Исихазм

Автор Тема: Личность.  (Прочитано 12944 раз)

Александр Быстров

  • Сообщений: 24
    • Просмотр профиля

Личность.
« : 19 Сентябрь 2006, 13:44:35 »
Ловлю себя на том, что не до конца понимаю понятие личности как таковой, и личности Бога в частности. Когда размышляю или читаю об этом, то хоть и кажется иногда, что осознал идею эту, но как то она всё время улетает от меня и никак не могу поймать её за хвост, чтобы показать другому.
А те "антропоморфизмы" в писании, которые некоторые приводят как указание на личность Бога, вообще не удовлетворяют т. к. в писании  же уши приписываются небесам, скакание горам, способность говорить крови ит.д.
Что же есть личность Бога? Он личность персональная или симфоническая, или какая..? Заранее благодарю. Мир всем!

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Личность.
« Ответ #1 : 19 Сентябрь 2006, 20:53:00 »
Кое что об этом можно прочитать здесь:
http://proroza.narod.ru/VLossky-2.htm
Вообще-то личность неопределима, это одна из фундаментальных онтологических реалий которые невозможно свести к чему-то или определить чем-то другим более фундаментальным. Можно сказать что личность - это одна из аксиом бытия, а аксиомы, как известно, неопределимы и недоказуемы.

ЮрийПоддельский

  • Гость
Личность.
« Ответ #2 : 17 Октябрь 2006, 01:38:40 »
Думаю даже что Бог сверхличность.

Alex

  • Сообщений: 19
    • Просмотр профиля

Личность.
« Ответ #3 : 17 Октябрь 2006, 07:46:36 »
Цитата: Evgeny
Вообще-то личность неопределима, это одна из фундаментальных онтологических реалий которые невозможно свести к чему-то или определить чем-то другим более фундаментальным. Можно сказать что личность - это одна из аксиом бытия, а аксиомы, как известно, неопределимы и недоказуемы.


А вот интересно, на востоке от понятия личности вообще отказались. Будда сказал "анатман", и дело с концом. Не то, чтобы он упразднил душу, но предложил угол зрения, в котором она стала неактуальна.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Личность.
« Ответ #4 : 17 Октябрь 2006, 12:04:02 »
"Восток" большой: кроме буддизма есть и индуизм с исповедованием личностного Бога.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Личность.
« Ответ #5 : 11 Ноябрь 2006, 21:44:21 »
Бог (Пресвятая Троица) решил проблему Своей личности абсолютно гениально.
Одна из ипостасей Троицы - Сын Божий, Господь Иисус Христос, Предвечное Слово.
Мало того, то сия ипостась обладает вполне конкретной личностью сама по себе, так у Него еще есть способность стать совершенно личным Богом каждого христианина, стоит только тому прорваться к пониманию такой возможности!
Представляете!? Личный Господь Иисус! Навсегда с вами! Фантастика!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Личность.
« Ответ #6 : 11 Ноябрь 2006, 23:27:11 »
Я думаю, что Бог не имеет личности в человеческом понимании личности. Эта личность выше, чем человеческая, человеческая личность эгоистична, и эгоцентрична. Личность и личностность Бога невозможно понять человеческим умом. Да и каждая энергия, тварная и нетварная, имеет свой разум, а значит и личность. Только тварная энергия может быть отделена от Бога, не осознавать себя в Боге. То, что не отделено от Бога, является проводником личности Бога. Атман, это для человеческого сознания так. Личность Бога не имеет таких свойств, как личность человека, ибо то, что обычно называют личностью, внешней личностью, обычно есть не что иное, как эго. Истинное Я, природа Будды, есть индивидуализация Отца и Слова, и в таколм контексте можно смело говорить о личности Бога (это по буддизму). Но это не имеет значения, Господь Иисус Христос - личность, не человеческая, а Божественная, совершенная личность, не имеющая тех качеств, которые присуще человеческой личности. Тут надо определиться с понятием личности, с понятием Я. И разделить внешнюю личность (эго), и внутреннюю (душа, дух), надо сначала определиться личностна ли душа, если личность есть всего лишь эго, или личность тождественна  с эго, или же душа является на самом деле частью, пусть и ничтожной клеточкой, Бога. Ответ на вопрос, имеет ли Бог личность, и да и нет, но это не имеет значения. Это и имел в виду Будда, т.е. не то, что мы понимаем под личностью. Возникает проблема, люди воспринимают Бога, как какого-то могущественного существа с нечеловеческой силой, но с человеческими качествами, и пытаются ублажить Его так, как если бы Он был человеком.
« Последнее редактирование: 11 Ноябрь 2006, 23:30:15 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Личность.
« Ответ #7 : 11 Ноябрь 2006, 23:43:38 »
Да и каждая энергия, тварная и нетварная, имеет свой разум, а значит и личность.
Тут Вы ошибаетесь. Разумность не означает "личностности". Более того - именно разум, меньше всего (из известного человеку), несет отпечаток личности.

MV

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

Re: Личность.
« Ответ #8 : 16 Ноябрь 2006, 12:45:04 »
Если воспринимать Личность как Нечто обладающее особыми неповторимыми качествами, имеющее свободу выбора, способное создавать что-либо новое и осознающее самого себя, то несомненно Бог является личностью. И несомненно что Эту Личность мы не можем сравнить с личностью человеческой и вообще ни с чем. Бог превыше всего и несравним ни с чем.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Личность.
« Ответ #9 : 16 Ноябрь 2006, 15:54:42 »
Есть другое разделение человеческого домостроения:
эго, душа, дух, Господь Иисус Христос - всё это в определённом смысле разные "вещи".
Эго - отражение сатаны в человеческом естестве, отравленное семя, закон мира сего;
Христос - это Путь ко Господу и Сам Господь, присутствующий в Святая Святых человека. Здесь нельзя сказать, что Он - отражение Бога в человеке, потому что Господь не разделим. Но Христос является Богом, который в принципе может быть познан человеком.
Душа - внешний человек, личность ветхая.
Духа - внутренний человек, личность истинная и как правило - глубоко спящая.
« Последнее редактирование: 16 Ноябрь 2006, 15:59:46 от plot »
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Личность.
« Ответ #10 : 16 Ноябрь 2006, 15:58:03 »
И ещё хотелось бы сказать: имхо, рассуждения о том, личность ли Бог или нет - бессмысленны. К Нему не применимы наши понятия о личности или безличностности. Он и Личность и Безличная Сила в равной мере и равно удалён от одного и другого.
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Личность.
« Ответ #11 : 16 Ноябрь 2006, 21:44:49 »
Да, богословие говорит о Боге как о Сверхличности.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Личность.
« Ответ #12 : 16 Ноябрь 2006, 22:49:47 »
Господь Иисус Христос - личность, не человеческая, а Божественная, совершенная личность, не имеющая тех качеств, которые присуще человеческой личности.
Здесь Вы, Keleynick, декларируете абсолютно неправославную точку зрения.
Именно, что Господь Иисус Христос - есть одновременно с Его Божественной сутью - вполне человеческая личность со всеми присущими человеку свойствами!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Личность.
« Ответ #13 : 16 Ноябрь 2006, 23:00:29 »
Без полнейшего осознования двоичной Богочеловеческой природы Господа Христа - нет для нас спасения во Христе. Мы все будем как ветхие иудеи поклоняться неведомому и жестокому богу, с которым заключен кровавый завет, и который захочет - помилует, а может и в порошок стереть. А где же соль Провозвестия Христа? Опять без Него?
Бог Христианства - личностен! И Он - это вы все!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Личность.
« Ответ #14 : 17 Ноябрь 2006, 10:36:48 »
Здесь Вы, Keleynick, декларируете абсолютно неправославную точку зрения.
Именно, что Господь Иисус Христос - есть одновременно с Его Божественной сутью - вполне человеческая личность со всеми присущими человеку свойствами!
Здесь брат Келейник, по-видимому, имеет в виду, что ИХ представил нам Собою состояние человека, истинно предназначенное Богом, неразделённое, такое, каким человек ДОЛЖЕН СТАТЬ. Тем самым, "по образу и подобию". И в этом смысле ИХ действительно личность не человеческая, точнее - не ветхо-человеческая, превзошедшая ветхое состояние, победившая закон мира сего. Её даже с трудом можно назвать собственно личностью, так как все личности, известные нам - именно ветхо-человеческие и нам не с чем сравнивать.
Вы говорите, Леонид, "вполне человеческая личность, со всеми присущими человеку свойствами". Позвольте спросить, какие же свойства, по вашему, присущи человеку вообще и ИХ в частности?
Олег

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Личность.
« Ответ #15 : 17 Ноябрь 2006, 22:55:09 »
Заодно, дорогой plot, было правильно спросить о том же и Keleynick'a, потому что именно он отверг в своем ответе человеческие качества Иисуса Христа.
По-поводу же качеств совершенного человека, каковым является Господь Иисус, можно спросить свое сердце, и оно, поверьте, не сможет солгать. Мы все знаем какими мы должны были бы быть в идеале...
Воплощенное Слово Божие - самый, самый... Самый мужественный, сильный, смелый, умный, благородный, честный, прекрасный даже внешне, любовный, сдержанный, скромный, обладающий восхитительным чувством юмора, бесконечно сострадательный, жертвенный, наконец... Не хватит времени жизни, чтобы обозначить здесь все стороны Его человеческой природы... 
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Личность.
« Ответ #16 : 17 Ноябрь 2006, 23:14:09 »
По-поводу же качеств совершенного человека, каковым является Господь Иисус, можно спросить свое сердце, и оно, поверьте, не сможет солгать. Мы все знаем какими мы должны были бы быть в идеале...
Воплощенное Слово Божие - самый, самый... Самый мужественный, сильный, смелый, умный, благородный, честный, прекрасный даже внешне, любовный, сдержанный, скромный, обладающий восхитительным чувством юмора, бесконечно сострадательный, жертвенный, наконец... Не хватит времени жизни, чтобы обозначить здесь все стороны Его человеческой природы... 
О, если бы мы знали, какими мы должны быть в идеале... В этом всё и дело. Наши представления об этом - это представления внешнего человека.
А то, что вы перечислили - это опять же качества разделённого человека - мужественность-подлость, сила-слабость, ум-глупость, благородство-низость. Он превзошёл всё это. То, что вы называете истинно человеческими качествами - таковыми не являются, они являются качествами падшего человека, человека разделённого и внешнего. Поэтому всё это к ИХ не относится заведомо.
Олег

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Личность.
« Ответ #17 : 28 Ноябрь 2006, 19:09:22 »
По-поводу же качеств совершенного человека, каковым является Господь Иисус, можно спросить свое сердце, и оно, поверьте, не сможет солгать. Мы все знаем какими мы должны были бы быть в идеале...
Воплощенное Слово Божие - самый, самый... Самый мужественный, сильный, смелый, умный, благородный, честный, прекрасный даже внешне, любовный, сдержанный, скромный, обладающий восхитительным чувством юмора, бесконечно сострадательный, жертвенный, наконец... Не хватит времени жизни, чтобы обозначить здесь все стороны Его человеческой природы... 
О, если бы мы знали, какими мы должны быть в идеале... В этом всё и дело. Наши представления об этом - это представления внешнего человека.
А то, что вы перечислили - это опять же качества разделённого человека - мужественность-подлость, сила-слабость, ум-глупость, благородство-низость. Он превзошёл всё это. То, что вы называете истинно человеческими качествами - таковыми не являются, они являются качествами падшего человека, человека разделённого и внешнего. Поэтому всё это к ИХ не относится заведомо.
Дорогой plot так то оно так но дело в том что Церковь(в том числе и в лице отцов-исихастов) учит нас тому что Предвечное Слово не только стало плотью(о чем сказано в Евангелии от Иоанна) но и восприяло нашу природу, человеческую природу в полной мере, в этом и есть Великая Тайна христианского спасения(именно христианского а не буддийского и пр. и пр.). По учению той же самой Церкви Иисус Христос есть и истинный Бог и истинный Человек, то есть и Божественный и Ченловеческий аспект в нем присутствует одновременно и в полной форме при этом насколько я понимаю и неслиянно и нераздельно, это тоже надо учитывать, и именно об этом, как я понял, хотел сказать уважаемый  Леонид... Он исцелил нас в Себе именно в этом акте вочеловечения.....
С уважением Дионисий
P.S. Этой теме посвященна целая глава в "Истоках" Клемана......
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Личность.
« Ответ #18 : 29 Ноябрь 2006, 20:44:40 »
Брат Дионисий, я имел в виду, что мы знаем об Иисусе, но не знаем Христа. И к познанию такого рода ведёт не информация и не рассуждения, а следование тому пути, которое было Им проповедано. Любые же рассуждения вне вышеупомянутого следствия будут заведомо ложными рассуждениями слепого о свете, рассуждениями внешнего человека о внутреннем. Не рискнул бы утверждать, что Он восприял нашу природу вместе с её греховностью, т.е. разделённостью, разделённостью на внутреннее и внешнее, в котором внутреннее спит-мертво, а внешнее блудит с князем мира сего. Скорее, рискнул бы утверждать обратное. Он был подобен человеку в той же мере, в какой человек подобен Богу, создан по образу и подобию Его.
Рискну так же утверждать, что это разделённое, падшее состояние НЕ ЕСТЬ ИСТИННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, как не является человеческим свойством, например, слепота. Если в общество слепых приходит "Мессия", Он не будет слепым.
Олег

Plato

  • Сообщений: 8
    • Просмотр профиля

Re: Личность.
« Ответ #19 : 03 Январь 2007, 02:44:52 »
Я думаю, что личность Бога нам дано познавать через свою личность. Во-первых, мы созданы по образу и подобию. Во-вторых, мы созданы для личностного общения со своим Творцом. Требуя от нас свободного выбора, морального решения и общения с Собой, Господь показывает нашу схожесть с Ним. Я не говорю, что мы боги, но человеческая личность есть образ Его личности. Христос явил Отца, видевший Спасителя - видел Отца. Мы дороги Отцу ибо мы Его образ. Мы можем иметь общение с Ним - ибо мы сотворены под Него. Я думаю здесь истинно выражение - познавая Бога мы познаем человека, познавая человека мы познаем Бога.