Исихазм

Автор Тема: Вина и Бог  (Прочитано 18297 раз)

Наталia

  • Гость
Вина и Бог
« Ответ #15 : 31 Март 2006, 15:09:24 »
viktor, что сей конспект значит?  
Я выделила следующие мысли
Цитировать
Так, например, еще одна форма онтологической вины - вина перед своими близкими. Она возникает в связи с тем, что близких своих мы воспринимаем через шоры своей ограниченности и предубежденности. Это означает, что мы всегда в какой-то степени надругаемся над тем, что представляет реальный образ нашего ближнего, и всегда, так или иначе, оказываемся неспособными до конца понять потребности других людей и удовлетворить эти потребности. И здесь речь не идет о нравственной несостоятельности или слабости, хотя и то и другое может действительно значительно усилиться из-за отсутствия нравственной восприимчивости. Это неизбежный результат того, что каждый из нас представляет собой особую индивидуальность, и у нас нет иного выбора, кроме как смотреть на мир своими собственными глазами. Эта вина, корни которой находятся в экзистенциальной структуре, представляет собой один из самых сильных источников откровенного смирения и способности прощать близких без тени сантиментов.

Следовательно, онтологическая вина закрывает нас от мира, посему надо «остановить мир», т.е. замолчать наши представления и мысли о нем и слушать возникшую тишину...
В общем, из серии «Крошка Енот»
А вот этот рассказ к чему?
Цитировать
В первые месяцы прохождения психоанализа пациент поведал Боссу о своем повторяющемся сновидении, в котором он приближался к двери туалета, которая всегда была закрыта. Босс ограничивался только тем, что всякий раз спрашивал: "Почему вы решили, что дверь была закрыта?" Пациент ответил, что "сильно дергал ручку двери". И, наконец, пациенту приснился сон, в котором он все-таки вышел через дверь и оказался в церкви, там он был до пояса в фекалиях, талию его стягивала веревка, за которую его тянули вверх на колокольню. Пациент испытывал такое напряжение, что ему казалось, что его сейчас разорвет на куски... Он не позволил раскрыться ни телесным, ни духовным возможностям своего бытия (Босс таким образом опять определяет аспект "внутренних импульсов" и аспект "предназначения свыше"). Пациент ранее уже признал объяснения либидо и архетипа и неплохо разбирался в этих понятиях, но именно в том, что произошло с пациентом, по выражению Босса, был верный путь к спасению. Поскольку пациент не принял и не допустил проникновения двух вышеуказанных аспектов в свое бытие, он испытывал чувство вины и долга перед самим собой, что и представляло источник (Anlass) невроза и психоза... Аналитик всегда пытался свести сновидение с колокольными, башнями церквей к генитальным символам, "вся значимость самого святого была для него лишь туманом сублимации".

Дерьмо – это к прибыли. Я так понимаю, что он не хотел заниматься сексом, а сон наконец-то показал кАк много он приобретет от этого дела. :wow:  

Ну ладно, viktor, это шутка. :)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« Ответ #16 : 31 Март 2006, 20:56:23 »
Нет, ветхозаветного бога я бы не назвал шизофренным. Шизофренный Бог - это дуалистическое первоначало, милосердный палач, всепрощающий убийца, любящий садист, жертвенный и недоступный, всемогущий поработитель, дарующий и отбирающий - таким образом, Он шизофренически двойственнен, амбивалентен. Вину производит закон и не будем забывать, что закон может быть жесток и он неумолим, при том, что он внутренне присущ существу. Где умаляется Благодать, там всё неумолимее Закон, который нельзя не нарушить, нельзя не быть виноватым. В условиях дефицита Любви остается только самонаказание. Человек, не будучи способным отделить Закон от своего Я будет стремиться уничтожить себя вместе с ненавистным Законом, чтобы обрести свободу....
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Наталia

  • Гость
Вина и Бог
« Ответ #17 : 01 Апрель 2006, 06:57:58 »
Тогда чей это бог?

Наталia

  • Гость
Вина и Бог
« Ответ #18 : 01 Апрель 2006, 06:58:46 »
По-поводу конспекта. Прочитала его в третий раз, но все равно не поняла смысл, тем более, что представлены различные направления в определении вины, ее роли и сущности в жизни человека. Обратила внимание на то предложение, в котором говорится о том, что   Представители некоторых культур более склонны к переживаниям стыда, в то время как другие – к переживаниям вины. В американской культуре прослеживается тенденция к отказу от переживаний вины... Я так, наверное, очень безнравственное существо, но чувство вины мне также мало знакомо, а стыд тоже малопонятен. Мне грех кажется просто невыгодным, потому что не позволит войти в Царствие Небесное и на Том Свете послужит причиной моих мучений,

Также вопреки предложению Зрелый человек предъявляет к себе больше требований и, таким образом, более склонен к переживанию вины, происходит все большее рассогласование между реальной и идеальной Я-концепциями я испытываю не чувство вины, а чувство досады от «непопадания в цель»

Ну а фраза Долг признания Авторитета отражен в запрете чувствовать себя подобным Авторитету. В данном рассмотрении грех Адама и Евы состоял в попытке уподобиться Богу. Такого же рода и Прометеев грех. Фромм называет это преступлением продуктивности и пишет о том, что существует «парадокс отягченная сознанием вины совесть оказывается прямым переживанием чувства силы, независимости, продуктивности и гордости, и, наоборот, чистая совесть есть следствие чувства покорности, зависимости, бессилия и греховности» вообще ни в какие «ворота» христианской догматики не лезет.

Понятие первородного греха связывают с христианством. Человек сотворил себе символ – вину, а затем стал размышлять на тему первородного греха... Сначала создается ситуация виновности перед кем-то, а потом человек начинает доказывать себе, что может исправиться и быть лучше. – это что иллюстрация к принципу «Не согрешишь – не покаешься»?

Большая часть тягостных размышлений человека, испытывающего вину, связана с возможной реакцией человека, перед которым он провинился, - будет ли это печаль или месть, враждебность? Или прощение? – ну тут, кроме как развести руками ничего не остается, ведь у православных христиан не могут такие «тягостные размышления» занимать много времени. Достаточно  вспомнить притчу о блудном сыне, например, и сразу пойти к аналою на исповедь. Я так думаю, что это мазохисты, наверное, только упиваются подобными сомнениями.  

В общем, viktor, прокомментируйте все же конспект, а то я не знаю, на чтО в нем обращать внимание, а чтО является только фоном-мнением в порядке эрудиции-ознакомления...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« Ответ #19 : 01 Апрель 2006, 14:27:37 »
Знаете ли, Наталья, мне думается, что этот текст расчитан не на вас. Вам, вероятно, не свойственно хроническое переживание вины и конфликта с внутренним законом. Не заморачивайтесь. Шизофренный Бог правит не вашей вселенной...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« Ответ #20 : 02 Апрель 2006, 19:24:01 »
Согласен с Наталией. Одно дело уподобление Богу как божественное задание, а другое – равенство Богу (змеиное: «будете как боги»). И вообще, сплошь эти «змеиные» догматические аберрации. А Фромм уразумел, что лучше быть, чем иметь, но далее не пошел. Нет, лучше быть во вселенной, которой правит не "шизофренический бог". :D