Исихазм

Автор Тема: О духовной ревности  (Прочитано 10351 раз)

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« : 10 Май 2006, 13:03:07 »
Из двух областей духовного жительства – деятельной и созерцательной, ревность, преимущественно служит деятельной (practice). Пр.Исаак говорит, что «деятельность, очищает страстную часть души по силе ревности» ([2], Слово 2) и описывает её так: «ко всякому побуждению к желанию благого в самом начале возникновения его присоединяется некая ревность, напоминающая по теплоте своей раскаленные угли. Она обычно, словно стена, окружает это побуждение желания и отгоняет от него всякое возможное препятствие …; ибо обладает она великой мощью … для всецелого укрепления души, дабы не ослабевала <душа> и не колебалась под воздействием всевозможных неприятностей. И это первое <побуждение> есть сила святого желания, насажденная в естестве души, то есть побуждение, возбуждаемое силой "раздражительной" <способности>, … которую Бог естественным образом поместил в нас, дабы охраняла она пределы естества, посылая мощь стремительности своей для исполнения естественного желания души, то есть добродетели: без этой <мощи> добродетель не взращивается. Она и называется "ревностью"» ([6], Беседа 171).
Свт.Феофан пишет, что ревность – это «сила, делающая <…> сносливым <…> усердие, тщание <…> христианин, – когда имеет ревность, искание, – все одолеет… Искание все доставляет … Искание есть жизненный дух, с погашением которого замирает жизнь. Это огнь, принесенный Спасителем на землю; это Его свет и живот….Много людей есть проходящих подвиги и делание, но без плода: плод от духа, а дух Божий – в ревности.» ([3], глава «О ревности душевной и духовной»), свт.Феофан Затворник ([1])
Есть две причины, из-за которых сила ревности укрепляется, пробуждается и воспламеняется: это страх потерять «благо, которое <человек>… приобрел или имеет в виду приобрести» и воспламенение сердца Божественным желанием добродетели. ([6], Беседа 171). «Любовь - источник огня в сердце» - говорит пр.Иоанн Лествичник ([7], Слово 30).
 «А из причин ослабления … (ревности – С.С.) первая - когда вожделение <добродетели> притупляется и уменьшается в душе; вторая же - когда некий самоуверенный помысел входит в душу и поселяется <в ней>, так что человек уверен <в себе> и весьма часто думает, что ему не нужно бояться ничего, что может повредить ему.» ([6], Беседа 171). Свт.Феофан пишет: «Все строение … ревности можно выразить так: ищи в надежде … и непрестанно начиная.»[6].
Значит, ревность имеет основаниями Божественное вожделение души, забывающее все пожелания ради желания одного Бога, и смиренное мнение о себе подобно апостольскому: «не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед»(Филипп. 3, 13). Но можно ли считать себя «достигшим» перед лицом бесконечно совершенного, недостижимого Бога? Отсюда ясно, что духовное довольство собой – это не столько состояние в отношениях с Богом, сколько признак угасания и прекращения этих отношений. Это состояние, когда душа оборачивается от Бога к миру, чтобы быть с ним, наслаждением от человеческого добра, а далее – и от тщеславия, заменяя оскудение Божиего блага и откровения благодати.
Ревность, как и всё доброе, необходимо искать и хранить усилием, направленным на умножение Божественного желания сердца через поучение и просвещение разума. Жизнеописатель пр.Паисия (Величковского) пишет о святом, что «он читал священные книги с величайшим вниманием, от внимания рождалось разумение, от разумения желание, от желания ревность», а сам старец советовал своим ученикам «читать писания Отцов, от чего просвещается ум человека и возрастает ревность к исполнению заповедей евангельских»[8]. А свт. Феофан пишет: «Память Божия … вводит в созерцание … Божиих дел: благости, правды, творения, Промышления, искупления, Суда и воздаяния … пребывание в этой области поддерживает и живит ревность…» ([9]).
Если же ум не стоит в Божественных истине, то человек своей душе «искапывает ров погибели от лености происходящим парением помыслов, от которых … воцарилась холодность» ([2], Слово 60), т.е. от рассеянных мыслей и сердце забывает Божественное желание, от чего охладевает ревность.
О восставлении кратковременных (периодических) спадов ревности пишет пр.Исаак: «Во время … расслабления и лености … представляй в сердце своем прежнее время рачительности своей, как был ты заботлив о всем даже до малости… Ибо … таковыми воспоминаниями душа … возбуждается как бы из глубины, облекается пламенем ревности» ([2], Слово 2), т.е. делает ударение на созерцательном (духовном) усилии ума и сердца.
А о случае, когда охлаждение произошло в результате длительного ложного направления духовной жизни святитель Феофан пишет, что восстанавливать ревность нужно «всем, чем обычно упражняют себя люди благочестивые: богомыслием, усилением самоумерщвления, или строгостию к себе, к плоти своей, наипаче же молитвою»([9], статья «Путь спасения»), т.е. и деятельным и духовным усилием.
Молитва единит человека с Богом, ходатайствует о помощи, являясь причиной благодати и Божественного желания – источника ревности.
В богомыслии же особое место имеет мысль о смерти. Свт.Феофан говорит, что для восстановления ревности нужно разумом «пройти весь ряд Божественных истин предвечного бытия Бога до конца и остановиться на … своей смерти и последующем затем решении, неизменном на вечные веки … остановиться не голою мыслию, а с полным чувством» ([9]). Жизнеописатель пр.Серафима Саровского говорит, что «польза от размышления о смерти есть та, что размышление о ней удаляет человека от грехов и вселяет в него ревность к добродетели.» [10].
Память о близкой к человеку смерти помогает возжечь Божественное желание, поскольку пресекает дух мира, отделяет душу от «всего, что в мире: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской»(1 Иоанн 2, 16). Она обращает ум (а вслед и сердце) от временного к вечному, от человека к Богу, приводит в сокрушение и страх Божий.
Простите меня

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
« Ответ #1 : 10 Май 2006, 14:16:16 »
Данный текст - о духовной ревности о Боге. Ревность является основанием деятельного стремления к совершенству жизни по Богу.  Ревность хранится и возраждается следующими действиями:
1)   Постоянным памятованием (хранением разума в духовном области) - это молитва, чтение, размышление (особенно памятование  о смерти и непрестанная молитва)…Эта деятельность, храня и собирая ум на Божественном, умножает желание сердца к Нему,
2)   Воздержанием: только при воздержании от сластолюбия (всех видов) и чревоугодия, возможно хранить духовное желание. Сластолюбие (удовлетворение телесных и душевных желаний) напрямую подавляет духовное желание и рождает помыслы, а чревоугодие рождает леность и оставление духовной деятельности (молитва, чтение, размышление-памятование).
3)   Смирением: ревность хранится только в смиренной душе, которая всегда хочет учиться и никогда не почитает себя чего-либо достигшей. Бог постигается не одними духовными усилиями (ума и сердца), а святостью и совершенством жизни, и этому истинному совершенству, как и совершенству Божественному, нет пределов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   «ЧТО ПОТРЕБНО ПОКАЯВШЕМУСЯ И ВСТУПИВШЕМУ НА ДОБРЫЙ ПУТЬ СПАСЕНИЯ.» Свт.Феофан Затворник, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, М.,1997
2.   « Слова подвижнические », преподобный Исаак Сирин, М, 1998
3.   «О Прелести», свт. Игнатий (Брянчанинов), 1997, INTERNET "Российский православный информационно-издательский Центр".
4.   «Правильное состояние духа (смирение, внимание, молитва) Из творений Святителя Игнатия Брянчанинова»,  М., 1998.
5.    «Моя жизнь во Христе », Том 1, М., 1998.
6.   «О Божественных тайнах и духовной жизни. Новооткрытые тексты », пр. Исаак Сирин, СПб, «Алетейя», 2003
7.   «Лествица », пр. Иоанн Лествичник, М.,Сергиев Посад, 1908
8.   «МОЛДАВСКИЙ СТАРЕЦ ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ. ЕГО ЖИЗНЬ, УЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ НА ПРАВОСЛАВНОЕ МОНАШЕСТВО.»  Часть 4, Глава 1. Протоиерей Сергий Четвериков,YMCA-PRESS, Paris
9.   «Святитель Феофан Затворник. НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. Богословская симфония по письмам свт. Феофана Затворника, составленная Преосвященнейшим Иоанном, Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским»,1997.
10.   «Мучение любви. Келейные записки», арх.Лазарь (Абашидзе), Издательство Саратовской епархии, Саратов, 2005.
Простите меня

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #2 : 11 Май 2006, 07:57:52 »
И что дальше?

alluz

  • Гость
О духовной ревности
« Ответ #3 : 11 Май 2006, 09:19:57 »
"А дальше - стоп, а дальше, извини стена, брандмауэр с одним окном, в котором копошится некий каменщик, он же штукатур..." (из песни)

Просто всё это читано-перечитано, обсуждать-то что? Ведь здесь форум, а не читальный зал.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #4 : 11 Май 2006, 10:26:03 »
alluz, простите меня, но я думаю, что всем нам нужно взращивать добрый помысел. Такие слова - "всё это читано-перечитано" можно услышать от чад мира и любопытных любителей Интернета, которые не понимают о чём говорят (ни чего утверждают :-)) и уж совсем не понимают что такое жизнь верующего человека. Им можно сказать по русски (авось не обидятся): "Повторение - мать учения." Не довольно? Тогда приведём маленький рассказ (первы попавшийся):
Цитировать
Некоторый брат усильно просил авву Сисоя сказать ему назидательное слово, и авва сказал: пребывай трезвенно (бодрствуя над собою) в келлии твоей, и мысленно представь себя Богу (предстань Богу, ощутив Его присутствие) со многими слезами, в сокрушении духа, и найдешь покой
Я не авва, alluz, но сейчас вместо авв для нас единомысленные братья, но суть осталась та же. Жалко, что вы уже этого не хотите или не можете различать.
Простите меня

alluz

  • Гость
О духовной ревности
« Ответ #5 : 11 Май 2006, 10:44:03 »
Сергей С., Вы повесили тему-простыню, я спросил, что здесь обсуждать, Вы стали обсуждать меня. Отлично!
Вот если бы Вы сказали: братья, мне через такие-то книги открылось, что такое ревность, проверьте, не запутался ли я. Это была бы тема.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #6 : 11 Май 2006, 12:46:31 »
alluz, я не обсуждал, а просто стало жалко, поймите меня, пожалуйста, правильно. Молчать стыдно, когда душе иной плохо. Впрочем, сам понимаю, это бесполезно. Простите меня.
Простите меня

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #7 : 11 Май 2006, 14:38:42 »
Также можно отметить, взирая на современную практику благочестия, что:

1. Памятование о смерти не должно подменяться танатическим умиранием;
2. Воздержание позволяет не падать, но само по себе духовной (не путаем с душевным горением) ревности не добавляет;
3. Ложное смирение - перед людьми и их мнением, а не перед Богом - угашает духовную ревность.

И главное: духовная ревность возрождается духовным же действием - наитием Святого Духа-Домостроителя, без Которого всуе бде стрегий.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #8 : 11 Май 2006, 17:07:54 »
Alexander, так что делать тому, кто утерял этот первый огонь ревности или не узнал знал его, когда он касался человека? Что делать тому, чей дух перестал гореть?
Простите меня

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #9 : 11 Май 2006, 21:00:54 »
Сергей С.,
Цитировать
Что делать тому, чей дух перестал гореть?


Мне все это напоминает разговор мужа со своей женой, по каким-то причинам выпавшим в романтичность.

Диалог получается, примерно, такой:

Муж: Дорогая, а помнишь нашу первую встречу?
Жена (сдержанно): Да, конечно, помню.
Муж (воспламеняясь) : А помнишь, наш первый поцелуй?
Жена (сдержанно-отстраненно): Дорогой, конечно помню.
Муж (огорченно-раздраженно): Нет, но какая проза звучит в Твоих словах!...
Жена: Знаешь…, я сегодня говорила с классным руководителем… У нашего сына серьезные пробелы…

Мораль такова: всему свой час. Как по Экклезиасту. Причем в каждом малом незаметном делании есть своя поэзия, своя музыка, раскрывающаяся не только в полутонах… Ухо начинает различать даже и 16- ые, и 32-ые… А для внешнего слуха – это скучный монотон.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #10 : 12 Май 2006, 01:14:06 »
Igor прав, когда "сына" надо воспитывать, возбуждение огня ревности - дело романтично запоздалое. Вот если окажется, что сына-то и нет, ибо бесплоден в своих ревностных попытках прошлого был подвизающийся.

Дух перестал гореть... Есть еще и долготерпение вкупе с упованием - лишь бы искренность или хотя бы честность по отношению к самому себе не была утрачена. Коль нет честности, тут и сказочке конец.

Часто под горением духа принимают душевный жар, который не постоянен и может быстро угаснуть. Этот душевный жар как раз и можно раздуть аскетическими трудами - с дымом и копотью, породив душевное разжжение. Горение духа - это неизмеримо более тонкий огонь, и грубыми методами его не возродишь.

alluz

  • Гость
О духовной ревности
« Ответ #11 : 12 Май 2006, 03:01:37 »
Вот и проблема обнаружилась, когда своих нет детей, так за чужих ревнуется.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #12 : 12 Май 2006, 08:33:34 »
alluz, у меня трое детишек :lol и воскресная школа  :lol
Простите меня

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #13 : 12 Май 2006, 12:10:33 »
Мы говорим о сыне святости - в сердце человека, - без которого христианин и не христианин.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #14 : 12 Май 2006, 17:50:35 »
Ладно. Спасибо. Христос воскресе!
Простите меня

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #15 : 12 Май 2006, 22:28:28 »
Воистину Воскресе!
Цитата: Сергей С.
так что делать тому, кто утерял этот первый огонь ревности или не узнал знал его, когда он касался человека? Что делать тому, чей дух перестал гореть?

Зажечь тем что зажигает? Неужели ничто из того что Вы написали в первом (да и во втором) сообщении не помогает? Или живое сердце давно не встречали? Что лучше всего может зажечь дух, который перестал гореть? Да и о первых строках начала темы стоит поразмыслить, правда?

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #16 : 13 Май 2006, 09:23:24 »
Олег, я не о себе говорил. Конечно, всё, что в отрывке из доклада (я заочник - заканчиваю училище православной педагогики в этом году) помогает мне. Я написал доклад лишь тогда, когда смог коротко и просто объять предмет, и не только на бумаге :-), слава Богу. Но у меня есть и друзья с такой расслабленой волей, что слова почти не помогают (они всё понимают, но...). Как им помочь - не знаю. Пусть будет воля Божия. А здесь часть текста доклада опубликовал просто так - может кому-то поможет, напомнит и т.д. У нас в Училище ценят только тексты по существу и сразу приложимые к собственному деятельному благочестию :-), даже если ты заочник - по слову видно, кто ты :-). Христос воскресе!
Простите меня

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #17 : 13 Май 2006, 14:05:52 »
Для училища доклад не плох. А для того, чтобы возжечь ревность... Все мы хорошо знаем, что "цитатническое" слово обладает слабым воздействием - за него прячется личный опыт, если он есть, так, что и не видно его. А чаще нет этого личного опыта, или он оторван антиспособностью его донесения до ушей внимающих.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #18 : 13 Май 2006, 15:15:17 »
Alexander, лучше слово святоотеческое, чем поспешное. "Прежде чем стать мастером, нужно много лет быть в подмастерьях", если это слово (мастер) применимо (будем считать, что мастер - это мудрый, богопросвещённый подвижник). Слово св.отцов проверенное, надежное и, как всякий символ, загадочное - для мудрого оно и действенно, и живо, для других - сухо или ещё к-л.  Кроме того, через него действует Бог, ведь не в слове сила, а в том, чтобы Бог открыл истину.
Простите меня

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #19 : 13 Май 2006, 15:17:23 »
Прошу прощения, что замолчу - уезжаю в командировку в Екатеринбург =). Христос воскресе!
Простите меня