Исихазм

Автор Тема: Вина и Бог  (Прочитано 18296 раз)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« : 29 Март 2006, 20:16:51 »
Что есть вина? Вина существует как чувство и как юридическое понятие - преступление закона. Чувство вины есть разновидность тревоги, тревога утраты любви значимого другого, чувство вины возникает, если я поступаю не так, как ожидает значимый другой. Вина противоположна обиде. Чувство вины отчуждает меня от Бога.
 Лично для меня грех соответствует чувству вины. Хроническая вина мучает и заставляет избегать ответственности. Жизнь по высоким стандартам, установленным неизвестно кем, и страх возрастающего отчуждения от людей и Бога. Вина связана со страхом наказания. Наказывает Бог-палач. Шизофренический бородатый Бог одной рукой милует, а другой наказывает и одна рука Его не знает, что делает другая....
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« Ответ #1 : 29 Март 2006, 20:38:10 »
viktor,
Цитирую незабвенного Иммануила Канта: "Две вещи меня поражают в этом мире - звездное небо над головой и нравственный закон внутри".
Разве не рождается в нас немедленно чувство вины всякий раз когда мы преступаем этот, вставленный в нас Богом, нравственный закон?
Разве чувство этой вины может отчуждать от Бога? Не так ли действует в нас боль сигнализируя о какой-либо неполадке? Вина вымывается покаянием и возвращением в русло нравственного закона.
Потом, почему же "неизвестно кем"? Очень хорошо известно - Создадим человека по образу и подобию Нашему...
Бог - благ, вот и вставил в нас эту благость в виде этого закона.

И еще очень важный момент: Бог нас не трогает ВООБЩЕ! Все происходящие с нами безобразия (Ха! какое дивное слово "без-образие" - без образа, значит. Выбросили Образ из себя...)совершаются без Божьего участия. Мы "вольные птицы"- куда хотим, туда и летим. Бог может стать частью нашей жизни, только тогда, когда мы САМИ этого захотим. [Вернее было бы сказать - сделает нас частью своего Бытия].
Это невыносимо трудно понять - отдавая свою отдельную волю во владение Богу, мы не становимся Его рабами, отнюдь. Становимся причастниками Его безграничной Свободы.
Вся сложность восприятия этого заключена, повидимому, в укорененной в нас иудео-талмудической парадигме сознания, которая довлеет в этом мире.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« Ответ #2 : 29 Март 2006, 21:04:58 »
Цитата: Леонид
Разве не рождается в нас немедленно чувство вины всякий раз когда мы преступаем этот, вставленный в нас Богом, нравственный закон?

В ком это - "в нас"? В людях воспитанных по единому, (в конечном счете) "христианскому", шаблону? Или вы считаете, что исполняя вендету, кровник втайне мучается угрызениями совести?

Цитата: viktor
Наказывает Бог-палач. Шизофренический бородатый Бог одной рукой милует, а другой наказывает и одна рука Его не знает, что делает другая....

viktor, "на самом деле", Вы ведь догадываетесь откуда это...

PS Леонид, пока я писал Вы добавили очень, на мой взгляд, важную мысль - тут я с Вами совершенно согласен. Но она имхо противоречит первой части Вашего поста.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« Ответ #3 : 29 Март 2006, 21:24:48 »
Леонид, вы, вероятно, меня не поняли. Вина может быть разрушительной и вовсе не нравственным законом порождаться. В конце концов бывает вина за собственное существование - я виноват тем, что я есть. Как у героев Кафки, виновность всегда несомненна.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« Ответ #4 : 29 Март 2006, 21:50:02 »
Цитата: Gior
PS Леонид, пока я писал Вы добавили очень, на мой взгляд, важную мысль - тут я с Вами совершенно согласен. Но она имхо противоречит первой части Вашего поста.

Gior,
Если Вы про эту определенную "парадигму" и Кантовское восхищение, то готов отстаивать непротиворечивость этих двух.
Как раз нравственный-то закон и не является основным критерием в "тюряге" иудео-талмудизма.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« Ответ #5 : 29 Март 2006, 21:56:43 »
Цитата: Леонид
Gior, Если Вы про эту определенную "парадигму" и Кантовское восхищение, то готов отстаивать непротиворечивость этих двух.
Как раз нравственный-то закон и не является основным критерием в "тюряге" иудео-талмудизма.

Я вообще-то имел ввиду - "вставленный в нас Богом, нравственный закон" с одной стороны и "Мы "вольные птицы"- куда хотим, туда и летим. Бог может стать частью нашей жизни, только тогда, когда мы САМИ этого захотим.".

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« Ответ #6 : 29 Март 2006, 21:59:43 »
Gior,
Кровник, конечно же, не мучается в моменте. Наоборот, торжествует и весьма горд собой. Но из этого не следует, что закон отменим или его нет вообще. Воздаяние настигнет рано или поздно.
Мы не представляем, что происходит в душе успешного и всю жизнь благополучного негодяя в его последние 10 минут жизни в пароксизме боли, пробивающейся даже сквозь супердозы морфинов.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« Ответ #7 : 29 Март 2006, 22:02:49 »
Gior,
Этот закон - как скелет для души. Разве можно жить нам без костей? Что-ж, теперь считать скелет формой порабощения?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« Ответ #8 : 29 Март 2006, 22:20:00 »
Цитата: Леонид
Разве не рождается в нас немедленно чувство вины всякий раз когда мы преступаем этот, вставленный в нас Богом, нравственный закон?
Разве чувство этой вины может отчуждать от Бога? Не так ли действует в нас боль сигнализируя о какой-либо неполадке? Вина вымывается покаянием и возвращением в русло нравственного закона.

А у некоторых при этом вместе со страданием из-за совершенного возникает очень глубокий вопрос «почему?». Знал, что огонь жжет, так зачем дотронулся, как бы и я и не я это делал. Созданный по образу и подобию не станет делать неподобное, если только сам себя не повредит прежде, что тоже как бы невозможно. Круг замкнулся…? А вот кто-то древний и мудрый узнал как разорвать круг или точнее подтолкнуть…
Цитата: Леонид
И еще очень важный момент: Бог нас не трогает ВООБЩЕ! Все происходящие с нами безобразия … совершаются без Божьего участия.

Интересно, а как же Промысел и попущение?
Цитата: Леонид
Мы "вольные птицы"- куда хотим, туда и летим. Бог может стать частью нашей жизни, только тогда, когда мы САМИ этого захотим. Это невыносимо трудно понять - отдавая свою отдельную волю во владение Богу, мы не становимся Его рабами, отнюдь. Становимся причастниками Его безграничной Свободы. Вся сложность восприятия этого заключена, повидимому, в укорененной в нас иудео-талмудической парадигме сознания, которая довлеет в этом мире.

Добро пожаловать! «О свободе и свободе воли» или «Свобода воли и судьба». Может прольете свет на вопросы по поводу безвозвратного дара и невозможности небытия... И о «вольных птицах» там тоже есть (это которые ближе к растениям :(( )…

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« Ответ #9 : 29 Март 2006, 22:26:48 »
Цитата: Леонид
Gior,
Этот закон - как скелет для души. Разве можно жить нам без костей? Что-ж, теперь считать скелет формой порабощения?

Нет конечно. Но уж очень разные получаются "скелеты". А человек то по единому "образцу" сотворен (вроде бы...). Не скелет это имхо, а "корсет" - слабому может и помогает - не дает "свернуть шею". Но от долгого ношения собственные "мышцы" атрофируются - и уже не снимешь.
Цитировать
Мы не представляем, что происходит в душе успешного и всю жизнь благополучного негодяя в его последние 10 минут жизни в пароксизме боли, пробивающейся даже сквозь супердозы морфинов.
А вот это - чистая спекуляция! Что, мало было праведников умерших мучительной смертью? Или наоборот - злодеев (в нашеи понимании) мирно и безболезненно покинувших этот мир?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« Ответ #10 : 29 Март 2006, 22:36:27 »
Цитата: Олег
Созданный по образу и подобию не станет делать неподобное, если только сам себя не повредит прежде, что тоже как бы невозможно. Круг замкнулся…? А вот кто-то древний и мудрый узнал как разорвать круг или точнее подтолкнуть…

Ёлы-палы, ну да!
Человек был создан абсолютно свободным и благим, но БЕЗНРАВСТВЕННЫМ, потому что нравственность до грехопадения не была ему нужна. А Кантовское "откровение" - это заместитель его безграничной свободы в условиях продолжающегося Отпадения (Апостасии).
А повреждение вполне было возможно в условиях равного партнерства "Бог-Человек". Ведь это был свободный выбор человека - отпасть.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« Ответ #11 : 29 Март 2006, 22:48:40 »
Предлагается подборка статей и конспектов по психологии и онтологии вины.....

                                           ВИНА
 

   Характеристики вины.
    Можно утверждать, что в процессе формирования совести, как и в процессе становления нравственности главнейшую роль играет именно вина—необходимейшея из всех эмоций, а не наказание.  Это базовая эмоция:   человека не учат бояться, и так же человека не обучают эмоции вины.
Зрелая совесть оценивает каждый шаг человека на предмет его соответствия нравственным принципам. Переживание вины скорее, чем страха оказывает влияние на совесть: оно приковывает внимание человека к источнику вины, оно не отпустит без покаяния или оправдания. Умение балансировать  на грани, разделяющей конформизм, продиктованный страхом, и ответственность, внушенную чувством вины, можно рассматривать как свидетельство зрелой совести и нравственного поведения. Чувство ответственности является ядром структуры совести, оно ориентировано на осознание вины и в то же время способствует выбору такого стиля поведения, которое снизит вероятность интенсивного переживания вины. То, что человек пытается скрыть или исправить, в корне отличает стыд от вины.
    Наука сегодня ещё не в состоянии определить внешние или внутренние признаки вины. Эмоциональная экспрессия, сопровождающая переживание вины, не столь выразительна, как экспрессия, присущая другим эмоциям. Испытывая вину, человек низко склоняет голову или прячет глаза.
    Тот, кто сможет набраться смелости встретить вину лицом к лицу и сразу же начнет предпринимать шаги к её искуплению, избежит мучительной агонии многократного переживания неприятной ситуации, не разделит участь людей, откладывающих  на потом встречу с виной.
    В переживаниях, связанных с виной, заметную роль играют эмоции печали и страха. Для переживания вины характерны высокая степень напряжения, умеренная импульсивность и снижение уверенности в себе. Провести четкую грань между эмоциями страха и вины нельзя.
    Чем ближе вам человек, перед которым вы провинились, тем сильнее ваше переживание вины, тем отчетливее вы будете осознавать все потери, связанные с разрывом отношений. Предощущение грядущих утрат может вызвать печаль. Кроме того, угроза разрыва связей вызывает и страх, вы боитесь остаться в одиночестве, без защиты дружбы, вы не уверены в будущем. Большая часть тягостных размышлений человека, испытывающего вину, связана с возможной реакцией человека, перед которым он провинился, - будет ли это печаль или месть, враждебность? Или прощение?
   В процессе переживания чувства вины человек может испытать и эмоцию стыда. Сочетание переживаний вины и стыда (морального стыда, предпосылкой для которого служит осуждение извне--реальное или воображаемое-- вашего поступка другими людьми с позиций нравственности, при том, что поступок не удалось скрыть) крайне мучительно для человека, так же мучительно, как сочетание переживаний вины и страха, вызванного навязчивыми фантазиями о возможном мщении со стороны того, перед кем был совершен проступок. Итого, чувство вины связано с мучительным ощущением изоляции от личности, перед которой вы провинились. Для религиозного человека вина, кроме того, означает чувство греховности и глубоко прочувствованную необходимость получить прощение от Бога.      На вершине переживания вины вам начинает казаться, что изоляция становится абсолютной, что барьер, отделяющий вас от близкого человека непреодолим. Эмоция вины способствует особой активности рассудка. Вы не можете удержаться от размышлений о своей вине, о человеке, перед которым вы провинились, о возможном мщении с его стороны, о том, как он отреагирует, и о будущих ваших с ним отношениях. Стыд вызывает совершенно противоположный эффект. При переживании стыда вы словно бы теряете способность мыслить, рассудок заклинивает, вы теряете дар речи. При переживании вины, напротив, образы и мысли словно сами по себе рождаются в вашей голове.
  Детерминанты вины.
         Связанное с этическими нормами развитие чувства ответственности и вины, по-видимому, имеет под собой биогенетическую основу. Эмоция вины с неизбежностью представлена во всех культурах при минимально благоприятствующих тому условиях. Исследователи выдвинули три психологические предпосылки развития чувства вины: 1) принятие общих моральных ценностей; 2) интернализация (присваивание) этих ценностей; 3) способность к самокритике, развитая настолько, чтобы воспринимать противоречия между реальным поведением и интернализованными ценностями.
  Основанием для переживания вины является «неправильный» поступок.  Результатом поступка, вступившего в противоречие с моральными, этическими или религиозными нормами, будет переживание вины. Обычно эмоция вины напрямую связана с осознанием факта проступка или предательства собственных взглядов и убеждений. Кроме того, чувство вины может быть связано с безответственным поступком. В противоположность стыду, вина не зависит от реального или предполагаемого отношения окружающих к проступку, а сопровождается самоосуждением, снижением самооценки, раскаянием, моральным стыдом. Проступок – это аморальное деяние (или) нарушение внутреннего стандарта (или) предательство. Несмотря на то, что основной причиной вины является проступок, человек может чувствовать себя виноватым даже в тех случаях, когда на самом деле он не совершил никакого проступка или не имел возможности поступить иначе.  Человеку может казаться, что он предал другого. Где источник такой вины? Чувство ответственности за других, за семью, общество, мир.
Моральные и этические нормы любой культуры не ограничиваются осуждением крайних форм правонарушений, все они каким-либо образом определяют общие стандарты сексуального и агрессивного поведения, - отсюда связь вины с чувствами, мыслями и поступками сексуального и агрессивного характера. Предательство (злоупотребление доверием) – универсальная причина вины, т.к. предательство нарушает стандарты поведения, общие для всех культур. Вина, подкрепленная радостью примирения, становится основой личностного роста.

 Происхождение и функции вины.
    Вина сыграла важную роль в эволюции человека и общества. Переживание вины служило расплатой за бессмысленную агрессию и беспорядочную сексуальную жизнь, которая отнимает много энергии. Ожидание вины становится основой личностной ответственности. Эмоция вины совместно с эмоцией стыда лежит в основе чувства социальной ответственности и становится расплатой за проступки. Специфическая функция чувства вины заключается в том, что она стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей, принести извинения, покаяться. Эмоция вины помогает нам почувствовать страдания, боль и мучения обиженного нами человека, она заставляет нас искать подходящие случаю слова и поступки, способные избавить человека от причиненной нами боли. Вина заставляет нас чувствовать ответственность и таким образом содействует росту личности, её зрелости и психологической состоятельности. Вина – базовое условие выживания человека как вида.
   «Осознание своего пожизненного долга перед жизнью, долга, который может быть искуплен только готовностью жить до конца, столь глубоко и прочно укоренены в природе человеческого существа, живущего в культуре, что они всегда будут главной побудительной силой его духовных устремлений и гарантией его человечности» (М. Мид, антрополог,1950).
     Уже в возрасте полутора лет дети демонстрируют очевидные признаки понимания последствий своего поведения. Исследователи приходят к заключению, что дети особенно подвержены эмоции вины из-за недостаточно развитой способности оценки роли собственного поведения в причинах огорчения другого человека.
  По мере обретения социальной ответственности, в процессе созревания личности человек постигает все новые и новые области неприемлемого по тем или иным причинам поведения, на протяжении всей жизни он может все острее осознавать свою виновность.  
 
 Совесть как устойчивость к искушениям (с другой стороны как способность к раскаянию), положительно коррелирует с хорошей адаптацией в социальной среде. Скорее всего, существует прямая взаимосвязь между развитием «Я» и способностью человека испытывать вину.

  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВИНЫ

 Психоаналитическая концепция вины

Суперэго можно считать сформированным после того, как дети усваивают чувство пристойности (начинают понимать разницу между хорошим и плохим поведением), когда в достаточной степени уподобляются в этой пристойности со своими родителями или с представителями своей референтной группы. Ребенок начинает осознавать свое тождество с другими людьми и воспринимать чужие мысли и чувства как свои собственные – его суперэго усваивает (интроекция) стандарты и ценности родителей (более или менее успешно). Эмоция вины активизируется вследствие рассогласования реального поведения с ценностями или стандартами, присущими суперэго. Вина тесно связана со страхом перед родительским гневом.
 Понятие экзистенциальной вины

Основная форма экзистенциальной вины – вина за нереализованные возможности развития, переживание глубинной вины, которое возникает  у индивида, когда он по какой-либо причине не может развернуться в полный рост, состояться как представитель своего пола, реализовать свои врожденные таланты и способности.

Теории научения о вине

1) Вина – страх, охватывающий индивида после совершения поступка, за который он ранее был подвергнут наказанию. Совесть – способность противостоять искушению и способность к раскаянию.
Базисом для развития эмоции вины является чувство привязанности к другому человеку и страх разлуки, угроза лишения любви. «Тревога брошенного ребенка» -- прелюдия переживания  вины = аффективный компонент вины, он имеет чрезвычайно стойкий характер.
  Для становления совести необходима идентификация с добрыми и благосклонными родителями, использующими «ориентированные на любовь» методы воспитания. Угроза лишения любви исключительно эффективна как фактор нравственного воспитания.
  Угрозы типа «Бог накажет тебя» или «Ты никогда не загладишь свою вину» могут вызвать у ребенка излишне устойчивую оценочную реакцию типа «Я всё делаю не так» или спровоцировать стремление во что бы то ни стало искупить свою вину (заглушить «тревогу  брошенного ребенка»)
2) Вина – разновидность тревоги, охватывающей человека под угрозой лишения любви и под угрозой прочих подобных этому наказаний за недостойное поведение. Переживание вины может заставить человека возжелать наказания. Психопатия вызывается недостаточным развитием способности к вине или дефицитом совести (подразумевается, что психопат в детстве либо был полностью лишен родительской любви и заботы, либо не имел опыта нравственного воспитания, связанного с отношениями любви. Психопаты, как дети, проявляют особое умение в выборе подходящих способов выражения раскаяния, они не скупятся на обещания, с единственной целью избежать наказания. Они используют обаяние и социальные навыки, чтобы добиться желаемого. Они не приучены к труду, они не в состоянии ждать отсроченных вознаграждений, неустойчивы к фрустрациям,  умеют приобретать расположение и одобрение просто «красивыми глазками» и смышленостью, нередко чрезвычайно изобретательны, чтобы добиться помощи от других людей или избежать наказания за свой проступок, они почти искренни в недопонимании того факта, что их действия могут обижать других людей или вредить им) . Апелляция к сочувствию ребенка, к его эмпатическим способностям более эффективна в процессе научения вине, чем прямолинейная угроза родителя лишить ребенка своей любви.
 С точки зрения Маэра, совесть представляет собой комплекс способностей, в числе которых – устойчивость к искушению, способность к послушанию и способность испытывать вину.
 Переживание вины может стать следствием угрозы лишения любви в том случае, если ребенок поймет причинно-следственную связь между своим проступком и этой угрозой. Ребенок осознает, что его реальные или воображаемые неправильные поступки стали преградой между ним и любимым родителем, что он стал причиной для родительского отчуждения.
    Большинство авторов сходятся во мнении, что эмоциональная привязанность ребенка к своим родителям является лучшим базисом для становления зрелой совести и формирования адекватных порогов переживания вины. Важно разумное сочетание разнообразных воспитательных воздействий, в числе которых необходимо отметить угрозу лишения одобрения и любви, пробуждение сочувствия, научение осознанию собственной роли в огорчении другого человека.
 
   Взаимодействие вины и гнева.

   Некоторые эксперименты продемонстрировали, что  у тех, кто испытывает сильную вину за свою агрессивность (неважно, находили ли они ей объективное оправдание), наблюдалась отчетливая тревога (повышалось диастолическое артериальное давление) после того, как они выражали свой гнев посредством физической агрессии, в отличие от тех, кто не испытывал вину за свою агрессивность.
   Также было отмечено, что переживание вины оказывает существенное влияние на готовность индивида пойти на уступку обиженному человеку, даже если уступка потребует от него известных трат времени и сил.

      Способность испытывать вину как личностная черта

При изучении способов воспитания в различных обществах было обнаружено, что развитию способности к переживанию вины способствуют следующие факторы:  сокращение срока грудного вскармливания младенца, раннее приучение к независимости, научение скромности и ограничение игр с представителями противоположного пола, -- такие дети лучше идентифицировали себя с родителями.
  Представители некоторых культур более склонны к переживаниям стыда, в то время как другие – к переживаниям вины.  В американской культуре прослеживается тенденция к отказу от переживаний   вины, что связывают со всё возрастающей неприемлемостью для детей ценностей родителей и формированием этических и нравственных стандартов под влиянием сверстников, - усиление роли стыда в культуре. Однако переживание стыда более эффективно может регулировать взаимоотношения между членами небольшой группы, где «каждый знает каждого». Человек в современном урбанистическом сообществе принадлежит ко множеству социальных групп, он имеет право на выбор группы и анонимность. Поэтому всё более актуальной становится необходимость обучаться навыкам социального самоконтроля, который возможен только на основе принятия стандартов родителей, только на основе зрелой совести и способности к переживанию вины. В процессах формирования зрелой совести особую роль играет религиозное воспитание.
  Исследователями было обнаружено, что религиозные убеждения человека не влияют на то, насколько пагубно влияет переживание вины на его личность, насколько часто оно приводит к психопатологической симптоматике.
  Зрелый человек предъявляет к себе больше требований и, таким образом, более склонен к переживанию вины, происходит все большее рассогласование между реальной и идеальной Я-концепциями. Склонность учитывать чужое мнение напрямую связана со склонностью принимать на себя вину за страдания других людей. Личностная ответственность и социально-эмоциональная зрелость обусловлены становлением определенного порога переживания вины. Излишне сильное или неотступное переживание вины, связанное с предельно низким порогом этой эмоции, могут стать причиной серьезных психологических заболеваний, фактором дезадаптации.
   Вину как личностную черту можно определить либо в терминах индивидуального порога вины, либо как генерализованное предвосхищение самоосуждения, либо как предощущение наказания за нарушение усвоенных норм поведения.


     Вина и враждебность, сексуальное поведение

Вина – предощущение вреда, который неминуемо наносит себе человек, преступивший усвоенные стандарты верного поведения – «что такое хорошо и что такое плохо». Мошер предложил классификацию разновидностей переживания вины.:
1)   вина за враждебное поведение
2)   вина за сексуальное поведение (мысли, чувства и поступки)
3)   нравственная вина (угрызения совести)
По данным Мошера, испытуемые с развитой способностью к переживанию вины почти не учитывали в своем поведении фактор внешнего наказания или неодобрения, т.е. поведение в меньшей степени определяется требованиями ситуации.
  Вина сексуального характера – личностная черта, она выше у лиц с небогатым сексуальным опытом, а также у людей, не принимающих добрачную половую жизнь, особенно девственницы.

  Преодоление вины – исправление ситуации, проступка и восстановление прежней доверительности отношений, уважение к правам других людей и личной свободе, жить в ладу со своей совестью. Вина – это ноша, которую человек должен нести сам, но в то же время это его долг перед другими людьми. Но ведь могло случиться и так, что вы усвоили или приняли чрезмерно жесткие правила поведения, которые мешают жить вам и нисколько не содействуют благополучию окружающих вас людей.
                    Вина.  Антропологические предпосылки
 Бурцева Е.В. Кирсанова Л.И. 2004
 Уникальность человека заключается в том, что в познании самого себя он проживает весь мировой процесс не на уровне инстинктов, но на уровне высшей ментальности, одухотворяясь событиями, но одновременно ни с чем до конца не сливаясь, оставаясь одиноким и космическим. Только человек допускает в свое мироощущение творчество духа. Только человек может не только выбирать, но и создавать свободу внутри и вокруг себя. Выбор свободы – уже не свобода, но необходимость выбора. Создание свободы предполагает простраивание своего пространства, своего мира, не разрушая при этом иные миры. Оно состоит в способности принятия того, что отвечает моей свободе, без отрицания чуждого, но с сосуществованием с этим чуждым в одной сфере бытия.
  Уникальность человека заключается также в его готовности совершать преобразования – либо по-западному революционно и бунтарски, либо по-восточному созерцательно и внутренне.
Э. Фромму принадлежит идея о том, что спонтанность человеческой природы, его способность изменить человеческое бытие как бы пересотворяет самого человека не только духовно и экзистенциально, но и в качестве биологического вида. Человек не то, что он есть, он таков, каким может стать. Он находится в «авантюре саморазвития», он «приговорен искать человеческое в самом себе» [3, 15].
  Чисто человеческим проявлением является также выстраивание человеком отношений с Богом. Человек не может просто жить в природе, он создает себе символы отношений.
Так, вина и творчество – также созданные человеком символы отношений. Через эти символы возможно его общение с Богом. Западный человек общение с Богом выстраивает как общение с Авторитетом, перед которым можно быть виноватым, бояться наказания, от которого можно получить поддержку и поощрение, наконец, против которого можно бунтовать. Восточные религии несут другую ментальность, поэтому при всем соблазне обратиться к великому пути Дао, при всей близости «дальневосточной» религиозности буддизму останемся все же в парадигме христианства.
  При внимательном рассмотрении оказывается, что вина как таковая вне контекста христианского мировоззрения в мире человека вообще не присутствует.
Понятие первородного греха связывают с христианством. Человек сотворил себе символ – вину, а затем стал размышлять на тему первородного греха .
  Христианское понимание греха рассмотрено у Киркегора. В его понимании все человеческое является изначально греховным, а источником всего истинно доброго может быть только Бог. Бог требует от верующего максимума его «человечности», а, значит, «не предметности», свободы от причинной, природной и социальной зависимости. Явленность нам греха определяется нашей временностью или смертностью. Виновность оказывается предпосылкой духовности, то есть страха, что ведет к осознанию человеком собственного бессилия и, следовательно, необходимости обращения к Богу.
  Иначе говоря, человек вывел вину в качестве заменителя безусловной веры в Бога, вина – это цена за предательство Бога – Отца. Ход рассуждений таков: я не могу верить, поэтому чувствую вину, и через нее, через осознание своей виноватости и ничтожности, прихожу к Богу.
  В этом случае причиной чувства вины, испытываемого человеком, является страх перед Авторитетом. Э. Фромм назвал это авторитарной совестью, когда «законы и санкции интернационализируются, становятся частью индивида, и вместо чувства ответственности перед кем-то внешним появляется ответственность перед своей совестью» [Там же]. В подобном отношении к Богу нетрудно усмотреть узкую прагматичность, рассматривать его как владетеля, который раздает земные блага и которому нужно продемонстрировать свое ничтожество «с помощью покорной позы и смиренных жестов и мимики, признания в молитве и пении проступков, пагубных мыслей и дурных намерений» [4, 350]. Личное же недоверие в данном случае формулируется в виде общей формулы греха, что все же снимает с человека какую-то ответственность, поскольку Ветхий Завет рассказывает, что вся история человечества началась с акта грехопадения и что «все его стремления злы от детства его» и что только «грех Адама имеет греховность как следствие, другой же первый грех имеет предшествующую греховность как условие» [3, 139]. Догматика полагает первородный грех в качестве фундаментальной предпосылки человеческого бытия. Значит, человек рождается уже в условии греховности и становится виноват сразу же, как только узнает о возможности греха, ибо «невинность — это неведение». Но этика запрещает забывать, что «подобно тому, как Адам потерял невинность через вину, ее теряет и каждый человек. Когда же он теряет ее не через вину, значит, он теряет не невинность, а если он не был невинным, прежде чем стал виновным, – значит, он никогда не становился виновным» [2, 139].
  Сократ считал неведение человека причиной зла. Если невинность – это неведение, то она же и является причиной зла? Если «невинность всегда теряется только через качественный скачок индивида», то человек начинает «ведать» о грехе, становится виноватым (теряет невинность, которая является причиной зла) и через эту вину приближается к Богу с необходимостью покаяния. В средневековье доминировала концепция Августина, согласно которой с момента грехопадения природа человека стала развращенной, что каждое поколение рождалось проклятым из-за первоначального неповиновения человека и что лишь божья милость, ниспосылаемая на него через церковь и ее таинства, может спасти человечество.
  Пелагий, главный противник Августина, утверждал, что грех, совершенный Адамом, был его личным грехом и, кроме как для него самого, не имел для других никаких последствий, что каждый человек, следовательно, рождается столь же чистым и неиспорченным, как и Адам до своего грехопадения, и что грех есть результат дурного примера и неумения противостоять соблазну [см. 3, 163]. В результате полемики победила точка зрения Августина.
  В эпоху возрождения эту идею Августина оживили Лютер и Кальвин. «Согласно их взглядам, величайшее препятствие на пути спасения человека – это его гордыня: он может преодолеть ее только сознанием вины, раскаянием, безоговорочным подчинением Богу и верой в его милосердие» [Там же].
  В структуре современной мысли идея о человеческой ничтожности и никчемности отражается в философии авторитаризма. В авторитарных системах человек должен «обрести себя в системе подчинения и повиновения» [Там же].
  Фромм пишет о том, что «авторитарная совесть — это голос интернационализированного внешнего авторитета. Чувство вины — страх перед авторитетом» [Там же]. Если у животных страх является именно страхом слабого перед сильным, то человеку необходимо внутреннее чувство. Человек утратил способность слепо доверяться инстинктам и в своей «авантюре саморазвития» создает какие-то новые ориентиры. Слабое «Я» человека нуждается во внутренней вине как в поддерживающем стержне. Он нуждается в контроле «Сверх-Я». Человек опирается «не на собственные ценностные суждения, а на требования и запреты, санкционированные авторитетом. Наказание доказывает, что Авторитет все еще заботится о нем. Принятие наказания означает очищение от греха и восстановление прежнего чувства безопасности» [Там же]. Таково действие так называемой, индульгенции. То самое раскаяние, которое задерживает действие. «Безумное раскаяние несет в себе некое самоуничижение, оно не истинное раскаяние... Оно диалектически двусмысленно, так как в конце концов должно стать объектом для самого себя, поскольку мгновение раскаяния становится и нехваткой действия» [2, 305].
  В современном мире остаточным действием вины в повседневной жизни может быть игра в вину как уход от ответственности . Признаком игры является наличие определенного сценария, снова и снова повторяющегося действия. Например, после какого-либо неблаговидного поступка, нанесшего моральный ущерб матери (по ее мнению), от ребенка требуется попросить прощения. Данный ритуал имеет постоянные повторения и подкрепляется чувством всеобщей благодати на завершающем этапе, когда мать ощущает себя всепрощающим божеством, а ребенок счастлив тем удовлетворением, которое он матери доставил. Понятно, что это и есть те самые чувства и то самое действие, которых от ребенка ждали. И далее следует не исправление поведения, но повторение ситуации снова и снова. Истинную ответственность не несет никто из участников ситуации, но зато происходит наполнение проживания смыслом, и все расставляется по своим местам. Сохраняется Родительский Авторитет и признание вины перед Авторитетом, а для «очистки» совести следует быть виноватым, дабы смочь повиниться, поскольку «неповиновение означает главный грех, а повиновение – главнейшую добродетель» [3, 120].
  Долг признания Авторитета отражен в запрете чувствовать себя подобным Авторитету. В данном рассмотрении грех Адама и Евы состоял в попытке уподобиться Богу. Такого же рода и Прометеев грех. Фромм называет это преступлением продуктивности и пишет о том, что существует «парадокс отягченная сознанием вины совесть оказывается прямым переживанием чувства силы, независимости, продуктивности и гордости, и, наоборот, чистая совесть есть следствие чувства покорности, зависимости, бессилия и греховности» [Там же].
Восприятие ребенком Родительского Авторитета вскрывает центральную проблему источника неврозов. Запрет чувствовать себя подобным Авторитету проявляется в запрете чувства гнева на родителя: «Не смей сердиться на отца! Мал еще голос поднимать! Как тебе не стыдно!» У ребенка инициируется чувство вины и закрепляется как невозможность высказывания своего мнения и выражения истинных чувств. Невозможность выразить чувства приводит к неспособности их проявлять и идентифицировать. Именно здесь выступает вина как заменитель чувств. Человек с интроецированной виной как заменителем чувств обычно затрудняется ответить на вопрос: «Какие бы вы чувства испытывали, если бы не чувство вины перед детьми, супругом, друзьями и т.д.?».
  Одним из аспектов вины, формирующихся в детстве, является переживание ребенком родительского недовольства, сопровождаемое страхом разочаровать родителей в их ожиданиях, следствием чего является появление устойчивого страха потери родительской любви. Возникает вина как несоответствие ожиданиям Авторитета, которая остается на всю жизнь. Человек «чувствует себя неудовлетворенным, недостойным, униженным. Он агрессивен к другим или же проявляет агрессивное недружелюбие к самому себе, считая себя виновным и ответственным за отсутствие любви и уважения к нему у других. В ситуации снижения ценности «Я» человек может наносить ущерб себе. Эта агрессия по отношению к себе является следствием мучительного чувства вины и досады» [1, 25].
  К раннему детству относится оформление вины как мотива деятельности. В противоположность покаянию, которое само по себе уже действие, вина как мотив деятельности является активностью исправляющегося человека, инициируемой необходимостью «страха и трепета» перед Авторитетом, желанием получить прощение и оправдаться через исправление содеянного. Данная активность не изменяет человека внутренним образом, но создает имитацию бурной деятельности. Сначала создается ситуация виновности перед кем-то, а потом человек начинает доказывать себе, что может исправиться и быть лучше.
  Примером может послужить русская народная сказка «Гуси – лебеди», где девочка оставила без присмотра младшего брата и убежала играть с подружками, несмотря на запрет родителей оставлять его, что и привело к похищению ребенка. Страх перед родителями и чувство вины (а также, конечно, беспокойство за судьбу брата) побуждают Машу к активной деятельности по спасению. История заканчивается благополучно, девочка проявляет себя в ней с лучшей стороны и исправляется. Очевидно, что если бы ошибка не была допущена, то не возникло бы угрожающей ситуации, а само явление исправления было бы невозможным. «Чувство вины перед авторитетом за неизбежные ошибки и потребность в прощении порождают бесконечную цепь преступлений, переживаний чувства вины и стремление к искуплению, которая держит людей в состоянии рабской зависимости и благодарности за прощение крепче, чем угроза наказаний авторитета» [3, 124]. Важным переживанием человека, зачастую бывающим причиной возникновения неврозов, является переживание недостаточной любви к родителям. Супер-Эго несет информацию, что любовь к родителям есть данность и непреложность. Однако истинные чувства человека могут быть далеки от любви. Сложные переплетения чувств, включающих нелюбовь, ненависть, обиду и т.п., оказываются замещенными скрытым в подсознании чувством вины, причины которого часто неосознаваемы.
  В данном случае представляется возможным провести параллель между отношениями человека с Богом в христианской парадигме, когда нехватка истинной веры (любви) подменяется греховностью (виной), чтобы через нее прийти к Богу. Человек несет вину как некий образ, который его везде сопровождает. «И когда он обращается к себе самому, он тем самым тотчас же обращается к Богу, при этом существует церемониальное правило, «если конечный дух желает видеть бога, он должен начинать как виновный. Потому, когда он обращается к самому себе, он обнаруживает вину» [2, 203].
  Человек — единственное в природе существо, которое имеет «моральные установки», иначе говоря, запреты, влияющие не только на его поведение, но и на психику, внося изменения в саму биологию человеческого вида. Масса запретов создает вытесненные комплексы, обусловливающие «когнитивные стратегии» поведения человека, его движущие мотивы. Получается, что человечество, утратив способность полностью следовать собственным инстинктам, начало руководствоваться моральными и религиозными установками как внешними ограничителями, которые, в свою очередь, обусловили внутренние комплексы и создали субъективную необходимость реализации человеческой жизни через неполноценность.
ЛИТЕРАТУРА  
•  Захаров А. И. Неврозы у детей. СПб., 1996. /•  Киркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. /•  Фромм.Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. / •  Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, 1996.
Вина                         Каштанова В. 2004

Что такое вина? Житейское сознание чаще всего опирается на нормы литературного языка, которые закреплены в различного рода толковых словарях. Так в толковом словаре русского языка под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой вина определяется как:
1. Проступок, преступление;
2. Причина, источник чего-нибудь (неблагоприятного).
Т.е. в русском языке вина имеет своим синонимом слово «причина», которое в свою очередь толкуется как:
1. Явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления;
2. Основание, предлог для каких-нибудь действий.
Как нетрудно заметить, перевод вроде бы нейтрального понятия «причина» в действие (глагол) – «причинить», «причинять» – высвечивают опять-таки негативную сторону последствия причины. Выражение «что-то явилось причиной радости» нормы русского языка допускают, но форма «я причинил тебе радость» противоречит им, поскольку причинить можно что-то неблагоприятное – боль, обиду, огорчение, ущерб и т.п.
В философии причина (причинность) рассматривается как источник другого явления (следствия), т.е. одно порождается другим. Другое обозначение причинности – каузальность.

М. Хайдеггер в своей работе «Вопрос о технике» отмечает, что столетиями философия учит тому, что есть 4 причины:
1. Causa materialis, материал, вещество, из которого изготовляется что-то;
2. Causa formalis, форма, образ, который принимает этот материал;
3. Causa finalis, цель, которой определяется форма и материал, необходимый для изготовления чего-то;
4. Causa efficiens, создающая своим действием результат.

Пытаясь приоткрыть тайну над инструментальным определением техники, а также над существом причинности, Хайдеггер указывает, что латинское causa, casus идет от глагола cadere – падать, «и означает то, из-за чьего воздействия «выпадает» то или иное следствие» (М. Хайдеггер, Время и бытие, М.: Республика, 1999, с.223). Но учение о 4-х причинах идет от Аристотеля, а в греческом мышлении причинность не имеет просто ничего общего с действием или воздействием, как отмечает Хайдеггер. «Что мы именуем причиной, а римляне causa, у греков зовется aition: виновное в чем-то другом» (там же).    Здесь можно отметить, что вина более субъективное, точнее субъектное понятие, нежели причина. Носителем вины почти всегда является человек, но человек, живущей в мире. М. М. Бахтин в одной из своих работ отмечал: «Мысль мира обо мне мыслящем: скорее я объектен в мире субъекта». Перефразированное словами Хайдеггера, это звучало бы как: «Мир – вина тому, что в нем явлен человек».   Хайдеггер отмечает, что житейское сознание сужает понятие вины до нравственного проступка либо до определенного рода действия, что и подтверждают все толковые словари. Но такой подход, как указывает Хайдеггер, загораживает подступы к первоначальному смыслу того, что было названо причинностью.   Таким образом, предварительно можно сказать, что обыденное понятие «вины» имманентно включает в себя нравственный аспект, который носит исключительно негативный характер, и аспект детерминизма.
Экзистенциальная психология предполагает достаточно серьезное осмысление реальности и серьезную философскую базу. Экзистенциальное направление в психологии пытается вернуть в психологию такие важные для жизни человека понятия как любовь, свобода, ответственность, смерть, одиночество, смысл и т.п., преданные забвению традиционной психологией, опирающейся на естественнонаучную базу и отвергающей человеческий фактор и пристрастность в вопросах познания мира. Сторонники экзистенциализма пытаются пересмотреть проблему детерминизма, свойственную естествознанию и сопутствующему ему механицизму. Экзистенциальная психология говорит о природе человека совершенно беспредпосылочно, она не дает никаких готовых ответов, она задает вопросы и заставляет человека самого искать ответы.
       Традиционная психология идущая от Фрейда отмечает, что субъективное «чувство вины» и «чувство неполноценности» трудно различимы. Так И. Ялом отмечает, что в рамках традиционной терапии «вина» имеет следующий смысл: «…эмоциональное состояние, связанное с переживанием неправильных действий, – всепроникающее, высоко дискомфортное состояние, характеризуемое тревогой в соединении с ощущением своей плохости» (И. Ялом, Экзистенциальная психотерапия, М.: Независимая фирма «Класс», 1999, с.312). Как нетрудно заметить, чувство вины связано с переживанием тревоги. Тревога, как известно, является базовой характеристикой человека. Это отмечают все психологи, особенно экзистенциального направления.
      Пауль Тиллих, духовный наставн
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« Ответ #12 : 29 Март 2006, 22:52:21 »
(Босс таким образом опять определяет аспект "внутренних импульсов" и аспект "предназначения свыше"). Пациент ранее уже признал объяснения либидо и архетипа и неплохо разбирался в этих понятиях, но именно в том, что произошло с пациентом, по выражению Босса, был верный путь к спасению. Поскольку пациент не принял и не допустил проникновения двух вышеуказанных аспектов в свое бытие, он испытывал чувство вины и долга перед самим собой, что и представляло источник (Anlass) невроза и психоза.
Уже после завершения курса лечения в своем письме к Боссу пациент обращал внимание на то, что реальная причина его невосприимчивости к анализу во время прохождения им первого курса анализа заключалась в том, что он "чувствовал несовершенное владение материалом самим аналитиком". Аналитик всегда пытался свести сновидение с колокольными, башнями церквей к генитальным символам, "вся значимость самого святого была для него лишь туманом сублимации". В этой же связи архетипическое объяснение, также символическое, никоим образом нельзя было интегрировать с материальным, и по этой причине оно не могло быть согласовано и с религиозным опытом.
Обратим же внимание на то, что Босс говорит о виновности пациента, а не просто о том, что он испытывает чувство вины. Это серьезное утверждение, которое влечет за собой не менее серьезные последствия. Это экзистенциальный подход, рассеивающий весь "туман" разнообразных защит, за которыми в процессе психологического анализа открывается истинный смысл чувства вины. В психоанализе предполагается, что мы можем иметь дело только с неопределенными "чувствами вины", как будто не имеет значения, является ли чувство реальным или нет. Не приводит ли подобное редуцирование чувства вины различными направлениями психотерапии к тому результату, что чувство вины связывается исключительно с отсутствием реальности и обманом чувств? Не прослеживается ли в этом тенденция подтвердить невроз пациента? Подход Босса в. основе своей является экзистенциальным, поскольку он обращается к реальному явлению - в данном случае к реальному явлению вины. Это понимание вины никоим образом не связано с поверхностным подходом по отношению к пациенту. Это лишь связано с серьезным и уважительным отношением к жизни пациента и его опыту.
Мы затронули здесь всего лишь одну форму онтологической вины - которая возникает в связи с отказом от своего потенциала. Но существуют также и другие разновидности. Так, например, еще одна форма онтологической вины - вина перед своими близкими. Она возникает в связи с тем, что близких своих мы воспринимаем через шоры своей ограниченности и предубежденности. Это означает, что мы всегда в какой-то степени надругаемся над тем, что представляет реальный образ нашего ближнего, и всегда, так или иначе, оказываемся неспособными до конца понять потребности других людей и удовлетворить эти потребности. И здесь речь не идет о нравственной несостоятельности или слабости, хотя и то и другое может действительно значительно усилиться из-за отсутствия нравственной восприимчивости. Это неизбежный результат того, что каждый из нас представляет собой особую индивидуальность, и у нас нет иного выбора, кроме как смотреть на мир своими собственными глазами. Эта вина, корни которой находятся в экзистенциальной структуре, представляет собой один из самых сильных источников откровенного смирения и способности прощать близких без тени сантиментов.
Первая разновидность онтологической вины, о которой шла речь выше, - отказ от своих потенциальных возможностей, - приблизительно соответствует тому образу мира, описание и определение которому мы дадим в главе 9. Этому дано название Eigemwelt, или мир самости. Вторая разновидность вины приблизительно соответствует Mitwelt. поскольку это вина главным образом имеет отношение к ближним. (Значения слов Mitwelt и Eigemwelt также будет объясняться ниже). Существует и третья разновидность онтологической вины, которая подобно двум другим способам соответствует Umwelt - "вина сепарации" от природы в целом. Это наиболее сложный и всесторонний аспект онтологической вины. Это может сбить читателя с o толку, в особенности потому, что мы не в состоянии в этом кратком изложении объяснить все подробно; мы включаем эту часть для смысловой завершенности и для того, чтобы удовлетворить интерес тех, у кого возникнет желание продолжить исследования в областях, связанных с онтологическим чувством вины. Это чувство вины, касающееся нашего отдаления от природы, хотя оно может и подавляться, способно оказывать на нас гораздо более сильное влияние, нежели мы осознаем в нашу современную Западную научную эпоху. Первоначально об этом прекрасно написал в одной из своих работ Анаксимандр, греческий философ, которого интересовали вопросы бытия: "Природа вещей безгранична. Откуда они появляются, туда же они неизбежно должны возвратиться. Это является их возмездием и расплатой между собой за их несправедливость в круговороте времени".
Онтологическая вина, помимо всех прочих, имеет следующие характеристики. Во-первых, любой человек, так или иначе, ощущает ее. Все мы, в той или иной степени, представляем себе действительность наших ближних в ложном свете, и никто из нас полностью не реализует свой потенциал. Мы всегда находимся в диалектических отношениях с собственным потенциалом, что и было отражено со всей выразительностью в сновидении пациента Босса, который. оказался между фекалиями и церковной колокольней. Во-вторых, онтологическая вина не связана с культурными запретами или интроекцией культурной традиций; ее корни лежат в факте осознания себя. Онтологическая вина это не то ощущение, что я виновен, так как нарушаю родительские запреты; она возникает из-за того факта, что я могу представлять себя тем, кто может делать выбор, или отказаться от выбора. Каждый человек испытывает это онтологическое чувство вины, несмотря на то, что ее сущность будет претерпевать изменения в разных культурах и в большей степени будет определяться самой культурой.
В-третьих, онтологическую вину не следует путать с патологической пли невротической виной. Если эта вина не принимается и вытесняется, то в таком случае она может развиться в невротическое чувство вины. И поскольку невротическая тревога является конечным результатом естественной онтологической тревоги, которую старались не замечать, то из этого следует, что невротическая вина представляет собой результат отсутствия противостояния онтологической вине. Если человек может осознать и принять это (как впоследствии смог пациент Босса), то эту вину нельзя считать патологической и невротической. В-четвертых, онтологическая вина не приводит к формированию симптома, но оказывает серьезное влияние на личность. В особенности, она может и должна приводить к сдержанности, восприимчивости в отношениях между людьми и росту творческого начала в использовании субъектом своих потенциальных возможностей.
Примечания
1) В этом резюме вопросы онтологической тревоги представлены в виде эпиграммы, поскольку мы вынуждены опустить здесь важные эмпирические данные, которые можно было бы привести в отношении каждого вопроса. Более подробно некоторые аспекты этого подхода к тревоге рассматриваются в моей книге Meaning of Anxiety, rev. ed. (New York: Norton, 1977) ("Значение Тревоги").
2) Мы говорим здесь о тревоге как о "субъективном" состоянии, проводя разделение между субъективным и объективным, что не может быть полностью оправдано логически, но представляет некий угол зрения. "Объективная" сторона переживания тревоги, доступная наблюдению со стороны, проявляется в тяжелых случаях при различных нарушениях в поведении (Гольдштеин), или в случаях формирования невротических симптомов, или же в случаях "нормы" - когда человек испытывает скуку, его действия характеризуются компульсивностью, бессмысленными развлечениями и сокращением осознания.
3) См, рассмотрение этого феномена Eugene Minkowski, "Findings in a Case of Schisophrenic Depression", in Existence: A New Dimension in Psychology and Psychiatry, ed. Rollo May, Ernest Angel, and Henri Ellenberger (New York: Basic Books, 1958).
4) Интересен вопрос: может, активные тенденции в англоязычных странах избегать каких бы то ни было реакций на переживаемый нами опыт тревоги (например, сохранять присутствие духа в Англии, не плакать и не покалывать страх) отчасти связаны с тем, что у нас нет тех слов, которые могли бы показать всю силу этих переживаний?
5) Kurt Goldstein, Human Nature in the Light of Psychopathology (Cambridge: Harvard University Press, 1940).
6) Есть логичный довод, согласно которому то, что я называю "онтологической виной", следует называть "экзистенциальной глобальной виной". Эти определения означают по большому счету одно и то же: поэтому я решил оставить указанное выше определение как онтологическое, как это и было написано в оригинале. (R. М., 1983).
7) Medard Boss, Psychoanalyse and Daseinsanalytik (Bern and Stuttgart: Verlag Hans Huber, 1957). Я очень признателен д-ру Эриху Хейдту, студенту и коллеге Босса, за перевод частей этой работы, который он выполнил для меня, а также за подробное обсуждение со мной точки зрения Босса.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« Ответ #13 : 29 Март 2006, 23:09:27 »
Цитата: viktor
Предлагается подборка статей и конспектов по психологии и онтологии вины.....

 :idea: Сразу вношу предложение добавить данный небольшой материальчик к выложенному сборнику по созависимости (там и тема такая есть «Вина») для усиления информационного наполнения оного…

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Вина и Бог
« Ответ #14 : 29 Март 2006, 23:20:18 »
Олег, мне думается, что по теме вины, совести, стыда и других эмоций лучше отдельный блок сделать, добавив туда материалы по Анонимным Эмоционалам, их литературу....
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...