Исихазм

Автор Тема: Бог попускает больше страданий, чем можно выдержать  (Прочитано 22690 раз)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Заезженная успокоительная фраза о переносимости страданий, попускаемых Богом входит в противоречие с опытом психически больных людей. Непереносимые страдания есть и в то же время... их нет. Как так? Суть в том, что при приближении силы аффекта страдания, психической и физической боли к определенному порогу задействуются т.н. диссоциативные защитные механизмы психики, которые расщепляют целостные переживания на составляющие и изолируют личностный дух в некую виртуальную капсулу, возникает психическая анестезия, обезболивание, за счет прерывания/истончения связи между "Я" и миром, в первую очередь чувственной связи. Что-то вроде того, когда выбивает пробки из-за перегрузки в электрической сети (сеть - это мир, а пробка - личностный дух). Таким образом, непереносимое страдание - очень хитрый предмет, оно если есть, то его сразу нет. Однако страдание на грани переносимости и непереносимое страдание - по силе - почти одно и то же. Многие, если не все, самоубийства связаны именно с непереносимым страданием, разница, возможно, лишь в том, что в одном случае пробку ВЫБИВАЕТ, а в другом она сама выпрыгивает из гнезда. ... Зачем успокаивать, что непереносимого страдания нет? Да и кого это успокаивало, когда он находился в отчаянии?
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

viktor, врядли я могу спорить с практикующим профессионалом, однако опираясь на личный опыт и наблюдение некоторых близких мне людей... Не кажется ли Вам, что человек сам дает внутреннее "добро" на срыв? К примеру, оказавшись в сложной, болезненной ситуации - выбор встретить ли ее лицом или "сбежать" делается самим человеком?

kopeck

  • Сообщений: 148
    • Просмотр профиля

Цитата: viktor
Заезженная успокоительная фраза о переносимости страданий, попускаемых Богом входит в противоречие с опытом психически больных людей. Непереносимые страдания есть и в то же время... их нет. Как так?


Фраза будет более правильной: - Бог не попускает СКОРБЕЙ больше, чем мы можем выдержать. Страдание это понятие нашей психики, а СКОРБЬ - внешний фактор который может вызвать различное по силе СТРАДАНИЕ.
Похоже тема перед Великим Постом актуальная не только у меня,
больше всего скорбей обычно в это время попускается.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Со мной как раз такой срыв проиходил на протяжении всей последней недели. Сначала потек маленький грязный ручеек, ему еще можно было противостоять, но делать этого не хотелось, хотя и знал, КУДА он влечет.  И вот, словно темный поток уносит тебя куда-то все ниже и ниже.
Первые дни время от времени молишься, но молитвы - только на устах, а не в уме или в сердце. Нет желания идти к Богу, нет желания остановиться, и отдаешься этому темному потоку до одури.
Да, все время осознаешь, что делаешь недолжное и потому в попытке заглушить совесть ныряешь все глубже и глубже в зловоние.
Но наступает момент, когда становишься невыносимо отвратителен сам себе, и мрачный, подлый мир, в котором оказался, тоже становится отвратителен.
И вот, находишь себя как будто на каменистом дне пропасти - одиноким, раздавленным своими же темными страстями, перемазанным грязью.
Молиться не хочется. Кажется, что стыдно обращаться к Богу.
Но в какой-то момент снова заставляешь себя прошептать слова молитвы. Временами ощущаешь раскаяние, а временами мысли разбегаются, мучает тревога.
Но молитва как нить, за которую цепляешься, чтобы подняться с этого дна.
Не оборвется ли нить и на этот раз? Не знаю.
Видно и впрямь искушение, страшное искушение накануне Великого Поста.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Gior, конечно человек дает внутреннее разрешение себе, но это может быть настолько мимолетным... и тем более встретить ужас лицом к лицу не под силу многим и многим. Когда очень больно, любой, думаю, убежит. У человека есть даже рефлексы избегания боли: отдергивания руки от огня например... Многое в нашей жизни непроизвольно случается, а зависит свобода и сила личности от устойчивости границ эго, которая дает чувство онтологической уверенности. Но ведь многие обделены силой "Я", зависимы от среды, ведомы и часто не их в этом вина, хотя большинство "здоровых" склонны обвинять их в слабости. На эту тему всем рекомендуется знаменитая работа Пауля Тиллиха "Мужество быть"...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

kopeck

  • Сообщений: 148
    • Просмотр профиля

Цитата: Антиквар

Первые дни время от времени молишься, но молитвы - только на устах, а не в уме или в сердце.


А у меня сердце начинало болеть во время молитвы, приходилось
прекращать. Искушение было - сменить работу, сегодня
только видно стало, что на худшую, спутанность мыслей была всю неделю. И только в 1 день Поста стал виден зачинщик -
зеленый змий живущий в моем подсознании уже лет 20
с 2 головами - гордыня и гнев. И как только стал молиться
с просьбой помощи в уничтожении  уничтожении змия - сразу молиться стало легко.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

viktor,
Цитировать
и часто не их в этом вина, хотя большинство "здоровых" склонны обвинять их в слабости.
Я далек от того, чтоб называть это "виной" (да и себя "здоровым" считаю только с приставкой "относительно"), но хочется спросить - как Вы считаете - что же является причиной?

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Если вы говорите о причине "слабости Я" или "экзистенциальной слабости",  нехватке мужества быть, то главным образом она формируется ещё в детстве в результате нарушения эмоционального контакта с матерью, при этом также присутствует врожденный/наследственный фон "сниженного ментального уровня", то есть недостаток функции активного внимания и спонтанности побуждений, что связано с хронической недостаточной активацией лобной коры головного мозга. У такого "онтологически неуверенного" человека имеются, как правило, расстройства самоидентичности, он не может внятно ответить себе на вопросы: "Кто Я, с кем Я и куда Я?" , у него нарушено целеполагание, способность планировать свою деятельность, прогнозировать результаты. Есть такое понятие в психологии как "внешний локус контроля", применимое к таким людям. Оно означает, что такой "полезависимый" человек приписывает ответственность за события в своей жизни внешним факторам,  не он строит свою судьбу, а она строит его. В его жизни обстоятельства и среда играют зачастую решающую роль, он зависим и ведом окружением. И это обычно на всю жизнь. Таких людей с каждым десятилетием всё больше, это уже научный факт.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Цитировать
Оно означает, что такой "полезависимый" человек приписывает ответственность за события в своей жизни внешним факторам, не он строит свою судьбу, а она строит его. В его жизни обстоятельства и среда играют зачастую решающую роль, он зависим и ведом окружением. И это обычно на всю жизнь. Таких людей с каждым десятилетием всё больше, это уже научный факт.

Да, это все до боли знакомо. Жуть какая! viktor, но ведь с другой стороны, мало кто может ответить на вопрсы - "Кто Я, с кем Я и куда Я?"

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Ещё рекомендую изумительную книгу "Экзистенциальная психотерапия" известного психотерапевта Ирвина Ялома, в которой он рассуждает об базовых экзистенциальных данностях : смерть и тревога смерти, свобода и ответственность, изоляция и одиночество, смысл и бессмысленность.  Там много познавательных фактов, например результаты исследований представлений о смерти у детей и их динамике. Хотя Ялом всё же агностик  и стоик скорее, чем христианин...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Что же известно о людях имеющих внешний "локус контроля", т.е. отвергающих ответственность за свое поведение? Они более склонны к  психическим расстройствам, чем люди, принимающие ответственность (имеющие внутренний "локус контроля") - имеют большее чувство неадекватности, больше расстройств настроения, больше напряженности, тревожности, враждебности и замешательства; они меньшего достигают, менее политически активны и более внушаемы; они обладают менее развитым воображением, более склонны к разочарованиям и опасениям; чаще заболевают шизофренией и особенно депрессией. Внешний локус контроля формируется если раннее семейное окружение характеризовалось как непоследовательная, непредсказуемая и относительно неблагоприятная среда, порождающая ощущение личной беспомощности у ребенка.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Нашел адрес полного текста книги Ирвина Ялома "Экзистенциальная психотерапия!  
http://ihtik.lib.ru/psychology_31janv2006/psychology_31janv2006_1709.rar
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Спасибо viktor!

Dmitriy

  • Гость
Цитата: viktor
Внешний локус контроля формируется если раннее семейное окружение характеризовалось как непоследовательная, непредсказуемая и относительно неблагоприятная среда, порождающая ощущение личной беспомощности у ребенка.


У меня есть вопрос: как современная психиатрия и психотерапия рассматривают личность и поведение Иисуса Христа (когда речь не идет о политической корректности и уважению к традициям народа), а также каково ее мнение о том, каковы суть глубинные корни того или иной нездорового поведения в том или ином обществе. Вопрос возник потому, что, кажется (возможно, я не прав) современная медицина пытается облечить и исправить что-то в человеке (или: помочь ему исправить что-то в себе), не копая в корни проблемы и особо не интресуясь, почему и с какой целью именно те или иные проблемы были попущены Богом тем или иным людям

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Интереснейшая и тяжелая тема: грех и болезнь.
Как ни крути, она ведет к изначальному вопросу о грехопадении первого человека.
Кто из нас не спрашивал себя и других: почему я должен страдать, если Ева слопала злосчастное яблоко? Я-то в чем провинился??
В чем виноват слепой от рождения? Или человек, склонный к депрессии? Почему один красив, а другой уродлив?
Банальные вопросы, на которые не дать ответа, если мерить все мерками нашего мира.
Христианство - вообще для этого мира безумие. "Для иудеев соблазн, для эллинов безумие" (1 Кор. 1:23)
Наш мир готов оправдать все, но не готов простить.
Христианство не оправдывает, но прощает.
Кажется, на минувшей неделе я понял, что значит по своей собственной воле отвернуться от Бога. Бог не дает скорби выше сил человеческих. Человек сам с жадностью хватает эту скорбь, потакая своим страстям. А когда не может больше нести скорбь, то страшится обратиться к Богу, потому что не любит Его и не доверяет Ему.