Исихазм

Автор Тема: где начинается умное делание?  (Прочитано 26733 раз)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #15 : 19 Август 2006, 05:39:47 »
Цитата: Evgeny
Просто разумный человек, зная сколько людей угодили в психушку или прелесть от самопальных умных деланий и медитаций, станет советоваться с опытными людьми и изучать опыт отцов.

Evgeny,
Может имеет смысл посмотреть внимательней на этот контингент? Разве тут нам на форуме не попадаются иногда "супермены", которые только и делают, что стремятся овладеть скрытыми силами своего организма, и безо всякого разбора хватают все, что не попадя? Йога, тантра, суфизм, исихазм... все свалено в кучу.
Бьюсь на что угодно об заклад, что все "прелестники" желали для себя личных свершений, пусть хоть и на подсознательном уровне. Так какой же батюшка может таких отвадить от самопальной молитвы, особенно если, как выразился Alexander, он выходец из номинального христианства?
Пусть отпадут. Защита от них предусмотрена в самом их организме в виде отрицательной обратной связи. Кто-то, может, и одумается придя в себя с разбитым в кровь лицом. Начнет подниматься неспешно с колен своего эгоизма...
Для тех же кто переживает Любовь в сердце своем, Господь найдет способ научить общению с собой. Кому-то и посредника (наставника)найдет, а кто-то и через саму Любовь прорвется к тишине ума, подчиненному сердцу своему.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #16 : 19 Август 2006, 06:34:28 »
Точно. Пускай номинальные священники переживают за их жизни и здоровье. А нам, пережившим Любовь в сердце своем :saint , какое до них дело? Даже и предупреждать их не надо. Пусть отпадут, в петлю или психушку, так им и надо.

Хотя вообще-то мы говорили здесь о православных, которые дерзают испрашивать совета у духовников. Несмотря на то что те кто уже стяжал Духа и пережил Любовь в сердце своем, им, дуракам стоеросовым, обьясняют, что никаких советов и благословений им спрашивать вовсе не нужно. Ибо Дух дышит где хочет.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #17 : 19 Август 2006, 08:12:22 »
Цитата: Evgeny
Леонид, вовсе не в этом дело. Просто разумный человек, зная сколько людей угодили в психушку или прелесть от самопальных умных деланий и медитаций, станет советоваться с опытными людьми и изучать опыт отцов. Жаль Виктора больше с нами нет, он бы подтвердил.

Наверное, если человек уж обладает такой неустойчивой психической конституцией, то он угодит в психушку в любом случае. Не на почве умного делания, так на почве кришнаизма например. Свинья грязи найдёт :).
Имхо, если уж нет такого человека в окружении, с которым можно было бы посоветоваться, то всё равно нужно призывать Господа в молчании сердца, уповая на Него - и будь что будет. Кто хочет душу свою сберечь, тот сами знаете что.
Если человек ощущает в себе тягу ко внутренней молитве - это уже благословение, и дано оно с более высокой инстанции, чем от человека. Нужно только быть осторожным, трезвым, не жадным до результатов, честным с самим собой, и главное - уповать на Господа, к Нему устремлять все свои помыслы. Да собственно, такой настрой во всём будет верен.
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #18 : 19 Август 2006, 08:14:01 »
Цитата: Леонид
Цитата: Evgeny
Просто разумный человек, зная сколько людей угодили в психушку или прелесть от самопальных умных деланий и медитаций, станет советоваться с опытными людьми и изучать опыт отцов.

Evgeny,
Может имеет смысл посмотреть внимательней на этот контингент? Разве тут нам на форуме не попадаются иногда "супермены", которые только и делают, что стремятся овладеть скрытыми силами своего организма, и безо всякого разбора хватают все, что не попадя? Йога, тантра, суфизм, исихазм... все свалено в кучу.
Бьюсь на что угодно об заклад, что все "прелестники" желали для себя личных свершений, пусть хоть и на подсознательном уровне. Так какой же батюшка может таких отвадить от самопальной молитвы, особенно если, как выразился Alexander, он выходец из номинального христианства?
Пусть отпадут. Защита от них предусмотрена в самом их организме в виде отрицательной обратной связи. Кто-то, может, и одумается придя в себя с разбитым в кровь лицом. Начнет подниматься неспешно с колен своего эгоизма...
Для тех же кто переживает Любовь в сердце своем, Господь найдет способ научить общению с собой. Кому-то и посредника (наставника)найдет, а кто-то и через саму Любовь прорвется к тишине ума, подчиненному сердцу своему.

Да, да.
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #19 : 19 Август 2006, 08:39:02 »
Evgeny,  не кипятись. Разве не великое кощунство стать номинальным христианином? Это подобно духовному самоубийству!  Ибо о таких говорит Господь: широки врата и пространен путь, идущие в погибель, и многие идут ими.  И вот ты, переживший Любовь в сердце своем, равнодушен к таковым: и пусть идут себе в погибель?

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #20 : 19 Август 2006, 08:45:59 »
Alexander, похоже Evgeny иронизировал над таким равнодушием.

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #21 : 19 Август 2006, 09:32:19 »
Цитата: Антиквар
 А как узнать, как увидеть, что это, если не настойчивой молитвой?

 А действительно, у кого и узнавать, если не у Него через настойчивую молитву?
 Мне всегда было интересно, почему это должно спрашивать советов у кого угодно-Отцов, батюшек , матушек ,а только не уСамого Христа? Почему отсылают не к Первоисточнику?Такое впечатление иногда, что он как номинальное явление; часто упоминается Его имя, а вроде бы и нет Его действенного, реального  присутствия в жизни, всю жизнь довлеет опасение, что "недостоины" приступить к Нему и просить Его руководства
  В последнее время прихожу к  твердому убеждению, что при  какой-то ситуации, когда не знаешь как поступить, нужно , чтоб только Христос дал ответ-как действовать, пока четкий ответ не получишь-ничего не предпринимать
  По поводу начала умного делания солидарна с  Леонидом,  особенно  с его акцентом на МОЛЧАЛИВОМ предстоянии, которое лично мне видится как бы в виде тоски, взывания , к Богу, а словесной формы нет, даже если и приходят какие слова - все не то и просто предстоишь в таком "безмолвном вопле", оплавляясь от него как свеча

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #22 : 19 Август 2006, 11:14:26 »
Цитата: Victor
Alexander, похоже Evgeny иронизировал над таким равнодушием.


 :think Victor, похоже что мы попали в харизматическую секту.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #23 : 19 Август 2006, 14:52:10 »
Evgeny, твое брюзжание...  Хуже, что в результате него тема роняется и искривляется. Будем поднимать.

Я неустанно повторял и буду повторять на форуме, что умное делание - это прежде всего образ жизни христиан, посвятивших себя Богу, - в отличие от внешних (номинальных) христиан, идущих пространным путем. Приняв крещение, человек уже взял на себя обязательства исполнять заповеди Христовы, т.е встал на узкую стезю. Шествие по Христовой стезе и есть умное созидание себя ради Бога. В глазах же мира такое созидание выглядит опасным и безумным.  

Отнять умное делание от всех христиан в угоду кастовым интересам небольшой изолированной группки - это дьявольское измышление и извращение умным лукавым духом учения Христа.

Умное делание подобно лестнице, по которой на Небеса восходят святые. Не всем по зубам твердая пища, не многие могут подняться на верхние ступени при жизни, но на первую ступень встает всякий входящий в православие человек. И как в мирской жизни не всем доступно высшее образование, но все получают начатки грамоты, так и в жизни духовной - азбуку восхождения к Богу должны изучать все.

Другая дьявольская подмена и извращение - отнятие действенной силы церковных таинств, когда предлагается лишь номинальное участие в них, что происходит повсеместно при утрате соборности и общинного духа устроения церкви.

Умное делание позволяет участвовать христианину в богослужениях и таинствах церкви личностно и сознательно и принимать благодать таинств действенно, а не быть невежественным захожанином или номинальным требоисполнителем. Значение имеет внутреннее привитие к чистому церковному древу (и Телу Христову). Умное делание вводит именно внутрь церкви и зовет к внутреннему благочестию вместо внешней, формальной воцерковленности. Если стяжание благодати становится целью жизни христианина, то и участие в церковной жизни наполняется смыслом и созидательной силой.

Специфической частью умного делания (исихазма) является техника молитвы и другие приемы вкупе с орудиями (напр., четки), направленные на организацию психосоматического состояния молитвенника. Когда идут брать благословение на "умное делание", то имеют в виду обычно эту его часть - вообще-то, для всех не обязательную. Умное делание неизмеримо больше количества молитовок и четок в руках и никак не сводится к набору специфических приемов молитвы.

Я так понимаю, что на общую начальную часть умного делания христианин получает благословение самим актом крещения - и брать особое благословение приходится только из-за потери смысла христианской жизни номинальными христианами. А вот на специфические моменты умного делания благословение взять было бы хорошо - при четком соблюдении одного условия: должно быть доверие к благословляющему лицу.

Напомню, что при традиционных отношениях "послушник - духовный отец" правила задаются самими отношениями, когда через откровения помыслов (и совместную общинную жизнь) послушник открывает свой внутренний мир и берет соответствующие благословения.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #24 : 19 Август 2006, 18:47:38 »
Alexander, в целом ты верно говоришь. Только такое резкое черно-белое деление христиан на "номинальных" и "истинных" таит в себе соблазн "духовного" фарисейства и введения еще одной кастовости ("Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие номинальные христиане, внешние, неизбранные, нерожденные от Духа: непрестанно молюсь, занимаюсь умным дланием ..."). Это уже было в истории церкви у мессалиан - они считали себя особой категорией, кастой истинных христиан, "стяжавших Духа", держались отдельно от остальных, которых считали "номинальными христианами", устраивали отдельные молитвенные собрания и проч.

На самом деле не бывает чисто "внешних" и чисто "внутренних" людей, такие деления на категории внешни, условны и относительны. У каждого человека есть потаенная внутренняя жизнь, которую мы не видим и поэтому судим по наружности. Даже самая простая вера уже есть своего рода молитва, уже есть внутренний подвиг. Каждый идет своим путем к Богу, у каждого своя мера, свой этап. Мы все - члены одного тела Христова. Конечно надо напоминать каждому человеку о его высшем призвании, подталкивать его из состояния стагнации. Любовь заботится о спасении всех, и никого не презирает, но подталкивает к "почести высшего звания" и показывает "путь еще превосходнейший".

"Но теперь членов много, а тело одно.  21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.  22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,  23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;  24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,  25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.  26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.  27 И вы - тело Христово, а порознь - члены.  ... 31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший." (1 Кор 12)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #25 : 19 Август 2006, 20:40:30 »
Мне кажется, что мнения Александра и Евгения не противоречат, а дополняют друг друга.
Господь призывает нас к непрестанной молитве - Он обращается ко всем христианам.
Но ведь полно людей, которые вполне считают себя православными, однако в храм заходят только для того, чтобы поставить свечку, когда им это зачем-то нужно. Ну, Рождество еще отмечают, на Пасху яйца красят...
В то же время (опять же, помня о заповеди) не следует судить этих людей.
Непрестанная молитва не является  билетом в Царство Небесное.
В рай первым вошел покаявшийся разбойник, а не праведники.

alluz

  • Гость
где начинается умное делание?
« Ответ #26 : 20 Август 2006, 05:42:04 »
Нашему обществу нужна реевангелизация, чтобы все поняли, что прежде вего мы христиане, а "православный" - только одно из прилагательных. принадлежность к Церкви определяется прежде всего верой, без которой крещение и рождает фарисеев фарисеями.
Церковь не может быть нехаризматической, где Бог - там Его Дары, но и это только прилагательное...

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #27 : 20 Август 2006, 16:00:10 »
Цитата: Evgeny
Alexander, в целом ты верно говоришь. Только такое резкое черно-белое деление христиан на "номинальных" и "истинных" таит в себе соблазн "духовного" фарисейства и введения еще одной кастовости ("Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие номинальные христиане, внешние, неизбранные, нерожденные от Духа: непрестанно молюсь, занимаюсь умным дланием ..."). Это уже было в истории церкви у мессалиан - они считали себя особой категорией, кастой истинных христиан, "стяжавших Духа", держались отдельно от остальных, которых считали "номинальными христианами", устраивали отдельные молитвенные собрания и проч.

На самом деле не бывает чисто "внешних" и чисто "внутренних" людей, такие деления на категории внешни, условны и относительны. У каждого человека есть потаенная внутренняя жизнь, которую мы не видим и поэтому судим по наружности. Даже самая простая вера уже есть своего рода молитва, уже есть внутренний подвиг. Каждый идет своим путем к Богу, у каждого своя мера, свой этап. Мы все - члены одного тела Христова. Конечно надо напоминать каждому человеку о его высшем призвании, подталкивать его из состояния стагнации. Любовь заботится о спасении всех, и никого не презирает, но подталкивает к "почести высшего звания" и показывает "путь еще превосходнейший".
 
"Но теперь членов много, а тело одно.  21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.  22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,  23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;  24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,  25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.  26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.  27 И вы - тело Христово, а порознь - члены.  ... 31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший." (1 Кор 12)

  В том то и дело. что сначала нужно стать членом тела Христова И почему это должно считать верующим, то есть тем самым членом тела Христова неверующего- того, для которого Христос лишь своеобразный домашний божок, да и в чем заключается эта " простая вера"? Боясь ложной "горделивости" не погрешаю ли я  тем самым перед истиной?
    Две тысячи лет назад люди, показывая на христиан пальцем крутили у виска и не понимали, что им стоит формально совершить  акт жертвоприношения или поклониться статуе кесаря. Мы и сами, дескать, не относимся к этому серьезно, а вы, дураки, жизнь отдаете за свои убеждения Им в ответ говорились совершенно не понятные для них-приверженцев формального культа  вещи о внутренней связи души человека с Богом, о принятии Бога в свое сердце, когда формируется сознательное, личное убеждение в своей вере
   Но вот прошло время и оказалось, что членом тела Христова оказывается, можно считаться, отправляя все тот же формальный культ и не принимая самого Христа, не зная Его, Его силы  до конца своих дней
   НЕ отменяет это не молитвы за "номинальных" , не попечения о них Но вещи нужно называть своими именами
    Один у нас Пастырь .А за кого отвечает пастух, когда пасет стадо-за всех зверей в лесу? Нет, только за овец

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #28 : 20 Август 2006, 21:58:05 »
Iraida, я разделяю ваше мнение. Но мне кажется, речь шла о другом: об опасности гордыни и осуждения. Откуда нам знать: зерна мы или плевелы? Не нам отделять овец от козлищ.
Да, надо непрестанно молиться, но не надо думать, что этим ты лучше тех, кто не молится. Вот и все.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #29 : 21 Август 2006, 01:18:06 »
Цитата: alluz
Нашему обществу нужна реевангелизация, чтобы все поняли, что прежде вего мы христиане, а "православный" - только одно из прилагательных...........
Церковь не может быть нехаризматической, где Бог - там Его Дары, но и это только прилагательное...

Для "нашего" общества, alluz, если Вы имеете ввиду Россию, а не всю Ойкумену действительно нужна ре-евангелизация, а точнее, просто честная и упорная евангелизация с нуля, чтобы поняли все, что мы прежде всего православные христиане, а остальные конфессии имена прилагательные. Не гоже нашей Церкви будучи стволом всего этого древа соотноситься с ветвями, возомнившими себя самостоятельными растениями, будучи, к тому же, лишь с несколькими живыми листьями и с массой пожухлых и увядших.
И если всмотреться внимательно, то, конечно же, Православная церковь несомненно харизматична по самой своей сути, что трудно сказать про возомнивших себя харизматиками, протестантов, исповедующих, по сути, групповое беснование.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.