Исихазм

Автор Тема: Головной ум и опускание ума в сердце  (Прочитано 15294 раз)

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

Отделено от: http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1150
----

Цитировать
04/01/2006 [21:02] Роман спрашивает:
Здравствуйте уважаемый Архимандрит Рафаил. Когда внимаю словам молитвы Иисусовой, то само внимание находиться во лбу, чувствуется там напряжение. Можно ли заключать ум в слова молитвы, там, во лбу? Понимаю, что внимание нужно увести с головы, но тогда почти невозможно заключать ум в слова молитвы. Посоветуйте мне, пожалуйста, как поступить? Заранее спасибо, и прошу ваших молитв.

Архимандрит Рафаил отвечает:
Роман! Святые отцы не советовали держать внимание во лбу. Характерно, что это место оккультисты называют «глазом Шивы». В голове заключен не ум, а рассудок, как орудие ума, а ум находится в сердце, так как Сам Господь сказал: «Из сердца исходят мысли добрые и злые». почитайте главы преподобного Иоанна Лествичника «О молитве». Призываю Божие благословение. Прошу ваших молитв.

Прочитал на сайте Архимандрита Рафаила(Карелина) вот такой вопрос. Может кто-то из форумчан может это разъяснить подробней(не про третий глаз :) а про рассудок). Каким образом можно держать внимание на словах молитвы, если внимание не в голове? Ведь преждевременное сведение ума в сердце воспрещается. Значит, что нужно внимание в голове держать, когда молишься на улице, в трамвае и т.д. А это неизбежно ведет к напряжению головы, области третьего глаза(правда слово пренеприятнейшее) и т.д. Братья, подскажите пожалуйста. Как здесь быть? Должно ли это иметь место? Просто ответ батюшки Рафаила не ясен потому, что ведь воспрещается ум низводить в сердце своевольно.

Спаси вас Господи!

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Головной ум и опускание ума в сердце
« Ответ #1 : 19 Июнь 2006, 02:57:22 »
Прошу не считать мои слова непременной правдой, я только делюсь своими ощущениями и притом весьма малыми.
По моим наблюдениям и соображениям внимание непременно держится в голове в том случае, когда слова молитвы ещё твёрдо не запомнены и нужно отслеживать их последовательность и какой-то смысл. Если же сама молитва уже стала своей и привычной, то внимание вполне может уходить в область сердца или солнечного сплетения (сердцем иногда называют области тела не совпадающие с сердцем чисто анатомически).
Вот в этих случаях вроде бы и не нужно концентрировать внимание непосредственно в голове, оно может более свободно попадать в другие, не менее важные на мой взгляд, области.
Я часто вспоминаю, что на старорусском языке живот и жизнь были очень сходными понятиями. Может быть и внимание во время молитвы сначала начинает удерживаться где-то в области солнечного сплетения, а потом уже расходится по всему человеку.
Утверждать что-либо по этой теме не возьмусь, слишком мал собственный опыт, а самому, честно говоря, тоже очень интересно - как именно следует удерживать внимание в молитве.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Головной ум и опускание ума в сердце
« Ответ #2 : 19 Июнь 2006, 05:50:45 »
В моменты полнейшей богоставленности, когда жизнь бессмысленна и ВСЁ вообще пропало, начинаешь говорить молитву словами, и видишь, что ничего не получается и ум сбивается на глупейшие и никчемные рассуждения о тщете всего на свете и молитвы, в том числе.
Словесная молитва возвращается время от времени, но ее качество совершенно равноценно этой невнятной болтовне ума...
Вдруг, как электрический разряд пронзает все существо прямо посреди этого полусна-полубреда. И в момент практически полного отрубания сознания вдруг возникает ясность и сила самодвижущейся молитвы. В этот самый момент понятно, что твое малое и негодное усилие становится слышимым Господом, и Он, видя твою крайнюю нужду, приходит и наделяет молитвой.
Истинная молитва невозможна без участия Господа.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Головной ум и опускание ума в сердце
« Ответ #3 : 19 Июнь 2006, 07:01:10 »
Цитата: Наталia
А так я - сторонница невнимательной молитвы, потому что верю уже давно (еще когда покрестилась и стала думать на тему, как молиться) в то, что молиться мы можем только Духом Святым, а Он «дышит, где хочет», поэтому от нашей воли не зависит, главное, чтобы мы выражали ежедневно желание его принять своей смиренной невнимательностью, ибо если начнем концентрироваться, тужиться, то, значит, надеемся уже на себя, свою волю, а так просто говоришь-говоришь быстренько, ритмично, как ручеек течет... В общем, как всегда принципы философии даосизма на православной почве. :wow: Ну нравится мне «Дао де цзин»! :-)

Натали!
Так классно сказано! Молиться мы можем только Духом Святым...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Головной ум и опускание ума в сердце
« Ответ #4 : 19 Июнь 2006, 07:06:17 »
Цитата: Наталia
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог
.

Только одних лишь гнезд на слово "логос" в греческом словаре - 40!
А смыслов и того более. А мы все талдычим: Слово, слово...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Головной ум и опускание ума в сердце
« Ответ #5 : 19 Июнь 2006, 13:30:25 »
Цитата: Наталia
...В общем, как всегда принципы философии даосизма на православной почве. :wow: Ну нравится мне «Дао де цзин»! :-)


У меня были периоды увлечения дзеном, даосизмом и некоторыми другими восточными философско-религиозными направлениями. В результате понял, что они не имеют с христианством (и православием, конечно) ничего общего.
В этих довольно интересных и немало запутанных философиях легко заблудиться. Основное отличие, которое мне увиделось - это то, что в них нигде не упоминается о Творце. Нет его там.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Головной ум и опускание ума в сердце
« Ответ #6 : 19 Июнь 2006, 14:34:58 »
Ответ арх.Рафаила дан в соответствии с отеческим учением. Краткая и упрощенная форма даже верного ответа всегда близка к грани, за которой начинается искажение и непонимание.

От рассудочного мышления надо отходить, и лучший способ - учиться молчать и низводить внимание в сердце (солнечное сплетение слишком низкое для его нахождения). Как обычно думает и говорит рассудочный человек: поднимается некая волна - неосознанная реакция, смешанная из побуждающий эмоций (и страстей) и получает скрытую смысловую санкцию в сердце (помыслы), затем на уровне горла она оформляется в мысли, которые осознаются,  выстраиваются во фразы в голове и, наконец, доходят до языка и произносятся. При развитом рассудке происходит постоянная перекачка мыслей, взятых из большого набора, - они выкраиваются, тасуются, логически выстраиваются, соединяются в новые комбинации... В общем, творится пустая и страшно шумная возня. Чтобы увидеть помыслы в своем сердце, надо заставить замолчать рассудок и распечатать горло, через которое происходит схождение вниз внимания.

Усиленная мысленная (рассудочная) деятельность, которой, очевидно, страдают представители умственных профессий, развивает головной центр (т.н. третий глаз), и сознательное сосредоточение на этом центре усиливает этот процесс. Плохо это или хорошо?.. :) Это есть: вся система образования построена на развитии головного центра.

Однако, сосредоточение на сердечном центре также развивает именно сердечный центр, который имеет опосредованное отношение к сокровенному сердцу. Плохо это или хорошо? Это есть и может быть повернуто как в хорошую сторону при должном очищении, так и в плохую, когда будут развиваться отрицательные качества: гневливость, сентиментальность, обаятельность, любострастие и пр.

Посему главными являются не техники сосредоточения, а внутренняя работа над собой, направленная на молчание, ровность, сознательное отношение к мысленным и душевным подвижкам, очищение - при взывании к милости Божией.

Так о.Софроний говорил, что обнаружил ум, опущенный в сердце, только тогда (после нескольких лет молитвенной жизни на Афоне), когда вернулся к мысленной деятельности. Т.е. ум сам сошел в сердце без какого-то внешнего принуждения.

Кстати, ничего хорошего нет в неразвитой голове и спящих сердечных чувствах...

alluz

  • Гость
Головной ум и опускание ума в сердце
« Ответ #7 : 19 Июнь 2006, 14:55:55 »
внимание в голове само по себе весьма показательно. это не молитва. энтузиазм сплошной.

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

Головной ум и опускание ума в сердце
« Ответ #8 : 19 Июнь 2006, 16:31:22 »
Alexander, Изменение себя, внутреннее изменение и контроль\прослеживание мыслей,эмоций является основой-фундаментом.
т.е. исходя из вашего ответа нужно учиться молчать и низводить ум в сердце. Как быть, если предупреждают, что нельзя самовольно низводить ум в сердце - это все только по милости Божией может случиться.
Т.е., чтобы избежать усиления рассудка нужно во время молитвы внимание держать на горловой части?

Спасибо за ответ

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Головной ум и опускание ума в сердце
« Ответ #9 : 20 Июнь 2006, 18:13:48 »
Если молитву произносить без внимания, т.е. как придётся, когда думаешь о другом, когда сердце тоже в страстных чувствах о другом и т.д., тогда молитва может "сломаться", т.е. при её произнесении, сколько не произноси - ничего чувствовать не будешь или будешь чувствовать обычные сердцу страсти. Так важно сознательное внимание к слову.

Если так к несчастью уже произошло - приходится либо уединяться на длительное время и ломать навык сердца в тех же словах (чего я не испытывал за неимением времени даже на меньшее), или, что более прямой путь, менять саму молитву и связанный с ней ритм дыхания или ещё какой физиологический ритм (для уединенников это может быть ритм сердцебиения, который нам, мирянам днём не слышен), например, произносилось так:

вдох - Господи,
выдох - Иисусе Христе,
вдох - Сыне Божий,
выдох - помилуй мя, грешного.

св.А стало так:

вдох - Господи, Иисусе Христе, // (как бы вдыхая в себя имя Божие)
выдох - Сыне Божий, помилуй мя. // (а здесь уже исповедание и обращение к милости Божией)

Т.е. молитва и укоротилась и совершенно поменялся ритм, она стала напряжённей. Первая же была растянута и была опрелеляема ритмом дыхания, а в новом рождении она сама стала напрягать ритм дыхания и эта трудность (противоречие молитвы и дыхания, и отсюда необходимость вмешательства в физиологический ритм) привлекает сознание к слову (иначе ничего не выходит, молитва просто сбивается). И т.д. - могут быть иные варианты, я привёл один. Это не правило, что молитва ломается, это вообще-то следствие греха гордости, дерзости и т.д., когда всё понемногу оскудевает и незаметно, а потом оказываешься у разбитого корытца своей души. Вообще же св. отцы советуют редко менять слова молитвы, чтобы дерево укоренялось. Но вот бывают же случаи :-(

Вот почему я считаю, что внимание - то, что мы обязательно должны Богу, иначе можно отщетить всё. Лучше 5 слов умом, чем 100 устами. Лучше не молиться, чем молиться абы как. Но ещё лучше всегда внимание напрягать. Это вот опыт.

И ещё, кажется, что не нужно искать что-то в сердце помимо слов молитвы (хотя какой покой и простота нужны порой для того, чтобы это понять и оставить сложности!). Нужно внимать словам молитвы в простоте сердца, с верой, что Бог слышит, а всё остальное - от благодати, в том числе какое-то невысказываемое обращение к Другой Личности и упокоение в Ней. Оно само появляется как-бы (так кажется) в результате духовного усилия, ожидания и поиска, а когда уходит, понимаешь, что это было не от человека, но было усилие обеспеченное благословением Божиим и сама благодать.
Простите меня

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Головной ум и опускание ума в сердце
« Ответ #10 : 20 Июнь 2006, 19:36:16 »
Да, молитва без внимания ничем не лучше трансцендентальной медитации. Такой же морок. Такой же самообман.
"Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом."
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Головной ум и опускание ума в сердце
« Ответ #11 : 20 Июнь 2006, 19:37:34 »
Виктор,  
Цитировать
Как быть, если предупреждают, что нельзя самовольно низводить ум в сердце - это все только по милости Божией может случиться.
Т.е., чтобы избежать усиления рассудка нужно во время молитвы внимание держать на горловой части?


Слушать советы следует с рассуждением :) "Запихивать" с большим усилием ум в сердце не следует и, мы говорили об этом раньше, не надо в начале придавать сосредоточению на чем-либо (дыхании, голове, горло, сердце, животе) большого значения, а молиться, внимая и ища внутреннего человека, сосредотачиваясь же на словах. По мере приобретения чуткости будет понятно (молитва поведет за собой), на каких частях тела сосредотачиваться. Отсюда общее правило по очищению и успокоению ума,  а затем его опусканию обычно через горло в сердце. Очищенный ум в неочищенное сердце входит как в гадюшник и долго пребывать там не может. Поэтому начинается долгий этап очищения страстей, когда ум заглядывает в сердце через горло. Само же горло также требует очищения. Пока человек осуждает, горло будет плотно закрыто.

Естественно, усилия на всех этапах молитвы должны применяться.

р.Б. Александр

  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля

Re: Головной ум и опускание ума в сердце
« Ответ #12 : 20 Июнь 2006, 21:22:19 »
Виктор, ты горд?

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Головной ум и опускание ума в сердце
« Ответ #13 : 20 Июнь 2006, 22:37:56 »
А я добавляю ещё один вопрос :)
Брат Виктор, не приходило ли тебе понимание, что правильной технологии попросту НЕТ?
Так вот, её и нет!
Поиски правильной техники ведут в тупик.
Не техника спасает человека.
Если человек отбрасывает всё, все эти методики и практики и начинает ЗВАТЬ И СТУЧАТЬ в эту дверь, то постепенно, в своё время приходит понимание куда надо стучать, как и т.д. Всё приходит, если человек отказывается от своеволия и говорит: "Да будет воля Твоя, но не моя".
Почитай, что говорят старцы и опытные люди, выбери то, что лучше лежит к твоему сердцу и положись на волю Господа во всём.
Любовь отыскивает правильную методику, она-то, собственно и есть единственная правильная методика, другой нет. Только она.
Олег

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Головной ум и опускание ума в сердце
« Ответ #14 : 20 Июнь 2006, 23:51:29 »
Вообще, целью молитвы может быть только покаяние.  Ставить цель "стяжание молитвы" - это почти действовать по образу этого мира, лежащего во зле. Мир желает стать кем-то или что-то иметь и т.д.

Я недавно пришёл на рыбалку, на берег Волги, - так мне один современный человек говорит:
- "Ничего, что рыбы нет, зато удовольствие получишь - ты же за удовольствием на рыбалку пришёл."
Я ему с недоумением ответил, что на рыбалку я пришёл, чтобы поймать рыбу и ничего иного получать не ищу. Я ответил как думал, и затем пришла мысль - надо же, ведь если жить просто, без эгоистических абстракций типа "получать удовольствие" и т.д., заменяющих саму жизнь, то ведь и удовольствия-то больше :-). Это открытие меня позабавило и подумалось, что "современные" люди - это инвалиды в духовном отношении, это нищие, которым "недоступно наслажденье битвой жизни - гром ударов их пугает" (R)М.Горький. И ещё подумалось - какие счастливые люди эти верящие Богу - им приготовлен пир даже и здесь, в этом оскудевшем мире, пир жизни - жизни простой и полной, настоящей, не умной, не абстрактной, а просто жизни :-).

Вот и в молитве также. Что такое сердечный центр? Где внимание, там и ощущение. Сказали св.отцы - на два-три пальца выше левой груди - можно это местечко пальцем зажимать, если не хватает внимания, чтобы помочь немощи души. Однако, это совсем не главное - это, до конца честно говоря, приспособы для тех, кто любит халтурить и достигать мирских целей и ходить более быстрыми путями, чем Бог велит. А если цель у человека - покаяться перед Богом и более не грешить, то и будет он не молитву стяжевать, а каяться - и молитва придёт более истинная, чем искусная. Нужно не об "удовольствии" думать, а о Рыбе и тогда удовольствие обеспечено будет само собой по Евангельскому - "не пецитеся о том, что вам ясти и пити... ищите же прежде Царствия ... и правды", не сердечного центра в рёбрах :-), хотя и это совсем, совсем не лишнее. Это просто второе, помогающее лишь, несоизмеримое по масштабу с покаянием, истиной, смыслом и духом, как несоизмеримо Небо и капуста в огороде. Капуста, она вроде тоже - дар Божий, может кто-то возразить, но ... :-)
Простите меня