Исихазм

Автор Тема: Основание молитвы  (Прочитано 17214 раз)

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« : 15 Март 2006, 17:19:14 »
Многие, начиная творить Иисусову молитву, стремятся к совершенству, забывая, что не от них зависит конечный результат. Также часто в основание молитвы полагается просто количество произнесенных молитв без попыток их осмысления.
Можно вспомнить слова в Евангелии: "Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное". Можно также вспомнить слова:"Смиритесь пред Господом и вознесет вас". От человека не зависит конечный результат его трудов в молитве, да и его труды возникают не по собственному разумению, а по промыслу Божию. Возможно только проявление намерения. "Аще не Господь созиждет дом, всуе трудятся зиждущие". Святые отцы обладали большим смирением. В самом зачатке смирения лежит покаяние. В Иисусовой молитве слово "помилуй" в одном из своих значений подразумевает наше покаяние. Поэтому покаяние - один из необходимых камней основания Иисусовой молитвы, да и многих других молитв. Прошу Всех поделиться своим мнением.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #1 : 15 Март 2006, 20:56:08 »
Мы на форуме неоднократно затрагивали и обсуждали подобные темы. Вот только что говорили о второстепенном значении темпа и количества молитовок (не отрицая их важности) - http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=71

Разбирались в других темах, что такое смирение, покаяние, помилование.

Как я вижу. Эти состояния есть дары Духа или основываются на Его дарах. Смирение - мир Божий внутри человека. Милование - схождение благодати, спасительной для человека. Изменение (состояния) ума, чувств и тела, направленное на стяжание благодати (приблизившегося Царства Божия), - есть покаяние.

Лжесмирение строится на покорности перед обстоятельствами и соглашательстве с мнением людским. Оно есть всецелое принятие мира сего внутрь человека, без протестов и возмущений, - и без благодати. Лжепокаяние - изменение человека, направленное на стяжание земных богатств - например, усиление аскетических подвигов, признание другими людьми, следование человеческой мнению, карьера в церкви и в миру и пр. Лжепомилование - просьба о милости бесов или земных властей.

Судить же надо по плодам, где истинное смирение и покаяние, а где ложное, ибо говорит ап. Иаков: "Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений."

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #2 : 16 Март 2006, 09:53:37 »
Благодарю Вас, Alexander, за ответ.

Предлагаю рассмотрет искренность в молитве и веру. Это следующие камни основания молитвы. "Все возможно верующему". Бывает, что молятся, говоря как бы не от себя, а только потому что так надо молиться, и молитва идет не искренняя. Также бывает, что молятся не веря в возможность достижения конечного результата, даже если и молитва искренняя.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #3 : 16 Март 2006, 15:30:53 »
У ап.Павла есть слова: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего.

Искренность (искренняя вера) - ответ человека на предузнание его Богом. Это проблеск  света искры Божией в сердце - проблеск, должный стать огненным излиянием. Так и искренняя молитва - она зажжена горением сердца.

Формальная молитва инициирована установленными правилами и поддерживается навыком, посему и преследует промежуточный результат: получить удовлетворение от молитвенной работы и исполнения предписаний. Формальная молитва подобна толстому слою пепла на былых пожарищах Божественной любви, горевшей в сердцах праведников и излившейся в молитвенных словах. Бродят невразумительные фигуры словесных молитвенников по попелищам и ворошат головешки чужих слов в надежде отыскать искорку огня... И посыпают голову пеплом покаяния - се смиренные хранители пепелищ, не предузнанные Богом.

А искра света, подхваченная ветром-дыханием на былом пожарище, летит в новые пространства, зажигая чистые сердца - по сродству предузнанных...

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #4 : 17 Март 2006, 18:25:09 »
Благодарю Вас за ответ, Alexander.

Возможно искренность и вера в молитве раскрыты не до конца, но можно перейти к одному из очень важных оснований молитвы - плач. В первую очередь иммется ввиду плач и сокрушение сердца, так как слезы могут быть и от гордости.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #5 : 18 Март 2006, 01:30:01 »
Вы правы, Vasiliy, об искренности и вере (в молитве) сказано мало. Самое важное (вкратце) то, что искренность в молитве подобна путеводной звезде, ведущей к Младенцу в сердце, а вера - путь к Нему (верою совершается путь).

Говоря о плаче, мы должны четко представлять, что причины его могут разными. Плач эгоистического (ветхого) человека идет от боли, гордости, саможаления или невозможности получить желаемое. Иной плач у человека, обновляемого покаянием, - он размягчает очерствелую душу и омывает ее, и причина плача сего в невидимом присутствии Святого Духа, призревшего на смиряемое сердце (сокрушение сердца). И есть плач от радости встречи с Господом в сердце. Это чистый плач - он прозрачен, светел и наполнен живительной влагой. Есть еще плач потери и призыва...

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #6 : 18 Март 2006, 11:33:37 »
Благодарю Вас за ответ, Alexander.

Следующий необходимый камень основания молитвы - постоянство, его же также называют порядок. Имеется ввиду, что молитва в начале должна быть в определенное время и необходимо приучить себя творить молитву в это время. В свободное же время тоже можно творить молитву. Но выделенное для молитвы время необходимо твердо соблюдать. Со временем молитва будет непрестанной: сначало словесная (здесь не имеется в виду, что обязательно должна произноситься вслух, многие ее произносят и не открывая рта), умная деятельная, умно-сердечная деятельная, умно-сердечная самодвижная, умно-сердечная чистая и, наконец, зрительная. Но зрительной молитвы достигают единицы. Когда молитва станет самодвижной, она будет произноситься и во время сна в сердце.
При этом необходимо всегда помнить, что молитва - не самоцель, а способ достижения цели.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #7 : 18 Март 2006, 23:11:08 »
"Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику" (Лк., 18.13)

Мытарь мог поднять смиренные свои очи к Небу, ибо смирение даёт всякому умалившемуся и чистому сердцу силу видеть Господа своего. Но даёт его не так, как даёт свои блага презревший смирение и возвеличивший дерзость мир. Есть тайна, хранимая в Святой Церкви, которая едва ли постижима современному разуму.

Как возможно, ведая о близости Бога своего, который сердцу, исполненному веры, ближе и самого себя, не воспользоваться знанием тем ни в целях проповеди, ни для единой самой благой и великой земной цели, предпочитая хранить непостижимое лишь в силе возможности и недоведения.

Вот когда истинно сила возможного являет себя большей, нежели сила  действующая, используемая явно. Как это объяснить? Страшно играться с Богом и близость царя страшна для разумного подданного. Смиренно опуская очи от приходящего ви'дения, как бы убегая, прогоняя и оберегая тайну даже от своего сердца и ума, отцы - праведники, близкие Богу, со всею искренностию утверждали, что они очень далеки от Него.

И чем чище человек, тем он представляется недостойнее, и чем богаче, тем более впадает он в нищету ... Блажены нищие духом, пронёсшие тайну молчания перед ближними и перед собою о сокровенности  Бога своего, в силу непостижимой загадочности жизни земного создания, по причине которой ничто ТАК не отдаляет человека от Бога, как близость к Нему. Блажены пронесшие тайну, не исповедов её со смелостью даже перед собою. Блаженны имеющие, как неимеющие, видящие, как невзирающие, и слышащие, как не имеющие ушей слышать.

Так и ныне и присно всякий, чьё сердце зажигается небесным огнём, будет познавать невысказанную тайну смирения святых, и, всеми силами поспешая к Небу, зажмуривать очи свои, как бы не желая смерти своей от Его страшного и неизрекаемого видения.

Блажены нищие духом, блажены святые, познавшие, как далёк всякий смертный человек от Господа своего, и не изнемогшие тем в чаянии своём. "Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой ... ибо всякий, ... унижающий себя возвысится." (Лк., 18.14)
Простите меня

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #8 : 19 Март 2006, 00:17:44 »
Да, постоянство задает ритм молитвенной жизни, и нельзя игнорировать или преуменьшать его значение, чтобы не впасть в лень, и нельзя преувеличивать, чтобы средство достижения цели не подменило саму цель.

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #9 : 19 Март 2006, 17:05:23 »
Есть камень основания молитвы, который не должен исчезнуть до самого конца - готовность к искушениям. Думаю, что необходимо даже создать отдельную тему для обсуждения видов искушений, что и будет сделано.

Dionisiy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #10 : 20 Март 2006, 16:51:59 »
Цитата: Alexander
...и нельзя преувеличивать, чтобы средство достижения цели не подменило саму цель.


Совершенно согласен с Вами Александр. Мне вспоминаются слова валаамского старца схиигумена Иоанна: "Молитвенное свое домашнее правило определи... сообразуйся со временем; в этом самочиния не будет, только много набирать не советую, чтобы не быть рабом правилу и во избежания торопливости".

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #11 : 20 Март 2006, 17:29:53 »
Кто творит молитву не должен забывать о необходимости внешних дел добродетели. Поэтому следующий камень основания молитвы - любовь к ближнему, но не на словах, а на деле. Необходимо приобретать как можно больше добродетелей, оказывая помощь ближним. Кто совершенствуется в чем-то одном - чистит второй этаж, а первый оставляет в грязи. "Вера без дел мертва". Но все дела добродетели должны делаться не напоказ, а желательно в тайне. "Делай тайно и Господь воздаст тебе явно". Кто делает напоказ "уже получает награду свою", это относится и к молитве.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #12 : 21 Март 2006, 12:06:59 »
Любовь к ближнему не основание молитвы, а одна из ее вершин. Любовь к Богу, которая вкупе с любовью к ближнему, - цель молитвы. Исполнение любви - ее плоды - мы видим в делах. И, одновременно, дела являются молитвой в действии - восхождения и обращения человека к Богу.

alluz

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #13 : 21 Март 2006, 14:31:09 »
"Я есть альфа и омега..."

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #14 : 21 Март 2006, 16:40:24 »
Нельзя творить молитву и не помогать ближним. Совершенная любовь к Богу и человеку - действительно в вершине молитвы. Но чтобы дойти до вершины может уйти вся жизнь. Даже этот форум направлен на то, чтобы ответить на ряд возникающих вопросов путем совместного обсуждения и тем самым помочь многим. 10 заповедей были даны еще в Ветхом Завете, а "наибольшая заповедь" во второй своей половине имеет любовь к ближнему. Любовь к Богу человек проявляет исполнением заповодей, а как можно любить Бога, а ближнего своего ненавидеть? Об этом написано в Новом Завете.
Многие святые отцы оставляли мир по любви к Богу, но они молились за весь мир. А кто живет только для себя - никогда не достигнет вершины. Жизнь в миру тем более требует помощи ближнему. "Вера без дел мертва".

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #15 : 21 Март 2006, 16:53:14 »
Еще один камень основания молитвы - благоговение и трепет пред Господом. Господь видит всё и все наши мысли и помысли. Кто научился "ходить пред Господом" - достиг большой вершины.

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #16 : 21 Март 2006, 19:27:16 »
Все сии вопросы Vasiliy многообразны. Всё сказано верно и точно в этом сомнений нет. Но так же согласно св.отцам цекви есть много "противоречий" а именно не каждый несёт крест этот ибо так же сказано "что убо тому будет аще весь мир обретёт а душу свою погубит"..А именно читая отцов исихастов не раз встречаешь мнения как бы противищему писанию..однако это всего путь для большего!
Итог любовь непостижимая уму когда такие как Серафим Саровский или Силуан Афонский от любви ко всем в мире желали идти в ад на вечные муки,чтоб только все люди обрели рай..Или же сами не хотели идти в рай,чтоб не мучиться видом как кто то будет мучиться в аду! О! дивный сей подвиг воистину по слову апостолу"не имея любви..ничто есмь"!
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #17 : 22 Март 2006, 16:30:18 »
Следующий камень основания молитвы - участие в церковкой жизни: участие в службах, таинствах, паломнических поездках и т.д. Благодаря таинствам человек очищает свое сердце от грехов и возвращает благодать, утраченную после крещения по причине грехов. Участие в службах также дает благодать.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #18 : 22 Март 2006, 17:28:07 »
Паломнические поездки могут быть полезными, но чаще они принадлежат к сфере околоцерковной жизни, которая к Богу не приближает.

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #19 : 22 Март 2006, 19:54:23 »
О да!? У меня случай с моим другом (бывшим)! Привёл к вере поехали по св.местам! Наш батюшка как предвидел,сказал,что не каждому такие поездки идут на пользу душевную. Приехали в Дивеево ему там так понравился!!! Бросил всё! Пристижную работу родителей..просто не вернулся домой! 3 года прожил в скиту. Вернулся....?!  И в храм не ходит ....
(Прости мя Господи осуждаю)

 Vasiliy У меня такое впечатление складывается,что ты там книжецу читаешь или начитался и нас поэтапно наставляешь и просвещаешь :wink:
Спаси тебя Господи!
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Анна

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #20 : 22 Март 2006, 20:09:04 »
Цитировать
Паломнические поездки могут быть полезными, но чаще они принадлежат к сфере околоцерковной жизни, которая к Богу не приближает.

Александр, в этой жизни все равно нам не быть совершенными, так что же теперь - сесть и ждать своей смерти?  Вокруг  столько прекрасного, а в Боге человек видит этот мир в сто раз прекрасней. . Поездки идут на пользу хотя бы тем, что дают возможность пообщаться с братьями и сестрами во Христе, поделиться опытом, да и просто отдохнуть.  :D

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #21 : 22 Март 2006, 20:20:16 »
Еще один камень основания молитвы - чтение Священного Писания и святоотеческой литературы. Особенно это важно при отсутствии духовного руководства. Многие святые отцы, особенно пустыножители и отшельники, не читали книг, но по мере духовного совершенства получили знание. Достаточно вспомнить Марию Египетскую.
Чтение Священного Писания и святоотеческой литературы помогает человеку идти путем спасения, не уклоняясь от него, но необходимо помнить, что разум к пониманию написанного дает Господь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #22 : 23 Март 2006, 12:26:48 »
Vasiliy,  верные слова Вы изрекаете, но и замечание r.b.Alexander'a учтите. Живое слово, идущее от своего опыта, - согретое сердцем и поверенное умом - действует во много крат сильнее и находит отклик в душах внимающих. А цитатный пересказ часто оставляет равнодушным.

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #23 : 23 Март 2006, 20:07:11 »
Не волнуйтесь Alexander, данную тему развивать не буду, так как часто люди берут на себя выше сил и последствия быают печальные. Некоторые важные моменты не сказаны дл того, чтобы кто-ниудь себе не навредил. Главное, что необходимо и к чему постоянно надо стремиться - смерение, но не на словах, а на деле. Необходима даже тема, посвященная всему, что известно о смирении и основанная на святоотеческой литературе.

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #24 : 24 Март 2006, 10:51:30 »
Цитата: Vasiliy
Некоторые важные моменты не сказаны дл того, чтобы кто-ниудь себе не навредил.

А можно намек на эти самые моменты, при прочтении которых на форуме в Интернете человек себе навредит?

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #25 : 24 Март 2006, 19:59:58 »
Простите, Олег!

Намек дать не могу. Неважно где будет написано: на форуме или еще где-нибудь. Тысячи книг не заменят живого духовного руководства. Если же по какой-то причине это невозможно, то читайте Священое Писание, святоотеческую литературу и молитись Господу, чтобы он открыл Вам необходимое. Самый безопасный путь - смирение, ведь молитва смиренного очень сильна.

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #26 : 26 Март 2006, 20:38:15 »
Всё ясно ка белый свет!
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Ирина А.

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #27 : 22 Июнь 2006, 17:19:50 »
А разве не дОлжно положить в основание молитвы страх? - Страх наказания, страх лишения благ, страх греха, страх оскорбить Любящего?
Где-то встретилось: "Любовь к Богу без страха Божия - запанибраство, оскорбляющее Бога".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #28 : 22 Июнь 2006, 21:14:41 »
Благоговение можно назвать одной из самых высоких форм страха Божия. И помним: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

Alex

  • Сообщений: 19
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #29 : 23 Июнь 2006, 08:03:46 »
Цитата: Vasiliy
так как часто люди берут на себя выше сил и последствия быают печальные. Некоторые важные моменты не сказаны дл того, чтобы кто-ниудь себе не навредил. Главное, что необходимо и к чему постоянно надо стремиться - смерение, но не на словах, а на деле. Необходима даже тема, посвященная всему, что известно о смирении и основанная на святоотеческой литературе.


Василий, всячески поддерживаю вас. Как часто мы отрываемся от основ христианской добродетели, от основ благовестия. Для  мирянина исихазм - это методика, окутанная мистическим опытом подвижников и их славой. В своём роде, исихазм для мирянина - это уже некоторая претензия на высший путь. Для монаха исихазм - это духовная жажда, в основании которой уже лежит действительное отречение от мира, знание Писания и следование ему. Мы православные должны признать, что, не смотря на канонический приоритет Св.Писания на Св.Преданием, на деле второе преобладает над первым, а это значит мало у нас самостоятельности, мало желающих входить узким путём.

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #30 : 23 Июнь 2006, 08:11:26 »
В прошлом я также пыталась прийти к молитвенному состоянию методом "ступеней" -правил. Но всегда было непокидающее чувство какой-то искуственности  Потом пришло понимание, что хотя формально все присутствует. но состояние это не животворит, оно как пел. который сколько не вороши-огня не будет. В душе с осознанием этого происходит какой-то надрыв, а потом  мощный рывок Для меня основанием молитвы явилось признание ПОЛНОЙ несостоятельности своих любых  усилий, ПОЛНОЙ неспособности достичь чего-то .После этого повергаешься ниц  перед Христом. разводишь руками  в беспомощности и бессилии и говоришь:Господи если ХОЧЕШЬ исцели меня В душе-осознанное состояние пустоты. чистого листа и желание, чтоб Христос САМ заполнил ее И вот, еще не превратилась молитва в поток  воды живой ,но  тихо и настойчиво пробивает себе дорогу тихий ручеек И тебе невыразомо радостно от того, что вот оно -НАСТОЯЩЕЕ и не от меня, от Господа Так и начинаешь понимать, что цель жизни не "спасаться" , а ОН.
   Действительно, давайте делиться живым опытом , а не голой теоретикой

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #31 : 23 Июнь 2006, 18:34:38 »
Цитата: Iraida
В прошлом я также пыталась прийти к молитвенному состоянию методом "ступеней" -правил. Но всегда было непокидающее чувство какой-то искуственности  Потом пришло понимание, что хотя формально все присутствует. но состояние это не животворит, оно как пел. который сколько не вороши-огня не будет. В душе с осознанием этого происходит какой-то надрыв, а потом  мощный рывок Для меня основанием молитвы явилось признание ПОЛНОЙ несостоятельности своих любых  усилий, ПОЛНОЙ неспособности достичь чего-то .После этого повергаешься ниц  перед Христом. разводишь руками  в беспомощности и бессилии и говоришь:Господи если ХОЧЕШЬ исцели меня В душе-осознанное состояние пустоты. чистого листа и желание, чтоб Христос САМ заполнил ее И вот, еще не превратилась молитва в поток  воды живой ,но  тихо и настойчиво пробивает себе дорогу тихий ручеек И тебе невыразомо радостно от того, что вот оно -НАСТОЯЩЕЕ и не от меня, от Господа Так и начинаешь понимать, что цель жизни не "спасаться" , а ОН.
   Действительно, давайте делиться живым опытом , а не голой теоретикой

Да
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #32 : 23 Июнь 2006, 18:39:31 »
Цитата: Vasiliy
Неважно где будет написано: на форуме или еще где-нибудь. Тысячи книг не заменят живого духовного руководства. Если же по какой-то причине это невозможно, то читайте Священое Писание, святоотеческую литературу и молитись Господу, чтобы он открыл Вам необходимое. Самый безопасный путь - смирение, ведь молитва смиренного очень сильна.

Ох, ребята, ребята...
Олег