Исихазм

Автор Тема: Болезни тела.  (Прочитано 10518 раз)

Yogin

  • Гость
Болезни тела.
« : 27 Июль 2006, 12:23:52 »
Приветствую всех посетителей форума.

Подскажите пожалуйста, где можно почитать о подходе православной церкви к причинам болезни физического тела.

Я начал читать "Изложение монашеского опыта" старца Иосифа Афонского и очень удивился следующим строкам:"...и мы пpишли в себя, за исключением стаpца: он болел всю свою жизнь. Может быть, от поста, может быть, от тpyдов бдения, от молитвы до пота или от действия искyшений. Во всяком слyчае, от всего этого он весь пpевpатился в сплошнyю pанy"

Тот же вопрос возникал у меня в связи с судьбой многих известных йогов, умиравших в нестаром возрасте от серьезных болезней.

Заранее спасибо.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Болезни тела.
« Ответ #1 : 28 Июль 2006, 12:01:10 »
Литературу не подскажу.

В других темах мы говорили о том, что физические недомогания и болезни преследуют молитвенников по той причине, что они разрешают проблемы, связанные с физ.состоянием организма, - а на высокой ступени (молитва за весь мир) берут на себя грехи людей.

Sivilla

  • Гость
Болезни тела.
« Ответ #2 : 10 Август 2006, 11:56:20 »
Я как почитала о схиархимандрите Виталии, его биографию и по прочтению в голову пришла такая мысль, да он молился брал болезни на себя, под час даже гнобил себя, как бы намерено причинная вред здоровью. (во всяком случае у меня сложилось такое впечатление) Я думаю что болезнь смиряет и монахи употребляли болезнь как бы себе на благо, дабы не возгордиться ведь, имели они дары Святого Духа, чтобы болезнь и немощь были помошниками в смирении так же и лишения себя хорошей пищи и достаточного сна и комфортных условий существования, оберегающих здоровье, они не щадили себя запирая плоть в черное тело истощая ее, на этой жертве торжествовал и возвышался дух. Относиться к этому однозначно сложно.

Владимир С

  • Гость
Болезни тела.
« Ответ #3 : 11 Август 2006, 12:53:51 »
Yogin,
Если мы говорим о старцах, то их болезни были чаще всего от столпничества."Дай кровь, прими Дух".
Если мы говорим, о православных мирянах, то это может быть по многим причинам, чаще всего для научения, избегания укоренения в страстях: блуда, гордыни, лихоимства, тщеславия, осужденияи т.п.
И это действительно может пойти на духовную пользу, если болезни и скорби при этом нести безропотно и светится всем светом Христовой любви.
Есть ещё болезни от хулы на Господа и от причастия Св. Христовых Тайн в осуждение себе. Это тяжёлые болезни требующие срочного духовного вмешательства, и бесполезно бегать по врачам, и тратить деньги на лекарство. Излечиться можно только чудом, вследствие глубокой и искренней исповеди, причастия, и соборных молитв прихожан.
р.Б.

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

Болезни тела.
« Ответ #4 : 11 Август 2006, 13:14:15 »
Кто перегибает палку в духовном развитии тому конечно будет нехорошо, если крыша, вообще, не съедет...
Спасибо - Радость Моя !

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Болезни тела.
« Ответ #5 : 12 Август 2006, 04:40:57 »
Боюсь навлечь на себя всеобщее здесь осуждение и даже гнев, но всегда полагал, что в какой-то момент бытия и развития Матери Церкви произошел сильный крен в монашествующую сторону жизни, с полнейшим отрицанием ценности обыденной жизни как таковой.
Господня заповедь гласит, что " Я есмь Путь, Истина и Жизнь..."
То есть принятие Господа Христа в состав нашего существа, сораспятие с Ним и, соответственно, Воскресение с Ним наделяет нас Полнотой (Плеромой) Царства Небесного прямо здесь и сейчас.
Упование на посмертное воздаяние, на самом деле, мало на чем в Св. Писании основано.
Жизнь в этом вот теле есть необычайный и восхитительный дар, особенно если заставить это самое "бренное" тело работать в соответствии с замыслом и проектом о нас нашего Творца.
Перволюди в Эдеме жили до Отпадения в этой дивной Плероме, не заботясь вообще ни о чем, просто наслаждаясь самим фактом Бытия.
Боже меня избави от какой-либо попытки осудить величайших подвижников Православия, но иногда я вижу их понимание Спасения недостаточным. Отрицание этого мира, лежащего во зле, да и самой Жизни не соответствует божественности мироздания в принципе. Мир людей - да, зол, но не будем же забывать, что речь идет о мире Апостасии, в котором отпал только Человек, потянув за собой и всю остальную тварь.
Глубоко справедливы слова Alexander'a о стяжании на себя грехов мира, но молитвенник, понимающий смысл Плеромы, должен, на мой взгляд, переживать и полноту функционирования физического тела. Без болячек и немощей. Потому как во Господе.
Еще раз простите ВСЕ. Христа ради.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Болезни тела.
« Ответ #6 : 12 Август 2006, 04:52:11 »
Цитата: jedi
Кто перегибает палку в духовном развитии тому конечно будет нехорошо, если крыша, вообще, не съедет...

jedi, дорогой!
Очнитесь. Нет никакого духовного "развития". Есть Невидимая Брань, если Вы начали реально молиться. Вам надлежит сломать обезволившую и поработившую Вас (и всех нас) талмудическую парадигму сознания, которая благополучно вставлена в Ваши (наши) мозги "доброхотами" тысячи лет тому назад. К чему, собственно, и призывает нас Господь.
Вы уже были созданы развитым и способным войти в Царство Небесное. Нужно лишь усилием собственной воли и с помощью Спасителя изменить фокусировку Вашего восприятия Реальности. Что только и возможно с наступлением тишины ума.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

Болезни тела.
« Ответ #7 : 12 Август 2006, 09:44:42 »
http://hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1274 - вот здесь моя история...
Спасибо - Радость Моя !

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

Болезни тела.
« Ответ #8 : 15 Август 2006, 02:55:00 »
Здравствуйте! моему ребенку 6 лет. Я очень благодарна Богу, что он не
болел это время, но пол года он ходит в садик и все время болеет
день в садике- неделю больной. я переживала... но сейчас мои переживания сменились благодарностью Богу, что он болеет!
потому, что когда он здоров- в нем кипит ненасытность удовольствиями и
ошалелость, которую я своими силами остановить не могу. А когда он болен - он просит меня молиться и молится сам и есть возможность рассказывать о заповедях и он слушает и анализирует свои поступки.
болезнь на пользу. Только бы Вы меня поняли ... как мать может радоваться, что ребенок болен...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Болезни тела.
« Ответ #9 : 15 Август 2006, 04:27:43 »
Дорогая vual,
Все совершенно правильно Вы говорите, нечего добавить.
Дети, да и не только они, должны платить своими болячками за всеобщее Отпадение от нашей Сути.
Меня всегда поражал этот букет детских болезней, через которые ВСЕ они как бы предназначены пройти, чтобы стать "полноценными" членами нашего сообщества.
В моем, может быть, абсолютно извращенном представлении, дети болеют только потому, что их чистая (значительно чище нашей) изначальная природа должна быть приспособлена к исповедуемой нами парадигме сознания, которая настолько же далека от Господнего Мира, как небо от земли.
Их физиология изначально другая, но Апостасия безжалостно ломает их под себя.
Когда в них присутствует ненасытность и непрерывный кайф - может это манифестация Царства? Никогда не приходило это в голову?
А мы их стремимся быстренько загнать в общепринятое и известное...
И потом начетничеством потихоньку приучаем их к их грешной природе.
Некуда деваться...............Sorry............................
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Болезни тела.
« Ответ #10 : 15 Август 2006, 10:43:28 »
"Истинно, истинно, говорю вам, если не будете как дети..."
Христианский путь это еще и возвращение в свое детство, в ту чистую и незамутненную часть самого себя, которая живет где-то глубоко-глубоко внутри.
И возвращаться, наверное, приходится через те же болячки (физические, психические и прочие), которыми однажды болел, когда уходил из детства... Только болячки за это время становятся иными.

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

Болезни тела.
« Ответ #11 : 16 Август 2006, 10:45:54 »
Антиквар, согласен.
Спасибо - Радость Моя !

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Болезни тела.
« Ответ #12 : 16 Август 2006, 12:12:40 »
Цитата: Леонид
Боюсь навлечь на себя всеобщее здесь осуждение и даже гнев, но всегда полагал, что в какой-то момент бытия и развития Матери Церкви произошел сильный крен в монашествующую сторону жизни, с полнейшим отрицанием ценности обыденной жизни как таковой.
:agree

Yogin

  • Гость
Болезни тела.
« Ответ #13 : 14 Сентябрь 2006, 16:40:53 »
Приветствую посетителей. Признаться, рад, что мой вопрос нашел отклик. Попробую его конкретизировать. Я сам вижу два подхода:

Первый подход. Человек несовершенен и развивается, для чего собственно и приходит сюда, на землю. Болезнь - это инструмент, подсказка в том, куда тебе двигаться, что в себе менять. Следовательно с болезнью надо активно "работать" - искать ее внутренние духовные причины и пытаться от них избавляться.

Второй подход. Человек "совершенен", никакого развития ему не требуется. Болезнь  - это некая проверка, испытание. Поэтому с болезнью нужно смириться.

Правильно ли я понимаю, что второй подход можно считать Христианским? Читая посты, я понял, что единой точки зрения нет..?

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

Болезни тела.
« Ответ #14 : 14 Сентябрь 2006, 18:09:34 »
Yogin, подборка св. Отцов с сайта http://www.ioann.ru/?partid=4
Цитировать

Зачем люди болеют?
Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах.
(Пс. 114, 3).


Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах.
(Пс. 114, 3).


Теперь-то, будучи сокрушен, начал он оставлять свое великое высокомерие и приходить в познание, когда по наказанию Божию страдания его усиливались с каждою минутою.
(2 Мак. 9, 11).


Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших.

Мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хощет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями.

Любвеобильный Отец наш все творит на пользу нашу: иногда телесными болезнями врачует душевные недуги, а иногда посылает болезни для испытания нашего терпения и для вящей награды душевными дарованиями, здесь или в будущем веке, и многие есть причины, кои мы постигнуть не можем.

Ты сама не знаешь, чтого у Бога просишь, – чтобы избавил от болезни; ты проси того, что Его святой воле угодно и тебе полезно. Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом: ими и грехи очищаются, и от страстей избавляются.
Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).


Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и, прежде всего, к смирению нашему, и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и рассудительнее.

Господь лучше нас знает, что для нас полезнее, а потому-то и посылает кому здоровье, а кому и нездоровье. За все же слава и благодарение Милосердному Господу, Который не по беззакониям нашим творит с нами и не по грехам нашим воздает нам; но если и наказывает нас, то с пощадением.

…Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены…
Преподобный Амвросий Оптинский. (1812-1891).


Болезни телесныя посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных.

К сему если посмотреть на человека здороваго, и посмотреть на человека, долговременно страждущаго, и рассмотреть состояние души одного и другаго, то кого из них назвать блаженным или окаянным, – здороваго или страждущаго?
Преподобный Антоний Оптинский (1795-1865).


Что пользы тело здоровое иметь, но душу расслабленную и немощную?

Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет. Во время болезни мы чувствуем, что жизнь человеческая подобна цветку, который тотчас засыхает, как скоро он распускается... Что наши дни исчезают как тень, что наше тело сохнет подобно траве полевой, что жизнь самого крепкого человека есть только дыхание; что с каждым дыханием она сокращается, и что биение его пульса подобно ударам маятника, приближает его к последнему часу, который почти всегда бьет в такую минуту, когда он думает, что до сего часа еще долго. О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль гнилость мяса и рыбы отвращает и не попускает зарождаться червям в них: так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления духовного, не попускает страстям, как червям душевным, зарождаться в нас.
Святитель Тихон Задонский. (1724-1783).


Похворай, батюшка, похворай с терпением и самоукорением. Болезнь многому доброму учительница: сверх того, она – послание Божие взамен и в пополнение наших недостаточных подвигов... Блаженны те, которых Бог приготовляет к вечности болезнями и другими скорбями...
Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867).


Сушит человека не только пост, воздержание, болезни, но и внутренние похоти плотские и страсти, например, зависть, гнев и т. п. Поэтому-то присмотритесь к себе: отчего ты так худ и слаб здоровьем, не вредит ли тебе внутренняя скверна?

Когда ты много спишь, ешь, гуляешь, то, хотя твое здоровье поправляется, твой организм крепнет, внешний человек цветет, но внутренний подавляется, понижается. Так, прежде всего ты начинаешь испытывать плотскую брань. Пусть в бодрственном состоянии ты отражаешь ее, но в сонном не избежишь нечистых воображений. Теперь выбирай: лучше ли тебе пользоваться здоровьем и быть нечистым, блудным, скверным, или же – быть слабым, немощным, но чистым, невинным по мыслям?
Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).


У Бога о болезненном и здоровом состоянии совсем другие мысли, чем у нас, и они отстоят от наших, как небо от земли. Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.

Господь отнимает силы, чтобы хоть этим остепенить человека. Он уж не знает, как по-другому исправить. И милости, и скорбные посещения - все переиспытано, и все не в прок. Час же смерти приблизится, что делать тогда окаянному человеку?.. В болезни хоть и самой легкой, смерть, может, и придет на память, чтоб дать душе самым делом испытать, что поминание последних дней жизни отвращает от греха.

Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин.

Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. ... Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за этим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ея тяжесть обычную от многих забот.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).


Болезни всегда служили напоминанием для живущих на земле, что мы не вечны здесь, что нужно родиться в другой мир и дать отчет, что сделали в этом мире.

Тебя посетила великая милость Божия, не хотящая смерти грешника. Ты погибал духовно, после смерти тебя ожидала бездна адская. Слов ты не слышал, да и не мог. Нужно было сильное средство, чтобы оторвать тебя от пути погибельного. Это средство и вынужден был Господь послать тебе в виде твоей болезни. Поэтому не ропщи на Бога, не унывай, а благодари Его за милость к тебе и заботу о твоем спасении.
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).


Когда человек чувствует болезнь, и страсть не беспокоит его, то такая болезнь от Бога и уничтожает брань, и тогда надобно оказывать телу некоторое снисхождение. Когда же при болезни беспокоит и страсть, то отнюдь не нужно снисходить телу, ибо эта болезнь происходит от бесов, а снисхождение умножает страсть.
Преподобный Иоанн Пророк (VI век).


Болезнь самое благоприятное время для возвращения в свое сердце, к Богу. С выздоровлением эта возможность опять отходит в бесконечную даль.
Священник Александр Ельчанинов (1881-1934).


Хочешь быть постоянно здоров и покоен? Выплакивай или выстрадывай свои грехи, ежедневно совершаемые, и поверь – будешь всегда здоров и покоен.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).