Исихазм

Автор Тема: "Три образа молитвы" Симеона Богослова на практике  (Прочитано 10479 раз)

Княжич

  • Гость
Здравствуйте. Вот такой вопрос у меня.
Я недавно начал воцерковляться, св.Отцов и литературы прочитал мало, тем более по практике молитвы. Как я уяснил себе из Лествицы Иоанна и "Трех образов молитвы" Симеона, на первом этапе от молящегося не требуется созерцания, безмолвия и проч., даже не требуется отсекать помыслы - этого новоначальным людям просто не удается достичь. Первый этап - это смирение и борьба с греховными действиями - то есть - ничего мистического, ничего того, о чем говорит исихазм. Человек еще не может творить Иисусову молитву всем сердцем, он способен лишь повторять ее, фактически как мантру (у меня по крайней мере так получается). Я не могу работать, общаться и молиться одновременно. Поэтому, как я понял, надо избавиться от греховных действий, а потом уже - учиться полноценно молиться.
Я вот поступаю так - все время молитву в голове не держу, но стараюсь настроить ум так, чтобы несколько раз в час проконтролировать свои мысли и, если сваливаюсь в мечтательность - повторяю Иисусову молитву и переключаюсь на другие мысли. Также начинаю ее твердить, когда есть искушения гнева, тщеславия, блуда и проч. Правильна ли такая практика?
Спасибо.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Цитата: Княжич
Правильна ли такая практика?


Здравствуйте!

Думаю, вполне правильна. Но всё же постепенно понуждайте себя молиться чаще чем несколько раз в час. Не следует ждать избавления от греховных действий чтобы начать совершать частую молитву, потому что как раз именно частой молитвой греховные действия и очищаются. Впрочем, смотрите по своим силам. Но также надо понемногу стараться понуждать себя на сердечное чувство покаяния, любви к Богу и ближним, то есть чтобы и сердце понемногу в молитву вовлекалось. Именно частота молитвы и растопляет сердце и вовлекает его в молитву, но это происходит не сразу, нужно много терпения.
 
Хорошая книга для начинающих - свт. Феофана http://psylib.org.ua/books/zatfe01/index.htm
Там он много пишет об этом.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Здравствуйте, Александр!

Я думаю, Вы верно делаете для начала. Требуется некоторая настойчивость и время, которое исчисляется месяцами и годами, прежде чем станут явными результаты молитвы. Впрочем, правил здесь нет. Искренний отклик сердца - одна из целей молитвы - может прозвучать и в самом начале практики или даже дать толчок к умному деланию.

Безмолвие - результат долгой работы, и вряд ли оно возможно на первых порах, но учиться утишать мысли, успокаивать их и отслеживать следует уже в начале. Есть несколько ключевых моментов времени, когда это делать лучше: утром, просыпаясь, вечером, засыпая, днем в промежутках-переходах между делами и при смене видов деятельности.

Неизмеримо убыстряется работа над собой при совместной (соборной) молитве. Самый известный вариант, который, как ни парадоксально, мало используется, - церковная молитва. При должном отношении и верно выбранном храме (где создана молитвенная атмосфера или служит священник с мистическим даром проникновения в службу) иногда даже не важны личные усилия - служба как бы сама поднимает и очищает человека. К сожалению, найти такие храмы не всегда легко.

Также помогает сосредоточенное чтение духовных книг, на которые тонко отзывается сердце. "Поймав" этот зов, надо стараться удержать его, чуть отстраняясь от чтения. Когда ниточка, связывающая с сердцем, начинает теряться и помыслы будоражат ум, опять приступать к чтению.

Существуют и другие приемы, которые действенны уже в начале пути. Но главное - искренность и устремленность.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Цитата: Княжич
Поэтому, как я понял, надо избавиться от греховных действий, а потом уже - учиться полноценно молиться.
Спасибо.


Это правильно только в том смысле, что надо воздерживаться от самых грубых страстей, иметь по-возможности чистую совесть и почаще исповедоваться. Но по-настоящему избавиться от греховный действий, помыслов и прочего невозможно, не занимаясь умной молитвой. Неверно представление о том, что умная молитва -- для продвинутых (когда отцы об этом пишут, они имеют ввиду высокие степени умной молитвы). Она -- именно для новоначальных. Это самый надежный способ приучить свой ум видеть приходящие помыслы и отсекать их на стадии зарождения. Без этого делания новоначальный борется со страстями вслепую и тратит годы, чтобы привести себя в мало-мальски христианское состояние. О необходимости умной молитвы для новоначальных отцы пишут следующее:

"Замечаешь, брат, что даже если не духовно, а просто по-человечески разобрать дело, все равно выходит, что для желающих принадлежать самим себе и сделаться подлинно «монахами» [«едиными»] по внутреннему человеку, обязательно нужно вводить ум внутрь тела и сдерживать его там? Особенно уместно учить смотреть в самих себя и посредством дыхания вводить собственный ум вовнутрь начинающих. Поэтому ни один разумный человек не отсоветует какими-нибудь приемами сосредоточивать ум в себе монаху, который еще не умеет видеть самого себя. Именно, поскольку у только что приступивших к борению даже сосредоточенный ум постоянно скачет и им постоянно приходится снова его возвращать, но он ускользает от неопытных, которые еще не знают, что нет ничего более трудноуловимого и летучего, чем их собственный ум, то некоторые советуют внимательно следить за вдохом и выдохом и немного сдерживать дыхание, в наблюдении за ним как бы задерживая дыханием и ум, пока, достигнув с Богом высших ступеней и сделав свой ум неблуждающим и несмешанным, трезвенники не научатся строго сосредоточивать его в «единовидной свернутости». Можно видеть, что так и само собой получается при напряжении внимания: при всяком сосредоточенном обдумывании, особенно у людей спокойных телом и разумом, дыхание исходит и входит тихо. Субботствуя духовно и в меру возможности унимая собственные действия тела, исихасты прекращают всю сопоставительную, перечислительную и разную другую познавательную работу душевных сил, всякое чувственное восприятие и вообще всякое произвольное телесное действование, а всякое не вполне произвольное, как например дыхание, они ограничивают в той мере, в какой это зависит от нас" (св. Григорий Палама. Триады, 1, 2, 7)

Лучше с самого начала выбрать правильное направление и ориентировать себя на умную молитву. На этом пути есть свои опасности, но другой путь -- внешнего делания -- еще опаснее. Есть большая вероятность остаться на этом пути навсегда и пребывать в уверенности, что в этом именно христианство и состоит.

Поэтому все, что касается молитвы днем, среди людей, во время работы или прочего, не имеет особого значения (это важно, но как вспомогательное средство для того, чтобы удерживать себя от самых грубых греховных движений). Самое важное должно происходить в уединении, ночью, когда все спят и т. п. Нужно выделить для себя какое-то время и заниматься умной молитвой, например, по способу, как это описано у св. Григория Паламы. В остальном молитва сама тебя научит, но к всему надо подходить с разумной осторожностью и почаще читать отцов, которые пишут об умном делании.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Спасибо, Евгений, Вы хорошо написали, я совершенно с вами согласен что невозможно по настоящему избавиться от греховный действий и помыслов не занимаясь умной молитвой.

Всё же я бы не согласился что "все, что касается молитвы днем, среди людей, во время работы или прочего, не имеет особого значения (это важно, но как вспомогательное средство для того, чтобы удерживать себя от самых грубых греховных движений)." Безусловно молитва в уединении имеет решающее значение, но черезвычайно важно продолжать частую молитву в течении даже самого занятого дня, чтобы удержать себя хоть частично в том молитвенном состоянии которое достигается уединённой молитвой. Иначе мы одной рукой будем созидать, а другой разрушать построенное. Я бы даже сказал - продолжение уединённого молитвенного состояния на весь день имеет решающее значение в утверждении непрестанной памяти Божией и непрестанной молитвы. Можно иначе сказать: одна из целей умного делания - стяжание непрестанной молитвы непрекращающейся никогда, а уединённая молитва - лишь одно из необходимых средств к её стяжанию. Конечно, продолжать молиться в течении всего дня очень трудно и достигается не сразу, но я думаю молитвенные усилия следует продолжать и в течении всего дня и стараться по силам молиться умом как можно чаще. Конечно, это всё зависит от индивидуальных особенностей и предпочтений - одни больше усилий вкладывают в уединённую молитву, другие - в непрестанную молитву в течении всего дня, но всё же и то и другое одинаково важно в умном делании.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Цитата: Evgeny
Безусловно молитва в уединении имеет решающее значение, но черезвычайно важно продолжать частую молитву в течении даже самого занятого дня, чтобы удержать себя хоть частично в том молитвенном состоянии которое достигается уединённой молитвой. Иначе мы одной рукой будем созидать, а другой разрушать построенное.


Да, я с этим согласен. Но невозможно начинать со всего сразу. Надо с чего-то начать. И, наверно, это должна быть молитва в уединении. Без нее все равно нельзя ничему научиться. По-видимому, у каждого человека должна быть своя внутренняя пустыня. Если он в нее не войдет, то и из Египта никогда не выйдет.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Лучший путь - объединяющий молитву ночную и дневную, уединенную и в присутствии людей, личную и соборную. В зависимости от склада характера, опыта и обстоятельств кому-то легче начинать с чего-то одного и при определенных условиях, но при этом не забывать о получении молитвенного опыта в "противоположной" области своей жизни. Благодать и Божия помощь, вообще, "странная" штука :) - приходит тогда, когда не ожидаешь, и уходит оттуда, где, по нашим представлениям, должна быть.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Ставлю в этой теме относительно старое сообщение из ЖЖ - http://aorist.livejournal.com/235558.html?thread=4936742#t4967206 Обнаружил его случайно только вчера: почему-то автоматически попало в спам:

А.Г. Дунаев переводит просто ужасно! Я проверял. Предлагаю вам ознакомиться с моими переводом Симеон Новый Богослов О трех способах молитвы
и сравнить с переводом Дунаева. Я перевел мало, но судить уже можно. Дунаевский перевод здесь http://www.hesychasm.ru/library/stsymeon/symeon1.htm

Συμεών ο Νέος Θεολόγος

Περί των τριών τρόπων της προσευχής

Από Φιλοκαλία Τόμος Ε’, εκδ. Το Περιβόλι της Παναγίας, έτος 1993, Θεσσαλονίκη.

1. Введение

"Есть три образа (τρόποι) внимания (προσοχής) и молитвы (προσευχής), коими душа либо возводится, либо низвергается. Возводится, когда пользуется ими своевременно, [и] низвергается, когда удерживает их невовремя и неразумно (ανόητα). Бдительность (νήψη) и молитва так связаны, как душа с телом, и пребывать (σταθεί) друг без друга не могут. То и другое [бдительность и молитва] связаны друг с другом двумя способами. Бдительность первая восстает на грех, как передовой дозорный (εμπροσθοφυλακή), а затем следует молитва, которая умерщвляет (θανατώνει) и уничтожает все эти непристойные помыслы, в той или иной степени пресеченные вначале вниманием, ибо оно одно не может с ними этого сделать. Эти двое - внимание и молитва - врата жизни и смерти, ибо если мы бдительностью сохраняем молитву чистой (καθαρή την προσευχή), то становимся совершеннее, а когда не прилагаем старания и оскверняем и повреждаем [молитву], то возрастаем в [своей] негодности.
Итак, раз мы сказали, что есть три образа внимания и молитвы, следует разъяснить и свойства каждого образа, дабы желающий обрести жизнь и потрудиться, [мог] уверенно и избрать лучшее из этих трех отличных друг от друга состояний, и не придерживаться по невежеству худшего, а стремиться только к лучшему".

νήψη - "alertness" ( A Patristic Greek Lexicon. G.W.H. LAMPE p.913).


Первый способ молитвы

Отличительные особенности первого способа молитвы таковы. Когда человек стоит на молитве, он воздевает к небу руки, глаза и ум, и заполняет свой ум божественными мыслями, образами небесных красот, ангельских воинств, обителей праведных. Короче говоря, во время молитвы он собирает в своем уме все, что слышал из Священного Писания, и так побуждает свою душу к божественному вожделению, всматриваясь в небо, а иногда проливает слезы. Но если кто молится так без осуществления этого [на самом деле], то сердце его кичится и превозносится; он рассматривает происходящее как действие божественной благодати и молит Бога, чтобы позволил ему всегда пребывать в этом делании. Однако такие предположения - признаки прелести, ибо добро - не добро, когда оно делается неподобающим образом.
Итак, если такой человек проводит жизнь в безмолвии и уединении, он почти неизбежно станет невменяемым. И даже если этого не случится с ним, то невозможно ему будет достичь состояния святости или бесстрастия. Придерживающиеся этого способа молитвы также заблуждаются, думая, что они видят светы телесными очами, обоняют благовония, слышат голоса, и так далее. Одни стали полностью одержимы демонами и бродят с места на место в своем безумии. Другие не распознают дьявола, когда он "принимает вид ангела света" (2 Кор 11:14.), и, доверившись ему, пребывают в неисправимом состоянии прельщения вплоть до своей смерти, отвергая совет кого-либо [из братьев]. Иные, подстрекаемые дьяволом, кончают жизнь самоубийством, бросаются в пропасть или вешаются.
В самом деле, кто может описать все различные формы прельщения, употребляемые дьяволом? Но из того, что мы уже сказали, любой разумный человек может понять разновидность вреда, могущего проистекать из этого первого способа внимания. Даже если кто-то, использующий этот способ, возможно, избежит зла, о котором говорилось, поскольку живет в общине, - ибо отшельники особенно подвержены ему, - тем не менее, он проживет всю свою жизнь безуспешно.

http://ia600305.us.archive.org/9/items/Philokalia-TheCompleteText/Philokalia-Complete-Text.pdf
стр. 917

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

В общем и целом, смысл тот же. В нескольких местах только, в предпоследнем абзаце, например, слова "доверившись" нету у Дунаева - там "возгордившись". В первом абзаце тут: бдительность и внимание, там - трезвение и внимание.

Конечно, более точный перевод предпочтительнее, но даже и несколько неточный уже даёт представление. Может, попро́сите его закончить ?
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Спасибо, очень четко прочитывается в Вашем переводе - про внимание
 и молитву.
Как-то сказал Дунаеву в его ЖЖ, что переводчик подобных текстов должен
 иметь соответствующий опыт в делании. На что Дунаев жестко возразил - опыт,
мол, совсем не обязателен. Так что имеем, что имеем. Жаль, греческим не владею,
и англ.перевода, насколько понимаю, нет...

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Как-то сказал Дунаеву в его ЖЖ, что переводчик подобных текстов должен
 иметь соответствующий опыт в делании. На что Дунаев жестко возразил - опыт,
мол, совсем не обязателен...

Может быть, он и прав... Были же ранее переводчики этого текста с опытом и что получилось из этого - мы знаем. И потом, человек, имеющий подобный опыт, скорее сам о нем напишет, особенно если не силен в языках... Поэтому спасибо тем, кто переводит, что движимы не страхом, а чем-то бОльшим.)

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Грация, перевод сложного техничекого текста человеком, в
совершенстве владеющим лит.переводом, но без знаний в
 данной технической области - это дикая неудобочитаемая муть,
как правило ))

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Прозелит! Для меня в таких вещах важнее, чем движим человек. Если он делает перевод, потому что не может его не делать, это говорит о том, что он движим чем-то высоким.  А если переводит, к примеру,  потому, что, как ему кажется, перевод другого ужасен или же потому, что считает, что его опыт богаче, чем опыт предыдущего переводчика, то есть основания полагать, что движим такой человек тщеславием.  Признаться, мне тоже тяжело было читать переводы Дунаева.  Язык перевода тяжеловесный.  Но это нисколько не умаляет ценности его работы в настоящее время.

Сейчас то, что от Духа приходит чаще оттуда, откуда вроде бы не ждешь… От людей науки, к примеру.  Об Иисусовой молитве я впервые услышала не от священнослужителя и не гуманитария, а от человека науки.  На мой взгляд, неважно, из какой точки  сознания (логической или образной) человек начнет свой поиск Бога. Так же и Дунаев, ответив вам, не сказал, что лично ему духовный путь чужд.  А "муть" вполне даже может быть и удобочитаемой, как исключение, конечно же.))

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

http://bushmeister6.livejournal.com/  - без комментариев... хотя... Предлагаю переводы Дунаева исключить из форумской библиотеки, т.к. он был комсомольцем!!!))

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

http://bushmeister6.livejournal.com/  - без комментариев... хотя... Предлагаю переводы Дунаева исключить из форумской библиотеки, т.к. он был комсомольцем!!!))
Автор ЖЖ по ссылке не в теме переводов в отличии от Юнгерова и Дунаева, так как он пытается интегрировать Септуагинту и Ленинградский массоретский текст Библии на  др. еврейском, что не верно, так как это совершенно разные тексты.
Цитировать
"LXX:  και  εσται  εις  σκιαν  απο  καυματος  και  εν  σκεπη  και  εν  αποκρυφω  απο  σκληροτητος  και  υετου 
Варианты перевода:
 4639, σκιά
 тень.
MT:  וְסֻכָּה shelter  תִּהְיֶה become  לְצֵל־ to shade  יֹומָם day  מֵחֹרֶב the heat  וּלְמַחְסֶה and refuge  וּלְמִסְתֹּור and protection  מִזֶּרֶם the storm  וּמִמָּטָֽר׃ and the rain  פ  " (Ис. 4:6)
וְסֻכָּה
1. шатёр, шалаш, хижина;
син. 0168 (אהֶל), 04150 (מוֹעֵד), 04151 (מוֹעָד), 05712 (עֵדָה);
02. чаща, заросли, логовище.

Цитировать
Синодальный перевод (совр.редакция):
(это с массоретского)
4:6 И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя.
Цитировать
Елизаветинская Библия (1751 год):
(это с неизвестной версии Септуагинты)
4:6 и будет в сень от зноя и в покров и в сокровение от жестости и дождя.
Цитировать
В переводе П.А. Юнгерова: "И будет тенью от зноя, покровом и убежищем от непогоды и дождя"
Буквальный перевод именно "тень", а не "сень", а Юнгеров и делал перевод максимально привязанный к букве, а не смысловой перевод. Если иметь в виду еврейский текст, то просится "сень", но если следовать строго Септуагинте, то следует переводить только как "тень". Что и было сделано Юнгеровым и Дунаевым это было оставлено без изменений.
LXX и MT в этом месте Исайи сильно различается (что бывает нередко). Отсюда и все проблемы.

Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.