Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Исихазм



21 Ноября 2017, 20:29:36

Автор Тема: Музыкальная тема  (Прочитано 60208 раз)

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #15 : 30 Марта 2006, 20:39:15 »
Alexander, раз Вы слушаете Первый кончерто гроссо - то смотрите, после 3 и 4 частей - Cadenza и Recitativo, когда испытываешь уже почти физическое утомление от звуковой атмосферы - начинается пятая часть - Rondo, наконец-то "человеческая музыка", прорывающаяся, сквозь тернии побочных голосов, тема - в духе Вивальди. Злые звучания мешают этой теме, стараются её исказить. Затем проходит медленное призрачное quasiтанго, потом на последней минуте этого Rondo - наступает катарсис! И сразу же опять сгущается мгла, это чувствуется почти зримо. Не торжество зла здесь, а торжество духа над злом. Это как история праведника, его праведной смерти.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9786
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Музыкальная тема
« Ответ #16 : 30 Марта 2006, 22:42:48 »
На последней минуте 5 части ломаные уступы мучительного бега в сторону-вверх и по спирали обрываются, и выбрасывает, вышвыривает в иное пространство - открывается чистый проем, поток осветляется, на мгновение застывает - это момент истины - и... вздрагивает, рассыпается, исчезает почти мгновенно. Полное бессилие Postludio - черное дно пустого колодца и судороги тела. Viktor, я вижу поражение: свет приоткрылся, душа была выброшена в него и, не удержавшись, пала.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #17 : 30 Марта 2006, 22:51:56 »
Alexander, да, можно и по-Вашему понимать...

Naole

  • Сообщений: 58
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #18 : 31 Марта 2006, 06:30:36 »
Цитата: Alexander
Victor, спасибо!

У Шнитке всегда есть катарсис, вознесение над этим морем боли.
Соглашусь со многим, что Вы сказали, но вот катарсиса, который всегда... Даже при своем плохом знании творчества Шнитке и при том немногом, что слышал, катарсиса не пережил, наоборот. Так позавчера я захворал: насморк, чих, плохое состояние, а вчера уже почти поправился, но, слушая концерт для фортепьяно с орк. Шнитке, опять стал переживать неприятное (почти физическое) состояние, словно болезнь стала возвращаться. И знакомясь сейчас с
сонатами и кончерто гроссо №1, испытываю не здоровое, "ломающее" состояние, без катарсиса. Послушаю еще...


В сети есть интересный материал - гипотетическая беседа о личности А.Ш. нескольких близко знавших его людей: вдова, коллеги, друзья, духовник - этакий журналистский прием ("Оставив без изменения их высказывания, я только позволила себе добавить несколько связующих фраз, чтобы превратить череду монологов в живой разговор" ). И там есть такие слова духовника композитора, о. Николая (О.Н.): "И все же вспомним Бетховена: в последний период он пришел к какой-то простоте, ясности. А у Альфреда я не вижу такой прозрачности, ясности бетховенского типа. И вот Господь его остановил, послав эту самую тяжкую болезнь, понимаете?" (http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=529&rubric_id=1002123)
В "Дневниках" о. Александра Шмемана встретилось - о творчестве Андрея Платонова (запись 09.03.1973): Письмо от Никиты Струве с замечательной, по-моему, оценкой Платонова: "…Платонов, бесспорно, замечательный писатель, владеющий каким-то доселе неслыханным языком, но […] с "сумашедшинкой" и болезненным восприятием мира. […] Я признаю гений его языка, остроумие его сатиры, но чтение его меня не просветляет, от него становится на душе щемяще неуютно… - вот что-то такое... (параллель)

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #19 : 31 Марта 2006, 08:22:20 »
Разные у него есть сочинения. Есть и просветляющие.

Naole

  • Сообщений: 58
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #20 : 31 Марта 2006, 09:02:59 »
Конечно есть. И  он гений, конечно. Но впечатление чаще такое, как описал Александр...
А еще он написал музыку к 60 (!) фильмам (можно на двд приобрести).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9786
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Музыкальная тема
« Ответ #21 : 31 Марта 2006, 12:31:59 »
Ссылочку в ЖЖ увидел http://www.nne.ru/news.php?id=2770
, где сказано несколько слов об искусстве чистого видения и фотографии. Они могут быть отнесены и к музыке.

В сети есть фильм "Сказка странствий" с муз. Шнитке на http://filmiki.arjlover.net/filmiki/

Есть путь самого Шнитке - его подъемы и падения. И есть отпечаток пути в умах и душах слушателей его музыки. И как создатель, Шнитке ответственен за то, что он вложил...

Наталia

  • Гость
Музыкальная тема
« Ответ #22 : 31 Марта 2006, 15:08:07 »
Давайте обсудим «Tabula rasa» Арво Пярта.  Вот уже несколько недель я чуть ли не каждый день слушаю эту небольшую мелодию и не могу понять, почему же епископ Илларион (Алфеев) в своей статье об этом композиторе http://www.pravoslavie.ru/news/050906165827
http://www.baznica.info/modules.php?name=News&file=article&sid=1299  написал
Цитировать
по свидетельству работника одного из хосписов, пьесу «Tabula rasa» умирающие называют «ангельской музыкой» и просят, чтобы она звучала в последние минуты их жизни. Может быть, простота, гармоничность и даже некоторая монотонность пяртовской музыки как-то особенно отвечают духовным исканиям современного человека? Уставший от разнообразия и суеты, человек XXI века в этих простых трезвучиях находит успокоение и отдохновение. Отвыкший от тишины, он через эти тихие аккорды обретает желанный внутренний покой. Истосковавшийся по «ангельской музыке», он через эту кажущуюся монотонность, которая сродни монотонности церковной службы, приобщается к горнему миру.

И вообще, чтО такое духовная музыка?

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #23 : 31 Марта 2006, 22:11:56 »
Духовная музыка - это такая, которую создаёт человек по наитию Духа Святого. Церковная музыка - это духовная музыка, а духовная - не только церковная.

"Tabula rasa" - это трагическая вещь, скорее всего еп. Илларион спутал с чем-то.

Наталia

  • Гость
Музыкальная тема
« Ответ #24 : 01 Апреля 2006, 03:58:20 »
Вот это новость! :wow:
А я тут внушаю своему знакомому, что эта музыка невинно-ангельская. :lol
В первый раз, когда он ее прослушал, то сказал, что вначале она ему понравилось, а в конце оставила неприятное впечатление, как будто умер кто-то. Я ему дала установку, т.е. почитать эту статью.  Он опять прослушал и сказал, что тревожное чувство по-прежнему не оставляет его. Тогда я сослалась на то, что это неприятности на работе приводят к такой окраске, и он согласился уже, а, оказывается, был прав! Да я и сама-то понимала, что заключительные аккорды и напряжение, нарастающее под конец, далеко не умиротворяющие, но списывала это на свое музыкальное невежество. Думала, что раз епископ Иллирион, как раньше читала о нем, закончил Гнесинку, то знает же, о чем говорит. Вот и подстраивалась под авторитет, укладываясь в Прокрустово ложе неверных представлений...

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #25 : 01 Апреля 2006, 09:00:35 »
Чья-то аннотация к "Tabula rasa":
"Tabula rasa в переводе с латыни означает «чистая доска»: так философы называют незапрограмированное сознание, готовое принять любые установки. Эта пьеса говорит о выборе, который стоит перед человеком конца ХХ столетия, о «текстах», которые может вместить tabula rasa сегодняшнего дня. Стиль этой пьесы, как и всей музыки Арво Пярта начиная с середины семидесятых, вписан в строгие рамки стиля tintinnabuli, «колокольчики». Колокольчики могут исполнять только самые простые мелодические ходы: несложные интервалы, прямые мелодические последования – так Пярт заявляет об авторской версии минимализма, музыкального течения, ограничивающего себя элементарными му-зыкальными фигурами.
В первой части произведения слышатся три действующих лица, три музыкальных «героя»: тонкий голос солирующей скрипки, символизирующей индивидуальность, личность; оркестровые tutti, так называемые «общие формы движения», обычно сопровождающие мелодии-темы, а здесь живущие собственной жизнью – оркестр в данном случае играет роль роботизированной массы, бездумного множества, самодвижущейся структуры; и, наконец, глубокий низкий звук ударных выступает в привычной для себя роли фатума, таинственного провидения, неумолимого и страшного. Противоположность solo и tutti движет музыкальным сюжетом. Solo поет бесхитростные мелодии, как бы пытаясь удержать саму идею мелодического, когда звуки поднимаются или спускаются, пересту-пая на соседнюю высоту; tutti движется как автомат, все более напористый, перемалывающий все на своем пути. Однажды ему удается присвоить solo, «втянуть» мелодию и обезличить ее, но она отделяется, дистанцируется и вновь звучит. Правда, в финале попытки личности состояться оказываются тщетными: все подминает под себя роковая катастрофа, обвал ударных, из-под которого еле проступают затухающие метания скрипки.

Музыка Tabula rasa – своеобразная метафора эры глобализации: она говорит о жестоких дилеммах, гигантских антитезах и глубоких противостояних – поэтому она проста и почвенна как первый день творения, и ей несвойственны полутона. Оркестр не слышит солиста и не реагирует на него: их диалог – диалог глухих. В финале оба оказываются погребены тотальной катастрофой вселенского масштаба. Исторические события, последовавшие после создания Tabula rasa, заставляют считать эту пьесу пророческой. Суперорганизованные и сверкрупные системы, похожие на отлаженный механизм, «не слышащие» и «не замечающие» происходящее вокруг, подвержены катастрофам, и техногенным и террористическим. Диагноз этим системам поставила комиссия, расследовавшая атаку на США 11 сентября: failure of imagination, упадок воображения, когда запрограмированная система не реагирует на поступающие сигналы. Арво Пярт, сам того не ведая, предугадал и сам этот упадок и его возможные последствия".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9786
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Музыкальная тема
« Ответ #26 : 01 Апреля 2006, 13:06:27 »
Если кто-то захочет познакомиться с творчеством Арво Пярта, могу потихонечку выложить - по-началу "Arbos" и "Orient Occident".

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #27 : 01 Апреля 2006, 22:49:02 »
Цитата: Alexander
Если кто-то захочет познакомиться с творчеством Арво Пярта, могу потихонечку выложить - по-началу "Arbos" и "Orient Occident".


Арво Пярта знаю давно. Спасибо.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #28 : 01 Апреля 2006, 23:17:36 »
Igor, Вас можно понять двояко: "да, выкладывайте", или "нет уж, я давно его знаю, спасибо - не надо такого".

 :wink:

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #29 : 02 Апреля 2006, 10:45:10 »
Victor, извиняюсь, написал второпях :D Спасибо Вам за коммент о «Tabula rasa». Где-то в начале 80-х  моему другу кто-то подарил две пластинки с Арво Пятром. Там была «Tabula rasa», «Arbos», «Summa» и вроде бы еще что-то. Но  «Tabula rasa» меня особенно впечатлила, и всякий раз, будучи у него в гостях, просил его вновь и вновь поставить это произведение. Позже, в Европе наткнулся на CD-шный двойник с «Te Deum», «Miserere»,  «Magnificat» и «Песнью (Плачем?) Силуана», а потом презентовал его одному страстному почитателю Пярта. Конечно, если есть возможность скачать Пярта, то сделаю это с удовольствием. Но, повторяю, «Tabula rasa» меня особенно впечатлила. Может быть, есть возможность скачать в сети хорошую запись «Tabula rasa»?
 

Поиск