимали, что никакие тысячи жерственных животных не смогут искупить их грехи. И вот явился Богочеловек и , разорвав цепь проклятий встал между грехом и возмездием за него, приняв на себя чужие грехи и незаслуженное по отношению к себе возмездие.
   Все Евагелие пронизано значением преображающей, чудотворящей силы этой жертвы, ее уникальностью, неповторимостью. Если читать апостольские послания так апостолы прямо кричат от радости! А здесь-причинно-следственные связи... :(  И видим мы вместо радостной вести  уголовный кодекс... Обидно ...[/quote]

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #44 : 01 Ноябрь 2006, 19:38:27 »
Iraida,  
Цитировать
В свете абсолютного значения Христовой жертвы, что является краеугольным камнем евангельского учения заявления о несении кем-то чужих грехов и о том, что святые взяли часть Его работы на себя выглядят по-крайней мере нелепо.

Это ограниченное протестантское мнение. Поверхность...

Христос принес спасение, но спасение еще не совершилось.  Стяжающий же Духа помогает спастись многим... помогает - берет на себя часть тяжелой ноши. "Апостолы прямо кричат от радости" и плачут от боли, и находятся в муках, и идут на муки...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #45 : 01 Ноябрь 2006, 19:47:00 »
Цитата: Iraida
И вот явился Богочеловек и , разорвав цепь проклятий встал между грехом и возмездием за него, приняв на себя чужие грехи и незаслуженное по отношению к себе возмездие.
   Все Евагелие пронизано значением преображающей, чудотворящей силы этой жертвы, ее уникальностью, неповторимостью. Если читать апостольские послания так апостолы прямо кричат от радости! А здесь-причинно-следственные связи... :(  И видим мы вместо радостной вести  уголовный кодекс... Обидно ...


Однако и верующие в Христа также не свободны от причинно-следственных связей материального мира: если совершают преступления - попадают в тюрьму, если травят или калечат себя - заболевают и попадают в больницу. Физические болезни часто есть следствия наших психических недугов, страстей, грехов, и для христиан это одинаково справедливо. Я думаю освобождение нас от причинно-следственного закона греха через жертву Христа следует понимать в духовном смысле: если мы через жертву любви соединяемся в духе с Христом, то в духе освобождаемся от рабства  причинно-следственным связям материального и душевного мира, хотя наше тело и низшие части души остаются им подчиненными в определенной степени. Но это подчинение уже не связывает наш дух и волю, поскольку мы обретаем высшую свободу - свободу в Боге, свободу духа от рабства миру.

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #46 : 01 Ноябрь 2006, 20:00:51 »
[quote="Evgeny
  Но это подчинение уже не связывает наш дух и волю, поскольку мы обретаем высшую свободу - свободу в Боге, свободу духа от рабства миру.[/quote]
  Об этом говорит и Павел : "... но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и далеющего меня пленником закона греховного, находящегося в  ЧЛЕНАХ МОИХ" / Рим, 7, 23/
  Дух-во Христе, в свободе, тело-еще порабощено /не преображеноj/ и противится внутреннему человеку. Само наличие этой борьбы показывает, что есть БОРЮЩИЕСЯ стороны-в человеке, в полностью порабощенном борьбы не может быть.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #47 : 02 Ноябрь 2006, 07:05:41 »
Насчет важности или неважности телесного подвига, думается что этого искать не надо, а вот если таковой будет исходить из внутреннего состояния то тогда и вопросов не будет....все будет естественно....
Пост это прежде всего хранения себя от суеты, поэтому мне кажется когда о посте говорит св. Игнатий Брянчининов, то он имеет ввиду прежде всего не внешнии телесные проявления, а хранение в чистоте своей души...
С уважением Дионисий.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #48 : 02 Ноябрь 2006, 22:04:42 »
Цитата: Владимир С
Между нашими болезнями и нашими грехами чаще всего никакой связи нет.

Не могу согласиться. Грех противоестественен и порождает противоестественные следствия - нарушения - и в душе и в плоти. То есть болезни. В большинстве случаев (не всегда правда) наши болезни - это именно следствия наших грехов, закоренелых омрачений.
Олег

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #49 : 03 Ноябрь 2006, 06:25:36 »
Keleynick писал /а/:
 
Цитировать
Ибо это не сам Бог нас наказывает, это просто Закон Его так работает. За каждое прегершение нужно дать ответ, если не даешь в жизни сей, то придется дать в будущей. И болезни, страдания - это как раз и есть ответ за грехи. Но есть другой путь - покаяние и бескорыстные добрые дела. Вот, собственно, что я хотел сказать.[/
quote]
     То, о чем Вы говорите психологически совершенно обоснованно. Ниже привожу отрывок из статьи А.Лауги "Если ты не помилован Христом..."
   Если в вас начинает нарастать раздражение и вам становятся тяжелы привычные повседневные дела и все валится из рук; если вы начинаете спотыкаться на ровном месте или чувствуете, что не можете переносить общество самых родных и близких людей; если весь мир представляется вам в черном цвете и вам все причиняет боль — звуки, запахи и яркий свет; если вам противна сама мысль о том, что завтра снова надо вставать и идти на работу, а после нее заниматься рутинными домашними делами — то это верный признак того, что груз накопленных грехов сделался тяжел для ваших плеч. Конечно, можно оставить все так, как есть, и дождаться того момента, когда ваша душа сама автоматически избавится от этого гнета, устроив вам один из привычных в быту, неосознанных актов “искупления”, как то: вы обварите себе руку кипятком, поссоритесь с лучшим другом, уволитесь с хорошей работы или ввяжетесь в уличную драку и попадете в милицию. Есть много опробованных и испытанных “народных” способов облегчения душевных мук. Большинство наших сограждан на протяжении всей жизни предпочитают именно их. Вольному — воля!

На самом деле эта практика приносит только иллюзию облегчения и исцеления. Временное и кажущееся облегчение наступает оттого, что душевная боль уходит в глубины нашей души, где будет незаметно для нас вести свою страшную разрушительную работу, которая неизбежно перерастет однажды в болезнь тела, при этом никогда не переставая оказывать негативное влияние на все наши чувства, мысли и действия. Большинство людей живут буквально отравленные грузом грехов, накопленным с детства, ничего не понимая в причинах своих бед и несчастий, удивляясь своей невезучести и неприветливости мира. Привыкнув к неудачам, человек начинает с недоверием относиться к каждому своему решению, чувству и мысли. “Не делай этого!” — кричит ему опыт, и у него опускаются руки.

Сколько мы видим таких несчастных, не способных ни к какому делу, всегда сомневающихся, всего боящихся, не уважающих самих себя, живущих на задворках общества людей. А ведь нет неталантливых людей! Если мозг не имеет повреждений, всякий из нас обладает талантом в том или ином виде деятельности. Всякий человек способен на великие откровения и свершения. Мы созданы по образу и подобию Божьему, и никто не знает пределов наших возможностей. Но на пути их реализации стеной стоят наши не прощенные грехи. Имея трагический опыт ошибок, мы запрещаем себе творить и мыслить, избегая риска совершить то, что может привести к окончательной катастрофе. Постепенно этот неосознанный, постоянно присутствующий в душе страх приводит к тому, что мы на практике делаемся глупы и неумелы, не помним элементарных вещей и приемов, списывая все на склероз и переутомление.

Мы проваливаемся на экзаменах, попадаем в ДТП, разводимся с любимыми людьми и лежим в больницах с язвами, инфарктами, экземами и психозами. Недешево обходится нам наша борьба с Богом, и дорого мы платим за отказ от Его даров. Наше бессознательное очень опасно для нас самих. Вот что писал по этому поводу К. Г. Юнг в “Психологии бессознательного”: “Одной из самых распространенных форм опасности являются причины, провоцирующие несчастные случаи. Гораздо большее, чем публика могла бы подозревать, число разного рода несчастных случаев вызвано причинами психического порядка, начиная с таких маленьких несчастий, как спотыкание, столкновение, обжигание пальцев и т. д., и вплоть до автомобильных катастроф и несчастных случаев в горах: все это может иметь причину психического порядка и подчас готовится за недели или за месяцы до происшествия. Я изучал многие случаи такого рода и часто отмечал сновидения, которые уже за недели указывали на появление тенденции к нанесению себе вреда. Все те несчастные случаи, которые произошли из-за так называемой невнимательности, следовало бы проверить на предмет такого рода обусловленности. Известно ведь, что, когда человек по какой-либо причине бывает не очень собран, он совершает не только мелкие или более значительные глупости, но с ним происходят также и более опасные вещи, которые в один психологически подходящий момент могут даже привести к смерти. Народная мудрость гласит: “Имярек умер вовремя”, — исходя из верного ощущения тайной психологической каузальности события. Подобным образом могут вызываться или же затягиваться телесные заболевания. Неправильное функционирование психики может нанести телу значительный вред, равно как и наоборот, телесный недуг может нанести также ущерб и душе; ибо душа и тело не есть нечто раздельное, а скорее одна и та же жизнь... Во всех обычных случаях бессознательное оказывается неблагоприятным и опасным лишь потому, что мы находимся в разладе с ним и потому противопоставляем себя ему... Оно продуцирует сублиминальные, прогнозирующие комбинации столь же успешно, как и наше сознание; только они значительно превосходят сознательные комбинации по своей тонкости и значимости”.

Попытки своими силами избавиться от греха были, есть и будут. Католики, переложившие груз своих грехов на церковь, которая, по их мнению, имеет запас святости и может поделиться им с нами, чувствуют себя достаточно комфортно. Они свято верят в прощение, которое объявляется им на исповеди, и совершенно не важно, что это делается из ложных предпосылок. Так Бог в который раз исправляет людские ошибки.

Тем не менее ошибочность такой практики видна и лежит буквально на поверхности. Католические страны заметно отстают в развитии от протестантских в силу того, что идея самостоятельного искупления живет и действует в душах людей, их населяющих, подкрепляемая епитимьями и верой в чистилище.

Когда Фрейд заглянул в человеческую душу, он увидел, что помимо других стремлений в человеке есть и стремление к смерти. Как это ни невероятно, но это именно так! Теперь это неоспоримый факт. Далее он убедился, что даже “случайный” порез пальца кухонным ножом совсем не случаен. Оказывается, мы наказываем себя за какую-то вину, которую обычно не помним. То есть наше сознание не может эту вину вспомнить и определить, но наше бессознательное придает ей такое значение, что мы обрекаем себя на муки, лишь бы избавиться от чувства вины!

Так вот, мы наказываем себя, обрекая на муки и даже на смерть за вину, которую не осознаем. Не осознаем, но знаем! Ведь даже когда человек постоянно опаздывает на работу, когда он демонстративно не выполняет мелкие требования руководства, когда кто-то движется навстречу потоку людей, идущих по положенной стороне тротуара, когда кто-то демонстративно задирает других или постоянно грубит незнакомым людям, сквернословит, не говоря о более серьезных вещах и рискованных поступках, то такой человек явно ищет беды, хотя в собственных глазах выглядит смелым и независимым.

Большинство несчастных браков заключается потому, что один из партнеров хочет наказать себя за не прощенные грехи, свои или за грехи другого человека, как часто делают это молодые женщины: обидевшись на обманщика, они выходят замуж за первого встречного. Так ищут они беды для себя только потому, что не могут наказать своего обидчика. Неверующий Фрейд, открывший эти психические закономерности, не знал, с чем столкнулся, христиане обязаны знать, что это называется первородным грехом. Грехом, который требует искупления.

    Но с точки зрения духовной вижу  такое состояние  следствием отсутствия или недостатка веры во Христа, который еще не принят окончательно человеком как  Искупитель именно его грехов. Это еще раз о причинно-следственных связях в мире. Для верующего-для тебя, для меня, для него, а  не просто канонизорованных святых возможно все- в т.ч. и исключения из этих связей. так как вера не просто есть - ей свойственна и сила и действенность.
Опять-таки не нужно и это распространять на все случаи жизни. Из любого принципа, даже принципа действия веры  всегда может допускаться исключение, которым является Промысел Божий, Здесь пасует и сдается наша мысль в попытке вывести обоснование или закономерности. Как метко выразился К.Юнг "Мы можем судить о Путях Господних как муравей о сокровищах Британского музея".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #50 : 03 Ноябрь 2006, 11:40:27 »
Я прошу не выносить длинных (малосодержательных и плохо читабельных) цитат на форум. Лучше дать ссылку или своими словами, отцедив обильную воду.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #51 : 03 Ноябрь 2006, 22:46:20 »
Эти связи могут быть исключены искренним покаянием, причастием, молитвой, а также желанием (и сответственно, действиями) превзойти то состояние, которое побудило сотворить грех, ну и, конечно же, добрыми делами во Славу Божью:crossgirl.

И Христос Сам не сделает всю работу за нас, мы должны сами найти спасение через Христа внутри нас, чтобы Он в нас был (и ничего больше, чтоб не было) и мы в Нем. На Небесах нету несовершенства, мы должны избавиться от всего лишнего, это требование Христа к нам - "отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за Мной".
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #52 : 04 Ноябрь 2006, 05:57:49 »
Alexander, я приняла к сведению Ваше замечание.

 Keleynick писал /а/:
Цитировать
И Христос сам не сделает всю работу за нас

 Наоборот. Когда доходишь "до ручки" и внутри себя видишь один гной-здесь кончается все твое "делание",  типо опускаешь руки и ЖДЕШЬ.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #53 : 04 Ноябрь 2006, 14:32:24 »
Когда доходишь до ручки - да, но лучше не доходить:)
А когда ждешь, что Христос сам сделает тебя совершенным без твоего огромнейшего соучастия... это неправильно.
Вы имеете право так думать, но это не самый лучший подход, надо всегда быть с Христом, и всю работу делать вместе, как муж и жена всегда вместе. Даже если гной, не надо отчаиваться, всегда надо работать, никогда не сдаваться.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Духовность и здоровье
« Ответ #54 : 10 Ноябрь 2006, 08:03:54 »

  Наоборот. Когда доходишь "до ручки" и внутри себя видишь один гной-здесь кончается все твое "делание",  типо опускаешь руки и ЖДЕШЬ.

Дорогая Iraida, очень знакомое мироощущение и про "гной" и про "ждешь"...наверное для некоторых людей "делание" может заслонить Христа....и как дождались???
С уважением, Дионисий
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Духовность и здоровье
« Ответ #55 : 10 Ноябрь 2006, 16:55:50 »
Наоборот. Когда доходишь "до ручки" и внутри себя видишь один гной-здесь кончается все твое "делание",  типо опускаешь руки и ЖДЕШЬ.

Это как картошку растить - человек сажает, окучивает, а потом ждет дождя с неба, и пока Господь дождь не пошлет, ничего не вырастет. Но если не посадить и не окучивать, тоже ничего не вырастит, какой бы хороший дождь не посылался с небес.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Духовность и здоровье
« Ответ #56 : 18 Июнь 2007, 12:26:14 »
Надо возненавидеть себя-в каком смысле? В том чтобы не заниматься самоугождением,не угождать телу,не полюбить удовольствия в жизни ни какие,из них приходят привычки,а привычки перейдут в навык и болезнь тела.Именно болезнь-садомия,[наиболее ярко-выраженная],высиживание за столом с алкоголем часами с сигарами,в ресторанах.Ради таких навыков уже идет срахования-вдруг покинут друзия,или разорится дело прибыльное а привычки девать некуда,надо ходить по ресторанам.А если недоедать,недосыпать  дух укрепится,но тело станет не такое,ослабнет может и болезни какие появятся,но путь всеравно верный. 

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Духовность и здоровье
« Ответ #57 : 20 Июнь 2007, 01:51:20 »
Эти связи могут быть исключены искренним покаянием, причастием, молитвой, а также желанием (и сответственно, действиями) превзойти то состояние, которое побудило сотворить грех, ну и, конечно же, добрыми делами во Славу Божью:crossgirl.

И Христос Сам не сделает всю работу за нас, мы должны сами найти спасение через Христа внутри нас, чтобы Он в нас был (и ничего больше, чтоб не было) и мы в Нем. На Небесах нету несовершенства, мы должны избавиться от всего лишнего, это требование Христа к нам - "отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за Мной".

Мне кажется, связи не могут быть исключены. Связи остаются на своем месте в материальном мире причины и следствия. Христос - дверь. Он открыл человеку мир Духа, который был потерян после грехопадения. В мире Духа закона причины и следствия нет в том виде, в каком он присутствует в материи. Соответственно нет и греха.

Проблема в том, чтобы попасть в мир Духа, стяжав в себе дух - средство общения и бытия в мире Духа Святого. Пока этого нет, закон греха - причины и следствия работает на все сто процентов. Вполне может быть, аналогично с буддийской кармой.

Христос в то же время и путь. В человеческом теле он показал пример смирения и безусловно подчинил человеческую волю воле Бога, которой была смерть на кресте без вины.
Мне кажется, искупление грехов, накопленных человечеством, состояло в указании пути, который несмотря на любые грехи в мире материи давал человеку вход в мир Духа, где любые грехи смываются благодатью. Путь - смирение своей страстной природы и следование воле Бога, открываемой в молитве.

В этом плане получается 2 уровня - миру материи - законы материи, миру духа - законы Духа. Соответственно спасенный дух через преображение спасает душу и тело, вводя их в мир Небесного Иерусалима, где нет греха.

Отказавшийся от спасения, вечно мучается, запутавшись в материальных законах своего воскресшего тела, застрявшего в аду погибшего материального мира. И мучается строго по закону причины и следствия.

Мне кажется, как-то так.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Духовность и здоровье
« Ответ #58 : 30 Июнь 2007, 03:25:12 »
На старости лет в 89 брат Андрей ослаб,без палки не ходит,боится потерять равновесие.Я спросил а духовно как,говорит сильнее стал верить,упал на рыбалке сломал ключитцу,врачи сказали помочь не могут,рука отнялась-а он молился и рука вновь стала работать-это его еще сильнее укрепило ввере,и бесы сильнее тревожат -раньше не замечал такого присутствия злых сил.Духовно заметно прозрел-видит омощь Бога и видит некоторые странные проделки невидимых сил..Но здоровие раннеее было крепкое-и был нечуствителен..Значет дух от здоровия независит-в здоровом теле -не всегда дух здоровый,может быть и больной..

Мда

  • Сообщений: 105
    • Просмотр профиля

Re: Духовность и здоровье
« Ответ #59 : 30 Апрель 2009, 23:33:53 »
А если есть преобладание 2-й сигнальной системы врожденное? Я месяцами не чувствую тело.
Есть у меня мыслишка - для умственных грехов (гордыня, тщеславие и т.п.) нужно преобладание 2-й сигнальной, а для чревоугодия и других телесных - первой. Получается, что спасенный гармоничен и для него нет преобладания сигнальных систем. А что делать калекам типа меня? Мой психоастенизм вроде соответсвует греху печали.

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Духовность и здоровье
« Ответ #60 : 22 Январь 2012, 15:41:06 »
Кажется, я уже говорил об этом.

1. Проявление духовного (Божией благодати) в материальном и душевном (чувственном, умственном) мире скорее будет разрушать последние, если встречается неприятие и сопротивление. Отсюда многие недомогания, болезни и даже смерти. Божий бич никто не отменял...

2. Аскетический путь весьма опасен: если человек не улавливается обычными приемами: теплохладностью, суетностью мысли и чувств, осуждением и некоторыми др., - то он встречается внутри себя с глубокими проблемами, в частности, на физическом и родовом плане и, как следствие, получает набор душевных и физических поломок.

3. Если аскетический путь пройден в личном плане, и произошло некое согласование духа, души и тела, то проблема остается нерешенной на общественном (земном) уровне: ветхое окружение, инертная и извращенная психика и физика других людей, спящая материя.

Люди, зараженные йогическими шаблонами, плохо понимают суть мученического и сострадательного пути Христа и христианства. В Христе они видят неудачника, в мученическом следовании за ним - неполноценность и неочищенность последователей.

Христианское понимание мученичества: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира. Соразделение страданий, очищение общих грехов - это молитва за весь мир, которая является стержнем христианского исповедования. Как Господь взял на себя грехи мира, так и христианин берет часть общих грехов ради спасения всех. Берет по той "простой" причине, что человек - микрокосм, - и содержит в себе мир, поэтому меняя себя - в обожении, затрагивает и меняет весь мир. А силы, миром управляющие, меняться не желают и пытаются совратить или уничтожить подвижника.

И вот ныне, когда происходят не самые приятные подвижки в российском обществе, их можно ощутить на собственной шкуре: во множестве явных бесовских нападений, в болезнях тела... Но и укрепляющая благодать - она первична - возрастает.

Несомненно, есть люди, физически более крепкие и душевно сбалансированные, которые способны лучшим образом согласовать духовное развитие и физическое состояние. Безусловно, следует поддерживать тело в хорошей физ. форме и не умерщвлять его бессмысленными подвигами, ибо оно - храм Духа. Но... земля корчится от боли, и находясь посреди ее мук, невозможно быть полностью благополучным и здоровым.

Все верно и очень важно!

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Духовность и здоровье
« Ответ #61 : 22 Январь 2012, 15:47:29 »
Меня начала мучить эта проблема наверное лет 15 тому назад когда я стал понимать что духовно натыкаюсь на некую невидимую стену и от этих столкновений моя телесная храмина получает приличные оплеухи. Собственно я их получал и раньше, но увидеть опасность таких оплеух не давали духовная ревность и рвение. В данном случае справедлива поговорка «не доходит через голову, дойдет через 5 точку». Когда созрел, появилась устойчивая мысль всмотреться в свою наследственность, а дальше естественно поиски ответа, наблюдение, осознание и т д.

Рассматривая цепочку Первородный грех, родовой грех (на сколько я помню еще звучал такой термин как «социальный» и даже « церковный»), свой собственный приобретенный, привела меня к пониманию того, что накопленные в нас изменения на физическом плане, нашим творческим началом и окружающим миром за многие поколения это и есть та стена на которую мы натыкаемся и набиваем себе шишки.

К примеру: Коренные жители крайнего севера как минимум в 50 поколениях мясоеды. Организм у них заточен под то что бы из мяса и только из мяса добывать все необходимое для нормальной деятельности. Вывод очевиден, что кушая даже в пост не то что им свойственно по природе они себе только навредят. и т. д.

Делая какие то поступки хорошие или плохие наверное почти все слышали в свой адрес высказывание типа « в их роду все такие и всегда так делали» или « да это у них ( далее ваша фамилия) в крови» на этом «в крови» и хочется акцентировать внимание. Хотя считается что каждая наша клеточка организма несет всю информацию о нас со времен Адама, но все же крови, этой постоянно движущейся силе и сердцу как центру этой силы, отдается особое место в нашем организме.

Что в итоге имеем? С одной стороны плоть такую какую нам оставили наши предки со всеми ее достоинствами и недостатками с центром этих недостатков и достоинств в виде сердца и с другой тот же центр только духовный. В какой то период верующие начинают заглядывать внутрь себя....а там…. :|не райский сад, а джунгли с дикими зверями. :-o

Приходит такой образ: Твои предки очень долго и упорно из поколения в поколение выращивали вместо яблони терн ( не всегда и тут возможны варианты). Вот ты в какой то момент осознаешь что тут должна расти яблоня. Дальше начинается главное - работа. Кто то и таких большинство (и я не исключение), хватают топор и бегут как можно скорее вырубить все под корень, обдираются с ног до головы, но так и не достигнув желаемого. Есть и другие, которые обламывают по одной веточки и на том месте прививают то, что действительно нужно. Бывают на мой взгляд и другие варианты и тут вспоминается песенка Пугачевой:

Сделать хотел утюг, -
Слон получился вдруг,
Крылья – как у пчелы,
Вместо ушей цветы.
Ночью мне снится сон, -
Плачут коза и слон,
Плачут и говорят:
“Что с нами сделал ты?! :-D

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Духовность и здоровье
« Ответ #62 : 30 Июнь 2014, 20:49:01 »


Иван Ильин
Внутренний Врач   http://russned.ru/zdorove/vnutrenniy-vrach
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Духовность и здоровье
« Ответ #63 : 02 Июль 2014, 09:49:44 »
Хорошо его дедушка сказал. Мне кажется, человеку, окутанному социальными и религиозными сетями слушать этого Внутреннего Врача часто бывает очень сложно. Он говорит одно, а обстоятельства ну ни как не позволяют это осуществить. Чтобы вырваться из этих сетей (а это по-видимому и есть правильное решение) нужно стать живым и свободным первобытным дикарём. Но как асоциальному жить в социуме?
Вот ещё одна хорошая книга о том, что болезни надо лечить не тогда, когда они развились, а на подступах. Много про адаптацию: Н.Н. Бойко "Разбудить внутреннего врача". Иногда бывает в церковных лавках.